Книги серии «Главный» описывают альтернативную модель управления проектами. Ключевое отличие серии от другой подобной литературы в том, что здесь задача рассматривается с выделением глубокой причинно-следственной связи. Первый том предлагает модель собственной и коллективной мотивации, которая опирается не на локальный опыт, а на фундаментальные законы физики и известные принципы психологии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главный. Том I. Модель базовой мотивации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II. Биоинформатика
Воспринимая мир как энергию, через призму разности потенциалов, общей среды, скорости передачи потенциала и обратной связи, у человека появляется инструмент восприятия реальности такой, какая она есть. Инструмент сам по себе не даёт гарантии того, что из камня будет сделан шедевр. Однако, при достаточной тренировке, с инструментом шедевр получится с приемлемой вероятностью, а без инструмента — даже не начнётся.
Как человек воспринимает реальность? Что такое ум? У биологов, психологов, нейрофизиологов и мистиков есть разные объяснения. Каждое направление даёт определение и термины в своём контексте. К сожалению, в нашем контексте не подходит ни одно из известных мне определений ума. Поэтому я, с вашего разрешения, буду давать свои формулировки. Мы попытаемся взглянуть под другим углом, плоскость которого объединяет уже известные науке факты и мои скромные наблюдения.
Наверное, все уже умеют пользоваться компьютером. Все знают, что такое программы и все знают, что у компьютера за отдельные задачи отвечают отдельные аппаратные блоки. За общие вычисления и координацию других вычислений — центральный процессор. Это универсальный вычислительный блок и может выполнять любые операции, но универсальность имеет свою цену и, например, выполняя расчёт трёхмерной картинки, центральному процессору понадобится кратно больше времени, чем отдельному специализированному блоку, который, в функциональном смысле, ничего кроме расчёта картинок делать не умеет.
Человеческий мозг и нервная система, на биологическом уровне — это миллиарды нейронов. Нейроны связаны между собой синапсами и передают электрохимические сигналы друг другу. Каждый нейрон может быть физически связан с множеством других нейронов. И нейрофизиологи утверждают, что ключевое значение имеет не столько количество нейронов, сколько количество их синапсов, а значит, связей с другими нейронами.
Нейроны объединяются в нейросети. Нейросети объединяются в функциональные группы, которые выполняют разные задачи. За интеллектуальную деятельность отвечают одни функциональные группы, за координацию движений другие, за зрение третьи и т.д.
Каждая группа нейросетей нашего мозга похожа на отдельный функциональный блок компьютера. Универсальные блоки могут выполнять любые задачи, но медленно и энергозатратно для организма. Предлагаю, для простоты, назвать эти медленные, но универсальные функциональные блоки медленным умом.
Неуниверсальные блоки решают только узкие задачи. Энергоэффективно и очень быстро. Быстрый ум, например, является координатором ваших эмоций, условных и безусловных рефлексов.
Есть всего один принцип, по которому быстрый ум обучается. Устойчивый шаблон возникает только тогда, когда для него был передан достаточный потенциал. Чтобы стало чуть понятнее, давайте этот принцип рассмотрим на примере двух информационных механизмов.
Первый и самый простой — это многократное повторение медленным умом. То, что человек делает многократно и одинаково, переходит в устойчивый шаблон быстрого ума. При этом, чем меньше потенциал каждого повторения, тем больше нужно повторений. Если вам в детстве нравилась математика, то таблицу умножения вы вполне могли выучить за один вечер. Вы получали достаточно положительной обратной связи, потенциала, от самого процесса. Если математика не нравилась, то эту таблицу вы могли не знать и до пятого класса. Каждое повторение для вас было с незначительным потенциалом. Поэтому таких повторений, возможно, были тысячи.
Второй механизм — это случаи, в которых достаточный потенциал возникает всего от одного повторения. На мой взгляд, этот случай прекрасно описан Райком Хаммером, только в совершенно другом контексте. Человек этот хоть и известен как пропагандист псевдонауки, тем не менее, некоторые его мысли имеют место быть.
Чтобы шаблон быстрого ума сформировался с одного раза, необходимо и достаточно выполнение трёх условий одновременно. Неожиданность. Драматичность. Изолированность. Давайте разберём, почему этот механизм действительно работает. Чем больше изменение среды, тем проще его воспринимать. Все три условия напрямую влияют на разность потенциалов, которое по сути своей есть изменение. Неожиданность — это максимальная разность потенциалов между прошлым и настоящим состоянием. Драматичность фокусирует внимание и обостряет интерпретацию изменения. Изолированность минимизирует влияние других изменений среды, других контекстов.
