Книга посвящена самой сложной стальной магистрали в России – Кругобайкальской железной дороге (КБЖД), которая была построена на крутых берегах озера Байкал ещё в начале XX века лучшими инженерами своей эпохи. Помимо основного маршрута КБЖД, я уделил внимание отдаленным районам города Иркутска, что по разным причинам не попали в мою первую книгу, а также излюбленным туристическим центрам Прибайкалья – Листвянке и Слюдянке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Музей «Тальцы»
Преодолев речку Тырыгино, мы въезжаем в просторную долину, где в Ангару впадает ещё одна крупная река — Тальцинка. В 1784 г., благодаря гению Э. Г. Лаксмана, что открыл на Байкале второе в мире месторождение лазурита, а также его компаньону и спонсору каргопольскому купцу А. А. Баранову, известному как «король Аляски» (бессменный правитель Русской Америки в 1790—1818 гг.), тут открылся стекольный завод. Это производство стало первым в России, которое освоило получение стекла не из древесной соды (поташ), а из глауберовой соли, что добывалась в Тажеранских степях, а также по берегам рек Баргузин и Селенга. Во-первых, это помогло сберегать леса, которые нещадно истреблялись для нужд подобных мануфактур, а во-вторых, позволило получать прозрачное и даже цветное стекло. Осваивать новое производство стали простые каторжане под руководством барнаульского стекловара Я. И. Макарова.
Академик Э. Г. Лаксман
Однако, в силу того, что продукция завода изначально была востребована только в Восточной Сибири и Забайкалье, а месторождение Никольских песков в 25 км от предприятия было плохого качества и сырье приходилось привозить издалека — завод очень скоро был продан семьёй Лаксмана из-за долгов иркутскому купцу Я. П. Солдатову. Он владел фабрикой в 1811—1831 гг. и открыл тут фаянсовое и суконное производство. После его смерти и вплоть до 1868 г. предприятие перешло в руке акционерного общества купцов Иркутска. Именно в эту нелегкую для завода эпоху, в 1841 г., сюда попал уже знакомый нам декабрист А. Н. Сутгоф, который стал управляющим фабрики. Одновременно с ним надзирателем цеха устроился работать подпоручик Черниговского пехотного полка, декабрист А. А. Быстрицкий, который также был в числе приговорённых после восстания к казни.
«Король Аляски» А. А. Баранов
В 1859 г. при заводе в центре села Тальцинское, у моста по Байкальскому тракту, была построена деревянная Казанская церковь. Она была закрыта в 1935 г. и после отчуждения земель в 1952 г. уже в перестроенном виде была перенесена в посёлок Большая Речка, где и сгорела.
Казанская церковь села Тальцинское
В 1871 г. мануфактура попала в заботливые руки иркутского купца 1-й гильдии В. П. Катышевцева, который произвел полную модернизацию фабрики и начал производство витражного стекла. К сожалению, ему также не удалось добиться больших успехов, и в 1903 г. цеха вновь перешли к купеческой коллегии. В итоге, в 1911 г. старый завод сгорел, а новый перенесли в поселке на левый берег р. Тальцинки, ближе к Ангаре, переименовав в «Покровский». Продукция ни в чём не уступала английскому и голландскому стеклу. Здесь находился крупнейший между Иркутском и Байкалом посёлок с населением более 600 человек.
Тальцинский стекольный завод
Следующее рождение фабрика прошла после вынужденной консервации уже в советское время в 1929 г. под символическим названием промыслово-кооперативная артель «Возрождение». Однако, из-за привозного сырья, производство по-прежнему оставалось убыточным, и завод был вновь закрыт в годы Великой Отечественной войны. Окончательную точку в судьбе предприятия поставило строительство ГЭС, когда в 1956 г. фабрика была сожжена, а рабочие переселены из зоны затопления в посёлок Тулун на севере Иркутской области, где вскоре открылся второй по ассортименту продукции стекольный завод в Советском Союзе. Сегодня большая часть территории посёлка Тальцинское находится на глубине 9 м в реке Ангаре.
Музей деревянного зодчества «Тальцы»
Именно на это место в 1966 г. пал выбор в открытии музея деревянного зодчества под открытым небом, который получил название «Тальцы». С момента открытия в 1980 г. он не только стал одним из крупнейших в России (площадь 73 гектара, 8 историко-культурных зон), но и дал вторую жизнь многим редчайшим памятникам старины (более 150), среди которых единственная в мире башня острога с навесной часовней (1667 г. постройки), старейшая в Сибири церковь (1679) и образец настоящей курной избы. В его фондах находится более 27 тысяч единиц хранения. В 1990—1992 гг. на его территории снимался советско-японский фильм «Сны о России». Благодаря своему директору, почётному гражданину Иркутской области В. В. Тихонову, музей активно развивается и постоянно пополняет свою коллекцию. В 2015 г. он стал единственным за Уралом, названным в числе десяти лучших российских музеев.
Музей деревянного зодчества «Тальцы»
Тальцинский завод работал на привозном сырье: песок из Харгино и Тулуна; глина из сел Баяндай, Бадаиха, Половина и Контакт. Оно доставлялось сначала подводами по Байкальскому тракту, позже по реке и впоследствии по железной дороге до станции Подорвиха с разъездом на 4 пути (57-й км от станции Иннокентьевская), расположенной на противоположном берегу Ангары. Для доставки через реку была устроена плашкоутная переправа из 12 трёхсаженных лодок, устроенная в 4 верстах от посёлка.
Села Тальцинское и Подорвиха на карте
Название станции, основанной на реке Аланке (от эвен. алан — «горный перевал»), связано с постоянными взрывами на карьере по добыче стройматериала, созданном при строительстве Транссиба в 1896 г. Он находился в пади Шалиха в 7 км ниже по течению. В Подорвихе в 1951 г. родился один из ста лучших режиссёров мирового кино по решению Европейской Киноакадемии — А. Н. Сокуров. Интересно, что из-за небольшой глубины Ангары в этих местах до сих пор под водой хорошо просматриваются остатки железнодорожной насыпи, быки железного моста длиной 21 м, а также фундаменты пристанционных построек вместе со старым руслом Аланки и островом Колягиным. 25 июня 1938 г. прямо за разъездом произошёл сель, который привёл к катастрофе пассажирского поезда №41 «Владивосток—Москва», в результате чего погибло несколько десятков человек. К сожалению, из-за уровня секретности, сведения об этом событии крайне скупы.
Станция Подорвиха
Вернемся на Байкальский тракт и продолжим движение. Не доезжая моста через реку Чёрную сворот направо в сторону базы отдыха «Ангара», принадлежащей Ангарскому нефтехимическому комбинату. На другой стороне залива Чернушка находится база отдыха «Лукоморье», которая стала новой площадкой для международного конкурса деревянной скульптуры, что проводится в нашем крае с 2011 г., благодаря директору детского оздоровительного лагеря «Саяны» И. И. Бутенко. Мастера со всего мира приезжают на Байкал посоревноваться в резке на тему сказов и преданий народов планеты. Главное условие — чтобы их творение осталось на сибирской земле. Сегодня большая часть скульптур находится в небольшом посёлке Савватеевка в 70 км на север от Иркутска, где на берегу незамерзающей реки Ода в сосновом бору можно увидеть одновременно около 200 произведений искусства. Однако площадка на Байкальском тракте ближе к основным потокам туристов, поэтому здесь формируется новый живописный комплекс, где уже более 50 изваяний.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самый подробный путеводитель по КБЖД: Иркутск, Листвянка, Слюдянка, Шелехов. Все достопримечательности с маршрутом передвижения, километражем и адресами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других