Другая книга про И Цзин

Алексей Игнатов

Обычно гадание с помощью И Цзин воспринимается как связанное с чтением туманных текстов, комментирующих гексаграммы. Но это лишь один, самый простой, вариант. В этой (другой) книге про И Цзин речь пойдет о другом методе, известном как оракул Вэнь Вана, принципиально иной технике гадания, позволяющей читать гексаграммы напрямую, считывать информацию самих линий, сопоставляя их с разными аспектами жизни, стихиями, земными ветвями, сравнивая их между собой, с учетом даты гадания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другая книга про И Цзин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Китайская оккультная теория простыми словами

Ян и Инь

Я не зря упоминал Лейбница и двоичную математику, поскольку основа И Цзин, как и всей оккультной системы Китая — это принцип чередования двух начал, которые могут сменять друг друга и образовывать различные сочетания. Ян и Инь. Наверняка, вы о них не раз слышали.

Но они — не начало.

Начало — ничто, пустота, непроявленное, лишенное атрибутов реального и не реального, существующего и не существующего. Начало — Уцзи. Первозданное ничто. Концепция, которая будет знакома многим читателям и по другим системам, нечто подобное, например, вы встретите в каббале. Это не бытие, и не небытие. Это не что-то, чего есть, но и не что-то, чего нет. Это… Это то, что не имеет прямого отношения к гаданиям, так что можем просто отметить это как факт, и пройти мимо.

Важнее, что как только это «нечто/ничто» начинает проявляется, возникает Тайцзи — великий предел. Непроявленное отделяется от проявленного. Возникает дуальность. Где есть верх — там есть и низ. Где есть твердое — там найдется и мягкое. И Вселенная предстает в виде двух начал — Ян и Инь. И вот они уже важны на практике (рис. 1).

1. Ян и Инь

Ян изображается как белая часть символа Ян-Инь, Инь — как черная. Они едины, неразделимы и противоположны. Они проникают друг в друга. В Ян всегда есть немного Инь, а в Инь есть немного Ян. Они не борются друг с другом, они — неразрывное целое, две половинки, дополняющие друг друга. Нет правого, если нет левого. Не бывает добра, если нет зла, с которым его можно сравнить. Ян и Инь — как две стороны монеты. Распилите ее вдоль, по ребру — и у каждой половики снова будет две стороны, и так будет всегда.

Но в мире все можно соотнести с началом Ян или Инь. Ян — это активное, деятельное и энергичное, направленное наружу. Инь — это пассивное, вынашивающее и скрывающее, направленное внутрь.

Мужчина — это Ян. Женщина — Инь.

Ян — свет, Инь — тьма.

Ян — Солнце, Инь — Луна.

Ян — это левая сторона (та сторона, где сердце, источник жизни), Инь — правая

Ян — все нечетные числа, Инь — все четные.

Ян: мужское, сильное, активное, творение, жизнь, верх, снаружи, впереди, энергия, день, лето, жара, полное, твердое, большое, круг, личное, постоянство, небо, будущее, острое, пряное, вход, высокое, возвышенное, наступление, разделение, выпрямление, светлое, небо, активность, Солнце, энергия, левое, жизнь…

Инь: женское, слабое, пассивное, разрушение, смерть, смерть, низ, внутри, сзади, материя, ночь, зима, холод, пустое, мягкое, маленькое, квадрат, переменчивость, податливость, земля, прошлое, тупое, пресное, выход, низкое, отступление, объединение, сгибание…

Изнутри наружу — янское направление движения, снаружи вовнутрь — иньское, слева направо — иньское, справа налево — янское. Вверх — это Ян, вниз — это Инь

В гексаграммах и триграммах есть два типа линий — прерывистая и сплошная. И линии эти соответствуют Ян и Инь. Ян — прямая линия, сплошная, одна (то есть нечетное число, янское).

Инь — прерывистая, состоящая из двух штрихов (два штриха — то есть четное число, иньское) (рис. 2).

2 Сплошная линия — Ян, прерывистая — Инь

Впрочем, утверждение: «есть два типа линий» верно лишь отчасти, только с позиции философии, или при рассмотрении одной изолированной гексаграммы. Но перед нами Книга Перемен! И сами ее символы не статичны, они меняются, движутся и некоторые линии в них тоже изменяются, так что на самом деле вариантов линий не два, а четыре.