Попробуйте найти в течение часа отличие мячика от шарика или твёрдого от жёсткого. Вы без труда и ошибок оперируете этими понятиями в своей речи примерно с семи лет, но сформулировать отличие, скорее всего, не сможете. Ваш быстрый ум сформировал это отличие на основе множества бессознательных повторений. Уверен, мало кто задумывался о мячике, как об объекте, присущим только ему уникальными свойствами.
За свою карьеру я провёл собеседование, примерно, двум тысячам человек. Чтобы оценить аналитические способности, я спрашивал, чем отличается мячик от шарика. Мне было важно понять способность человека к формализации гарантированно известных ему фактов. Пример мячика и шарика мне казался довольно необычным и к нему сложно было как-то подготовиться. Есть как минимум одно очень точное отличие, которое однозначно отделяет любое множество шариков от любого множества мячиков. Однако, всего 2% людей могли это знание формализовать за сутки и всего четыре человека дали ответ не задумываясь. Все собеседующиеся, точно знали этот ответ на уровне бессознательного, на уровне функциональных блоков быстрого ума, но не способны были формализовать это знание. Быстрый ум обучился на множестве конкретных примеров, но не уловил систему. Тем не менее, в реальной жизни способен отличить мячик от шарика не понимая различий. На мой взгляд, это очень показательный пример того, как функционально отличаются быстрый и медленный ум, и того, что значит сам термин «сознательное» и «бессознательное» восприятие.
Я хотел получить эффективный инструмент для выяснения способности человека к формализации знакомой информации, а получил очевидную границу между медленным и быстрым умом.
Благодаря быстрому уму, без напряжения внимания, человек ходит, ездит на велосипеде, читает, проявляет эмоции, рисует и даже решает сложные интеллектуальные, но типовые задачи. Мы не задумываемся как сократить мышцы и не вычисляем каждый раз примеры из школьной таблицы умножения.
С другой стороны, любая деятельность, на которой человек фиксирует своё внимание, выполняется медленным умом. Как только вы попытаетесь сфокусировать внимание на дорожной обстановке для контроля каждого движения, вы устанете через минуту и ваше внимание ослабнет.
То, что многократно было проделано медленным умом, формирует функциональные блоки быстрого ума. То, что человек делает «на автомате», без фокусировки внимания — всегда делается быстрым умом.
Например, те, кто давно водят автомобиль, согласятся со мной, что после нескольких лет за рулём, вождение становится автоматическим и радикально отличается по затратам энергии от первых недель водительского стажа. Также и повседневные задачи человека нарабатываются до автоматизма так, что изменяется даже восприятие времени. Поэтому в детстве школьные каникулы — это маленькая жизнь, в зрелом возрасте целый год совсем немного, а в старости, прошедшая жизнь — уже просто миг. Так происходит потому, что чем взрослее человек, тем более знакомым становится мир и тем чаще и больше работает быстрый ум и реже работает внимание. Чем старше, тем больше в его жизни типовых шаблонов восприятия реальности, в которых внимание совсем не включается, и тем меньше человек понимает, как шаблонизировано его сознание.
Возможно, в следующий раз, когда вы будете общаться на очень важном совещании, или беседовать со своим соседом по квартире, вы чуть менее энергично будете реагировать на очевидные противоречия и откровенные глупости. Ведь, по большому счёту, вы преимущественно общаетесь не с личностью, а с совокупностью нейросетей быстрого ума.
Точных цифр до сих пор нет, но, якобы, мозг в бодрствующем состоянии потребляет до четверти энергоресурса всего организма. Поэтому автоматизм быстрого ума — это далеко не враг. Это очень эффективный механизм, чтобы экономить энергию и быстро решать типовые задачи. Преимущественно, задачи выживания. Нашей общей ошибкой является только то, что мы редко погружаемся своим вниманием в процесс, и чем старше становимся, тем чаще доверяемся выбору бессознательно.
Слаженная работа быстрого и медленного ума определяет качество обработки информации. Под слаженной работой я подразумеваю отсутствие конфликтов. Медленный ум, обработав блок информации и передав его в быстрый ум, не пытается этот блок обработать заново. Лучше всего это представить на примере. Когда человек никак не может сделать какой-то выбор — это всегда означает недостаток информации. Обычно, человек вместо того, чтобы направить усилия на понимание того, что именно не хватает и получение этой недостающей информации, просто начинает циклично пытаться принимать решение в условиях этого дефицита. Пожалуй, это одна из самых фундаментальных когнитивных ошибок человека, которая нарушает работу всей мыслительной деятельности. Если решение неочевидно и выбор труден — это признак недостатка информации и усилия нужно направлять на её поиск, а не принятие решения в неизвестности. Чтобы увидеть чайник, достаточно на него посмотреть из того места, из которого он виден. Если чайник не видно, значит он слишком далеко, слишком близко или его что-то загораживает. Достаточно подойти поближе или отклониться в сторону. Единственное, почему мы не видим чайник — это вполне нормальное неумение видеть далеко, неумение видеть целиком с близкого расстояния или смотреть сквозь то, что мешает. Когда человек преимущественно живёт быстрым умом и встречает ситуацию, когда условный холодильник загораживает условный чайник, человек будет искать способ увидеть чайник сквозь холодильник, а не сменить свою позицию наблюдателя и подойти к чайнику так, чтобы его стало видно.
