1. книги
  2. Книги о войне
  3. Алексей Николаевич Кукушкин

От «Варяга» до истории учебника

Алексей Николаевич Кукушкин (2024)
Обложка книги

Перед Вами книга-исповедь, книга-откровение, способная заменить пятнадцать других книг. Часто начало произведения не раскрывает его до конца, да и автор не в состоянии провести полноценный диалог.В данном произведении я собрал лучшие моменты моих книг и спешу поделиться ими с Вами. Я рассказываю что мною двигало и какие темы волновали на протяжении 2018 — 2022 годов включительно. Мы вместе сможем пройтись от Русско-японской войны, до Греческой революции и 1-й мировой войны на стороне Двуединой монархии. Воспарить в небе на всех Цепеллинах и погрузиться под воду нацеливая на врага пневматическую торпеду. Участвовать в абордаже японского броненосца с испанскими морскими пехотинцами и всаживать снаряд за снарядом с японские броненосные крейсера. А в конце книги я упомяну «Историю учебника по истории» и остановлюсь на теме на сколько призрачны наши знания об этом предмете.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От «Варяга» до истории учебника» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что меня подвигло писать книги

Все знают, как надо писать книги. Работа состоит из придумывания: сюжета, запоминающихся персонажей, антигероя, локаций, трудных испытаний, в которых герой проявляет себя и становиться лучше, приобретая друзей и артефакты. Но, когда я начинал своё творчество, то ничего этого не знал, от слова абсолютно.

С самого раннего детства я рос любопытным мальчиком. Воспитывался я во времена позднего Советского союза и через моё детство и юность, а также через трудные времена для моей семьи, которая, в конечном итоге разрушилась, прошли знания и ценности, которые были в той великой стране.

Я смотрел советский телевизор. В том, черно-белом «Рекорде», который иногда приходилось переключать плоскогубцами, без использования пульта дистанционного управления, совсем не было рекламы! По телевизору показывали позитивные новости, в которых рассказывалось о: надоях, урожаях, трудовых подвигах жителей СССР и всячески клеймили милитаризм США. Более того, на улицах не было рекламы тоже. По дорогам, которые были, стоит признать, с ямами, ездили настоящие автомобили, изготовленные, до последнего винтика, на отечественных предприятиях: Волги, Жигули и Москвичи, а грузовой автотранспорт был представлен автомобилями марок: ЗиЛ и КамАЗ. Автобусы на дорогах ездили: Луаз и венгерский Икарус желтого цвета. В небе летали советские самолеты фирм: Туполев, Ильюшин и Антонов, а также многих других.

Вообще, товары стран СЭВ1 у нас присутствовали, от одежды, мебели из ГДР и помидоров из Болгарии, про которую говорили: «Курица не птица, Болгария не заграница».

Люди, которые ходили по улицам, одеты были не очень разнообразно и полки от обилия товаров не ломились. Но не голодали, зато, не было в продуктах консервантов, а следовательно и вреда для здоровья. На улицах были установлены аппараты для разлива ароматной газировки и лимонада. В них были обычные стеклянные стаканы и все из них пили! Никакой одноразовой посуды не было и в помине. Бывало, ездили в Москву за колбасой и мясом, одеждой и игрушками. Один раз, я помню, уже во времена Перестройки2, ходил с дедом в пять утра, стояли в очередь за хлебом.

В праздники: День труда и День победы ходили на демонстрации, и все люди были позитивные, поздравляли друг друга. Не было в обществе озлобления и социального расслоения. Труженики на заводе и селе знали, что все бытовые вопросы можно было решить, если обратиться в Городской комитет партии, а партия тоже была одна — КПСС.

Не скажу, что был рай, в том государстве, который назвался СССР, но люди жили неплохо, выделялись квартиры, предоставлялись санатории и дома отдыха. Кто хотел, тот мог заработать и в той стране. Другой вопрос, что на заработанные деньги многого было не купить, но что было, то было.

Недостаток информации, которые советские дети и люди, я это тоже ощущал, не получали из телевизора, газет и книг компенсировались журналами. На них оформлялась подписка, журналы сшивали и хранили. Пользовались особенной популярностью следующие издания: Наука и Жизнь, Огонек, Мурзилка, Моделист-конструктор, За рулем, Вокруг Света, Веселые картинки, Крокодил и другие. В них рассматривался весь аспект жизни человека, отраженный в статьях разных авторов. Материал проходил редактуру и корректуру и из многих выбирался только лучший. Это не была пустая не проверенная писанина зажатая сроками, типа коротких статей, от чтения которых только сумбур в голове. Статьи обладали идеей и сюжетом. Они позволяли читателю что-то узнать, обрести навыки и дополнить существующие. Материал запоминался и позволял читателю не только сделать собственные выводы, но и изготовить необходимые вещи самостоятельно используя подручные материалы и тем самым не только самореализоваться в существующей системе, но и улучшить свой быт.

