БОГДЫХА́Н, -а, м. Устар. Китайский император.
[Монг. bogdohan]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. титул императоров Китая династии Мин (1368—1644) и ранней Цин в русских грамотах XVI—XVIII веков
Источник: Викисловарь
Богдыхан (монг. Богд хаан — священный государь) — термин, которым в русских грамотах XVI—XVIII веков называли императоров Китая династии Мин (1368—1644) и ранней Цин.
Появление титула в русском обиходе по-видимому связано с присвоением тюрко-монгольского титула «богдо-хан» маньчжурским императором Абахаем ещё до завоевания маньчжурами Китая.
В грамотах времен похода Хабарова на Амур (1650-е гг) и последовавших русско-китайских контактов встречаются также выражения «богдойский царь», «богдойский князь», «богдойский хан».
В русской литературе в широком смысле долгое время употреблялся по отношению к китайским императорам вообще.
После монгольской национальной революции титул «богдо-хан» (также в российских источниках «богдыхан», «богдохан») принял взошедший на престол глава монгольских буддистов Богдо-гэгэн VIII, «унаследовав» его от последнего цинского императора.
Источник: Википедия
БОГДЫХА'Н, а, м. [монг. boƣdoxan — священный государь] (истор.). Название китайского императора.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: физиогномический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Россия очень бережно относилась к своим дальневосточным владениям, прощая многие амбиции династии цинских богдыханов.
Во дворце все в коврах да в шелках, кругом стража стоит, а сам богдыхан сидит на золотом троне, над ним балдахин с колокольчиками.
Другие стихотворения слагались для пения в торжественных случаях при дворах богдыхана и удельных князей, при жертвоприношениях и т. д.