Гиперборея: Наги и Горгоны. Забывшее начало пути

Алексей Германович Виноградов

Настоящая книга показывает полные материалы монографии С. В. Жарниковой «Происхождение индоевропейцев», посвященные прообразу Атлантиды – древней стране Патала и ее обитателям Нагам. Еще 18 веке, никто не сомневался, что родина ариев находилась в России, что именно с берегов Волги они расселились по всему миру: «Der Fluß Wolga, einer der Grossesten aber auch Fisch-Reichesten in ganz Rube Land, Gemeinde von den Alten Arayes genannt, sein Ufer gegen Abend nennen die Russen unrecht nagorna».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гиперборея: Наги и Горгоны. Забывшее начало пути предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Наги и секреты Севера

1

«Мифология, сказки северных народов мира, древнейшие священные тексты Индии и Ирана, самые авторитетные историки Эллады фактически в один голос утверждали, что во времена уже записываемой истории на северо-востоке Европы, в условиях Золотого Века жил счастливый, добрый, красивый и мудрый народ. Именно он заложил многие культурные основы современной цивилизации. Гиперборея существовала в существенно более глубоком прошлом, чем то, которое еще совсем недавно считалось точно установленным периодом появления цивилизации на Руси.

Как приятно осознавать себя потомком древней цивилизации, существовавшей некогда на просторах Русского Севера, во времена, когда еще и про Древний Египет никто не слышал».

(С. Конанцева. Гиперборейский паразит». Написан с использование архивных материалов коллекционера М. В. Сурова, исчезнувших после 2011 года)

«Нага (санскр. naga — змея). Индийское полубожество, имеющее человечью голову (иногда три головы или девять), а туловище и расширенную шею очковой змеи. Все индуистские секты и все племена в Индии почитают его изображение. По индусским преданиям, число змей-богов доходит до 1000; начало свое они ведут от Кадру, жены мудреца Кашьяпы.

Наги постоянно враждовали с птицами и их царём Гарудой, рождённым другой женой Кашьяпы — Винатой. Нагам принадлежит подземный мир — Патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли. Гандхарвы отняли его у них, но Наги опять вернули его себе при помощи своей сестры, реки Нармады.

Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике Наги живут среди людей, причём их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагине женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагиня Улупи была женой Арджуны, а нагиня Кумудвати — женой Куши, сына Рамы.

В первой книге «Махабхараты», говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царём Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царём Нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник нага Васуки), воспользовавшийся правом высказать любое желание. Одна из легенд рассказывает, как Наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши (осоки).

В индийских источниках представление о Нагах — божественных змеях смешивается с представлением о Нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии.

Сам Шакьямуни, ещё до того как стать Буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у Нагов сутру «Праджняпарамиту», которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания.

По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей Нагов. Они могут превращаться в людей. Согласно им наиболее могучие Наги, охраняющий север.

В мон-кхмерской мифологии Наги обитают под землёй и в водных источниках; могут превращаться в красивых женщин. Основатель кхмерского государства Прах Тон смог проникнуть в их мир. Там он женился на дочери их царя, который дал ему сам-пот (поясную одежду) с изображением Нага. Наг — центральный образ кхмерских династийных мифов.

Нага (от санскр. nagas, голый) — группа племен, обитающих в горах Ассама, к югу от реки Брахмапутры. Нага не употребляют в пищу молока; рогатый скот держится у них только для жертвоприношений и пиров, но не для возделывания земли. Мясо употребляют всякое. Дома их остроконечной формы, в одну или две комнаты; свиньи, куры, женщины и дети помещаются вместе; тут же хранится и зерновой хлеб. В одном из углов — корыто, наполненное пивом из риса. Все холостые мужчины деревни помещаются до женитьбы в особом большом строении, под наблюдением надзирателя. В аналогичных условиях живут девушки. Сношения между ними днем ничем не стеснены.

Имя Нага, носил народ, оставивший по себе память, в современном географическом названии Нагпур. Это же имя носят горы, а также и одно из семи подразделений древнего царства Бхаратаварша — Нага-двипа».

Нагаленд

«Уважаемые коллеги и единомышленники, я собрал вас здесь для того, чтобы открыть вам страшную тайну! Эта истина явилась мне после долгих лет кропотливой работы по изучению трудов ученых древности, после проведенной исследовательской работы, она результат совершенствования моего разума, который прочел шифры космоса, — витиевато начал свой доклад Прохор Витальевич. — Если соединить высказывания мудрецов вместе, то среди них распространено представление о следующих восьми видах духовных существ:

1. Девы — это ангелы. Они владеют областью севера и связаны исключительно с индийцами. Говорят, что Заратуштра выразил свое враждебное отношение к буддистам, назвав злых духов именем самого высокочтимого у них вида существа, то есть девами. И это слово осталось в персидском языке от религии магов.

2. Дайтья-данавы — это злые духи, которые пребывают в области юга. К ним принадлежит всякий, кто противодействует индийской вере и враждебно относится к коровам. Несмотря на близкое родство между ними и ангелами — девами, как утверждают индийцы, у них не прекращаются взаимные раздоры и не затихают между ними войны.

3. Гандхарвы — исполнители мелодий и песен перед ангелами, их сожительницы называются апсарасами.

4. Якши — хранители сокровищниц ангелов.

5. Ракшасы — злые духи безобразного вида.

6. Киннары — существа с человечьими телами и лошадиными головами в противоположность кентаврам греков, имеющим нижнюю часть тела, как у лошади, и верхнюю часть тела, как у человека.

7. Наги — существа в виде змей.

8. Видьядхары — злые духи-колдуны, их колдовство не действует непрерывно.

Качества этих существ разнообразны, так как они достигли тех ступеней посредством деяний, а деяния различны в соответствии с воздействием трех первичных сил. Их жизнь длится долго вследствие того, что они полностью лишены тел, избавлены от обременительного труда и могут совершить то, что человек не в состоянии свершить. Поэтому люди служат им ради удовлетворения их желаний и добиваются близости к ним ради исполнения их нужд.

Мы можем сказать: перечисленные выше духовные существа достигли своих ступеней посредством деяний в период, когда они были человеческими существами.

Меня особо заинтересовали Наги. В индийской мифологии это сверхъестественные существа, люди-змеи, обитатели внутреннего царства, всего же известно семь поднебесных стран. Этот мир по представлению мудрецов назывался собственно «Патала» или «Нагалока» — «Мир Нагов». Там обитают наги: Калия, Ашватара и Такшака, Нанда и Вишала, Кармара, Свастика и Джая, Васуки.