В Советском союзе, во всю, действовала цензура и чертежи той или иной военной техники найти было совершенно невозможно. В книгах и газетах про Революцию, даже старый, для 1985 года, крейсер «Аврора», давался схематично, впрочем, как и героический крейсер «Варяг». Но именно в те годы, у меня возник первый вопрос, с которого начался мой путь к знаниям: «Почему у одного крейсера три трубы, а у второго четыре?»

И пусть, все эти многочисленные знания не сделали меня: более состоятельным, сильнее, ловчее, красивее, но путь по обретению новых знаний подобен маршруту первооткрывателей новых земель, поиску Эльдорадо, а когда знания совмещаются, накладываются одно на другое, дополняют, блестят и открывают путь к новым мыслям и дорогам, то поверьте мне, это непередаваемо. Я очень хочу именно данным процессом с Вами поделиться, как позволит мой словарный запас и мыслительный процесс.

Рисунки современных больших противолодочных кораблей и атомных подводных лодок, вызывавших неподдельный интерес, публиковались тоже, но лишь в виде схематических набросков. Тем более, разведки врага все знали, а от собственного народа достижения и свершения скрывали. Так что, можно сказать, первую информацию о вооружениях, бралась из журналов.

Все журналы иметь было невозможно, копировальной техники в пользовании населения не было, от слова совсем, и приходилось ходить в библиотеку и просто читать множество журналов, разных лет издания. Чтобы срисовать рисунок с журнала использовалось стекло, под которое ставили лампу, на него клали журнал с рисунком и чистый лист бумаги, по которому и водили карандашом или шариковой ручкой.

Отдельно можно сказать о моделизме. Так как к модели любой техники, в разобранном виде, выполненной из пластмассы, как правило, прилагалась детальная инструкция и еще статья о её создателе и боевом пути, то я страстно просил взрослых приобрести все те модели, которые были в продаже.

Одновременно их было не очень много, но со временем, коллекция из трех десятков моделей: самолетов, вертолетов, автомобилей и танков у меня образовалась. Все инструкции я собирал в отдельную коробочку и периодически перечитывал, до запоминания. Модели позволяли понять мне форму корпуса, задуманной конструктором, той или иной страны, а также способы взаимодействия их между собой. При вращении в руках моделей техники выяснилось, что немецкая техника была более угловатой, американская роскошной и большой, англичане стремительны, а французы более эстетично обтекаемы.

В случае с самолетами, я изучал, как один может сбить другого или фигуры пилотажа. В случае с кораблями, было любопытно: чем они стреляют друг в друга, бронирование, силуэт и скорость, и так далее…

Моделей техники было немного, а в книжках я читал и про парусные корабли, времена пиратов и более поздние дредноуты. Их тоже хотелось покрутить в руках, разрушить и создать заново. В подобной мысли мне помог пластилин и бумажное моделирование.

В первом случае я создавал целые эскадры парусников, которые сражались друг с другом, грузились золотом (круглыми желтыми шариками) их брали на абордаж, переделывали торговые корабли в военные, путем установки дополнительных орудий по бортам, а капитаны в примитивной форме общались, кто кого победит (это было примитивным способом познания искусства диалога).

Бумажные модели кораблей добавляли в нарисованный мир объема. Когда из плоского картона, различной толщины, получались объемные модели: галеонов, парусников, ракетных катеров, пассажирского парохода, а потом всё это можно было в песочнице реально сжечь и поглядеть, как может гибнуть, тот или иной корабль. Зрелище завораживало и порождало в голове еще большее количество вопросов. Вот лишь некоторые из них:

1)

Как рождаются и гибнут корабли?

2)

Как спасается экипаж?

3)

Почему один корабль может потопить другой?

4)

Нельзя ли создать непотопляемый корабль и что для этого требуется?

После знакомства с основными видами военной техники возник ещё вопрос: «В каких морях подобные корабли плавали?»

Получилось первое знакомство с географией, по картам доступным в СССР, очень качественным, хочу заметить и школьным контурным картам, которые я зачёркивал зачем-то ручкой, видимо обозначая захваты территории, теми или иными сторонами конфликта.

