Рассказ написан по следам книги «Критика эфиродинамики». Критика-то была с научных позиций, ошибки в формулах, несообразности в моделях и пр. А тут автор попытался представить себе, как выглядел бы мир, если бы «эфиродинамика» соответствовала реальности, а вся современная физика ошибалась. Конечно, в рассказ трудно естественным образом включить все-все различия. И наоборот, какие-то остатки нормальной физики пришлось сохранить. Но картина множества структурных уровней материи дополнена в соответствии с принципом бесконечного деления частиц эфира в «эфиродинамике». Впрочем, это не играет заметной роли в жизни героев рассказа. Особенно – в сравнении с нестабильностью элахистона (так в этом мире называется протон). Но, конечно, читателю не предлагается считать рассказ аргументом в научном споре. Так, фантазия, притом, нужно честно признаться, уступающая «эфиродинамике» по невероятности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир эфира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
На Горе
Мир вверху, на Горе, устроен очень естественно и очень понятно. Чем человек умнее, тем более высокую должность он занимает. Соответственно, тем он богаче и тем выше по склону и на более открытом месте расположено его жилище, и тем большую часть Священного Неба он может в своё удовольствие обозревать. На вершине Горы стоит башня самого Крыша, откуда видно Священное Небо во всём его великолепии. Всё целиком! Вокруг башни кольцевой дом опасников. Впрочем, и сам Крыш, и опасники, движимые любовью к простым гражданам, навещают их, покидая свои прекрасные жилища. Сам Крыш реже, опасники чаще. Не потому, конечно, что превосходят самого Крыша в любви к народу. Такого злокозненного предположения даже Антəм никогда никому не высказывал, а он в детстве был совершенно безбашенный, пока не побывал в отходном подвале. Просто опасников много, а сам Крыш один.
Расположение наверху и на открытой местности играет большую роль в том, чтобы гражданин мог стать ещё богаче. Известное свойство золота — со временем прибавлять в весе — зависит именно от того, насколько открыто оно лежит. Только безумец будет зарывать священный металл в землю, прятать в сундуки, стоящие в подвалах и т.д. Золото почти всегда помещают на крышу. Конечно, хорошо охраняемую. Иногда кладут на чердак под открытый на крыше люк.
На самом деле это свойство, прибавлять в весе, не только золота, но и всех цветных металлов. Просто у очень богатых есть золото, средне богатые помещают на крышу серебро, небогатые — медь. А у кого денег нет, у тех их и не прибавится.
Собственно, железо тоже со временем прибавляет в весе. Но что хорошо для цветных металлов, плохо для чёрного. Потому что у него при этом снижается удельная прочность, на единицу веса. А по прошествии большого времени — и просто прочность: слабеют химические связи между стигмонами. А ведь железо редко используют как простой груз. На крышку бочки с квашеной капустой можно булыжник положить. Излишне говорить, что и камень когда-нибудь потяжелеет. Ну так, если потяжелеет слишком, его и заменить недолго.
Такая простая картина — для простого народа. Образованные люди знают: всё сложнее. Научные эксперименты, связанные, между прочим, с большой недополученной прибылью, показали: если золото поместить в колодец и взвешивать как можно чаще, можно заметить, что на его вес влияет не только и не столько само по себе Священное Небо, сколько Небесный Огонь. Точнее, некоторое место на небе, противоположное в ночном небе Небесному Огню в дневном. Астрономы ничего там не видят. А жрецы считают, там находится невидимый Центр Тьмы.
Главное, чтобы Небесный Огонь в своём пути по Священному Небу, находясь на невидимой, подземной его половине, прошёл точно под колодцем. А Центр Тьмы, соответственно, точно над. Именно с его прохождением связана львиная доля суточного привеса колодезного образца. Днём же привес минимален. Опыты со специально вырытым наклонным колодцем подтвердили этот результат: золото тяжелеет при появлении Небесного Огня на оси колодца снизу, когда с его дна был бы виден Центр Тьмы, если бы он был виден.
Из этого открытия некоторое время спустя был сделан практический вывод. Вместо того, чтобы просто лист золота поместить на крышу, где лучи Небесного Огня падают на него под всевозможными углами, пока Небесный Огонь совершает по Священному Небу предписанный ему путь, этот лист прикрепляют на подвижное основание, которое специально приставленный человек, разумеется, достойный доверия и под наблюдением, поворачивает, стараясь всегда держать перпендикулярным направлению на Центр Тьмы. И на Небесный Огонь, когда он невидим и находится под землёй. Это не очень просто, но, зная карту звёздного неба, и имея часы, возможно. Так привес максимален.