Да, мы до сих пор не определились с тем, что такое ум человека. Давайте считать умом группу функциональных блоков мозга, которая модифицирует информацию и себя по результатам этого изменения. В данном случае нам неважно, сознательный это процесс или бессознательный, т.е. быстрым или медленным умом обрабатывается информация. Мы говорим о том, что умом мы считаем то, что может потреблять информацию на входе, выдавать изменённую информацию на выходе и изменять себя по результатам проделанных изменений. Если попытаться привести какие-то аналогии, самой близкой мне видится только компьютер. Ум в нём — это «железо». А интеллект — это программы. Очевидно, что ум, интеллект и сознание — это далеко не одно и то же. По этому поводу будут отдельные параграфы.
Ум любого человека без патологий способен решать любые задачи, на которых может удерживать своё внимание. Способен, это не значит, что сможет. Возможность — это достаточность ресурсов, а способность — это навык управления ресурсами.
У ума есть два информационных входа, два источника информации: внешняя и внутренняя среда. С внешней средой всё очень просто. Наши органы чувств способны фиксировать доступные нам изменения внешней среды. Обоняние, осязание, зрение, слух, вкус и ощущение себя в пространстве. Вкусный ужин, красивый закат, смех детей и качели. Внешняя среда — это среда, изменения которой фиксируются органами чувств. Любое событие, инициированное внешней средой, попадает во внутреннюю среду. Среду ощущений и мыслей. При этом сначала возникает ощущение, а после мысль. Ощущения задают контекст мысли.
Мне будет приятно, если вы сами обратите внимание на то, как тщательно нашей цивилизацией формализованы способы восприятия внешней среды и как не формализованы для внутренней. Банан, закат или смех имеют чёткое название, которое даёт возможность отличить одно от другого. Но вот как отличить вкус банана от клубники человеку, который не пробовал ни того, ни другого? Как отличить любовь от увлечения. Дружбу от привязанности. Наш вербальный механизм коммуникации не способен передать вкус банана тому, кто его не пробовал. Тем не менее банан, попадая из внешней среды во внутреннюю, превращается сначала в ощущение, а затем в мысль. Мысль и ощущение может вызвать другую мысль и ощущение во внутренней среде и через какое-то действие вызвать изменение в любой среде.
Наш ум по природе своей цикличен. Я пришёл к выводу, что реакция человека на внешнюю и внутреннюю среду всегда последовательна и всегда состоит из одних и тех же четырёх самостоятельных этапов, где каждый следующий принимает информацию предыдущего.
Этот цикл легко представить в виде колеса с четырьмя равными секторами. Первый фиксирует изменения. Второй эти изменения усваивает. Третий — интерпретирует (анализирует) воспринятое. Четвёртый инициирует некое действие. Этот цикл немного похож на цикл Бойда. В открытых источниках я не нашёл полной аналогии предлагаемого мной цикла ума, но уверен, что до меня этот цикл открыл не один десяток человек. Поэтому, пусть этот цикл будет называться стандартным циклом ума.
Колесо, само по себе, открывает очень важный принцип. Первый и третий сектор, одинаково друг для друга являются и причиной, и следствием. Второй сектор, через один, будет причиной третьего и также через один, следствием третьего. Кто-то из великих однажды сказал примерно следующее: «Господи, дай мне знание, что есть причина и что следствие». Один сектор является и причиной, и следствием для всех остальных. Внешняя среда влияет на внутреннюю, а внутренняя среда влияет на внешнюю, становясь и причиной, и следствием друг для друга. И только понимание контекста и направления передачи потенциала в этом контексте, однозначно все расставляет на свои места. Поэтому, в предыдущей главе, мы разбирали способ определения направления разности потенциалов.
Мозг и нервная система, как органы тела, реагируют только на изменения. Поэтому первый сектор — это реакция на изменение. Нет изменений — нет никакой последующей нервной деятельности. Это касается и внешней среды и внутренней. Чем сильнее изменение, тем проще его зафиксировать. Например, если на экране смартфона запустить программу, в которой цвет дисплея будет переходить от белого к чёрному три часа, в каждый момент времени человек не зафиксирует никаких изменений. Это базовые реакции на биологическом уровне. Кстати, любое изменение, не что иное, как разность потенциалов между предыдущим состоянием и настоящим. Знание о том, что разность потенциалов образуется не только в пространстве, но и во времени, нам очень пригодится.
