Книга адресована читателям, желающим познать и обрести себя. Узнать, каков человек здоровый и человек больной. Узнать, что болезнь это путь, который нужно пройти. Людям же свойственно падать и скоро восставать от падения, сколько бы раз это ни случалось. В болезнях, которые поражают людей, заключены возможности для развития и совершенствования. Жизнь в мире противоречий и контрастов полна ошибок и служит для обретения пути обратно к единству. «Администрация сайта Литрес не несет ответственности за представленную информацию. Могут иметься медицинские противопоказания, необходима консультация специалиста»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Человек в пути и болезнь как путь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава III. Теософское учение о человеке
В литературе описано много высказываний и концепций по поводу моделей «устройства» физического и тонких тел человека, и делают это по-разному. А. Свияш приводит следующее высказывание: «Человек — это сложная субстанция, состоящая из множества тел, одного материального и нескольких тонких».
Мы остановимся вкратце на изложении теософской концепции по работе «Человек и его видимый и не видимый состав» и работе с физическим и тонкими телами по Раджнишу и А. Свияшу.
Теософские учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена, другая же часть остается пока еще в состоянии скрытом. Сознание человека может действовать определенно на том или другом плане Вселенной в зависимости от того, насколько вибрации этого плана достигают до него.
На настоящей ступени развития человек вполне сознателен только на физическом плане, потому что только одно его физическое тело, проводник всех физических ощущений, развито вполне. Но, хотя на настоящей ступени развития человек и не осознает астрального и ментального планов жизни, он все же живет на этих планах каждый раз, когда чувствует, мыслит или испытывает вдохновение. И чем сильнее он чувствует и мыслит, тем полнее переносится его сознание из физической сферы в астральную, в мир чувства, или в ментальную, в сферу мысли.
Таким образом, человек живет одновременно в трех мирах: физическом, астральном и ментальном, причем то одна, то другая часть его сложной природы призывается поочередно к деятельности.
Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна включает три высших начала, а другая — четыре низших.
Первая, называемая высшей Триадой, есть неумирающая часть человеческой природы, бессмертная индивидуальность, сохраняющаяся через все воплощения человека. Четыре низших начала составляют его смертную, преходящую природу.
Древнеиндусская эзотерическая психология, принятая Теософией, разделяет его на:
1. физическое тело, которое служит проводником вcex физических отправлений человека;
2. эфирное тело, которое является носителем и проводником жизненной силы;
3. астральное тело, проводник страстей и желаний;
4. ментальное тело, тело мысли, проводник всех мыслительных процессов, совершающихся с помощью мозга.
Это — низшие, преходящие, начала человека.
Высшая, бессмертная Триада человека состоит из:
5. чистого разума, или интуиции;
6. духовного начала;
7. божественного начала, бессмертного Я.
Все эти начала человека представляют полную аналогию с различными сферами Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания. Для сознательного соприкосновения человека с этими различными сферами Космоса человек должен довести до полного развития те проводники, которые имеются в зачаточном состоянии у каждого человека, но которые у большинства современных людей находятся еще на пути к развитию. Так, способность ясновидения в астральной сфере может развить в себе только тот, кто, очистив свои эфирный и астральный про водники строго соблюдаемой диетой, определенным ритмом жизни и воздержанием во всем, добьется того, что проводники эти начнут отчетливо отвечать на вибрации астрального мира. Ясновидение в ментальной сфере требует высокой степени сосредоточения мысли; проникнуть же в сферу Будхи, или чистой духовности, может лишь тот, у кого сильно развита способность любить. Для людей равнодушных, не способных сильно любить и сострадать, эта сфера недоступна.
Начнем наше изучение человека с физического тела.
1. Физическое тело
Физическое тело известно ученым во всех подробностях, но мы не находим в научных исследованиях того объединяющего начала, которое давало бы возможность поставить в живую связь со всей Вселенной и превратить в одно стройное целое всю ту гору разнородных исследований, которая нагромождена учеными специалистами. Такое объединение дают нам — учения Теософии.
Западная наука начинает постепенно склоняться к принятию теософического взгляда на человека, по которому его организм состоит из бесчисленных «бесконечно малых жизней», строящих его оболочки. Наиболее крупные из этих «жизней» известны физиологии под именем микробов, бактерий или бацилл, но среди них микроскопу удалось открыть лишь гигантов, которые в сравнении с остальными атомистическими бесконечно малыми существами — то же, что слон по сравнению с инфузорией.
