Эта книга – для тех, у кого накопилось много вопросов о себе и своей жизни, кто устал плыть по течению и хочет сам быть вершителем своей судьбы. Автор предлагает читателям разобраться, как формируется бессознательное в человеческой психике, какие процессы оставляют там неизгладимые следы и определяют тот или иной личностный выбор. Рассматриваются такие этапы жизни, как появление ребенка на свет, раннее детство, подростковый период, анализируются установки и модели поведения, неосознанно перенимаемые человеком от родителей и оказывающие сильное влияние на его судьбу. Каждая глава книги начинается с описания типичной жизненной ситуации, снабжена понятной теоретической информацией и заканчивается «вредными советами», дающими мощный мотивирующий толчок к работе над собой. В конце книги читатели найдут простые техники избавления от негативных родительских установок и привычных убеждений, мешающих жить счастливой, полной жизнью.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я ребенок. Мне 30 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Посвящается маме и папе.
Благодарю Учителей, близких, родных людей.
Спасибо мужу и сыну.
Спасибо вам, дорогие читатели.
Вы самые лучшие люди на свете.
Часть 1. Веселись, пока молодой. Иллюзия безмятежного детства
Глава 1. Начни сначала, чтобы избежать плохого конца
Есть такая притча. В животе беременной женщины разговаривают двое младенцев, один верующий, другой нет.
— Ты веришь в жизнь после родов?
— Да, конечно. Всем понятно, что жизнь после родов существует. Мы здесь для того, чтобы стать достаточно сильными и готовыми к тому, что нас ждет потом.
— Это глупость! Никакой жизни после родов нет! Ты можешь себе представить, как такая жизнь могла бы выглядеть?
— Я не знаю всех деталей, но я верю, что там больше света, и что мы, скорее всего, будем ходить на своих ногах и есть своим ртом.
— Какая ерунда! Невозможно ходить на своих ногах и есть своим ртом! Это вообще смешно! Мы имеем пуповину, которая нас питает. Знаешь, я хочу сказать тебе: невозможно, чтобы существовала жизнь после родов, потому что наша жизнь — пуповина — и так слишком коротка.
— Я уверен, что это возможно. Все просто будет немного по-другому.
— Но ведь оттуда еще никто никогда не возвращался! Наша жизнь заканчивается родами. И вообще, жизнь — это одно большое страдание в темноте.
— Нет, нет! Я точно не знаю, как мы будем жить потом, но в любом случае мы увидим маму и она позаботится о нас.
— Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?
— Она везде, она вокруг нас, мы в ней пребываем, и благодаря ей движемся и живем, без нее мы просто не сможем существовать.
— Полная ерунда! Я не видел никакой мамы, и поэтому очевидно, что ее просто нет.
— Ты ошибаешься. Иногда, когда все вокруг затихает, можно услышать, как она поет, и почувствовать ее нежные поглаживания. Я твердо верю, что наша настоящая жизнь начнется только после родов.
Итак, поехали!
С какого момента начинается человеческий путь? С момента зачатия? Рождения? Или задолго до этого? Существуют разные мнения на этот счет.
Давайте рассмотрим путь человека, который начинается с прихода в этот мир — с процесса родов.
Да-да, именно это событие, можно даже назвать его испытанием, оказывает огромное влияние на нашу жизнь, на то, как мы будем проходить дальнейшие ее уроки. Оно во многом определяет наши реакции на те или иные жизненные ситуации.
Сначала нужно пояснить, почему этот процесс оказывает такое большое воздействие на нашу психику. Используем понятие «апперцепция», или, говоря простыми словами, раскроем роль первого опыта.
Первый опыт — это исходный момент того или иного состояния психики, к которому в процессе жизни мы обращаемся, формируя свои реакции на события, происходящие с нами. От него зависят те действия, которые мы затем выполняем. Иными словами, апперцепция — это восприятие человеком окружающего мира.
Отметим, что роды бывают естественные и искусственные.
В процессе естественных родов малыш рождается самостоятельно. Он сам проходит необходимый путь к новой жизни. Ему нужно сгруппироваться, выдержать давление, преодолеть узкое отверстие. И в итоге покинуть то теплое, мягкое, уютное пространство, в котором он жил на протяжении девяти месяцев. И оказаться в новом мире, чтобы начать свое удивительное путешествие под названием «жизнь». Так как малыш прошел это испытание самостоятельно, у него формируется соответствующая модель преодоления трудностей, которая в словесной форме может звучать как «Я сам». Закладывается пресуппозиция — человек может делать что-то сам. Например, принимать решения, осуществлять выбор.
В процессе искусственных родов закладывается иная модель прохождения испытаний. Рассмотрим различные варианты.
Кесарево сечение. Будущая мама принимает решение, что не станет рожать сама. Или этого требуют медицинские показания. В результате малыш рождается не сам, а с чьей-то помощью. Появляется пресуппозиция «Я один не справлюсь» или «Мне нужна помощь». Этот опыт повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Я не хочу сказать, что люди, рожденные таким образом, не успешны или не самостоятельны. Это могут быть успешные, взрослые, самостоятельные люди, только обычно они начинают свои действия или принимают решения с заминки. Они чаще вступают в созависимые отношения, легче объединяются в группы, хотя последний факт в социологии не доказан[1].
Роды при помощи стимуляторов. Иногда возникает необходимость, чтобы ребенок появился на свет раньше положенного срока, как правило, по медицинским показаниям. В этом случае применяют стимуляцию родов, искусственно вызывая схватки. Процесс почти естественный, и ребенок рождается сам. Но появляется пресуппозиция, при которой любое действие, решение в дальнейшем происходит в результате какого-то непреодолимого давления извне. В результате стимуляции, пинка. И человек всю жизнь ищет другого человека или ситуацию, которая поставит его в положение, вынуждающее двигаться. Чтобы было уже невозможно отвертеться, отказаться от действий.
Роды с применением эпидуральной анестезии. Сегодня это самый частый способ медикаментозного обезболивания родов. Кто-то от него в полном восторге: ведь при использовании этого метода роды проходят практически безболезненно. При эпидуральной анестезии врач вводит обезболивающий препарат в пространство между оболочками спинного мозга на уровне поясницы. При этом блокируются нервные корешки, отвечающие за болевую чувствительность, и женщина во время схваток не испытывает боли, хотя сами схватки ощущает.
Каждое лекарственное вещество, получаемое матерью во время родов, поступает через плаценту к ребенку, который более подвержен токсическому эффекту. Максимальное действие лекарства проявляется при рождении и в течение нескольких часов после, когда концентрация введенного вещества наиболее высока.
Существует несколько исследований, посвященных влиянию эпидуральной анестезии на новорожденного младенца. Эти исследования показывают небольшую разницу между детьми, матери которых применяли во время родов эпидуральную анестезию, и детьми, которых родили без нее (но обычно под воздействием опиатов) в показателях по шкале Апгар или рH (показатель кислотно-щелочного баланса) пуповины.
