ПАССЕИ́ЗМ, -а, м. Книжн. Пристрастие к прошлому, любование им при внешне безразличном, а на деле враждебном отношении к настоящему.
[От франц. passé — прошлое]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. книжн. пристрастие к прошлому при равнодушном или враждебном отношении к современности
Источник: Викисловарь
Пассеи́зм (фр. passé — прошлое) — условное обозначение направления в искусстве в начале XX века. Пассеизм обозначает пристрастие к минувшему, прошлому и равнодушное (враждебное или недоверчивое) отношение к настоящему и будущему.
Пассеизм характерен для искусства декаданса. Ярко проявился в творчестве Марселя Пруста (романы «В поисках утраченного времени»), Грегуара Леруа (поэтический сборник «Моё сердце плачет о прошлом») и других. Реакцией на пассеизм выступает футуризм (от лат. futurum — будущее).
Определённые нотки пассеизма присутствуют также в искусстве романтизма и прочее. Пассеизм родственен консерватизму.
Источник: Википедия
ПАССЕИ'ЗМ [ссэ], а, мн. нет, м. [от фр. passe — прошлое] (книжн. неодобрит.). Пристрастие к прошлому, любование им при индиферентном или враждебном отношении к настоящему.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ронгалит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пассеизм начала XX века также рассматривал «экзотические» обычаи и произведения искусства сквозь призму своей ориенталистски настроенной интерпретационной парадигмы.
В период между двумя революциями в начале XX века позитивный взгляд на провинцию на короткое время занял видное место в дискурсе пассеизма (ностальгического предпочтения прошлого настоящему), подпитываемого имиджем провинции как чего-то чистого, незагрязненного, хранилища национальных традиций и духовных ценностей.
Волна пассеизма, породившая новый всплеск интереса к провинциальному мифу в постсоветский период, тоже вызвана крупными социально-политическими изменениями и подпитывается ностальгией; это широко распространённая культурная тенденция, проявляющая себя в культуре различными способами, от коммерческого кино до научных конференций.