Нас интересует Седьмая страна — Расатала или Суварна, Золотистая земля, по берегу Белого моря. Ее обитатели: Царь Бали — царь дайтьев (титанов), завладевший тремя мирами и из дайтьев — Мучукунда. В этой земле много домов, принадлежащих ракшасам, там же обитают Вишну и Шеша, владыка Нагов.

В «Вишну-пуране» при изложении подобных же вопросов говорится: «Под седьмой, землей помещается ипостась Вишну, возникшая из качества тамаса, называемая нага Шеша, которую почитают духовные существа. Ее также называют Ананта („бесконечный“). У нее тысяча голов и тысячи бриллиантов на их верхушках освещают все области. Шеша держит весь мир, как диадему на своей голове, не испытывая никакого беспокойства от их тяжести. Эти земли лежат одна на другой слоями; на них есть всякое добро и благо; они украшены драгоценными камнями и освещаются их лучами, а не солнцем и луной, которые там не восходят. Поэтому климат там умеренный, всегда цветут васильки и цветы деревьев, всегда есть плоды. Их жители не замечают времени, потому что они не знают, как его считать. Риши Нарада посетил их. Он счел блаженство рая ничтожным по сравнению с их блаженством и, вернувшись к ангелам, рассказал им об этом, удивляя их описанием тех земель».

Я выяснил, что Великий Наг Шеша живет в месте Хара. Санскритское слово «харос» или «хара» означает «огонь», «пламя», «наполненность энергией» и употребляется в Индии вплоть до наших дней в качестве синонима самого понятия «бог». Многие ошибочно полагают, что Наги — это змеи, но это не так. «Наг» означает «голый, лишенный покрова». Змеи же покрыты чешуйками и могут сбрасывать свои покровы.

Истинные Наги — это глисты! Речь идет о вселенских паразитах-гельминтах. Они живут в подземном царстве и сосут энергию Земли. Великий Наг Шеша выходит на поверхность в Седьмой стране, в месте, называемом Хара. Его почитают духовные существа и называют Бесконечным. Бесконечность же — символ нашего движения, значит оно угодно Шеше. Люди служат ему ради удовлетворения его желаний и добиваются близости к нему ради исполнения его нужд.

Наги вершат судьбы людей! Они руководят поступками человека, а он об этом даже не подозревает. «Как они получили эту власть?» — спросите вы. Очень просто! Они заселили нас частицами себя.

Каждое существо на земле, включая человека, населено гельминтами. Древние гиперборейцы существовали в гармонии с природой и внешним миром. Великий Наг даровал им Нанонагов, исцелявших их тело от болезней и позволявших жить вечно. Они умирали, только когда утрачивали интерес к жизни. Но люди не оценили великий дар Нагов и захотели стать независимыми. Они уходили с места силы и вытравливали из себя полезных паразитов. За это человечество получило болезни и лишилось дара вечной жизни и вечной молодости!

Наука доказала, что гельминты имеют иммунологические отношения с организмом-хозяином, они влияют на него, при этом сами не могут жить или развиваться при другой иммунной системе. Ученые совершили великое открытие, которое никто, кроме меня, не оценил.

Наличие в организме гельминтов необходимо для нормального развития иммунной системы, что объясняется развитием симбиоза с этими организмами в процессе развития человека как вида. Побочным эффектом дегельминтизации стал резкий рост заболеваемости аллергией, во всех ее проявлениях. Теряя связь с Нагами, мы лишаем себя здоровья, вечной молодости и жизни. Искореняя глистов, человечество заработало синдром приобретенного иммунодефицита человека. Иммунитет слабеет и исчезает!

— А как же вредные паразиты? — спросил кто-то из зала.

— Согласен, бывают и вредные. Они появились оттого, что Наги обиделись на человека, отказавшегося им служить, и населили гельминтами, пожирающими нас, сосущими нашу кровь. Они теперь управляют нами. Это наказание, за то, что мы потеряли связь с природой и не выполняем разумные просьбы Великого Нага Шеша. Свято место пусто не бывает. Не хотите Нанонагов? Получайте остриц, аскарид и других паразитов.

Возьмем, например, такое заболевание как токсоплазмоз. Его вызывают мелкие паразиты токсоплазма, размножающиеся в кошках. Они помогают выжить роду кошачьих. Кошки заражают паразитами людей и заставляют их служить себе. Человек попадает в зависимость от своих пушистых питомцев, все его силы уходят на удовлетворение нужд домашних любимцев. Они тратят свои деньги на корм, игрушки, средства ухода, затем начинают подбирать бездомных животных и превращают свой дом в вонючий питомник, мешая нормально жить соседям. Своей личной жизни у больных людей нет, паразиты не могут им ее позволить.

Если токсоплазма попадает в организм беременной женщины, это заканчивается плачевно для плода: либо выкидышем, либо рождением нежизнеспособного урода. Меняется характер зараженного, женщины начинают заводить беспорядочные половые связи, инфицируя партнеров. Инфицированные мужчины заводят партнеров среди себе подобных, теряются гендерные различия. 88% жителей Франции больны токсоплазмозом. Не потому ли там столько распущенных женщин и нетрадиционно ориентированных мужчин?

Глисты не дают им жить нормальной жизнью и плодить себе подобных. Они заставляют их обслуживать кошек и вырождаться как вид. Древнеегипетская цивилизация пала жертвой этих коварных паразитов. Обожествление кошек не привело ни к чему хорошему.

…мы должны ответить вместе, важно определить то место, в котором Шеша выходит на поверхность и через родник наделяет нас Нанонагами…

К докладчику обратился Ришикушака «Мудрец волшебной травы», осоки, если вы не забыли:

— О, мудрый Прохор, речи твои наполнены светом истины. Но уверен ли ты в том, что искать необходимо именно источник воды? Семь гор, семь рек и семь стран Куша-двипы описываются и в «Матсья-пуране». Среди гор упомянуты Дрона, где растут лекарственные травы, в том числе вишальякарани — «заживляющая раны от стрел» и мритасандживани — «оживляющая мертвых», и Махиша, иначе называемая Хари, «подобная облаку». Может нам нужно найти волшебную траву, в которой содержаться эти благословенные Нанонаги?

