В сборнике материалов XII межвузовской научно-методической конференции нашли отражение проблемы реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Основное внимание уделено вопросам методического обеспечения самостоятельной работы студентов и формирования компетенций как результата освоения основных образовательных программ. В материалах сборника показаны особенности проектирования и реализации магистерских программ, развитие новых образовательных и компьютерных технологий. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в вузе и взаимодействие вузов с работодателями и социальными партнерами также нашли отражение в материалах конференции.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы совершенствования высшего образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
СЕКЦИЯ 2. Методическое обеспечение формирования профессиональных компетенций как результата освоения основных образовательных программ
Компетенции как составляющие профессиональной компетентности выпускника вуза
В настоящее время в условиях развития новой экономики, где основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицирован-ный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В современных условиях подготовка специалиста предполагает овладение им в стенах вуза методологиями самообразования, самосовершенствования, самовоспитания. Всё это определяет важность активизации самостоятельной работы, в процессе выполнения которой будут формироваться его творческая активность, представление о научных и социальных возможностях, способность вычленять главное и совершенствоваться приемы системного мышления.
Присоединение России к Болонскому процессу определяет необходимость перехода на универсальный язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности его цели и результаты. Но следует учитывать, что современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. При этом компетентность — это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач или проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Сфера образования продолжительное время работала с основными единицами — знаниями, умениями и навыками. А профессиональная сфера работала с другими единицами — компетенциями. Поэтому компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям, то есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Именно поэтому проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. Кроме этого, очевидно, что профессия дает ответ, какой компетентности должен быть человек или какова сфера его компетенции. Поэтому профессиональная сфера оперирует компетенциями, а образование — знаниями, умениями и навыками. И когда профессиональная сфера может точно на уровне заказа однозначно формулировать свои претензии к образованию, то задача образования заключается в том, как перекомпоновать знания, умения и навыки в определенные компетенции, которые требуются в профессиональной сфере. Совет Европы ввел много компетенций, но каждая страна, исходя из своих приоритетов и своих взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет определенные компетенции.
Таким образом, компетенция — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной широкой области. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
При этом компетентность — это синергетическое качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть компетентность, компетенция, квалификация — основные направления современных исследований. Компетентность коррелируется со сложностью самого задания и результатами работы. Быть компетентным означает уметь мобилизовать в определенной ситуации полученные в вузе, на практике и в ходе самостоятельного изучения учебного материла знания и опыт.
Компетенции, в свою очередь, рассматриваются как составляющие компетентности, формирующие в процессе получения высшего образования определенный круг знаний, умений, навыков, которыми следует владеть. Компетенции описываются с помощью стандартов и критериев выполнения заданий или поведенческих эталонов. Они характеризуют деятельные возможности личности в социальном контексте деятельности.
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Профессиональная компетентность является значимым фактором, позволяющим выпускнику адекватно интегрироваться в социальное пространство и, занимаясь определенного рода деятельностью, направить свое воздействие на окружающую природную, социальную среду и различные общественные отношения. Профессионализацию следует рассматривать как непрерывный процесс формирования профессиональной позиции, гармонизации социально и профессионально важных качеств и умений в достаточно устойчивые профессионально значимые комплексы, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности, по мнению А. В. Хуторского, «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов».
Таким образом, важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях.
