Книгу «Морские истории» Алексей Макаров посвятил рассказам о жизни моряков. В ней ярко, без прикрас и с долей морского юмора описывается жизнь судового механика. Эта тема в литературе никогда и никем не освещалась. Так что читатель имеет возможность первым узнать о суровой жизни и незаметном для посторонних взглядов труде тех, без кого судно не сдвинется с места. Истории, описанные в рассказах, составлены на основании личного опыта, по рассказам друзей, знакомых и однокашников автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Фанера
Экипаж «Кидиры» составлял всего двенадцать человек. Ехало на приёмку судна пятнадцать, но в последний момент какой-то умник решил, что для нового судна, которому ещё и года нет, достаточно будет и двенадцати.
А так как ни буфетчицы, ни дневальной не было, то капитан приказал всему экипажу питаться в кают-компании, чтобы поварихе легче было кормить народ.
В кают-компании было два стола, и поэтому за одним столом сидели штурмана и механики, а за вторым — весь рядовой состав.
Столовая команды теперь стала использоваться как видеосалон. Вечерами там смотрели фильмы по видеомагнитофону, а в остальное время она пустовала или использовалась как помещение для собраний, учебных занятий и разборок по всем тревогам.
Места всем хватало. Никто не был стеснён. Поначалу матросы как-то стеснялись такого распределения, но через пару недель эта грань стёрлась, да и все стали друг другу как-то ближе. Ведь делали одно дело. Отрабатывали контракт и обеспечивали доставку грузов из Европы в Африку.
После выхода из Лас-Пальмаса капитан приказал экипажу после ужина собраться в столовой команды.
Послушная команда собралась вовремя и ждала, что такого умного скажет капитан.
Но он ничего особенного так и не сказал, кроме того, что зачитал новости компании «Юником». В конце своего выступления капитан посмотрел на полузасыпающий экипаж и выдал главную новость, которую приберёг напоследок:
— Чартер просит нас сохранять фанеру, которую в портах используют как сепарацию. Он будет её использовать вторично и таким образом экономить на доставке груза.
Боцман от такого объявления чуть ли не подпрыгнул на стуле, но капитан остановил его жестом руки и продолжил объяснения:
— За каждый сэкономленный куб экипажу будет выделена определённая сумма денег, которая будет выдана тем, кто примет участие в сохранении фанеры.
Капитан перестал говорить и, ожидая реакцию экипажа, осмотрел присутствующих.
— И как это мы её будем сохранять? — первым не выдержал боцман. — Грузчики её в стропа закладывают, и попробуй скажи им что, так моментом или зарежут, или в трюм скинут. Это ещё те бандиты! Если что останется после выгрузки, то мы эту сепарацию за борт выкидывать не будем, а свяжем в стропа. Пусть пользуются хоть второй, хоть десятый раз, но к этим бандюганам я под раздачу не полезу, — категорично заявил он.
Народ полностью поддержал боцмана, но капитан настаивал:
— Надо пойти навстречу компании, поэтому мне в «Юникоме» дали по этому поводу рекомендации, чтобы мы организовали тальманскую вахту. В дела грузчиков не лезли, а только вели наблюдение за выгрузкой и при выявленных нарушениях сообщали старшему стивидору, а там пусть они уже сами разбираются в своей кухне. Поэтому, — он обратился к старпому, который на время собрания спустился в столовую с мостика, — нужно составить расписание тех, кто будет наблюдать за ходом выгрузки. Особенно ночью.
— Понял, сделаем, напишем, составим, — как обычно, закивал головой старпом.
Народ недовольно загудел, но капитан напомнил:
— В зависимости от участия и от объёма сохранённого груза каждый член экипажа получит дополнительное вознаграждение. Старпом за этим пронаблюдает. — И опять выразительно посмотрел на старпома.
— Сделаем, проконтролируем, посчитаем, — вновь согласно закивал головой старпом.
А так как больше выступающих и недовольных не было, то капитан выдал последнюю новость:
— Это будет наш последний заход в Конакри и Банжул, а потому это нас коснётся только один раз. А по возвращении в Европу нас будет ждать замена, и мы едем домой.
Вот это была новость! Угрюмые лица собравшихся просияли, послышались смех и весёлые шутки. Сейчас моряки были готовы на всё. Ведь это будет в последний раз, а там пусть со всем этим разбирается другой экипаж, до того уже всех «достала» эта Африка…
А то, что в порту царил беспредел, особенно ярко можно было видеть при последней выгрузке в Конакри.
По корме у «Кидиры» стоял сухогруз с грузом риса в мешках. Район выгрузки на причале был огорожен чуть ли не цепью полицейских. Каждый строп встречала особая группа охранников, но через неё временами прорывались группки пацанов, которые специальными «царапками» разрывали мешки, и из них на причал сыпался рис. Другие подбегающие пацаны подставляли под эти струи чашки, ложки, плошки — всё, во что можно было набрать высыпающийся рис. Ещё одна группка вениками сметала с причала просыпанный рис в мешки. Всё это происходило под град дубинок полицейских и их истошные вопли.
Поэтому всем был знаком дух жизни на причалах в Конакри.
Старпом составил расписание охраны фанеры и вывесил его на доске объявлений в коридоре.
Время охраны несравненной фанеры у Пашинцева приходилось на период с четырёх до восьми утра. Как раз это была его вахта в машинном отделении. Но так как, кроме динамки и котла, ничего в машине не работало, то механику можно было туда вообще не соваться.