— Уважаемый Ришикушака, на мой взгляд, только вода целебного источника, бьющего из подземного мира Нагов, может удержать в себе Нанонагов. Не зря говорят, что человек на 80% состоит из воды. Это первичная субстанция, в которой зародилась жизнь. Трава, конечно, может напитаться целебной водой, но только если растет у волшебного источника…

Специалисты высоко оценивают и часто используют чистую питьевую воду в лечении и профилактике заболеваний. Она нормализует окислительно-восстановительные процессы, активно участвует в формировании правильного водно-солевого баланса, служит действенным жаропонижающим, нужна при лечебном голодании, позволяет снизить повышенную кислотность желудка, очищает организм от токсинов, благотворно влияет на состояние сердечной мышцы. Правильной по составу воде под силу замедлить даже такой необратимый процесс, как старение. У людей, употребляющих недостаточно жидкости или пьющих некачественную воду, повышается риск развития тяжелых заболеваний органов пищеварения. Существует реальная опасность появления злокачественных новообразований. Сегодня существует множество методов успешного лечения водой. Ее применяют в борьбе с различными недугами. Для целителей очень важно найти по настоящему исцеляющую воду…

В старинном заговоре Холмогорского уезда Архангельской губернии «злат петух» из темени у больного вынимает все болезни и прирожденные, и привнесенные. Но сам он их не уничтожает, а относит лютой змее, которая их пожирает и тем сыта бывает. «Лютая змея» этого заговора помещена в сакральное пространство. Заговор звучит так: «На море Океане, на острове Буяне,…лежит златой камень, на том камне лежит руно черное, на том руне лежит инорокая змея Гарафена». «Лютая змея» зачастую ассоциируется с «красной девицей». Так, говорится, что «…девица, змеина сестрица» или: «В синем море Океане белый камень, и от того белого камня выходит красная девица». Змея Гарафена произошла от Нага Прародителя. Она имела способность превращаться в сверхъестественную красавицу и, наоборот, из прекрасной женщины в змею. Это один из распространенных сюжетов русских народных сказок. Допускаю, что Гарафена была не змеей, а Нагом, то есть гельминтом, наделенным сверхразумом. Она могла исцелять, забирать болезни, ее почитали и обращались к ней за помощью». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

Каргополь

Некоторые скептически отнесутся к этому тексту, но надо отметить, что до 1980х на Севере сохранялись книги, написанные не кириллицей, а другим письмом, которые прятали от посторонних, а количество артефактов уничтоженной властями и «любителями» не исчислимо. Тем не менее приведенные факты имеют обоснование и в письменных источниках, фольклоре, историческое и естественнонаучное подтверждение.

2

Ведущие специалисты по Тантре пишут: «В «Тимее» Платон описывает то, что он называет низшей душой — вожделеющей частью личности, одержимой стремлением к телесным удовольствиям — и высшей душой — духовной частью, чьи устремления превосходят телесную сферу… Силы души, пишет он, заключены во влажной субстанции, чьим истинным вместилищем является мозг.

…Эти параллели уже настолько примечательны, что требуют интерпретации; но есть и еще кое-что. В индийских текстах выделяется много «тонких» каналов в теле. Главным из них является канал, по которому кундалини проходит вверх и вниз по позвоночнику (сушумна-нади); почти также важны два канала, которые проходят вдоль позвоночника, но вне его (ида и пингала). Эти два окружающих канала сами соответствуют изображению обвивающих змей. Между их источником в макушке головы и их окончанием в основании позвоночника они пересекаются пять раз, справа налево и обратно; точками их пересечения являются пять промежуточных чакр. Платон также в «Тимее» пишет об этих двух каналах (которые специалисты по анатомии не могут отыскать)… У Платона, как и в индийских текстах, эти дополнительные каналы являются проводниками духовной силы. Наконец, параллели доходят до образа змеи. Спинной мозг отождествляется со змеей Aelian (Natura Animalium) и другими, как и в учении о кундалини. Там сила кундалини описывается как змея, которая, будучи пробужденной, скользит вверх по позвоночнику; согласно Aelian, спинной мозг человека покидает его тело, как змея, во время смерти… Есть свидетельство того, что отождествление змеи, мозга, семени и души имело место уже в минойско-микенский период…

Представление о том, что возможно достичь спасения или просветления путем поднятия вверх по позвоночнику содержится уже в древнеегипетском мифе, в котором Озирис восходит на небеса по позвоночнику своей матери, богини Нут, причем позвоночники используются как ступеньки лестницы…

Также существуют подтверждения наличия следов этого учения в иконографии шумеров, особенно в изображении обвивающихся змей и прямо стоящей фигуры, окруженной охватывающих друг друга змей, также как и в тантрической иконографии «змеиной силы». Существует сильный аргумент в пользу существования этой доктрины также в цивилизации долины Инда…

Из некой четвертой древней цивилизации это учение перешло в Грецию, Индию и Китай (где оно видоизменилось) или в Грецию и Индию, откуда оно могло перейти в Китай и там претерпеть изменения. Другого варианта, кажется, не существует…

Возможно, ключевым из рассмотренных изображений является изображение переплетающихся змей, которое занимает центральное место в тантрической иконографии позвоночного столба с его дополнительными каналами…

Конечно, вполне возможно, что имел место сложный процесс взаимовлияния, одни составные элементы доктрины пришли в Индию и в Грецию из какого-либо более раннего источника, а другие элементы перешли из одной из этих культур в другую в более позднее время. Но то, что, несомненно, и что заслуживает общего обсуждения в плане данной темы, это факт, что тантрическая физиология это факт, что тантрическая физиология не принадлежит исключительно Азии и то, что процесс распространения этих представлений включал, вероятно, некоторые из как раз рассмотренных факторов, присутствовавших как в Индии, так и в Греции. Может быть, это относилось к еще более древнему периоду… В самом деле, когда мы вкратце касаемся древних культов, связанных с позвоночником, эта параллель между Грецией и Индией кажется направляет наш взор в самые темные глубины доисторических времен». (Змея у основания позвоночника. Thomas McEvilley. The Roots of Tantra. 2002)

