Описанная в повести история начинается в середине октября 1941-го и завершается 7 января 1942-го. За это время небольшой город недалеко от Москвы переживет немецкую оккупацию и освобождение. Кажется, что срок недолгий. Но на войне время идет иначе, не так, как в мирной жизни. И особенно для ребенка. За эти несколько недель перед мальчиком встают такие вопросы, которых не может, не должна вмещать детская голова. А ответить на них надо. Он должен. Он сможет. Книга стала финалистом Всероссийского конкурса «Книгуру-2019».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вайнахт и Рождество» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Жиды
Когда на улицу не пускают — плохо. Потому что на улице много дел. Когда выгоняют — тоже плохо. Потому что одному делать на улице нечего. Я заходил к ребятам из класса, но родители их не отпускали. Еще и удивлялись: «А ты не боишься?» Жалко, что самые-самые мои друзья давно уехали с родителями в какую-то эвакуацию.
В общем, я «шлялся», как говорит бабушка. Город был не таким, как перед приходом немцев. Тогда казалось, будто он совсем пустой. А сейчас на улицах были люди. И рынок работал. У некоторых домов стояли немецкие машины и мотоциклы. И даже танкетки. Немцы были везде. Некоторые просто так, а некоторые с оружием. Они были в серой форме. А еще я увидел других, одетых в короткие пальто, с белыми повязками на рукавах. Они шли втроем и с оружием. Самое удивительное, что эти говорили по-русски. Я смотрел на них и не мог понять, кто же они такие.
— Что рот разинул? — спросил один из них.
— Просто так, — ответил я. — А вы за кого?
Он остановился.
— Что значит за кого?
И тогда я задал вопрос, который крутился у меня на языке:
— А вы за наших или за фашистов?
Мне тут же стало ясно, что я сморозил глупость.
Глаза у него были прозрачные, лицо узкое, у́же шеи. А руки оказались очень длинными. Я и не заметил, как он схватил меня за шиворот.
— Вашим капут пришел, понял, недоносок? А ну говори, где твой отец?
Я открыл рот, но вмешался еще один.
— Да отпусти ты этого огрызка. Не наигрался, что ли?
Наверное, он был за старшего, потому что узколицый послушался, но все же больно щелкнул меня по лбу.
Они пошли дальше, но я услышал, как старший бормотал:
— За наших, за ваших… Я лично за себя.
На здании сельхозтехникума прибивали новые вывески на русском и немецком.
На Театральной площади люди толпились вокруг тумбы с объявлениями. Объявления были совсем свежими, и от тумбы еще пахло клейстером. Все читали молча и так же молча уходили.
Объявлений было много. Я стал читать. Все неинтересные: про работу по уборке улиц, про комендантский час, про штрафы и наказания… Я уже хотел уйти, но пришел человек и наклеил еще одно. Я прочитал:
«Приказ № 8
Об ограничении прав жидов.
А) Отвести в одном из кварталов города дома или один многоквартирный дом, в котором могли бы разместиться все проживающие в городе жиды.
Б) Запретить жидам: выходить за город, появляться на базарах в торговые дни, иметь общение с населением…»
Дальше я не стал читать.
Вот здорово! Жид — это кто жидится. Жадничает, значит. Все богачи — жадные. Хорошо, что у нас в стране нет богачей. Их всех повыгоняли. Только все равно жадины остались. Вот Ванька Зайцев — настоящий жид. Что ни попросишь — нипочем не даст. Когда у меня красный карандаш сломался, я у него попросил, а он сказал, что нет. А я знал, что есть. Я у него в пенале видел: один просто красный карандаш, а другой двухцветный — половина синяя, половина красная. Я его тогда стал дразнить: «Жид, жид, по веревочке бежит!» Толстый Ванька стал гоняться за мной по партам. Ни за что бы не догнал, просто я споткнулся. И мы подрались. Мне потом здорово попало. Несправедливо. Ведь это Ванька жадничать начал, а не я. В общем, это хороший приказ. Теперь всех жадин накажут.
