СПЕКУЛЯТИ́ВНЫЙ1, -ая, -ое. Относящийся к спекуляции1 (в 1 знач.), основанный на ней. Спекулятивная торговля. Спекулятивные цены.
СПЕКУЛЯТИ́ВНЫЙ2, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Книжн. Основанный на спекуляции2; умозрительный. Взгляд Аристотеля в естествоведении, как и везде, спекулятивен и до чрезвычайности реален. Герцен, Письма об изучении природы. || Склонный к спекуляции. Ум [Бакунина] в высшей степени спекулятивный, способный проникать во все философские тонкости и отвлечения. Панаев, Литературные воспоминания.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным спекуляция I'>спекуляция I; относящийся к покупке и перепродаже ценностей, товаров и т. п.
1. связанный, соотносящийся по значению с существительным спекуляция II'>спекуляция II; основанный на спекуляции, умозрительный
Источник: Викисловарь
СПЕКУЛЯТИ'ВНЫЙ, ая, ое (книжн.). 1. Прил. к спекуляция в 1 и 3 знач.; основанный на спекуляции; создаваемый спекуляцией. Спекулятивная торговля. Купить что-н. по спекулятивным ценам. Спекулятивные расчеты. 2. Основанный на спекуляции (см. спекуляция в 5 знач.), умозрительный (филос.). Спекулятивная философия. Я воспитан в традициях красивых линий и интересов исключительно спекулятивного свойства. Салтыков-Щедрин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ожеребить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ей было известно, что я занимаюсь спекулятивными операциями на бирже, поэтому она сразу перешла к делу.
Как бы мы ни называли предмет нашего интереса, он всё равно лежит в сфере практических исследований и, следовательно, свободен от каких бы то ни было форм спекулятивной философии.
Сиддхарттха уклонялся от ответа, ибо он не представлял практического интереса и носил чисто спекулятивный характер по отношению к главной цели – достижению спасения.