Каждый рассказ книги Алексея Макарова «За жизнь…» заставляет задуматься о том, что и кто нас окружает.Прочитав их, можно порадоваться или позавидовать счастью людей, описываемых в этих рассказах, а иногда и удивиться реальности описываемых событий.В них есть боль, радость, любовь, презрение, непередаваемый юмор и желание сделать все лучшее для себя и окружающих тебя людей.Любые совпадения имен и событий – случайны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За жизнь… Сборник рассказов. Издание третье (переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пожар
Жизнь судового механика
Глава первая
Будильник радостно возвестил, что начался новый день.
От этого звона Борзов проснулся, скинул с себя одеяло и встал с кровати.
По привычке он посмотрел в иллюминатор. Яркое утреннее солнце заглядывало в спальню.
Судно было построено в Англии двадцать семь лет назад, поэтому иллюминаторы в каюте старшего механика были круглые, с бронзовой окантовкой, такого диаметра, что в них смогла бы пролезть только голова. Это на современных судах они были квадратные, позволяющие любоваться океаном в полной его красе.
Голубое небо было без единой тучки. Бирюзово-синий океан равномерно катил валы зыби, и «Леди Белла» отвечала ему лёгким покачиванием.
Слегка дрожа корпусом, она шла на северо-восток. Таким образом, по дуге большого круга был проложен её курс до Перу.
Борзов прислушался к работе цилиндров главного двигателя. Они были где-то там, внизу, но отвечали равномерными басовито-мягкими ударами. Хорошо! Не зря поработали на стоянке. Теперь на месяц точно гарантирована надёжная работа «Зульцера». А когда судно придёт в порт, двигатель будет вскрыт и осмотрен.
Осталось всего-то двадцать дней идти до Кальяо.
А там, в порту, Борзов знал, где есть телефон. Он сразу же позвонит своей любимой жёнушке. Ведь целый месяц он не будет слышать её голоса.
На старушке «Леди Белле» не было телефона. Хозяин сэкономил. Установил только телекс. Жаль, что не было возможности позвонить, чтобы услышать её. А так бы хотелось перекинуться парой слов.
Пройдя в туалет, Борзов открыл кран холодный воды, который только фыркал жёлтой водой, пока не сошёл весь воздух из системы, потому что вода подавалась только по два часа утром и вечером из-за жёсткой экономии.
Подождав, пока вода приобретёт нормальный цвет, Борзов вымылся под душем, побрился и набрал ведро, чтобы ополоснуться днём.
Надев свежий летний костюм, он спустился в кают-компанию.
Кэптин Брэдли уже курил свою ароматную сигарету.
— Доброе утро, мастер, — приветствовал Борзов капитана.
— О! Чиф. Рад тебя видеть, — услышал Борзов стандартный ответ. — Как ты себя чувствуешь? Как прошла ночь?
Борзову только и оставалось ответить:
— Прекрасно. Смотри, какая сегодня отличная погода. — Он показал на иллюминаторы кают-компании.
— Да, — ответил капитан. — Я уже был на мостике. Мы выбрали хороший путь. Погода благоприятствует нам.
Капитан пришёл на судно только месяц назад, но своей обходительностью и вежливостью он сразу покорил Борзова. Это был настоящий бритиш. Он всегда был вежлив, обходителен, подчёркнуто уважителен к собеседнику. Ему было немного за семьдесят, но выглядел он бодро и был всегда в движении.
Его интересной особенностью было то, что с утра он выкуривал несколько сигарет, много говорил, а потом замолкал на несколько часов.
Чуть позже Борзов понял причину его молчания. У капитана во рту всегда был глоток пива. Если он его проглатывал, то спускался с мостика к себе в каюту, набирал в рот новый глоток и так ходил ещё полчаса, наблюдая за действиями помощников.
Он полностью отличался от предыдущего, филиппинского, капитана, который в рейсе просыпался в десять утра и звал к себе на доклад старпома и старшего механика. А потом до обеда бегал по мостику, создавая видимость работы. Он чувствовал себя царьком на судне.
В отличие от него кэптин Брэдли был всегда вежлив, настойчив в своих указаниях и уважителен к подчинённым. Обстановка на судне изменилась. Нервозность прекратилась.
Первое время Борзову было очень трудно с филиппинским «царьком».
Борзов прекрасно читал и переводил с английского, но разговорный язык ему не давался. Когда надо было что-то сказать, он начинал терзаться муками в произношении и выражении мыслей и чувств.
В один из таких утренних докладов «царьку» тот беспричинно начал кричать на Борзова.
Из-за ограниченного количества слов Борзов не мог ответить «царьку» на его претензии. Но тут что-то переключилось в нём. Он, в бешенстве от своего бессилия, ухватился за спинку бамбукового стула, стоявшего перед капитанским столом, и переломил её пополам. Держа в руках обломки, он подошёл к этому недоноску, ростом чуть больше ста шестидесяти сантиметров, потряс ими перед жёлтой мордой «царька» и с хрипом выдавил из себя:
— Больше никогда на меня не кричи.
От неожиданности «царёк» только лупал глазами, а Борзов, бросив обломки стула к его ногам, вышел из каюты.
После этого инцидента «царёк» больше никогда не орал на Борзова. А если была необходимость передать приказ, то он передавал его через начальника рации, преданного своего слугу. И больше никогда не повышал голос на Борзова вплоть до своего списания.
Это случилось четыре месяца назад, а сейчас всё было по-другому.
Стюард принёс Борзову омлет и чай. Намазав плавленый сыр на кусочек хлеба, он с удовольствием откусил небольшой кусочек, смакуя его.
Капитан, откинувшись в кресле, сквозь завитки дыма ароматной сигареты смотрел на Борзова.
— Как прошла ночь, чиф? — как бы невзначай вновь спросил он.
— Я думаю, что нормально, — Борзов оторвался от омлета. — Есть одна небольшая проблема, но второй механик с ней до обеда справится.
— Что за проблема? — вновь поинтересовался капитан.
Борзов помолчал, пережёвывая омлет:
— На расходной цистерне тяжёлого топлива стоит термостат. По всей видимости, он неисправен и не позволяет топливу в расходной цистерне нагреться выше шестидесяти градусов, хотя установлен на восемьдесят пять. Из-за этого топливо не может перед двигателем прогреться до ста двадцати градусов, а греется только до ста десяти.
— А-а… — протянул капитан. — Понятно. Сгорание стало хуже.
— Конечно, — подтвердил мысль капитана Борзов. — Даже дым из трубы стал идти более чёрный, и расход топлива немного увеличился.
— Понятно, понятно, — продолжал капитан выпускать кольца дыма к подволоку. — А это не сложно — поменять термостат?
— Сложности особой в этом нет, — спокойно отреагировал Борзов на вопрос капитана. — Сейчас подберём термостат, и второй механик с электромехаником его заменят. Там надо только открутить пластиковую гайку и вынуть чувствительный элемент. А потом вставить новый. Это займёт не больше часа.