Для примера, выберем самое простое — визуальное изменение внешней среды. Пусть на стене будет некое тёмное пятно. Первый сектор стандартного цикла ума зафиксирует, что на белом фоне есть тёмное пятно. По аналогии с фотоаппаратом, этот сектор просто светочувствительная матрица, которая фиксирует изменения света на светочувствительной матрице.
Второй сектор — процесс восприятия, он принимает данные от первого сектора и адаптирует их для последующей интерпретации. Этот сектор обработает информацию о тёмном пятне так, чтобы её можно было интерпретировать. В нашем фотоаппарате эту роль выполняет промежуточная быстрая память, в которую сохраняется каждая точка зафиксированной картинки в виде битовой матрицы, массива данных. И если мысли, чаще всего, возникают только в третьем секторе, то ощущения возникают уже во втором.
У человека, внимание и интеллект, чаще включается только в третьем секторе — интерпретация. В нём развивается полученные на втором шаге ощущения и начинают рождаться мысли. Первым всегда рождается ощущение. Просто потому, что биологически это гораздо более древний механизм.
Чем образованнее человек, тем более точная будет интерпретация воспринятых изменений среды. Одни люди видят летящий самолёт и интерпретируют его как убедительное подтверждение существования живых богов. Другие видят транспортное средство. Третьи — сложнейшую машину. Так происходит потому, что интерпретация происходит только на основе имеющихся знаний, а не прямого восприятия объективной реальности. Поэтому, наблюдая одни и те же события, люди могут совершенно по-разному их интерпретировать, ведь багаж знаний у каждого человека разный. Очевидно.
В третьем секторе человек понимает, что тёмное пятно — это обычная муха. В фотоаппарате функция интерпретатора находится в центральном процессоре, который выполняет программу.
Заключительный сектор — это действие на интерпретированные изменения. Для однозначности, предлагаю считать действием любое изменение во внутренней или внешней среде, которое инициировал человек. Получается, что, действие — это суть изменение. Действием может быть мысль о собственном могуществе, падение в лужу, выступление на публике или разглядывание стены. На этом этапе центральный процессор условного фотоаппарата даёт команду оптической системе сфокусироваться на мухе и сделать снимок.
Далее цикл ума завершается и сразу же начинается заново. Как вы помните, цикл замкнутый, т.е. бесконечный, именно поэтому его легче представить как колесо.
Если не развивать внимание, медленный ум будет включаться только в третьем секторе. И то, только при условии, что это изменение незнакомое.
Без специальной тренировки, человек сознательно не принимает решение злиться, смеяться или плакать. Эмоция взрослого человека по умолчанию происходит бессознательно и реализуется быстрым умом. Коррекция положения тела при падении тоже будет обрабатываться быстрым умом, а вот составление планов или решение новых интеллектуальных задач — это уже медленный ум.
В отличие от компьютера, мозг, как орган тела, и ум, как самообучающиеся группы функциональных блоков по обработке информации, способны изменяться всю свою жизнь. Строить сложнейшие связи и каждый сектор цикла ума может быть по желанию изменён в любом возрасте. Даже первый сектор — биологическая реакция на изменения среды, поддаётся тренировке и может управляться вниманием. Вы наверняка слышали про истории, когда человек замедлял или вовсе останавливал своё сердце. Мне достоверно известны случаи, когда человек переставал чувствовать боль и полностью отключал слух.
Чем больше внимания в каждой итерации цикла, тем лучше способность к обучению. Чем лучше способность к обучению, тем более достоверно, со временем, человек воспринимает реальность. Чем реальность человека достовернее, тем меньше человек делает ошибок. Чем меньше ошибок, тем меньше борьбы и больше пользы. Чтобы добавить однозначности, предлагаю полезными считать, те усилия, которые приближают ожидаемый результат.
Природа дала нам немыслимо эффективный организм, который всегда помогает человеку. Как послушный слуга, он делает то, куда его направляет внимание. Наша задача — сделать так, чтобы желания эти были как можно чаще с присутствием внимания. Всё, на что у человека не хватает внимания, организм выберет бессознательно и, в моменте, энергоэффективно. Согласно предыдущим многократным повторениям. И, без всякого сомнения, этот алгоритм потрясающе эффективен и прекрасен. Вопрос только в ширине этого «момента».
Как думаете, внимание — это интеллект? С интеллектом, как по мне, всё просто. Интеллект — это способность к выделению паттерна в контексте. Чем меньше человеку нужно информации, чтобы правильно выделить паттерн и чем в большем количестве контекстов он умеет делать это хорошо, тем более развит его интеллект. И обратите внимание, если ум — структура самообучающаяся, то интеллект, как структура, которая работает поверх ума, не нуждается в этой функции.