Также есть несколько исследований о токсичности для новорожденных лекарственных веществ, применяемых при эпидуральной анестезии, и особенно опиатов. Токсический эффект опиатов чаще проявляется у новорожденных при использовании режимов с высокими дозами лекарств, особенно если роженица сама может регулировать поступление дополнительных доз обезболивающего. Иными словами, при таком способе ребенок рождается в состоянии наркотического опьянения. В результате появляется пресуппозиция нахождения под кайфом. Такие люди впоследствии чаще склонны к алкогольной и наркотической зависимости. Чтобы что-то делать, им нужны дополнительные химические стимуляторы, приятные вещества извне.
Теперь поговорим о том, что же видит маленький человечек, когда рождается на свет, и что он в этот момент получает. Или о «сказках» советского роддома.
Многие из тех, кто читает эту книгу, родились как раз в советском или постсоветском пространстве, когда в роддомах царила не самая благоприятная атмосфера, а детей принимали акушерки, которые одним женщинам делали аборты, а другим помогали при родах.
Первое, что получал ребенок, родившийся в таком месте, — шлепок по попе. Как такое действие аргументируется? Не все дети после рождения сразу начинают дышать самостоятельно, некоторые просто не знают, как это делать. Если рефлекторного вдоха после рождения не происходит, акушерка или детский врач ладонью или кончиками пальцев слегка (!) шлепают ребенка по спинке. В ответ на раздражение малыш инстинктивно делает первый вдох.
В норме шлепок очень легкий. Однако в условиях усталости персонала, низких зарплат, общего раздражающего фона не всегда получается так, как должно быть.
В результате ребенок видит следующую картину: огромный, в несколько раз больше него, исполин производит с ним какие-то неприятные манипуляции, и малыш никак не может ему помешать. Формируется первый, негативный, опыт соприкосновения с миром — этот мир приносит боль и страх.
Далее в соответствии с нормой малыша кладут маме на живот на двадцать минут или прикладывают к груди. Однако в советских роддомах детей обычно сразу же после рождения забирали у матерей и привозили только для кормления. В остальное время ребенок оставался один, под наблюдением врача. Такая ситуация тоже накладывает определенный негативный отпечаток на психику маленького человечка: может сформироваться страх: «Меня бросили, я умру от голода».
В норме первое, что должен почувствовать ребенок, когда родился, — это материнское тепло, кормящую грудь. Тогда у малыша сформируется понимание, что мир — доброжелательное место, где его очень любят и ждут. Согласитесь, ведь с ощущением того, что мир — классное место, гораздо легче жить, чем в постоянном страхе быть отвергнутым этим миром.
Вредные советыНе анализируйте свою историю, не узнавайте, как это было у вас. Живите в неведении. Меньше знаешь — крепче спишь. Не знаете — значит, и не было никогда. Если расспросить родителей про свое детство, того и гляди придется что-то менять, работать над собой. Но можно ведь просто заткнуть уши, завязать глаза и отключить мозг. Тогда точно будет спокойно. Учиться, исследуя свое прошлое, ни к чему, лучше делайте ошибки — ведь так доходчивее! Купите грабли и наступайте на них снова и снова. Можно даже исполнить на них зажигательный танец. Только обязательно наденьте каску, чтобы не расшибить голову!
Глава 2. Яблоко от яблони… падает на ту же голову, что и яблоня
Однажды теплым весенним вечером семья из нескольких человек расположилась на веранде. Пока ветерок трепал листочки на деревьях, а птицы о чем-то ласково друг с другом переговаривались, у маленькой Вероники в кукольном домике, казалось, ставили трагедию: Барби было нечего надеть, потому что последние туфли были безнадежно погрызены самой Вероникой. Ох уж эти прорезавшиеся зубы! Очень уж чесались, а мягкий пластик кукольных туфелек оказался весьма кстати.
Кен, в свою очередь, был расстроен, потому что получил нагоняй от начальника на работе. Да и от Тузика ему крепко досталось на прошлой неделе: негодный пес вытащил его из домика и закопал под кустом. Вероника его еле отыскала. Все же счастливое воссоединение кукольной семьи произошло, хоть и сидели игрушки по разным углам. «Совсем как мама с папой, — думала маленькая Ника. — Вот что с ними делать?»
Неподалеку, в гамаке, с ноутбуком на коленях расположился Юра, старший брат Вероники. Он быстро стучал пальцами по клавиатуре, меж бровей у него пролегла глубокая складка, хотя было ему всего четырнадцать. Вот уже неделю он работал над своим ботом. «Еще немного, и я его продам, а потом как заживу!..» — от этой мысли он расплылся в улыбке.
За ничего не подозревающим братом наблюдала старшая сестра: «Ага, опять в свои игры на компьютере играет! Пусть идет картошку чистить, а то у меня маникюр». Оля выскочила из-за дерева, одной рукой отвесила размашистый подзатыльник брату, а второй захлопнула ноутбук и с довольным видом сказала: “Иди картошку чистить — мама велела. А то ноутбук заберет, и до конца выходных ты его не получишь”. Раздосадованный Юра поплелся на кухню. Делать нечего: надо — значит надо. Оля с чувством собственного превосходства плюхнулась в гамак, прикрыла глаза и погрузилась в блаженство.
Наслаждение длилось недолго. «Эй, вышибала! — услышала девушка и получила подзатыльник. — Смотри, я рыбу принес. Иди разбери пакет: что-то кошкам, что-то матери. А то, ишь, разлеглась тут. И воды мне дай!». С этими словами отец семейства Виктор Михайлович развалился в опустевшем гамаке.
Время близилось к ужину, стол был почти накрыт. Вдруг из кукольного домика донеслись возмущенные крики, сменившиеся детским плачем. На глазах у домочадцев разворачивалась настоящая драма: маленькая Вероника в слезах учила уму-разуму своих кукол. Те никак не хотели мириться, и в ход пошла тяжелая артиллерия — подзатыльник. Ведь, как показывала практика, этот аргумент работал безотказно…
Чтобы стало понятно, с чем мы будем иметь дело в данной главе, начнем с теории. В дальнейшем мы еще не раз обратимся к этой информации.
В нашей психике существует две структуры: осознанное и бессознательное. Первым эти понятия открыл миру Зигмунд Фрейд[2], к нему-то за разъяснениями мы и обратимся.
Нам кажется, что человек — полностью разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и потому не знаем или не понимаем, что оно существует.
Представьте себе айсберг — огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг — это только то, что находится над водой, но мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным: оно представляет собой невидимую, скрытую основу человеческой психики, а сознание, или разум, человека — это видимая и незначительная ее часть. Как айсберг представляет собой главным образом то, что находится под водой, а не над ней, так и человек — это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не его сознания, как нам кажется.