— Хорошо, — одобрил капитан предложение Борзова. — Меняйте.
Они одновременно встали из-за стола и вышли из кают-компании.
Капитан сразу поднялся на мостик, а Борзов остановился у открытой двери кладовой, в проёме которой стоял электрик Бармеджо. Тот вежливо поздоровался со стармехом:
— Доброе утро, чиф.
Борзов так же вежливо отозвался:
— Доброе утро, Бармеджо.
Хотя Бармеджо был лишь начинающим электриком, Борзов обращался к нему так же вежливо, как и к остальным филиппинцам.
Вадик, второй механик, сидел где-то в глубине кладовки.
Борзов показал Бармеджо жестом, что хочет войти в кладовку, и тот освободил ему проём двери. Войдя в кладовую, Борзов посмотрел на занятого Вадика.
Тот старательно перебирал коробки с термостатами в огромном ящике.
Увидев стармеха, Вадик, как всегда, с миллион первым вопросом вместо приветствия обратился к Борзову.
— Владимирыч, какой из этих термостатов ему дать?
— РТ-107. У нас же он полетел? — удивился непониманию Вадика Борзов.
Отстранив Вадика от ящика, он выбрал нужный термостат и передал ему коробку.
Вадик повертел её в руках и убедившись, что находящийся там термостат соответствует маркировке, предал его Бармеджо.
Получив термостат, тот сразу же исчез.
— Как прошла вахта? — поинтересовался Борзов. — Температура в расходной держится? Не падает?
— Так же держится, — пожав плечами, ответил Вадик. — Куда ей деваться. Перед двигателем по-прежнему сто десять.
— Хорошо. Когда поменяете термостат, подрегулируй температуру в расходной цистерне.
От этого предложения у Вадика перекосило физиономию.
— Что они, сами не справятся, что ли? — недовольно пробурчал он в ответ, имея в виду филиппинского электромеханика с Бармеджо.
— Справятся, не справятся — это другой вопрос. Но ты должен быть там, — Борзов ткнул пальцем в сторону машинного отделения, — и всё проконтролировать. Понятно? — Это Борзов спросил у Вадика уже повышенным тоном.
— Да, всё ясно, — по-прежнему недовольно бубнил Вадик. — Сейчас позавтракаю и пойду к этим недоделкам.
Вадика тоже можно было понять. Он отстоял вахту с четырёх до восьми утра. Конечно, ему хотелось и спать, и есть, но эту работу с термостатом надо было делать в первую очередь.
— Давай, давай!
Борзов хлопнул Вадика по плечу, а сам, напевая себе под нос «На границе тучи ходят хмуро…», поднялся в каюту и переоделся в комбинезон.
Машина встретила его жарким дыханием, воздухом горячего железа и нагретого масла.
На крышках всё было в норме, турбина свистела, как и положено ей на этих оборотах. Четвёртый механик Бакаланко уже принял вахту и, улыбаясь, приветствовал Борзова взмахом руки и лёгким поклоном.
Борзов прошёл к пульту управления, вынул черновой журнал и проверил его. Механики за ночь в журнале ничего лишнего не написали.
Валентино, электромеханик, что-то уже колдовал у распредщита. Борзов вспомнил, что вчера он дал ему задание почистить контактор насоса пресной воды.
Внизу Фортич с Бангсалом начали красить борт. С виду сосредоточенные, в наушниках, они не спеша делали свою работу. Впереди ещё двадцать дней перехода. Эту работу, по их понятиям, надо было сделать качественно, то есть как можно дольше, оттягивая её завершение.
Они, весело скалясь, макали катки в бадью. Бангсал уже успел мазнуть Фортича по спине катком. Он вечно что-нибудь чудит. Но Фортич не обижался. Он всегда говорил, что без шутки за год контракта у любого крыша съедет. И он в этом был где-то прав.
Убедившись, что в машине всё нормально и все заняты своими делами, Борзов стал подниматься по трапу, на выход из машинного отделения.
У выхода из машины в тамбур, где были расположены рефкамеры, повар Ромио выносил из них продукты. Вернее, работали два стюарда, а он, как начальник, руководил ими.
— Как дела, Ромио? — приветствовал Борзов кока. — В камерах температура нормальная?
— Доброе утро, чиф, — вежливо ответил кок. — Всё нормально. Видишь, как это мясо заморожено? Думаю, до Кальяо оно не растает, — усмехнулся он.
Вообще-то, филиппинцы со стармехом такой фамильярности себе не позволяли, но кок был важной персоной, и ему это было негласно позволено. Он таким образом демонстрировал перед подчинёнными свою значимость.
Борзов перекинулся с ним ещё парой слов и прошёл в рулевую, а из неё, повернув налево, в углекислотную станцию. В ней стояли рефкомпрессоры.
Всё сегодня было замечательно.
Проверив работу рефкомпрессоров и рулевой машины, Борзов вновь спустился в машинное отделение.
Спустившись к неисправному датчику, он осмотрел его. Пластиковая гайка чувствительного элемента была покрыта толстым слоем краски.
«Долго же ты, родной, тут стоишь», — невольно подумалось ему.
Борзов осмотрелся.
Метром ниже площадки, с которой можно было наблюдать за температурой в расходной цистерне и оперировать быстрозапорными клапанами, располагался первый цилиндр главного двигателя. Выше этой площадки был выхлопной коллектор главного двигателя. От его торца шёл жар. И немудрено, термометр на торце коллектора показывал больше трёхсот градусов. До коллектора было не более двух метров. Несмотря на такую высокую температуру, торец коллектора был не заизолирован. Борзов, вообще-то, не придавал этому большого значения.
Двадцать семь лет судно работало так. Ничего же не произошло ни с топливными цистернами, ни с коллектором. Зато было удобно его открывать при осмотрах. Никто не обсыпался асбестом, и грязи от этой изоляции не было.
Борзов ещё раз осмотрел датчик, убедился, что работы по его замене не вызовут трудностей, и вновь поднялся к пульту управления. Внимательно осмотрев приборы и убедившись, что все показания в норме, взглянул на часы.
Ого! Было почти десять часов. Наступало время кофе-тайма.
Краем глаза он увидел поднимавшихся по трапу Фортича с Бангсалом. Мимо пробежал Вадик и по трапу противоположного борта спустился вниз, чтобы проконтролировать работу Бармеджо, который в это время подошёл к датчику.
Борзов постоял на платформе крышек, обошёл их, проверяя температуру выхлопных газов по цилиндрам, и вышел из машинного отделения. Поднявшись на палубу камбуза, он по коридору левого борта прошёл к трапу, ведущему к его каюте.
Проходя вдоль переборки машинного отделения, он слегка ударил по незаизолированной переборке кулаком.
Когда его жена была на судне во время стоянки в Тяньцзине, она удивилась слышимости из машинного отделения.
