Антропоэстетика. Наука о красоте человека

Александр Борисович Георгиевский

Не только в знании, но и в красоте – сила. Эта истина стала понятной человеку с момента осознания значения красивой внешности в личной и общественной жизни. Забота о ней становится предметом повседневного внимания с применением разных средств облагораживания естественного подарка судьбы. Гимн красоте человека объединяет сюжеты настоящего издания.

Оглавление

  • О науке антропоэстетике

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоэстетика. Наука о красоте человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А.П.Чехов

© Александр Борисович Георгиевский, 2018

ISBN 978-5-4493-8218-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Не будет преувеличением утверждать, что с момента появления человека на Земле одним из приоритетных было и остается внимание людей к своей внешности — бесконечный и причудливый путь творчества от татуировок у первобытных племен до высоких технологий эстетической медицины, косметологии, фитнеса. Несмотря на то, что интерес к красоте человеческого организма является одной из главных потребностей, долгое время он оставался за пределами специальных исследований, пока не начались закладываться первые шаги науки о физической красоте человека — антропоэстетики.

Дарованная природой человеку красивая внешность — явление не частое среди людей, поэтому и внимание к ней было ограниченным со стороны научной общественности. Телесная и духовная красота человека и отношения в сфере любви взаимосвязанные феномены, отсюда открывается источник для лирической поэзии и фольклора, художественного и скульптурного творчества.

Не встречается сведений о том, кем и когда введен в словесный оборот термин «атропоэстетика». Можно предполагать, что произошло это не ранее середины XIX века, когда появились первые работы, посвященные исследованию признаков красоты у человека. Историография антропоэстетики почти отсутствует в печатных изданиях, представлена несколькими статьями в интернете.

Каждая наука начинается с определения предметной области, постановки исходных вопросов, на которые необходимо ответить с использованием специальных понятий и терминов. Предмет антропоэстетики давно известен из представлений о красивой внешности людей, из него понятен и круг задач, первой из которых является выделение и описание признаков красоты. Среди них есть универсальные, присущие всему человечеству, и специфические у каждой нации и расы, входящих в состав этнических сообществ, и у отдельного человека. Здесь возникает сложность выполнения деликатной задачи, связанная с необходимостью определения характерных для этносов признаков красоты, к тому же с соблюдением этических норм.

У представителей негроидной расы красивая внешность выделяется темной окраской кожи, курчавыми волосами, широким приплюснутым носом, для монголоидной расы характерны широкое лицо, черные тугие волосы, узкий разрез глаз, европеоидная раса отличается светлой окраской глаз, волнистыми волосами, умеренно выступающим носом.

Приемов и средств облагораживания физической красоты человека с давних времен изобретено немало, их качество и разнообразие постоянно увеличивается в ходе научно-технического прогресса. Вместе с тем уже ставится задача по созданию и практической реализации новых эталонов и стандартов красивой внешности и увеличения численности ее обладателей. Задача весьма заманчивая, но решение ее видится в очень далекой перспективе,

Созерцание красоты организма человека, растений и животных, окружающего мира доставляет удовольствие, в какой-то мере сравнимое с ощущением комфортного состояния здоровья, утоления голода, отдыха после физической нагрузки. Антропоэстетика во всех сферах жизни, благодаря именно тому, что она призвана даровать чувство внутреннего наслаждения, создает и сближает своим очарованием многие виды искусства.

О науке антропоэстетике

Среди историков-науковедов не закончилась дискуссия о том, с какого времени началось подлинно научное познание: с глубокой древности или гораздо позднее. Если речь идет о естественных науках, можно с определенностью утверждать, что стартовым моментом было открытие законов, формулировка которых адекватно отражает природные явления и процессы. Отсюда можно было с уверенностью утверждать об авторстве и датировке зарождения конкретной науки. Закон Архимеда положил начало гидродинамике, формулы Пифагора и Эвклида открыли мир математики, И. Ньютон заложил основы классической физики и механики, Ч. Дарвин теории биологической эволюции. Вместе с возникновением разных областей научного знания предлагаются и названия, преимущественно на греческом и латинском языках, большинство из которых сохраняются по настоящее время (физика, биология, география, антропология).