Бессознательное в человеке — совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от предков-животных. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или разуме следует искать главные мотивы деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно, исходя из неведомых нам глубин, определяет и направляет каждую конкретную человеческую жизнь.
Нужно также добавить, что сознание способно обрабатывать всего шесть — десять блоков (единиц) информации одновременно. А в сфере бессознательного обрабатывается два миллиона бит информации в секунду. Важно, чтобы эти структуры помогали друг другу, взаимодействовали в тандеме.
Позднее К. Г. Юнг[3] выдвинул концепцию, согласно которой индивидуальное бессознательное Фрейда — всего лишь часть гораздо более обширного «коллективного бессознательного», общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в тайниках души, в глубине сознания. Он также сформулировал идею архетипов — общечеловеческих первообразов, содержащих коллективное бессознательное. В аналитической психологии Юнга коллективное бессознательное — это совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов, передаваемых из поколения в поколение как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы. Оно идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследственными факторами. Согласно Юнгу, динамика архетипов (например, образов героя, демона, матери-земли и т. п.) лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Основной задачей психотерапии и целью процесса становления личности он считал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики, интеграцию содержаний коллективного бессознательного.
Рассмотрим феномен бессознательного моделирования. Моделировать — значит копировать, подражать. Например, вы кормите ребенка с ложки, а буквально через неделю ребенок пробует кормить с ложки вас. Это оно и есть: ребенок вам подражает, создает определенную модель поведения.
Жан-Жак Руссо, философ эпохи Просвещения, писал, что дети никогда не слушаются своих родителей — они их копируют. Суворов в своей книге «Наука побеждать» рекомендовал русским военным: «Если хочешь стать сильным, найди себе героя древности и думай о нем, стремись стать таким, как он, и стремись превзойти его». Как это работает? Например, мальчик Саша убежден: мужчина должен быть сильным. Он встречает мальчика Сергея, который старше и сильнее его. Со временем Саша становится таким же сильным, как Сергей. Это простой пример позитивного бессознательного моделирования.
Теперь, когда вы овладели такими понятиями, как «осознанное», «бессознательное» и «бессознательное моделирование», предлагаю вам погрузиться в мир ребенка в возрасте от 0 до 12 месяцев. Эрих Фромм[4] в своей книге «Бегство от свободы» писал о том, что дети до года воспринимают все, что их окружает, как свое естественное продолжение. Они еще не идентифицировали себя как отдельную сущность. В их картине мира мама, папа, брат, сестра, кот, квартира — это все их естественное продолжение и принадлежит им. В этот период ребенок — чистое бессознательное, его лингвистическая конструкция еще не сформировалась (то есть ребенок думает не при помощи слов, а образами, картинками). Соответственно, он принимает в себя все то, что посчитает эффективным. Он начинает моделировать людей из близкого окружения. Как же их не моделировать? Они вон какие огромные, все могут, все умеют: ходят, одеваются, едят, не нуждаются в помощи.
Стоит отметить, что родители для ребенка — боги. Могущественные существа, которые открыли ему дорогу в жизнь, кормят, ухаживают за ним, защищают и очень любят. Великаны, которые говорят очень медленно, но что-то сверхважное. Ребенок пока еще не понимает что и соглашается со всем сказанным, потому что тоже хочет стать могущественным исполином. Ребенок всегда говорит своему родителю «да» до определенного возраста, даже если вслух он произносит «нет».
А еще в окружении ребенка есть другие огромные существа — бабушка и дедушка, которых по каким-то причинам те самые боги слушаются. Ребенок понимает, что можно моделировать еще и бабушку с дедушкой, раз они такие могущественные. И бессознательное ребенка начинает втягивать все без разбора — и позитивные, успешные стратегии, и негативные.
Например, у девочки Олеси бабушка была фронтовым снайпером. Героиня, спасительница, прекрасная женщина, пример силы и воли. Олеся переняла одну из моделей поведения бабушки — эффективную модель того, как нужно относиться к врагам. Правда, эту модель она стала применять в своем жизненном контексте, совсем для этого не подходящем, — в сфере личной жизни. И теперь для нее стратегия устройства семьи, выбора мужа — это война.
Наше восприятие мира, наша личность формируются исходя из ближнего круга общения. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Поэтому очень важно осознать свои негативные убеждения, разрушительные стратегии поведения — и отказаться от них. Тогда и наши дети будут от них свободны.
Стоит понимать, что бессознательное моделирование не ограничивается детским периодом, оно происходит на протяжении всей жизни. Поэтому так важно тщательно выбирать учителей, у которых вы хотите перенять какие-то знания, модели. Ведь вместе с положительным опытом вы можете неосознанно подхватить что-то еще.
Например, был у меня знакомый тренер по боксу. Втихую он курил, хотя никогда своим ученикам этого не показывал. Через какое-то время почти вся группа, с которой он занимался, закурила.
Еще один пример: солист группы Linkin Park Майк Шинода покончил с собой, а затем волна самоубийств прокатилась среди его фанатов. Совпадение? Не думаю.
В интернете можно найти еще много подобных любопытных фактов. Важно понимать: моделируя другого человека, вы можете приобрести не только лучшие его черты, но и что-то из его бэкграунда.
Вредные советыОтключите критическое мышление при поиске спутников жизни, друзей, учителей. Кто мы такие, чтобы думать плохое о людях? Лучший учитель — вор-рецидивист. Только представьте, какими навыками он обладает! Лучший друг — тот, с кем можно выпить пива и перемыть кости знакомым. К чему ему интеллект? Ищите себе красивого и модного партнера — ведь это самое главное! Какие у него зависимости, чем он болеет и каков в общении — это все вторично. Зато и самому посмотреть приятно, и другим показать не стыдно.
Если вы курите — ни в коем случае не бросайте! Удовольствие превыше всего. Бог с ними, с легкими, зубами и сердцем. Байки про опасность пассивного курения выдуманы вам назло! А чтобы ребенок за вами не повторял, курите, когда он не видит. Прячьте от него сигареты, называйте курильщиков плохими словами. Пока маленький, все равно ничего не поймет. А найдете сигареты в его сумке — всегда можно будет все свалить на дурную компанию.
Глава 3. Мама гоняется за папой, чтобы он погнался за ней
— Вы когда-нибудь наблюдали за солнечными зайчиками? — спросила Настя психолога на очередном сеансе, мечтательно откинувшись в кресле. — Они такие теплые, свободные и искренние! А еще они переливаются всеми цветами радуги. В моем детстве были именно цветные солнечные зайчики.
