Данное понятие включено в книгу «Творческая личность», планируется размещение в «Этико-психологическом словаре» (4-6-томник). Описание этого качества идет с интеллектуальной и психологической, философской и духовной точек зрения. Особое значение это качество имеет для человека, стремящегося сознательно и целенаправленно заниматься развитием своей личности, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. Такое свойство ума обычно присуще добродетельному и достойному, зрелому и самодостаточному человеку. Конечно, это качество является настолько многогранным и, в определенном смысле, изощренным, что ему можно было бы посвятить целую большую книгу (около 500 страниц). Но в связи с тем, что автор планирует написание более 500 работ, посвященных классическим ценностям человеческой жизни, работа такого объема по отдельным моментам пока представляется чисто теоретически невозможной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любознательность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Любознательность бывает интеллектуальная и психологическая, духовная и эстетическая. В каждом из четырех перечисленных направлений можно условно выделить три количественных уровня, которые существенно влияют на качественный показатель любознательности: минимальный (малый), средний и большой. Понятно, что таким явлением, как малая любознательность, можно принципиально пренебречь. Хотя некоторая расстановка акцентов, особенно принципиального характера, все же вынуждает уделить внимание и этому символическому показателю. Дело в том, что примерно пятьдесят процентов людей имеет любознательность, как элемент из числа классических человеческих ценностей, интеллектуального и психологического плана лишь минимального уровня. Применительно к любознательности духовного и эстетического характера ситуация выглядит еще более драматично: уже девяносто процентов людей характеризуется лишь минимально развитым этим качеством. И, даже если к человечеству относиться очень лояльно, то применительно к последним двум параметрам можно продолжить распределение таким образом, что средний уровень будет наблюдаться уже лишь у девяти процентов людей, а высокий уровень, в лучшем случае, у одного процента. Если рассматривать эстетическую любознательность не как каприз или прихоть конкретной личности в тот или иной момент времени ее жизни, а как постоянную и стабильную душевную потребность в новых систематизированных знаниях и впечатлениях эстетического характера, как явление, имеющее вполне конкретную и достаточно ощутимую духовную подоплеку. Ибо, способность тонко и дифференцированно воспринимать явления жизни с эстетической точки зрения, очень часто связано с тем или иным уровнем духовного развития той или иной конкретной личности. Высокий уровень интеллектуальной и психологической любознательности встречается лишь у десяти процентов людей, средний — у сорока.
Любознательность к различным вопросам человеческого бытия и бытия вообще лежит в основе неутомимой жажды познания мира. Только у девяноста процентов людей этот процесс носит хаотичный и импульсивный характер с низким уровнем осмысления даже отдельных фрагментов полученных знаний, не говоря уже о серьезной и глубокой систематизации информации. К сожалению, девяносто процентов людей, как минимум, отличается выраженной умственной и душевной ленью. При которой даже минимальные процессы самовоспитания и самосовершенствования оказываются принципиально невозможными. Это вызывает соответственно мощную интеллектуальную и психологическую, духовную и эстетическую деградацию не только того или иного общества, но и человечества в целом. О чем часто пишут классики философии и психологии 19 и 20 века. Высокий уровень актуальности и драматичности ситуации связан с тем, что низкие показатели любознательности всех видов в равной степени присущи и представителям так называемой интеллигенции. Которая почти поголовно забыла о своём основном предназначении, о своей главной миссии на Земле. И в результате все больше превращается в сообщество самоуверенных и самовлюбленных, тщеславных и амбициозных, своенравных и сумасбродных, упрощенных и недалеких, деструктивных и дисгармоничных существ. Проблема которых заключается, в первую очередь, в том, что они не только мало чего знают, понимают и умеют, но ещё и принципиально не хотят что-то существенное знать, понимать и уметь не на среднем (иначе говоря, посредственном) уровне, а на высоком. При этом совершенно забывается истина о том, что дверь открывают только стучащему. А тот, кто не считает нужным стучать, может всю свою жизнь простоять перед закрытой дверью и не узнать даже одного процента того, что мог бы узнать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любознательность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других