Подожди, сказал я себе, это что же получается? Получается, что фашисты тоже против жадных богачей? Тогда почему мы с ними воюем? И почему наши русские свободно с оружием ходят? Все было непонятно, голова пошла шаром. То есть кругом.
Я замерз, но домой идти было рано. Поэтому я пошел к Соньке. Они с мамой были дома. Я сразу рассказал им новости про немца и про жидов. Интересно, что Сонькина мама скажет? Но она ничего не сказала, только побледнела сильно. Сонька спросила, что с ней, а она ответила, что у нее голова разболелась.
И тогда я пошел домой. Сколько можно убираться? Недалеко от дома я встретил маму. Она шла с тяжелыми сумками — несла продукты для немца. А бабушка одна убраться не может, ей нельзя поднимать тяжелое. Мама отрезала мне кусок хлеба, посыпала солью и велела гулять еще. У них еще дел по горло. Я сказал, что замерз. Тогда мама отвела меня к Ивану Ильичу.
У Ивана Ильича две маленькие комнаты. Он возился у печки.
— Заходи, гранатометчик, сейчас греться будем. Чаю хочешь?
— Нет, — ответил я. Мама велела мне отказываться от еды, когда предлагают.
— А я буду, — сказал Иван Ильич и поставил чайник на печку. — У меня сухари есть. И мед. Любишь?
Конечно, люблю! Но если я скажу «да», он меня угостит. А мама не разрешила. А если «нет», то это обман. Тоже нехорошо. И я сказал:
— Немного люблю.
Иван Ильич засмеялся:
— «Немного люблю»? Ну хорошо. Тогда я тебе немного дам. Договорились?
— Договорились… Иван Ильич, а немцы против богачей? Как мы?
Он помотал головой, будто отгоняя муху.
— Против богачей? А с чего ты взял?
И я рассказал ему о приказе про жидов.
Иван Ильич достал баночку с медом, сухари, снял закипевший чайник, заварил чай.
— Зверобой. Знаешь такую травку? Сам собирал. А про жидов ты не понял. Немцы, фашисты то есть, жидами не жадин называют, как вы в школе, а евреев.
— А кто это?
— Народ такой. Есть немцы, есть русские, есть евреи.
— А откуда у нас евреи?
— Ниоткуда. Просто живут.
Я ни разу не видел у нас в городе никаких евреев. Русских видел. Немцев вот сейчас видел. Негров или китайцев я бы сразу узнал. Китайцы желтые и с узкими глазами. А негры черные. Китайцев и негров у нас тоже нет.
— А евреи по-еврейски говорят?
Иван Ильич почесал нос.
— Да нет, по-русски.
— А чем они отличаются?
— Ничем, — сказал Иван Ильич. — Обычные люди, как мы.
— А почему немцы их не любят?
— Не немцы, а фашисты. Ну, видишь ли, Коля, есть такие люди, которые считают себя лучше других. Встречал таких?
Еще бы не встречал! У нас в классе Светка Попова такая. Противная.
— Так вот. Они считают, что есть народы первого сорта, а есть второго. А есть такие, которых они ненавидят. Вот фашисты считают, что самый лучший народ — немцы, а самый худший — евреи. Только они их жидами называют, а не евреями.
— А как же они их узнаю́т, если евреи от нас не отличаются и по-русски говорят?
— Как-то отличают, значит. Пей чай, сухари бери. Давай я тебе меду положу.
С жидами теперь ясно. Жиды — не жадины и не богачи, а такие же русские, только евреи. С немцами и фашистами еще не очень понятно. Но сначала надо узнать про русских, которые с оружием и повязками.
— А здесь все просто, — объяснил Иван Ильич. — Это наши русские, которые пошли на службу к немцам. Предатели, одним словом. Они полицаями служат.
Полицаи, рассказал Иван Ильич, — это вроде милиции, только при немцах. То-то они мне сразу не понравились. Особенно этот, с узким лицом, длиннорукий.
— А… — Я собирался спросить про немцев и фашистов и чем они отличаются, но не успел. Вверху что-то грохнуло, и послышались громкие голоса мамы и бабушки. Даже не голоса, а крики.
Мы с Иваном Ильичом бросились наверх.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Вайнахт и Рождество» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других