Что касается антропоэстетики, как отмечалось, точно неизвестно, кто и когда предложил такое название для обозначения специальной науки о физической красоте человека. Да сама эта наука еще и сегодня не сформировалась в качестве таковой, не заложены ее естественнонаучные и гуманитарные основания. В редких работах по антропологии можно встретить сам термин «антропоэстетика», но нет его в сочинениях по общей эстетике, в словарях, справочниках, энциклопедиях. Такое отношение тем более неоправданно, если учитывать значимость этой науки для общества и каждого человека и не такую уж сложность расшифровки ее названия. Из общения даже с докторами философии встречаешь реакцию с вопросом, а что это такое — «антропоэстетика»? Недоумение в таком же духе высказывается специалистами в других областях человекознания, не говоря уже об эрудиции обычных людей.

Общая характеристика

Еще в античное время происходит разделение естественнонаучных направлений в познании феномена человека в рамках натурфилософии (анатомия, медицина, фармацевтика). При этом зарождается тенденция в становлении новых научных дисциплин путем объединения разных отраслей знания, отраженного в названиях. Такой интегративный способ создания новой терминологии распространился и на антропоэстетику.

В буквальном переводе сочетание греческих слов «аnthropos — человек и «aistheticos» — чувственный означает учение об эмоциональном восприятии и освоении окружающего мира по законам красоты. Прообраз антропоэстетики как науки о красоте человека зарождается около 2,5 тысяч лет назад в Египте, Индии, Китае, дальнейшее развитие получает в античных Греции и Риме, в основном в разных видах искусства и философских сочинениях.

Понятия антропоэстетики, кроме представлений о физической красоте человека, отражают поведение людей в социальных группах, творчество в искусстве, отношение к природе. Субъективное содержание восприятия прекрасного заключается в эмоциональных чувствах, эстетических вкусах, оценках, идеалах, стандартах.

Общепринятого понятия «красота человека» не существует и не может быть, так как слишком многосторонним является его содержание, для определения которого следовало выделить специфические критерии. Кроме того, у каждого этноса и даже у отдельного человека имеются свои представления о собственной красоте и других людей, которые недоступны обобщению в единое понятие. Законы красоты человека, подобно законам гравитации или фотосинтеза, не выявлены в такой форме, чтобы их можно было бы выразить математически и доказать экспериментально. Красивое лицо и гармоничное телосложение определяются визуально и субъективно, без использования метрических систем в виде сантиметров и килограммов. Данное обстоятельство является одним из основных препятствий, почему антропоэстетика еще не получила широкого признания в статусе науки. Однако, огромный фонд исторических материалов, иллюстрирующих феномен красоты человека, накопился не просто сам по себе, а доказывает его реальность. Отсюда появляется необходимость исследовать эти материалы и положить их в основу науки антропоэстетики.

Эстетические чувства проявляются в специфических реакциях, вызываемых восприятием прекрасного, в антропоэстетике они занимают приоритетное место. Красота лица или телосложения всегда была предметом человеческих потребностей в совершенствовании их природного дарования. Эстетические вкусы, идеалы и стандарты лежат в основе создания модной одежды, причесок, косметики, фитнеса, дизайна жилых и производственных помещений, развлекательных учреждений.

Предметное содержание

Эстетическое отношение к реальности включает в себя такую субъективную сторону, как наслаждение проявлениями созидательных способностей, а также красотой результатов творческого процесса в производстве, науке, литературе, других видах деятельности. Наиболее ярким и впечатляющим здесь является искусство, выступающее одной из основ познавательной и воспитательной роли в интеллектуальном и духовном совершенствовании человека. В разных видах искусства с наибольшей выразительностью и полнотой представлена красота человека.

Иногда отмечается, что антропоэстетика относится к области антропологии, однако ее статус в системе наук значительно пространнее. Он исходит из предметной области антропоэстетики как науки с четко очерченным кругом собственных задач и науки междисциплинарной с контактами в других областях знаний. Столь широкий спектр интересов антропоэстетики обусловлен самим объектом — человеком, сочетающим биологические и социальные качества во всем их многообразии. Морфологические признаки, представленные в лицевой части и телосложении, являются материальным «носителем» физической красоты людей, их эстетическая оценка относится к области социальной, т.е. к компетенции человека.