Заниматься охраной было предписано на этот период старпому, как вахтенному помощнику, Пашинцеву и Мише.
Недавно с Мишей в Гамбурге при посещении знаменитой Рипербан они купили себе в одном из турецких магазинчиков «амуницию». Это были полицейские пояса со всякими прибамбасами и крючками.
У Пашинцева на поясе были «присобачены» огроменный нож в кожаных ножнах, фонарик «Мэглайт» на четырёх батарейках, который легко можно было бы использовать в качестве дубинки, наручники, футляр для «воки-токи» и даже кобура для пистолета. Зачем она там была, Пашинцев понятия не имел, но для общего понта он её оставил. Там же они прикупили по пачке газовых баллончиков с перцовым газом. Кроме того, они нашли магазин со спортивным инвентарём, где приобрели по внушительной бейсбольной бите.
Теперь Миша в Африке у трапа нёс вахту в таком поясе, а без бейсбольной биты в руках Пашинцев его уже и не представлял.
Зачем всё это было куплено? Пашинцев и сам не знал. Ну, просто так захотелось. Сыграло роль тут какое-то пацанство.
В последний заход в Конакри на выгрузку было очень много груза. Если обычно судно ставили к причалу к девяти утра и отход был после двадцати часов, то сейчас предстояло отстоять около полутора суток.
Так что одна из ночей выгрузки намечалась на вахту Пашинцева.
И в четыре часа утра полностью экипированный Пашинцев вышел на вахту.
Увидев его, Миша даже не сдержался:
— Ну, дедушка, теперь вся фанера наша! Ни один бандюган к нам не сунется.
Походив гоголем у трапа, стармех решил выйти на главную палубу.
Работал только один кормовой кран, поэтому Пашинцев подошёл к комингсу трюма, встал на кожуха ограждения труб гидравлики и перегнулся через комингс, чтобы заглянуть в трюм.
Грузчики укладывали груз на паллеты, но когда крановщик начал набивать стропа, то попутно в строп они засунули пару листов фанеры.
Увидев такое, Пашинцев, исполнительный Вася, сразу закричал им:
— Эй! Что вы делаете?! Выньте фанеру из стропа!
Но те не обратили внимания на крики бдительного охранника и скомандовали крановщику «вира». Тот и начал поднимать строп. Увидев это, Пашинцев кинулся к колонне крана, забежал внутрь и нажал кнопку его аварийной остановки.
Кран встал. В создавшейся тишине сразу стали слышны возмущённые крики грузчиков из трюма. Пашинцев перегнулся через комингс и вновь потребовал:
— Фанеру вынимайте, тогда дам питание на кран!
Но в ответ на его слова грузчики отреагировали иным способом. Они начали вылезать из трюма по скоб-трапам.
Как только первый из них появился из горловины трюма, он с криками кинулся на борца за справедливую выгрузку.
Пашинцев отскочил от комингса трюма на главную палубу и прокричал:
— Миша! Сюда! Убивают!!!
Хотя в руках у несущегося на него здоровущего негра ничего не было, но Пашинцеву показалось, что если он достигнет его, то точно прибьёт.
Перехватив биту в правую руку, он сделал обманный шаг влево, куда негр и кинулся, а Пашинцев огрел его справа битой по корпусу. Грузчик от удара согнулся и припал на колени, а набегавший на него другой грузчик споткнулся о него и тоже растянулся на палубе. Из рук его вывалилась какая-то железяка, которая зазвенела по палубе и закатилась под кожуха гидравлики.
Пашинцеву было бы вообще несдобровать, так как к нему быстро приближались ещё пара грузчиков, но тут сзади послышался рёв Мишиного голоса, который орал по-русски:
— А ну раздайся, шелупонь! Пошли вон отсюда!!! — и, сопровождающие этот вопль многочисленные громогласные идиоматические выражения.
Миша оттолкнул стармеха и выскочил перед оробевшими грузчиками. Он встал в боевую стойку и приглашающе помахивал битой.
— Ну, есть желающие?! — кричал он на пятившихся грузчиков. — Кто тут у вас самый смелый?!
Тут один из грузчиков крикнул по-английски:
— Чиф, скажи своему солдату, чтобы он не трогал нас, и мы пойдём работать.
Миша без перевода понял, что сказал грузчик, и, опустив биту, уже спокойно смотрел на притихшую толпу.
— Все в трюм, — уже скомандовал Пашинцев, — тогда я включу питание на кран.
Когда грузчики уже находились в трюме, он подал питание на кран, крановщик ослабил стропа паллеты, и из неё были вытащены злосчастные листы фанеры.
После этого инцидента до утра задержек с выгрузкой не происходило, она продолжалась в прежнем темпе. Случаев воровства фанеры больше не было. Пашинцев с Мишей тщательно осматривали каждый выходящий строп.
Пашинцев сдал дежурство электромеханику, который стоял вахту с восьми до двенадцати. Но после обеда, когда он вышел к трапу поглазеть на причал, кто-то из проходящей группки негров, самый вертлявый, окликнул его:
— Чиф! Ты на причал не ходи, а то мы тебе это… — И он резанул себя ребром ладони по горлу.
Вот тут Пашинцев уже и в самом деле струхнул и моментально удрал в надстройку.
Через пару часов был отход, так что неграм своё намерение осуществить не удалось, а Пашинцеву больше никогда не пришлось побывать в Конакри.
25.09.2021
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Морские истории предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других