Настя прикрыла глаза, вспоминая детство. Это были необычные воспоминания: она будто наблюдала за собой со стороны…
Солнечные зайчики играли в волосах, пока маленькая Настя рисовала что-то в альбоме. Вот она обмакнула кисточку в воду и затем в краску, сделала несколько штрихов на листе. В этот момент в комнату зашла мама, поцеловала ее в согретую солнцем макушку: «Настенька, пора собираться в садик, тебя отвезет папа, а вечером, скорее всего, он и заберет». Настя нахмурилась. «Мамы вечно не бывает дома, — подумала она — у всех мамы как мамы, а у меня…» «Ну что ты, детка, не хмурься! Я привезу тебе куклу, которая тебе очень понравилась, помнишь? Фарфоровая, на принцессу похожа, совсем как ты», — ласково прощебетала мама. «Конечно, помню!» — подумала Настя и улыбнулась в ответ.
Через несколько минут вся семья собралась на кухне. Отец с дочкой стояли смирно, словно солдаты, а мама, одетая в строгую юбку, давала указания: «Дмитрий, отвези Настю в садик. Сегодня у ее подруги день рождения, поэтому вам сначала нужно заехать за подарком. Ключи от машины в вазочке на полке, как всегда. И будь добр, забери дочку вечером: у меня скоро запуск проекта, я буду поздно. В холодильнике еда на весь день. А еще к нам заедет Олеся, привезет вещи из химчистки и несколько коробок для меня, встреть ее, пожалуйста». На минуту ее лицо смягчилось, она обняла мужа и дочь: «Люблю вас, мои дорогие. Я убежала!»
Насте было восемь, когда отец ушел из семьи. Она очень хорошо помнит тот день.
«Я же всегда хотела, чтобы у вас все было — чтобы у нас все было… Я же так старалась!» — сокрушалась мама. Лицо ее, перекошенное от боли, было покрыто красными пятнами. «Мне всегда казалось, что я поступаю правильно», — всхлипывала она. «Видишь, как бывает! — мама заглянула Насте в глаза. — Никому нельзя верить, предать может даже самый близкий человек. Пообещай мне, Анастасия, что будешь сильной и никому не дашь себя в обиду!» Она взяла руку дочери и с силой сжала ее.
С того вечера Настя никогда больше не видела маму плачущей. Об отце они больше не разговаривали.
Настя открыла глаза.
— Понимаете, я очень люблю Гришу, — она посмотрела на своего психолога, — но порой мне кажется, что он ведет себя, как ребенок. Ничего без меня не может.
— Почему вы так считаете? — доброжелательно спросил психолог.
— Нет, вы не подумайте, у нас все хорошо! Ведем совместный бизнес, и Гриша с ним много помогает, только… — Настя замялась, — сам ничего не делает, пока я не попрошу.
— Сколько лет вы вместе?
— Да уже лет восемь, — Настя задумалась. — Хм… Меня раньше все устраивало, даже нравилось. А теперь страшно стало…
Девушка склонила голову и отвернулась к стене. Снова вспомнился вечер, когда уходил отец.
Итак, мы уже поняли, что многое в нашей жизни определяют родные люди: с ними связан первый детский опыт, от наших родителей и близких родственников мы перенимаем бессознательные установки.
Взаимоотношения в доме становятся в глазах ребенка идеальной моделью семьи. До пяти лет у детей не развито критическое мышление, поэтому они воспринимают все происходящее как норму, в том числе и отношения между родителями.
Давайте теперь поговорим о понятиях «абьюзивные отношения» и «декомпенсация». Эти термины помогут нам продолжить путешествие по ступенькам человеческого взросления.
Абьюзивные отношения — отношения, в которых один партнер нарушает личные границы другого, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли своей жертвы. При этом все начинается довольно безобидно — с подколов. На всякий случай уточняем, что подколы — это когда одному человеку весело унижать другого, пусть и в легкой форме. Они не имеют ничего общего с добрым юмором и шутками, которые делают общение легче и приятнее.
Подколы — всегда пассивная агрессия, порой неосознанная. Такое поведение характерно для людей с коммуникативными проблемами. Из-за стыда, страха, неуверенности в себе или еще по какой-то причине они не способны в открытую проявить злость и раздражение. Поэтому ограничиваются неприятными шуточками, реализуя свою потребность в выражении негативных эмоций за счет другого человека. Один только этот признак уже указывает на возможные проблемы в отношениях.
Насмешка над партнером — один из способов выпустить пар. Но внутренняя проблема не решается, потому что злость высказывается завуалированно. Партнеры не устанавливают контакт, не обсуждают свои чувства. Проблема остается скрытой.
Почему бы не проговорить ее? Мешает страх. Многие боятся объективно взглянуть на ситуацию, сделать первый шаг и начать по-настоящему работать над отношениями. Страшно завести разговор: вдруг он перейдет в «капанье на мозги»? А от злой насмешки хоть и временно, но становится легче.
Ключевое слово — временно. Насмехаясь над партнером, человек выражает негатив максимально безопасно для себя. Ведь можно свалить ответственность на другого: «Ой, да ты сама мнительность, шутку не понял(а)!» В результате партнер получает двойной удар: сначала его достоинство унижают обидным высказыванием, а потом добивают словами «у тебя просто нет чувства юмора». Тот, на кого обрушилась пассивная агрессия, еще и ощущает себя виноватым. Отношения ухудшаются, проблемы уходят вглубь. В некоторых парах так происходит постоянно: один подкалывает, другой терпит. Или подкалывают оба. Или один подкалывает, а второй учится себя защищать.
Если с абьюзом все понятно, то что же такое декомпенсация? Согласно, оксфордскому толковому словарю декомпенсация — недостаточность защитных механизмов человека, обычно приводящая к обострению состояния.
Представьте: перед вами стоит дерево, и его необходимо срубить. Что для этого нужно? Верно, топор. Но в силу каких-то обстоятельств топора у вас нет. Тогда вы находите, предположим, мачете. Рубите им дерево долго и упорно и наконец срубаете. Цель достигнута! Да, долго, трудоемко, топором было бы в десять раз быстрее. Но вы адаптировались, приспособили для своей цели другой инструмент и компенсировали отсутствие топора при помощи мачете.
Так как же взаимоотношения мамы и папы определяют нашу жизнь и при чем здесь топор? Приведу пример. В семье Кристины отец пил, не уважал жену и даже бил ее, но, по словам Кристины, никогда не изменял. У девочки сформировалось представление, что такое отношение к женщине — вариант нормы. На консультации психолога уже взрослая Кристина заявила о проблеме абьюзивных отношений: мужчина изменяет, унижает, постоянно предает, но уйти от него никак не получается. Вопросы о семье вызвали бурную реакцию: «Папа маме никогда не изменял!» А о том, что уважением и любовью там даже не пахло, Кристина сначала и не думала рассказывать.
Да, с течением времени родительская модель может вызывать отторжение: «У меня точно не будет так, как у мамы с папой!» И тогда появляется другая крайность, но тоже основанная на механизме декомпенсации.
