РАПСО́Д, -а, м. Древнегреческий странствующий певец, исполнитель эпических поэм под аккомпанемент лиры.
[Греч.‛ραψωͺδός]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. истор. в Древней Греции: странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни ◆ Очень возможно, что эллинский рапсод восставал не против поклонения кумирам, а против отождествления их преходящего образа с вечным, независимым от человеческих чувств образом божества. Ф. Ф. Зелинский, «Древнегреческая религия», 1918 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. певец ◆ У самой кормовой каюты рапсод-олончанин пел об Алексее божьем человеке, и несколько богомольцев и богомолок благоговейно внимали ему. В. И. Немирович-Данченко, «Соловки», 1874 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Рапсоды (согласно античным объяснениям термина — «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке») — профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл — символ права выступать на собрании).
Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим своё пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.
Существовали также так называемые «русские сказители-рапсоды», от которых русский славяновед и фольклорист Александр Фёдорович Гильфердинг (1831—1872 гг.) смог записать былины про богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, про славного князя Владимира, про Идолище Поганое и Соловья Разбойника, тем самым сохранив их для потомков.
Источник: Википедия
РАПСО'Д, а, м. [греч. rapsōdos от raptō — сшиваю и ōdē — песнь] (истор.). У древних греков — бродячий певец, декламатор, исполняющий отрывки из эпических произведений (рапсодии), искусно комбинируя их.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: алакурт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта последняя была гораздо сильнее в те времена, когда гомеровская поэма не была книгой для чтения, когда слепые рапсоды пели эти песни, сопровождая пение игрой на кифаре.
Сократ. Не учреждают ли епидавряне и состязание рапсодов в честь бога?
Это объясняется тем, что разные рапсоды в своей памяти хранили разные варианты одной и той же поэмы.