Это не просто книга о профориентации. Это практический путеводитель, который ведет читателей из точки А («Мне бы хотелось что-то поменять в жизни») до точки Б («Я осознаю свои ценности, возможности, карьерные перспективы, знаю, какие навыки мне для этого нужны и как их получить»). А еще поговорим о том, как учиться эффективно, сохранять мотивацию и управлять временем. Что в основе? Наука. Как написано? Легко и иронично.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кем я хочу стать, когда… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. КОГДА НАДО БИТЬ ТРЕВОГУ?
Для начала — немного статистики.
По данным исследования Skillbox не менее 22% россиян хотели бы круто поменять свою жизнь и сменить профессию. Только представьте! Каждый пятый житель страны не согласен с выбором, сделанным когда-то в подростковом возрасте. И это неудивительно, ведь вероятность правильно определить свою стратегию профессионального развития на всю жизнь — минимальна.
А по опросам ВЦИОМ все еще хуже. По специальности сегодня работает чуть больше половины россиян. Это плохо. Ресурсы тратятся, а результат отсутствует.
Существуют распространенные, «стереотипные» звоночки для смены деятельности:
— ощущение профессионального тупика;
— отсутствие роста и развития;
— отсутствие внутренней мотивации;
— ощущение себя не на своем месте;
— низкая оплата труда;
— трудности с карьерным ростом;
— вынужденная работа не по образованию;
— декрет, переезд, смена планов;
— мечты об удаленке или даже своем стартапе.
Беда в том, что люди часто хотят что-то поменять, но их останавливает непонимание своих перспектив, страх неудачи, безработицы, неуверенность в себе и стереотипы о том, что «уже поздно».
По тем же исследования, 28% желающих сменить вид деятельности проходили профориентационные тесты, но потерпели неудачу.
Стремление понять себя и свои желания — один из трендов современного мира.
Почему так происходит?
Много ли нужно человеку, чтобы ошибиться? Кто-то вовремя не изучил рынок труда, кто-то проиграл в борьбе со стереотипами. Кто-то выбирал по принципу любимого предмета в школе, а кто-то просто послушал родителей. Наверное, все из нас слышали фразы: «Гуманитарии никому не нужны, надо искать денежные профессии», «Девушки не должны работать программистами» или «Какая журналистика? На экономику надо!».
Еще одна распространенная ошибка — вера в профессию “на всю жизнь”. Иногда это еще называют “делом жизни”. Но Господа, давайте честно… Подобная установка совершенно лишает человека права на внутренние трансформации. Мир меняется, в нем появляется много нового. Человек меняется, в нем появляются новые интересы и новые потребности. Так стоит ли рассматривать выбор, сделанный в 17 лет как неизменную программу жизни?
Возможно, это прозвучит грустно, но идеальной профессии не существует. И также не бывает универсальных призваний. Да, найти вариант, который будет вам подходить, соответствовать вашей внутренней зоне комфорта, приносить радость и профессиональное удовлетворение. Но не стоит идеализировать. Даже на работе вашей мечты вам иногда будет скучно, иногда вас будет что-то раздражать и вообще (о ужас), вы можете захотеть изменить ей. Плохо ли это? Нет, это совершенно нормально. Пожалуй, это даже неплохо, ведь окажись вы в утопически прекрасном месте, захотите ли вы двигаться дальше? А статичность в карьере — приговор. В нашем динамичном мире слететь с корабля современности можно очень просто, а значит — только long life learning. Только образование на протяжение жизни, только развитие.
Допустим, мы разобрались с причинами неправильного выбора. Но почему взрослые люди снова попадаются на эту же удочку и, даже проходя разные тесты по профориентации, снова допускают ошибки?
Универсальный ответ — люди разные, а все теории психологических различий — условны, как условны и рекомендации по выбору профессии. А вот в мире науки выделяются так называемые “парадоксы субъектности”.
В вопросе выбора профессии выделяют несколько подобных парадоксов:
1. Любая профориентация граничит с темой манипуляции и этической ответственности. Иногда это происходит неосознанно. Не столь важно, помогает ли нам в поиске «своего пути» профориентолог, руководитель на работе, друг или учитель в школе. Пройти по грани абсолютного профессионализма и беспристрастности получается не всегда и не у всех.
2. В вопросах смыслов выбора профессии часто происходит подмена понятий. Мы выбираем профессию юриста потому, что это соответствует нашему типу личности или потому, что это престижно и хорошо оплачивается? При этом провести границу этих смыслов становится почти невозможно. Более того, в течение жизни ценности неизбежно меняются.
3. Несправедливость. Увы, это неизбежность. Она преследует нас с детских лет и продолжается на протяжении жизни. Классика жанра: «я столько работал, а премию получил этот лентяй Коля!». Ориентация на вознаграждение делает людей несчастными и профессионально неудовлетворенными. Вспомним цитату советского драматурга В. С. Розов: «…главная награда за мой труд — это моя радость труда, а не ордена и премии». Но многие ли из нас всей душой готовы разделить эту позицию?
4. Взрослый человек, приходя за помощью к специалисту, на неосознанном уровне перекладывает ответственность за принятие решение на «кого-то другого». Да, у профориентолога есть набор универсальных практик и он действительно может помочь, но отменяет ли это самоанализ?
Что объединяет эти парадоксы?
Отсутствие субъектности. Уходя от научной терминологии, можно сказать, что это история про ответственность, волю и самостоятельность.
Что мы вкладываем в такое понятие, как личность? Это человек, наполненный своими убеждениями и внутренней мотивацией, осознающий свои ценности и постоянно рефлексирующий, ответственный за свои решения и мысли. Иными словами, мы становимся личностью, когда необходимость становится для нас не вынужденным, а добровольным, желаемым актом.
Так вот, в выборе профессии нужна смелость.
Смелость признаться себе в своих истинных целях и ценностях, смелость послушать себя, а не других. Смелость развиваться без оглядки на стереотипы и страхи. Смелость быть тем, кем ты хочешь быть. Смелость быть личностью.
С чего начать?
С диагностики своей субъектности. Чтобы понять, насколько мы готовы к изменениям, важно оценить уровень своей самостоятельности и внутренней независимости. Для диагностики предлагаем опросник «Уровень развития субъектности личности (УРСЛ)», разработанный М. А. Щукиной. Вы можете самостоятельно найти его в свободном доступе, просто указав в поисковой строке вашего браузера название теста.
Совершенно однозначно, что чем ниже уровень осознанности и самостоятельности, тем сложнее будет выбрать то профессиональное дело, которое будет приносить истинное удовольствие. Субъектность не приходит после пары тренингов, это серьезная работа над собой, которая включает техники «само»: самоопределения, самопознания, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации.
Упражнения, перечисленные в пособии помогут разобраться в себе, развить в себе готовность к принятию независимых решений. Вместе с тем нужно понимать, что для того, чтобы эти действия принесли пользу, нужно параллельно работать над собой, повышая уровень осознанности и самостоятельности.
Итогом нашего пути должно стать проектирование уникального образовательного и карьерного плана развития. В путь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кем я хочу стать, когда… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других