Из определения интеллекта следует, что он не является прерогативой человека в частности или сознания в общем. Человеческий интеллект — это промежуточный этап эволюции. Человек никогда не сможет решать математические задачи также быстро, как компьютер. Пока наше единственное неоспоримое преимущество — это значительно превосходящие возможности коммуникации с внешней средой.
Кроме этого, знания человек может брать только самостоятельно. Машине знания можно дать. Поэтому скорость эволюции машинного интеллекта на десятки порядков обгоняет человеческую. Нам потребовалось миллионы лет, чтобы научиться читать, а машинам меньше сорока. Ну и главное. Цифровой интеллект бессмертен. Искусственный интеллект общего назначения, который лучше всех людей вместе взятых будет понимать, как выращивать пшеницу, строить дороги и непосредственно ремонтировать унитазы, более чем реален уже до 2034 года. А, например, искусственное сознание, по моим прогнозам, люди увидят не ранее 2042 года. И создать это искусственное сознание, как субъект внимания, сможет только искусственный интеллект. Человек не сможет. Держите это в фокусе, когда будете влиять на выбор профессии для ваших детей.
Современное информационное поле предлагает десяток определений вниманию. От фонарика, который лучом сознания светит на тёмную поверхность бытия, до сосредоточения мыслительных способностей. Как по мне, все они неприемлемо абстрактны и допускают разную трактовку. В контексте этой книги, предлагаю вниманием считать избирательную работу стандартного цикла ума. Цикл ума регистрирует и обрабатывает любые изменения среды, но до сознания доходит лишь те, которые проходят условный фильтр. Я уверен, что наш ум, как система регистрации, хранения и обработки информации, постоянно фиксирует2 все доступные изменения внешней и внутренней среды, однако вниманием может удерживаться ограниченное количество этих изменений. Так происходит потому, что внимание всегда реализуется только универсальным медленным умом, чей биологический вычислительный ресурс ограничен. Ограничен, но также как и мышцы, поддаётся тренировке и может значительно прогрессировать в своих возможностях. К слову сказать, по моим наблюдениям, техники тренировки внимания сводятся к способности регистрировать множественные изменения как единое целое, а не как множество отдельных изменений.
Приходилось ли вам отдельно тренировать своё внимание? В школе, в ВУЗах? Не косвенно — через обработку кучи информации, а целенаправленно?
Неразвитое внимание неизбежно приведёт к искажению воспринимаемой реальности, потому что реальность будет восприниматься фрагментарно, не целостно. И тот, кто управляет вниманием — управляет человеком. Обратите внимание на TOP10 самых дорогих компаний мира. В этом списке находятся компании, удовлетворяющие потребительский спрос, и компании, которые управляют вниманием людей. Не самый популярный мессенджер стоит дороже, чем вся российская группа компаний, добывающая углеводороды в стране. Разумеется, это не случайно.
На мой взгляд, внимание обладает тем же свойствами, которыми обладает любая волна. У волны есть частота и амплитуда. Любая система передачи информации кодирует сигнал в частотной и/или амплитудной характеристике волны. На этом принципе построена не только вся современная электроника. Свет, импульсы в нейронах вашей нервной системы человека, звук. Все они в своей основе волна. Даже элементарные частицы — не что иное, как измеренный квант волны.
Чем выше частота, тем больше информации в единицу времени можно передать. Но тем более она подвержена помехам среды и поэтому на меньшее расстояние можно передать сигнал. Чем частота меньше, тем она менее подвержена помехам среды и тем дальше она распространяется. Чем выше амплитуда, тем больше потенциала во фронте волны. Тем больше она несёт энергии и меньше подвержена влиянию среды.
Чаще всего, человек сознательно фиксирует изменение частоты восприятия в критических ситуациях. Такой эффект наблюдается как замедление или ускорение восприятия времени. Если вам довелось побывать в автомобильной аварии, вы легко вспомните, как последняя секунда перед трагедией очень растягивается. Частота восприятия увеличивается и за единицу времени человек воспринимает больше информации, чем в повседневной жизни. А поскольку каждый человек привыкает к фиксированию определённого объёма информации в единицу времени, то любое изменение этого объёма в большую или меньшую сторону воспринимается как ускорение или замедление времени. Занятная деталь, объединяющая фундаментальную физику и человеческое внимание.
Волны с разной частотой и амплитудой
Чем это нам может помочь в повседневной жизни? Повседневная жизнь проецируется в человека окружающим информационным полем с разной частотой и амплитудой. Обычно человек бессознательно переключается с одного режима на другой. Где-то нужны детали, где-то вся картина целиком. Наше внимание перенастраивается, обрабатывая в единицу времени волны небольшого диапазона частот.
В электронике, например, под каждую полосу частот настраивается свой резонансный контур. Теоретически, человек может воспринимать все биологически доступные частоты одновременно. Нам даже не придётся создавать антенны и их резонансные контуры. У нас уже всё есть по праву принадлежности к виду. Но по факту, для каждого типа изменений, т.е. полосы частот, у человека тоже должен быть какой-то резонансный контур или его аналог. Я пришёл к выводу, что это ощущения. Наши ощущения управляют нашим вниманием.
