В критическом обзоре показано, что употребление слов ‘Русь’, ‘русский’ в учебниках по истории как с грифом, так и без него, крайне архаично и типично для сказочного контента. Проанализированы 4 вида тотальной безграмотности, типичной для авторов учебников по истории: — тотальная лингвистическая безграмотность, — тотальная политическая безграмотность, — тотальная естество-научная безграмотность, — тотальная юридическая безграмотность.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские или россияне? Сказочный подход к истории в учебниках» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Тотальная лингвистическая безграмотность
2.1. Машиноподобное владение русским языком
О лингвистической безграмотности говорят в случае низкого уровня грамотности в использовании языка, который проявляется в допущении грубых ошибок в речи и письме.
Причины лингвистической безграмотности могут быть разными — от органического поражения головного мозга (уважительная причина) до недобросовестности носителя языка (неуважительная причина).
Тотальная лингвистическая безграмотность проявляется в:
— машиноподобном владении языком,
— метафоричности речи.
При машиноподобном владении языком слова и словосочетания употребляются автоматически, по наитию, без какой-либо привязки ни к аутентичным документальным источникам, ни к объективной реальности.
При машиноподобном владении языком человек не делает ни малейших попыток внести ясность в речь, наоборот, он превращает её в словесную кашу, в которой:
— слова многозначны и (или) не имеют смысла,
— слова не имеют аутентичного перевода на другой язык, причём даже на язык-источник заимствования этих слов; и т.п.
Одно и то же слово (имя нарицательное или имя собственное) может использоваться в речи одновременно в нескольких значениях, обозначающих разнородные объекты, хотя и связанных ассоциативно. Хрестоматийный пример такой многозначности — употребление имён собственных Русь и Россия одновременно в 2-3, а порой и в 20-30 значениях, ассоциативно связанных:
— Русь (или Россия) — это место действия,
— Русь (или Россия) — это живой коллективный объект, ведущий себя как единичный организм, умеющий разговаривать и принимать решения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Русские или россияне? Сказочный подход к истории в учебниках» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других