Изречение древних мудрецов «все в меру» есть один из главных принципов антропоэстетики. Любые нарушения границ нормы (идеала, стандарта) эстетически оцениваемых признаков сказываются на их отрицательной характеристике. Для иллюстрации не требуются особые доказательства, достаточно сказать, что слишком низкий или высокий рост, узкие или очень широко расставленные глаза, слишком горбатый нос, даже слегка оттопыренные уши говорят сами за себя. Однако имеются и представители рода человеческого с очень яркой красотой лица и тела, которые не согласуются с положением «все в меру», олицетворяют собой необычные чудеса природы.

К основным частям (компонентам) организма, имеющим эстетическое значение, относятся головной отдел и телосложение. Головной отдел представлен лицевой частью и шеей, соединяющей его с туловищем. Лицо является главным «претендентом» на восприятие эстетического образа человека, его «паспортом» с выходными данными на оценку красоты. Телосложение есть второй по значимости объект оценочных суждений и вместе с лицевой частью создает общую композиционную картину эстетического портрета человека.

Лицо может быть узким, средним, широким, округлым или вытянутым. Такие элементы лица, как щеки, нос, уши, губы также разнообразят внешний вид своими размерами и формой. Щеки выглядят округлыми и впалыми, румяными и бледными, носы короткими и удлиненными, приплюснутыми и выступающими, прямыми и горбатыми, уши маленьких, средних и больших размеров, прижатыми, оттопыренными и не очень, губы тонкими, умеренными и пухлыми. По телосложению люди бывают низкого, среднего и высокого роста, худощавыми, нормальными по массе и тучными, пропорциональными по длине туловища и конечностей и с отклонениями в сторону асимметричного их соотношения.

Не только с живого человека, но и по портретным изображениям можно срисовать характер персонажей типа сангвиника, холерика, флегматика, веселое, безразличное или мрачное настроение. Не трудно определить социальное положение по скромности или богатству одежды, обычной или надменной позе. На картинах художников второй половины XVIII века (К. Ван-Лоо, Д.Г.Левицкий, А. Рокотов, П. Ротари, С. Торрели) изображены почти исключительно представители царской фамилии и знатных родов. С портретной живописи смотрят персоны с красивой и заурядной внешностью. Знатные особы срисованы с реальных личностей, но и с приукрашиванием, что будет вполне понятно по реакции богатого заказчика. На иллюстрациях видим портреты известных исторических деятелей с красивыми лицами.

Императрица Елизавета Петровна

На полотне голландского художника К. Ван-Лоо изображена императрица Елизавета Петровна за год до кончины. Современники отмечали природную красоту дочери Петра I, отраженную на картине в округлом миловидном лице, выразительных глазах¸ изогнутых бровях, тонких изящных руках. Художник скрыл тучность тела императрицы, располневшей с годами и утратившей былую грациозность.

Рассказы о красоте и душевной доброте русской императрицы не могли не перешагнуть за границу и не дойти до Парижа, где умели ценить женские прелести. Предполагалось установить брачный союз Елизаветы с королем Франции Людовиком XV, также отличавшимся красивой внешностью, который не состоялся по неизвестным до конца причинам. На этом частном эпизоде видим, каким образом красота, помноженная на высокий государственный статус, могла бы повлиять на ход исторических событий, в частности, на вмешательстве Франции в Семилетнюю войну России с Пруссией.

В порядке очередности помещены портреты выделяющихся сходной внешней красотой фаворитов Екатерины II, демонстрирующие избирательность любвеобильной государыни.

Еще на стадии эволюционного становления человека произошло разделение на женщин и мужчин (половой диморфизм) в антропологических различиях, в каких они представлены и сейчас. Внешняя и внутренняя организация в целостной системе сохранилась, но морфологическая дифференциация затронула преобразование частей женского и мужского организма в такой мере, что многие из них заметно различаются по строению и функциям, а также общим физическим параметрам. По среднему показателю для всего человечества рост составляет у мужчин 165 см., женщин 156 см., ширина плеч у мужчин 38 см., женщин 34 см., объем головного мозга у женщины в среднем на 100 куб. см. меньше. Вопреки принятому мнению, соотносительная ширина таза у женщины (27,4 см.) меньше, чем у мужчины (28,6 см.), разница объясняется измерением по отношению к средней длине тела у мужчины 165,9 см., женщины 153,3 см.