Почему с ощущениями, а не аналитическими концепциями? Во-первых, ощущения для нас возникают прежде мысли. Во-вторых, любая вербальная коммуникация человека устроена таким образом, что она может сообщить то, что уже известно, либо то, что неизвестно, но базируется на известном. Не существует способа описать вкус банана человеку, который его никогда не пробовал. Но если бы умели передавать ощущения, это было бы вполне возможно. Т.е. у передачи информации и знаний есть теоретический предел, а у ощущений их нет. Если управление вниманием, я уверен, для вас вполне знакомый термин, то вряд ли вам в голову приходила мысль о том, что нашим вниманием управляет наши ощущения.
Я бы очень хотел погрузиться в детали этого вопроса максимально глубоко и объемно. Материал этот непростой и осознать его за пару абзацев еще более непростое мероприятие. Однако, контекст этой книги задаёт рамки необходимости и достаточности объема информации.
Что может быть общего между покупкой дома, успехами проекта и выбором спутника жизни? Покупая дом, мы покупаем те ощущения, которые он даёт. Успехи проекта — это тоже ощущения. И спутника жизни мы выбираем, только опираясь на то, какие у нас ощущения от этого человека. Весь наш аналитический аппарат в данном случае — это способы формирования этих ощущений. Всё, что происходит во внешней среде — для человека всего лишь символы его личных ощущений. Сложно переоценить навык разделения настоящего от символов этого настоящего.
Всю свою взрослую жизнь я занимался техническими задачами. По большей части нетривиальными. Я очень гордился ими и был абсолютно уверен в том, что все эти задачи опирались только на интеллект. Однако, со временем, как вы уже поняли, я пришёл к выводу, что человек — это в первую очередь существо ощущающее, а далеко не аналитическое.
Для человека реально только то, что он способен ощущать, а не то, что он способен формализовать словами или логикой. Никакие факты, события, советы и прочие изменения внутренней и внешней среды не будут для человека реальными до тех пор, пока он их не сочтёт настоящими. До тех пор, пока не почувствует. От математической формулы до абстрактного понимания строения вселенной. От созерцания осенних листьев до оценки собеседника.
Эта наша биология. Она работает всегда. Без исключений. Человек научился ощущать намного раньше, чем говорить и формализовывать. Раньше на многие сотни тысяч лет. По сравнению с эволюционным путём, который человек прошёл на ощущениях, наша вспышка аналитических способностей просто ничтожна. Если вдруг, в предыдущем параграфе у вас в голове могла пролететь мысль о близости излагаемых фактов к какой-нибудь эзотерике, то сейчас, я очень надеюсь, эта мысль вас покинула.
Как насчёт тех случаев, когда дети, не имея в своём окружении музыкального инструмента, краем уха услышав музыку на улице, начинают интересоваться музыкой, а некоторые уже в четыре года играют простую классику? Мистика, генетическая память, душа? Более тонкое восприятие одних изменений среды по отношению к другим, на сто процентов обусловлено способностью ощущать. Человек более восприимчив к одним изменениям среды и может быть совсем не восприимчив у другим. Выражаясь терминами волновой физики, резонансный контур человека настроен на обработку одних типов частот и не настроен на другой. В терминах модели, излагаемой в этой книги, ощущения определяют фокус и направление внимания.
Как вы понимаете, человек может чувствовать только то, что происходит в настоящем моменте. Я попробую привести несколько условный градиент, но в целом он даёт нужное погружение. Для большинства людей настоящее — это несколько секунд. Для продвинутых, скажем, десяток часов. Для особо продвинутых — пусть будет неделя. Для выдающихся — годы. Для великих — сотни лет. Для человека настоящее — это тот самый, значительно избитый публицистикой, момент «здесь и сейчас». И чем больший промежуток времени он ощущает как реальный, настоящий, тем больше он способен воспринимать как целое. Тем очевиднее для него причинно-следственные связи. Тем шире его окно восприятия реальности. Тем его настоящее становится дольше.
Чем больше человек ощущает, тем насыщеннее внимание, тем больше рождается интеллектуальной деятельности. Чем меньше человек ощущает, тем короче его линейка реальности. Чем короче эта линейка, тем сложнее чертить длинные линии. Как правило, такие «короткие линии» мы наблюдаем в поведении тех людей, деятельность которых сосредоточена только на выживании.
