История первая из цикла «Лесниковы Байки» расскажет Читателю о том, какие приключения пришлись на долю туристической группы, отправившейся изучить местность, которую в наше время назвали бы аномальной! Что поможет ребятам победить зло? Расскажет об этом старый лесник, дед Матвей Захарович. Устраивайся поудобнее, Читатель, история эта случилась не так давно....
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лесниковы байки. «Старое Рыбалье»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2.
Дед Матвей поправил фитиль в лампе, приладил обратно стекло и перекрестился на образа в правом углу избы.
— Давно было, почитай, когда — и не упомнить. Старое-то Рыбалье тогда ещё жилым было, люди тама селились, дома ставили. Места там по-над рекою были хорошие, из-под большого камня источник пробился, вода свежая, вкусная. А сколь изб-то было, точно не упомню, дюжина может, а то и побо́ле, бабка моя мне про то сказывала, когда я сам парнишком ишшо был. Мужик там жил, Игнатов Пётр, охотой промышлял, ну рыбачил, как водится, кузнечил помаленьку. Семья у него была, два сына да дочка-красавица, Настасьей звали. Жену схоронил, сызнова не женился, детей сам ро́стил.
Приглянулась та Настасья парню одному, а он сам из народности йыш-кижи, да не простой охотник, а сын шамана. Захотел он Настю в жёны взять. Село у них большое, дальше, возле озера, избы у них не такие, как наши, да и сами по-иному живут. Теперича их уж мало осталось, раньше-то поболе было кижей этих. Их ещё тубаларами нынче кличут, а сами они свою народность так и зовут — йыш-кижи, «лесные люди». Ну вот и приглядел тот парень, Чагат, невесту себе не среди соплеменниц, а у нас на Старом Рыбалье, только вот не принято это у них — чужого рода девку в жёны брать. Отец Чагата шаманом был, сыну настрого запретил такую жену брать, из своего племени девку прочил за сына. Парень убежать намерился, украсть невесту, Настю-то, значица, у них такие обычаи присутствуют. Да видать не нашёл себе помощников в таком деле, да и немудрено — боязно друзьям Чагата было ему пособлять, за ослушание шаман и своего-то сына по голове не погладит, а уж его помощникам достанется не шутя. Затужил от такого горя Чагат, даже занедужил здоровьем. Отец и так, и этак, а Чагат всё на глазах тает, тогда шаман гордыню смирил и отправился за советом к старой бабке-найманке, та далеко в тайге жила, в кедровом вековом бору. Бабке этой людская молва чего только не прочила! И что живёт она уж сто лет, а кабы и больше, и что подвластно ей то, что даже шаману неведомо, не то, что простому человеку.
Так вот и пошёл шаман к старухе Огийё на поклон, дары взял, какие там у них, нехристей, положено, шапку новую на голову надел. Что уж там у них со старухой за разговор случился, никто теперь и не знает, старики наши разное говорили, да кто теперь разберёт, уж сколь годов то минуло, почитай, что и полтора века. Злой вернулся шаман домой, жена и приступить к нему с расспросами остереглась, только всё слёзы лила, сын-то словно огонёк угасает, уж и не встаёт почти.
Ну, как у них, язычников, водится, начал шаман обряды свои проводить, жертву принёс идолу ихнему, и чего там ещё, не знаю. Говорят, что какой-то там отвар на молоке они делают, да под ноги идолам своим льют, ну да я на то думаю — у каждого народа свои божества, не нам судить, кому да как правильно молиться. Льют и льют молоко, их дело.
Опосля всех обрядов шаман пришёл к сыну и сказал, что по совету мудрой Огийё даёт он разрешение на брак с чужеродной, старая ведунья сказала, что ежели такой брак случится, родившиеся в этом браке дети свет на их землю принесут, и множиться станет народ йыш-кижи. Обрадовался Чагат, есть-пить начал, на поправку пошёл, матери на радость.
Да вот только одно дело, когда и сам жених рад девку в жёны взять, и родители его согласие дали, пусть и нехотя да скрепя сердце. А только у нас-то не принято девку неволить да взамуж отдавать тому, кто попросит да дары богатые даст. А Чагат даров чуть не три воза привёз в Старое Рыбалье к невестину двору, с друзьями весёлыми прибыл, нарядные да радостные. Им и невдомёк, что у нас и за десять возов отец за инородца да иноверца дочь свою отдавать не поспешит!
Вышел Пётр к сватам, с сынами вместе, уважил, поклон отдал, как у нас полагается гостей встретил. Благодарил, что приехали чин по чину, девицу в жёны испросить! Да и сказал Чагату, что дочка его согласия на такой брак не даёт, просит обиды не держать, а только сердцу не прикажешь.
Рассердился Чагат, обиду смертную заимел, дак ить как — у них такие дела по-иному вершатся. Кто там девку спросит, согласна или нет! Пушнины привезли да шкур зверя ценного, мяса солонины в бочках, ещё там всякого, чего у них в хозяйстве довольно, и всё — считай невеста твоя, ежели родители её подношения приняли.