Григорий Орлов

Александр Ланской

Платон Зубов

Природа не «терпит» не только пустоты, но и абсолютного повторения, в том числе сходства признаков красоты. Один из немногих признаков, не имеющих отношения к эстетической оценке, по которому мужчина и женщина идентичны, — это одинаковые группы крови. Прямое переливание крови от мужчины женщине и наоборот может оказать влияние на донора и реципиента разве лишь на уровне эмоционального восприятия. В изменении некоторых морфологических признаков нет различий по половому признаку, например, в склонности к поседению волос, динамике массы тела, способности к солнечному загару.

Половой диморфизм разделил на две части и антропоэстетику женщин и мужчин. Половые различия в строении лицевого отдела и туловища существенно отразились на диморфизме по эстетическим признакам. Женский облик лицевого отдела более наделен детскими чертами (тонкий овал лица, вздернутый нос, пухлые губы, светлая кожа), мужской отличается мужественностью и силой. Инфантильный (от лат. infantilis — детский, юная особа) внешний вид женщин опять-таки обусловлен половым и обычным естественным отбором, при которых предпочтение со стороны мужчин отдается более нежным и требующим защиты представительницам прекрасной половины человечества.

Женский и мужской организм отличаются по строению рук и ног. Женские пальцы относительно более длинные и тонкие, с изящными ногтями, наложить на которые яркий лак доставляет удовольствие любительницам косметики. Руки более артистичные, что делает их притягательными к взорам и прикосновениям в обнаженном виде. «Руки — вы словно две большие птицы» поется в песне, своего рода гимне этой эстетически весьма заметной части женского тела. Стройные и длинные женские ноги отличаются своей утонченностью и особым шармом, позволяющими демонстрировать эту часть тела в допустимо обнаженном виде после того, как вышли из повседневного использования длинные до пят платья.

Красивый облик лицевого отдела и телосложения является ведущей основой антропоэстетики, но было бы неоправданным не учитывать и красоту предметного окружения, в котором находится человек. При таком представлении расширяется объем понятия «антропоэстетика» и обогащается его содержание. Красивые одежда и обувь, интерьер жилых и производственных помещений, предметы быта, ювелирные украшения и многое другое создают желаемый антураж повседневной жизни людей. В предметную область антропоэстетики включается волшебное царство растений и удивительный мир животных, как природных, так и домашних, делающих нашу жизнь более богатой эмоциональным содержанием. Лозунг «Жить красиво, никто не запретит», напротив, будет приветствоваться, чтобы не принимать бытие как синоним простого существования, а сделать его достойным и приятным в полноценном эстетическом восприятии.

Приоткроем еще одну страницу книги под названием «Антропоэстетика», именно приоткроем, потому что она еще не заполнена текстом. Речь идет о воздействии на красоту человека музыкального искусства, если таковое вообще имеет место. Известно, что музыка является одной из самых эмоционально насыщенных областей восприятия мира и внутренних переживаний. Как и к любому виду искусства, отношение к ней очень дифференцировано: от безоглядного упоения до полного неприятия. Очень незначительную часть составляют любители классической музыки, в адрес которых можно услышать иронические слова: если хочешь испортить себе настроение, сходи не концерт симфонической музыки. Большинство слушателей отдают предпочтение легкой музыке, народной и эстрадной, как более понятной и приятной, и уж совсем не принимают с восторгом «тяжелые роки» и тому подобные громыхания. Как гласит народная мудрость, «на вкус, на цвет товарищей нет», но все, что не доставляет человеку удовольствия, несовместимо с восприятием красоты.

Из всех этих форм музыкального искусства к антропоэстетике имеет отношение та из них, которая приносит человеку внутреннее удовлетворение, наполняет радостным настроением. Понятно, что музыка — это не солнечное облучение и косметика, используемые непосредственно для придания красоты, однако она украшает жизнь наслаждением от гармонии звуков.

Итак, ограничение предметного содержания антропоэстетики только физической красотой человека, только красотой лицевого отдела и телосложения, будет пониманием его в узком значении. Сюда следует включать еще две области: все, что имеет отношение к искусственному облагораживанию эстетического образа (косметические и медицинские технологии, фитнесс, диеты), и что не имеет прямого отношения к нему, но способствует созданию и восприятию красоты жизни (все виды эстетической культуры, включая созерцание живой природы, дизайна окружающей среды, зон отдыха).

