История села Бузовьязы Кармаскалинского района Республики Башкортостан с момента основания до сегодняшних дней. В книге описывается жизнь односельчан, которые жили, живут и трудятся на своей родной земле.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бузовьязы. Люди и судьбы. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Память древней истории
По каким бы дорогам, в какие бы дальние края не уносила нас судьба, памятью своей мы всегда возвращаемся к родным и близким сердцу местам. Для меня это село Бузовьязы. Именно здесь моя родина. Намного позднее, когда закончится детство, когда за спиной останется школа, и ты окунешься в большую жизнь, понятие Родины перерастет в нечто большое, великое. Мы узнаем свой район и тоже начинаем называть его своей родиной. Затем — Республика Башкортостан, а там уж — вся Великая Россия навеки входит в сердце. И все мы, россияне, с гордостью говорим:
— Моя Родина — Россия!
Как в жизни, так и в самой истории. Человек, оглядываясь назад, вспоминает своих предков. История, устремляясь в далекие века, постоянно напоминает, что без прошлого не было бы настоящего. А без нынешнего дня не будет будущего.
У башкир боевые стрелы всегда были не только оружием, но и своеобразной почтой, носителями вестей. Летели они через стены крепостей, через реки и топи, несли всевозможные вести, даже признания в любви.
Стрела истории поступательно летит посланием из прошлых веков, напоминая современникам, как жили наши давние родичи, чем жила вся страна.
История нашего края, Башкортостана, как обширна, так и величава. Она корнями своими уходит в синюю дымку тумана тысячелетий. А 450 лет тому назад судьбы башкир переплелись с судьбой Русского государства. С момента вхождения в него Башкирии появляется общая психология граждан — психология братства и дружбы на евразийском пространстве.
Россия проложила первую тропу от разграбленных, разъединенных княжеств до нового государственного устройства — Империи. Судьбоносные тропы русских и башкир объединились с первых же лет, когда старейшины башкирских родов и племен мудро решили принять подданство московского царя Ивана IV и заключили с ним политико-экономический договор. С тех исторических времен два народа всегда были вместе, плечом к плечу обустраивали жизнь, стремя к стремени — в ратных делах. Башкирские батыры участвовали во всех войнах России с иноземным противником. Были в истории периоды народных смут и восстаний, направленных против притеснений и ущемлений договорных прав. Но никогда острые боевые стрелы не целили в братский народ, тем более не летели они в спину.
Башкортостан был и остается крепкой ветвью в развесистой кроне российского древа.
Спустя века после царской жалованной грамоты на вотчинное земельное право башкир, после скрепления Договора подписями предводителей башкирских родов и племен Шагали Шакмана, Кузяк-бия, Мурзы Бикбова, Мусула Каракузяка, Татигас-бия в пойменных раздольях по берегу речки появилось наше село. Первоначальное название его Муслимово, и протекающая рядом речка тоже в народе называлась Муслимкой. Название поселения и реки произошло по понятной причине и среди старожилов села до сей поры памятно. На этот счет в архивах сохранился самый первый документ, касающийся образования села. Вот он, датированный 2 марта 1757 года:"Запись поверенного башкира Ногайской дороги Уршак-Минской волости Ретьки Зиямбетова мишарям той же дороги Муслюму Каныбекову с товарищами о припуске их для поселения на 20 лет в вотчине по рекам Бузовьяз, Сакат и Узень".
Надо полагать, что уже по весне того же года сюда пришли первопоселенцы под началом мишарина Муслюма Каныбекова. по имени его впоследствии долгие годы назывались и поселение, и речка. Архивные источники сохранили нам и фамилии переселенцев. 250 лет прошло с тех пор, а строки вышеупомянутой"Записи…"волнуют нас, и перед нами рисуется удивительная картина. В"Записи…"встречаются непонятные нам слова, но и они звучат как музыка давних лет.
"Лета 1757-го года, марта 2-го дня. Уфимского уезду Ногайской дороги Уршак-Минской волости деревни Мрясовой башкирец поверенный по общему от мирских людей согласно за письмом татарским Ретька Зиямбетов, будучи в пригороде Каракулинне, дал сию от крепостных дел запись тое ж дороги, команды старшины Сулеймана Диваева, деревни Айметовы служилым мещерякам Муслюму Каныбекову, Бакиру Бикметову, Абдику Каныбекову с товрыщами в том, что по любовному договору и с общего мирских людей согласия, имея у себя довольную землю, припустили мы, Ретька со всеми мирскими людьми, их, Муслюма с товарыщи, на старинную крепостную свою землю, празднолежащую, паселитца 12-ти дворами жить, землю пахать, сено косить и лес рубить, дворами строитца и скота всякого водить, и зверей — выдру, норку, лисиц — гонять и самосадки, приискивая, делить с нами, башкирцами, пополам. А та наша вотчинная земля и угодья состоит по межам: от Юртбар — Синир на черный лес, и от него на мыс и по речке Бузовьяз по обе стороны, сено косить и землю пахать, до деревни Тукаевой по старой меже до лесу Кош-буляк по нижнюю сторону по речке Сакат до устья, да по речке Бузовьяз на низ до мосту по левую сторону, а с мосту на мыс, а с него на летние башкирские кочевья и на 2 таловые куста, на черемискую межу, и по черемиской меже по левую сторону, а оттоль на мыс и на первую межу Юртбар — Синир на черный лес, а в том лесу им, Муслюму с товарыщи, дрова и жерди и лыка рубить (а лубья не снимать и бревна не рубить). За которое припущение рядили мы, Ретька с товарыщи, с мирскими людьми, у них, Муслюма с товарыщи, тою нашею землею и с угодьи с нынешнего 1757-го году впредь 20 лет землю пахать, сено косить, хмель щипать. А нам, Ретьке с товарыщи, в том же не спорить и никакого помешательства и утеснения не чинить". (Уфимская провинциальная канцелярия, д. №338, 1757 г.).