Вадик кувалдой отдавал гайки на одной из крышек главного двигателя. И каждый удар кувалды был отчётливо слышен в каюте, как будто он работал в паре шагов.
— Ой! Что это такое? Что там ломают? — удивлённо воскликнула Инночка.
Борзов успокоил жену:
— Это Вадик отдаёт крышку. Сегодня будем дёргать поршень. Изоляции на переборках нет, поэтому и слышимость такая, — а потом невесело пошутил: — Случись пожар в машине, тут через десять минут всё судно сгорит.
Инночка испуганно посмотрела на него:
— Ты не пугай меня. Пусть у вас рейс будет спокойный. Без всяких пожаров.
— Не беспокойся. Всё будет в порядке. — Борзов нежно привлёк к себе жену и поцеловал.
Это воспоминание невольно возникло в сознании Борзова.
Кофе-тайм. Святое дело. В каюте Борзов ополоснулся из ведра заранее припасённой водой, переодевшись в свежую футболку и шорты. На босую ногу надел тапочки. Это у филиппинцев в норме. Никаких носков. И со стаканом ароматного чая, принесённого стюардом, устроился в кресле.
Начальник рации уже положил ему на стол несколько телексов из офиса.
Что-то Пол сегодня прислал? Вечно ему что-то надо. Сидит себе в Гонконге и от безделья только бумажки шлёт. Ну, ничего, отпишемся, не впервой.
Неожиданно наступила тишина. Перестала ощущаться вибрация корпуса судна, прекратился звук равномерного «уханья» поршней главного двигателя. До каюты доносились только их последние «вздохи». Исчезло тарахтение работающих дизель-генераторов. Замолчал только что включённый магнитофон.
Вот это новость!
Что там Бакаланко натворил?
Борзов подскочил с кресла и кинулся к двери каюты. Не успел он её открыть, как чуть не сбил с ног Вадика, пытающегося открыть дверь каюты.
— Владимирыч! Горим! — запыхавшись, чуть ли не выкрикнул он.
Глаза его были широко открыты, и в них чувствовался ужас от того, что он только что увидел.
Борзов оттолкнул Вадика и кинулся к трапу, ведущему на нижние палубы. Палубой ниже располагалась станция быстрозапорных клапанов топливных танков.
Две недели назад, в Корее, Борзов сам лично предъявлял их инспектору порт-контроля. Они были подрегулированы и отлажены.
Подбежав к щиту станции, Борзов увидел третьего механика, закрывающего их.
Сняв с предохранителей несколько ручек клапанов, он начал дёргать за них. Где-то внизу, на цистернах, они должны были закрыться. В этом Борзов не сомневался. Топливо из них уже никуда не выльется.
Убедившись, что все клапаны закрыты, он отбежал от щита станции и повернул налево, в коридор, в конце которого был трап, ведущий к входу в машинное отделение.
Дым уже плотной завесой приклеился к подволоку. На незаизолированной стальной переборке в машину пучилась краска.
«Ну ничего себе, — проскочила моментальная мысль у Борзова. — Какая же там температура?!»
Отскочивший от лопнувшего пузыря кусок краски неожиданно обжёг щеку и левую руку. Не ощущая боли, Борзов стряхнул его и помчался дальше, вниз, к входу в машинное отделение.
Подбежав к двери, он увидел, что самодельная деревянная дверь начала открываться, и в щель на четвереньках вылез Бакаланко. Его начало выворачивать, и он надрывно кашлял.
Борзов заглянул в приоткрывшуюся дверь в надежде спуститься вниз и что-то предпринять для тушения пожара.
Но не тут-то было. Внизу от дыма была сплошная чернота. Дым едкими клубами заполнил маленький тамбур перед помещением рулевой машины и рефкамерами. Такого чернющего дыма Борзов ещё никогда в жизни не видел.
Всё! К углекислотной станции путь отрезан! Оставался единственный вариант — отрыть углекислотные клапаны в машину из щита, который располагался в коридоре главной палубы с противоположного борта.
В коридорах стояла темнота. Ни одна лампочка не горела. Вспомогательные дизели встали. Света нигде не было.
— Вадик! — проорал Борзов. — Бегом на правый борт, к пульту СО₂! Открывай газ в машину! Я на кап. Там его закрою! — И бросился к двери из надстройки на палубу.
Вадик всё время бежал следом за Борзовым.
Услышав приказ, он только утвердительно кивнул головой и скрылся за углом.
Борзов помчался наверх по наружным трапам к капу машинного отделения.
Там уже находился фиттер Серёга. Он пытался подойти к капу и отдать трос быстрого закрытия.
Но не тут-то было! Вырывающиеся из капа клубы чёрного дыма с пламенем сносились небольшим ветерком в его сторону и не давали подойти к утке, на которую был накинут трос, удерживающий кап в вертикальном положении.
Гидравлика, которая должна была это делать, давным-давно вышла из строя, вместо неё было сделано приспособление, которое обеспечивало быстрое закрытие капа. Инспектор в Корее проверил его и остался доволен таким закрытием.
Но сейчас люк не мог быть закрыт. Осознав безвыходность ситуации, Борзов прокричал Серёге:
— Всё! Бесполезно! Сгорели! Погнали плоты сбрасывать!
Ещё одна мысль клокотала в мозгу Борзова: «Как бы не было взрыва топлива. Ведь переборки дизельных танков в машине не заизолированы! А в них семьдесят тонн топлива. Только в расходной цистерне пять тонн газойля».
Каюта Борзова находилась палубой ниже, по левому борту, он непроизвольно бросился к двери, ведущей к каюте, но тут вспомнил, что на ней замок испортился уже неделю назад и она была закрыта на защёлку изнутри. У боцмана всё не доходили руки, чтобы отремонтировать замок, поэтому с палубы дверь не открывалась, а открывалась только изнутри.
Пронеслась мысль, что надо хотя бы взять жилет да документы из каюты. Но сейчас для этого надо было спуститься вниз на одну палубу, пробежать по коридору и подняться по трапу. Поэтому Борзов кинулся к трапу, ведущему к двери правого борта палубой ниже, и нырнул в неё.
Дым в коридоре опустился уже до пояса, и из-за него вокруг была абсолютная темнота. Борзов глубоко вдохнул и, как можно ниже нагнувшись, побежал по коридору.
Пробежать надо было прямо восемь метров, потом повернуть налево за угол и по трапу в десять ступенек подняться наверх. Там, в метре от трапа, была дверь его каюты. В ней, может быть, ещё нет дыма.
Борзов почти добежал до трапа, но дым нещадно разъедал глаза, и из-за него вокруг ничего не было видно. Темнота.
«А если и там, наверху, дым? — проносится мысль. — Добежать назад дыхания не хватит».
— Да чёрт с ним, с жилетом, — махнул рукой на свою затею Борзов.
Он развернулся и, выбежав на палубу, глубоко, полной грудью вдохнул свежий воздух.
«Да! Назад бы воздуха не хватило», — опять пронеслась мысль.