Понятийный аппарат

В каждой науке имеется арсенал понятий, свой логический инструмент познания с терминологическим словарем, с помощью которых добывается научная информация. Когнитивную (научно-познавательную) основу понятийного аппарата составляют «ключевые» понятия, содержащие первоисточник всех остальных научных данных, отраженные в обобщающих терминах. В биологии основополагающими являются понятия жизнь, организм, обмен веществ, в теории эволюции — естественный отбор, онтогенез и филогенез, в концепции естественного отбора — популяция, генетическая изменчивость, конкуренция.

Основные понятия в антропоэстетике. Ключевые понятия в антропоэстетике строго не определены, но их можно вывести из общей эстетики и антропологии, и тогда таковыми будут красота признаков, красивая внешность, лицевой отдел, телосложение. От слова «красота» образуется несколько однокоренных слов, таких как красивый и прекрасный (слово «красный» в старославянском языке означает красивый).

Лицевой отдел. Почему среди атрибутов человека на первое место А.П.Чехов поставил лицо, да потому, что на лице «написана» и, в первую очередь, передается окружающим значительная информация о человеке. Лицо означает фронтальную часть головного отдела, которая включает лобную кость, глаза, щеки, нос, подбородок, уши, кожный покров. От слова «лицо» образуется несколько производных социального содержания: личность, обезличенный, безразличный, лицемерный, имеющие то или иное отношение к антропоэстетике.

В старые времена казалось научным заменять слово «лицо» «физиономией», даже появилась наука «физиогномика». Книга известного ученого А.П.Богданова называлась «Антропологическая физиогномика» (1878). Выражение «физиономия» в повседневной речи приобрело пренебрежительный оттенок и вышло из употребления.

По продольным и поперечным размерам, рельефной и пространственной форме лицо подразделяется на узкое, среднее, широкое. Узкое характеризуется меньшим поперечным размером между боковыми отростками скуловых костей и относительно его вытянутой продольной длиной от границы волос на голове до нижнего конца подбородка. Среднее лицо отличается умеренными показателями поперечных размеров, широкое лицо отмечено превышением этих показателей и округлой формой. У разных народов размеры и форма лица — узкое, среднее, широкое, вытянутое, округло овальное могут сильно различаться по частоте встречаемости. В западноевропейских странах часто наблюдаются узкие и средние лица, в восточноазиатских с монголоидным населением почти повсеместно имеются широкие лица.

Узкое лицо

Среднее лицо

Широкое лицо

Образно выражаясь, лицо есть визитная карточка человека, на которой отражены данные о коммуникативной роли в общении с другими людьми. На лице «записаны» сведения об антропологической индивидуальности человека, его характере, состоянии здоровья, настроении. Уже вскоре после рождения ребенок при взгляде на лицо узнает родителей и близких людей по принципу «свои-чужие», способность к различению заложена в поведении генетически в процессе выживания при угрозе жизни. При внимательном взгляде по лицу можно определить социальное положение, профессию, соблюдение личной гигиены, отношение к собственной внешности. Лицо со следами каменноугольной пыли поведает о профессии шахтера, обветренное лицо напомнит о бывалом «морском волке», артист отличится от простолюдина холеным лицом, выбритое или с аккуратно подстриженными усами и бородой лицо засвидетельствует заботу о внешности.

Часть лицевого отдела выполнена мягкими и хрящевыми тканями, поэтому доступна эстетической медицине по исправлению природных недостатков. Лицо свободно от покрытия одеждой, что делает возможным его облагораживание с помощью косметических средств, массажа, лекарственных инъекций.

Телосложение складывается из туловища и конечностей в единую морфологическую композицию, называемую нередко фигурой, что соответствует этому названию в геометрических пространственных фигурах типа шар или пирамида и даже в шахматных фигурах. Этим синонимом указывается на взаимосвязь частей организма в его статике и динамике. В покое организм остается таким же гармонично построенным созданием, как и в движении. Нарушение морфологической композиции приводит к дисгармонии эстетической. Красивое лицо, если оно в одном субъекте соединено с очень полным телом, не отразится нарушенной эстетической картиной лица в зеркале, но не представит таковую при восприятии организма в целом.