Ваша ситуация может быть лучше, чем у родителей, но важно понимать, что она вовсе не обязательно является хорошей моделью построения семьи. Возможно, ваш партнер не тот, кто соответствует вашим личным внутренним ценностям, а тот, кто вписывается в семейный сценарий взаимоотношений, или, напротив, полностью ему противоположен.
Бывает и по-другому: когда женщина уважает и любит мужа, а мужчина с трепетом и нежностью относится к своей жене, когда в семье царит атмосфера любви и радости. Кто-то сочтет это невозможным — слишком уж идеальная картинка. Да, в нашем мире не существует ничего идеального, а вот хорошее есть. Неидеальное. Все мы люди, всем нам свойственно делать ошибки, и даже в самых счастливых семьях бывает несогласие между супругами. Но куда важнее этих противоречий та модель поведения, которую они передадут своим детям.
Вредные советыПредставляете, если связать свою жизнь в абьюзером, то вы никогда не услышите, что ваш союз неидеален, потому что в вашем окружении никого не останется. Общаться ни с кем нельзя — любимый запретил! Можете хлопать глазками и верить, что он таким образом показывает свою привязанность и желание проводить с вами как можно больше времени, а вовсе не хочет изолировать от всех людей, чтобы вам бежать от него было некуда.
Милый будет клясться вам в вечной любви после избиения до кровавых соплей и очередной лекции о вашей бесполезности и никчемности. А еще он такой романтик: принесет букет цветов в качестве извинений за сплошной синяк, в который превратил ваше лицо. Какая любовь! До гроба…
А если мужчина окажется не абьюзером? Скорее всего, он тюфяк и не причинит вам боли. Так что делайте из него настоящего мужика, закаляйте! Заставьте его отодвинуть на задний план все окружение, и пусть уделяет вам внимание по первому требованию. Работа у него, онлайн-совещание, проблема какая-нибудь — не важно. Когда он будет злиться, потому что не может отвлечься, — обижайтесь: «А что я такого сделала? Какой ты черствый! У тебя неадекватная реакция». Если он повелся на манипуляцию и все-таки обратил на вас внимание, оттолкните его: «А мне уже не надо». Только от тапки успейте увернуться, а то он бесится почему-то.
Встаете раньше него по утрам? Гремите посудой, стучите дверцами шкафов и включайте свет в спальне! Ох, какой он сексуальный, когда орет во всю глотку, потому что благоверная задолбала. Такой мужественный, уверенный в себе! Надо бы почаще его доводить, ведь в отношениях должна быть перчинка. Только вот после очередного мозговыносящего вечера милый может либо начать периодически гоняться за вами с «розочкой», которая ну совсем не цветок, то бишь держа в руках бутылку с отбитым дном, и пытаться ударить вас ею в сердцах, либо просто уйдет в закат, потому что не планировал застревать в абьюзивных отношениях, превращаясь в чудовище.
Глава 4. Тело, в котором я живу
«По небу бежали облака, а улица была наполнена запахом акаций, когда десятилетняя Катя карабкалась на дерево. Очень аккуратно, ведь чтобы добраться до сладко пахнущих цветов, нужно изрядно постараться: колючки на ветках норовили то впиться в Катину ладонь, то пристать к подолу платья. Сорвав наконец несколько цветущих веточек, она с победным криком спрыгнула с дерева. И тут с девочкой случилось что-то очень важное: Катя вдруг поняла, кто она.
Трудно сказать, почему это не произошло с ней три года назад или через три года после, и совсем непонятно, почему осознание пришло именно в этот день. Только что она играла в отважную трюкачку, которая забрала самый вкусный в мире приз из лап старого дерева. Этот подвиг чуть не стоил ей жизни (или выговора от мамы за испорченное платье). Спрыгнув с дерева, Катя что-то думала про небо и сказочные замки в облаках, как вдруг сверкнула мысль, что она — это она. Катя резко остановилась и стала осматривать себя — все, что можно было увидеть. Видно было не так много: платье спереди, ноги да руки. Торопливым движением она запихнула букет за пазуху, чтобы освободить ладони. Она хотела рассмотреть их поближе. Подняла вверх. Этого оказалось достаточно, чтоб понять размеры своего тела. Она рассмеялась и подумала: «Вот это да! Это что, я? Это мои руки? Мое тело?! И теперь ведь никуда из него не деться, не вылезти. Во всяком случае, еще долго этого не сделаешь: надо стать взрослой, прожить всю жизнь, состариться — тогда только получишь какой-то другой наряд!»
Дело было исключительной важности. Катя решила уберечься от возможных помех и полезла на чердак — в свое любимое укрытие. Лезть было легко, но каждый раз, когда она двигала рукой или ногой, ее снова и снова удивляло то, как они послушны. Память ей подсказывала, что так было всегда, но раньше она не замечала, как это восхитительно. Устроившись как следует, она занялась изучением кожи на руках и делала это очень внимательно: ведь это была ее кожа. Потом высвободила плечо из-под платья, заглянула под ворот — убедиться, что под одеждой она тоже есть, и при этом задела плечом щеку. Когда теплый выступ голого плеча коснулся лица, ощущение было такое, будто ее приласкал кто-то очень добрый. Но откуда пришло это ощущение — от щеки или от плеча, и кто кого погладил — щека плечо или плечо щеку, этого она никак не могла понять.
Окончательно утвердившись в том потрясающем факте, что теперь она — Екатерина Петрова (откуда взялось это «теперь», она не знала, ведь и речи не шло о том, что раньше она была кем-то другим), Катя задумалась, что же с ней будет.
Осознание ребенком своего тела происходит при взаимодействии с мамой, окружающим миром и частями своего туловища. В эти моменты формируется образ физического тела.
Образ тела — это набор наших представлений о себе, собственном теле, то, как мы себя ощущаем, представляем и как к себе относимся. Образ тела начинает формироваться сразу после рождения. То, насколько уверенно или тревожно мать держала ребенка на руках, насколько адекватно реагировала на его меняющиеся потребности, ощущал ли он себя в безопасности — все это накладывает отпечаток на формирование образа тела и отношения к себе.
Изначально именно мама знакомит с ощущениями «приятно — неприятно», «комфортно — некомфортно», помогает малышу осознать и ощутить свое тело, прикасаясь к нему. Далее ребенок продолжает познавать свое тело, обучаясь управлять им, совершая движения. Если взаимодействие матери с ребенком носит тревожный характер, отсутствует материнская уверенность, то у ребенка формируется неверный образ себя. Адекватное восприятие своего тела помогает ребенку почувствовать состояние «Я есть», которое, по сути, является основой для состояния «Я могу» — главной движущей силой человека.
