1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. Анастасия Полякова

39 Глав моей жизни, или Девочка по имени Полли

Анастасия Полякова
Обложка книги

«39 Глав моей жизни, или Девочки по имени Полли» — автобиография, в которой драматичную, но полную оптимизма историю жизни рассказывает нам Полли — девочка из Вильнюса, так сильно верившая в себя, что судьба исполнила главное — привела Полли в Москву, сделав ее успешной телеведущей, моделью и актрисой.Перед нами предстанет мозаика из кусочков прошлого, собранная Анастасией Поляковой. Пройдя вслед за Полли по страницам ее жизни, мы побываем в разных уголках мира.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «39 Глав моей жизни, или Девочка по имени Полли» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

В которой Полли вспоминает свое детство в Вильнюсе и рассказывает бабушке, где будет жить, когда вырастет.

Я верю в то, что судьба человека предначертана. Где-то там хранится книга каждого из нас, и ее последняя глава уже написана. Безусловно, все что мы видим и делаем каждый день — часть этой предначертанной судьбы. Люди, с которыми мы знакомимся, вещи, которые мы покупаем, поступки, которые совершаем, и места, в которые приезжаем — все это не наши решения, а явления заранее предрешенные.

Представьте человека, стоящего на распутье. Перед ним утекают вдаль две дороги: одна из них ведет к источнику, а другая — все дальше вглубь пустыни. Однако, человек не ведает, какую выбрать, ведь указателей, карт и проводников рядом нет. Представьте, что терзаемый сомнениями, он выберет путь к пескам пустыни. Но только лишь он успел ступить первый шаг, в его голове слышится полный сомнения голос: «Верный ли я совершил выбор?». Влекомый сомнениями, путник в последний момент меняет свое решение, меняет свой путь. Достигнув же дарующего жизнь источника, он ощущает чувство гордости за себя, полагая, что перехитрил судьбу. Но не кажется ли вам, что такая последовательность действий была спланирована Богом заранее, он с самого начала решил не позволить душе погибнуть в бескрайних песках? Человек предполагает, а Бог располагает.

В то время как Россию, не успевшую оклематься после смены режима, колыхали неспокойные смутные девяностые, за сотни километров от Москвы существовали тихие уголки стабильности. К одному из таких мест можно было причислить Вильнюс, столицу Литвы, которая еще с советских времен укоренилась в сознании русского человека как далекая заграничная страна, где жизнь течет совершенно по-иному. Прохладный ветер перебирает бледно-зеленую листву на деревьях, выстроившихся ровными рядами вдоль улиц. Кирпичные стены однотипных домов различаются лишь оттенками серого цвета — главной цветовой доминанте в рассеянном свете тусклого солнца, которое то озаряет весь город сквозь полупрозрачную туманную пелену, то бесследно растворяется в огромных грязно-серых облаках.

Заглянув в оконный проем одного из домов, мы окажемся в просторной комнате. Высокие потолки, гулкое, хранящее эхо пространство, в которое через стекла льется холодный дневной свет маленького города. Попадая в это светлое жилище сквозь еле колышущуюся легкую тюль, свет тяжелеет, меркнет и становится серым, словно превращается в собственную тень. Как будто в воздухе витают клубы дыма, позволяющие наблюдать за происходящим только сквозь узоры из невесомой ткани. Интерьер решен в контрастной гамме из темных и светлых оттенков: белые стены с четкой границей переходят в пол темно-коричневого цвета, кажущегося черным. В центре комнаты сидит маленькая смуглая девочка, на вид ей не больше четырех лет. Весь ее образ сильно выделяется на фоне общего окружения. Будто незримый художник успел заполнить яркими цветами лишь девочку, оставив нетронутым все, что ее окружает.

Девочка в гостях у бабушки. Бабушкина квартира! Какой образ навевает это выражение? Пестрые половицы, сервант с сотнями хрустальных рюмок, уютно скрипящий паркет, расписной ковер, украшающий стену, герань на подоконнике, запах молока и варенья, бубнящий из угла ламповый телевизор, спящий пушистый кот, разморенный сытостью. Но, как видите, здесь все иначе.

Почти сливаясь с окружением, будто высеченная из серого мрамора, напротив девочки восседает хозяйка не самого обычного бабушкиного дома — не самая обычная бабушка. Женщина наблюдает за движениями внучки. Она смотрит на девочку достаточно холодно, однако это не взгляд безразличия, а взор покровительства, в самом лучшем понимании этого слова. Она смотрит на ребенка словно орлица, следящая за тем, чтобы ее птенец не выпал из гнезда раньше, чем научится летать. Да, пожалуй, более точного сравнения не найти. И, конечно, во взгляде читается безграничная любовь.