Роль Небесного Огня (или его противоположности, Центра Тьмы) — ещё не всё. Благоприятное для владельцев золота свойство прибавлять в весе таит в себе и опасность. Слишком сильно утяжелённое золото делается ядовитым. Работа человека, подставляющего золото Центру Тьмы, очень вредна для здоровья. Хуже того, вред здоровью претерпевают и сами владельцы больших капиталов. В их семьях часты преждевременные смерти, уродства, душевные болезни. Ничего не поделаешь, такова неизбежная плата за высокий статус.
Говорят (но очень-очень осторожно, убедившись, что рядом или за тонкой стенкой или за углом точно нет ни одного опасника, да и вообще никого, потому что за такие неприятные разговоры можно попасть в нешуточные неприятности), что сам Крыш вовсе не живёт на верхнем этаже своей Башни-на-Вершине-Горы, как считается официально. Наоборот, опасаясь зловредного влияния Центра Тьмы, он живёт в глубоком подвале под ней. Сам Крыш старается держаться подальше от крыши, которая, понятно, у него вся покрыта толстым слоем золота, да ещё на ней стоит много поворотных его листов, за которыми следят доверенные люди под присмотром опасников. Доверенный человек ведь тоже может соблазниться и бросить кусочек золота в приметное место — с крыши башни можно добросить далеко. А там, глядишь, уже его знакомый ждёт. Вернее, мог бы ждать, если бы территория вокруг Башни-на-Вершине-Горы не патрулировалась опасниками в пределах от башни до их жилищ и немного за ними. А ещё дальше никому не забросить. Хотя есть злая легенда о человеке, соорудившем из банданы пращу и метнувшем несколько маленьких кусочков золота через крыши жилищ опасников. По легенде их было, естественно, двенадцать, бесова трюжина, а так — кто знает. У него сообщник был, но он ни одного кусочка не нашёл, ведь они не могли договориться ни о времени, ни о месте. Метатель просто выбирал момент, когда на него никто не смотрел. И не видел за домами опасников, куда падают его снаряды. Тем не менее, хотя выгоды злоумышленники не получили, но ущерб, растратив золото, причинили. Так что наказание им было самым суровым. Чтобы неповадно было. К Мастеру Пускателю отправили. А на крышу башни, говорят, теперь нельзя в банданах, а также в любой одежде, элементы которой можно превратить в пращу. Можно себе представить, в каком виде там работают. И какими словами тех злоумышленников поминают.
Кто-кто, а Антəм этой истории верит. Потому что он сам нашёл как-то кусочек золота. Выше дома Мастера Пускателя по склону Горы, где-то между ним и жилищами опасников. Он поблёскивал в щели между двумя большими камнями, так что заметить его можно было, если идти по тропинке неторопливо и смотреть по сторонам. А достать было бы довольно трудно, рука Антəма в эту щель не пролезала. И хорошо. Подумавши, он вообще отказался от этой заманчивой мысли. Не стал искать подходящей палки, наоборот, поспешно ушёл. И никогда никому ничего не сказал. Кто знает, когда произошла кража? Золото вполне могло даже в глубокой щели стать опасным с тех пор. Да и куда бы он его девал? Как-то среди тех, кого он знал, скупщиков краденого не водилось. Попытавшись их найти, он бы не получил ничего, кроме крупных неприятностей. То же самое, если бы сам сообщил опасникам. В этом смысле золото для младшего ученика было опасным независимо от своего возраста.
Но по форме этот кусочек вполне мог быть из той истории. Насколько он был виден, это был квадрат два пальца на два и толщиной в палец, причём на двух видимых рёбрах выделялись неровные выступы, похожие на остатки соединительной перемычки, которой он мог быть соединён с другими такими же квадратами в большой лист.
Антəм больше не подходил к этому месту. Но тогда, перед тем как уйти, спустил в ту щель плоский камешек большего размера, который застрял выше золота и надёжно закрыл его любого взгляда. А всех, проходящих по тропе, защищал от вредного воздействия, как он объяснил себе этот поступок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир эфира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других