Монография может послужить основой для создании теории мирного сосуществования, особенно актуальной на сегодняшний день.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные принципы мироздания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II. Бытие: онтологический аспект.
Соотношение идеального и материального.
Вопрос устройства мироздания является одним из наиболее важных. Принципы построения, генезис, законы функционирования, смысл бытия — все это пока не получило приемлемого объяснения, многое остается здесь неясным. Настало время рассмотреть указанные проблемы с помощью методов объективной философии, и на основании полученных выводов построить отношение адекватное реальности.
Прежде всего, необходимо проанализировать основные человеческие инструменты познания. В нашем распоряжении имеются пять основных органов чувств. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкусовые ощущения — вот пять основных путей, по которым информация достигает сознания, и мы получаем представления об окружающем мире. Каждый из органов чувств специфичен и улавливает строго определенную информацию. Например, невозможно, слухом почувствовать сладкое либо соленое, либо увидеть естественным зрением шум ветра, либо осязать запахи и т.д.
Каждое из пяти органов чувств это как бы коридоры, каналы, провода, подсоединенные к сознанию, дающие информацию о различных качествах объективной реальности. В данной связи необходимо сразу сказать, что они, в свою очередь, далеки от совершенства. Нашему зрению, например, недоступно для ощущения инфракрасное излучение или ультрафиолетовый свет. Ухо не воспринимает звуки низкой частоты или ультразвуки. Тоже можно сказать и об осязании, обонянии, вкусовых ощущениях. Человеческие органы чувств эффективны только в определенных рамках и совершенно бесполезны за их пределами. Исходя из изложенного надо сказать, что познающий субъект часто забывает, что ему доступна только ограниченная часть информации о реальной действительности. Многое остается за пределами его ощущений. И, как правило, человек упуская из виду факт несовершенства органов чувств, пытается делать выводы об объективном мире на основании ограниченной неполной информации. Поэтому эти выводы чаще всего оказываются ложными.
При познании наши ощущения дают нам только ограниченное поле, коридор, внутри которого все ясно и очевидно, за рамками которого — нет (см. рис. 1).
Рисунок 1
Например, естественные органы чувств человека не могут ощутить микроскопический организм. Микробы находятся за рамками поля, доступного нашим ощущениям. Поэтому долгое время люди не подозревали об их существовании. Только когда Антони Левенгук создал технический прибор — микроскоп, связавший область недоступную зрению с полем, люди наконец-то увидели то, что в естественных условиях неощутимо. Сущность микроскопа, как и других подобных технических приборов изучения, заключается в том, что они связывают область недоступную естественным органам чувств человека, с полем доступным естественным органам чувств его. То есть, они делают неосязаемое — осязаемым, неощущаемое — ощущаемым. Так, например, помимо микроскопов наукой созданы локаторы, индикаторы, телескопы, приборы ночного видения, радио и теле приемники и т.д. Человек учится улавливать с помощью технических средств то, что без них почувствовать не в состоянии. Это магнитные волны, атомы, удаленные в космосе планеты и т.д.
Теперь надо сказать, что быстрее всего наука смогла обнаружить те предметы и явления, которые расположены в непосредственной близости к границам поля ощущений. На рисунке №1 это «точка, близкая к границе поля». Так, Левенгуку потребовались не столь сложные по конструкции микроскопы, чтобы проникнуть в неизведанное. Чем дальше от границ поля, тем сложнее технически уловить то, что недоступно для наших органов чувств, но существует в реальности. На рисунке №1 это «точка, удаленная от границы поля». Например, сегодня познание проникло вглубь атома, и для этого потребовались более сложные инструменты и технические приборы. Но если далее продолжить ход рассуждений, вполне обосновано можно заключить, что существуют точки, удаленные от границы поля в далекой бесконечности, и человечество пока не имеет о них ни малейшего представления. Просто еще не создан такой технический инструмент, который бы обнаружил данные явления и расширил бы человеческие познания.
Все вышесказанное посвящено тому, чтобы разъяснить, что есть предметы и явления удаленные от границ поля ощущений в далекой бесконечности. И вряд ли когда-нибудь будет создан технический прибор, который сможет их уловить. Каждый должен четко уяснить, что его пять органов чувств далеко неидеальны и дают об окружающем мире относительные представления. Параллельно с человеком может присутствовать огромный мир, ощутить который мы не в состоянии из-за несовершенства органов чувств и существующего уровня развития науки. Просто у нас нет ни одного инструмента, как естественного, так и технического, улавливающего его. Можно убежденно предполагать, что рядом с нами существует нечто, что мы не можем почувствовать, и, следовательно, даже не подозреваем о его присутствии. Поэтому в своих рассуждениях мы должны всегда принимать во внимание тот факт, что помимо открывшегося нам мира явлений и предметов, существует бесконечно огромный мир пока находящийся за рамками наших знаний. То, что мы его пока не можем обнаружить, не дает нам оснований, чтобы отрицать его как несуществующий. Поэтому для объективности рассуждений мы должны отталкиваться не только от имеющихся знаний, но и от, того, что реальность бесконечно больше их, и поэтому надо учитывать и то, что человек не знает. Нужно сказать, что при правильно построенной логике, с помощью последовательных рассуждений можно познать то, что фактически неощутимо. Это будет доказано в последующем изложении.
Материя — это объективная реальность, которая имеет свои уровни. Поверхностный уровень — это то, как мы ее воспринимаем с помощью естественных органов чувств. Например, деревянный стол кажется нам твердым, гладким, непроницаемым, статичным. Но если изменить подход, то мы понимаем, что он состоит из волокон клетчатки, полимерных молекул, которые в свою очередь состоят из атомов углерода, кислорода и водорода. И эти элементы состоят из электронов, протонов и т.д. То есть, если поверхностный взгляд дает нам относительные представления о деревянном столе, то более углубленный анализ, помогает проникнуть на более сущностные уровни. Если мы не остановимся на электронно-протонном уровне, то мы вправе говорить о том, что и они в свою очередь также из чего-то состоят и так до бесконечности. И хотя еще не создан прибор, улавливающий столь маленькие тела, разум говорит о том, что материя делима до бесконечности.
Фактически вдумываясь, проникая все глубже в суть стола, мы поймем, что деление до бесконечности, в конце концов, вытолкнет нас в мир безмерного. Человеческому мозгу трудно представить, что есть безмерно малое. Просто сознание способно оперировать на каком-то среднем уровне. Это похоже на вычислительную машину, у которой есть пределы вычислений. Например, калькулятор очень большое число, либо очень малое число не в состоянии исчислить, но это не значит, что таких чисел нет. Также и здесь, человеческий мозг с трудом воспринимает факт существования безмерного. Несовершенное сознание, опираясь на неидеальные органы чувств, отбрасывает наличие безмерного. Вспомним, что создатели материалистического учения Левкипп и Демокрит искусственно создали выдуманный предел в виде неделимой частицы атома. Они сочинили теорию удобную для среднего ума, но совершенно не соответствующую действительности. Время показало, что и атом делим. Логика доказывает, что материя делима до бесконечности.