Если бы он продолжил бежать за документами, которые находились в спальне в шкафу, дыхания бы точно не хватило на обратную дорогу.
Ветер сносил дым с пламенем на правый борт. К шлюпке и плотам правого борта уже было не подойти. Они горели. Но ниже, на главной палубе, был ещё один плот.
Серёга выбежал из двери своей каюты с жилетом, ящиком лапши и одеялом. Его каюта как раз находилась у входной двери.
— Только и успел взять, — возбуждённо, блестя глазами, прокричал он.
— На главную палубу! Там плот! Давай его скидывать! — крикнул ему в ответ Борзов, и они кинулись к плоту на главной палубе.
Навстречу им из коридора выбежал Вадик.
— Какая-то падла открыла дверь из машины, и весь коридор в огне и дыму! — в бешенстве орал он. — Я не смог добраться до ящика дистанционки!
— Давай плот скидывать! — не обращая на его крики внимания, прокричал Борзов в ответ Вадику. — Сейчас может топливо взорваться. Большая температура в машине! Смотри! Уже из иллюминаторов бьёт пламя! — И Борзов выкинул руку в сторону иллюминаторов правого борта.
А там уже было видно, как пламя красно-чёрными языками вырывалось из пустых глазниц иллюминаторов кают.
Рядом оказался моторист Вадика. Он, плача навзрыд, умоляюще протягивал руки к Борзову:
— СО₂. СО₂. Чиф, включи, пожалуйста, СО₂.
— Да пошёл ты… со своим СО₂! Где твоё место? — зло прокричал на него Борзов.
— У шлюпки, — прервав поток рыданий, скулил филиппинец.
— Так иди и помогай её спускать! — Это уже Борзов крикнул ему, видя, как остальные филиппинцы, с капитаном во главе, все в жилетах и с личными вещами, начинали спускать шлюпку.
А они втроём кинулись к плоту.
Инспектор в Гонконге заставил капитана перевязать узел вытяжного троса на прессостате вместе с его слабым звеном. И сейчас плот было невозможно сдвинуть с места.
К тому же в нарушение всех правил он был привязан к леерам капроновым кончиком.
Борзов попытался их развязать, но это у него не получилось. За прошедшие после проверки два месяца узлы капроновой верёвки окаменели, и узел не поддавался. Ну не грызть же его зубами! Борзов лихорадочно окинул взглядом палубу, пытаясь найти что-нибудь железное.
Вон! Кусок шпильки от крышки главного двигателя! Он его давно хотел выкинуть за борт! Но всё руки не доходили. Теперь спасение здесь, в этом куске железа! Борзов схватил шпильку и принялся бить ей по треклятому кончику.
Он быстро перебил кончик, крепящий плот к леерам, они втроём освободили плот от паутины верёвок и, поднатужившись, выкинули его за борт. Плот смачно плюхнулся на зеркальную гладь воды. Вытяжной линь держал его за судно, и плот начинал раскрываться.
Слава богу! Один есть! Борзов захотел погладить крест на шее. Но его не было. Тут он вспомнил, что снял его, когда мылся! Вот невезуха! Золотой крест с золотой цепью остались в каюте.
«Надо же! Да чёрт с ним! Главное — выжить», — мелькнула мысль, и он крикнул Вадику и Серёге:
— Погнали на бак! Там есть ещё один плот!
Пробегая вдоль надстройки, Борзов наступил на пожарный шланг, который валялся на палубе. Обнажённую ногу обожгло кипятком из шланга. От неожиданности он чуть не взвыл, но, не обращая внимания на боль, побежал вслед за Вадиком и Серёгой на бак.
Плот находился на фундаменте при входе в подшкиперскую.
Дверь в неё была открыта. Борзов заглянул туда, но там стояла кромешная темень, и только слышался рокот дизеля аварийного пожарного насоса.
«Дизель работает, но почему нет воды в магистрали?» — удивился Борзов.
Он огляделся. Аварийного фонаря на переборке подшкиперской не было, но перед её дверью стояли баллоны с кислородом и ацетиленом. Как ни долбал Борзов Серёгу, но тот, предвидя завтрашнюю работу, никогда не отсоединял от них шланги. Вот и сейчас эти шланги были прикручены к баллонам.
Увидев такую картину, Борзов радостно крикнул:
— Серёга! Зажигай горелку!
Серёга, ничего не поняв, быстро размотал шланг, открыл баллон и зажёг горелку.
Борзов, не дожидаясь, пока Серёга отрегулирует пламя, выхватил у него горелку и бросился внутрь подшкиперской, подсвечивая себе путь.
Так и оказалось, как он думал. Дизель работал, и муфта насоса была соединена с ним.
Дизель запускался отлично. Месяц назад Борзов сам поменял на нём форсунки с топливным насосом.
Но на приёмной магистрали насоса было два клапана. Один из форпика, а другой из-за борта. Клапан из форпика был покрашен зелёным цветом, а который из-за борта — красным. Открытым оказался зелёный клапан.
Вода из форпика была откатана после окончания погрузки, и он был пустой.
Кто-то при запуске дизеля перепутал клапаны. Ведь в темноте цвета клапана не разглядишь.
Насос, который находился ниже, на уровне ватерлинии, перегрелся без воды, заклинил, и его привод, ведущий наверх, к дизелю, срезало. Поэтому в пожарной магистрали воды не было. Насос только выкачал небольшой остаток воды из форпика, который и поступил в пожарную магистраль. Вот этими остатками воды Борзову и обожгло ногу.
Пока Борзов осматривал дизель, Серёга с Вадиком освободили плот от креплений, а потом они втроём выкинули его за борт. Проследив за плотом, Борзов с удовлетворением увидел, что и он начал раскрываться.
Они быстро прошли к трюму номер два, где столпились филиппинцы, которые спустили через фальшборт штормтрап и ждали, когда к нему подойдёт шлюпка. Все они были возбуждены и о чём-то горячо спорили.
Экипаж шлюпки собрал три выкинутых плота и подволок их к штормтрапу.
Капитан дал приказ:
— Экипажу покинуть борт судна!
И экипаж по штормтрапу начал спускаться в подошедшую шлюпку, а часть его стала перебираться в плоты.
У большинства филиппинцев с собой были даже личные вещи. Они не боролись за живучесть судна с пожаром. Они спасали свои шкуры.
Капитан, дождавшись, когда последний филиппинец спустится на шлюпку, встал на штормтрап, оглядел опустевшую палубу и спустился в неё.
Борзов с разочарованием рассматривал одежду, в которой ему придётся неизвестно сколько куковать на плотах.
На нём были только старая футболка с шортами, резиновые тапки на босу ногу, часы и обручальное кольцо. Это было всё, с чем он покинул борт судна. Остальные вещи остались в каюте и сгорели.
Вадик был одет так же, а вот Серёга оказался немного прозорливее.