Оно, наверное, так и было, согласно этой"Записи…":"Никакого помешательства и утеснения не чинить". Ибо по сведеньям последующих переписей видно, как быстро из года в год росло население Бузовьязов. Здесь были все удобства для нового поселения — рыбные реки, прекрасные луга для пастбищ и сенокосов, большие озера с пристанищем для дичи. И главное, непосредственно под боком стеной стояли вековые леса, где пришлому народу разрешалось без дополнительной платы рубить деревья для строительства своих изб.
"Запись…"1757 года по истечении срока была переоформлена, и действие ее продлевалось еще на 50 лет.
Таким образом, даже из кратких сведений этой"Записи…"и позднейших документов создается впечатление, что пришлый,"припущенный"сюда народ жил в полном согласии дружбе с башкирами. Население росло довольно быстро, и к 1920 году, когда уже прошли Великая революция, и гражданская война, в Бузовьязах насчитывалось 3748 человек. А дворов был 657.
Испокон веков в Бузовьязах люди занимались хлебопашеством, скотоводством, рыбалкой, пчеловодством. Так как село стояло на удобном месте, и через него проходила не одна, а несколько дорог в разные концы губернии, кое-кто из жителей приобщился и к мелким промышленным делам. Появилось кустарное производство: стали изготавливать кирпич, выделывать овчины, валять валенки и шить сапоги. На речках появились мельницы.
Как свидетельствуют архивные документы, деревня Бузовьязы в начале 19 века становится своеобразным центром кантона, здесь обосновалась резиденция кантонного начальника.
С ужасающими трудностями встречались переселенцы на новых землях. В те давние времена, когда пришли сюда мишарские первопроходцы, земля стоила гроши, как отмечал в своих очерках Н.В. Ремезов — "дешевле редьки". Припущенникам разрешалось рубить в округе лес для строительства жилья. Позднее, во вторую или даже третью волну распродажи башкирских земель, в середине в конце 19 века дело обстояло куда хуже, чем столетие назад. Об этом красноречиво рассказывается в очерках под общим названием"От Оренбурга до Уфы"русского писателя Глеба Успенского, побывавшего в конце 80-х годов указанного выше столетия в Оренбургских краях. В очерках с большой художественной силой показана трагическая жизнь переселенцев и самих башкир, когда колонизация края достигла своего апогея. Коренное население, несмотря на великие природные богатства, которые их окружали, стояло на грани полного разорения. В советские времен писатели и журналисты, описывая прошлое Башкирии, никогда не упускали возможность напомнить фразу Г. Успенского из очерков, ставшую знаменитой во всем Башкортостане:"Пропадет башкир, пропадет! Беспременно пропадет этот самый башкир!"
Писатель с состраданием высказал в своих очерках гневный протест против варварского ограбления народа."Гибель башкира, начатая хищником побольше сотни лет тому назад, — писал он в одном из вариантов очерков, — и уже на нашем веку выразившаяся в самых бесстыжих размерах и приемах, не требует подробного изложения, во-первых, потому, что оно не исчерпано даже и в двух томах добросовестнейшего труда Н.В. Ремезова, а во-вторых, потому, что у всякого впечатлительного русского человека позорное дело расхищения башкирских земель оставило столь неизгладимое впечатление, что никогда не забудется и без напоминания об этом позоре".
Перечитывая очерки русского писателя-гуманиста, невозможно оставаться равнодушным. Хочется для подтверждения своих слов приводить — да простит меня читатель — все новые и новые выдержки из печального повествования о прошлой жизни крестьян:
"Извозчик, указывая кнутом, говорит:
–Вон и Трехсвятский хутор!
Но, глядя самым пристальным взглядом по направлению кнута, мы действительно видим"что-то"; но представления о хуторе, то есть о трех-двух избушках, хотя бы самых мизерных, о двух-трех соломенных крышах, над которыми вьется дымок, свидетельствующий о"жилом месте", — этого мы не видим. Какие-то черные груды, напоминающие в кучке сложенный торф или кизяк, небольшого размера, разбросанные где попало, не дают ни малейшего представления о человеческом жилье. Оказывается, что народу много, очень много живет в глубине этих черных куч земли; маленькое окошечко сморит из ямы, по краям которой в несколько слоев наложены толстые куски дерна, как кирпичи, и такими же кусками дерна застлана плоская крыша; нагнувшись в три погибели, можно заглянуть в эту в буквальном смысле конуру и в миллионный раз убедиться, что"золотые"руки нашей крестьянской женщины даже и в такой ужаснейшей конуре могут придать облик некоторого уюта. Какой уют может быть в яме, вырытой в земле, аршина в четыре длины и в три ширины? А вот оказывается, что может: стены вымазаны крепкой красной глиной, прилажена из той же глины печурка в аршин величины; и люлька с ребенком качается в уголке. Шевелиться, ходить в этой клетке нельзя — и вот вы видите, что люди, живущие здесь, как бы только жмутся друг к другу, спасаясь от непогоды или присев для отдыха, конечно,"потеснившись". Заглянув в эту клетку, наполненную преимущественно женщинами и детьми, мы видим, что нас приветствуют поклонами, но что все приветливые люди удручены не горем, а таким отчаянием, которое нельзя высказать словами, которое притупляет способность слова, мысли и выражается в глубоком вздохе и мертвом молчании".
Кто-то из поэтов сказал:
Для любви и счастья, не для бед
Человек рождается на свет.