Средний разум не в силах осмыслить наличие бесконечности, и попросту отбрасывает её при анализе, создавая ложные представления. Мир бесконечен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. На это указывает логика. Раз он бесконечен, то значит, в его сущности находится безмерное. Получилось, что мерное состоит из безмерного, конечное, в своей сути, содержит бесконечное. А материя есть всего лишь производное от безмерного. Проблема идеализма и материализма, исходя из сказанного, решается следующей формулой: «Бесконечность выражается в конкретной форме». То есть все окружающие предметы есть выражение бесконечности в данный миг времени и в данной точке пространства. Например, если мы будем говорить о чайной кружке, то получится так: в данный миг времени, в данной точке пространства бесконечность выражается в форме данной кружки.
Необходимо понять, что мерное и безмерное есть части целого. Формальная логика, как обычно стремится выделить одно и отбросить другое, но этого делать нельзя. Бесконечность без формы не существует. Только посредством конкретизации, когда безмерное выражается в мерном, можно говорить о качестве «есть», «существовать». Просто мерное, или говоря традиционно, материя, — это поверхность, кантовская «вещь для нас», а безмерное, составляя основу мерного, является его глубокой сущностью, отрицать которую, вследствие её неощущаемости, нельзя.
Понятие абсолютной и относительной сущностей.
Великий немецкий философ Иммануил Кант в «Критике чистого разума» ввел понятия «вещь для нас» и «вещь в себе». Известно, что «вещь для нас» — это качества предмета воспринимаемые органами чувств. «Вещь в себе» — это глубокая сущность его, недоступная ощущениям. Нужно признать, что И. Кант верно указал на определенные уровни, из которых составлен любой предмет либо явление. Теперь, отталкиваясь от сказанного, продолжим, но предварительно немного подкорректировав применяемую терминологию, добиваясь ее большей научности. Так, понятие «вещь для нас» необходимо заменить термином «относительная сущность», а понятие «вещь в себе» — «абсолютная сущность». Любой окружающий предмет либо явление состоят из двух типов сущностей — относительной и абсолютной. Относительная сущность — это то, что представляет собой предмет в данный миг времени, в данной точке пространства. Например, рассмотрим повторно в качестве объекта анализа чайную кружку. Когда-то ее не существовало. Вот пришел миг, когда она появилась, затем поступила в продажу, была куплена, началось ее активное использование, происходит ее непрерывное старение, появляются царапины, трещины, и, наконец, она стала негодной. Все перечисленные фазы — есть изменения относительной сущности кружки. Относительная сущность — это дискретные, безмерно малые по времени изменяющиеся состояния, характеризующие результат взаимодействия явлений и предметов. Относительная сущность всегда изменчива.
Абсолютная сущность, в данном случае кружки, — это субстанция, которая единовременно содержит в себе все возможные формы относительной сущности. Это потенциал, который существует в безмерном. Абсолютная сущность статична, постоянна, существует вне времени и пространства. Хотя это и не всем будет понятно, нужно сказать, что в реальном мире кружка существовала всегда, даже до ее изготовления. Просто ранее, она существовала как потенциальная возможность, а, начиная с момента её изготовления, эта потенциальная возможность была реализована. Еще раз необходимо подчеркнуть, что любое явление или предмет обладают относительной и абсолютной сущностью. До появления в относительной форме они существуют в безмерном, в абсолютном, как потенциальная возможность. И только, когда безмерное получает конкретную форму, тогда явление либо предмет получают качество «существующее». «Относительное проявление абсолютной сущности» — это принцип, на котором построено всё мироздание. Абсолютное без конкретизации, без получения мерной формы существует только в потенциале. Оно как бы есть, и как бы его нет. В тот момент, когда безмерное обретает конкретную форму, только тогда можно говорить, что потенциал был реализован, и тот или иной предмет либо явление получили действительное бытие.
Абсолютная сущность, являясь первоосновой любого существующего явления либо предмета, принадлежа к области безмерного, бесконечного, имеет особенные признаки. Во-первых, она, как уже было сказано ранее, не имеет граней, является атрибутом безмерного, во-вторых, абсолютная сущность вечна, находится выше такого явления как время, в-третьих, абсолютная сущность постоянна, так как содержит в себе сразу все возможные формы относительной сущности. Нужно понять, что законы, определяющие существование безмерного, радикально отличаются от всего того, что наблюдается в мерном материальном мире. В последнем всегда присутствует такое качество как конечность, которое надо понимать как пространственную, временную, ресурсную ограниченности. Сущность понятия «абсолютное» будет более подробно рассмотрено ниже, в настоящем же нужно запомнить, что всякое явления либо предмет обладают относительной и абсолютной сущностью. Относительная сущность есть атрибут мерного, конечного. Абсолютная — безмерного, бесконечного.
Характеристики бесконечного. Типы бесконечности.
Как указывалось выше, человеческим чувствам доступен лишь поверхностный уровень материи. Если углубляться разумом вглубь предметов и явлений, окажется, что более крупные вещи состоят из более мелких элементов, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких. Материя делима до бесконечности. Нужно понять, что как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения пределов нет. Границы познанного обусловлены пока только техническими возможностями. Реальный же мир бесконечно больше них. Несовершенное сознание игнорирует наличие бесконечности. Но для адекватного восприятия объективного мира, нужно твердо уяснить, что бесконечность есть соответствующее действительности качество, и отбрасывать его, только по причине непонимания, неверно.
Исследования макро и микро миров четко указывают на отсутствие границ во вселенной. Невозможно представить, чтобы как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения могла возникнуть какая-либо граница, ведь даже и в этом случае сама она также должна из чего-либо состоять. Нужно твердо уяснить, что кажущаяся конечность мира обусловлена только ограниченностью человеческих чувств и уровнем технических средств. Все сказанное посвящено только тому, чтобы еще раз разъяснить реальность существования бесконечности.
Бесконечное — это уровень где нет границ. Существует три основных типа бесконечности: 1) бесконечность в пространстве; 2) бесконечность во времени; 3) бесконечность в форме. Законы существования бесконечного резко отличаются от законов конечного мира. Пространство, расстояния, время, форма — это все атрибуты относительного мира, конечного. В безграничном данных явлений нет. Нужно понять, что в безмерном, абсолютном, все существует во всем единовременно. Здесь всё пребывает сразу и везде. Здесь нет временных рамок.
