Многое известно про Российский императорский флот постройки 1881 — 1894 годов. Он был с трудом построен и героически погиб. Но могло бы быть по другому? Какие решения наши предки отмели и по каким причинам? Возможно ли, что от решения конструктора-судостроителя история пошла в другом направлении? Что бло бы, если вместо одних кораблей построены были другие? Под влиянием каких школ создавались корабли Российского флота? Какое влияние могли оказать на ход Русско-японской войны? Расскажет эта книга
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Варианты выполнения судостроительной программы 1881 года. Влияние на Русско-японскую войну 1904—1905 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Принятие новой судостроительной программы
К моменту восшествия на престол императора Александра III2 Российский императорский флот находился, по выражению брата императора, великого князя Алексея Александровича, сменившего 14 июля 1881 года великого князя Константина Николаевича на посту верховного командования над флотом, в состоянии:
«застоя и слабости».
Впрочем, о предшественниках редко говорят иначе. Для обсуждения вопроса о будущем составе флота была учреждена по приказанию Алексея Александровича особая комиссия, в которую вошли такие видные деятели, как: генерал-адъютанты Андрей Александрович Попов (воевал в Крымской войне, ходил с эскадрой к берегам Северной Америки), Григорий Иванович Бутаков (бывший командир знаменитого парохода-фрегата «Владимир»), Степан Степанович Лесовский (Один из организаторов Русского общества пароходства и торговли, а в 1863 году командовал эскадрой направленной к берегам США), вице-адмиралы Василий Александрович Стеценко3 и Ивана Алексеевич Шестаков.
Именно при управляющем Морским министерством Шестакове была разработана первая долгосрочная программа строительства военно-морского флота на двадцать лет, с 1883 по 1902 годы. Морскому министерству приходилось постоянно бороться с Министерством финансов за каждый дополнительный рубль, выделенный на флот.
В начале 80-х годов состояние российских финансов ухудшилось, во многом из-за враждебного отношения европейской и американской диаспор, которые были возмущены антиеврейским движением в России. В некоторых городах, особенно на Украине, происходили еврейские погромы. Министр финансов Н. Х. Бунге прямо говорил, что:
«при враждебном к России настроении нельзя рассчитывать на выгодные и значительные операции за границей. Внутренний заём также зависит от положения еврейских дел, потому что главные финансовые средства в России находятся в руках евреев».
Несмотря на попытки министра финансов Н. Х. Бунге убедить моряков пересмотреть и сократить свои запросы, Шестакову и великому князю Алексею Александровичу удалось отстоять финансирование благодаря поддержке императора Александра III, который был сторонником усиления российского военно-морского флота.
В России же необходимый для судостроительной программы кредит в 242 360 160 рублей растягивался с 1882 по 1902 годы. Для Балтийского флота выделяли большую его часть в 169 797 200 рублей или 70%. Данная цифра составляет 8 489 860 рублей в год. Совещание обсудило задачи флота в связи с основами внешней политики России и наметило на следующие 20 лет морские задачи и программу судостроения Стоит заметить, что срок в двадцать лет, выбран не по каким-то «мудрым» соображениям учитывающим: состав флотов других стран, новые проекты кораблей, политику государства на два десятка лет вперед. Нет! Просто подобное количество кораблей, на общую стоимость в 242 миллиона 360 тысяч 160 рублей (какая точность!), возможно было профинансировать только лишь за двадцать лет, по состоянию экономики на конец 1881 года. Следовательно, участники совещания соглашались, что российских кораблей всегда будет меньше, чем у вероятного противника, так как Англия и Франция могут построить подобное количество кораблей за семь или восемь лет.
Особое совещание приняло следующие решения:
1) На Чёрном море: первой заботой по восстановлению активных морских сил должно было стать возрождение Черноморского флота. Флот должен был иметь безусловное превосходство над Османской империей, для овладения Босфором и переброски десанта в 30 тысяч человек.
2) На Балтийском море: состав Балтийского флота должен был приобрести первостепенное значение на этом театре по сравнению с флотами других держав. Необходимо было создать незамерзающую базу, так как зимой флот вмерзал в лед.
3) В Тихом океане: в случае столкновения с Китаем или Японией — откомандирование в воды Тихого океана сильных боевых эскадр из Балтийского и Черноморского флотов. Также необходимо было располагать достаточным количеством крейсеров для защиты интересов России от покушений европейских держав.
В объяснительной записке к проекту 20-летней программы судостроения на период с 1881 по 1900 год включительно было сказано:
«Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь то в Балтике или в Чёрном море».
Таким образом, стратегия поставила перед флотом следующие требования:
1) Главная задача — господство на Чёрном море.
2) Задача Балтийского флота — иметь превосходство над Германией.
3) Балтийский флот также должен был комплектовать крейсерскую эскадру для Тихого океана и выполнять роль резерва для Дальнего Востока.
Морское министерство разработало обширную кораблестроительную программу на 20 лет, с 1881 по 1900 год. Её утвердили 20 мая 1882 года. Согласно этой программе, планировалось построить 217 военных кораблей, включая 26 броненосцев, 32 крейсера первого и второго рангов, 28 канонерских лодок и 131 миноносец.
Реализация программы началась в 1883 году. Тогда на верфях Санкт-Петербурга для Балтийского флота заложили броненосец и два крейсера, а на верфях Николаева и Севастополя — три броненосца и четыре миноносца для Черноморского флота.
В целом, эти решения и программа судостроения отражали стремление России укрепить свои позиции на морских театрах и обеспечить свою безопасность в условиях меняющейся военно-политической обстановки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Варианты выполнения судостроительной программы 1881 года. Влияние на Русско-японскую войну 1904—1905 годов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2
Не будем забывать, что дед Николай I — сын Софии Марии Доротеи и так далее, уже русский на 12,5%. Он взял в жёны немку, известную, как Александра Фёдоровна. У пары родился ребёнок — Александр II. Русской крови текло в нём — около 6,25%. Женой этого правителя стала Максимилиана Августа Гессен-Дармштадская, которую начали величать Марией Александровной. Она тоже немка. И Александр III, как и его брат Алексей были русскими всего на 3%.
3
Стеценко был адъютантом В. А. Корнилова, А. С. Меншикова, великого князя Константина Николаевича. Перед первой обороной Севастополя заведовал юнкерами Черноморского флота. Именно он был первым русским офицером, которого увидели интервенты при высадке у Евпатории. После войны командовал различными кораблями, в том числе броненосными. Командир первого большого броненосца России «Первенец». Тесно был связан с Морской академией и Морским корпусом, занимался воспитанием молодёжи, дослужился до полного адмирала, был членом Русского географического общества.