А выходит все наоборот:
Мучается на земле народ.
Тяжелая жизнь, обремененная непосильной работой, вечная погоня за хлебом насущным приводила к болезням, скоротечной смерти. Эпидемия то чумы, то холеры как косой выкашивали людей целыми деревнями. Бывали и голодные годы, случались пожары. Всех этих лишения не миновало и наше село Бузовьязы.
Передовые люди России — мыслители, писатели, ученые — неоднократно вставали на защиту бедного народа Башкирии. Обращались к этой злободневной теме Пушкин и Лев Толстой, Чехов и Короленко.
Но вот примечательно: очерки Г. Успенского и Н. Ремезова, опубликованные в российских журналах, были встречены в штыки уфимскими чиновниками — рыльце-то у них в пуху. Они на продаже башкирских земель, особенно в 19 веке, урывали для себя огромные куски. Вот они-то в первую очередь и подняли невероятный шум вокруг имен русских писателей, бывших всем сердцем за простой народ. Даже судебную тяжбу затеяли с ними, требуя наказания, как говорят сегодня,"за оскорбление личности".
Николай Ремезов по этому поводу писал в предисловии ко второму изданию своих очерков:"Господа уфимцы хотели зажать мне рот, но сами прикусили язык. Да-а, нужно твердо держать на памяти и зарубить на носу, что хищения хорошо помнятся, и это будет еще долго служить исторической справкой…"
Первых поселенцев, в том числе и моих родителей Сулеймановых, на бузовьязовских землях беды и произвол властей коснулись не меньше, так как они давно уже укрепились здесь и как бы стали своими вплоть до того, что со временем потеряли свою мишарскую принадлежность и стали кто татарами, кто башкирами.
Царские власти стремились постоянно урезать или отнимать права, предоставленные башкирам первоначально. Усиление феодального и национального гнета вызывал недовольство местного населения. Защищая свои вотчинные права на землю, башкиры в 17-18 веках неоднократно поднимали восстания. Активное участие в них принимало и население моего родного края.
Так, население края приняло участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов под руководством Емельяна Пугачева — самом мощном вооруженном выступлении трудовых масс феодальной России против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. Наш земляк Канзафар Усаев был бригадиром в армии Пугачева.
С самого детства я слышал из уст своих земляков это громкое имя — Канзафар Усаев. Его нам очень часто упоминали все школьные преподаватели, и не только литературы или истории, коим по долгу своему это было необходимо. Учителя физики, математики при любом случае называли его — боевого командира Крестьянской войны, которую царские прислужники неласково окрестили"пугачевщиной".
Прошедшие века, отшумевшие эпохи конкретно определили место и роль всех сподвижников Емельяна Пугачева, в том числе и самого народного царя. До поры до времени все мы, бузовьязовцы, гордились, что Канзафар Усаев — наш земляк. По сути, никаких сомнений в этом не было, ибо по многим литературным источникам оно так и значилось: Бузовьязы — родина Канзафара Усаева. намного позднее, изучая архивные документы, я узнал, что пугачевский полковник был родом из деревни Чекмагушево бывшей Уфимской губернии, и родился он задолго до Крестьянской войны — в 1738 году. Когда ему исполнилось 19 лет, юноша почему-то переселяется в село Бузовьязы. Там становится муллой, а позднее — сотником. Этот факт говорит сам за себя. Значит Канзафар Усаев — молодой мулла — был грамотен. Он хорошо знал руский и татарский языки, ибо на них писал свои воззвания к народу. Как мулла должен был владеть и арабским языком.
Когда возгорелись первые костры пугачевского движения, село, занимающее чрезвычайно удобное место вдоль оживленной дороги, привлекало к себе и восставший люд, и царские карательные отряды. Тем более что в селе уже тогда работали кузницы, на удобных речках стояло несколько мельниц, на лугах паслись тучные стада скота.
По указу оренбургского губернатора И. Рейнсдорпа, многих мишар из Бузовьязов направили на Стерлитамакскую пристань.
Со всех концов обширного башкирского края туда, на бельские раздолья, стекались конники и пешие лучники. Здесь, в Стерлитамаке, из их числа формировались отряды для подавления народа, восставшего супротив престольной императрицы Екатерины II. Самые отчаянные и знающие все беды своего края командиры отрядов (такие, как Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Канзафар Усаев) ушли к Пугачеву — царю-спасителю. Шестеро мишарей вместе со старшиной Ягафаром Кучумовым и сотником Канзафаром Усаевым бежали, не доходя Стерлитамака, из царских войск. Бежали они с мыслью о присоединении к Пугачеву, повстанческая армия которого базировалась в станице Берды под Оренбургом.
Под покровом ночи этот отряд численностью в восемь человек, но на хороших скаковых лошадях, при саблях и при двух огнестрельных ружьях, выбрался в укромные места. По дороге со стороны Уфы в сторону Стерлитамака кто на рысаках, кто пешим строем текли колонны башкир, татар, мишарей — всех их сгоняли в одно место, чтобы вскорости влить в основные части карательных войск.
Канзафару было тогда 35 лет. По тем временам это весьма солидный возраст. Старшина Кучумов и Канзафар Усаев, спешась с лошадей, на коротком привале сговариваются отыскать среди идущих своих односельчан и друзей, готовых вместе с ними идти к Пугачеву. Они вдвоем — люди бывалые — хорошо понимали, что там, под Оренбургом, их примут тепло и ласково, коль придут они туда не с пустыми руками, а с хорошим"подарком"в виде роты-другой кавалеристов. Так оно и случилось: из-под Стерлитамака вблизи деревни Березовка ни выходили на большой тракт отрядом в сто сабель, а, проехав путь и остановившись у стен станицы Берды, их, перевербованных, насчитывалось уже более двухсот всадников.