Каждая гексаграмма может пребывать в состоянии перемен — а это значит, что она может изменяться, переходить из одного состояния в другое, и становиться новой гексаграммой. В этом случае Ян становится Инь, и, наоборот, Инь становится Ян. Линии меняются, и возникает новая гексаграмма, как результат происходящих перемен.

Такие линии называют мутирующими, старыми, переменчивыми — или просто подвижными. А сами линии в оригинале называются «яо». Подвижная линия, переходящее от Ян к Инь обозначается кругом, а от Инь к Ян — крестом (рис. 3).

3 Подвижные линии гексаграммы

И, в результате изменений в этих линиях, возникает новая гексаграмма. Это очень важно на практике. Построив гексаграмму вы почти всегда получите, в том числе, подвижные линии. И далее просто меняете каждую подвижную линию на противоположный вариант, как на рисунке, и получаете из исходной гексаграммы новую, производную. Так что у нас не два, а четыре варианта линий — Ян, подвижный Ян, Инь, подвижный Инь.

И раз возникла тема движения, перемен, значит, есть некая циклическая смена, чередование Ян и Инь. Ян нарастает, стареет, в нем зарождается Инь. Инь набирает обороты, наступает тьма, и в ней снова зарождается Ян. Это вечное движение, цикл.

А разные фазы этого цикла образуют систему пяти стихий (хотя правильно сказать «пяти процессов» или «пяти движений») — У Син. Это не то же самое, что стихии в западном понимании, не некие «строительные блоки» из которых состоит материальный мир. Это именно процессы, фазы циклической смены Ян и Инь — одно нарастает, другое убывает, в начале пик, потом спад, и так далее. С западной позиции мышления бывает сложно понять, почему их пять, а не четыре.

У Син

У Син обычно называют стихиями, но еще раз подчеркну разницу. Стихии, в западном, идущем от античности, понимании — это что-то вроде строительных элементов, из которых состоит материальный мир. У Син — это процессы, происходящие в мире.

На самом деле, между этим концепциями нет практически ничего общего, но название прижилось, так что будем называть процессы У Син стихиями. Изначально ошибка возникла, скорее всего, из-за большого сходства названий. В западной системе стихии носят имена Огонь, Вода, Воздух, Земля, а в китайской системе У Син — Огонь, Вода, Земля, а так же, новые и не привычные, Металл и Дерево. Совпало не все, но и трех из пяти вполне хватило.

И это ничто иное, как разные фазы цикла смены Ян и Инь. Даже сам символ Ян Инь говорит об этом — у него не ровная линия между черной и белой частью, нет! Это волна, словно линия на графике, показывающая уровень Ян и Инь, в каждый момент времени. Ян нарастает — потом идет на спад, освобождая место для Инь, который так же нарастает, а потом идет на спад. Изогнутая линия подчеркивает цикличность, это словно график, показывающий степень проявленности каждого из начал. А разные точки этого цикла (нарастание Ян, максимум Ян, нарастание Инь, максимум Инь) соответствуют процессам У Син (рис. 4).

4 Цикличность смены Ян и Инь

Первая стихия, первый мировой процесс — это Дерево.

Названия стихий дают образный ключ к пониманию сути процесса. Что делает дерево? Растет. Тянется к свету. Росток может пробить асфальт, крохотный желудь вырасти в дуб, который простоит века. Живое дерево всегда упругое, и если его согнуть, то но оно распрямится, он будет сопротивляться внешнему воздействию. И его не остановить, не посадить в клетку, пока дерево живет — оно растет.

И фаза Дерева — это время роста. В Дереве идет нарастание силы Ян, идет развитие, усиление, увеличение. В мире становится теплее, светлее, день прибывает — это происходит весной, при переходе от холодной зимы к жаркому лету, и весне соответствует стихия Дерева, время, когда пик жары еще не достигнут, но идет стабильный рост света и температуры. Весна — это Дерево. Корпорация зарабатывает все больше и больше, набирает сотрудников, увеличивает объемы поставок, растет — это Дерево. Чайник нагревается, становится все горячее и горячее, но еще не кипит — это Дерево.

Но никакой рост не может быть вечным, рано или поздно мы выходим на пик, который уже не преодолеть. Спортсмен может бегать стометровку все быстрее и быстрее, год за годом, улучшая результат (Дерево), но однажды он достигнет своего предела. Ничто не поможет ему пробежать сто метров за три секунды. После весны наступает жаркое лето — когда достигнут пик, когда жара максимальна и уже сильнее не сможет еще вырасти. Чайник закипит, и еще выше его температура уже не поднимется.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другая книга про И Цзин предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я