Каждая физическая клетка является живым существом, одушевленным лучом «праны», жизне-силы Вселенной; тело клетки состоит из молекул, которые ассимилируются и затем выбрасываются, вдыхаются и изгоняются, тогда как душа клетки сохраняется, остается неизменной при этой постоянной смене материи. Эти бесконечно малые «жизни» циркулируют по органическим сплетениям, проникают в клетки и выходят из них с необыкновенной быстротой, подвергаясь при этом все время воздействию психических сил человека, которые пропитывают их то злым, то добрым влиянием.
Мы выбрасываем из себя непрестанно миллионы этих «жизней», которые вступают немедленно в окружающие царства природы, перенося туда энергии, которые они развивали внутри нашего организма. При этом они вносят в новые организмы, куда вселяются, те свойства, которые получили от нас, от психических сил нашего организма, и таким образом они разносят или возрождение, или разрушение, служат или улучшению, или порче окружающего мира.
Микробы, населяющие человеческое тело, можно обозначить как молекулярные колонии. Они разделяются на «Созидателей» и «Разрушителей». В нашей арийской расе в течение первых 35 лет жизни человека преобладают первые, а затем начинают преобладать вторые, вследствие чего и возникает сперва медленное, а затем все более быстрое разрушение нашего тела.
Работа в нашем организме клеточек, выбирающих из крови то, что им нужно, представляет собой чисто физическое сознание. Оно совершается без всякого участия со стороны нашего, человеческого, сознания. «Бессознательная память», как ее называют биологи, есть память именно этой, чисто физической сознательности. Мы чувствуем не то же самое, что чувствуют клеточки. Боль от раны ощущается мозговым сознанием, но сознание молекулярного агрегата, называемого нами клеточкой, заставляет ее торопиться восстановить поврежденные ткани, и это ее действие остается вне сознания мозга. Память молекулы заставляет ее повторять ту же деятельность снова и снова, даже когда минует опасность: отсюда являются рубцы на ранах, шрамы, наросты и т.д.
Смерть физического тела наступает тогда, когда удаление из него физической энергии, управляющей «бесконечно малыми жизнями», дает этим последним возможность идти каждой своим путем. Тогда «бесконечно малые жизни», не связанные более между собой, рассыпаются врозь и наступает то, что мы называем разложением. Тело делается круговоротом никем не управляемых «бесконечно малых жизней», и его форма, бывшая результатом планомерного соотношения, разрушается от избытка их индивидуальной энергии.
2. Эфирное тело
Современная наука пришла к тому, что все изменения, происходящие в мускулах, клетках или нервах живого организма, сопровождаются электрическими явлениями. Всегда же, когда происходят электрические явления, должен быть налицо эфир; и действительно, человеческий организм весь проникнут эфиром: ни одна частица физической материи не соприкасается с другой, все частицы окружены эфиром. Эфирное тело, или эфирный двойник, человека состоит из частиц эфира, который проникает все твердые, жидкие и газообразные частицы физического тела, обволакивая каждую частицу эфирной материей и представляя собой в общем совершенный дубликат плотного тела.
Для ясновидящего эфирное тело хорошо видимо, и даже экспериментальная химия различает четыре вида эфира: световой, тепловой, химический и жизненный.
Наука начинает уже изучать его. Так, в интересном труде доктора Погорельского «Электрофотосфены и Энергография как доказательство существования физиологической полярной энергии, или так называемого животного магнетизма, и их значение для медицины» (С.-Петербург, 1899 г.) можно найти воспроизведение целого ряда фотографических снимков, на которых ясно можно видеть как некоторые элементы, из которых cлагается эфирный организм человека, так и излучения его. Над исследованием эфирного тела и его излучениями много потрудились французские доктора Люис и Барадюк и целый ряд других исследователей, таких, как Дюрвилль, Роша, Наркевич, Иодко и многие другие.
Эфирное тело можно рассматривать и как архитектора, который созидает и поддерживает связь между физическими частицами тела, который распределяет и соединяет в определенные сочетания физические молекулы, и как проводника жизненной силы, праны.