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций у будущих бакалавров по социальной работе в процессе преподавания дисциплины «Технология трудоустройства»
В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 «социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр») выпускник вуза должен обладать двадцатью общекультурными и тридцатью пятью профессиональными компетенциями. Современная система обучения, набор учебных дисциплин и их последовательность направлены на формирование всей совокупности перечисленных в ФГОСе компетенций. Тем не менее авторы считают, что каждая отдельная дисциплина в той или иной мере оказывает влияние на формирование как отдельных компетенций, так и всей их совокупности. Например, преподавание у студентов первого курса, будущих бакалавров по направлению «социальная работа» в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова дисциплины «Технология трудоустройства» ориентировано на формирование и общекультурных, и профессиональных компетенций. При этом новизна дисциплины и отсутствие единой методики ее преподавания создает в этом процессе объективные проблемы и способствует сложностям субъективного характера [1]. По мнению авторов, среди наиболее важных методических проблем является выбор стратегии и тактики методик преподавания данной учебной дисциплины, от которых зависит набор формируемых профессиональных компетенций. Опыт практической работы показал, что можно осуществить три стратегических подхода к ее преподаванию. Первый предполагает раскрытие технологии трудоустройства как теории, обозначая при этом ее сущность, принципы, уровень развития и возможности использования на практике. При этом раскрывается суть и содержание технологии трудоустройства, ее основные этапы развития и реализации. Приводятся как отечественные, так и зарубежные источники и литература по данной технологии. При таком изложении материала дисциплины «Технология трудоустройства» у студента формируется культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, вырабатывается умение ставить цель и способность выработки путей ее достижения. Студент учится логически верно строить устную и письменную речь, понимает сущность и значение предлагаемой ему теории или информации. Посути, формируются общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-2, ОК-11) [2].
Второй подход позволяет преподавателю соединить известную теорию техники трудоустройства с реальной российской практикой, раскрывая при этом возникающие противоречия и трудности их соединения. При этом осуществляется разделение всех учебных занятий на теоретические формы (лекции) и практические (семинары, круглые столы, коллоквиумы). В данном случае студенты изучают теорию технологии трудоустройства и одновременно обучаются техникам написания характеристик, автобиографий, резюме и т. п., а также методам поиска работы в Интернете, при помощи объявлений в газетах и т. п. Такая методика преподавания данной дисциплины направлена на формирование умения критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков, что соответствует общекультурной компетенции (ОК-7) [2].
Третий вариант преподавания дисциплины предполагает только практические формы обучения. Среди них: деловые и ролевые игры с использованием коммуникативных тренингов и информационных технологий (например, веб-квест) с применением видеотехнических средств, встречи с реальными и потенциальными работодателями, посещения ярмарок вакансий, центров занятости и организаций социальной сферы, работу на телефоне, разработку персональных планов поиска работы и т. п. [3]. Такое преподавание дисциплины «Технология трудоустройства» ориентировано на формирование профессиональных компетенций, среди которых готовность к мобилизации собственных сил (ПК-7), способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11) и др. [2].
Таким образом, преподавание учебной дисциплины «Технология трудоустройства» у студентов, будущих бакалавров по направлению «Социальная работа», сопряжено с определенными объективными проблемами и субъективными сложностями, которые постепенно преодолеваются в ходе ее освоения и привлечения инновационных методов обучения. Апробированные авторами разные стратегические и тактические методики преподавания данной дисциплины формируют как общекультурные, так и профессиональные компетенции, реализуя таким образом ФГОСы нового поколения.
1. Зарубина Ю. Н, Албегов Ф. Г. Проблемы и сложности преподавания дисциплины «Технология трудоустройства» у студентов, будущих бакалавров направления «социальная работа» // Материалы III Всероссийской научно-методической конференции, 2 февраля 2013 года «Методы обучения и организация учебного процесса в вузе». — Рязань, 2013. С. 88–89.
2. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/m373.html (дата обращения: 22.04.2013 г.).
3. Кошелева А. В. Использование ситуационно-ролевой игры «интервью» в процессе преподавания студентам, будущим специалистам по социальной работе, дисциплины «Технология трудоустройства» // Материалы III Всероссийской научно-методической конференции.
Формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе производственной практики
Современная парадигма образования предполагает осуществление качественно нового подхода к проблеме подготовки бакалавров к профессиональной деятельности. Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного, компетентного, свободно владеющего своей профессией специалиста. Отличие компетентного от квалифицированного специалиста заключается в том, что он владеет не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, реализуемых в профессиональной деятельности, но и обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей деятельности и способного выходить за рамки своего предмета, своей профессии. Проблема подготовки будущего педагога, способного моделировать образовательный процесс, самостоятельно воплощать в практику школы новые идеи и технологии обучения и воспитания — это проблема формирования профессиональной компетентности бакалавра. Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте. Многие исследователи компетентность рассматривают как обладание знаниями и умениями ими оперировать.