Антропологический термин «телосложение» характеризует оформление частей организма в целостную систему, с показателями по росту, массе, длине конечностей, форме и размерам тела. Классификация на сухощавых, нормальных по массе, превышающих норму соответствует разделению людей по соматотипам на астеников, нормостеников, гиперстеников. Понятно, что средняя категория удовлетворяет эстетическим нормам телосложения.

Идеальный портрет женской фигуры

По формам телосложения особенно очевиден половой диморфизм в различии между женщиной и мужчиной, сложившийся в антропогенезе и последующей длительной эволюции. Более утонченная грацильная (от слова «грация») женская фигура, несомненно, формировалась под действием полового отбора, привлекая своей красотой особей противоположного пола. Иначе не поддается объяснению физически менее сильный женский организм в сравнении с мужским телосложением, отраженный в словах «слабый пол».

Гармоничная форма мужского телосложения

Телосложение с чрезмерно высоким ростом, длинными руками и ногами, известное в медицинской литературе под названием синдром Марфана, исключается из характеристики красивой внешности, встречается очень редко как дериват игры природы. К этой же категории относится альтернативный вариант — низкорослые люди, крайним представителем которых являются карлики. За необычный вид их держали для развлечений при дворах королей и знатных особ. В Китае имеется даже мини-государство с населением, состоящим исключительно из карликов.

Общенаучные понятия в антропоэстетике. Для более широкой содержательной трактовки понятийного аппарата антропоэстетики следует использовать общенаучные и философские категории, среди них основное значение имеют понятия нормы, идеала, эталона.

Понятие норма используется в самых различных сферах человеческой деятельности: в товарном производстве и торговле, общественном поведении, во всех областях, где объекты и процессы не выходят за рамки принятых, как говорят, «нормативных» параметров. Продаваемый товар должен соответствовать утвержденной номенклатуре по качеству и цене, поведение человека в общественных местах не нарушать определенные этические правила. Нормы личной и социальной жизни вырабатываются в ходе общественной истории, имеют интернациональный характер и являются законом в любом этническом сообществе, будь оно многонациональным государством или замкнутым племенным поселением.

Норма отражается и фиксируется в сознании множества людей и надолго, поэтому имеет консервативную характеристику. Субъективизм в соблюдении нормы может быть далеким от положительной общественной оценки. Небольшая часть населения цивилизованного города воспримет длинноволосых «хиппи» за нормальных людей, если они не нарушают общественный порядок, большинство сочтет их внешность вызывающей. Норма — это то, что устраивает многих, поскольку не провоцирует негативных эмоций, напротив, отвечает запросам подавляющего числа людей.

Нормальное состояние, сколь бы не соответствовало оно требованиям времени, не может быть вечным. Первые полеты в околоземное пространство воспринимались с небывалой эйфорией, сейчас как явления нормальные, не вызывающие прежнего восторга, но он появится вновь после реального полета человека на Луну, «все возвращается на круги свои».

Историзм нормы заключает в себе смену консервативного состояния, что и происходит в ходе научно-технического и общественного прогресса в виде новых открытий и изобретений или социальных революций. В истории антропоэстетики все обстоит несколько иначе. У каждого этноса имеются свои представления о красоте человека, сообразно его национальному и расовому составу. Возникнув однажды в более или менее завершенной форме, сложившийся стандарт эстетического портрета может на длительный период оставаться мало измененным или вообще не подверженным преобразованиям до тех пор, пока существует данный этнос, или в его жизнь не будут привноситься внешние влияния. Физическая красота сглаживает социальное неравенство: красивые барышня-дворянка и девушка-крестьянка одинаково воспринимаются привлекательными личностями, различия в пользу второй многократно описаны в литературе как приоритетные в любовных отношениях. Множество произведений наполнено ситуациями, когда красота затмевает бедность, вспомним повесть А. Пушкина «Станционный смотритель» или роман А. Грина «Алые паруса».

Отмеченные характеристики нормы имеют первостепенное значение в антропоэстетике, так как в них фиксируются общественно значимые признаки красивой внешности, вначале появляющиеся в оценках у отдельных личностей, затем становятся атрибутами универсального признания. Нормальным воспринимается лицо с усредненными показателями по ширине и высоте. Слишком узкое и широкое, короткое и вытянутое лицо не соответствует полностью требованиям эстетических оценок. Очень низкий и чрезмерно высокий рост вызывают впечатление, далекое от признания красивого телосложения.