В то же время нужно сказать, что бесконечность структурна и имеет различные уровни в зависимости от глубины, где более поверхностные слои строятся на основе более глубинных. Объяснить это можно на следующем примере: «что есть 1% от бесконечности?» — «тоже бесконечность, но в свою очередь, это всего лишь 1% от всего объема, и существует еще 99%, которые сюда не входят».
Бесконечное всегда больше самого большого конечного, и меньше самого малого конечного. Так как, по сравнению с тем, что имеет границы и предел, бесконечное их не терпит, и, следовательно, может расти либо уменьшаться безразмерно.
Понятие системы. Теория баланса сил. Движение: источники, форма.
Прежде чем приступить к изложению сути «Теории баланса сил», необходимо подвергнуть анализу некоторые законы, в первую очередь, диалектические и рассмотреть, насколько их формулировки отражают объективную действительность.
Начнем с закона «перехода количественных изменений в качественные». Нужно сразу сказать, что формулировка закона и его содержание не соответствуют объективной реальности и содержат ряд ошибок. Создатель данного утверждения Георг Вильгельм Фридрих Гегель увидел явление, но распознать его сущность и, тем более, правильно сформулировать закон не смог. Для доказательства сказанного представлена следующая цепь рассуждений. В первую очередь, вдумаемся, что такое количество. Это, например, один, десять и т.д. Чистое количество это голые цифры. Если мы, например, скажем: «был один стало десять». То уже слова «был» и «стало» являются качественными характеристиками. Но если буквально следовать формулировке закона, ни а каком «качестве» речи быть не может, а можно говорить только о «количественных изменениях». Но нужно понять, что в чисто количественных изменениях, нет никакого качества, а в чистом качестве — нет никакого количества. Строго следуя гегелевской формулировке, говоря о количественных изменениях, мы можем говорить только так: «один, два, десять и т.д.» Мы можем называть только количественные показатели. В чистом же качестве не должно быть употребления количественных показателей. Например, качество — это «компьютер», «компьютеры», «столб», «дом» «квартиры» и т.д. Хотя уже существительные единственного числа либо множественного, косвенно содержат количественные признаки. Чистые «качественные показатели» звучат совершенно абстрактно.
Гегель разорвал реальный мир. В его формулировке, если ей следовать буквально, вначале говорится о количественных изменениях, и вдруг откуда-то врываются качественные характеристики. Это неправильно. Еще раз необходимо повторить, в чистом количестве, нет никакого качества, а в чистом качестве нет никакого количества. Реальная же действительность, любой предмет или явление, обладают сразу и качественными и количественными характеристиками, и отделять их друг от друга нельзя. Вдумаемся еще раз в предложенную им формулу «переход количественных изменений в качественные». Надо еще раз повториться. В чистом количестве нет никакого качества, а в чистом качестве нет никакого количества, любой же реально существующий предмет либо явление обусловлен суммой единовременных количественных и качественных характеристик, разделять которые нельзя, так как это нарушает объективность подхода. Нельзя вначале акцентировать внимание только на количественных показателях, а затем утверждать, что их изменение привело к качественному скачку. Это в корне неверно, так как разрывает объективную реальность, искусственно вырывая одно, а затем утверждая, что его изменение привело к совершенно другому.
Для понимания происходящих в реальной действительности изменений нужно отталкиваться от понятия системы. Все существующие в окружающем мире явления и предметы являются системами. Система — это структурное образование, состоящее из элементов, находящихся между собой в закономерных взаимосвязях. Существуют различные её типы: многоуровневые системы, сложные и простые. В многоуровневых системах, структура может образовываться из подсистем, которые также могут состоять из более мелких подсистем и т.д. Основными слагаемыми системы являются ее структура, элементы и тип взаимосвязей между ними. Структура характеризует тип пространственного размещения элементов, а также их количественное число. Элементы это составные части системы, которые в свою очередь внутренне сами также являются системами. Тип взаимосвязей между элементами обусловлен качеством сил, удерживающих элементы в данной структуре.
Изменения, происходящие в действительности, связаны с изменением трёх вышеназванных параметров: структуры, элементов и типа взаимосвязей между ними. Изменение — это процесс трансформации качественно-количественного состояния. Если рассматривать только качественную сторону процесса трансформации, то изменение может идти в двух основных направлениях: а) полное изменение качественного состояния, например, переход твердого тела в жидкое либо газообразное; б) прибавление к базовому качественному состоянию новых качеств. В первом случае происходит полное изменение структуры системы, качественного состояния элементов и типа взаимосвязей между ними. Во втором случае протекают следующие процессы: 1) к базовой структуре происходит присоединение новых, тем самым образуется усложнение структуры; 2) к базовым элементам могут прибавиться новые, что увеличивает многообразие исходных составных частей системы; 3) к базовому типу взаимосвязей прибавляются новые его типы, что приводит к усложнению и росту многообразия типов взаимосвязей.
В первом случае при полной трансформации системы изменения проходят скачкообразным образом. Во втором случае система эволюционизирует, происходит ее поэтапное видоизменение. Если происходит усложнение структуры, элементов и типов взаимосвязей, то обычно говорят о поступательном развитии, приобретении новых качеств, если, наоборот, происходит упрощение структуры системы, её элементов и типа взаимосвязей, то наблюдается регресс, то есть утрата имевшихся качеств.
Эволюционный тип трансформации в объективной философии описывается законом изменения относительного содержания, скачкообразные изменения объясняет теория баланса сил.
Теперь перейдем к рассмотрению вышеназванных законов объективной философии, описывающих изменения реальной действительности. Теория «баланса сил» отображает закономерности существования систем объективного мира и скачкообразного изменения их качеств. Прежде чем ее сформулировать, необходимо рассмотреть следующий пример. Возьмем в качестве объекта анализа кусочек льда при температуре t = — 200С. Агрегатное состояние твердое. Начнем нагревать лёд. Количество тепла, передаваемое системе (заметим, что говорится «количество тепла» — здесь количественные и качественные характеристики связаны) идет на возрастание внутренней энергии и совершение системой работы (Первое начало термодинамики). Когда температура льда станет равной нулю t = 00С, он станет таять. При этом пока лёд весь не растает, температура меняться не будет. А куда же уходит тепло?