Его каюта находилась первой от входа с палубы. В рейсе, конечно, в ней было не очень-то комфортно жить. Потому что каждый входящий и выходящий на палубу хлопал дверью. Иногда среди ночи Серёга от ударов «броняшки» просыпался и матерился на «разных недоделков». А вот сейчас ему повезло с расположением каюты. Он прихватил с собой одеяло, куртку, ящик сублимированной лапши и даже пластиковую электронную карточку, на которой у него в каком-то американском банке лежали деньги.
Со всем этим богатством они втроём перебрались на крайний плот.
Глава вторая
Погода была отличная. Ветра не было. Только метровая океанская зыбь равномерно то опускала, то поднимала плоты.
Плоты по своей конструкции имели повышенную остойчивость, поэтому их сильно «валяло» на зыби.
Перебравшись на крайний плот, Борзов скомандовал Вадику и Серёге:
— Так, ребята! Это наш плот! Возьмём сюда только капитана! Осмотритесь. Над входом в российских плотах должен быть нож. Серёга, посмотри! А в этом он есть там?
Серёга, преодолевая болтанку, пролез к входу и, повозившись, показал Борзову заветный пакет с ножом.
— Вадик! Смотри, вон контейнер со снабжением, — спокойно указал Борзов Вадику на объёмный свёрток из прорезиненной ткани, находящийся у одного из надувных бортов плота, к которому он был плотно привязан.
Борзов его раскрыл. Содержимое пакета не отличалось от содержимого, по которому они проходили обучение в тренировочном центре.
Очки Борзов оставил в каюте и поэтому, доставая очередной предмет из контейнера, показывал его Вадику, который читал этикетки.
Конечно, у Вадика с английским не было никакой дружбы, но из прочитанных букв Борзов составлял слова, и становилось понятно, что находится в пакетах и упаковках.
Но на пакетах с водой ничего не надо было читать. И так было ясно, что там вода. Вода была в пакетах и в запаянных банках. Борзов сразу же решил:
— Воду никому не давать! По воде будет строгий режим!
Вадик с Серёгой непонимающе посмотрели на него.
— Чего это вдруг? — В их голосах чувствовалось недовольство полученным приказом.
— А вот почему, — попытался объяснить Борзов. — Сигнал с аварийного буя только что пошёл в эфир. Его, конечно, сразу же обнаружат. Но пока его обсудят и решат, что делать, — пройдут сутки. До Гавайских островов пятьсот миль. До Мидуэя — триста. Чтобы добраться до нас, буксирам потребуется суток двое, а чтобы найти нас — ещё столько же. Нас же отнесёт и ветром, и течением. Значит, ещё пара суток. Итого — пять. А по закону подлости накиньте сюда ещё парочку. Вот тебе и получается — неделя. Так что эту воду надо растянуть на неделю для четверых человек.
— А кто четвёртый? — недоумённо посмотрел на Борзова Вадик.
— Кто, кто? Да капитан. Не будет же он с филипками сидеть в их плотах! Он будет у нас, — решительно подытожил Борзов свои доводы.
Возражений не было. Из контейнера достали галеты, пакетики с концентратами, рыболовные принадлежности и даже гелиограф.
Всё это Борзов аккуратно разложил по отдельным пакетам и закрепил у бортов плота.
А Вадик похвастался:
— И курево тоже будем экономить. Я перед пожаром только раскрыл новую пачку.
Он достал из кармана шортов пачку «Мальборо» и повертел ею.
— А это уж как получится, — пробормотал Борзов.
Курить хотелось не на шутку. Он посмотрел на часы. Было уже начало первого.
— Ну, если начинать экономить, то давай сейчас и закурим, — деланно весело предложил он Вадику.
Вадику ничего не оставалось, как вытащить из пачки сигарету и протянуть её Борзову.
Они с Вадиком закурили и смачно пускали дым в отверстие входного лаза.
Выкурив сигарету, Борзов ощутил сильную жажду. Во рту всё пересохло, и нестерпимо хотелось пить. Но он сдержался и только старался выдавить из щёк слюну, чтобы смочить ею рот.
Увидев его страдания, Серёга посоветовал:
— Владимирыч, а ты забортной водой прополощи рот.
— Ты что? — взвился Борзов. — Ни в коем случае не пить и не употреблять морскую воду. Отравитесь и сдохнете.
Конечно, все они это знали. Только в данный момент Серёга почему-то об этом забыл.
Нестерпимо саднила обожжённая нога. Борзов уселся на борту плота и опустил в чистую тёплую воду ногу. Температура воды была двадцать пять градусов. Это он сегодня видел на термометрах в машинном отделении. А у поверхности она была, наверное, немного выше. На какое-то время боль прекратилась, и он огляделся.
Плоты были связаны между собой и привязаны к шлюпке. Шлюпка отвела их метров на сто от борта судна.
Оно уже начало проседать на корму. По всей видимости, резиновые прокладки на трубопроводах охлаждения механизмов в машинном отделении прогорели, и забортная вода из них начала поступать в машинное отделение.
Из иллюминаторов надстройки всё ещё были видны открытые языки пламени, и оттуда валил густой чёрный дым. Чувствовалось, что в надстройке продолжал бушевать пожар.
Из капов машинного отделения языков пламени уже не было видно, но оттуда также валил чёрный дым, хотя он был не такой густой, как из надстройки. По всей видимости, вода, поступавшая через сгоревшие прокладки трубопроводов забортной воды, способствовала прекращению пожара в машинном отделении.
Это было и хорошо, и плохо.
Хорошо, что от пожара в машинном отделении не перегрелись и не взорвались танки с дизельным топливом. Плохо то, что машинное отделение затапливалось. Естественно, сейчас уже ничего невозможно было сделать для его восстановления, но это было не главным. Главное — останется ли судно на плаву после затопления машинного отделения.
Хотя груза по весу было не очень много. В Китае во все трюмы был загружен парафин. А в Корее твиндеки и палуба были забиты различными автомобилями. На первом трюме, поперёк крышки, даже стоял шикарный катер.
Так что был шанс, что судно не утонет.
Борзов на всё это смотрел как со стороны. Как будто это всё происходит не с ним. Как будто это был сон или фильм. Ему казалось, что если он немного напряжётся, то проснётся, и весь этот кошмар исчезнет, и он окажется в своей каюте на мягком тёплом диване.
Это состояние его как-то отвлекло от действительности. Он погрузился в него в ожидании чуда. Немного напрягся, потряс головой, чтобы прогнать кошмарный сон и проснуться, но сон не проходил.
Перед ним также находилась «Леди Белла», глубоко просевшая на корму, и было видно, что из иллюминаторов надстройки то здесь, то там вырывались зловещие языки пламени и валил чёрный дым.
Борзов скинул с себя оцепенение, навеянное предполагаемым сном, огляделся и увидел в шлюпке капитана. Помахав ему рукой, он прокричал:
— Кэптин Брэдли! Иди сюда. Нас тут только трое!
