1. книги
  2. Российская практика
  3. Анастасия Парфенчикова

Регулирование GR и лоббизма в России: Статус-кво или поиск новых решений

Анастасия Парфенчикова (2022)
Обложка книги

В России лоббизм, несмотря на свою важность для демократии, окружен негативными стереотипами и ассоциируется с кулуарными решениями и коррупцией. Отсутствие четких правил игры приводит к непрозрачности лоббирования и неравному доступу к нему. Такая ситуация тормозит развитие цивилизованного диалога с государством, формирование институционального представительства частных интересов, развитие рынка GR- и лоббистских услуг. Бизнес сталкивается с барьерами в коммуникации с органами власти. Авторы Эдуард Войтенко и Анастасия Парфенчиков описывают различные пути регулирования лоббизма — от разработки отдельного закона до создания профессионального объединения и этических стандартов. Они предлагают комплексный подход к развитию прозрачных институциональных механизмов взаимодействия с государством. Книга «Регулирование GR и лоббизма в России. Статус-кво или поиск новых решений» подробно рассматривает модели регулирования лоббизма в мировой практике, цели и пределы регулирования в России, предлагает оптимальный механизм определения правил прозрачного и добросовестного лоббирования и поможет вам лучше ориентироваться в сложном мире отношений власти и бизнеса. В современных российских реалиях лоббизм — это неотъемлемая часть общественно-политических отношений, оказывающая существенное влияние на процесс принятия государственных решений. Несмотря на это, сам термин «лоббизм» зачастую воспринимается негативно и ассоциируется с коррупцией. Зачем читать • Получить актуальную информацию о состоянии рынка GR-услуг в России; • Разобраться в правовых и этических аспектах лоббистской деятельности; • Научиться грамотно оценивать риски и возможности, связанные с GR-деятельностью. Регулирование лоббистской деятельности должно быть направлено не на искоренение лоббизма как такового, а на создание прозрачных и равных условий для взаимодействия бизнеса и власти. На данном этапе развития российского общества наиболее перспективным представляется путь саморегулирования лоббистской деятельности, который позволит сформировать этические нормы и стандарты поведения GR-специалистов и лоббистов. Особенности Книга не просто анализирует текущую ситуацию, но и предлагает конкретные шаги по формированию цивилизованного рынка GR-услуг в России. Особое внимание уделяется саморегулированию и профессиональной этике как одному из перспективных направлений развития. Авторы опираются на серьезную научную базу, анализируя мировой опыт регулирования лоббизма, при этом говорят на понятном языке, иллюстрируя теоретические выкладки яркими примерами из российской практики. Для кого Книга будет полезна GR-специалистам, лоббистам, представителям бизнеса, госслужащим, политологам, юристам и всем, кто интересуется вопросами взаимодействия власти и бизнеса.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Регулирование GR и лоббизма в России: Статус-кво или поиск новых решений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Институт лоббизма выступает важным элементом демократической политической системы. Он направлен на гармонизацию разнополярных интересов в процессе разработки и принятия государственных решений. Лоббисты выстраивают мосты между частными субъектами и уполномоченными должностными лицами — гарантируют представительство бизнес-сообщества и многочисленных социальных групп на разных уровнях государственной власти, а также защиту их интересов. По сути, формируется площадка для частно-публичного диалога между всеми заинтересованными сторонами.

Лоббистские технологии способны положительно влиять на политические процессы в государстве. С одной стороны, институт лоббизма позволяет обеспечить доступ к участию в государственном управлении представителей общественности, бизнеса и некоммерческого сектора. С другой — профессиональные лоббисты содействуют органам государственной власти в реализации их полномочий и могут стать прочной опорой в поиске новых подходов к сбалансированному и эффективному регулированию общественных отношений.

Однако, несмотря на неоспоримые ценности института лоббизма, эта деятельность в России испытывает серьезные проблемы. Прежде всего сохраняется тенденция отрицательного восприятия профессии лоббиста в социуме. А при отсутствии формальных правил частно-публичного взаимодействия включаются механизмы непрозрачного лоббирования отдельных групп интересов. Это негативно сказывается на поддержании цивилизованного диалога с государством и формировании институционального представительства частных интересов, тормозит развитие рынка лоббистских услуг, который в России является частью общей GR-индустрии.

Одним из способов решения этих проблем могло бы стать регулирование лоббистской деятельности — этическое и правовое. Попытки регламентировать ее в России пока не увенчались успехом, специальных законов о лоббизме нет. Профессиональное лоббистское сообщество находится на этапе формирования и еще не создало организационных и этических правил своей деятельности. Политические лидеры периодически высказываются о положительной роли лоббизма в демократическом обществе, но ни официальных решений, ни актуальной законодательной инициативы по этому вопросу не принято.

В конце 2023 г. компания Baikal Communications Group провела социологическое исследование российской GR-индустрии[1], которое показало, что часть GR-специалистов поддерживают идею регулирования института лоббизма и GR-услуг: 55 % опрошенных выступают за регулирование, 45 % — против. Хотя перевес голосов небольшой, мы полагаем, что результаты исследования — хороший повод вновь поднять вопрос о предпосылках и перспективах разработки правового и (или) этического регулирования лоббизма и переосмыслить предшествующие подходы к его решению.

Эта книга посвящена исследованию моделей регламентации лоббизма, принятых в мировой практике, оценке целей и пределов регулирования лоббистской деятельности в России, поиску оптимального механизма к определению правил и стандартов прозрачного и добросовестного лоббирования. Мы не предлагаем готовых решений — скорее, приглашаем изучить существующие концепции регулирования и обдумать возможности их реализации в свете перспектив развития профессий лоббиста и GR-специалиста, а также рынка GR — и лоббистских услуг в России[2].

Мы понимаем, что регулирование всего лишь один из возможных элементов стратегии, которая обеспечит цивилизованное лоббирование. Важно также, чтобы все вовлеченные субъекты этой сферы общественных отношений были готовы вносить свой вклад в создание среды этичного и эффективного представительства частных интересов в органах власти. Поэтому мы надеемся на заинтересованность в этой теме как профессионального сообщества, так и государства, поскольку объединение экспертных знаний и усилий может привести к действительно взаимовыгодному частно-публичному сотрудничеству для поддержания политического равновесия, экономического развития и благоприятного социального климата в стране.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Регулирование GR и лоббизма в России: Статус-кво или поиск новых решений» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке: https://b-c-g.ru/wp-content/uploads/2024/02/B-C-G-RESEARCH-2.pdf.

2

Настоящая книга посвящена регулированию лоббизма. Подробнее о других аспектах этой темы: понятии лоббизма, истории его возникновения, функциях и принципах лоббистской деятельности, ее инструментах и прочем — вы можете прочитать в нашей работе «Лоббизм и GR: Понятия, функции, инструменты». Для тех, кто уже знаком с этим изданием, оговоримся, что здесь мы частично возвращаемся к отдельным тезисам, однако лишь в той мере, в какой это необходимо для наиболее полного исследования вопросов регулирования лоббистской деятельности в России. (Войтенко Э., Парфенчикова А. Лоббизм и GR: Понятия, функции, инструменты. — М.: Альпина ПРО, 2023.)

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я