Теперь рассмотрим вышеописанный пример сквозь призму «теории баланса сил». «Любое тело, предмет, явление могут существовать потому, что сумма всех сил, как внутренних, так и внешних, воздействующих на тело скомпенсированы» — это закон. Между всеми силами должен существовать баланс. Тогда тело находится в относительном покое и существует. Что такое лед при температуре t = — 200С? Это такое состояние, когда молекулы воды жестко связаны кристаллической решеткой. Между элементами системы (молекулами воды) существует такой тип взаимосвязи как ионное взаимодействие. Внутренняя энергия молекул низка по сравнению с ионными связями. Иначе говоря, конструктивные силы, удерживающие молекулы в кристаллической решетке, намного велики в сравнении с деструктивными силами — колебательным движением молекул.
По мере роста температуры льда внутренняя энергия молекул возрастает, их колебательное движение также увеличивается, баланс сил начинает меняться. Нужно отметить, что происходит изменение элементов системы, которое выражается в повышении внутренней энергии молекул воды. При температуре равной нулю t = 00С создается ситуация, когда энергия молекул возросла настолько, что они не могут больше удерживаться кристаллической решеткой. То есть деструктивные силы возросли настолько, что конструкция льда стала неустойчивой. При нуле градусов происходит разрушение старой системы баланса сил, и она стремится стабилизироваться в другой форме, с новым балансом сил. Тот факт, что при таянии льда, при дальнейшей передаче тепла, температура не изменяется, объясняется тем, что энергия уходит на разрушение старой системы баланса сил и образование новой системы баланса сил. Агрегатное состояние жидкость, характеризуется бόльшей степенью свободы для молекул, удерживаемых теперь с помощь водород-кислородных связей. Скачкообразная трансформация качеств системы произошла вследствие изменения структуры системы, качественного состояния элементов и типа взаимосвязи между ними. В данном примере ионные связи были заменены водород-кислородными. В целом произошло образование новой системы, характеризуемой новым типом взаимосвязей между элементами, новой структурой и новым состоянием её элементов. Качественно-количественные изменения привели к скачкообразной трансформации системы, в результате чего из твердого состояния было получено новое качество — жидкость.
Кратко повторимся, лёд при t = — 200С, характеризуется определенным балансом сил, где силы ионных связей кристаллической решетки намного выше колебательного движения молекул воды. При нагревании происходит изменение баланса сил, внутренняя энергия молекул растет, а силы межмолекулярных связей пропорционально снижаются. При нуле градусов баланс сил изменяется настолько, что агрегатное состояние «твердое тело» становится невозможным, и оно начинает плавиться. Система стабилизируется с новым балансом сил. Жидкость характеризуется наличием большей степени свободы для молекул и ослаблением сил межмолекулярного притяжения. При таянии тепло, передаваемое системе, идет на разрушение старого баланса сил и на образование нового баланса сил.
Если дальше продолжать нагревать жидкость, то при температуре сто градусов t = 1000С произойдет новая смена агрегатного состояния, переход в парообразный вид. Здесь также нужно говорить о том, что прежний баланс сил стал невозможен. Внутренняя энергия молекул возросла настолько, что их уже не могут удержать водородные связи. И система ищет стабилизации в качественно новой форме — парообразном состоянии. Понятно, что при кипении количество тепла идет на разрушение старого баланса сил и образование нового.
Работу «теории баланса сил» можно рассмотреть и на других примерах.
Добавление одного протона к атому гелия, переводит вещество из состояния идеального газа в металлическое. Скачкообразная трансформация качества обусловлена изменением типа взаимосвязи между элементами атомной системы.
Если в обществе конструктивные силы — государственный аппарат, политическая система, экономическое состояние превышают деструктивные силы — оппозиционные течения, революционные настроения, то оно стабильно и устойчиво. Но если изменится баланс сил, если конструктивные силы станут слабее деструктивных, создастся революционная ситуация и система будет стремиться стабилизироваться с новым балансом сил.
Развитие производительных сил и производственных отношений нужно также рассматривать сквозь призму «теории баланса сил». Если их качественное состояние не будет соответствовать форме государственного управления, то произойдет смена общественно-экономической формации. Например, капиталистические отношения, стали невозможны при феодальной форме собственности и управлении, что стало причиной буржуазных революций. Изменение типа социальных связей приводит к скачкообразной трансформации общества. Феодальный тип взаимоотношений был заменен на капиталистический.
Солнечная система стабильна только потому, что центробежные и центростремительные силы сбалансированы. Нарушение баланса сил, повлечет изменение системы, потребует стабилизации с новым балансом.
В животном мире наиболее очевидна работа «теории баланса сил». Природа для устойчивости повсеместно стремилась к балансу. Для любой формы жизни есть сумма, как положительных стимулирующих сил, так и отрицательных — отнимающих жизнь, факторов. Упрощенно говоря, чтобы был кролик нужен волк. Если бы для кроликов не было бы негативных факторов, то они быстро размножились бы, и произошла бы экологическая катастрофа, все кролики вымерли бы.
Теория баланса сил развенчивает теорию Ч. Дарвина о происхождении видов. Ведь понятно, что если бы все живое подчинялось закону естественного отбора, то, во-первых, не было бы никакого многообразия видов, и, во-вторых, само существование на земле стало бы невозможным, так как сформулированный Ч. Дарвином закон не исключает вероятности того, что мог бы возникнуть организм, наиболее приспособленный и живучий, и вытеснил бы все другие формы жизни с лица земли. На самом деле существует надвидовой закон — это теория баланса сил, где природа создает новые животные организмы, стремясь сбалансировать их между собой, тем самым, добиваясь устойчивости системы.
Подводя итог вышесказанному, нужно заключить, что любое явление, предмет объективного мира характеризуются определенным балансом сил. Когда сумма всех воздействующих сил, как внутренних так и внешних, скомпенсирована, мы имеем устойчивое состояние. Как только баланс сил нарушается, когда возрастанию одной силы нет соответствующей альтернативы, то система опрокидывается и стремится стабилизироваться с новым балансом сил.
Теория баланса сил гласит: любое явление или предмет существуют только потому, что сумма всех сил, воздействующих на них, скомпенсирована. В случае, если одной из сил, воздействующих на явление или предмет как внутренней, так и внешней не находится соответствующей альтернативы, система начинает изменяться. При резком возрастании дисбаланса она разрушается и стремится стабилизироваться с новым балансом сил.
Теория баланса сил может быть применена везде, где речь идет о реально существующем событии либо предмете. Ею объясняется противоречивость объективной действительности. Для того чтобы создать мир, необходима устойчивость, сбалансированность. Плюсу должен соответствовать минус, притяжению — отталкивание, центробежным силам — центростремительные, добру — зло, свету — тьма, жизни — смерть, появлению — уничтожение, и т.д. Противоположности должны компенсировать друг друга. Тем самым появляются равновесные системы, устойчивые в существовании.
