БОГ, -а, зват. (устар.) бо́же, м. По религиозному представлению: верховное существо, сотворившее мир и управляющее им, или (при многобожии) одно из таких существ.
◊
Боже!; боже мой!; бог мой! ( в знач. междом.) — употребляется для выражения удивления, негодования, радости и т. п. И нынче — боже! — стынет кровь, Как только вспомню взгляд холодный И эту проповедь. Пушкин, Евгений Онегин. [Анна Андреевна:] Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Гоголь, Ревизор. Потом приносят и гитару: И запищит она ( бог мой!): Приди в чертог ко мне златой! Пушкин, Евгений Онегин. Бог знает (или бог весть) кто (или что, какой, куда и т. п.) — 1) неизвестно кто (или что, какой, куда и т. п.). Опять мы сбивались с дороги, ехали бог весть куда. Вересаев, На японской войне; 2) о ком-, чем-л. плохом, не очень хорошем. Ты тратишь свои лучшие годы на бог знает что ---. Роешься в старом, никому не нужном хламе. Чехов, Хорошие люди. Не бог весть (или не бог знает) какой (или что) — о ком-, чем-л. не очень важном, не очень значительном. Актеры тоже не бог весть какие были. Мамин-Сибиряк, Нужно поощрять искусство. Дай бог — употребляется при 101 пожелании чего-л. Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Пушкин, Я вас любил: любовь еще, быть может. Не дай бог (боже); не приведи бог (боже); избави (или сохрани, упаси) бог (боже) — о нежелательности чего-л. — А студенты выучат тебя только трубку курить, да, пожалуй, — боже сохрани — вино пить. И. Гончаров, Обрыв. Побойся (побойтесь) бога — имей(те) совесть; пощади(те). Ради бога — пожалуйста (при усиленной просьбе). С богом! ( устар.) — разрешение начинать что-л.; пожелание успеха, удачи при начале какого-л. дела. Раздался звучный глас Петра: — За дело, с богом! Пушкин, Полтава. Слава богу — 1) ( в знач. сказ.) хорошо. Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений в том, что дома все слава богу. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке; 2) ( в знач. вводн. сл.) к счастью. Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Пушкин, Евгений Онегин. Как бог на́ душу положит — как вздумается, как придется. Одному богу известно — не известно никому.Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. религ. высшее сверхъестественное существо, объект поклонения ◆ Всегда с самых древних времен, люди чувствовали бедственность, непрочность и бессмысленность своего существования и искали спасения от этой бедственности, непрочности и бессмысленности в вере в бога или богов, которые могли бы избавлять их от различных бед этой жизни и в будущей жизни давали бы им то благо, которого они желали и не могли получить в этой жизни. Л. Н. Толстой, «Христианское учение», 1896 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В скандинавской мифологии валькирии, подчиненные верховному богу Одину, определяют количество жертв в битвах с каждой из сражающихся сторон. Ф. К. Сологуб, «Королева Ортруда», 1909 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. разг. мастер высшей квалификации ◆ В электронике он бог.
1. религ. единое верховное существо, создавшее мир и управляющее им (в монотеистических религиях) ◆ Тогда смиряется души моей тревога, // Тогда расходятся морщины на челе, ― // И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога… Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива…», Февраль 1837 г. (цитата из Викитеки)
Источник: Викисловарь
Бог
— название могущественногосверхъестественногоВысшего Существа
в теистических и деистических религиях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова») и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).
Источник: Википедия
БОГ [бох], а, м. По религиозным верованиям — верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются господствующие классы, как орудием угнетения трудящихся масс. Б. есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Лнн. ◊ [Со словом бог в разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в к-рых это слово уже потеряло свой смысл и к-рые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т. п.].
Бог знает (иногда произн. бо́знать, в том же знач. употр. чорт знает, см. чорт) или (устар.) бог весть, с местоим. и местоименными нареч. бог знает кто, что, какой, куда и т. п. — 1) неизвестно кто, что, какой, куда и т. п. Б. знает в нем какая тайна скрыта, б. знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, б. весть какой, б. весть отколь. Пшкн. Бог знает в нем какая тайна скрыта, бог знает за него что выдумали вы. Грбдв. Нищий ваш царевич, бог весть какой, бог весть отколь. Пшкн. 2) кто-то плохой, что-то плохое и т.п. (с осуждением).Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: супряжник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ещё слава богу, ежели он мне не испортил вконец моего рододендрона.
Что он делал с нами, лучше твоим ушам не слышать и не дай бог когда-нибудь увидеть…
– Кажется, знаю, как приходится знать бог знает кого… Но зачем он у нас, этот пёстрый и неприличный урод?