М. А. Холодная определяет компетентность как результат специально организованной целенаправленной практики, то есть практики, в которую личность включается сознательно и которая требует от нее значительных волевых усилий, напряжения сил, затрат времени, связанных с совершенствованием своих индивидуальных возможностей.
Согласно концепции В. Д. Шадрикова, компетентность относится к субъекту деятельности, это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи. Компетентность является результатом обучения и воспитания (образования). Она формируется в результате обучения на основе ценностных ориентаций и привычек выполнять профессиональные действия соответствующим образом.
В. Д. Шадриков предлагает следующие группы компетентностей:
— компетентности социально-личностные (относящиеся к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности);
— компетентности компетентности общепрофессиональные (информационные, связанные с получением и обработкой информации, расчетные — связанные с умениями решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата);
— специальные компетенции или профессионально-функцио-нальные знания и умения, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда.
В новых условиях изменяется видение места и роли производственной практики в профессиональном развитии будущих педагогов. Ведущими тенденциями развития современного педагогического образования являются: увеличение количества времени, отводимого на самостоятельную практическую деятельность студентов; приобретение опыта профессиональной деятельности на практических занятиях в моделируемых условиях, приближенных к реальной деятельности; тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования основ профессиональной компетентности в современной высшей школе.
Цель данной статьи заключается в определении того, каким образом в современных педагогических вузах решается проблема формирования компетенций в условиях производственной практики как основной формы организации учебного процесса.
Несмотря на то что роль и назначение производственной практики в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов изучены довольно подробно, в последнее время значение педагогической практики существенно переосмысливается, активно ищутся резервы ее использования в подготовке студентов. Так, О. А. Абдуллина, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов предлагают рассматривать практику как системообразующий фактор всех сторон профессиональной подготовки будущих педагогов к предстоящей деятельности.
Профессиональная компетентность в полной мере может проявиться лишь у работающего учителя, в то же время предпосылки формируются уже в период обучения в высшем учебном заведении. Одним из показателей профессиональной компетентности студентов-бакалавров является способность к саморазвитию, самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию. Ключевой компетенцией в формировании профессиональной компетентности в период обучения студента выступает умение учиться. Мы считаем, что самообразовательные умения и навыки следует вырабатывать у студентов, так как именно они отличаются наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации и рефлексии. Умение учиться — это умение организовать свое время, планировать и контролировать деятельность, находить необходимую информацию, выбирать подходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми.
Анализ качества профессиональной и личностной подготовки к производственной практике бакалавров позволяет нам выделить следующие основные условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов:
— целенаправленную и систематическую работу по формированию и развитию профессиональной рефлексии в процессе учебнопрофессиональной подготовки студента в вузе (развитие рефлексивного творческого мышления, владение рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и педагогических задач);
— организацию самостоятельной работы студентов на всех уровнях системы образования в высшем учебном заведении;
— качество различных форм учебно-воспитательной работы профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения;
— материально-техническую и методическую базу педагогического вуза и образовательного учреждения. Доступ к информационным массивам (ресурсный центр, электронная библиотека и др.);
— связь университета и факультета с образовательными учреждениями. Тесное взаимодействие преподавателей вуза и учителей школ по вопросам подготовки, организации и содержания производственной практики студентов.
Итак, процесс формирования профессиональной компетентности длительный, сложный и целостный. Для обеспечения высокого уровня результативности практической деятельности по овладению педагогической профессией процесс профессиональной подготовки бакалавров-практикантов проходит три этапа: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-преобразующий.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей быстро оценивать ситуацию и свои возможности, адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, самостоятельно учиться, принимать решения и нести ответственность за них. Выработка же у студентов профессиональной компетентности во многом зависит от качества учебно-воспитательной работы, профессионализма педагогического коллектива, отношения к студентам как в высшем, так и в среднем учебных заведениях.