Образно говоря, мир можно представить как громадный диск, удерживаемый тонким стержнем, приставленным точно в центре. Если все точки диска сбалансированы, то система находится в относительном покое. Если на одном краю появляется некая сила, а на противоположном краю ей нет альтернативы, то через некоторое время система может выйти из равновесия и опрокинуться.
Применяя теорию баланса сил можно создавать предметы и явления, а также уничтожать их. Любое явление, можно уничтожить, если разрушить его баланс сил. Например, такое социальное явление как взяточничество можно уничтожить, изменив меру наказания для взяткодателя и лица, которое берет взятку. Если, например, все мера ответственности за взяточничество будет лежать на лице, которое берет взятку, то есть на самом чиновнике-взяточнике, а взяткодатель не будет нести никакой ответственности, то такое явление как взяточничество должно резко сократиться. Одинаковая мера ответственности уравновешивает поведение, делает обе стороны заинтересованными в сокрытии факта взяточничества.
С помощью теории баланса сил можно объяснить движение, его источник. Например, возьмем в качестве объекта наблюдения обыкновенный стол. То, что он находится в относительном покое, говорит о том, что все силы воздействующие на него, внутренние и внешние, скомпенсированы. Сюда входят, его конструктивная прочность, твердость материала, из которого стол изготовлен, силы трения, силы притяжения и т.д. Если мы начнем толкать стол с одной стороны, то после того как сила воздействия превысит силу трения, стол начнет двигаться в направлении приложенной силы. Тем самым появилось относительное движение. Оно будет продолжаться до тех пор, пока силе толкания не появится альтернативная сила. Допустим, стол упрется в стену, и если прочность стены будет выше силы, с которой мы толкаем стол, он остановится, система замрет в относительном покое.
Источником относительного движения является дисбаланс сил. Как только одной из сил системы не будет соответствующей альтернативы, то она придет в движение, и будет двигаться до тех пор, пока снова все силы не сбалансируют друг друга.
Еще один пример, человек, при ходьбе выбрасывая ногу вперед, с той же стороны руку отводит назад. И хотя сам индивид мало задумывается над тем, как он движется, на самом деле все его действия подчинены теории баланса сил. Отводимая назад рука призвана скомпенсировать ускорения, вызванные движением ноги вперед. Еще раз необходимо сказать, теория баланса сил применима во всех случаях, где идет речь о любом реально существующем явлении либо предмете.
Закон гармоничного взаимодействия элементов мира.
Основу мироздания составляет закон «Гармоничного взаимодействия элементов мира», но прежде чем изложить его сущность нужно детально проанализировать следующий диалектический закон «Единства и борьбы противоположностей». Согласно ему основу всякого развития составляет противоречие, борьба. Единство противоположностей относительно, их борьба — абсолютна. Так утверждает данный закон, который имеет истинности менее 1%. То есть ровно столько, сколько составляют в долевом отношении две противоположные точки от общей суммы точек шара. Во-первых, мир состоит не только из противоположностей. Для наглядности возьмем в качестве примера земной шар. Разве он состоит только из северного и южного полюсов?! Ведь есть масса других точек — субполярных, субтропических, экваториальных и т.д. Если взять полюс за одну точку, то уже только вокруг нее находится бесконечное число других, которые совсем не являются ей противоположными. В реальном мире помимо противолежащих друг другу точек, есть безграничное число других. Действительность гораздо больше двух противоположностей. Как можно шар приравнять только к двум полярным точкам?
Во-вторых, в объективной реальности не всегда борьба является единственной формой взаимовлияния предметов и явлений друг на друга. Например, есть еще такие формы как сотрудничество, симбиоз, взаимовыгодное сожительство. Где же здесь противоречие и конфликт? Все явления необязательно должны находиться в антагонизме. Помимо его есть бесконечное многообразие форм взаимовлияний, от негативных до позитивных со всеми промежуточными вариантами. Нельзя свести все многообразие связей только к одному типу. Это большая ошибка.
На самом деле, в основе явлений и предметов объективной реальности стоит закон «Гармоничного взаимодействия элементов мира». Мир, в котором мы находимся гармоничен. Его надо понимать как громадную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основу гармонии составляет сбалансированность. Наличие противоречий есть лишь условие для гармонии. Без баланса противоречий, и не только противоречий, но и всех точек системы, невозможно существование мира. Гармония — это сбалансированность всех элементов системы.
Следующее понятие в законе это «взаимодействие». Оно намного шире и объективнее, нежели такое явление как «борьба». Взаимодействие по форме может быть различным. Борьба ли это, сотрудничество ли, взаимовыгодное сожительство и так далее, все это лишь производные от «взаимодействия». Последнее гораздо глубже проникает в сущность происходящих явлений. Термин «взаимодействие» является более объективным. Он может быть разным по знаку, положительным, либо отрицательным, различным по интенсивности, но в сути это всегда «взаимодействие».
Образно мир надо стремится рассматривать как систему шарообразной формы с радиусом, стремящимся в бесконечность. Его наполнение составляют все точки как поверхностные, так и глубинные. Между всеми точками существует взаимосвязь. В целом это громадная сбалансированная система. Под последним надо понимать структуру взаимосвязанных элементов.
Пространственно мир, как уже говорилось, надо представлять как шар, потому, что это наиболее емкая фигура. Шар — есть образование, составленное бесчисленным количеством точек, где есть не только противоположности, но и бесконечное число промежуточных областей, линий, сфер, секторов, поверхностей и т.д., находящихся в самых разнообразных по типу связях. Получается, что реальная действительность есть шарообразное не имеющее границ явление, которое имеет различные уровни и слои. Между собой они могут испытывать различные взаимоотношения, и неправильно сводить их как к исключительно антагонистическим.
Необходимо понять, что существующий мир — есть гармоничная многоуровневая система, где каждая подсистема и элементы строго упорядочены между собой, имеют самые различные закономерные взаимосвязи. Гармония есть высший смысл мироздания, а ее основу составляет сбалансированность всех элементов системы. Иначе говоря, главным принципом взаимодействия элементов мировой системы является гармоничность.
Закон изменения относительного содержания.
Одним из основных законов развития природы является «Закон изменения относительного содержания». Прежде чем приступить к изложению его сути, необходимо снова обратиться к существующим в субъективной философии утверждениям. Проанализируем степень состоятельности закона «Отрицания отрицания». Мало того, что сама запутанность формулировки вызывает двусмысленность, нужно также обратить внимание на терминологическую недоработанность.