Одна из функций эфирной части селезенки состоит в том, чтобы воспринимать солнечную энергию (прану), которая разлита в окружающей нас атмосфере; введенные в человеческое тело бесцветные частицы праны принимают прекрасную розовую окраску и, подобно кровяным шарикам, пробегают как по всем артериям и венам, так и вдоль нервных сплетений. Что этот поток праны необходим для правильной деятельности нервной системы, можно вывести из того, что когда он искусственно задерживается, получается полное прекращение чувствительности. Посредством магнетических пассов можно достигнуть полного оцепенения той части тела, на которую направлено воздействие магнетизера; оцепенение это носит тот же характер, что и при нарушенном кровообращении, например, при отмораживании, но имеющие дело с воздействиями магнетических токов знают, что нарушается при этом не кровообращение, а приток жизне-силы, или праны: нервы остаются вполне неприкосновенными, но они перестают служить передаточным аппаратом, так как пробегающая по ним прана попала в зависимость от сознания магнетизера.
Людям, у которых уже раскрылось более тонкое внутреннее зрение, эфирное тело представляется серовато-фиолетовым; от него во все стороны исходят короткие, бледно-голубоватые лучи, так называемая аура здоровья. По характеру этой ауры можно судить о состоянии здоровья человека: у здорового человека лучи все перпендикулярны относительно поверхности тела и параллельны друг другу; у больного же они как бы опадают вниз и спутаны, особенно в той области тела, которая поражена боязнью.
Излучения эти являются не только показателями хорошего или плохого состояния здоровья, но и средством защиты. Так как эти лучи представляют собой — рядом с чисто физическими выделениями (например, солей) — струящиеся из тела токи избыточной жизненной силы, то они, при нормальной напряженности, отталкивают от поверхности тела невидимых болезнетворных агентов, напоминая колесо, которое своим движением разбрасывает прилипающие к нему частицы.
Таким образом здоровая аура предохраняет человека от заразных заболеваний, как магнитное поле земли защищает ее от жестких излучений космоса. Когда же организм истощен и сила тока ослабляется, зародыши бактерий проникают свободно в организм и вызывают различные заболевания. Следует сказать, что слабый организм, лишенный обильного потока праны, бессознательно действует как губка, вбирая в себя избыток праны здорового человека, и иногда с такой энергией, что вызывает временное истощение у вполне здорового человека.
Прана. Говоря о физическом теле, мы упомянули прану. Древняя мудрость учит, что вся Вселенная со всеми ее мирами, людьми, животными, растениями, минералами и атомами погружена в великий океан Жизни, вечной и неизменной. Этот великий океан Жизни древние Индусы называли Джива и утверждали, что вся Вселенная есть только проявленная Джива, ставшая объективной, замкнутой в ограниченные формы. Они учили, что каждый организм, начиная от крошечной молекулы до величайшей планеты, присваивает себе частицу Дживы, или всемирной Жизни, и эта частица становится его собственной жизнью. Вообразите себе живую губку, погруженную в воду океана, которая окружает и пропитывает ее всю. Вода океана циркулирует по всей губке, заполняя каждую ее пору, и мы можем представить себе и весь океан, и ту его часть, которая проникла в губку, если мысленно отделим часть от целого и возьмем то и другое в отдельности. Каждый организм можно сравнить с такой губкой, погруженной в океан Дживы содержащей в себе частицу этого океана, ставшую ее «дыханием жизни».
В Теософии эта частица всемирной Жизни, заключенная в человеке, называется праной и вместе с эфирным телом составляет второе начало человеческого организма. То, что в еврейском св. Писании называется Nephesh, «дыхание жизни», вдунутое в ноздри Адама, не есть одна только прана, но прана в соединении с третьим, астральным, началом человека, началом страсти и желания. Эти два начала вместе и составляют то, что в эзотеризме носит название «Искры Жизни».
3. Астральное тело
Мы только что рассмотрели физического человека с его более тонким, но все же физическим эфирным двойником, а теперь мы перейдем к сверхфизическому началу его сложной природы, к астральному телу.
У нас нет времени выяснить, что такое астральный мир, и мы можем дать поэтому только несколько самых общих указаний. Астральная материя проникает физическую таким образом, что каждый физический атом со своей эфирной оболочкой отделен от каждого другого атома бесконечно более тонкой и подвижной астральной материей. Но материя эта обладает совершенно иными свойствами, чем физическая, и она невидима для нас потому, что мы еще не развили органов для восприятия ее. Мы стоим к астральному миру совершенно в том же положении, в каком слепорожденный стоит к физическому миру; он не видит его, хотя этот мир все же существует. Или в каком, мы стоим к миру бесконечно малых величин. Они не существовали для нас, пока не были изобретены такие вспомогательные аппараты, чрезвычайно усиливающие наше зрение, как микроскопы. Но и на нашей ступени развития встречаются люди, которые способны воспринимать тонкие вибрации астрального мира и до некоторой степени видеть астральные явления. Такие люди носят название ясновидящих.