Формирование профессиональных компетенций в экономике, основанной на знаниях
Согласно концепции Э. Тоффлера, «мир сегодня стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений… Микроэлектронная революция и информационные технологии увеличивают мощь человеческого интеллекта…». Наиболее перспективной моделью социально-экономического развития становится экономика, основанная на знаниях, в которой в результате роста производительности труда происходит высвобождение части работников для удовлетворения более высоких потребностей. Это обусловливает сдвиги в отраслевой и профессионально квалификационной структуре рабочей силы. Главной идеей становится повышение не только профессионального уровня, но и ответственности работников, а также степени их участия в процессе принятия решений. Для конкурентоспособности молодому специалисту необходим определенный уровень профессиональных знаний, умений и навыков, а также способность адаптироваться в новых условиях. Все это повышает требования к профессиональной компетентности выпускников вузов.
Современный процесс развития высшего профессионального образования характеризуется переходом на новые образовательные стандарты, введением двухуровневой системы подготовки выпускников и, как следствие, обновлением содержания и технологий профессионального образования. Основной акцент в образовательных стандартах сделан на формирование профессиональных компетенций выпускников как основы быстрой адаптации в трудовой деятельности.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетентность» и «компетенция». Компетентность является результатом образования, выражающимся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Компетентность определяется готовностью специалиста включиться в определенную деятельность и охватывает интегральное личностное образование (способность, качества) и интегральное образование (знания, умения и навыки, готовность). Составляющими элементами компетентности являются:
• знания — интеллектуальный контекст, в котором работает человек;
• навыки — владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
• способность — врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу;
• стереотипы поведения — видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации;
• усилия (мобилизация) — сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, под-ходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Компетенции включают в себя мотивационный, когнитивный, поведенческий и ценностно-смысловой аспекты.
Выделяют следующие виды компетенций: когнитивные, предполагающие практическое использование теорий и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте; функциональные, характеризующие то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере дальнейшего обучения или в социальной деятельности; личностные, включающие поведенческие ситуативные умения; этические, предполагающие личностные и профессиональные ценности, а также позитивное мировоззрение.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Компетентный человек трактуется как осведомленный, признанный знаток в определенном вопросе, обладающий кругом полномочий, авторитетный, полноправный, способный. К руководителям хозяйственного профиля относят понятие «компетентный специалист».
Выделяют несколько самостоятельных направлений изучения профессиональной компетентности:
— как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности;
— как социальная культура, которая является результатом развития личности, ее образованности и воспитанности;
— как социокультурная система, включающая в себя аспекты философского, психологического, социологического, культурологического и личностного порядка;
— как форма осуществления практической деятельности, определяемая знанием свойств объектов труда, свободным применением орудий производства, соответствием содержания труда и характера выполняемых работ профессионально значимым качествам.
К основным методам, оценивающим компетенции, можно отнести следующие:
• структурированное интервью, во время проведения которого аттестуемые отвечают на заранее разработанные вопросы. Это типичная форма интервью в любом социальном исследовании, когда стандартизация постановки вопросов и фиксации ответов означает, что если эти процедуры выполнены правильно, то вариации в ответах будут обусловлены «реальной» составляющей, а не контекстом интервью;
• анкетирование, представляющее собой психологический вербальнокоммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от обучаемых используется специально оформленный список вопросов — анкета;
• заполнение опросных листов, в которых отражается степень использования тех или иных компетенций на практике;
• экспертное оценивание, характеризующее процедуру получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью принятия решения (выбора);
• 360-градусная обратная связь, в которой аттестуемого анонимно оценивает его руководитель (преподаватель), а также равные по положению сотрудники (студенты);
• психологическое тестирование, которое проводится с использованием процедуры установления и измерения индивидуально-психологических. отличий. В отечественной практике чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование». Психологический тест — стандартизированное, задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого;
• деловые игры, представляющие собой метод имитации принятия решений в различных производственных ситуациях, который осуществляется по заданным правилам при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности группой людей или человеком с персональным компьютером в диалоговом режиме;
• упражнения и практические задания, с помощью которых оценивается реальное поведение аттестуемого.