Понятие идеала согласуется с понятием нормы, но имеются и существенные различия. Идеальное создается представлением о предельном совершенстве, оно может быть реализовано на практике, а может и остаться недоступным осуществлению в виде простого пожелания, проекта на «бумаге», далекой мечтой фантазера. В антропоэстетике идеальное воспринимается в совершенстве по многим параметрам лицевого отдела и телосложения. Идеальным называется лицо с оптимальным овалом, гладким рельефом подкожной жировой ткани и мимической мускулатуры, приятным цветом. К идеальному лицевому портрету причисляются средние по размеру ушные раковины, не слишком длинный и короткий нос, не очень полные губы и не очень выступающий подбородок. Идеальный образ лицевой части не будет выглядеть таковым без красивой по форме и размерам шеи. Слишком короткая или длинная, тонкая или толстая шея равным образом не украшают эстетику головного отдела.

В отличие от нормы, идеал может быть вечным, если он остается мечтой несбыточного воображения. Вместе с тем, идеал приобретает динамичность в его осуществлении, когда на смену одним идеалам в оценке красоты приходят другие, более соответствующие новым канонам и требованиям моды, а также новому эстетическому «законодательству» в каждом этносе. Воплощенный в реальность идеальный образ становится признанным в обществе и приобретает форму эталона и стандарта для производства востребованной продукции и потребления. Аналогичным образом эстетический идеал закрепляется и сохраняется в этническом сознании. Идеал сглаживает расовые различия. Так, телосложение является пропуском на конкурс красоты, независимо демонстрируют его представительницы европеоидной или другой расы.

Слово «эталон» не употребляется в антропоэстетике, в отличие от производства или проектирования, однако оно имеет отношение к характеристике прекрасного в организме человека, близкое к идеальному совершенству или даже совпадающее с ним в какой-то плоскости и масштабах. Речь идет о тех моментах, когда идеальное становится реальным. Идеал прекрасного лица или телосложения природа воплощает в конкретных индивидах, которые становятся эталонами в увеличенном по численности контингенте красивых людей. Подобно норме и идеалу, эталон красоты имеет свой «век» и, будучи модным в ограниченном человеческом пространстве и времени, уходит со сцены навсегда, сменяется новым эталоном, в лучшем случае переходит на задний план общественных запросов и эстетических оценок.

Все названные понятия объединяются принципом гармонии, олицетворяющим согласованность элементов в целостной системе. Идея гармонии как скоординированной организации частей вошла в философские учения еще с древности. Строго определенными интервалами между нотами Пифагор объяснял гармонию звуков в музыкальном произведении. Наблюдаемая упорядоченность движения небесных светил по орбитам привела к мысли о космической «гармонии сфер», широко принятой в концепции о предустановленном творцом миропорядке. Гармоничность в строении и функциях системы и красота неразделимы, поэтому вполне справедливо говорят в науке о «красивой теории», когда она внутренне непротиворечива, соответствует логике объединения элементов в системе, о «красивой мелодии», которая благозвучна в силу скоординированных по высоте и протяженности музыкальных звуков.

В рациональном истолковании принцип «предустановленной гармонии» не чужд антропоэстетике, если его освободить от теологической мистики и не упускать из внимания, что красота лица и телосложения определяется согласованным сочетанием частей организма. Незначительное нарушение в их координации приводит к дисгармонии в эстетическом восприятии целостного, как это наблюдается в незначительном искривлении носа или даже частичном облысении. Норма, идеал, эталон укладываются в гармонию, отражают категорию прекрасного в человеке в разных аспектах ее рассмотрения. Модная одежда не будет соответствовать нормальным параметрам, идеальным требованиям потребительского спроса, а тем более становиться эталоном для производства, если выглядит как «тришкин кафтан», у которого один рукав длиннее другого, пуговицы пришиты невпопад, с нарушением других требований гармонии портняжного искусства.