А у нас вот не так, супротив воли у нас не женятся, вот и Настасья в пояс жениху кланялась, сказала, что не по сердцу ей жених, прощения просила, да чтоб обиды в сердце Чагат не носил. Но что у нас дело обычное, у них, может, смертная обида. Так видать и было, затаил злобу Чагат, и не только он, но и отец его, шаман, черным гневом загневался, посчитав этот отказ оскорблением всего рода.
Чёрные дела после того сватовства на Старом Рыбалье стали твориться. Сперва с охоты старший брат Настасьи не вернулся, искать пошли отец да брат, нашли… поеденного зверьми уж, поди распознай, от чего погиб — от руки ли человека и по его умыслу, или от зверя лютого. Охотник был бывалый, опытный, а в тайге и не такие смерть свою находят…
После отец Настасьи на реке утоп, лодка на порогах ли перевернулась, али ещё какая беда приключилась, а и на воде всякое случается. Искали его, после того как лодку с уловом да снастями к берегу прибило, ну и нашли много ниже по течению, там, где рукав от реки к озеру заворачивает.
Тут уж слухи поползли, что проклял старый шаман всю семью Настасьи, не простил за сына обиды. А сам-то Чагат намерения своего не оставил, как после оказалось… но до того много ещё чего сталось.
Мор пришёл в селенье, откуда поветрие пошло, так и не дознались, а только почитай, что в каждом дворе не по одному покойнику случалось, замертво падали люди, кровью исходили. Кто смог уберечься, собирали поспешно кои-то пожитки и уезжали подальше от сих местов.
Вот и Настасью та беда не минула, за отцом да старшим братом и младшего брата схоронила, от той неведомой болезни помер, да и осталась одна. И когда уж почитай, что последние живые люди из Старого Рыбалья уходили, дома свои побросав да страшась неведомой хвори, звали они и Настасью с собой, не испугались шаманова проклятья.
Дескать, чего тебе, девка, в пустом дворе оставаться, ведь никого и в селе уже не осталось, пусты избы, ни людей, ни скотины, токма смерть чёрная ходит окрест… Не поехала Настасья, знала, не оставит Чагат в живых тех людей, кто помочь ей желал. Поклонилась, перекрестила вослед последнюю подводу, да и в дом ушла.
Сушь пришла страшная в ту годину, уж то ли шаман наколдовал, или бабка та найманка, поди их разбери, у них свои боги. Иссяк источник, что столько веков из-под камня большого исходил, заболотело русло, гнильём вокруг понесло…
Чагат сам приехал к Настасьиному двору, в этот раз один, без друзей и без даров. Вышла Настасья к нему, будто ждала его давно, встала на родном крыльце, словно каменная…
— Что, девка, поучил я тебя! Смирись с судьбой, мне ты богами в жёны назначена! Без тебя роду моему угаснуть прочат, и всё одно тебя в жены возьму! Либо своею волей пойдёшь, и тогда благодать на эту землю вернётся, либо силой уведу, и тогда…
Бровью только повела Настасья, косу на спину с высокой груди перекинула, да так глазами сверкнула, что не удержался Чагат, назад отступил.
— Своими Богами мы живём, и ваших тоже чтили, как полагается на доброй земле соседям жить, — сказала Настя Чагату, — А только за твои дела чёрные не быть никогда по-твоему! За братьев моих, за отца, за всех сельчан, кто на погосте теперь лежит от хвори неведомой завершив труды земные… За всех этих людей…. Тебя я проклинаю, страшным проклятьем перед кончиной своей, никогда тебе самому покоя на этой земле не будет! И отцу твоему зло его возвернётся! Угаснет ваш род, через века всё меньше будет лесного народа, растворится он в тайге, среди кедров вековых!
Закричала страшным криком девушка, взяла горевший у крылечка жирник масляный, да и разбила на крыльце. Занялся огонь, как доселе никогда Чагат не видал, понесло пал так, что заревело кругом, и давай, и давай по пустым-то избам скакать! Ревел огонь, кричал Чагат, ухватить Настю пытался, да только увернулась та, бросилась к реке, да и полетела, душа светлая, с крутого берега в омут. Так и сгинула в омуте, а с ней и Старое Рыбалье сгинуло навек.
Замолчал дед Матвей, прищурился, поди спит гость его, сказом старинным убаюканный, да не тут-то было. Поднял Алексей голову, хоть он и подрёмывал уже давно, а всё ж как такое не слушать!
— Дедо, а дальше-то что было, с шаманом этим, и с Чагатом?
— А про то завтра сказывать стану, чичас спать пора! — сказал дед Матвей и погасил лампу, погрузив избу в темноту.
Давно играла за окном ночь, засеяв звёздами небосвод, далеко на порогах шумела река… засыпая, Алексей видел перед глазами лёгкую девичью фигурку посреди горящих изб, и мечущегося среди огня парня в меховой круглой шапке…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Лесниковы байки. «Старое Рыбалье»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других