В заключение отметим, что компетентностный подход позволяет восстановить нарушенное равновесие между образованием и практической деятельностью. В результате его внедрения студенты, владеющие теоретическими знаниями, могут использовать их для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Формирование способностей выработки профессиональных суждений на базе знаний, полученных в результате освоения основных образовательных программ
Целью реформирования российского бухгалтерского учета является максимальное приближение российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности (РСБУ) к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Одной из важнейших проблем реформирования является обеспечение бухгалтерских служб специалистами, способными формировать профессиональные суждения о фактах хозяйственной деятельности.
В отличие от стандартов российского бухгалтерского учета, построенных на жестких методических указаниях по ведению бухгалтерского учета и формированию показателей отчетности, МСФО в большей мере основаны на применении профессионального суждения. Таким образом, переход к МСФО — это переход от правил к принципам. Такая зависимость качества бухгалтерского учета и отчетности от способности специалиста формировать профессиональные суждения выдвигает требования к подготовке специалистов, способных формировать эти суждения.
Суждение — это всегда оценка. При этом любой факт хозяйственной деятельности оценивается с различных сторон. Соответственно, суждение тем ценнее, чем более многостороннее. Переход к подготовке специалистов, способных формировать профессиональные суждения, требует изменения подходов к методическому обеспечению подготовки бухгалтеров. Если основной задачей подготовки специалиста было усвоению того, что нужно делать и как это делать, то сейчас ставится задача формирования понимания почему нужно это делать именно так.
Такое понимание невозможно сформировать без опоры на результаты освоения основных образовательных программ. Все методическое обеспечение подготовки бухгалтеров должно быть направлено на то, чтобы обучающиеся постоянно обращались к тем знаниям, которые ими уже получены или должны быть получены ранее.
Следует вспомнить один из принципов обучения по системе В. Ф. Шаталова — «многократное повторение». Это многократное повторение должно реализовываться не только повторением материала «узкой» дисциплины, но и постоянным обращением к правовым, экономическим, социальным и другим сторонам фактов хозяйственной деятельности.Имеет смысл построить преподавание дисциплины не линейно. Например, традиционно бухгалтерский учет начинается со счетов и двойной записи и заканчивается отчетностью, но возможен и другой подход — начинать с баланса. В этом случае, изучая строение и содержание баланса, обучаемый изучает в самом обобщенном виде объекты бухгалтерского учета. При этом к этому материалу обучаемый будет возвращаться, как минимум, 3–4 раза.
Сами учебники и учебные пособия должны содержать постоянные ссылки на материал, уже изученный по другим дисциплинам: правовым, общеэкономическим, социологическим. Только в этом случае можно заложить у обучаемых понимание многосторонности любого факта хозяйственной деятельности, необходимости оценки любого явления с различных сторон. Именно так можно подготовить специалиста, способного сформировать профессиональное суждение.
О специфике лекций по Особенной части уголовного права для бакалавров
Объем лекционной нагрузки по уголовному праву для бакалавров по, сравнению со специалистами снижен в два раза, что не может не накладывать отпечаток на содержание лекционного материала. Если даже раньше при чтении лекций по Особенной части уголовного права было сложно соблюсти баланс раскрытия общей характеристики определенных групп преступлений и характеристики отдельных видов преступлений, то сейчас положение еще более усугубилось.
Наверное, нужно затянуть пояс, засучить рукава и взять в работу давно известный метод познания, согласно которому, кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо для себя будет на каждом шагу натыкаться на эти общие вопросы. Действительно, сколько бы лектор ни пытался раскрыть составов преступлений по их объектам, объективным сторонам, субъектам и субъективным сторонам, все равно большую часть их проанализировать не сможет. Таковых, даже если иметь в виду численность только статей Особенной части Уголовного кодекса РФ, значительно больше двухсот пятидесяти, а если учитывать, что в одной статье бывает изложено по несколько составов преступлений, то приближается к тремстам. Следует учитывать, что лекция — это не учебник и не комментарий к Уголовному кодексу, в которых описываются все преступления. За данными источниками познания уголовного права лектору никогда не угнаться и, следовательно, лекция их никогда не заменит.