Что бы увидел ребенок, взглянув на свое отражение в зеркале? Ребенок увидел бы свое лицо как оно есть, его черты и линии, его суть, увидел бы феномен отражения. Увидел себя, не давая оценок и не вешая ярлыков. Оценивать мы начинаем предметы окружающего мира, как только приучимся обладать и присваивать, ощущать что-то или своим или недоступным, когда начинаем сравнивать свое и чужое. Сначала оценочными категориями ребенок наделяет используемые предметы: вкусно — невкусно, красиво — некрасиво, хорошо — плохо, приятно — противно. И только услышав, как взрослые сравнивают маленьких сверстников, сталкивая друг с другом, сопоставляя их природные данные и, кстати, уничтожая этим равенство и самодостаточность каждого ребенка, дети привыкают смотреть на себя как на объект. Начинают выискивать достоинства и недостатки своей внешности, пробуют использовать внешнее превосходство, встраивая себя в общественную иерархию. Облик девочки из бабушкиной квартиры был прекрасен, с ранних лет на нее смотрели как на самую красивую и дорогую фарфоровую куклу, которую так сложно найти в период дефицита. И сама себя она уже не могла воспринимать по-другому. Смуглая кожа, каштановые волосы с медными переливами, ровная челка, из-под которой выглядывают миндалевидные серо-зеленые глаза — все это вызывало восхищение окружающих, и сама она была очарована своей незамутненной красотой. Длинные черные ресницы придают ее взгляду такую глубину, что ее глаза кажутся бездонными, а под поверхностью зелени радужки открываются еще сотни различных оттенков, сменяющих друг друга в зависимости от ее настроения. Этот взгляд запомнится надолго. Он переменчив настолько, насколько непредсказуема будет ее жизнь. Но что в тех красивых куклах кроме фарфора и пустоты? Неодушевленным куклам не хватает той истинной жизни и строптивости, которая уже бурлит в маленькой девочке, заставляет двигаться к цели, ведет сквозь препятствия и выплескивается на всех, кто повстречается по воле судьбы. Все это таится в зеленом блеске глаз девочки, отражающейся в зеркале. В руках она держит открытку, пристально разглядывая ее.

— Бабушка, я буду там жить, — без тени сомнения говорит она. В ответ бабушка легко усмехается. Эта фраза повторялась девочкой еще неоднократно, однако всегда вызывала все ту же снисходительную улыбку, заключавшую в себе неверие. На картинке были изображены зубчатые стены и башни, увенчанные рубиновыми звездами. Образ, знакомый практически каждому, кто хоть что-то слышал о России, образ, слишком привычный для москвича — Московский кремль.

Чем же так не угодил ребенку европейский уголок благополучия, что уже в юном возрасте девочка лелеяла мечту его покинуть? Путеводитель в руках туриста говорит, что климат в Литве мягкий, особенно зимы считаются комфортными. Больше половины площади столицы занимают зеленые насаждения: раскидистые деревья, кустарники парковых зон. Для одних Вильнюс является оплотом покоя и умиротворения, для других он — совершенно обычный европейский город. Человеку, который видел всю палитру красок мира, серость этого города, его нездоровое спокойствие, туманная завеса на каждой улице явятся синонимами скуки. Девочке здесь всегда было тесно, будто не хватало воздуха. Ей казалось, что серое небо свинцовой тяжестью придавливает ее к брусчатке улиц города, ведь большую часть года погода в Вильнюсе царит пасмурная и унылая. С наступлением вечера, как только пробьет девять часов, улицы и здания погружаются в спячку. Магазины, рестораны, галереи, — все отходит ко сну в раннее, даже детское время. Витрины, совсем недавно радовавшие сказочным светом и буйством красок, прячут свои огни и становятся неприступными, словно стены Тракайского замка1. Пересекая площади и переулки, вы бы наверняка обратили внимание на коренных жителей города: высокие, светловолосые, с бледной кожей, грубыми чертами лица и пронзительным взглядом. Казалось, что закрытость и без эмоциональность этих людей распространялась даже на приезжих. Туристы будто бессознательно понимали, что необходимо слиться с флегматичностью коренных жителей, играть согласно правилам города, они степенно вышагивали по улицам, с видом равнодушия разглядывая достопримечательности. Разум же остальных посетителей столицы Литвы полностью заполняли их дела, покупки и встречи, не оставляя места для простых человеческих эмоций. Девочке было тошно видеть все это лицемерие. «Вы что, не видите? Город неживой!» — хотелось ей кричать вслед прохожим.

Теперь мне становится ясно, что девочка выделялась не только на фоне бабушкиной квартиры, но и на фоне всего города.

Она другая. Вильнюс стал для нее подобием тесной клетки. Кстати, я и есть эта девочка. Меня зовут Полли, и я знаю, что моя судьба предначертана. Оглядываясь назад, я пытаюсь понять, что меня ждет впереди. Я написала книгу о своем пути из детства во взрослую жизнь. Как будто возвела мост, соединив два берега широкой реки. Страницы моей книги вы сейчас перелистываете, а значит проходите этот путь вместе со мной. Может быть, книга поможет мне разобраться в своей жизни, а вы сможете что-то понять о себе.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «39 Глав моей жизни, или Девочка по имени Полли» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Трака́йский (Тро́кский или Тро́цкий) за́мок (лит. Trakų salos pilis) — замок Витовта и последующих литовских князей на острове озера Гальве, напротив более древнего замка Кейстута. Остров расположен в черте города Тракай (Троки) и соединяется с ним деревянным мостом. Воссоздан из руин в советское время. Внутри с 1962 года находится музей истории Тракая.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я