1. Книги
  2. Руководства
  3. Александр Гиршон

Жить танцуя

Александр Гиршон
Обложка книги

«Жить танцуя» собирает тридцать лет опыта в танце и перформансе, трансперсональной психологии и танцевальной терапии. Эта книга — диалог о танце и его роли в телесном, эмоциональном, психологическом и духовном развитии современного человека. Она адресована тем, кто знает, что в танце есть большой потенциал для контакта с собой, миром и тем, что лежит за пределами слов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Жить танцуя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Александр Гиршон, 2024

ISBN 978-5-0059-0677-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Я воспринимаю танец как естественную способность и потребность человека и как удивительную возможность, благодаря которой наша жизнь становится ярче, правдивее и глубже. И для меня очень важно, что сила танца может помогать нам преодолевать трудные времена, сохранять связь с глубинным ощущением себя и соединять нас с другими людьми совершенно особым образом. Танцевальный антрополог Джудит Ханна в 80-х годах прошлого века выпустила книгу под названием To Dance Is Human, «Танцевать — это человеческое»; именно в таком ключе пойдет наш разговор — о танце человеческом, развивающем, охватывающем разные грани переменчивой человеческой природы.

Эта книга появилась из желания описать состояние того, что я называю интегральным танцем — соединением терапевтической, творческой и медитативной сторон танца. Более двадцати лет назад мы с коллегами написали монографию «Интегративная танцевально-двигательная терапия». Студенты обучающих программ, которые я веду в разных странах, часто просят переиздать её. Хотя многие положения и техники из той книги по-прежнему актуальны, тем не менее я понял, что не хочу делать ещё одно издание старой монографии. Вместо этого я решил написать новую книгу, отражающую мое понимание практики на момент 2022 года.

Отправной точкой, задавшей стилистику, стало интервью, которое взяла у меня антрополог и практик Аутентичного Движения Елена Соколова для конференции практик осознанности «Ясный ум». Вы познакомитесь с ним в первой главе «Интегральный танец». Мне хотелось написать книгу неакадемическую, где и простые, и сложные идеи были бы переданы обычным языком, создать книгу-беседу, сохранить разговорные интонации. По этой же причине вы не найдете здесь списка литературы и ссылок на исследования, к которым я обращаюсь. Я прошу прощения у тех читателей, кому важна научная строгость.

Книга состоит из четырёх глав. Первая глава содержит описание общей карты интегрального танца, его основных принципов и ценностей. Во второй показано использование разных форматов свободного и импровизационного танца на занятиях интегрального танца. В третьей, самой объёмной, я расскажу об отдельных темах, с которыми работаю в рамках тренингов и терапевтических курсов. И в завершение коснусь особого вопроса: как мы можем рассматривать танец в качестве духовной практики.

Каждая глава имеет общий структурный алгоритм: сначала излагаются общие положения и идеи, потом идет интервью на тему главы, а завершает её описание практики. Практическая часть может быть использована в первую очередь теми, кто проходил у меня обучение или имеет профессиональное представление о предмете, там нет конкретных инструкций и алгоритмов. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» я подробно расписывал упражнения, но два десятилетия спустя мне видится более важным дать чёткое представление общих принципов и идей, чтобы, опираясь на них, сам процесс разворачивался уже в контакте терапевта и клиента или ведущего и группы. С другой стороны, мне хотелось, чтобы за использованием читателем идей из этой книги стоял бы его собственный живой и глубокий опыт. Поэтому, если вам непонятны описания процессов, это нормально — значит, вам нужна практика, прямое знание.

Поскольку книга рождалась как беседа, мне хочется поблагодарить людей, ставших своего рода моими соавторами. Огромный вклад в её создание внесла Алена Комарова из Екатеринбурга. Диалоги с ней мы вели на протяжении полутора лет, и переработанный Аленой аудиоматериал наших встреч лег в основу большей части этой книги. Другие мои собеседники: коллега и друг Ольга Зотова, один из моих учителей — Сергей Всехсвятский — и уже упомянутая Елена Соколова.

Мне хочется поблагодарить тысячи участников моих тренингов и сотни студентов моих программ, в общении и танце с которыми родились многие идеи и процессы, описываемые на этих страницах.

Мне хочется поблагодарить моих учителей и мою семью, которая всё время вдохновляет меня на поиски нового.

Занимаясь танцем в разных направлениях, человек может встретиться с опытом, для которого нет имени. Это не просто удовольствие.

Это не просто польза. Это не просто общение или выражение чувств. Это опыт особых переживаний, он выходит за пределы «просто танца», он не связан ни с танцем как развлечением, ни с танцем как искусством — это что-то ещё. Иногда в России называют практики, обращенные к этой стороне движения, танцевальной терапией, что не вполне корректно. В мире под танцевально-двигательной психотерапией подразумеваются определённые традиции, ряд очень конкретных методик, связанных, в первую очередь, с именем Мэрион Чейз. Но помимо «чистой» танцевальной терапии, остается широкое поле, населенное очень разными форматами. Танец как целительская практика, танец как медитация, как способ саморазвития — существуют сотни форм осознанного движения. Каждое направление выбирает свой путь в особом опыте внутри танца.