Естественно, Пугачев встретил Канзафара Усаева восторженно. Передохнув после утомительного марш-броска, конники Канзафара принимают активное участие в столкновениях с царскими войсками у стен столицы края — Оренбурга.
Уже в самом начале Крестьянской войны 1773-75 годов донской казак Емельян Пугачев понял, что без местного населения — башкир, татар, мишарей, мордвы, чувашей — приток в народную армию будет не столь значительным, как следовало бы. Восстание яицких казаков быстро превратилось во всенародную войну не с Россией, а с царским престолом, с засильем чиновничьего деспотизма, за ликвидацию феодальных порядков в стране.
Самозваный царь осенью 1773 года направляет восемь мишарей во главе с Канзафаром Усаевым в Кунгурскую волость для формирования новых повстанческих отрядов из местных крестьян и заводских рабочих.
Надо особо отметить, с какой поразительной быстротой разгорался костер Крестьянской войны. 17 сентября 1773 г. беглый казак в яицкой столице провозгласил себя императором Петром III, обратясь с воззванием к небольшой группе казаков, и призвал их к восстанию, а уже 4 октября под его знаменами насчитывалось 2860 повстанцев с 20 пушками. С этими силами он начал осаду Оренбурга.
Вся территория Поволжья и Урала была охвачена великим пожаром недовольства. То тут, то там вооружался взбунтовавшийся народ, и поэтому без особых усилий удалось молодому пугачевскому полковнику удалось сколотить отряд из 500 человек. 1 января 1774 года отряд без труда и большого кровопролития захватил село Богородское. Здесь Усаев назначает купца Ивана Белобородова сотником уральских казаков, а после захвата нескольких железоделательных заводов дарует бывшему мелкому купцу от имени царя Петра 3 чин атамана.
Начинается триумфальное шествие по пути славных побед народного военачальника из села Бузовьязы. 6 января он предпринимает глубоко обдуманную атаку на Ачинскую крепость и хитростью берет ее.
Когда я был мальчишкой-школьником, помню, кто-то из старых людей нашего села рассказывал о боевых подвигах земляка Канзафара-батыра. Была ли это легенда, сохранившаяся в народе, поэтическая сказка ли — мне неведомо. Но отлично помню вдохновенную речь старика. Мы, мальчишки, раскрыв рты, с любопытством слушали рассказ о военной хитрости пугачевского полковника.
— Канзафар-батыр — наш бузовьязовский егет — был всем батырам батыр. Как махнет саблей левой руки, так сразу двоих уложит, как в правую руку возьмет шашку, так по обе стороны его рысака враги плашмя падают десятками.
Многие крепости он хитростью брал. Так и за укрепления Ачинского завода ворвался. В прежних боях с царскими карателями он у пленных солдат трофеи брал, амуницию. И в эту солдатскую форму обрядил он небольшой отряд в десять человек, и те в царском обмундировании на рысях подскочили к воротам крепости.
А кругом леса густые, укрытие хорошее. В них, в этих лесах поблизости о крепостной стены затаилось основное войско Канзафара…
Так рассказывал сельский любитель старины. А я, мальчонка, с замиранием дыхания слушал его, и передо мной рисовалась картина давнишней баталии стен уральского завода.
Вот воины Канзафара Усаева разбивают в пух и прах царских солдат, посланных на подавление восставшего народа. Большая часть из них переходит на сторону бузовьясовского полководца. Офицеров и не сдавшихся в плен убивают. В их армейскую форму переодевают самых решительных и сильных егетов из народного ополчения, и они на резвых рысаках устремляются к воротам крепости. Стражники встречают их, бегут за воеводами и комендантом. Пугачевцы обнажают сабли и тут же врываются в распахнутые ворота. Тем временем из лесного укрытия выскакивают конники. К воротам мигом подлетают разгоряченные кони. Обескураженных предводителей, спрятавшихся за стены, тут же берут в плен. Простой народ с вилами, топорами, рогатинами бегут навстречу усаевцам, с охотой и даже с радостью помогает им в разгроме защитников Ачинской крепости.
Комендант по фамилии Воинов был казнен. Вместо него Усаев назначает новым атаманом крещеного татарина Ивана Амермика.
Побыв всего два дня в захваченной крепости, 8 января отряд Канзафара, пополненный новыми силами, с ходу захватывает Супсункий завод, уничтожает все долговые бумаги крестьян и работных людей на огромную сумму. На следующий же день, 9 января, повстанцы Усаева подступают к стенам Кунгура, где соединятся с отрядом другого сподвижника — Батыркая Иткинна. кунгур был сильно укреплен, и потому даже объединенным отрядом повстанцев с ходу его взять не удалось. Каратели, стоявшие за городскими стенами под командованием царского полковника А. Попова, упорно сопротивлялись. Целых десять дней повстанцы предпринимали атаку за атакой, но тщетно. 18 января к Кунгуру подходит со своим отрядом Салават Юлаев.
Мельком Канзафар и Салават знали друг друга еще под Оренбургом, и позднее до них доходили вести о боевых делах того другого. Здесь они близко познакомились. Под их началом находилось уже более четырех тысяч человек с конями, по тем временам — неплохо вооруженных.
24 января лавина повстанцев вновь штурмует город, но он опять сумел выстоять. 26 января отряды Канзафара и Салавата предприняли новую, последнюю атаку на крепость. В бою был ранен Салават Юлаев, и его пришлось отправить на санях в сопровождении вооруженных всадников в родную деревню Текеево.
