1. книги
  2. Управление бизнесом
  3. Александр Кришталюк

Правовые аспекты системы безопасности

Александр Кришталюк (2014)
Обложка книги

Обеспечение безопасной деятельности необходимо для любых предприятий и учреждений, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются для обеспечения их безопасности. Предназначено для преподавателей и студентов вузов специальностей по направлению безопасности, специалистов по безопасности, руководителей и менеджеров компаний.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правовые аспекты системы безопасности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 2. Правовые вопросы обеспечения безопасности

Учебные вопросы:

1. Основные условия успешного решения проблем правового обеспечения деятельности в области безопасности.

2. Государственная политика обеспечения безопасности.

3. Организационно-правовое обеспечение защиты информации.

Вопрос 1. Основные условия успешного решения проблем правового обеспечения деятельности в области безопасности

Ряд экспертов в области безопасности, исходя из опыта развития ситуации в последние 30–40 лет, пришли к заключению, что в качестве основополагающих предпосылок успеха в решении проблем правового обеспечения деятельности в этой сфере можно выделить следующие три, приведенные ниже.

1. Совершенствование законодательства.

В передовых странах с развитыми системами имущественного страхования большинство людей беспечно относится к вопросам охраны своей собственности в силу того, что уверены в получении страхового возмещения в случае кражи имущества. Это обстоятельство существенным образом облегчает задачу для потенциального преступника. С другой стороны, легкость достижения преступной цели толкает многих на неправедный путь.

На вопрос, над которым ломает голову общественность, кто больше виноват: собственник ли, беспечно и легкомысленно оставивший имущество без присмотра, или воришка, соблазнившийся на легкую добычу, в последнее время юристы склонны отвечать теорией о так называемой обоюдной ответственности. Человек слаб и зачастую не в силах устоять перед искушением, за малым прегрешением следует более серьезное, правонарушитель превращается в преступника, в результате криминогенная ситуация в обществе обостряется.

В настоящее время у специалистов-правоведов не вызывает сомнения, что разработка и принятие законодательных норм, предписывающих обязательное для собственника осуществление минимума мер в области обеспечения безопасности любых объектов собственности, способствовало бы сокращению преступных посягательств против собственности.

Понятие тайны, секрета тесно связано с понятием собственности. В рыночной экономике каждый собственник, в том числе и любой хозяйствующий субъект, обладает естественным правом за свой собственный счет охранять свои имущественные интересы и права (в том числе право на коммерческую тайну), естественно, без ущерба правам и интересам других собственников и общества в целом. Охранять это право — дорогостоящее дело. Обеспечивать безопасность объектов собственности, к примеру, засекречивать информацию"с запасом"объявляя ее коммерческой тайной, просто невыгодно. Коммерческая тайна наряду с рекламой — элемент маркетинга, и никто, кроме самого собственника и управляющего предприятием, отвечающих за получение прибыли и упущенную выгоду, не может определить необходимые объемы информации, требующие защиты, и соответствующие затраты, которые можно себе для этого позволить.

Казалось бы, противоречие неразрешимо? И все же специалисты склоняются к необходимости учитывать универсальный принцип о том, что право вообще и право собственности, в частности, неразрывно связаны и с определенными обязательствами, налагаемыми на их обладателей.

Так, ряд специалистов в нашей стране полагают, что внесение, к примеру, в банковское законодательство положений об обязательности принятия определенного минимума мер безопасности в наиболее уязвимых для преступных имущественных посягательств финансово-кредитных учреждениях, особенно привлекающих средства частных вкладчиков, способствовало бы сокращению преступности в этой сфере бизнеса. Этому способствовало бы и введение обязательного технического аудита систем защиты, без которого было бы нельзя получить лицензию на этот вид деятельности. Более того, корректировка в этом направлении законодательных актов способствовала бы углублению в обществе понимания важности проблемы безопасности вообще.

2. Необходимость регулирования правоотношений в сфере производства систем и средств безопасности.

На Западе общественность уже давно склоняется к тому, чтобы в этой сфере было введено государственное регулирование и лицензирование (как это уже имеет место в Израиле и некоторых штатах США). Одним из элементов государственного регулирования должно быть создание необходимой организационно-правовой и научно-технической базы лицензирования и сертификации, специальных аттестационных и сертификационных центров и лабораторий для проведения тестирования, чтобы пользователь мог иметь возможность отличить хорошее от дурного. Несомненно, что внедрение государственного регулирования в этой области является важным шагом на пути обуздания преступности.

3. Совершенствование систем страхования, связанного с обеспечением безопасности.

Ввиду резкого роста экономических преступлений в настоящее время (и в нашей стране это особенно) имущественное страхование становится все более рискованным и менее прибыльным. Очевидна взаимосвязь между страхованием имущества от всевозможных рисков, в том числе связанных с преступными посягательствами и положением дел в области производства и внедрения эффективных средств и систем защиты. Беспечный и легкомысленный собственник, оставляющий раскрытыми настежь двери и окна пустующего дома, провоцирующий тем самым преступника на совершение противоправных деяний, вряд ли может рассчитывать в случае совершения кражи на автоматическое страховое возмещение в полном объеме. Иначе выплата этого возмещения фактически означала бы прямое субсидирование криминального бизнеса. Процесс страхования поэтому сочетается с мерами, побуждающими собственника-страхователя обеспечивать необходимую безопасность своего имущества.