Занимаясь танцем в разных направлениях, человек может встретиться с опытом, для которого нет имени. Это не просто удовольствие. Это не просто польза. Это не просто общение или выражение чувств. Это опыт особых переживаний, он выходит за пределы «просто танца», он не связан ни с танцем как развлечением, ни с танцем как искусством — это что-то ещё. Иногда в России называют практики, обращенные к этой стороне движения, танцевальной терапией, что не вполне корректно. В мире под танцевальнодвигательной психотерапией подразумеваются определённые традиции, ряд очень конкретных методик, связанных, в первую очередь, с именем Мэрион Чейз. Но помимо «чистой» танцевальной терапии, остается широкое поле, населенное очень разными форматами. Танец как целительская практика, танец как медитация, как способ саморазвития — существуют сотни форм осознанного движения. Каждое направление выбирает свой путь в особом опыте внутри танца.

Интегральный танец — одно из таких направлений. Идея, лежащая в основе, такова: что, если взять из разных аспектов двигательного опыта — терапевтического, творческого, целительского, духовного, медитативного — по максимуму? Что, если следовать здоровой жадности почувствовать, понять, выразить, найти место самым разным граням танца? Эту жадность и можно назвать интегральностью. Интегральность как целостность, как всеохватность. Естественно, когда мы говорим «охватить максимум», мы имеем в виду максимум, на который мы способны, — размеры нашей жадности ограничены нашими скромными возможностями. Поэтому структура интегрального танца, которая существует сейчас, может меняться. Понимание интегрального танца меняется и уточняется в ходе работы с разными личными, профессиональными, методическими и исследовательскими вопросами. В настоящее время в интегральный танец входит четыре модуля, четыре большие области знаний и практики, которые мы исследуем и развиваем. Первый модуль — интегральная соматика. Как различные форматы исследования телесности могут обогащать движение, танец и понимание человека через телесную сторону? Нам важно новое, современное понимание телесности и те импульсы, что дают последние исследования в нейрофизиологии. Эта область требует особого рассмотрения и вынесена за пределы этой книги.

Большая часть нашего опыта и понимания танца и телесности обусловлена основным способом работы — свободным движением и импровизацией. Хореография — это другой прекрасный язык в танце, к которому мы обращаемся намного реже. Свободное движение связано с различными форматами экстатического танца и танцем как выступлением, перформансом. Ещё один большой модуль — психологическая, психотерапевтическая работа через танец и движение. Она может существовать как в тренинговом формате (когда мы работаем с отношениями, Тенью, эмоциями, личной историей и т.д.), так и в формате терапевтических групп или индивидуальной терапии. И есть часть, близкая к медитации, — танец как духовная практика. Это четвертый модуль. Мы обращаемся к различным формам двигательных медитаций и ритуалов. Один из примеров здесь — практика Аутентичного Движения, движение в тишине с закрытыми глазами из внутреннего импульса в присутствии сопереживающего свидетеля. Хотя Аутентичное Движение можно также назвать просто одним из форматов интегрального танца: через него можно исследовать соматические темы, оно может питать импровизацию и использоваться в терапевтическом контексте, а также рано или поздно Аутентичное Движение, как показывает практика, приводит к переживаниям, которые можно отнести к трансперсональному и медитативному опыту. Все четыре модуля поддерживают друг друга, это разные стороны одного процесса, взаимоперетекающие потоки, питающие друг друга части единого целого. Мне не близки метафоры, описывающие человека и человеческое как механизм или компьютер, хотя они достаточно привычны для нас. Мне кажется, что для передачи всей сложности человеческой целостности плохо работают механические метафоры — больше подходят органические и природные. Поэтому, когда я хочу описать внутреннее устройство интегрального танца, мне приходит постмодернистский термин «ризома». Постмодернистские философы Делёз и Гваттари использовали его для описания теорий и исследований, которые допускают множественные, не упорядоченные в какую-либо иерархию представления и интерпретации знания. В интегральном танце нет иерархии, всё важно, всё значимо, но при этом сохраняется выбор, свобода движения внутри лабиринта переживаний и смыслов. И в соединении и соседстве этих направлений рождается новое знание, новое качество жизни. Человек становится этим новым воплощенным смыслом.

Интегральный танец возник из стремления воплотить на практике танец как путь к целостности и понимания, что такой путь — это больше, чем терапия. Да, для большинства людей, чтобы прийти к большей целостности, необходима терапевтическая работа. Но не только. На мой взгляд, невозможна целостность без творчества. И в каком-то смысле без обращения к чему-то большему, чем человек, — к более глубоким смыслам, ценностям и духовному опыту — целостность невозможна. Это один из многих законов развития: чтобы обнаружить целостность, нужно идти по пути трансценденции и включения, превосхождения и принятия.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я