«На Русском Севере именно на Иванов день начинали купаться, в Архангельской области «девушки купались голыми». В этот день добывали «живой огонь» трением двух поленьев друг о друга или, как в Никольском уезде Вологодской губернии, его добывали старики при помощи березовой чаги, которая вставлялась в край палки, вращением которой получался огонь. В связи с принятым в Никольском уезде способом добывания «живого огня», можно вспомнить, что в индийской традиции Рудра-Шива, «воплотившийся в огонь», — созидатель жизни — и в этом качестве он предстает не в виде человека, а в форме фаллоса, который называется «шивалингам»… Шивалингам изображается, как правило, в сочетании с «йони» — кольцом у его основания, символизирующим женское начало — шакти, стимулирующее пробуждение творческого мужского начала. По сути дела, название «шивалингам» относится именно к этому сочетанию, фиксирующему в себе обширную область индусской философии, трактующую вопросы возникновения материи, мира, жизни на земле и проявления созидательной энергии. В том способе получения «живого огня», который использовали старики в Никольском уезде Вологодской губернии, мы видим тот же «шивалингам» — деревянный стержень и «йони» — березовая чага, что и в индийском варианте…». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

Швейки

Мы держим путь через Вологду и Вельск к устью Северной Двины, где по преданию, жила змейка из сказа-былички «Волшебное кольцо».

— Та самая змея Аграфена?…

— Она, только отношу ее к Нагам, а не к змеям, считаю ее дочерью Великого Нага Шеша!…». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

«Небольшой дождик прошел, и земля под лучами солнца источала пар. Мы миновали Чуровское, за ним Чаромское и притормозили на горе, пораженные увиденным. В небе ясно просматривались силуэты неземного города.

— Это точно не Череповец и не Санкт-Петербург, — изрекла Виктория.

— Под небом голубым есть город золотой… — пропел Сомовед». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

«Город Харовск — административный центр Харовского района Вологодской области. Он расположен на Харовской гряде, на левом берегу реки Кубены, в 89 километрах к северу от Вологды. Через город проходит Северная железная дорога. Железнодорожная станция Харовская свое название получила в 1914 году. До этого она с 1898 года называлась Кубино, затем с 1904 — Лещёво…

В древнегреческой мифологии есть сведения о том, что к северу от Волги жили древние варвары — киммерийцы, которые захватили Европу. Самый крутой из них — Конан-Варвар. Он получил свое имя от древнего Конуса или «Конана», по-нашему пирамиды, где была его родина.

…В античных иудейских источниках говорится, что Конан-Варвар и киммерийцы были сподвижниками самого пророка Моисея, пришедшего откуда-то с Севера. В Архангельской области есть река Моша, озеро Моше и селение Моше…

Река Моша

— Моисей по-еврейски означает Моша или Миша по-нашему». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

Озеро Моше

«Лесок быстро кончился, перед нами возник холм, на вершине которого стояли домики. — Это деревня Конанцево… Та, в которую инопланетяне прилетали в конце 80-х годов… Тут, якобы, шар приземлился, из него инопланетянин с длинными руками вышел, потом к нему женщина в красном платье подошла, и они исчезли… Репортаж по центральным каналам телевидения крутили… в интервью тогдашнего главу района спросили, чтобы он попросил у инопланетян, если бы у него была такая возможность? А он ответил: «Укрепления кормовой базы»… теперь с кормовой базой проблем нет. Трава выше головы… Только коровы и другая скотина исчезли, есть некому, — вздохнула подруга. Ваш глава мог бы чего-нибудь более полезного для района попросить…

Из утренней дымки по направлению к нам двигалась женщина в красном платье с золотистыми волосами, забранными в шляпку. В руках у нее было деревянное ведро, наполненное водой, на поверхности которой плавал ковшик. Она не шла, а как бы скользила над травой, не оставляя следов. Поравнявшись с нами, женщина, а может девушка… волшебница подхватила ведро и начала удаляться от нас. Она вошла в прозрачную сферу и исчезла, потом и полупрозрачный шар растворился в воздухе». (С. Конанцева. Гиперборейский паразит)

Рамаяна. «Книга 2. Тигр среди героев, сидя в своей колеснице, пересек границы царства Кошалы, богатого зерном и сокровищами, свободного от всяких опасностей и благословенного, приятного, полного храмов и жертвенных кольев, украшенного гирляндами и манговыми садами, царства, которое пересекают прекрасные реки, населяют процветающие и удовлетворенные люди, которое изобилует стадами, которым управляет индра среди людей и которое оглашено звучанием религиозных текстов. Лучший среди воинов мужественного сердца вошел в плодородную и улыбающуюся страну, полную восхитительных садов, достойных царей, и увидел небесную Гангу с тремя ее притоками и прохладными чистыми водами, любимую и часто посещаемую мудрецами. Украшенный древними хижинами, стоявшими недалеко друг от друга, прозрачными запрудами, в которых часто играли небесные нимфы, а также девами, данавами, киннарами и гандхарвами, которым служат жены нагов и гандхарвов, холмами, ставшими местом развлечений небожителей, этот священный поток, являющий бесчисленные чарующие картины, украшенный садами богов, в раю называемый «потоком золотых лотосов», эта святая река, чьи волны своим гулом напоминают глубокий смех, в своем быстром беге покрывается пеной, белой как снег, радостно несет свои воды и, падая с вершин скал, напоминает девичью косу.

Река украшена прекрасными водоворотами, глубокими и темными, рев ее вод провозглашает присутствие самой Ганга-джи. Этот священный поток, в котором плавают и ныряют небожители, украшенный белыми лотосами и окаймленный высокими рельефными песчаными берегами, оглашаемый криками лебедей, журавлей и птиц чакура, по берегам своим порос прекрасными деревьями и покрылся зарослями водяных лилий и лотосов. Иногда его воды, покрасневшие от лепестков лотосов, напоминают прекрасную женщину в малиновом сари, а иногда, сверкая, предстают зелеными, как изумруд. Жемчужно чистая река уносит прочь всякую скверну. Ее густые леса, охраняемые слонами четырех сторон света или могучими вепрями, опьяненными соком Меда, оглашаются трубными звуками огромных животных, носящих на себе богов. Плоды и цветы, молодые побеги и цветущие кусты, бесчисленных птиц можно увидеть близ этой реки, которая берет начало из стоп Вишну, божественной, нетронутой пороком и уничтожающей грехи. Дельфины, крокодилы и змеи плещутся в тех водах, которые стекли с локонов Шивы благодаря духовной силе потомка Сагары и теперь бежали близ города Шрингавера, где к Ганге подошел могучерукий Рама, слушая крики диких гусей и цапель, оглашавшие ее, супругу океана».