Оставив войско, Канзафар с небольшим отрядом уходит в родные края, чтобы пополнить войско, а затем вернуться под Кунгур. В начале апреля он, как гром с ясного неба, оказался в родном селе Бузовьязы. В народе переполох, многие немедля присоединились к отряду своего земляка. Канзафар в раздумье — войско его малочисленно. Тогда он в сопровождении всего двух повстанцев едет напрямую к старшинам Мохсину Абдусалямову и Ишмухамету Сулейманову. От имени генерала Фреймана он потребовал сформировать отряд в 500 человек. До мишарских старшин доходили слухи, что Канзафар Усаев — недавний мулла — переметнулся на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Они не поверили Канзафару, а, воспользовавшись тем, что он без охраны, скрутили его и повезли в Стерлитамак, чтобы сдать властям.
Так гласят урывочные факты истории.
Еще в юности я задумывался над фамилией старшины Ишмухамета Сулейманова.
Не дальний ли он мой пра-пра-прадед? И я придумал для себя одну из версий. На полпути к Стерлитамаку, остановившись на ночлег в какой-то деревне, Ишмухамет помогает Канзафару бежать из-под стражи. Его побег из плена — это тоже исторический факт. Неизвестно только, кто помог ему бежать. А мне, разгоряченному фантазией юноше, очень хотелось, чтоб спасителем башкирского батыра был именно мой далекий предок, который присягал царю на верность, достойно служил Империи, за что имел от самого царя золотую медаль.
К сожалению, эти факты в архивах обнаружить не удалось, но высказывания о них в различных публикациях встречать мне приходилось неоднократно. Да, во времена великих смут, революций, гражданских войн народ всегда делился на два диаметрально противоположных лагеря. Возникали новые силы, которые поднимались на старорежимные уклады.
Герои были и с той, и с другой стороны, ибо все они грудью стояли за великую Россию. Сегодня мне, например, претит явная торопливость некоторых либеральных демократов, которые низвергают с пьедестала истории имена не только Ленина, Сталина, но и настоящих героев — таких, как Чапаев, Лазо. Олег Кошевой. Вместо них выдвигаются на первый план Колчак, Деникин, Врангель. А императора Николая II даже в святые возвели!
Как-то не вяжется это с логикой вещей. Руководство страны призывает к примирению, специально вводит в календарь вместо 7 ноября новый праздник, а противоборство все еще существует. Логичнее было бы не торопиться перечеркивать достойные имена и исторические деяния с обеих сторон, ибо это — жизнь наших родичей, ибо это и есть история…
Итак, Канзафару Усаеву удалось вырваться и бежать. Уже в апреле-мае он действует в других местах Ногайской и Сибирской дорог. К нему, как ручьи в полноводную реку, стекаются со всех краев Урала все новые и новые подкрепления. Его отряд буквально в считанные дни вырастает до 1000 человек.
Надо полагать, народ российский был доведен верховной властью и местными помещиками до высшей точки терпения. Великий поэт А. Пушкин в своем незавершенном романе «История Пугачева» на этот счет пишет: «Пугачев усиливался: как явился он под Яицким городком с горстью бунтовщиков, и уже он имел до трех тысяч пехоты и конницы и более двадцати пушек. Семь крепостей были им взяты или сдались ему. Войско его с часу на час умножалось неимоверно».
Указывает А. Пушкин даже на то, что «многочисленная московская чернь, пьянствуя и шатаясь по улицам, с явным нетерпением ожидала Пугачева».
По прошествии времени, исчисляемого многими летами, когда изучены богатейшие материалы творчества великого поэта, можно легко заметить, что умонастроение Пушкина как автора «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки» было целиком на стороне донского казака Емельяна Пугачева. При каждом удобном случае он, не слишком углубляясь в детали, подчеркивал народный характер Крестьянской войны. Не напрасно в своих «Замечаниях о бунте» поэт специально отмечает: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало, не только попы и монахи, но и архимандриты и архиереи. Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства».
По всей книге встречаются фразы и целые эпизоды, которые говорят сами за себя: «Жители приняли его с восторгом»; «Бунтовщики дрались храбро»; «Пугачев все усиливается». Говоря о правительственных войсках, автор отмечает противоположные факты и детали: «Ни одно из сих распоряжений не было выполнено»; «Солдаты, приведенные в уныние и недоумение, сражались неохотно»; «Наумов… отступал без всякого успеха. Его солдаты робели, а казакам он не доверял»; «Конница Кара была утомлена и малочисленна»; «Войско было малочисленно и ненадежно. Начальники оставляли свои места и бежали, завидя башкирца с сайдаком или заводского мужика с дубиной». Примечательным контрастом звучат замечания Пушкина о том, что «первое возмутительное воззвание Пугачева к яицким казакам есть удивительный образец народного красноречия», а объявление Рейнсдорпа о Пугачеве «было писано темным и запутанным слогом».
Даже такую тонкость, как лаконичный язык воззваний и пугачевских прокламаций, не обошел стороной великий поэт. А ведь многие из них писались, как нам известно по архивам и легендам, такими предводителями крестьянского движения, как Кинзя Арсланов, Канзафар Усаев и сам Салават Юлаев, которого в народе знали как поэта-импровизатора.
Действуя на Ногайской и Сибирской дорогах, Канзафар привлек на свою сторону большие массы людей, и в апреле и мае 1774 года его отряд неимоверно пополнился. Грозная эта сила 1 июня, торопя коней, подоспела в Кигинские края и присоединилась к войску Салавата.
Полученные Салаватом раны еще не успели зажить окончательно, но военное положение звало его в бой. Сюда же подоспел и сам Пугачев.