Капитан услышал Борзова, повернулся к нему и крикнул в ответ:
— Спасибо, чиф! Я приду немного позднее.
Плоты нещадно мотало на зыби. В них можно было находиться, если только распереться. То есть надо было раскинуть руки и ноги, таким образом увеличивая площадь своего соприкосновения с резиновым днищем плота, и попутно руками держаться за внутренние леера.
Вода была тёплая, так что на днище можно было комфортно лежать.
Вадик выглянул в дверь плота и повернулся к Борзову:
— Владимирыч, смотри, что творится с филипками!
Борзов на четвереньках подполз к двери и выглянул наружу. С соседнего плота свесились два филипка. Их не на шутку полоскало. Рвотные позывы следовали один за другим, но из их нутра уже ничего не выходило. Они в бессилии лежали, свесившись с мягкого борта, и только стонали:
— Воды, воды…
Вадик, увидев такую картину, обречённо проговорил, покачивая головой:
— Да, не жильцы они, если ещё недельку мы здесь проболтаемся.
Из двери соседнего плота высунулась голова четвёртого помощника.
— Чиф! Дайте воды! Мы умрём без воды! — в панике орал он.
— А ваша вода где? — в ответ прокричал Борзов.
— Мы её уже выпили! — истерично продолжал вопить четвёртый помощник.
— Как — выпили?! У вас же на плоту был запас воды на десять дней для двадцати человек. А вас-то всего двенадцать! Вы что наделали?! Прошёл же только час! Что вы будете делать дальше?!
Но филиппинец ничего не слушал и не понимал. Он только истерично кричал:
— Воды! Воды!
— Воды им не давать, — крикнул по-русски внутрь плота Борзов. — Если отдадим её, то сами через пару дней будем такими же. Панике не поддаваться!
Он вновь сел на борт плота и опустил обожжённую ногу за борт. Вода ласково приняла её, и боль от ожога значительно снизилась, хотя в некоторых местах на ступне проступили волдыри.
Вскоре капитан перебрался к ним на плот. Ему, как и любому обычному человеку, нужно было поговорить.
Борзов вскрыл банку с водой и предложил капитану отпить первым. Капитан сделал небольшой глоток, посмаковав воду во рту, а потом и второй. После этого он передал банку Борзову со словами:
— А пиво было бы лучше. — от чего они невесело рассмеялись.
— Пожар уменьшается, — начал рассуждать капитан. — Опасности взрыва нет. Значит, через час можно будет подойти к борту и подняться на него. В машинах мы сможем переночевать и спрятаться от солнца и ветра. Там будет теплее. Таким образом мы сможем дождаться спасательных судов.
Он это говорил, как будто рассуждая сам с собой, но чувствовалось, что ему была нужна поддержка.
— Ты абсолютно прав, капитан. Надо подойти к борту и высадиться на судно. Там не так будет качать. — И он, кивнув на соседний плот, продолжал: — И они останутся живы.
Наверное, этих слов и не хватало капитану.
Они вместе с Борзовым смотрели на просевшую на корму «Леди Беллу» и на закопчённую надстройку, из иллюминаторов которой выходил дым. Судя по его цвету и интенсивности пламени, можно было предположить, что пожар в надстройке подходил к концу.
Но тут из рации, которая висела на груди капитана, раздался далёкий скрипучий голос:
— «Леди Белла», «Леди Белла»! Это «Алика». Если вы меня слышите, ответьте мне. Приём. — Монотонно и скрипуче вещал далёкий спасительный голос.
Капитан тут же ответил:
— «Алика», «Алика»! Это «Леди Белла». Я слышу вас хорошо. Приём.
Голос из рации оживился:
— «Леди Белла»! Это «Алика»! Как ваши дела? Вы где находитесь?
Капитан тут же стал описывать ситуацию:
— «Алика», я капитан Брэдли. Вместе с экипажем нахожусь на трёх плотах и шлюпке в сотне метров от судна. Пожар в надстройке уменьшился, и я планирую высадиться вновь на борт судна.
— «Леди Белла», говорит капитан. Есть ли у вас пострадавшие или погибшие? — продолжал голос из рации.
— «Алика», говорит капитан. Бог был к нам благосклонен, погибших нет, только у старшего механика обожжена нога.
— «Леди Белла», говорит капитан. Ждите меня. Я через несколько часов должен подойти к вам.
— «Алика», говорит капитан. Спасибо, мастер! Мы будем вас ждать на борту судна.
— «Леди Белла», говорит капитан. До встречи, кэптин Брэдли. — И рация замолкла.
Капитан высунулся из плота и прокричал:
— Чиф! Ты где?
— Здесь я. — Из соседнего плота высунулась взъерошенная голова старпома.
— Запускайте мотор шлюпки, — скомандовал капитан. — Мы идём к борту судна и будем туда высаживаться.
— Я всё слышал! — радостно завопил старпом, высоко над головой подняв точно такую же рацию.
Мотор шлюпки был запущен, и шлюпка медленно пошла к борту несчастной «Леди Беллы», таща за собой караван из трёх плотов.
На палубе филиппинцы преобразились. Среди них уже не было видно страдающих и умирающих. Они быстро рассосались по палубе и по-хозяйски принялись устраиваться в машинах, которые являлись грузом. Дверцы у машин были открыты, и залезть внутрь каждой из них не составляло труда.
Матросы и в предыдущем рейсе повытаскивали из таких же машин магнитофоны с колонками. Поэтому вечерами в районе кают филиппинцев всегда было весело — изо всех щелей грохотала музыка.
Боцман вежливо подошёл к капитану и предложил ему место в небольшом автобусе, стоящем на крышке третьего трюма.
С капитаном туда прошли и Борзов с Вадиком и Серёгой.
Борзов перебрался на крышку четвёртого трюма и с опаской подошёл к лобовой надстройке.
От неё пахнуло жаром и вонью от сгоревшей резины и пластика. Через разбитые иллюминаторы были видны раскалённые угли догорающих остатков интерьера помещений.
Борзов с волнением смотрел на них. Ведь прямо под надстройкой находились два танка с дизельным топливом. «Крыши» этих танков были не заизолированы. И только с трудом можно было себе представить, какая температура была внутри этих танков. К тому же они не были герметичны. Их воздушники выходили на главную палубу тут же, у углов надстройки.
Что не позволило топливу взорваться в этих танках? Борзов не мог и предположить. Температура самовоспламенения дизельного топлива в танках, согласно паспортам, была в районе трёхсот градусов. Значит, пожар не нагрел топливо в танках до температуры, чтобы солярка закипела, поэтому и не произошло её самовоспламенение.
«Слава богу, что он затих, — подумал о пожаре Борзов и перекрестился. — Бог и тут к нам благосклонен. Но долго ли это будет продолжаться?»
Невесёлые мысли бродили в его голове. И он, чтобы прервать их, вернулся в автобус.
На сиденьях автобуса были разложены галеты, шоколад и красовалась белая пятилитровая канистра с водой.