Для лекции по Особенной части уголовного права в нынешних условиях кажется главным вычленение общих признаков соответствующих групп преступлений. Причем речь может идти о трех видах таких групп. Они предопределены структурой Особенной части Уголовного кодекса.
Высшая группа представлена разделами Особенной части уголовного права, например преступления в сфере экономики. Средняя группа отражена в главах, на которые делятся разделы Особенной части уголовного права, скажем преступления против собственности. Низшая группа выделяется внутри отдельных глав Особенной части уголовного права, допустим хищения. Применительно к каждой из названных групп необходимо выработать определение понятия преступлений, входящих в данную группу, классифицировать преступления (что, по понятным причинам, не относится к нижней группе), а затем указать общие признаки объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны (в том числе, квалифицирующие признаки). Если имеются альтернативные признаки, то на них тоже целесообразно обратить внимание студентов.
Для придания лекции более прикладной направленности нужно внутри низшей группы выделить наиболее характерное преступление и раскрыть его специфические признаки. При этом желательно отразить разграничительные линии со сходными преступлениями. Если продолжить рассматривать преступления в сфере экономики, то среди хищений наиболее характерным можно считать грабеж, который подлежит отграничению от кражи, мошенничества, присвоения, растраты, разбоя и хищения предметов, имеющих особую ценность.
Причем не следует забывать об основных проблемных моментах. Они могут быть связаны как с законодательным текстом, так и с правоприменительной практикой. Правда, нельзя злоупотреблять теоретическим дискурсом, имея в виду, что лекции по Особенной части уголовного права читаются для студентов первой ступени высшего юридического образования, а есть еще вторая — магистратура.
Все отмеченное основано на диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса. Однако в последних имеются еще санкции, а также примечания, предусматривающие, когда лицо не подлежит уголовной ответственности либо освобождается от уголовной ответственности или наказания.
Следует помнить, что санкции с содержащимися в них наказаниями изучаются в рамках Общей части уголовного права. Отсюда в лекциях по Особенной его части о санкциях следует говорить лишь тогда, когда без этого не обойтись при решении вопросов квалификации соответствующих преступлений (например, в связи с конкуренцией норм уголовного права). Иначе обстоит дело с примечаниями к статьям Особенной части уголовного права, в которых регулируется, когда лицо не подлежит уголовной ответственности либо освобождается от уголовной ответственности или наказания. Они специальные по сравнению с теми предписаниями, которые имеются в Общей части и соответственно в ее рамках не изучаются. Поэтому без них в лекциях по Особенной части не обойтись.
Наконец, в лекциях нельзя разбегаться мыслями по древу, исходя из того, что объем практических занятий по Особенной части уголовного права для бакалавров по сравнению со специалистами даже увеличился. Отсюда лекции надлежит читать с тем расчетом, чтобы по темам идти, как правило, впереди практических занятий. Иначе в голове у студента может возникнуть путаница, если после подготовки к практическим занятиям по доступным источникам он узнает, что у лектора другое мнение по тем или иным вопросам.
Шкалирование уровней компетенций в оценке результата освоения основных образовательных программ
В высших учебных заведениях нашей страны при оценке знаний, умений и навыков обучающихся используется шкала с оценками «неудовлетворительно» (2), «удовлетворительно» (3), «хорошо» (4) и «отлично» (5). При всех известных недостатках ее использования она укоренилась в практике работы учебных заведений. Но можно ли ее применять при оценке компетенций? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к зарубежной, прежде всего американской, практике оценки компетенций.
Как известно, концепция компетенций зародилась в американской психологии. Ее истоки связывают с появлением в 1973 году статьи Д. МакКлелланда, в которой он доказывал, что традиционные академические тесты способностей и тесты на знание предмета не позволяют прогнозировать результаты выполнения работы с высоким уровнем достоверности. Для того чтобы наиболее точным образом можно было прогнозировать результаты работы конкретного специалиста, необходима оценка его базовых качеств.
