ПсихоДор – это не просто книга. Это целый мир психологии дороги. Описанный максимально понятным и интересным языком. Научные исследования и любопытные эксперименты перемежаются в этой книге с наглядными примерами из жизни. Стоит подарить эту книгу начинающему водителю и не только…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПсихоДор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Встречали людей, которые живут по правилам, вот всё они делают правильно, а ничего у них не получается? Может кто-то в этот момент и о себе подумает. Вроде стараются изо всех сил, а достигнутый результат прямо противоположный тому, которого они хотели. И на дорогах таких людей полно. Они часто говорят: «Вот я езжу по правилам, а вокруг одни нарушители — все мне сигналят, кричат на меня, моргают фарами!». И действительно, как же так получается, что человек соблюдает правила дорожного движения, а всем мешает? Все его по пути третируют и показывают разные неприличные жесты! Получается все вокруг на дорогах дураки? Но, как Вы знаете, если вокруг все дураки — это плохой знак и повод задуматься. Вот над подобными вопросами мы постараемся с вами поразмышлять на страницах этой книги. А ещё подумаем, почему гонщик Формулы 1 может быть плохим водителем? Получится ли сделать дорожное движение абсолютно безопасным? Что делать с самокатчиками и каршероводами? Есть ли толк от программы Vision Zero? И помогут ли нам беспилотные технологии? А ещё я в этой книге опишу и те события, которые повлияли на моё восприятие поведения на дорогах и поведения людей в принципе. То есть это будет и частично моя автобиография.
И сразу хочу разочаровать тех, кто надеялся на страницах этой книги найти учебник по вождению — думаю информации о том, как вращать руль и нажимать на педали и так более чем достаточно в других изданиях (иногда, кстати, очень дельных).
Также осознавая, что, не будучи писателем, сразу из моей первой книги вряд ли выйдет что-то путное, я решил оставлять возможность для внесения в эту книгу изменений, и Вы можете в этом поучаствовать и присылать ваши идеи и мысли мне на почту kopil-aaas@mail.ru с пометкой «Книга». Ещё стоит отметить, что хоть в книге и присутствуют отсылки к различным исследованиям, в том числе Нобелевских лауреатов и, гораздо более уважаемых экспертов из комментариев под постами в социальных сетях, она, конечно, не является учебником или какой-либо научной литературой. Определенные мысли и некоторые данные я предоставляю здесь в безапелляционной манере, как факт, и можете считать это просто моим субъективным суждением. Задачи понравиться читателю также не стоит, так что Вам придется терпеть мой рваный стиль повествования и, иногда, мой дурацкий юмор. А что из этого в конечном итоге получится, мы с вами скоро увидим.
Направление. Кто на нас повлиял?
В России наверно большая редкость, чтобы семью никак не затронули проблемы на дорогах. Вот и мою семью не обошла эта тема стороной. Первый случай из детства. Помню, как в дом забежали какие-то люди, начали кричать, помню перепуганные лица родителей. Потом мне объяснили, что сбили моего деда. Он шел по дороге с сенокоса, обочины в этом месте практически не было, сразу обрыв в овраг. А водитель вылетел из-за поворота, конечно, на большой скорости. Кто у нас не любит быстрой езды? У деда был раздроблен таз, и было много других переломов и повреждений. Врачи шансы выжить оценивали как незначительные. Но дед у меня был очень стойким, сказал: «Не дождётесь!», выжил, встал на ноги и прожил ещё много лет. Если бы не ДТП, возможно, прожил бы ещё дольше. Всю оставшуюся жизнь травмы, конечно, напоминали о себе. Ходил после этого он медленно и сильно хромая. Так как в то время я был ещё мал, хоть сам эпизод мне и запомнился, но сделать каких-то выводов я тогда ещё не мог.
Позже отец приобрёл свой первый автомобиль. Как тогда было принято, научил меня водить на задворках небольшого городка. Пару раз он чуть не влетел лбом в лобовое стекло, когда я, по неопытности, резко бил по тормозам. Кстати, тогда я подметил, что неплохо бы сначала, прежде чем ехать, очень досконально проработать с человеком, а как ему нужно будет снижать скорость и тормозить. Иначе потом орать «Тормози!» начинающему водителю бывает бесполезно, он просто иногда может не знать, как это сделать, а может элементарно растеряться. В дальнейшем не раз убеждался в правильности моих догадок. Например, несколько раз видел, как на мототехнике обучаемые девушки, весело выкрутив ручку газа на заднем колесе, потеряв своего учителя-ухажера, уезжали в закат или, что, конечно, вероятней, в ближайшие кусты.
Потом было совершеннолетие и получение водительского удостоверения. И вот я на дороге. Как-то так получилось, что меня никогда не тянуло к скорости и агрессивному вождению. Может быть это особенность характера, а может и чьё-то влияние. Вспоминается фраза из книги Леонарда Млодинова, где он объясняет парадокс «Монти Холла». Если кто не знает, что это за парадокс — вкратце: на телевикторине участнику предлагали выбрать одну из трёх дверей. За одной из них стоял автомобиль, который участник выигрывал, если угадывал. Участник выбирал дверь, тогда ведущий открывал одну из двух других дверей, за которой ничего не было. И давалась возможность либо сменить дверь, либо оставить свой выбор. Нужно ли изменить принятое решение или оставить всё как есть? Это непростая задачка по теории вероятности. Как поступили бы Вы? Изменили бы свой выбор или оставили прежним? (Рис. 1)
Рис. 1
Большинство людей считало, что менять дверь нет смысла — ведь шансы останутся такими же. Но это не так. Ведущий знает, за какой дверью автомобиль, а поэтому он именно выбирает из двух оставшихся дверей, вмешиваясь в случайный ход событий. И поэтому, сменив свой выбор, Вы увеличиваете шанс на победу почти вдвое!
А дальше Леонард пишет (Эти слова почему-то очень хорошо мне запомнились): «Задача Монти Холла трудна для восприятия, потому что тут нужно хорошенько подумать, иначе роль ведущего (прямо скажем, как роль мамы в нашей жизни) останется недооценённой».[1]
В моём случае наверно это была роль папы. Конечно, определённое влияние на моё поведение за рулём (и не только) он оказал. Стоит отметить, что он знал толк в безопасности дорожного движения, так как был начальником транспортной службы ВО «Изотоп» (международные перевозки радиоактивных грузов). Соответственно понимал кое-что и в перевозках опасных грузов и в международных перевозках. Случались и страшные инциденты на его практике. Однажды один из работников взял с собой ребёнка на работу (мы были знакомы с ними). И этот парнишка бегал по дороге перед воротами предприятия, а один из водителей на грузовике стал сдавать задним ходом и, конечно, не заметил парня. В итоге ребёнок остался жив, но лишился селезёнки и последствия для здоровья остались на всю жизнь. Сейчас при детях многие родители вряд ли стали бы рассказывать такие истории, чтобы «не навредить психике и продлить детство» (иногда продлить лет до 50-ти). При нас такие вещи обсуждали. Так и хочется сказать: «А вот в наше время всё было по-другому!»…не думал, что доживу до того момента, когда буду так выражаться. (Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом). Возможно, подобные рассказы дома в моём детстве подсознательно в дальнейшем располагали меня к большей внимательности за рулём.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ПсихоДор предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других