— Откуда такое богатство? — удивился Борзов, вопросительно посмотрев на Вадика.
Тот хитро подмигнул Борзову.
— Филины полезли в катер и раздербанили его. Пришлось их заставить поделиться с нами. А это тебе, Владимирыч. — Вадик протянул Борзову спасательный жилет. — Ведь мы с тобой остались безжилетными. — И он рассмеялся.
Видно, ощутив под собой твёрдую палубу и зная, что помощь будет через несколько часов, он избавился от пережитого стресса.
Вадик расслабился и, развалившись на одном из диванов автобуса, похрустывал галетами, запивая такое богатство водой.
В автобус зашёл капитан.
— Смотрите! Уже видно «Алику», — указал он в сторону правого борта.
Борзов посмотрел на капитана и коротко рассказал ему о том, что он только что видел в надстройке.
— Пока всё нормально. — Он криво усмехнулся. — Пожар в надстройке почти прекратился. Остались только незначительные очаги горения, но они идут на убыль. Если всё будет продолжаться так же, то опасность взрыва дизельного топлива в танках исчезнет.
Капитан внимательно выслушал Борзова и перекрестился:
— Наверное, Бог сегодня с нами.
— Мне тоже так показалось, — согласился с ним Борзов, непроизвольно перекрестившись.
Выйдя из автобуса, он увидел, что на крышках трюмов прыгали и вопили от радости филиппинцы. Они махали руками и что-то бессвязно кричали, хотя «Алика» только появилась на горизонте. Её надстройка едва показалась над водой. Конечно, радостных моряков «Леди Беллы» с «Алики» не было видно, но это никому не мешало выражать свой восторг.
Ожидая подхода «Алики», Борзов с капитаном и парнями вновь вернулись в автобус.
Перекусили, и капитан осторожно начал:
— Если «Алика» возьмёт весь экипаж на свой борт, то как же «Леди Белла» останется без охраны? Кто-то же должен остаться на борту?
Услышав такое вступление, Борзов сразу же ответил:
— Я не останусь! У меня совсем другие планы. Слава богу, мы живы, а испытывать судьбу вновь я не хочу.
Капитан с пониманием посмотрел на Борзова. Скорее всего, он и сам не хотел испытывать судьбу во второй раз. Хотя в судьбе капитана было немало различных ситуаций, когда приходилось рисковать жизнью. О них он несколько раз рассказывал Борзову.
Но Вадик, поколебавшись, выдавил из себя:
— Если у меня будет достаточное количество воды и пищи, я бы остался. Я же ничего ещё не успел заработать. А мне надо выплатить много долгов. — Он в нерешительности осмотрел окружающих.
— Я не останусь, — так же твёрдо заявил Серёга.
— Но это ещё не окончательно, — продолжил капитан. — Нужна будет охрана или нет — всё это решит хозяин. Это только мои предположения. Но спасибо вам за правдивые ответы. — А потом прибавил: — Когда будем на «Алике», то позвоним хозяину. Он тогда скажет своё окончательное решение.
После этого разговора они вышли на палубу и смотрели, как «Алика» подошла на траверс «Леди Беллы» и остановилась в полумиле от неё.
Сразу же из рации послышался голос капитана «Алики»:
— «Леди Белла», «Леди Белла». Говорит капитан. Как вы слышите меня? Как ваши дела? Приём.
— «Алика»! Это «Леди Белла». Говорит капитан. Слышу вас хорошо. Пожар пошёл на убыль. Опасности взрыва топлива нет! Пострадавших, кроме старшего механика, нет. Приём.
— Мастер, — продолжал капитан «Алики». — Я предлагаю вам перевезти экипаж на борт моего судна. У нас для всех найдутся помещения, вода и пища. Это надо сделать, пока не наступила ночь. Приём.
Кэптин Брэдли помедлил с ответом и посмотрел на окруживших его моряков. В глазах каждого из них сквозила только просьба: «Капитан! Не отказывайся!» — но все молчали, ожидая, какое же решение примет сам капитан.
— «Алика», говорит капитан. Я полностью с вами согласен, мастер. Сейчас же начнём пересадку первой половины экипажа. Приём.
— «Леди Белла», говорит капитан. Я благодарен вам за ваше решение. С нетерпением ждём ваш экипаж на борту. Приём.
— «Алика», говорит капитан. Спасибо, мастер. Начинаем посадку в шлюпку. Приём.
Рация ещё немного потрещала, но оттуда уже ничего не было слышно, поэтому капитан скомандовал:
— Чиф! Проконтролируй, чтобы все матросы и мотористы первыми уехали на «Алику». Господа офицеры и механики поедут вторым рейсом.
Филиппинцы дружно кинулись к штормтрапу и под руководством старпома начали посадку в шлюпку. Никакой паники и ажиотажа не было. Первоначальный страх и стресс прошли, поэтому посадка в шлюпку прошла спокойно, и вскоре она отвалила от борта.
Когда шлюпка отошла, капитан скомандовал старпому:
— Чиф! Заведи моторы на всех машинах на палубе. Включи на них фары и аварийные огни. Таким образом мы обозначим себя, и нас будет видно издалека.
Старпом с боцманом пошли выполнять приказание капитана. Вскоре все машины были заведены и у них горели фары и мигали жёлтые аварийные огни.
Постепенно начало смеркаться, поэтому четвёртый помощник, который был оставлен у штормтрапа на вахте, не сразу разглядел подходящую шлюпку.
Она шла от ярко освещённой «Алики», поэтому её топовый огонь был трудноразличим. Когда четвёртый помощник его различил, то радостно прокричал:
— Капитан! К борту приближается шлюпка!
Капитан с Борзовым, Вадиком и Серёгой покинули автобус и прошли к штормтрапу.
Офицеры не спеша спустились в шлюпку. Последним был капитан.
В шлюпке он скомандовал:
— Отходим.
Третий механик прибавил газу, а третий помощник вывернул руль. Когда шлюпка отошла от борта, он направил её в сторону спасительной «Алики», которая сияла яркими огнями палубного освещения.
Не спеша шлюпка приближалась к борту «Алики». С борта до воды был спущен парадный трап. Шлюпка уверенно подошла к нему, и четвёртый помощник кинул матросу, стоящему на трапе, фалинь. Тот поймал его и, быстро поднявшись на палубу, закрепил там.
Борзова поразили борта «Алики». Они были идеально гладкие. На них не было видно ни единой выбоины и царапины. Борта сияли свежей краской, как будто её нанесли только вчера. Не то что на «Леди Белле», где на бортах были видны следы всей её долгой жизни. У неё они были изъедены глубокими язвами и покрыты в несколько слоёв шелушащейся краской. Разница почувствовалась сразу. «Алика», наверное, только недавно сошла со стапелей.
Борзов следом за остальными поднялся по трапу на палубу. Обожжённая нога давала о себе знать. На неё было почти невозможно встать.