Объединенные отряды ликовали. 3 июня они скрестили сабли и штыки с солдатами корпуса Михельсона. Схватка была горячей. То обученные военному делу солдаты Михельсона теснили пугачевцев, то разгневанный народ грозной лавиной обрушивался на карателей. И с той, и с другой стороны погибло много людей. Пугачев оставил на поле боя 400 человек убитыми. Его войско отходит для подкрепления за реку Ай, а сам Михельсон бежит в Уфу.
Здесь, на берегу горной реки Ай, Пугачев дарует Канзафару Усаеву высокий чин бригадира, то есть бригадного генерала.
Успехи крестьянской армии были настолько значительны, что стали серьезно грозить российскому трону. Екатерина II прекращает войну с Турцией и всю военную мощь бросает на подавление восстания. Башкирия уже к концу 1773 года была полностью в руках Пугачева. Из народных масс выдвигаются выдающиеся полководцы. Кроме русских, возглавляют пугачевскую армию бригадиры, полковники, атаманы, представлявшие другие народы края: башкиры Каскын Самаров, Каранай Муратов, Базаргул Юнаев, Абдей Абдулов, Батыркай Иткинин, конечно, известные повсюду сын с отцом Салават и Юлай, мишарин Канзафар Усаев, татарин Мясогут Гумеров и другие. Многие имена предводителей, к сожалению, давно забыты и канули в Лету.
Пугачев с основной армией уходит брать Казань, чтобы оттуда начать наступление на Москву. В Уфимской провинции он оставляет за главных Салавата Юлаева и Канзафара Усаева. 26 июня Канзафар возвращается на Ногайскую дорогу и обращается к народу с воззванием о создании новых отрядов. Чуть ли не все старшины в районе реки Уршак, в предместьях Бузовьязов поддерживают своего земляка, и с этого времени Канзафар становится главным человеком всей Ногайской дороги. Численность его основного войска, не считая небольших дружин и отрядов, переваливает за две тысячи человек.
Канзафар направляет своих гонцов к Салавату Юлаеву, Каранаю Муратову, а сам отправляется в сторону Белебея на переговоры со старшиной Кидрасом Муллакаевым. Забыв о предосторожности, он почти без охраны, в сопровождении всего двух бузовьязовских крестьян, трогается в путь. Но подле деревни Ермолкино, под Бижбуляком, на троих всадников набрасываются извещенные заранее каратели. Вечером 3 августа Канзафара арестовали и уже на следующий день этапировали сначала в Бугульму, затем — в Казань.
Бригадный командир Канзафар Усаев был схвачен, но многочисленное войско, сколоченное им. продолжало борьбу. На этом прерывается его героический путь. Начинается жизнь, полная лишений и страданий, жизнь каторжника.
В начале осени того же года был схвачен и сам предводитель народной войны, донской казак из Замовейской станицы Емельян Иванович Пугачев.
Пути их вновь сошлись в Москве. И тот, и другой, закованные в кандалы, сидели в следственной тюрьме. Во время допросов с 18 ноября и по 5 декабря они встречаются. Не сломленные духом два народных вождя смотрели глаза в глаза и острым взглядом ни в чем не упрекали друг друга.
Пушкин в своем романе приводит одну фразу Пугачева чрезвычайной важности во время его допроса. «Богу было угодно, — сказал он, — наказать Россию через мое окаянство».
Конечно же, народный мститель под словом «Россия» имел в виду ненавистную царскую власть и всю дворянскую камарилью.
В конце декабря был вынесен приговор: зачинщика-бунтаря Пугачева и казака Перфильева четвертовать. Его верного сподручника Чику Зарубина приговорили к отсечению головы, Шигаева, Торнова и Подурова — к виселице.
10 января 1775 года в Москве на Болоте свершилась казнь. Ужасающую картину этого чудовищного действа пригнали наблюдать жителей стольного града. Рядом с помостом стоял скованный по ногам и рукам Канзафар Усаев.
О казни донского казака Пугачева написано много. Подробно освещена она и в романе Пушкина. Оставил свои записи о ней поэт Державин. И последующие поколения чтили память о великом волнении народа и о предводителях войны.
31 января 1775 года Канзафара отправляют на вечную каторгу в эстонскую крепость Рогервик (ныне Палдиски). А 19 ноября туда же привозят Салавата и его отца Юлая.
Умер Канзафар Усаев там же, на рогервикской каторге, 10 июля 1804 года, пережив Салавата на четыре года…
…Во все времена бузовьязовцы пополняли ряды башкирского войска. В Башкирии начала XIX века воинская служба представляла из себя сложную систему. В Уфе стояли части регулярной российской армии (кавалерийский полк размещался в кирпичных казармах с каменными конюшнями; эти здания и сейчас стоят за Домом профсоюзов на ул. Карла Маркса). В начале войны 1812 года уфимский полк и сформированные сборные башкирские конные отряды выступили в тяжелый длительный поход. В составе русской армии они приняли участие во многих известных сражениях, дошли до Парижа, покрыв себя славой и прославив свой край и народ.
Но много наших земляков служило в глубине страны. Были здесь и казачьи части, и местные национальные формирования, несущие внутреннюю службу. К ним относилось и так называемое башкирско-мещерякское войско. В случае военной необходимости из него призывали и в национальные части русской армии, но в основном служба заключалось в сохранении спокойствия, порядка и обеспечении выполнения государственных постановлений на местах, в поимке беглых крестьян и заключенных.
О составе и образе жизни этих служилых людей дает представление архивный документ — рапорт командующему башкирским и мещерякским войском от начальника 2-го и 3-го кантонов есаула Резяпова «о службе и достоинстве обер-офицеров, зауряд-чиновников и урядников вверенного мне кантона», который составлен 22 марта 1839 года в кантонной квартире Стерлитамакского уезда в деревне Бузовьязовой.