Одним из доступных развлечений моего детства, современные дети назвали бы его странным, стало — нарисовать продольный чертеж того или иного судна или подводной лодки. На схеме в обязательном порядке обозначались: котельное и машинные отделения, медицинский кабинет, каюты капитана с мебелью, крюйт-камеры, помещений, где хранятся снаряды и заряды, труб подачи боеприпасов, орудий и боевой рубки, якоря, канаты и многое чего прочее.

Разумеется, если нарисовать десяток судов одного временного периода, то возможно и сражение между ними. Но тут возникает вопрос позиционирования кораблей на карте.

В данном вопросе весьма помогла «Советская Военная Энциклопедия», в которой морские сражения при: Афоне, Трафальгаре, Абукире и другие, даны в схемах, на которых всё было просто и по-военному понятно. Какой корабль, когда, где и с кем сражается. Опять же, капитаны, офицеры и моряки, с того или иного судна имели своё мнение, на каждый боевой эпизод. Мой нарисованный флот начал беспощадное уничтожение друг друга, отыгрывая и времена парусного флота, русско-японской войны 1904 — 1905 годов и первой мировой войны.

Напомню, в 1990 годах, компьютеров не было, всё приходилось рисовать на листочках в клеточку от руки, занимало много времени, но было чертовски интересно.

Когда появились первые компьютеры и игровые приставки: «Спектрум», «Денди», SEGA, внимание, разумеется, было приковано к ним и книги с моделями отошли на второй план. Простыми игрушками для ПК насытились почти сразу. Но на «Спектруме», например, была игра «Бисмарк», где требовалось управлять знаменитым кораблем в походе. Программа предусматривала, расстрел сперва, британских броненосных крейсеров, а затем, и британские линейные корабли, а также требовалось расстреливать из орудий противовоздушной обороны английские торпедоносцы-бипланы «Суордфиш» (Рыба-меч).

На «Спектруме» существовало множество стратегий, где передвигаешь войска по шестигранным полям, посвященных событиям Второй мировой войны: Сталинградской битве, Блицкригу (нападение Германии на СССР в 1941 году), сражениям в Северной Африке, как на раннем этапе, так и про то время, когда там высадились союзники, а также многим другим. Что заставляло пытливый ум подростка интересоваться военной историей и получать различную информацию. Так сказать, происходило слияние действий из игр и энциклопедических знаний.

На приставке марки Sega существовала замечательная игра про войну на Тихом океане в 1941-1945 годах, где помимо отражения всех кораблей, задействованных в операции, была возможность их распределить по своему усмотрению, отремонтировать, построить новые и отправить в любом составе в тот или иной регион. Я прошел, в начале, компанию за США, а затем, и за Японию, увидев, как японский милитаризм мог бы выиграть битву за Тихий океан.

К середине 1990-х годов, широко стали распространяться журналы-справочники по военным флотам различных государств: Первой мировой войны, второй мировой войны, справочники по кораблям СССР различных типов и флотам США и Великобритании, что вызывало неподдельный интерес, желание сравнивать и смоделировать столкновение, например, советского миноносца типа 956 и тяжелого «Вашингтонского» крейсера Великобритании, а также возможна масса других вариантов. Я был поражен, сколько много построено кораблей разных марок, моделей типов самого разного предназначения.

Но, для написания, чего-либо стоящего внимания, требовалось помимо базовых знаний еще и свободное время. Оно появилось лишь в армии на втором году службы. Как правило, часов до 13 — 15 я заканчивал с корреспонденцией, и до 17.00 у меня была пара часиков ежедневно.

Примечания

1

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949–1991 годах. Организация создана по решению экономического совещания представителей Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран — членов в порядке названий по русскому алфавиту.

2

«Перестройка» — это общее название, которое используется для обозначения масштабных изменений в экономической и политической системах СССР. Эти изменения были инициированы генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым в период с 1985 по 1991 годы. Официально началом перестройки считается апрель 1985 года, но фактически серьёзные социально-экономические и политические преобразования в стране начались в 1987 году, когда на январском пленуме ЦК КПСС было объявлено о новом государственном курсе. Перестройка задумывалась как комплексная реформа советского общества, которая стала необходимой к середине 80-х годов. На начальном этапе (1985-1987) она имела некоторые успехи, но в дальнейшем привела к потере контроля над страной, экономическому кризису и распаду Советского Союза. В результате этого процесса страна превратилась из единого государства в исторический регион с 15 международно признанными государствами и несколькими непризнанными.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я