Но хотя мы и не видим астрального мира, мы постоянно живем в нем, так как все наши чувства, страсти, эмоции и влечения принадлежат этому миру и имеют свои центры в нашем астральном теле. Все наши свойства, окрашенные элементом страсти, все, что можно назвать жаждой чувственного существования, жаждой материальных наслаждений, «алчностью плоти», имеет своим источником астральное начало человека. В действительности центры высшей астральной деятельности, носящие на Востоке название чакры, или светящихся колес, у неразвитого человека едва заметны. На этой ступени человек требует для своего развития сильных ощущений всякого рода, чтобы его внутренняя природа не переставала получать энергичные толчки к деятельности. Чем многообразнее и сильнее ощущения, тем лучше для внутреннего роста человека.
Астральное тело беспрестанно меняет свой состав под влиянием игры страстей, желаний и волнений. Если они доброкачественны, они укрепляют более тонкие частицы астрального тела, а грубые составные части — выбрасывают и заменяют их более тонкими материалами.
4. Ментальное тело
Четвертое, интеллектуальное, начало человека, проводником которого служит «ментальное тело», принадлежит к тем низшим составным началам человека, которые разрушаются после каждого воплощения. Они являются выражением его личности. Но результаты каждого воплощения, самая суть, синтез, если можно так выразиться, всех физических, психических и умственных переживаний человека сохраняется в его высшей, бессмертной, природе.
Строение ментального тела необычайно тонко, материя высшей сферы (ментальной), из которой оно состоит, неуловима не только для физического зрения, но и для астрального; она — в постоянном движении, в постоянном звучании и в постоянных переливах световых оттенков. Развивается ментальное тело приблизительно так же, как и астральное, путем очищения мыслей и воображения, путем введения в сферу сознания все более широких областей Вселенной, путем утончения всех представлений человека, но в этом проводнике имеются и особенности, которые отличают его от эфирного и астрального тел. Оно не cоответствует формам человека, а имеет овальную форму и увеличивается в объеме по мере того, как развивается и ширится сознание человека. Все наши мысли имеют свой источник в нем, и затем уже переходят в астральный и физический центры.
У неразвитого человека ментальное тело невелико.
Чужие мысли, которыми большинство довольствуется, не развивают его, оно развивается внутренним претворением идей и понятий. Активный процесс мысли, очищенный от дурных страстей и направленный на благородные цели, заставляет в буквальном смысле расти наше ментальное тело. У высокоразвитого человека оно представляет собой прекрасное зрелище быстро пульсирующих нежных и ярких световых оттенков.
По мере освобождения своего от страстного начала, ментальный проводник становится господином над смертной природой человека, его истинным руководителем и органом его свободной воли. Ради этого разум должен подчинить себе страсти, которые держат волю человека в плену, ибо пока не будет побеждено астральное начало, желание будет господином над волей человека. Эта идея существовала всегда, во все времена и у всех народов; отсюда все мифы о борьбе с драконом, который всегда служил символом низшей природы человека.
Из сказанного становится понятным, почему древняя мудрость придает такое великое значение воспитанию ума. «Человек делается тем, о чем он думает» — говорится в Упанишадах. Мы на Западе придаем значение нашим поступкам, но мало обращаем внимания на то, что мы думаем. А между тем способ нашего мышления — важнейший двигатель нашего внутреннего развития. Ясное, последовательное мышление, проникнутое бескорыстием и внутренней правдой, очищает наш ум от низшего, страстного, начала и ведет нас к соединению с источником нашего сознания, с нашим высшим Я.
Кроме того, очищая и развивая наш ум, мы делаем его проводником доброй силы для окружающих, потому что ничто не передается так легко другим, как наши мысли; вся среда, окружающая нас, наполнена магнетическими токами мысле-образов; если ум работает вяло и неопределенно, в него легко входят всякого рода чужие мысли; если же вибрации ума энергичны, определенны и благородны по своему характеру, они будут притягивать только себе подобные мысли и отталкивать злые и нежелательные.