В начерченных гусиным пером таблицах заполнены многочисленные графы: личные анкетные данные, сведения о семье, хозяйстве, послужной список — продвижение по службе, должности и звания, награды и поощрения. Отдельной строкой отмечена грамотность. Практически все, имевшие чины, звания и должности, владели грамотой, хотя и в разной степени (в основном, конечно, тюркской). Многие были женаты, имели свое хозяйство и большие семьи. Вот несколько таких записей о наших земляках, служилых людях из башкирского и мещерякского войска.
Кантонный начальник есаул Фазлулла Усманов, сын Резяпов (в те годы в качестве отчества часто употребляли «сын такого-то», и нередко это становилось новой фамилией всех его сыновей и целого рода), — кавалер ордена Св. Станислава 4-й степени, 47 лет от роду, из зауряд-чиновничьих детей, в деревне Бузовьязовой имеет деревянный дом и на реке Узени — две мукомольные мельницы, женат на чиновничьей дочери, имеет четырех сыновей и четырех дочерей. Дети в возрасте от 5 до 26 лет. Двое старших сыновей служат также в татаро-мещерякском войске в чине хорунжих.
В послужном списке самого начальника отмечено: в походах не бывал, а по внутренней службе находился в 1812 году командиром резервной команды, отряженной для поимки воров и разбойников. Отмечен в нескольких приказах своего главного начальника — генерала Экена. В 1830 году возглавил кантон. Русской и татарской грамотой владеет. Кроме ордена Св. Станислава, награжден в 1832 году именной золотой табакеркой в 400 рублей.
В списках подчиненных Резяповы встречаются не раз. Это — довольно частая картина среди служащих в местном войске. Родовые связи и потребность в надежных грамотных людях оправдывали такую семейственность.
Далее в отчете читаем: кантонный помощник Абдуллатиф Земчуров, сын Резяпов, 64 года от роду (наверное, старший брат). Службу начал рядовым в 1789 году, дослужился до походного старшины, затем был выдвинут на должность кантонного помощника. Из чиновника 14 класса повышен до 13 класса. Живет в Бузовьязах в собственном доме. Женат повторно. Сын от первой (умершей) жены, дочери зауряд-чиновника, 37 летний Мухамад — в службе (зауряд-есаул).
Еще один Резяпов — 57-летний юртовой старшина Земчулла Земгуров — в службе с 1793 года (на Оренбургской линии). За долгие годы службы получал повышения в званиях: рядовой, зауряд-сотник, походный старшина, юртовой старшина. С 1805 года находился на линейной службе в крепости Орской, был попечителем по Стерлитамакскому уезду. В 1830-31 годах находился во 2-м отделении «по предосторожности от болезни холеры». Этот представитель многочисленных Резиновых также был дважды женат, имел 8 детей. Старший сын также служил в звании зауряд-есаула.
Представителям татаро-мещерякского войска приходилось выполнять различные задания, в том числе нести карантинную службу во время эпидемий, контролировать государственные заготовки и сплав леса для военного и казенного строительства.
Интересные подробности службы одного из самых молодых Резяповых — 26-летнего Шагибека Фазлуллина — также нашли отражение в этом отчете. Смолоду служил лесным надзирателем по устройству коммерческого тракта от Стерлитамака до Верхнеуральска. Приказом оренбургского военного губернатора, отданным по корпусу в 1836 году, объявлена благодарность за «исправное обмундирование себе противу образца на собственный счет в городе Оренбурге». Годом позже бравый молодой хорунжий включается в сводный башкирский полк для представления по случаю прибытия в Оренбург наследника-цесаревича. За усовершенствование и успешное командование сотней при нахождении в учебном полку объявлена благодарность, рекомендован к повышению по службе.
Не у всех служба проходила так гладко. У зауряд-сотника Хабибуллы Ишназара Абдиева в анкете читаем: «Находился под судом в 1832 году за взятие с крестьян 60 рублей денег при решении правительственного дела. На две недели был арестован». На службе оставлен. Женат в третий раз. Имеет на иждивении четверых детей от 2 до 13-ти лет, старший сын — в службе.
Среди молодых служилых людей встречались изредка и хорошо образованные для своего времени юноши. Как, например, 22-летний зауряд-хорунжий Шагиахмет Фазлуллин Резяпов. Он жил при доме отца в деревне Бузовьязовой. С февраля 1835 года находится при командующем башкирским и мещерякским войском в Оренбурге в качестве ординарца. В графе «грамотность» с удивлением читаем: «Российской, татарской, персидской и арабской грамоте читать и писать, арифметике и грамматике знает». По тем временам, в данном сословии это было величайшей редкостью…
…Сегодня, когда я приезжаю к себе на родину, в Бузовьязы, оглядывая равнинные дали, в посвисте ветра слышатся мне звон сабель, ржание коней и зычный голос бригадного генерала пугачевской армии — Канзафара Усаева. Мне кажется, сама история разлита в воздухе, витает по окрестным бузовьязовским далям.
Бузовьязцы покрыли себя неувядаемой славой в войне 1805 — 1807 годов, Отечественной войне 1812 года, Крымской кампании 1853-1856 годов.
Башкиры, как и другие тюркские народы, издревле обладали военным искусством. Они, еще будучи в составе Золотой Орды, участвовали в военных походах ордынских ханов, поставляя из 10 семей одного воина. Каждый воин в походе должен был иметь двух коней, лук и три больших колчана со стрелами, топор и веревки, копье, щит, инструмент для ремонта и заточки оружия. Этой традиции следовали воины-башкиры и в начале XIX в., в период так называемого кантонного режима, когда башкиры окончательно были переведены в военно-служилое, казачье сословие (1798-1865 гг.).