3

Ананта (бесконечный), Шеша змий вечности, на котором почиет Вишну-Нараяна.

«Ниже семи Патал (Patalas) находится форма Вишну, происходящая из качества тьмы, которое называется Шеша (S’esha), превосходства которого не могут полностью перечислить ни дайтьи, ни данавы. Духи небес называют это существо Ананта (Ananta), и ему поклоняются мудрецы и боги. У него тысяча голов, украшенных чистым и видимым мистическим знаком (прим. Свастикой используемой в мистических церемониях): тысяча драгоценных камней на его гребнях освещают все области. На благо мира он: лишает асуров их силы. Он яростно закатывает глаза, словно пьяный. Он носит одну серьгу, диадему и венки на каждой лбу; и сияет, как белые горы, увенчанные пламенем. Он облачен в пурпурные одежды, украшен белым ожерельем и похож на другую Кайласу (Kailasa), по пропастям которой течет небесная Ганга (Ganga). В одной руке он держит плуг, а в другой пестик; и его сопровождает Варуни (Varuni) (богиня вина), которая является его собственным воплощенным сиянием. Из его уст в конце Кальпы исходит ядовитый огонь, который в образе Рудры (Rudra), единого с Баларамой (Balarama), пожирает три мира.

Сеша (S’esha) носит весь мир, как диадему, на своей голове, и он является основанием, на котором покоятся семь Патал. Его сила, его слава, его форма, его природа не могут быть описаны, не могут быть поняты самими богами. Кто расскажет о своей мощи, кто носит всю эту землю, как гирлянду цветов, окрашенную пурпуром от сияния драгоценных камней на его гребнях. Когда Ананта с закатившимися от опьянения глазами зевает, земля со всеми ее лесами, горами, морями и реками дрожит. Гандхарбы, апсары, сиддхи, киннары, ураги и чараны (Gandharbas, Apsarasas, Siddhas, Kinnaras, Uragas, and Charanas) не равны тому, чтобы восхвалять его, и поэтому он называется бесконечным (Ананта), нетленным. Сандаловая паста, растертая женами богов-змей, разлетается от его дыхания и распространяет благовония по небу.

Древний мудрец Гарга (Garga), умилостивив Шешу, получил от него знание принципов астрономической науки, планет и добра и зла, обозначаемых аспектами небес.

Земля, опирающаяся на голову этого верховного змея, в свою очередь поддерживает гирлянду сфер вместе с их обитателями, людьми, демонами и богами.

Сеша (S’esha) обычно описывается как великий змей, на котором Вишну спит в промежутках творения и на чьих многочисленных головах держится мир. Пураны, объединяющие его с Баларамой (Balarama) или Санкаршаной (Sankarshana), который является олицетворением или воплощением Шеши, смешивают в своем описании атрибуты змея и полубога». (The Vishnu Purana. 1840).

Шеша (S’esha) или Праджапати (Prajapati), сын Кадру (Kadru), Наг (Nagas), змей под Паталой, учитель астрономии, поддерживает мир на своей голове, воплощенный как Баларама. Его сравнивали с принцем Сету (Setu).

Река Сетунь

«Махабхарата. Книга 5. 102.

Нарада сказал: Вот город по имени Бхогавати, Вазуки его охраняет. Похож он на город владыки богов, прекрасный Амаравати. Здесь пребывает змий Шеша, совершая величайший в мире подвиг: он, мощный, всегда поддерживает землю. Подобный светлой горе, лучезарный, украшенный дивным у бранством, он, многосильный, тысячи голов поднимает с пламенными языками».

«Мокшадхарма. Книга 12. Нараяния. Для низвержения злых, для поддержки добрых; так устоит земля, подвижница благая: я ведь её поддерживаю под видом пребывающего в Патале змея. С моей поддержкой она может нести весь преходящий мир, с подвижным и неподвижным…».

Абу Рейхан Бируни «Индия»: «22. А в «Вишну-пуране» при изложении подобных же вопросов говорится: «Под самой низшей, седьмой, землей есть змея, называемая Шешакхья, которую почитают духовные существа. Ее также называют Ананта. У нее тысяча голов, и она держит на себе земли, не испытывая никакого беспокойства от их тяжести».

Примечания ученых к главе 21. «Начало этой цитаты довольно точно соответствует известному тексту «Вишну-пураны»: «Под семью подземными мирами помещается ипостась Вишну, возникшая из качества тьмы (tamas), называемая Шеша… Это существо сиддхи называют Ананта («бесконечный») и его почитают мудрецы и боги. Оно имеет тысячу голов… и тысячи бриллиантов на их верхушках освещают все области… Шеша держит весь мир, как диадему на своей голове…».

Змей вечности. Н. Рерих

Джон Вудров. «Введение в Тантра-Шастру. Еще ниже находится Патала, форма Вишну, происходящая от затемняющих качеств (Тама-гуна) и известная как змей Шеша или Ананта, носящий целый мир как диадему. Ананта пребывает вместе со своей Шакти Варуни, своим собственным воплощенным сиянием».

4

«Ниламата-пурана».

«На Наубандхану отправимся мы ради обуздания его, проведав, что он не выходит, Мадхусудана в радостном настроении на Наубандху вошел вместе с богами. Рудра на вершине Наубандха, Хари — на южной вершине, Брахма — на северной, и боги и асуры последовали за ними.

Так они взошли на гору, и после этого бог Джанардана молвил Ананте, праведный, имея целью убиение данавы.

Рассеча Химават плугом, сделай так, чтобы вода ушла из этого дивного озера поскорее. После того как лучшие из гор были рассечены, вода стремительно ушла из того [озера], и [поток] ее своей силой и звуком наводил страх на все существа, со вздымавшимися волнами, подобно Химавату, касающимся небес, затопил он вершины гор.

После того как вода в озере исчезла, к чародейству прибегнул Джалодбхава…

Как только тьма исчезла, незримый Хари силою йоги вошел в другое тело и вступил в бой с дайтьей, а в ином теле был зрителем этой жестокой битвы. В этом жестоком поединке Вишну и дайтья деревья и вершины гор.