Образ тела — это то, как мы видим себя в зеркале и в собственных мыслях, как чувствуем свое тело и себя в теле, чему придаем значение, когда речь идет о нашей внешности. Если образ тела сформирован негативно, части тела представляются нам не такими, какие они на самом деле. Возникают сомнения в собственной привлекательности, беспокойство о соответствии своих параметров общепринятым стандартам. Если образ тела сформирован позитивно, мы принимаем тело таким, какое оно есть, чувствуем себя в нем комфортно и безопасно. Так формируется любовь к самому себе.
Образ тела формируется, проходя следующие ступени:
1. Создание позитивного отношения к телу.
2. Установление границ между телом и средой.
3. Осознание частей тела и их взаимосвязи.
4. Движение тела в пространстве.
5. Половая идентификация.
6. Процесс старения.
В этой главе мы обратимся к первым трем ступеням.
1. Создание позитивного отношения к телу.
Младенец имеет совершенно определенные потребности, связанные с телесными нуждами, которые ему помогает удовлетворять мама. Основным органом чувств и восприятия новорожденного является тело. Телесные ощущения малыша зависят от качества ухода и родительских установок. При внимательном и заботливом материнском уходе ребенок получает опыт любви к собственному телу и его первичным нуждам. Здесь берет начало принятие своего тела, удовольствие от взаимодействия с самим собой, любовь к себе. На этой стадии человек получает навыки базовой заботы о своем теле, закладываются основы доверия к себе, собственным чувствам и ощущениям.
Умение мамы определить то, что хочет ребенок в данный момент, во многом влияет на развитие его способности понимать, что с ним сейчас происходит и что нужно сделать. Проблемы с формированием образа тела в этот период могут вылиться в нарушение идентификации собственных чувств, несамостоятельность в удовлетворении своих потребностей. Ребенок, обделенный телесным вниманием, недополучивший положительного отношения, переживает свою ненужность. Жизнь впоследствии может восприниматься им через фильтр «Имею ли я право существовать и вступать в отношения с миром?»
Ребенок учится осознавать свои потребности и удовлетворять их, сначала призывая на помощь маму, а потом и самостоятельно. Он накапливает опыт ощущения радости от собственного тела, получая хороший уход и удовлетворение своих потребностей в любящих объятиях матери.
2. Установление границ между телом и средой.
В утробе ребенок фактически является частью тела матери, находится в полном слиянии с ней. Он и мама — это единое целое, поэтому радость мамы — это его радость, а тревога — его тревога. После рождения ситуация меняется: ребенок начинает жить как отдельное физическое тело, но психологически он все еще ощущает себя маминой частью. Он испытывает определенные потребности, а мать, являясь для ребенка его продолжением, удовлетворяет их.
Если на первой ступени формирования образа тела ребенок еще не отделяет себя от матери, то на второй — учится установлению границ. К нему приходит понимание, что он и мама не одно целое. Начинает формироваться телесное «Я» ребенка. Он учится определять, где заканчивается его тело и начинается тело мамы. Совершая разнообразные движения, отталкивая, пихая и хватая маму за нос и волосы, ребенок начинает осознавать свою обособленность, проверяет, где находятся его собственные телесные границы.
Навык разделения границ, когда «Я» воспринимается обособленно от окружающего мира, позволяет чувствовать свою самостоятельность, отделять себя от других. Приходит понимание, где «мои» проблемы, а где чужие, ощущение своей значимости и уникальности, чувство безопасности. Маленький человек учится отстаивать свои интересы, право на свою точку зрения, осознает возможность говорить «нет».
3. Осознание частей тела и их взаимосвязи.
До момента осознанного исследования своего тела жизненные события сильно влияют на развитие будущих черт характера ребенка. Поскольку отпечатки различных физических и психологических травм находятся вне сознания человека, они остаются в клеточной памяти тела.
Этот этап является подготовкой ребенка к самостоятельному передвижению в пространстве. Ребенок начинает осознавать взаимосвязи в работе частей тела и учится сознательно ими управлять. Он понимает, что руками можно брать погремушки, хватать маму за волосы, притягивать и отталкивать, защищаться. А если определенным образом напрячь мышцы ног, можно стоять, подпрыгивать и ходить, топать и пинать. На попе можно сидеть и ею можно толкаться. Интересно, что многие из перечисленных глаголов движения обозначают не только физическое действие но и имеют психологический смысл, например:
«Он берет свое» — человек обладает целеустремленностью, умеет достигать поставленных целей и задач;
«Он притягивает к себе людей» — люди тянутся к человеку, он умеет взаимодействовать с другими, обаятелен, может заинтересовать;
«Он крепко стоит на ногах» — человек уверен в себе и в жизни, устойчив, успешен, сбалансирован.
Эмоциональные и психологические реакции на запечатленные в нас жизненные события живут в различных частях тела. Телесный опыт младенца первичен и является целиком кинестетическим, ведь малыш еще не обладает развитым сознанием. Именно прикосновение мира, воплощенного в матери, к ребенку на первом году жизни определяет формирование у него чувства базового доверия к окружающей действительности. С развитием двигательной активности начинает расти опыт взаимодействия ребенка со всем, что есть вокруг, его движения определяют ощущение себя в мире. Важно понимать, что «телесное Я», активно формирующееся после рождения малыша, становится первичным источником информации о себе и мире, оно взращивает чувство любви к себе и доверие к миру.
Постепенно малыш начинает исследовать себя, обнаруживая различные части тела, устанавливает взаимосвязи между ними, учится ими управлять. Сначала ребенок находит свои ручки, рассматривает их и изучает. Затем нащупывает живот и изучает его, а после — половые органы и ноги. Следующим этапом является исследование головы и лица. В этот период очень важно предоставить ребенку возможность познакомиться именно с ручками, ножками и половыми органами, а не с рукавичками, ползунками или бумажным памперсом. Если ребенок вместо половых органов находит подгузник, в его сознании может остаться, что между ног у него бумажный мешок. Впоследствии это может привести к проблемам восприятия своего пола и половой идентификации, принятия собственных половых органов, которые могут казаться ему какими-то «не такими». Важно, чтобы в образе тела запечатлелись именно части тела, такие, какие они есть, а не элементы одежды или памперс.
В период, когда ребенок исследует части своего тела, он рад новым открытиям, обнаруженное ему нравится, он воспринимает их как часть себя. Лучшие воспоминания нашего детства всегда полны чувственных, кинестетических переживаний. Если ребенок плачет или смеется, он делает это всем телом. Даже конфету он ест, получая удовольствие всем своим естеством. В мире детства нет преграды между «Я» и миром. Мое тело — это и есть «Я», а «Я» — часть мира.