Размеры страховых взносов (премий), сумм возмещений и другие условия договоров имущественного страхования должны напрямую зависеть от эффективности мер безопасности, предпринимаемых страхователем, разумный обязательный минимум которых было бы целесообразно закрепить законодательно. Кроме того, желательно страхуемому собственнику одновременно с выдачей страхового полиса обеспечить возможность получения специальной подготовки и консультаций (плата за которые входила бы в стоимость полиса), относительно выбора в зависимости от существования тех или иных рисков и угроз подходящего оборудования и систем безопасности, а также их последующего внедрения. В ряде стран (США, Канада, Израиль) такого рода механизм уже запущен, что способствует сдерживанию роста преступлений против личности и собственности.

В условиях нынешней российской действительности, когда страховой рынок лишь формируется, главной заботой многих страховых компаний, к сожалению, является выдача страхового полиса и получение премии. О возможных финансовых последствиях заключенного страхового соглашения страховщики задумываются не всегда, да и порой недосуг, так как подвергать серьезной оценке принимаемые на страхование объекты некогда: того и гляди клиента перехватит менее разборчивый страховщик. Такая ситуация продлится недолго, еще несколько крупных убытков и отечественные страховщики также поймут, что выгоднее прибегнуть заблаговременно к услугам квалифицированных экспертов для оценки страхуемого риска, чем страховать объекты, состояние которых, в том числе эффективность систем обеспечения их безопасности, остается для страховой компании тайной за семью печатями.

Вопрос 2. Государственная политика обеспечения информационной безопасности

2.1. Принципы государственной политики

Информация и информационные ресурсы, как продукты общественного производства, являются объектами права собственности и, следовательно, имеют своих собственников и потребителей (пользователей).

Государственная политика обеспечения информационной безопасности основывается на следующих принципах:

— государство обеспечивает контроль за созданием, сохранностью и использованием национальных информационных ресурсов, а также способствует предоставлению гражданам доступа к мировым информационным ресурсам;

— государство обеспечивает право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

— засекречивание есть исключение из общего права на доступ к информации; рассекречивание информации осуществляется в установленном законом порядке;

— ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

— любое юридическое или физическое лицо, собирающее, накапливающее и обрабатывающее персональные и любые другие конфиденциальные данные, несет ответственность перед законом за их сохранность и использование;

— перечни сведений, могущих быть отнесенными к конфиденциальной информации или, наоборот, не могущие быть отнесены к таковым, определяются установленным законом порядком;

— интересы собственников, владельцев и распорядителей информационных ресурсов охраняются законом.

Для претворения в жизнь изложенных принципов необходима соответствующая инфраструктура информационной безопасности.

2.2. Деятельность государства по обеспечению информационной безопасности

Характерной особенностью настоящего этапа развития информационной безопасности является переход от ведомственных, в основном технократических подходов, к комплексному государственному. Возглавляет данную работу Совет Безопасности Российской Федерации. Он поднимает вопрос о разработке конституционных законов в сфере информатизации и информационной безопасности.

Для выработки государственной политики и координации организационно-правовой деятельности в данной сфере в соответствии с Законом РФ"О безопасности"в Совете Безопасности Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по информационной безопасности.

Межведомственная комиссия формирует общегосударственный механизм выявления угроз и защиты интересов России в информационной сфере. При этом выделяются три основных направления ее деятельности, а именно обеспечение:

— защищенности системы формирования информационных ресурсов;

— необходимого уровня защищенности применяемых технологий передачи и обработки информации;

— конституционных прав и свобод граждан, законных интересов государства и общества в сфере информатизации.

Таблица 1.

Основные отличия информационного права

Таблица 2.

Классификация защищаемой информации

Межведомственной комиссией принят проект единой концепции информационной безопасности России, правовую основу которой составляют:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Законы:

–"О безопасности";

–"О государственной тайне";

–"Об информации, информатизации и защите информации",

–"О коммерческой тайне";

–"О персональных данных".

Ключевым элементом концепции является отказ от взгляда на необходимость защиты только секретной информации и переход к осознанию необходимости защиты любого информационного ресурса, ценного для его владельца или собственника.

По оценке специалистов в сфере информации около 80 % составляет беспатентная неавторизованная часть, т. е. та информация, которая может быть защищена классическими средствами патентного права. В то же время среди информации этого типа существует такая, которую можно, при определенных условиях, использовать во вред законным интересам граждан, субъектов хозяйственной деятельности, государства и общества.

В зависимости от типа защищаемых информационных ресурсов система обеспечения информационной безопасности должна создаваться на соответствующих правовых и организационных основах (рис. 1.).

Рис. 1. Правовое и организационное обеспечение безопасности

Вопрос 3. Организационно-правовое обеспечение защиты информации

3.1. Правовое регулирование и организация работ по защите информации

Вопросы развития и внедрения безопасных информационных технологий тесным образом связаны не только с решением научно-технических проблем, но и с вопросами правового регулирования общественных отношений в процессе информатизации. При этом их решение в большей степени зависит не только от уровня развития вычислительной техники, но и от признания за информацией статуса товара, продукта общественного производства. Установление в законодательном порядке права собственности на информацию является важнейшим аспектом формирования информационной политики государства.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Правовые аспекты системы безопасности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я