В концепции Д. МакКлелланда базовые качества людей, предопределяющие результаты их работы, получили название компетенций. Компетенции рассматриваются как устойчивая часть человеческой личности. В силу своей устойчивости компетенции предопределяют поведение человека во множестве ситуаций при решении рабочих задач.
За время, прошедшее с момента выхода статьи Д. МакКлелланда, было разработано несколько сотен моделей компетенций в различных областях человеческой деятельности. Эмпирическим образом были выявлены пять базовых характеристик людей, предопределяющих результаты их деятельности, в их числе:
1) мотивы: то, что вызывает те или иные действия;
2) психофизиологические особенности (или свойства) человека;
3) Я-концепция: установки, ценности или образ-Я человека;
4) знания, которыми обладает человек в определенных содержательных областях;
5) навыки выполнения определенной физической или умственной работы.
При создании моделей компетенций были использованы критерии оценки результатов работы, выраженные тем или иным количественным показателем. На основании этого различается: 1) наилучшее исполнение: определяется как одно стандартное отклонение от среднего исполнения; 2) эффективное исполнение: обычно означает «минимально приемлемый» уровень работы, крайний ограничительный уровень, ниже которого сотрудник будет считаться некомпетентным для этой работы.
При анализе связи между результатами работы и компетенциями было установлено, что поведенческие индикаторы компетенций обладают свойствами шкалы: существует очевидная прогрессия от низшего уровня к высшему уровню в одном или более измерениях компетенций.
Следовательно, как и в оценке знаний, умений и навыков, так и в измерении компетенций используется порядковая шкала. Однако эмпирический опыт оценивания компетенций в практике работы амери-канских психологов показал, что шкалы компетенций для различных видов работы отличаются по длине. Это означает, что нельзя автоматически шкалу школьных оценок перенести в сферу оценивания компетенций.
С точки зрения оценки профессиональных компетенций, фор-мируемых в классическом университете, интерес представляют шкалы когнитивных (познавательных) компетенций: 1) шкала аналитического мышления; 2) шкала концептуального мышления. Эти шкалы измеряют сочетание таких базовых качеств человека, как способности и мотивация. При этом измерение не направлено на оценку умственных способностей, скорее оценивается тенденция индивидуума применить эти способности в работе, добавлять ценность своему исполнению работы.
Шкала для оценки аналитического мышления в контексте сложности анализа имеет шесть уровней:
0. Отсутствует анализ.
1. Разбивает проблемы.
2. Видит базовые отношения.
3. Видит множественность отношений.
4. Проводит сложный анализ, выстраивает длинные цепочки причинных связей.
5. Проводит очень сложный анализ, пользуется несколькими аналитическими техниками для определения нескольких решений и взвешивает ценность каждого из них.
6. Проводит крайне сложный анализ, анализирует сложные взаимосвязанные системы.
Шкала для оценки концептуального мышления в контексте сложности и оригинальности концепций имеет семь уровней:
0. Не пользуется абстрактными концепциями, мыслит очень конкретно.
1. Пользуется базовыми правилами.
2. Распознает модели.
3. Применяет сложные концепции.
4. Упрощает сложность.
5. Создает новые концепции.
6. Создает сложные концепции по сложным вопросам.
7. Создает новые модели.
Очевидно, что использование таких шкал позволило бы сделать более объективной оценку профессиональных компетенций как результатов освоения основных образовательных программ.
Активные методы как средство формирования профессиональных компетенций
Одна из актуальных задач современной высшей школы — формирование профессиональных компетенций. Средство решения данной педагогической задачи — внедрение в учебный процесс активных методов обучения.
Рассмотрим активные методы обучения, которые можно применять на практических занятиях, используя при этом наш опыт работы на занятиях по психологии со студентами различных специальностей, а также некоторый опыт наших коллег. Чаще всего мы используем следующие активные методы работы со студентами:
1. Обмен вопросами в малых группах;
2. Деловые игры;
3. Анализ ситуаций профессиональной деятельности и приведение примеров из практики;
4. Разработка мини-проектов;
5. Кейс-метод;
6. Демонстрации, иллюстрации с привлечением студентов;
7. Метод мозгового штурма;
8. Взаимодействие подгрупп с различной ролевой определенностью;
9. Элементы социально-психологического тренинга.