Если коснуться содержательности закона, утверждающего, что исходное переходит в свою противоположность и со временем отрицает себя, и старательно вдуматься, то получится, что данное утверждение не соответствует реальности в полной мере. В объективной действительности новое истекает из предыдущего и необязательно отрицает старое. Первое может быть прямо связано со вторым, может являться его логическим, закономерным продолжением, в сущности дополняющим начальное. Возьмем, например, человеческие знания, науку. Здесь новое рождается на основе предыдущего, но не всегда отрицает его, а часто, наоборот, существенно дополняет ранее сказанное. Рассмотрим другой пример, что происходит с человеком по мере его взросления? Разве можно сказать, что всё познанное в детстве отвергается в юности? Вспомним ранее указанное положение, что если взять качественную сторону процесса трансформации, то он может происходить в двух основных направлениях: первое, — полное изменение качественного состояния, переход, например, твердого тела в жидкость либо газ; и, второе, прибавление к базовому качеству новых дополнительных качеств. Во втором случае мы имеем эволюционный тип трансформации, где нет отрицания отрицания.
Рассмотрим для наглядности сказанного динамику расширения возможностей вычислительных машин. Ранее на заре появления первых электронно-вычислительных агрегатов они не могли выполнять все те функции, которые доступны для выполнения на современном персональном компьютере. Сегодня посредством последних стало возможным создание пространственной графики, анимационных фильмов, виртуальных миров. Весь процесс трансформации вычислительных машин нужно отнести к эволюционному типу изменений. Здесь к базовой структуре, элементам и типу взаимосвязей происходит прибавление, наращивание, новых структур, элементов и типов взаимосвязей. Тем самым к исходному качеству дополняются новые за счёт усложнения базовой системы. Понятно, что скачкообразного изменения нет, каждому последующему уровню предшествовал предыдущий, этот процесс шёл и продолжается в настоящем непрерывно. В целом достижения же современных персональных компьютеров обусловлены качественно-количественным изменением их структуры, элементов и типов взаимосвязей между ними. В итоге получилось, что новое не просто отрицает старое, а, наоборот, оно его существенно дополняет. Если бы всегда новое отрицало старое, то поступательного развития в природе не было бы. На самом деле эволюционный тип трансформации обусловлен, прежде всего, тем, как уже говорилось, что базовому качеству могут присоединяться новые. Этим достигается образование целых комплексов качественных состояний.
Нужно сказать, что сама формулировка закона в виде слов: «отрицания отрицания», порождает неверное отношение к объективной реальности. Узость формулировки состоит в том, что как бы всегда новое находится в антагонизме со старым. Но как доказывалось выше антагонизм — это одна из форм взаимодействия, и существует бесчисленное число других по форме, содержанию, интенсивности взаимовлияний, связей и взаимоотношений. Слова «отрицания отрицания» косвенно порождают мысль, что окружающий мир переполнен противоречиями, что им движет только стремление одного явления подавить, уничтожить, другое. Создается впечатление, что окружающую действительность пронизывают ненависть и злость, желание одного стереть другого. Всё это совсем не соответствует действительности. Мир непротиворечив, он гармоничен, а противоречия, как уже говорилось, есть условие сбалансированности. Гегель не сумел увидеть гармонизирующее первоначало всего мироздания. Он смог лишь различить только поверхность явлений и взаимосвязей. Поэтому для него всё оказалось противоречивым, когда одно отрицает другое, противоположности борются между собой, всё пронизывает антагонизм. Он не понял, что на таких принципах мир не смог бы существовать даже одного мига. Задумаемся, смогло ли бы появиться новое, если бы находилось в антагонизме со старым? Как бы тогда, например, смогли рождаться и становиться взрослыми дети? Ведь если бы родители были в антагонизме со своими детьми, то как бы смогли выжить последние?
Вполне обосновано нужно заключить, что выдвинутое Гегелем учение искажает отношение познающего субъекта к принципам мироздания, сводя их исключительно как к враждебным. Неправильная формулировка порождает в человеке искаженное отношение к миру.
На самом деле происходящие в природе и обществе перемены обусловлены законом «Изменения относительного содержания». Он гласит «относительная сущность всегда изменяется. Каждое новое может вытеснять предыдущее либо увеличивает содержание». Для облегчения понимания нужно рассмотреть следующий пример: возьмем кружку вместимостью 100 мл. до краев заполненную водой. Теперь если мы хотим налить в нее, допустим 100 мл. масла, то нам неизбежно придется вылить воду. Получится, что масло вытеснило воду. Но может произойти и так, емкость кружки можно увеличить до 200 мл., и тогда в ней могут уместиться 100 мл. воды и 100 мл. масла. В любом случае относительное содержание изменилось, но во втором случае расширились сами рамки содержания.
Как говорилось выше каждое явление либо предмет обладают двумя формами сущностей: абсолютной и относительной. Происходящие изменения связаны с относительной сущностью. Относительное содержание — это качественные характеристики предмета либо явления на данный миг времени и в данной точке пространства.
Рассмотрим, работу закона, на следующем примере. Возьмем человека, который долго стоял на морозе и сильно замерз. Вот он зашел в теплое помещение и начал согреваться. По мере согревания будет изменяться его относительное содержание. Если вначале качественное состояние человека можно описать как «сильно замерз», то, постепенно меняясь, оно дойдет до качества «согрелся». Теперь внутреннее наполнение человека «согрелся», вытолкнуло старое его состояние «сильно замерз».
Каждое новое состояние выталкивает старое относительное содержание, но не обязательно находится в антагонизме с ним. Относительное содержание надо рассматривать как многоуровневое, структурное образование. Самый поверхностный уровень имеет самые малые границы. Это похоже на калькулятор у которого нет памяти. Новое арифметическое вычисление сотрет старое. Более глубокие уровни имеют большее содержание. Продолжая аналогию с калькулятором, это похоже на компьютер с бόльшим объемом памяти. Уровни углубляются вплоть до абсолютного содержания, которое вмещает все единовременно. Это похоже на науку, где систематизированы все человеческие знания с самого начала и по настоящее время. Здесь уже выталкивания не происходит, а расширяется само содержание, приближаясь к абсолютному.
Определение времени. Импульсность мира.
Существенным этапом на пути полного понимания устройства мироздания является осмысление такой категории как «время». Его определение звучит следующим образом, время — это последовательность проявлений.