Брахма, Вишну и Рудра, находившиеся на вершинах, дали этим [вершинам] свои имена на земле. Молвили они высоким вершинам Индры средь гор, великого духом, о лучший из людей: «Искупавшись в этом озере Крамасара,

Брихадашва сказал: Узри же эти вершины, Брахма, Вишну и Махешвару, то, что есть вершина Наубандха, то Шанкара, о государь, на правой стороне — Хари, и на левой — Брахма. Увидев их, даже творившие зло люди достигают освобождения. То, что есть Вишнупада в Камарасе, к северу от того воздвиг обитель сам Брахма, первый средь богов. В западной половине обитель воздвиг риши бхагаван Кашьяпа. В том месте, где находился Вишну и где он одержал победу, там чертоги обустроил сам господь Махадева. В другой части этого великую обитель Ананта, плугоносец, обладающий Шри, обустроил по совету Васудевы. На западной стороне обители Махадевы Солнце и Месяц, чтимые богами, воздвигли прекрасные святые обители. На расстоянии в три четверти йоджаны от обители Махадевы Хари себе воздвиг обитель, именуемую Нарасимха…

Известны гидронимы: Харга, Харева, Хартай (Пинега), Харога (Онежский уезд), Хармова (Мурманский берег), Хару-Безе, Харъ-яга-То, Харь-яга, Харей-Яга (Тиман и Югра), Харей-Яга, Харандой, Харняк (Нижняя Печора), Харо-та (Верхняя Печора), Харь-ян-шар, Харь-яга (Ижма-Цыльма), Лёк-Хару-та, Лёк-Хара-Яга, Харо-та, Хару-та-Шор, Харь-Яга-Вож, Хару-та (Уса), Хара-Яга, Харова-Яха, Харо-та, Хара-са-вей, Сюр-Хара-Яга, Хара-Пэ-Сё, Харняк, Хару-та (Большая земля и Пай-хой), Харков (Вельский уезд), Харина (Никольский уезд), Харинский (Сольвычегодский уезд), Хар-го (Пудожский уезд, Повенецкий уезд), Хар-ручей (Каргопольский уезд), Харина, Харос (Белозерский уезд), Харино (Кирилловский уезд), Харзинка (Устюженский уезд), Харенец (Череповецкий уезд, Рыбинский уезд), Харинская (Глазовский уезд), Харинка (Слободской уезд), Хара-Пэ-Сё, Харова-Яха, Харву-та, Ай-Хар-Юган, Хаару-та, Хара-Матолоу (Березовский округ).

Так, увидев, что Кашмир заселен, возрадовался Кашьяпа и, совершив поклонение Шанкаре, побудил богиню Уму очистить тот край потоком воды, о государь, и она стала рекой Витастой, уничтожающей грехи. Совершив поклонение богу Кешаве, Лакшми он побудил очистить тот край, и она рекой Вишока.

Адити, матерь богов, Кашьяпой побуждаемая, обратилась в реку Трикоти, текущую в той стране. Супруга Шакры Шачи, также Кашьяпой побуждаемая стала рекой Харшапатха в этой стране, уносящая прегрешения. Дити, последовав словам риши, стала Чандравати, и свою часть Ямуна-деви отдала Витасте.

Таким образом, по слову Кашьяпы матери богов и данавов, и также святые жены богов приняли обличье рек. И еще по слову Кашьяпы тиртхи, моря и реки пришли тогда в Кашмир, о владыка земли.

Так, при наступлении [манантары] Вайвасвата как Кашмира была рождена пресвятая и благая жена Хары — Сати».

Река Сить. Харовск

Река Сить. Молога

Люди, отягощенные великими грехами, дабы совершить в ней омовение, явились и в страхе перед ними через отверстие, пробитое трезубцем, в Расаталу снова ушла она, и тогда ее Кашьяпа, умилостивив, вновь сподвигнул подняться близ Панчахасты. Ее, возле обители нага Панчахасты вышедшую и разлившуюся на один гавьюти неблагодарный человек увидел. Когда ее увидел неблагодарный, она вновь исчезла, в очередной раз побуждаемая просьбами Кашьяпы, превосходная река на расстоянии в одну крошу от той чакры стала доступной взору, и когда ее увидел человек, совершивший прелюбодеяние с женой друга, она снова стала невидимой. И вновь, упрашиваемая Кашьяпой в обители Нарасимхи благая река поднялась, восхваляемая тысячами брахманов. Тогда на расстоянии в одну крошу заприметил великую реку убийца брахмана, и тотчас же она исчезла, и ее рек Кашьяпа.

Река Хорота

Холодом, снегом и пишачами мучимый, тот старый брахман бродил с помутившимся рассудком и в странствиях своих набрел на место, где Царь змей.

В том месте, где прежде Анантой был установлен плуг там была высокая Нилы обитель. В это время Нила, могущественный повелитель нагов, которому прислуживали пишача Никумбха, великий духом, и огромные, страшные наги, возлежа на прекрасном ложе, пребывал под лучшей из гор Дханадой, великой духом, наги и девы нагов, великие числом, своему государю, великому духом, воздавали почести, Кашмир избравшие своим местожительством».

Хара-маталоу

«Махабхарата. Книга 6. Глава 13. Санджая сказал:

А что рассказывают об остальных материках, о Кауравья, выслушай меня, я поведаю тебе, как я это слышал. Здесь океан, чьи воды — топленое масло, далее — океан с водой из сыворотки, за ним океан вина и другой океан — из горячего молока. И каждый материк — вдвое больше предыдущего, о властитель людей, и со всех сторон, о великий царь, они обрамлены горами. На срединном острове — великая гора Гаура из реальгара, западная же гора — Кришна, образом своим близкая Нараяне, о царь; сам Кешава охраняет ее бесценные сокровища, пребывающий там, вблизи Владыки Созданий, он ниспосылает созданиям счастье. На Кушадвипе почитается заросль травы куша, в средине страны, на материке Шалмали же — [дерево] шалмали, о царь. На Краунчадвипе, о великий царь, гора Махакраунча, изобилующая залежами сокровищ, постоянно почитается, о великий царь, четырьмя сословиями. [Там] великая гора Гоманда, о царь, заключающая в себе все минералы, где постоянно пребывает благой лотосоокий властитель Нараяна, [он же] Хари, постоянно восхваляемый чающими избавления. На Кушадвипе же, о властитель царей, — гора, выложенная кораллами, под названием Судхама, другая — неприступная золотая гора, называемая Дьютиман, о Кауравья, третья гора — Кумуда, четвертая — та, что зовется Пушпаван, пятая же — Кушешая, шестая — называемая Харагири. Это шесть главных гор. Расстояние между ними [после каждой следующей] возрастает вдвое. Первая страна зовется Аудбхида, вторая — Венумандала, третья — Ратхакара, четвертая — Палана, пятая страна — Дхритимат, шестая страна — Прабхакара, седьмая страна — Капила. Это — целых семь стран. В них проводят время и блаженствуют боги и гандхарвы и рожденные там обитатели их, о владыка земли, и люди там не умирают. Нет там нечестивцев, ни варварских племен, о повелитель, люди там, о царь, все — очень светлого и изящного облика».