Но наиболее массовое участие башкир в боевых действиях связано с Отечественной войной 1812 г. Это объясняется тем, что в 1798 г. башкиры, а также мишари, впоследствии растворившиеся среди татар и башкир, были переведены в казачье сословие с введением особой, кантонной системы управления. Территории, занимаемые башкирами и мишарями, были разделены на кантоны — особую военно-административную единицу, во главе которых стояли кантонные начальники. Кантоны делились на команды, или юрты, возглавляемые старшинами. Кантонные начальники и старшины, как правило, становились командирами башкирских полков, участвовавших в боевых действиях России.
После вторжения наполеоновской армии в Россию (июнь 1812г.) все народы поднялись на борьбу против французских захватчиков. Башкиры сформировали и направили на войну 28 полков (пятисотенных), оренбургские и уральские казаки — по 5, мишари и тептяри — по 2 конных полка. Сражался против армии Наполеона и Уфимский пехотный полк. Башкирские полки были вооружены ружьями, пистолетами, саблями, луками и стрелами. Недаром французы за мастерское владение луком и стрелами назвали башкирских воинов «северными амурами».
В ходе знаменитого Бородинского сражения (26 августа 1812 г.) героизм и отвагу проявили воины 1-го башкирского полка, входившего в состав конницы М. И. Платова, Уфимского пехотного и Оренбургского драгунского полков. Участвовал в этом же сражении и 1-й тептярский полк.
Башкирские полки участвовали в наступательных операциях русской армии по изгнанию Наполеона из России. В этих боевых операциях были задействованы 1-й мишарский, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й башкирские полки. В ходе преследования противника башкирская конница действовала умело и решительно проводила глубокие рейды по тылам противника. Сам верховный главнокомандующий М. И. Кутузов дал высокую оценку ратным подвигам воинов из Башкирии, указывая на то, с какой храбростью «наши воины, в том числе казаки и некоторые башкирские полки, поражают французов». Именно тогда зародилось предание о том, как М. И. Кутузов благодарил воинов-башкир за их боевые заслуги словами: «Любезные вы мои башкиры, молодцы, молодцы!». Тогда и появилась башкирская народная песня «Любизар».
Воины из Башкирии участвовали в заграничных походах русских войск в 1813-1814 гг. Башкирские, тептярские, мишарские и казачьи полки вели наступательные операции на территории Германии, Франции. В начале октября 1813 г. 5 башкирских полков участвовали в сражении под Лейпцигом, вошедшем в историю под названием «Битвы народов» (как сообщала наша пресса, на поле сражения стараниями проживающих в Германии уроженцев Башкортостана И. Баишева и Н. Юрушбаева установлена памятная стела, посвященная башкирским воинам — 1 участникам этого боя).
Участвуя в наступлении русской армии, 9 башкирских полков, в том числе 2-й тептярский, 2-й мишарский, 8-й оренбургский казачий полки, победоносно вступили в Париж. Воинам перечисленных полков были вручены медали «За взятие Парижа» и другие награды. Во французскую кампанию многие воины из Башкирии были удостоены различных российских медалей и орденов за проявленную отвагу и героизм в боях за Родину.
Башкирский народ всегда гордился своим участием в Отечественной войне 1812 г., доказав свою «преданность и усердие Отечеству». События той войны оставили глубокий след в памяти башкир, отразившись в устном народном творчестве. До сих пор большой популярностью пользуются народные песни «Байк», «Кахым-Тюря», «Вторая армия», «Кутузов», «Эскадрон» и другие, посвященные участию башкир в этой войне.
После окончания войны феодальный гнет народов России продолжает усиливаться. Количество крестьянских выступлений растет. Особенно широкий размах они получают в 60-е годы XIX века, в 1905-1907 годы. Крестьяне Бирского и Белебеевского уездов самовольно захватывают помещичьи земли, рубят леса, громят барские усадьбы, но, в силу своей разрозненности, выступления эти были обречены на провал. Участие царской России в войне 1914 года еще более усугубило социально-экономическое положение народов Башкирии.
В обществе складывалась взрывоопасная ситуация, которая привела к Февральской и Октябрьской революциям 1917 года. Власть переходит к Советам. Но и большевики не смогли разрешить противоречия, оставшиеся от царской власти и политики Временного правительства. Начинается гражданская война 1918-1920 годов. Вся Башкирия охвачена огнем кровопролитной войны. В 1918-1919 годы Уфа, Белебей, Стерлитамак, Бирск находились во власти отрядов белочехов и их
сторонников, терроризировавших мирное население края. Так, за поддержку Советской власти колчаковцы и их приспешники заживо похоронили красноармейцев, их родственников, односельчан. Бузовьязовцы сплачивались и поднимались на борьбу с белогвардейцами, героически сражались. После изгнания контрреволюционеров из Башкирии в составе Красной Армии они участвовали в освобождении Ижевска, Екатеринбурга, сражались под Петроградом, на Дальнем Востоке, в Крыму…
Много сил и терпения потребовалось трудящимся республики, чтобы преодолеть последствия гражданской войны. Опираясь на помощь Советского государства, они решительно взялись за решение задач хозяйственного и культурного строительства. В первую очередь внимание уделялось проблемам восстановления сельского хозяйства: изыскивались средства на приобретение сельскохозяйственных машин и орудий, расширялись посевные площади, повышалась культура земледелия. В возрождении сельского хозяйства большую роль играли коллективные хозяйства (колхозы) и машинно-тракторные станции (МТС). Трудовое крестьянство все решительнее становилось на путь строительства новой общественной жизни в деревне…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бузовьязы. Люди и судьбы. Книга первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других