В моём круге знакомых не так много очень состоятельных людей, которые действительно сделали своё состояние сами, а не получили империи по наследству или должность за безграничную преданность. Поверхностно, эти люди никак не примечательны. Никто из них не запомнил бы последовательность всех карт в колоде. Никто не был отличником в годы обучения, и никто не обладал ни богатырской силой, ни выдающимся образованием. С виду, ни у кого из них вообще нет особых черт, которые мы пытаемся воспитывать в своих детях. Однако, независимо от источника их богатства, образования и воспитания, все эти люди обладают общими чертами, которые на первый взгляд незаметны.
Во-первых, у них несоизмеримо меньше внутренних конфликтов, что приводит к значительно превосходящему остальных людей энергоресурсу. Да, в первую очередь у всех этих людей незаурядный энергопотенциал. Благодаря ему, эти люди всегда идут дальше и дольше, чем остальные. Их энергия со временем компенсирует всё, что им не хватает в других областях.
Во-вторых, все они прекрасно владеют своими контекстами коммерческой деятельности, что проявляется в умении целиком видеть процесс, которым управляют. Они чётко видят границы систем, которые строят. Понимают как окружающие системы взаимодействуют с их системой и точнее других видят, как направлять вектор усилий так, чтобы его проекция на результат была максимальной.
В-третьих, что поначалу для меня было совсем непонятно, все они прекрасно умеют анализировать свои ощущения. Не принимают как данность, а работают над их причинно-следственными связями. Представляете? Они умеют выявлять полутона и оттенки, из которых состоит картина ощущений целиком. Цифры и факты — это только источник информации и инструмент, а не финальный критерий принятия решения. Интеллект для этих замечательных людей — это качественный инструмент. Как лопата для землекопа.
Пытались ли вы когда-нибудь логически анализировать свои ощущения, выделяя последовательность причинно-следственных связей? Когда человек понимает причинно-следственную связь, мир перестаёт быть мистическим. Он становится предсказуемым. Познаваемым. Связным и ясным.
В-четвёртых, каждый из них не отдаёт свою ответственность за то, что делает сам. Они прекрасно осознают, что окружающие их изменения внутренней и внешней среды — это следствие их личного выбора. Когда человек не отдаёт свою ответственность, он сохраняет за собой механизм влияния и контроля. В своём подавляющем большинстве, люди воспринимают ответственность как необоснованную причину оказаться виноватым и лишь единицы понимают, что тот, кто берёт на себя ответственность, становится главным. Именно для главного, в первую очередь, будущее становится предсказуемым и управляемым.
Всё, что создано человеком начиналось с того, кем он себя отождествлял. Самоотождествление формирует ощущения. Ощущения — окно восприятия и фокус внимания. Внимание — интеллектуальную деятельность. Интеллектуальная деятельность, в конечном счёте, ведёт либо к приспособлению к среде, либо к её изменению.
Когда художник пишет картину, и композитор создаёт музыку. Когда артист играет на сцене и поэт слагает стихи. Когда физик ищет «теорию всего» и математик ищет доказательство гипотезы. Все они воплощают не интеллектуальную концепцию, а своё личное ощущение через доступный вербальный и аналитический аппарат. Интеллект и прикладная область — это инструмент для выражения этого ощущения. Можно ли предположить, что личность человека — это его ощущение себя, а наш интеллект и всё остальное, что вы о себе знаете как о личности, на самом деле проекции этого ощущения?
Восприятие ширины настоящего момента — ключевое во взаимодействии человека с внутренней и внешней средой. Чтобы опустить человека в яму невежества или вытащить из этой ямы, необходимо и достаточно скорректировать восприятие настоящего момента. Чем шире этот момент, тем больший промежуток времени человек способен воспринимать как реальный, настоящий. Тем очевиднее связь причины и следствия. Тем более сложные и тонкие изменения человек способен воспринять как реальные. Тем большим окружающим пространством он сможет оперировать в своих действиях. К слову сказать, всё классовое разделение основано далеко не на интеллектуальных способностях и социальных возможностях. В основе инструмента, реализующего социальное разделение, лежит ширина восприятия настоящего момента. Способности ощущать. И, как следствие, возможность решать разные классы задач.
Чем сильнее у человека развита привычка принимать решения с меньшим количеством итераций в конкретном контексте, тем с большей вероятностью окно восприятия будет становиться уже. Например, если вы за секунду будете отвечать на сложные вопросы по математике или биологии — за это только хвала и почёт. Потому что, как правило, между началом восприятия и фактом принятия решения находятся значительное количество итераций. Если загружать внимание короткими быстрыми порциями лёгкой информации, которая требует минимум размышлений, формируются шаблоны ума, которые неспособны воспринимать длинные причинно-следственные связи. Окно восприятия сужается.
Обратите внимание на современные мультфильмы и вообще медиаконтент. Быстроменяющиеся яркие образы, очень короткие логические связки. Я вас уверяю, чем больше ваши дети смотрят мультфильмы с такими незамысловатыми быстрыми сюжетами, тем меньше у них шансов на сознательный выбор.