Представим себе сближающиеся логарифмические линии, но которые пересечься не могут. Их сближение может происходить до бесконечно малой величины. Так мы получим такое явление как «миг». Миг — это бесконечно малая величина, самая элементарная единица относительного мира. Представим ось времени, некую условную прямую. На ней возьмем точку t0 и другую точку t1, отличную от предыдущей. Расстояние между ними стремится к нулю, но нулем быть не может, то есть t0-t10. t0. Мы получим «миг» — бесконечно малый временной отрезок. По-другому его можно назвать парадоксальной точкой, где бесконечное переходит в конечное.
Время, как это уже указывалось выше, является атрибутом относительного, мерного мира. Оно есть совокупность, представленная из фрагментов, мигов. Образно, мир можно представить в виде кинопленки, где каждый кадр характеризует его состояние в течение одного мига. Сказанное легче проанализировать на следующей аналогии, рассмотрим сущность кинематографии. Для того чтобы получить на киноэкране непрерывное движение, мы заставляем двигаться кинопленку со статичными кадрами, пропуская сквозь них световой луч. Проекция луча на экране как бы оживляет замершие сюжеты. Нечто похожее происходит и в объективной действительности. Вся вселенная, включая землю и человечество, заключено в одном миге времени. Следующий миг запечатлевает изменения. Череда мигов есть существование. Мир состоит из кадров-состояний, изменение которых обусловлено законом гармоничного взаимодействия.
Мироздание импульсно. Частота сверх высока и едва ли может быть уловима. Это похоже на то, как для зрителя движение на экране кажется непрерывным, хотя понятно, что все это проекции застывших кадров. Первоисточником пульсации является абсолютная сущность, мир безмерного, бесконечного. Ее проявления выражаются в виде относительной сущности, которая существует миг, затем снова меняется. Для человека пульсация не ощутима. Его чувства не способны улавливать на таком уровне. Но разум говорит о том, что все существует один миг, затем вновь все меняется.
Абсолютная сущность есть как бы вся кинопленка в целом, со всеми кадрами. Настоящее, есть миг оживления одного кадра-состояния из бесчисленного числа других. Нужно понять, что все, что мы видим, ощущаем — пульсирует. Возьмем, например, яблоко. Если его совершенно не трогать, все равно оно постепенно будет стареть, усыхать. Для нас этот процесс неощутим, но ясно, что он происходит. С другой стороны нам кажется, что старение непрерывно, но на самом деле оно дискретно и состоит из отдельных качественных состояний, существовавших в течение одного мига.
Нужно еще раз повторить определение, время — это последовательность проявлений абсолютной сущности в относительной форме.
Закон существования. Законы функциональности.
Объективная реальность содержит ряд закономерностей, которые стоят в основе мироздания. Это закон существования и законы функциональности. Их знание необходимо для понимания дальнейшего изложения. Поэтому сейчас важно остановиться на определении их содержания.
Закон существования гласит: «Любое явление либо предмет могут существовать только тогда и потому, если являются системой». Действительно, если явление либо предмет не содержат внутренней структуры, не из чего не состоят и не имеют никаких взаимосвязей как внутренних так и внешних, то их существование невозможно. Чтобы существовать — любое должно быть системой. То есть обладать структурой, состоять из элементов, которые в свою очередь должны иметь закономерные взаимосвязи как внутри себя, так и с окружающей действительностью. В реальном мире существует лишь то, что обладает всеми вышеперечисленными качествами.
Теперь наступила очередь рассмотреть законы, которые устанавливают характеристики систем, способных осуществлять какие-либо функции. Функциональность — это возможность и рамки деятельности. Законы функциональности определяют качества явлений, которые в объективном мире могут сами активно производить определенные действия. Их несколько:
Первый закон функциональности, который относится к законам объективного мира, формулируется так: «Система может быть образована только системой». Опять же если пристально анализировать действительность, то реальность указывает на то, что система не может быть порождена из ничего, из, например, хаоса, пустоты. Пустота, либо хаос не могут породить что либо целостное, потому что это выше их пределов. В пустоте если ничего нет, то как там можем появиться что-то? Также если хаос — это полное отсутствие закономерностей, тогда откуда им там взяться? В действительности, система может быть порождена только системой. Поэтому и не получается у тех людей, которые думая, что в основе зарождения жизни была случайность, получить ее в колбе, внутри которой смоделирована девственная земля, до появления на ней жизни. И никогда не получится. Жизнь, как это будет доказано в дальнейшем, порождена абсолютно совершенной генерирующей системой, которая является первоначалом всего существующего. Итак, надо повториться «система может быть образована только системой». Это доказывает объективная реальность. По-другому, можно сказать, что может что-либо создавать и творить только то, что является системой.
Второй закон функциональности гласит: «Система может быть образована не менее сложной системой». Простое не может сотворить более сложное, чем оно само, так как внутри простого этого сложного просто нет. Задумаемся, могут ли деревянные бухгалтерские счеты показывать компьютерные заставки-картинки либо демонстрировать анимационные фильмы? Другой пример, ранее обычные породы коров могли давать 15-20 литров молока в день. Сейчас существуют их элитные породы, которые в состоянии за сутки давать 70-80 литров молока. Можно ли считать, что последнее есть результат собственного пожелания коровы? Или аналогичный пример, существуют в настоящее время высокоурожайные сорта картофеля, но разве можно утверждать, что это сам картофель захотел себя улучшить и стать высокоурожайным? Нужно еще раз сказать, простое не может сотворить более сложное и превосходящее себя, потому что последнего в первом не существует.
Основываясь на вышесказанном положении можно заключить, что окружающий мир сложный и бесконечный мог быть порожден только абсолютно сложной системой.
3-й закон формулируется так: «Функциональны системы, обладающие сознанием».
Детальный анализ объективного мира указывает на то, что в нем способны производить какие-либо активные целенаправленные действия только системы, обладающие сознанием. Например, муравей способен построить муравейник, птица свить гнездо, мышь вырыть норку и т.д. только потому, что обладают сознанием. Мертвое неспособно производить осмысленные действия, осуществлять целенаправленную работу и, следовательно, оно, нефункционально. Камень может в течение времени видоизменяться, но нельзя сказать, что он производит осознанную деятельность и целенаправленно выполняет необходимую самому работу. В нем нет активно-преобразовательного начала, а есть пассивное безразличие. Что случится с ним, разрушится ли он, расплавится, или еще каким-либо образом видоизменится, ему самому безразлично. Более того, никаких существенных изменений от разрушения камня незаметно. Если его восстановить, то опять это будет камень.
Что включает в себя понятие «сознание» будет рассмотрено ниже. Сейчас, забегая вперед, нужно сказать, что оно предполагает наличие и систематизацию переживаний. Камень мертв, потому как не обладает сознанием, не способен переживать, и поэтому ему его собственное состояние безразлично. В природе мы видим, что что-то способны осуществлять только организмы, обладающие сознанием. Те же простейшие, амеба, инфузория, и т.д. обладают сознанием, то есть способны переживать. Именно это заставляет их производить определенные действия перемещаться, искать пищу, избегать негативных факторов.