Чаще других методов мы применяем на практических занятиях обмен вопросами или ситуациями по проблематике занятия в малых группах. Учебная группа подразделяется на несколько подгрупп (две, три, четыре). Каждая подгруппа получает задание сформулировать вопрос или ситуацию в контексте темы занятия и задать ее соседней подгруппе. Спустя некоторое время, отведенное на подготовку, заслушиваем ответы. Метод прекрасно активизирует студентов. В работу включаются даже те студенты, которые до этого лишь «присутствовали» на семинаре. В каждой подгруппе есть студенты, которые подготовлены к семинару лучше других, или студенты, у которых более высокий уровень сформированности профессионального опыта или профес-сиональной мотивации. Взаимодействие этих студентов с менее замотивированными дает хороший эффект.
В контексте рассматриваемой проблемы эффективно применение кейсметода. Однако разработка полноценных кейсов — дело сложное, требующее значительного времени и материальных затрат. Более облегченный вариант такой метод, как анализ ситуаций профессиональной деятельности. Мы используем в нашей практике две разновидности этого метода:
1. Учебная группа подразделяется на две или три подгруппы. Мы задаем ситуацию, адресуя ее для решения всей группе. Каждая подгруппа предлагает свой способ решения ситуации;
2. Студенты не получают готовую ситуацию от преподавателя. Выделенные учебные подгруппы сами формулируют ситуации из практики профессиональной деятельности психолога и обмениваются ситуациями. Затем каждая подгруппа предлагает свое решение полученной профессиональной задачи. Группа — разработчик ситуации оценивает решение, а возможно предлагает свой вариант разрешения данной ситуации.
На практических занятиях по психологии часто используются элементы социально-психологического тренинга. Все практически-ориентированные спецкурсы, например педагогическое общение, содержат в программах тренинговые упражнения.
Активный метод — это вовлечение студентов в деятельность, которую; можно считать профессиональной или квазипрофессиональной; например, найдено решение профессиональной задачи, разработан мини-проект. Активные методы обучения — это форма приобретения профессионального опыта, некоторых умений. Здесь демонстрируется связь теоретического базового знания и практики, происходит формирование практического профессионального мышления. Студенты приобретают ценный практический опыт, имеет место осознание профессионального роста.
Ряд активных методов обучения фактически обеспечивают обращение к теории, но это обращение стимулировано не требованием преподавателя («Буду спрашивать»), а побуждается необходимостью обеспечить решение практической задачи; например, разрешить ситуацию, сформулированную другой подгруппой. Теория, таким образом, приобретает профессиональную значимость. Знание становится не самостоятельной целью, а средством решения практической задачи.
Структура физической культуры
Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Для правильного методического обеспечения учебного процесса необходимо четко знать структуру физической культуры и ее компоненты, тесно связанные между собой (физическое образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическое развитие, физическая подготовка, физические упражнения).
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.
Физическое образование — педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.
Спорт — игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней;
основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта как части физической культуры.
Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.
Физическая подготовка — вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).
Физическое развитие — процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).
Физические упражнения — движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интел-лектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.
Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат.
Совокупность компонентов физической культуры предполагает наличие знаний и навыков человека, которые он выполняет на высоком, конкурентном уровне, а также способствует умению применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода в определении широкой области.
Умение работать с базами данных как одна из профессиональных компетенций студента-бакалавра по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Торговое дело», «Гостиничное дело», «Туризм»
Чаще всего экономические данные представляют в виде баз данных (БД). В требованиях ФГОС по многим направлениям содержится описание профессиональных компетенций выпускников по работе с БД.
По направлению «Экономика» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
• способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4).
По направлению «Менеджмент» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
• способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).
По направлению «Государственное и муниципальное управление» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17).
По направлению «Торговое дело» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-11).
По направлению «Гостиничное дело» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• готовностью к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);
• способностью находить, анализировать и обрабатывать научнотехническую информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий (ПК-17).
По направлению «Туризм» выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
• способностью обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы совершенствования высшего образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других