Мало того, от содержания нашего ума, от силы и богатства нашего сознания, от качества нашего ментального тела зависит весь характер нашей посмертной эволюции в промежутке между двумя воплощениями в том высшем мире, который на Западе называется Небом, а на Востоке — Деваканом. Все личное, корыстное, страстное уничтожается — как мы видели — вместе с личностью; сохраняется лишь содержание нашего сверхличного сознания, все, что мы без отношения к своему себялюбию продумали, поняли и восприняли, весь духовный опыт нашей земной жизни собирается в нашем ментальном теле, и наша небесная жизнь после перехода из чистилища проходит в том, что весь этот принесенный материал, весь наш жизненный опыт перерабатывается в душевные силы, качества и дарования, в свойства нашей бессмертной индивидуальности.
Когда это претворение совершилось и весь результат пережитой жизни проник в бессмертную душу, передался Мыслителю (высшее неумирающее сознание человека), тогда и ментальное тело, в свою очередь, разрушается и человек сбрасывает свою четвертую, и последнюю, оболочку.
Все наше будущее зависит от того, какого качества был материал, принесенный нами из земной жизни, и то, что мы смутно представляем себе как небесное блаженство, зависит единственно от того, какие мысли и какие чувства и стремления наполняли душу человека во время земной жизни. Если они были хороши — блаженство его небесного пребывания будет велико и продолжительно, если ничтожны и нечисты — он не будет испытывать блаженства, потому что высокие вибрации духовного мира не найдут ответа в его душе.
Высшее начало человека — Бессмертная душа
Бессмертная душа человека, или Триада, которой в теософической литературе дается индусское название Атма-Будхи-Манас, соответствует Божественной Троице, три Ипостаси которой, по развиваемой ими деятельности, можно перевести на язык человеческих понятий как Воля — Мудрость — Деятельность. Это начало человека имеет своим источником Божественную Жизнь, и оно-то и представляет собой истинную суть человека, его бессмертную индивидуальность, его высшее, непреходящее Я.
Наша смертная природа, состоящая из физического, астрального и ментального проводников, еще не составляет человека. Чтобы стать человеком, необходимо, чтобы эта смертная природа соединилась с бессмертным началом, с тем, что философия называет Монадой человека. С этой точки зрения все физическое бытие человека можно рассматривать сперва как подготовление к этому слиянию, а затем как постепенное развитие, утончение и совершенствование проводников для выражения во времени и пространстве божественной природы человека, для проявления бессмертной самосознающей индивидуальности. Происходит это медленным процессом перенесения всего опыта, сознания, чувствования и воли человека из низшей его природы в высшую.
Два высших аспекта человеческой Триады: Атма и Будхи трудно передать словами, Aтма можно обозначить как Дух, Будхи — как духовную душу, способную вступать в единение со всем сущим и испытывать при этом совершенное блаженство, a Манас — как человеческую душу, вмещающую в себя чистый разум без примеси страстного начала и результаты всех опытов на протяжении всей эволюции человека. Высшее начало человека обладает также своим телом, которое в теософической литературе обозначается непередаваемым выражением «corps causal», «causal body», может быть, наиболее подходящим названием для него было бы выражение aп. Павла
«тело духовное». Это тело по своему строению и свойствам отличается в такой степени от всех доступных нам явлений, что описание его могло бы повести лишь к ошибочным представлениям.
Достаточно упомянуть, что теософические учения о человеке признают «духовное тело».
Maнас, разум человека, можно с полным правом назвать Мыслителем, и мы так и будем называть его при описании его деятельности. Мыслитель пребывает в условиях несравненно более высоких, чем наша физическая Вселенная, и поэтому он не может действовать непосредственно на свое физическое орудие — мозг. Чтобы войти с ним в сношение, он отделяет часть своей сути, и эта отделенная часть, облекаясь в астральную материю, проникает всю нервную систему еще не рожденного ребенка, чтобы стать позднее, когда физический аппарат будет готов, его мыслящим началом. Эта часть Мыслителя, именуемая его отражением, тенью или лучом, и является нашим земным разумом, низшим Maнасом, действующим через посредство мозговых клеток, которые он заставляет вибрировать.
Свет, зажигающий сознание в мозгу человека, одинаково божественного происхождения для всех людей, но как он будет светить в земных условиях, это будет зависеть от свойства страстного начала человека и от совершенства его мозгового аппарата. Возьмем пример: мы можем зажечь много светильников одним и тем же огнем, но сила и чистота пламени будет зависеть от качества светильника и от свойства налитого масла. Так же и тут если страстная природа человека необузданна и груба, она загрязнит чистый свет Maнаса и придаст ему мутный оттенок, если же мозговой аппарат несовершенен, он не даст возможности проявиться свету.