Растущий ребенок открыто проявляет свои эмоции и переживает их так, как испытывает. Но постепенно воспитательные воздействия, взросление и социализация приводят к тому, что ребенок учится подавлению своих чувств и ощущений тела, чаще тех, которые общество расценивает как негативные или неуместные. Еще вчера мальчик мог нежиться в материнских объятиях, наслаждаться нежными прикосновениями, а сегодня мама решает растить «настоящего мужчину» и объясняет малышу, что все это — ненужные «телячьи нежности». Выходит, что в следующий раз желание обнять маму нужно подавить: ведь «настоящие мужчины» так себя не ведут.
Вредные советыДа смысл переживать из-за этого дурацкого тела? Не нравится — ну и ладно. Все равно умрете, так используйте его на полную катушку. Поедайте всю вредную еду, которая в вас влезет. Ешьте до тошноты. Вы же знаете, что расстройства пищевого поведения могут навредить, а если повезет, то и убить? У вас есть выбор: булимия, компульсивное переедание, анорексия и еще много чего.
От стресса себя тоже беречь не нужно, доводите себя до изнеможения. До такого, чтобы и тело начало отказывать, и умом двинуться можно было.
А чтобы план наверняка сработал, стоит переехать в какой-нибудь район с отвратительной экологией. Ну вот, например, райончик близ химзавода. Там и недвижимость подешевле, и прудик шикарного кислотно-желтого цвета. Купайтесь там почаще!
Соблюдайте эти простые правила и вуаля — вам осталось жить совсем недолго! Как это «не хочу так»? А как можно жить в неидеальном теле? Принимая и любя себя? Да нет, странно как-то. Не любите себя!
Глава 5. «Я твой командир!» Вожди в памперсах
Виталий откинулся на спинку кожаного кресла в своем просторном кабинете. Пальцы его левой руки отстукивали знакомую мелодию, оставляя отпечатки на лакированной поверхности массивного стола из бука. Правая же рука при помощи мышки двигала таблицу по экрану монитора. Казалось, с каждой минутой в кабинете становилось жарче, а на шее Виталия все сильнее вздувались вены.
Он понимал, что проект не будет завершен в срок и что его подчиненные, круглые идиоты, так и не выполнили его распоряжения. Что он только не делал с дисциплиной в коллективе! Даже выходы в курилку регламентировал строго по часам и штрафовал опоздавших. В конце дня он лично проверял работу каждого, ведь этот крупный проект должен был принести компании много денег. И никто не смел ему перечить. Виталий недоумевал. Как же так? Все ведь было под контролем! Где он ошибся, что упустил?
Почему-то вспомнилось детство. Лето, гараж. Отец ремонтирует машину. Виталик всегда мечтал тоже покрутить гайки. Но только потянулся своей пухлой ручкой к ключам — получил затрещину. Отец всегда куда-то торопился, у него не было времени, чтобы дать маленькому сыну всласть поковырять эти огромные штуки с металлическим запахом. И мама вечно спешила. Самая частая ее фраза — «Надо бежать!» Перед выходом в детский сад даже шнурки Виталику завязывала сама, чтобы сэкономить время.
Безусловно, все мы хотим добра нашим детям, но не всегда знаем, что же для них лучше. В зарисовке видно, как может быть задушена спешкой (а иногда и любовью) лидерская часть личности, которая обязательно должна проявиться в детстве. У повзрослевшего героя эта часть компенсировалась до уровня тирании на работе. А бывает, стать лидером в обществе не получается, и тогда нереализованная потребность делает человека домашним деспотом.
«Кризис трех лет» со страхом ждут все родители. Этот период начинается в возрасте двух с половиной — трех лет с уверенного возгласа «Я сам!» Ребенок требует максимальной самостоятельности в действиях, отвергает помощь, сам хочет выбирать себе одежду и еду, решать, куда он пойдет и что будет делать. Этот период нужен, чтобы ребенок ощутил свои собственные силы.
Кроме того, кризис трех лет — проверка взрослых на доверие. Ребенок пыхтит, но сам завязывает шнурки. Или достает игрушку с высокой полки, забирает у отца молоток, чтобы забить гвоздь. Таким образом он проявляет себя и проверяет, насколько взрослые ему доверяют.
Когда этот момент настанет, и покладистый, удобный раньше ребенок вдруг захочет все делать сам — позвольте ему это. Ведь продлится такое поведение совсем недолго, а результаты родительских решений будут оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. В свое время через это прошли и вы.
Кризис трех лет — это прежде всего кризис взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Он протекает особенно остро, если взрослые не замечают желания ребенка быть самостоятельным, сдерживают его активность и инициативу, стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, в котором ребенок полностью подвластен взрослому.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как самостоятельный, не зависящий от других людей источник разнообразных желаний и действий, начинает осознавать, что он обладает волей и может ею пользоваться. У него появляется стремление к самостоятельности, он пробует противопоставлять свои желания желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и отношений, управлять своими действиями и воображением. Ощущая свое могущество и растущее чувство независимости, ребенок решительно восстает против ограничений и стремится обо всем составить собственное мнение. Этот период еще называют «первой взрослостью».
В год ребенок уже может ходить, в два — бегать. К концу третьего года он умеет самостоятельно умываться, одеваться, кушать. Поведение к концу раннего детства становится менее зависимым от взрослого. Его развитие идет в направлении все большей самостоятельности. Активно развивается познавательная деятельность, формируются наглядные формы мышления, целенаправленное восприятие, начинает проявляться фантазия. К трем годам дети хорошо понимают речь взрослых. В этот период ребенок много и охотно говорит со старшими и сверстниками, с удовольствием слушает чужую речь, рассказы, сказки. У ребенка появляется устойчивый интерес к другим детям. В это же время происходит отделение ребенка от взрослых, ослабевает слитность его существования с жизнью и деятельностью родителей, совместным предметным действиям ребенок теперь предпочитает самостоятельные.
Наиболее яркий и отмечаемый большинством родителей феномен этого периода — появление в речи ребенка местоимения «я». Это внешний признак того, что ребенок переходит на новый этап своего развития. Теперь каждый результат его самостоятельной деятельности утверждает, подкрепляет его «Я». Ребенок начинает воспринимать оценки с особым пристрастием, искать у взрослых признание своих достижений, появляется чувство гордости за свои успехи.
Итак, причины кризиса трех лет лежат в области отношений ребенка и взрослого. Возникающие в это время негативные проявления в поведении показывают, что во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения и полное сохранение прежних отношений со взрослыми в семье противоречит новому уровню развития ребенка. Именно из-за этого противоречия кризис может проходить тяжело.
Кризис трех лет очень хорошо изучен и обстоятельно описан в отечественной психологии. Л. С. Выготский приводит описание симптомов этого кризиса.
Первый симптом — негативизм, при котором выбор ребенка всегда идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. При этом ребенок реагирует не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Весь смысл негативизма в противопоставлении своего мнения чужому.
Второй симптом — это упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо даже не потому, что ему этого сильно хочется, а просто потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является принятое ребенком самостоятельное решение: он так сказал и хочет непременного исполнения своего слова.