Но схема с быстрыми, несвязными порциями информации также эффективно работает и для взрослых. Очевидно, короткие видеоролики в социальных сетях более популярны. Подавляющее большинство людей делает не то, что нужно, а то, что легче. Даже в способах получения удовольствия будут выбираться те, что легче. А не те, которые приносят больше удовольствия.
Разумеется, кроме медиаконтента, есть и более фундаментальные механизмы формирования ширины окна восприятия. Угроза — это необходимость принимать решения в ограниченный промежуток времени. Чем сильнее и продолжительнее угроза, тем основательнее нарабатывается паттерн принятия быстрых решений. Чем чаще человек вынужден погружаться в состояние выживания в конкретном контексте, тем быстрее в этом контексте будет сужаться его окно восприятия реальности.
Отсутствие угрозы и наблюдение продолжительных процессов радикально расширяют окно восприятия. Хорошие книги, исследовательская деятельность — это аналитические инструменты. Положительная обратная связь, разнесённая на длительный период — гарантированно окно восприятия раздвигает. Но это все способы очевидные и вербальные.
Поскольку в цепочке принятия решений первым возникает ощущение, гораздо эффективнее работать с чувствительностью, способностью воспринимать эти ощущения. И лучший из известных мне способов повышения чувствительности — это внутренняя тишина. Чрезвычайно эффективная технология расширения настоящего момента. Чем дольше вы сможете сохранить полное отсутствие мыслей в голове, тем чувствительнее вы становитесь к изменениям среды. Если вы подумали, что это гораздо проще чем читать книги, я отвечу, что это не так. Это весьма непросто, особенно поначалу.
Если вы внимательно прочитали параграфы «Циклы ума» и «Разность потенциалов», то уже прекрасно понимаете почему это работает. Чем больше изменение, тем легче мы его воспринимаем. А на фоне отсутствия мыслей в голове, любые последующие, даже незначительные изменения, воспринимаются уже как значительные.
Развивая эту мысль, можно сделать вывод, что, максимально нагружая внимание после режимов тишины, мы получим ещё большую разность потенциалов. Попробуйте после таких пауз восприятия изучать совсем незнакомую область знаний. Умеренно. Без фанатизма. Я вас уверяю, после пары месяцев таких тренировок, ваши возможности восприятия и качество интерпретации реальности значительно возрастут.
Теперь, собственно, про реальность. Представьте, что вы скульптор, который смотрит на мраморную глыбу. Представьте, что вы не просто скульптор, а признанный мастер, ещё при жизни. Вы смотрите на камень и мысленным взором видите скульптуры, которые можно получить из этого камня. И чем дольше вы смотрите на камень, тем яснее понимаете, что прямо сейчас, одновременно, в этом камне находится бесконечное множество скульптур. И это абсолютно возможно. Как с точки зрения субъективного внимания человека, так и математики. Вы, как внешний наблюдатель по отношению к камню, мысленно можете разделить его на бесконечное множество форм. Можете разделить, а можете не разделять. Бесконечное множество в нём никуда не денется.
Кроме этого, если взять любую произвольную точку внутри этого камня, геометрически окажется так, что одна и та же точка, одновременно находится в одном бесконечном количестве форм внутри камня и эта же точка, в то же самое время, не находится в другом бесконечном множестве форм, в которые она не вошла геометрически.
То же самое можно сказать про бесконечное количество текста, который будет состоять из конечной комбинации знаков алфавита. В этой комбинации будет бесконечное количество смыслов, которое содержит текст, и бесконечное количество смыслов, которые тот же самый текст не содержит. Ноты и музыка, кирпичи и строения — всё что вы сможете себе представить как законченный материальный или нематериальный объект, содержит в себе одну бесконечность вариантов и не содержит другую бесконечность. Одно конечное множество рождает два бесконечных.
Разве можно сказать, что мысленно разделённые фигуры внутри камня не существуют? Совершенно точно все они существуют. Единственное, чего нет внутри камня, это те границы между формами, которые существуют только в сознании внешнего наблюдателя, т.е. вас.
Что если на секунду отвлечься и представить, что камень — это условная глыба Супервселенной, а формы — это созданные вами миры. Может показаться, что вы только что продемонстрировали суть многомировой теории Вселенной и принцип суперпозиции барионной материи. В нём говорится о том, что все возможные варианты событий существуют одновременно.
Великий Стивен Хокинг доказал, что наша Вселенная локальна. Она не имеет внешних источников энергии и вообще никакого воздействия извне. Кроме этого, он доказал, что вся энергия нашей Вселенной в сумме равна нулю. Понимаете, что это значит? Также, как если взять и выпрямить волну — она станет линией и без амплитуды вообще не содержит энергии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главный. Том I. Модель базовой мотивации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других