Единственным способом для человека содействовать развитию своей высшей природы является неустанное упражнение в чистой, самоотверженной, полной милосердия любви, которая не ищет «своего», следовательно, и не может желать возврата за свои дары. Любовь вызвала Вселенную к бытию, любовь поддерживает ее, и она же приведет ее к совершенству и счастью.
Истинное Братство всего живого имеет свою незыблемую основу в области Духа (сфере Aтма — Будхи), ибо лишь здесь существует полное единство. Интеллект человека есть начало разъединяющее, оно отделяет «я» от «не я», оно сознает только самого себя, а все остальное познает не по существу, а только по видимостям. Это — начало борющееся, раздробляющее и самоутверждающее, и с точки зрения интеллекта весь мир является ареной вражды и всевозможных столкновений. Но как только человек вступает в сферу Духа, он немедленно начинает чувствовать единство и сознавать, что мы все едины по происхождению, едины по способу нашей эволюции и едины по общей цели нашего бытия и что единственное различие, которое существует между нами, это то, что одни начали свое странствие раньше, а другие позднее, одни шли энергичнее и быстрее, а другие медленнее. Признание всеобщего Братства и стремление осуществить его в земной жизни является самым сильным двигателем для развития высшей природы человека.
«Когда власть любви превзойдет любовь к власти, настанет мир на Земле».
Если подвести итоги всем эзотерическим учениям о человеке, к которым мы сейчас слегка прикоснулись, наше понятие о существе человека расширится почти до беспредельности.
Но, чтобы обосновать все раскрывающиеся перед нами светлые возможности, чтобы процесс эволюции из отвлеченной схемы перешел в понятие жизненное и творческое, чтобы последнее, если можно так выразиться, облеклось в плоть и кровь, для этого необходимо допустить многочисленные существования человека на земле и серьезно изучить этот вопрос.
Вопрос этот разработан в теософических учениях о человеке, в которых идея перевоплощения обоснована. Однако единного мнения по этому вопросу не существует. Некоторые мыслители и святые высказывают мнение о том, что жизнь — это таинство и человек — это тайна.
Если принять учение об эволюции во всем объеме, как развитие духа и постепенное усовершенствование выражающих его жизнь проводников, — тогда самые необъяснимые загадки человеческого существования получают простое и разумное объяснение. И тогда перед нами развернется огромное прошлое, на протяжении которого постепенно созидался наш организм, один за другим возникали наши органы чувств, и через их посредство пробуждалась вся сложная деятельность нашей души. Миллионы лет назад мы были совсем не тем, чем мы являемся теперь, и тысячу лет назад мы также были иными, и точно так же будем мы иными по прошествии новой тысячи лет, а тем более через миллионы лет…
Ширина нашего сознания, сравнительное совершенство нашего организма, свойства наших органов чувств, степень их тонкости и восприимчивости — все это величины не законченные, а постоянно развивающиеся и совершенствующиеся в неустанном процессе творчества.
Поле сознания современного человека и свойство тех проводников, посредством которых он проявляется, только небольшая часть, отрезок, как бы живой сегмент чего-то очень большого, развивающегося на протяжении всей нашей Вселенной, и это «что-то» и есть та бессмертная Индивидуальность, тот истинный человек, который не умирает и не умрет никогда.
Сознание это повышает до неизмеримых размеров ценность человека, но оно же налагает на него и соответствующую ответственность.
Все религии мира говорят о божественной природе человека, и наша религия устами Христа говорит нам: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный». В одном этом изречении скрыты все эволюционные возможности человечества и все его высокое будущее. Никто не может стать божественно совершенным в одной короткой жизни. Для этого нужен великий путь, и путь этот проходится человеком с тех пор, как возникла наша планета. Переходя от физического существования на земле к посмертному существованию в невидимых мирах, собирая опыт в самых разнообразных условиях земного бытия, воплощаясь в различных расах и различных цивилизациях, перерабатывая собранный опыт — в промежутках между смертью и новым рождением — в «новые качества и способности, человек медленно, но неизбежно поднимается к своей истинной цели, к божественному совершенству, к Богочеловечеству, на трудно вообразимую для нашего настоящего сознания высоту.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Человек в пути и болезнь как путь» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других