Третий симптом — строптивость ребенка. Строптивость направлена против существующих правил, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, противоречии просьбам и требованиям взрослых.
Четвертый симптом — своеволие, своенравие. Оно проявляется в нетерпимом отношении к опеке взрослого, отказе от помощи.
Пятый симптом — протест-буря. Все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер. Ребенок будто находится в состоянии войны, в постоянном конфликте со взрослыми.
Шестой симптом — обесценивание. Ребенок как бы подчеркивает малозначимость предметов и людей вокруг. Он обесценивает игрушки, родителей, сверстников. В лексиконе впервые появляются ругательства.
Седьмой симптом двойственен. В однодетной семье трехлетний ребенок стремится к деспотизму: взрослые должны делать то, что он хочет. В семье с несколькими детьми чаще встречается симптом ревности к братьям и сестрам.
Все перечисленные основные симптомы составляют так называемое семизвездие кризиса трех лет. К вторичным проявлениям кризиса психологи относят острую потребность ребенка в оценке взрослого, фантазирование с целью получения выгоды для себя, стремление избежать наказания с помощью вымысла, острое переживание неуспеха в деятельности, изворотливость.
Детский негативизм и упрямство носят избирательный характер, то есть проявляются по отношению к близким взрослым и не встречаются в отношениях со сверстниками. Поэтому родителям кризис трех лет почти всегда дается нелегко. Многие формы протестующего поведения ребенка для них неожиданны и кажутся немотивированными — появились «ни с того ни с сего».
Преодолевая кризис трех лет, взрослые реализуют программу целенаправленного обособления. В эту программу входят такие формы поведения взрослого, как:
— реакция на ревность ребенка (например, игнорирование);
— демонстрация права родителей принадлежать друг другу и иметь свою жизнь, отдельную от ребенка;
— подчеркивание неправомерности действий ребенка («ты неправ», «ты этого не знаешь»);
— запрет вмешиваться в разговоры взрослых;
— блокирование детской агрессии по отношению к окружающим.
Эти ограничения и запреты открывают ребенку объемность и сложность взаимоотношений во взрослой жизни.
Действенной формой преодоления кризиса перехода от раннего детства к дошкольному возрасту является сюжетно-ролевая игра. Ребенок испытывает потребность подражать сложным формам деятельности взрослого, его взаимоотношениям с другими людьми, то есть всему «взрослому» образу жизни. Однако реально ребенок не может осуществить свое желание, это возможно только в игре. Именно в игре ребенок воспроизводит разные ситуации из жизни взрослых, берет на себя их роли и в воображаемом плане осуществляет их поведение и деятельность. Игра дает возможность ребенку «стать взрослым понарошку» и реализовать таким образом потребность в самостоятельности и самоутверждении.
Возрастные кризисы — нормальное явление. Любой кризис — это переломный момент, когда осуществляется переход на новую, более высокую ступень развития. Кризис протекает индивидуально и во многом зависит от условий воспитания. Общим для всех кризисов раннего детства является то, что всякий ребенок «становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в смежном стабильном возрасте». Его темп развития по сравнению с обычным снижается. Разрешение кризиса целиком зависит от способности взрослых изменить качество общения и взаимодействия с ребенком соответственно его новым возможностям и потребностям, ведь каждый возрастной кризис — это, прежде всего, кризис отношений.
Вредные советыРебенку надо запретить ошибаться. Не важно, что случилось — коленку разбил или двойку получил. Вините ребенка во всех его промахах. Каждая его ошибка — ваш позор и разочарование: «Скотина малолетняя, да что же ты мать позоришь? Да за какие грехи ты мне достался?»
Насмехайтесь над промахами ребенка. Ведь вы так и знали: у него ничего не выйдет! Скажите ему об этом. Самодовольно делайте замечания при всех, если что-то у него не получается. Обращайте внимание на каждую ошибку, даже незначительную: «Да ты ничего нормально сделать не можешь! Что из тебя выйдет, идиотина?»
И не вздумайте оказывать поддержку этому маленькому неудачнику. Убейте его самооценку с детства. Делайте его неуверенным, беспомощным слизняком, которым вы сможете с легкостью манипулировать. Представляете, в будущем он будет выполнять все, что скажет его деспотичная мамаша!
Если ребенок, когда вырастет, поймет, что мать сознательно убила его веру в себя, то пусть сам с этим разбирается. Иначе на кой черт нужны психологи, которых каждый год штампуют? Хотя вряд ли он осознает… Вы ведь постарались уничтожить его личность. И, скорее всего, у вас это получилось…
Глава 6. Нельзя ругаться, обижаться, издеваться, драться. И плакать тоже не смей!
Проливной дождь шел уже несколько дней. Темные грозовые тучи стальным одеялом закрывали небо до горизонта.
Водонапорная башня стала для Людмилы и еще нескольких снайперов укрытием и огневой позицией. Они ждали подкрепления несколько дней, сдерживая натиск вражеских солдат. И наконец дождались.
Сейчас, покинув башню и спрятавшись от дождя в шатре медицинской помощи, получив еду, теплую одежду и необходимые лекарства, Людмила снова и снова возвращалась к недавней битве. Думать об этом не хотелось, но в голову навязчиво лезли образы, обрывочные, словно куски киноленты. Вспоминался резкий запах пороха, боль в ушах от громких взрывов, свист пуль, хрипы раненого товарища. Водонапорная башня — их укрытие и огневая позиция — стала последним домом для нескольких снайперов.
— Что ж ты так подставился, Вовка? — вытирая кровь, слезы и капли дождя с лица, причитала Людмила.
— Хракл-кхе-кхе, — только и произнес Владимир. Пуля пробила легкое, и он с трудом мог дышать.
— Зараза! — крикнула Людмила и остервенело отбросила заклинившую винтовку. — Ты полежи пока, Вовк, наши скоро придут. Держись. А я твою винтовку возьму.
Люда решительно подвинула безжизненную руку товарища и взяла оружие. Заняла позицию. На секунду ей почудилось, что весь мир замер, капли дождя повисли в воздухе, застыли в крике и движении наступающие враги — теперь их можно было рассмотреть. Так близко и отчетливо она не видела их никогда. Откинув косу и заправив выбившуюся прядь за ухо, она установила приклад на плечо и прицелилась. И тут словно кто-то могущественный снял жизнь с паузы — движение возобновилось. Людмила стреляла на поражение, снова и снова щелкая затвором. Враги падали, не понимая, откуда их расстреливают. А через несколько минут раздались те самые звуки, которых они так долго ждали: пришло подкрепление.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я ребенок. Мне 30 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Если вы узнали себя в описании, помните, что эта информация нейтральная, для принятия к сведению. Она может помочь построить счастливую и замечательную жизнь.
2
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, невролог, наиболее известен как основатель метода психоанализа.