Соционика. Люди и типы. Проблемы и решения

Альберт Мухаметшин

Книга предназначена для людей, имеющих представление о том, что такое соционика, так как в книге мало внимания было уделено теоретическому основанию. Основная цель книги – описать проблемы и решения людей с различными типами информационного метаболизма.

Оглавление

Как определить тип

Предостережения в определении типа:

— Собственная функция самоуверенности против типирующего. Оставлять тип как гипотезу. У Дон Кихота и Гексли — дар всевидения, у Робеспьера и Максима — единственно верное понимание, у Джека Лондона и Штирлица — объективное знание, очевидность, у Есенина и Бальзака — непротиворечивый взгляд в глубины восприятия другого человека, у Жукова и Наполеона — неподдельность моторных реакций и восприятие тела человека, у Дюмы и Габена — непосредственные ощущения, которые их никогда не подводят и т. д.

— Психоанализ. Переносы, проекции, проективные идентификации. Суть не опираться на ассоциации, т.к. ассоциация привносит личностное содержание в процесс определения типа.

— Зона нормативов типируемого. Конкретное личностное содержание конкретного индивида зоны нормативов, того, как необходимо проявлять себя, может служить еще одной диагностической неточностью. Например, человек интротим, в жизни чаще использует интровертные шаблоны поведения, но при определении типа, хочет, чтобы его поняли и избыточно включается в ситуацию и т. д.

Четких алгоритмов нет. Определение типа метаболизма — искусство.

Желательно выполнять не как последовательность, а как одновременный анализ (восприятие целого). Примерная схема определения типа:

— Найти аспект координации — реакции избегания и сближения.

Грубо прикинуть, какая информация управляет человеком: логика, этика, сенсорика, интуиция. Какое положительное впечатление пытается произвести человек?

— Какой продукт производит человек? Высоковероятный или маловероятный?

Какова стихия человека, в чем он консервативен и уверен? Логика, этика — высоковероятные элементы — значит признак рациональности, иначе сенсорика и интуиция — значит признак иррациональности.

— Конкретизировать аспект организации через восприятие идеального места: если логика, то идеальное место — этика, если этика, то идеальное место — логика, если сенсорика, то идеальное место — интуиция и если интуиция, то, соответственно, сенсорика.

— Конкретизировать аспект организации по «цвету», т.е. что человек отстаивает и в чем уверен, в чём-то абстрактном или в чем-то конкретном?

После нахождения этих двух «кнопок» можно уже сформулировать гипотезу по поводу ТИМа другого человека. Еще раз остановлюсь на том, что собственная функция аспекта организации типирующего является одной из главных трудностей в процессе определения ТИМа другого человека.

Модель заполняется так:

Если интротим, то по цвету первая функция белая, если экстратим — черная.

Если рациональность — первая функция либо логика, либо этика, иррациональность — сенсорика или интуиция.

Вторая функция противоположна по цвету и по рациональности.

Третья функция одинакового цвета с первой, у интротимов I и III — белые, у экстратимов — черные.

Четвертая функция одинаковая по цвету со II и противоположна I и III, одинаковая с I по критерию рациональности или иррациональности.

Была идея привести ряд речевых конструкций для определения III и I функций, но в силу того, что выражения будут вне контекста, есть такой риск (соблазн) воспринимать их как эталоны для определения, чем грешат некоторые специалисты в этой области. Поэтому оставлю эту часть темы определения типа здесь не освещенной. Для искренне желающих познать практическое значение предлагаю понаблюдать за людьми с мыслями: «на какую тему нельзя шутить с этим человеком?» для третьей функции и «из-за каких причин, механизмов, чего люди безосновательно раздражаются и злятся?» для первой функции.

Люди с высоким уровнем рефлексии для изучения таким образом не подходят.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я