1. книги
  2. Ораторское искусство / риторика
  3. Александр Кукушкин

Роман с риторикой. Повесть-самоучитель

Александр Кукушкин (2024)
Обложка книги

Один день вместе с обаятельно-циничным преподавателем риторики и его новой клиенткой из закрытого посёлка к западу от Москвы: ораторская теория без занудства, действенные упражнения для практики, советы и рекомендации из жизни. Всё коротко, структурировано и понятно, плюс предательство, зомби и месть — самоучитель по искусству красноречия ещё никогда не был настолько странным и полезным одновременно.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Роман с риторикой. Повесть-самоучитель» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава пятая, про Брюса Ли и его учеников

— Не-а, — поморщился Роман. — Про волю вам надо к коучам.

— А что вы так пренебрежительно о них?

— Ну почему же, совсем нет. Мне вообще нравятся монопродукты и монопредложения, это самая действенная стратегия в маркетинге. И коучи как продавцы воли мне очень симпатичны, я учил нескольких, прекрасные люди. Но вот остальные, и их большинство, позиционируют себя в качестве гуру и готовы решать любую проблему человека, а это и смешно, и глупо.

— Мне казалось, что коучи и есть гуру по всем вопросам, разве нет?

— Вот она, сила навязчивой рекламы. Нет, наоборот. Настоящий коуч должен быть безграмотен, от этого зависит его эффективность и успешность. Чем больше он знает, тем меньше от него пользы, потому что тем меньше он коуч и больше учитель. Коуч не должен работать со знаниями человека, но только с его волей. Если он не шарлатан, конечно. Вы идею коучинга как представляете?

— Похоже, что неправильно.

— Там очень простая идея и потому действенная. Коуч должен помочь определиться с четырьмя вещами: какова у человека цель, каково нынешнее положение вещей, какие могут быть пути достижения цели, исходя из нынешнего положения вещей, по какому пути идти и что конкретно на нем делать. Всё, другого там нет ничего. И коуч должен именно что помогать человеку определяться с целью, с нынешним состоянием, с путями, с конкретными действиями. Помогать, а не навязывать. Для этого коуч должен спрашивать вместо того, чтобы рассказывать. А клиент коуча благодаря этим вопросам должен начать разбираться в себе, в бизнесе или в чем угодно, коучинг разный бывает. Так что смысл коучинга не в том, чтобы дать человеку ответы, а в том, чтобы помочь ему заставить себя самого эти ответы найти и начать жить, согласно этим ответам. Воля в чистом виде. Аренда воли. Но не ума, не знаний и не навыков. Когда же коуч вдруг начинает учить, он становится похож на сектантского проповедника — глупого, самоуверенного и императивного.

— В отличие от преподавателя, который?

— Который умен, самоуверен и равнодушен.

— Равнодушен? Серьезно?

— Обязательно. Не к предмету, а к тому, будет ли ученик усваивать предмет. Учителю не нужно самоутверждаться за счет успеха учеников, он и без того уверен в своей правоте. Как Брюс Ли.

— Что? — Анастасия рассмеялась. — Брюс Ли?

— Зря смеетесь! Он был титаном! Первым в истории начал смешивать разные стили единоборств, чем заложил основы современных боев без правил. Но вот достойных прямых учеников у него не было. Потому что не учениками определяется величие учителя, а его философией.

— Вы меня, конечно, извините, но вас-то рекомендуют, я даже скажу — вас продают в качестве человека, чьи ученики известны каждому.

— Так я плохой учитель, Анастасия!

— Роман, как с вами вообще разговаривать? Расскажите тогда, каким должен быть идеальный преподаватель риторики.

— Каким он должен быть, можете решить только вы и только для себя. Я расскажу, какие бывают в природе. Их всего два типа чистых и один гибридный. Первый тип — это звезда. Идеальный оратор, харизматик, пример для подражания. Это может быть телеведущий или актер и вообще медийная персона, хотя необязательно. Его плюсы очевидны, он вдохновляет и являет собою образец, а вы его копируете и тем самым развиваетесь. Минусы его в том, что почти всегда он эксплуатирует свой талант, которого у вас нет, потому что если бы он у вас был, вы были бы им, но вы не он. Вы — это вы, он — это он, а как быть оратором без своего таланта он не знает, потому что ему не надо. Скорее всего, он вообще мало что знает о риторике, потому что действует по вдохновению и всегда правильно, это его природа. Риторику создавали, используя таких прирожденных ораторов в качестве материала для изучения, но создавали её не прирожденные ораторы. Её создавали ученые и это второй тип преподавателя. Знаток и зануда с жестким диском в голове, где хранится огромное количество информации. Он почти всегда автор въедливых монографий. Пример — профессор университета, картавый старец с окладистой бородой, интеллигент и душка. Плюсы его в том, что он знает вообще всё и даже сильно больше, он всё объяснит и всё подскажет. Минусы его в том, что он не практик, а теоретик, но вам как раз нужны не знания, а умения.

— Звезда и ученый, — сказала Анастасия, — но есть третий тип, который их объединяет?

— Есть и объединяет, но встречается он редко. Представьте интроверта, который сделал из себя экстраверта; теоретика-исследователя, который играет в театре; писателя, который работает консультантом по языку. Третий тип сложно найти, даже если специально искать. Чаще всего преподавателем является недозвезда или недоученый.

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я