«Ниламата-пурана. Молвил повелителю змей и риши, обладающему неизмеримой мощью:

«На Наубандхану отправимся мы ради обуздания его, проведав, что он не выходит, Мадхусудана в радостном настроении на Наубандху вошел вместе с богами. Рудра [расположился] на вершине Наубандха, Хари — на южной вершине, Брахма — на северной, и боги и асуры последовали за ними.

Так они взошли на гору, и после этого бог Джанардана молвил Ананте, праведный, имея целью убиение данавы.

Рассеча Химавант плугом, сделай так, чтобы вода ушла из этого дивного озера поскорее. после того как лучшие из гор были рассечены, вода стремительно ушла из того [озера], и [поток] ее своей силой и звуком наводил страх на все существа, со вздымавшимися волнами, подобно Химавату, касающимся небес, затопил он вершины гор. После того как вода в озере исчезла, к чародейству прибегнул Джалодбхава. Он напустил тьму, и весь мир сделался незрим, о герой среди людей, бог Шамбху же взял в обе руки Солнце и Луну, тогда свет воссиял в мире во мгновенье ока, а мрак рассеялся. Как только тьма исчезла, незримый Хари силою йоги вошел в другое тело и вступил в бой с дайтьей, а в ином теле был зрителем этой жестокой битвы. В этом жестоком поединке Вишну и дайтья [метали] деревья и вершины гор.

Ущелье Пинеги

Брахма, Вишну и Рудра, находившиеся на вершинах, Дали этим [вершинам] свои имена на земле. Молвили они высоким вершинам Индры средь гор, великого духом, о лучший из людей: «Искупавшись в этом озере Крама-сара…

Кармоозеро

Брихадашва сказал: Узри же эти вершины, Брахма, Вишну и Махешвару, то, что есть вершина Наубандха, то Шанкара, о государь, на правой стороне — Хари, и на левой — Брахма.

Увидев их, даже творившие зло люди достигают освобождения. То, что есть Вишнупада в Камарасе, к северу от того воздвиг обитель сам Брахма, первый средь богов.

Озеро Комарское (Кадниковский уезд), Камара-Иоль (Средняя Мезень), Камозеро (Белозерский уезд, Кемский уезд), Кама-Ты (Березовский округ), Кама (Архангельский уезд, Холмогорский уезд).

В западной половине обитель воздвиг риши бхагаван Кашьяпа. В том месте, где находился Вишну и где он одержал победу, Там чертоги обустроил сам господь Махадева. В другой части этого [места] великую обитель Ананта, плугоносец, обладающий Шри, обустроил по совету Васудевы. На западной стороне обители Махадевы Солнце и Месяц, чтимые богами, воздвигли прекрасные святые обители. На расстоянии в три четверти йоджаны от обители Махадевы Хари себе воздвиг обитель, именуемую Нарасимха.

Харовская гряда

Брихадашва: Эту истину узнав, исполненная великого сострадания супругу молвила богиня, чье лицо было столь прекрасно, как Луна:

«В Расатале облик реки я приму, о наставник вселенной, ты же нанеси удар трезубцем возле обители Нилы, где прежде, в то время, как была расколота гора, помещалось острие плуга, о господин. Благодаря этому удару трезубцем я выйду из Расаталы. По пути, который прошел плуг, я последую вплоть до великой реки Синдху, и так и сделал бог Хара, и так и поступила прекрасная Сати. Сам Шанкара дал ей имя «Витасти». Отверстие размером в один витасти пробил трезубцем Хара, через которое из Расаталы вышла та лучшая из рек, и поэтому Сваямбху нарек ее «Витасти».

Люди, отягощенные великими грехами, дабы совершить в ней омовение, явились и в страхе перед ними через отверстие, пробитое трезубцем, в Расаталу снова ушла она, и тогда ее Кашьяпа, умилостивив, вновь сподвигнул подняться близ Панчахасты. Ее, возле обители нага Панчахасты вышедшую и разлившуюся на один гавьюти неблагодарный человек увидел. Когда ее увидел неблагодарный, она вновь исчезла, в очередной раз побуждаемая просьбами Кашьяпы, превосходная река на расстоянии в одну крошу от той чакры стала доступной взору, и когда ее увидел человек, совершивший прелюбодеяние с женой друга, она снова стала невидимой. И вновь, упрашиваемая Кашьяпой в обители Нарасимхи благая река поднялась, восхваляемая тысячами брахманов. Тогда на расстоянии в одну крошу заприметил великую реку убийца брахмана, и тотчас же она исчезла, и ее рек Кашьяпа».

Постоянное исчезновение и появление через определенные участки суши одной и той же реки, имеет реальное проявление в области карстовых водоемов на Севере, где исчезают озера, а потом проявляются, перенося рыб иногда на сотни километров.

Воронки образуются путем вмывания и проседания рыхлых покровных отложений в колодцы и полости в подземных каналах. Такие воронки можно на обширном поле из десятков воронок севернее озера Дружинное в Вашках.

Очень высокая плотность воронок (до 40 на 1 кв. км) отмечается на водоразделе между реками Андомой и Вытегрой. Часто встречаются провальные воронки, которые образуются путем обвала свода подземной полости. Примером служат формы на правобережье реки Ляменьги недалеко от Исаковой горы в Сухонском районе.

Карст

К карстовым формам относятся и исчезающие водотоки. Ярким примером является долина реки Ужлы. Ручьи, образующие Ужлу, берут начало в болотах и мелких озерах южнее озера Ковжское. Русло реки исчезает на расстоянии около 13 км. от устья в трех близко расположенных друг от друга понорах. Снова на дневную поверхность Ужла выходит в 8 км. юго-западнее места своего исчезновения: из воронки диаметром 65 метров вытекает поток шириной около 20 метров. Глубина воронки составляет не менее 70 метров.