3-й закон функциональности подводит к мысли о невозможности саморазвития материи, не обладающей сознанием. Мертвое неспособно саморазвиваться, потому что отсутствует стремление к чему-либо, нет переживаний, осмысленной деятельности. Камень не может сам по себе начать развиваться. Для доказательства можно провести опыт. Возьмем обыкновенный кусок гранита либо железа, изолируем его от внешних воздействий, заключим в герметичную специальную камеру, под массу непроницаемых колпаков, и начнем ждать, когда он начнет саморазвиваться. Сколько нам придется просидеть возле этого куска гранита, что бы он начал саморазвиваться? И потом, почему обязательно это развитие должно быть поступательным, то есть двигаться в сторону усложнения системы?
Выводом из вышесказанного следует, что в основе сущего стоит сознание, все есть его производное. О его качествах будет подробно изложено ниже. Сейчас надо уяснить единственное, что осуществлять какую-либо деятельность целенаправленно могут только системы обладающие сознанием. Именно эта субстанция, способна систематизировать, иначе говоря, строить системы и усложнять их. Неживая же материя нефункциональна.
4-й закон функциональности гласит: «Системы функциональны в рамках имеющихся знаний». Он прямо истекает из 3-го закона. Действительно, любое может творить только в рамках имеющихся знаний. Например, сколько знаний есть у муравья, ровно настолько он функционален. Невозможно, чтобы он мог создать что-либо превышающее его знания, например, реактивный самолет. Рассмотрим другой пример, в каменном веке люди не могли производить компьютеры, а умели только изготавливать примитивные каменные оружия, пользовались палками и т.д., то есть существовали в рамках имеющихся знаний. По мере развития, расширялись знания и вместе с ними увеличивались границы функциональности. Человечество сейчас не может производить то, что будет, к примеру, в десятом тысячелетии, для этого у него нет соответствующих знаний. Поэтому у него существуют пределы функциональности.
Забегая вперед, нужно сказать, что знания — это закрепление позитивного опыта. Более подробно об этом будет сказано ниже. Сейчас же нужно понять, что знание это информационное поле, доступное сознанию на данном этапе. И все, что способно пока произвести данное сознание не превышает пределов этого поля.
4-й закон функциональности, если вдуматься, указывает на то, что в основе мироздания стоит совершенное сознание. Это истекает из того, что сложное может быть порождено только сложным, а жизнь есть производное жизни. Последнее утверждение требует пояснений. Здесь имеется в виду, что жизнь на Земле есть порождение жизни, но имеющей другую форму существования. Об этом будет сказано ниже. В настоящем важно понять, что в основе мироздания стоит совершенное сознание, которое, обладая совершенным уровнем знаний, бесконечно функционально. Нужно уяснить, что простое не может само по себе усложняться. Ему неизвестно, что есть более сложное. Это невозможно. Представьте муравья, который задумался над проблемами ядерной физики. Простое не может вместить сложное. Деревянные бухгалтерские счеты не могут выполнять все функции компьютера.
5-й закон. «Мир может сотворить только такая система, которая обладает бесконечными пространственными, временными, энергетическими ресурсами». Системы ограниченные не могут участвовать в возникновении мира. На определенном этапе у них должен быть исчерпан ресурс, либо они станут повторяться и развитие прекратится. Вселенная может быть порождена только такой субстанцией, которая является активной в бесконечности, в безмерном. Из данного утверждения следует, что материя есть производное абсолютной безмерной сущности.
Объективная реальность не имеет границ, поэтому она могла появиться только от субстанции активной в безмерном, которой доступны абсолютные ресурсы.
Понятие информационного пространства. Детерминизм. Невозможность случайности. Полная закономерность, законообразность мирового сущего.
Объективная реальность, окружающая нас действительность соткана из систем и сама является системой. Как говорилось выше, под системой мы понимаем структурное образование, состоящее из упорядоченных элементов, состоящих друг с другом в строгой закономерной взаимосвязи. Например, человек есть сложная многоуровневая система. Начнем с поверхностного уровня: голова, туловище, ноги, руки. Они находятся между собой в строгой связи и составляют структуру. Более глубже, человек состоит из нервной системы, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, секреторной и т.д. Каждая из них также является системой, например, нервная система состоит из головного мозга, спинного, нервных волокон и т.д. Все окружающие нас предметы являются системами. Автомобиль, телевизор, дерево, солнечная система и так далее. Весь реальный мир является системой и строго системен. Между элементами его существуют жесткие взаимосвязи, закономерности. Во вселенной не происходит даже одного события вне какой-либо системы. Случайность исключена.
Рассмотрим другой пример, траектория полета листика, оторвавшегося от веточки, нам кажется случайной. Вот он с невероятным вращением, наконец, залетел, к примеру, к нам в окно и упал на пол в строго определенном месте. Мы обычно не задумываемся о том, что произошло. Но глубокое проникновение в сущность случившегося укажет, что на весь невероятный полет листика оказывала влияние целая масса различных законов, причинно-следственных связей. Здесь оказали свое воздействие и разность температур, влажность, и форма краев листика, плотность воздуха, сила притяжения земли (она не везде одинаковая), наличие постоянных атмосферных течений и т.д. Все причины перечислить невозможно, ведь сюда надо будет прибавить и все события, произошедшие исторически ранее, а также космическое влияние, силы межгалактического взаимодействия, которые могут показаться незначительными, но и их исключать нельзя и т.д. Получается, что невероятная траектория полета листика, является строго закономерной. Детерминистский подход к анализу явлений объективного мира наиболее истинен. Все явления, предметы, их взаимодействие обусловлены объективными законами.
Для полного понимания устройства мироздания, надо глубоко осознать, что все существующее зарождается в безмерном. Представим некую условную поверхностность, ниже которой безмерное, выше которой мерное, конечное. Верхнее мерное строго системно, но системообразующее начало находится в безмерном. Оба уровня надо представить как ячеистое структурное образование. Нижний уровень пульсировано задает изменения верхнего. Все находится в строгой зависимости. Происходит перетекание информации.
В основе мироздания стоит абсолютная субстанция, которая обладает бесконечными пространственными, временными, энергетическими ресурсами. Она сама является системой, структурированным отношением. Материя является ее производной, формой. Абсолютная субстанция есть сознание, системообразующее начало.
Представленная картина будет доказана ниже.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные принципы мироздания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других