В заключение несколько замечаний о словарном фонде антропоэстетики. В «богатом и могучем» русском языке накопилось множество эпитетов, отражающих разные смысловые оттенки и степень выраженности синонимов «красота» и «красивая внешность». Внушительный список таких эпитетов представлен словами о красоте: привлекательная, яркая, поразительная, чарующая, сказочная, сияющая, чудодейственная, невероятная, а также несколько иными выражениями типа смазливая, умопомрачительная, сногсшибательная, интригующая. При желании можно далее упражняться в профессиональной эрудиции и знании русского языка. Понятно, что основная часть эстетических прилагательных относится к возвышенному восприятию женской красоты, неуместно было бы называть красивую внешность мужчины словами божественная, обольстительная, небесная. Разноцветное богатство эпитетов является свидетельством того, насколько велико внимание к антропоэстетике в разговорной речи и литературном творчестве.

Заметки к историографии

Тот факт, что само название «антропоэстетика» появилось относительно недавно и не получило еще должного распространения в научной и справочной литературе, мало имеется о ней информации в интернете, означает младенческий возраст становления новой науки. Объективные же материалы о физической красоте человека из разных отраслей знания, жизненной практики, видов искусства переполняют фонды и ждут аналитического исследования. Мало научных сведений и по истории антропоэстетики, а все потому, что находилось очень немного энтузиастов в становлении и развитии самой науки и написании ее историографии.

До недавнего времени почти ничего не было известно об антропоэстетике как самостоятельном направлении в многостороннем познании человека. Литературных, художественных, скульптурных произведений, посвященных описанию красоты человека, создано неисчислимое множество, но почти отсутствуют отечественные и зарубежные работы по изучению истории антропоэстетики.

Проникновением в информационный дефицит можно назвать статью Владимира Авдеева «Антропоэстетика Карла Штраца», опубликованную в интернете. В современной науке, начинает обсуждение темы автор, под термином антропоэстетика «принято понимать раздел этнической антропологии, которая изучает самооценку физической внешности представителей различных этнических и расовых групп с позиции самооценки». Далее отмечается, что новая дисциплина выделилась относительно недавно (потому и новая), и это замечание касается лишь самого названия. Еще в сочинениях античных путешественников имеются описания телесной красоты человека у разных народов, эта традиция продолжается со времени Ренессанса вместе с прогрессом естествознания, в середине XIX века начинается время становления антропоэстетики как самостоятельной науки. В статье аннотируются сочинения немецких ученых по синтезу знаний в антропологии, эстетике, математике, философии.

Видное место среди них занимает немецкий антрополог и физиолог Карл Штрац, проявивший живой интерес к антропоэстетике. В 1898 г. публикуется книга «Красота женского тела», переизданная к 1941 г.…46 раз! в том числе на русском языке в 1904 г. Этот поистине мировой рекорд в книгоиздании, достойный «премии Гиннеса», свидетельствует о чрезвычайной популярности темы. Процитируем из статьи Авдеева слова самого Штраца: «Я попытался найти новый путь к пониманию человеческой красоты, в котором я соединил воедино взгляд художника, анатома и врача, в котором я запечатлел свои наблюдения в многочисленных иллюстрациях, рассматривая предмет своего изучения всесторонне, а не только с точки зрения эстетического вкуса».

Примером разностороннего подхода являются рассуждения о расовых и этнических аспектах антропоэстетики, о том, что каждый народ судит о своей физической красоте с учетом расовых особенностей. Развитие эстетических представлений и вкусов есть «точный маркер» уровня материальной и духовной культуры. Как сей тезис соотнести с красотой антропологических признаков, например, с грациозностью походки или небесным цветом глаз, пишет Штрац, не совсем понятно, но полностью согласуется с эстетикой мира вещей и дизайна.

Многие в прошлом приближались к желанию «гармонию алгеброй поверить», подвести под красоту математические формулы, чем увлекся и универсальных дел мастер в области зарождающейся антропоэстетики Карл Штрац. Он использовал принцип золотого сечения для доказательства его наличия у каждой расы. Под золотым сечением принято понимать деление целого на две неравные части, когда большая часть так относится к целому, как меньшая часть относится к большей части. Эту замысловатую истину Штрац доказывает наличием у каждой расы своего золотого сечения на признаках физической красоты. Кто имеет желание разобраться в этом не простом вопросе, может обратиться также к сочинению Г. Фрича, к какому именно, автором цитируемой статьи не указывается. Математическое направление получает сейчас признание в разработке конкретных методик описания, в частности, красоты лица у населения северо-западного Приуралья (работы Н.А.Халдеевой, см. список литературы).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • О науке антропоэстетике

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Антропоэстетика. Наука о красоте человека предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я