Река Ужла

«По мнению китайских буддистов: «Относительно земли Джамбу-двипы буддисты говорят, что в её середине есть центр, именуемый озером А-ньеоу-то (А-неу-то) — «Анаватапту». Оно лежит к югу от Ароматных гор и к северу от Снежных гор. Его окружность равна 800 ли. Посреди него жилье Нага, то есть прилившего такой облик Дасабхуми Бодхисатвы (Бодхисатвы десяти земель). Из его жилища вытекают четыре освежающие реки, окружающие Джамбу-двипу. С восточной стороны озера, из пасти серебряного быка, вытекает Ганга. Окружив озеро, она впадает в море на юго-востоке. С его южной стороны, из пасти золотого слона вытекает Синдху. Окружив озеро, она впадает в море на юго-западе. С западной стороны из пасти коня из лазурита истекает река Фо-цзу, окружив озеро, она впадает в море на северо-западе. С северной стороны вытекает из пасти хрустального льва река Сида (Сить) (Хуан-хэ) и после одного круга течёт в море на северо-востоке». (Paradise found. Willam F. Warren)

Гидронимы: Гонгуз-оя, Гангас (Кемский уезд), Гангаха (Кола), Визганга (Сысола), Гангозеро, Гонганалица (Петрозаводский уезд), Гангиламба (Повенецкий уезд).

Гангозеро

Синдам-озеро (Кемский уезд), Синдилей-Шор (Усса), Синдома, Синдош (Вологодский уезд), Синдор (Яренский уезд), Шиндора (Кадниковский уезд), Шинд-ручей (Вытегорский уезд), Шиндозерка, Шинд-озеро (Онежский уезд), Шиндозеро (Пудожский уезд), Синдея, Синдейское (Туринский округ).

Синдор

Ситовка (Печенга), Сить, Ситька, Соть, Шитора (Грязовецкий уезд), Сить, Ситково, Шитевский (Кадниковский уезд), Ситкар-вис-пос (Верхняя Вычегда), Ситозеро (Петрозаводский уезд), Ситка, Ситцкое (Кирилловский уезд), Сить (Моложский уезд), Ситьма (Нолинский уезд), Шитовка (Варнавинский уезд), Шитя-Шор, Шиты (Сысола), Шит-ручей (Вытегорский уезд), Шитома (Кологривский уезд), Шитина (Вятский уезд), Шитовка (Котельничиский уезд), Шитовский (Чердынский уезд).

Река Сита

Сид-озеро (Олонецкий уезд), Сидовка, Шидовка (Вологодский уезд), Сида (Кадниковский уезд), Шид-озеро (Холмогорский уезд), Шид-нема (Пинега), Шид-озеро (Онежский уезд), Шидо-ручей (Лодейнопольский уезд), Шидья (Череповецкий уезд), Сидо-шур (Глазовский уезд), Шетьяс, Шетьяса (Сольвычегодский уезд), Шеть-ты (Сысола).

Шеша или Ананташеша («бесконечный Шеша») — тысячеголовый змей, царь всех нагов. Шеша выступает олицетворением времени. Шеша — это аватара Вишну, также известная по имени Санкаршана. В пуранах описывается, что Шеша поддерживает на колпаках своих голов все планеты Вселенной и постоянно занят воспеванием славы и имён Вишну своими бесчисленными устами.

Ананташешу обычно изображают как гигантского змея, свернувшегося кольцами в космическом пространстве. Его изображают с множеством голов, на каждой из которых он носит разукрашенную драгоценными камнями и узорами корону. Его имя в переводе означает «то, что остаётся», и происходит от санскритского корня шиш (śiṣ), после того, как вселенная разрушается, Шеша остаётся неизменным.

Тело Ананта-шеши описывается как полностью духовное. Он живёт в обители, расположенной ниже системы планет Патала. Его называют Санкаршаной. Весь материальный мир покоится на головах Санкаршаны. Его лоб — источник энергии, с помощью которой Шива разрушает материальный мир. Вся материальная энергия действует в соответствии с замыслом Ананты, поэтому его следует считать первопричиной материального творения. Могущество Ананта-шеши безгранично, его величие не смог бы никто описать, поэтому его называют Анантой, «безграничным».

Ананта-шеша является олицетворением вечности, а каждый из витков его свернувшегося тела символизирует одну из вселенных материального мира с её историей.

Ниже семи Патал находится форма Вишну, происходящая из качества тьмы, которое называется Шеша, превосходства которого не могут полностью перечислить ни дайтьи, ни данавы. Духи небес называют это существо Ананта, и ему поклоняются мудрецы и боги. У него тысяча голов, украшенных чистым и видимым мистическим знаком свастики: и тысяча драгоценных камней на его гребнях освещают все области. На благо мира он: лишает асуров их силы. Он яростно закатывает глаза, словно пьяный. Он носит одну серьгу, диадему и венки на каждой лбу; и сияет, как белые горы, увенчанные пламенем. Он облачен в пурпурные одежды, украшен белым ожерельем и похож на другую Кайласу, по пропастям которой течет небесная Ганга. В одной руке он держит плуг, а в другой пестик; и его сопровождает Варуни (богиня вина), которая является его собственным воплощенным сиянием. Из его уст в конце Кальпы исходит ядовитый огонь, который в образе Рудры, единого с Баларамой, пожирает три мира.

Владимирский венец

Сеша носит весь мир, как диадему, на своей голове, и он является основанием, на котором покоятся семь Патал. Его сила, его слава, его форма, его природа не могут быть описаны, не могут быть поняты самими богами. Кто расскажет о своей мощи, кто носит всю эту землю, как гирлянду цветов, окрашенную пурпуром от сияния драгоценных камней на его гребнях. Когда Ананта с закатившимися от опьянения глазами зевает, земля со всеми ее лесами, горами, морями и реками дрожит. Гандхарбы, апсары, сиддхи, киннары, ураги и чараны не равны тому, чтобы восхвалять его, и поэтому он называется бесконечным (Ананта), нетленным. Сандаловая паста, растертая женами богов-змей, разлетается от его дыхания и распространяет благовония по небу.

Древний мудрец Гарга, умилостивив Шешу, получил от него знание принципов астрономической науки, планет и добра и зла, обозначаемых аспектами небес.

Земля, опирающаяся на голову этого верховного змея, в свою очередь поддерживает гирлянду сфер вместе с их обитателями, людьми, демонами и богами». (The Vishnu Purana)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гиперборея: Наги и Горгоны. Забывшее начало пути предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я