Палуба была тоже идеально чистая. Она была выкрашена в зелёный цвет, и на ней жёлтым цветом были обозначены дорожки для прохода, которые вели до самого бака.
Борзов только поднялся на палубу, как к нему подошёл высокий филиппинец:
— Чиф, пройдёмте со мной в лазарет. Я второй помощник. Я вам помогу там устроиться. Для вас приготовлена кровать, и там я вам сделаю перевязку.
Борзов не сопротивлялся. Силы как-то сами оставили его. Он с трудом опёрся на руку филиппинца и вошёл в надстройку.
Увидев стоявших в нерешительности Вадика и Серёгу, он махнул им рукой:
— Идите за мной в лазарет. Я думаю, там места для всех хватит.
С трудом преодолев два трапа, он поднялся ещё на одну палубу.
— Чиф, поворачивайте налево, — предупредил второй помощник. — Там в конце коридора находится лазарет.
Из угловой каюты, расположенной так же, как и у Борзова на «Леди Белле», выглянул полноватый небритый мужчина в чалме. Он вежливо обратился к Борзову:
— Добрый вечер, чиф. Как ты себя чувствуешь? — и, не дождавшись ответа, продолжил: — Рад приветствовать тебя на борту нашего судна. Проходи в лазарет, там тебе всё приготовлено. Если что тебе или твоим друзьям понадобится, — он посмотрел на Вадика и Серёгу, — обращайтесь ко мне. Я старший механик. Не стесняйтесь. Мы вам во всём поможем.
Борзов прошёл в лазарет и в бессилии опустился на прикреплённый к переборке топчан.
Второй помощник тут же достал со стола заранее приготовленные медикаменты и принялся обрабатывать обожжённую ногу.
Вскоре с забинтованной ногой Борзов устроился на кровати и полностью расслабился. Нога после обработки и перевязки уже так сильно не болела.
Второй помощник, убедившись, что с Борзовым всё в порядке, обратился к Вадику и Серёге:
— Пойдёмте со мной. Я вам покажу, где можно будет взять переносные кровати и постельное бельё.
Они ушли, и Борзов остался в лазарете один.
Вокруг всё сияло чистотой и пахло свежестью. Кондиционер гнал прохладный воздух. Всё было новым. Вокруг стояла тишина. Это разительно отличалось от той обстановки, где несколько часов назад находился Борзов.
Неожиданно постучали в дверь, но она не открылась. Зная, что так всегда поступают филиппинцы, Борзов крикнул:
— Войдите!
В лазарет вошёл старший механик.
— Чиф, — вежливо обратился он к Борзову, — я тут принёс тебе зубную щётку, пасту, мыло и бритву. Ты уж прими их, пожалуйста. Это я тебе принёс от всего сердца. Не отказывайся.
Борзов был поражён такой вежливостью индийца.
— Спасибо, — пролепетал он, стараясь подняться на кровати. — Посмотри сам, куда их поставить.
Стармех прошёл в душевую кабину, совмещённую с туалетом, и вернулся.
Из пакета он вынул рубашку с длинным рукавом и брюки.
— А это тебе на первое время, до Японии, — объяснил он.
— Так вы что, в Японию идёте? — Тут уже пришла пора удивляться Борзову.
— Да, — подтвердил стармех, — в Японию. Через неделю будем там.
Тут в лазарет вошли Вадик с Серёгой. Они принесли раскладушки, матрасы и постельное бельё.
— А теперь, — обратился стармех уже ко всем, — прошу вас пройти в столовую. Там повар приготовил для вас ужин. Вы, наверное, уже давно ничего не ели…
Серёга помог Борзову слезть с кровати. После перевязки нога уже не так сильно болела, и он сам, своим ходом доковылял до столовой.
Экипаж уже сидел за столами. Один из столов был свободен. За ним сидели капитан со старпомом. Капитан махнул рукой Борзову:
— Проходи к нам, чиф! У нас тут свободно.
Борзов устроился за столом, и стюард принёс ему тарелку с макаронами и кусками обжаренного мяса с луком. На столе стоял соус к мясу, от которого во рту возник чуть ли не пожар. Так что пришлось его срочно гасить из поставленного на столе кувшина с соком.
Посмеявшись и закончив ужин, капитан решил:
— Я сейчас пойду на мостик и позвоню хозяину. Узнаю, что нам делать дальше, а вы пока располагайтесь. Как вы устроились?
— Мы втроём поселились в лазарете. Там всё хорошо, — успокоил его Борзов.
— А меня вы сможете найти в каюте лоцмана, — проинформировал Борзова капитан. — Ну, я пошёл. Что передать хозяину?
— Передай ему, что мы сделали всё возможное, но пожар оказался сильнее нас. — Борзов развёл руками.
— Хорошо. — Капитан поднялся и направился к выходу из столовой команды.
Борзов с парнями поблагодарили повара за сытный ужин и поднялись в лазарет.
Он лёг на кровать и молча лежал, глядя в потолок и вспоминая события прошедшего дня. Постепенно мысли стали путаться в голове, и он начал проваливаться в глубокий и спасительный сон.
Борзов подскочил на койке и ухватился за ногу. Наверное, он неловко повернул её во сне.
— Что, Владимирыч, опять тушишь пожар? — участливо спросил Вадик. — Сейчас сходим на завтрак, потом возьму бинты. Сделаем тебе перевязочку. Не волнуйся. До Японии пять денёчков осталось-то. А там и доктора рядом. Не переживай. Хотя и меня кошмары одолевают чуть ли не каждую ночь.
— Не говори, Вадя. И мне всякая хренотень по ночам жить не даёт, — как всегда спокойно подтвердил проснувшийся Серёга.
«Алика» мерно переваливалась с борта на борт. Двигатель работал мощно и ритмично. Что ж, она новая. Ей только шесть месяцев. Не то что было «Леди Белле» — двадцать семь лет. У «Алики» всё впереди.
А «Леди Белла» осталась одна в океане, в пятистах милях к северу от Гавайских островов, глубоко осевшая в воду кормой из-за затопленного машинного отделения, сгоревшая и брошенная на произвол судьбы.
Затонет ли она от первого же циклона? Или будет месяцами бродить по океану, как «Летучий голландец», пока её не найдут и не отбуксируют в порт на разгрузку и дальнейшую разделку. Ведь весь груз остался цел. Топливо в дизельных цистернах из-за затопления машины не взорвалось, поэтому она была цела и осталась на плаву.
Когда «Алика» уходила с места аварии, Борзов вышел на корму и долго смотрел вслед этой частичке своей судьбы, брошенной в океане жизни. Слёзы сами наворачивались на глаза. Но их сдувало ветром надвигавшегося циклона. Всё-таки как много хорошего у него было связано с ней, с «Леди Беллой».
А сейчас пора ковылять на ужин. Их повар, чилиец, изумительно готовит.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги За жизнь… Сборник рассказов. Издание третье (переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других