Как рождаются планы мошенничества? В чём их юридическая и психологическая составляющие? Почему они оказываются успешными?Всё это можно узнать из «подслушанных» диалогов двух опытных мошенников, работающих уже давно и успешно: Никодим (Николай Дмитриевич), Воробей (по паспорту Воробьёв, но по иерархии и возрасту – Воробей).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чём думают мошенники, прежде чем обмануть нас предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Диалог №1. Скорая компьютерная помощь
Никодим: А что, Воробей, не бросить ли нам ерундой заниматься? Какой год уже грузинский чай подделываем, надоело. Да не патриотично как-то стало — грузинский чай покупать. Хочется чего-то более интеллектуального и современного. Давай в интернете замутим кое-что. Давно к нему присматриваюсь…
Воробей: Да ты что! Продовольственный бизнес — самый надёжный, тем более во времена кризиса. Не хочешь грузинский, давай тот же чай продавать как свой. Например, «Русский чай» — как тебе? И слоган: «Россия — родина не только слонов, но и чая!»
Никодим: Россия — родина дураков. Кидать торговые сети стало опасно, у них работают службы безопасности, а вот лохов разводить было легко и просто во все века. Сегодня век компьютеров и интернета. Так что слушай мой план.
Воробей: Ладно, надеюсь, что-то дельное предложишь.
Никодим: Вот скажи, у нас народ читает договор перед тем, как его подписать?
Воробей: Нет. Особенно если он набран девятым шрифтом в «Ворде».
Никодим: Правильно. Народ привык, что деньги заплатит — значит, обязаны обслужить. А если что, начнут требовать книгу для жалоб или полезут изучать Закон «О защите прав потребителей». Так ведь?
Воробей (улыбаясь): Я Уголовный кодекс только знаю, зато наизусть.
Никодим: Короче. Наш новый бизнес должен быть без офиса и магазинов. Будем работать на территории клиента.
Воробей: Пылесосы впаривать?
Никодим: Нет. При работе с товаром существует максимальная планка, выше которой не прыгнешь. Любой товар можно купить в магазине или посмотреть, сколько он стоит в интернете. Поэтому это должно быть что-то нематериальное. Например, ремонт. Но не простой ремонт, а ремонт «чёрного ящика» — вещи, в которой клиент ни в зуб ногой. На эту роль хорошо подходит компьютер. Вот ты, Воробей, сможешь сам свой ноутбук починить?
Воробей: А зачем? Я его в мастерскую отдам, и всё.
Никодим: Во-первых, в мастерской принято оговаривать максимальную сумму ремонта. А если человек звонит нам и говорит: «У меня компьютер сломался, сколько будет стоить его починка?», мы скажем: «От 400 рублей». И не обманем, потому что это никак не ограничивает нас в конечной сумме. А скажем, что вызов и приезд мастера у нас бесплатный, так клиент совсем расслабится. Во-вторых, у нас привыкли, что официальная мастерская — это дорого и долго. В-третьих, в мастерскую нужно отвозить самому. Если у человека настольный компьютер, никуда он его не потащит, вызовет кого-нибудь домой.
Воробей: Кого вызовет?
Никодим: Должен вызвать именно нас.
Воробей: И каким же образом?
Никодим: Наш клиент ездит на метро. Обклеим весь метрополитен объявлениями.
Воробей: Это же дорого.
Никодим: Я сказал «объявлениями», а не «рекламой». Типа «продаём дипломы» и «медкнижки дёшево». Только у нас будет «ремонт компьютеров».
Воробей: Типа скорая помощь для компьютеров.
Никодим: Да, нарисуем красный крест и машину скорой помощи. «Скорая компьютерная помощь».
Воробей: А адрес какой будем указывать?
Никодим: Никаких адресов, только телефон.
Воробей: Так, а называться наша компания как будет?
Никодим: Никак. Потому что особо умные лохи будут пытаться пробить название через Яндекс. А телефоны можно менять хоть каждую неделю.
Воробей: Кстати, раз уж люди так доверяют Яндексу, надо это использовать. Я сварганю простенький сайтик, но вложу пару миллионов в рекламную кампанию, чтобы по запросам «компьютерная помощь» и «ремонт компьютеров» наш сайт выдавался на первом месте.
Никодим: Особо умные лохи любят выбирать. Сделай несколько десятков сайтов с разным дизайном, пусть выбирают. Главное, по всем станциям метро сделать отдельные страницы. Пусть по запросу «ремонт компьютера Кунцевская» клиент попадает на наш сайт и думает, что мы находимся как раз в его районе.
Воробей: Сделаю, не проблема. Только как всё-таки можно сделать этот бизнес прибыльней подделки чая?
Никодим: Да очень просто. Если вкратце… Человек вызывает мастера. Мастер по приезду кладёт на стол многостраничную распечатку со словами: «Здесь можно ознакомиться с нашими условиями». Никто их читать не будет. В процессе работы мастер ненавязчиво предлагает те или иные услуги: «Биос1 настраивать?»… «Драйвер звуковой карты переустанавливать?»… «Антивирус нужен?» А может вообще ничего не спрашивать, а просто сказать, что операционную систему требуется переустановить. И настроить, естественно. И всё протестировать.
Воробей: Даже если устанавливать пиратскую Windows, это больше чем на две тысячи рублей не потянет.
Никодим: Потянет. У нас свободный рынок. Никто не мешает нам установить цену за установку одного драйвера пятьсот рублей. Различных драйверов в компьютере десятки.
Воробей: Да любой человек сам в интернете может найти этот драйвер и установить за пять минут.
Никодим: Вот пусть сам бы и делал всё. А за услуги высококвалифицированного специалиста, да ещё приехавшего на дом, надо платить. Кстати, ты навёл меня на хорошую идею: за поиск совместимого драйвера последней версии в интернете будем брать по тысяче рублей.
Воробей (подпрыгивает на стуле): По тысяче рублей??? Да никто столько денег нам не даст.
Никодим: Даст. Потому что он узнает об этом только в момент выставления счёта, то есть уже после того, как все работы будут проведены.
Воробей: А если откажется платить?
Никодим: Поздно. Фарш не прокрутить назад. Работы выполнены, клиенту была предоставлена возможность ознакомиться с прайсом.
Воробей: Ну, ладно, тысяч пять так можно накрутить. Не маловато?
Никодим: (назидательно) Ты недооцениваешь мой ум и лоховство клиента. Ту же операцию по переустановке Windows (а если она у клиента пиратская, всегда можно сказать, что все проблемы от неё) можно разбить на множество мелких операций:
• форматирование диска — 450 рублей;
• разбивка на логические диски — 600 рублей;
• изменение файловой системы — 300 рублей;
• предустановка Windows — 800 рублей;
• установка Windows — 1500 рублей;
• настройка Windows — 900 рублей;
• перенос и сохранение данных — 700 рублей;
• установка Microsoft Office — 1100 рублей;
• настройка интернета — 400 рублей;
• защита и безопасность — 550 рублей.
Воробей: А что значит «защита и безопасность»?
Никодим: Ты ещё не понял? В счёт можно вписывать любую ерунду. Мастер залез в брандмауэр и включил его (или выключил) — всё, строчка «защита и безопасность» занимает своё законное место в счёте клиента.
Воробей: Да… А ведь можно ещё и с количеством поиграться. Например, семьсот рублей — это перенос и сохранение 1 Гигабайта. А если у клиента на жёстком диске десять гигабайт…
Никодим: Не забудь в конце счёта наценку 30% для ноутбуков. И 50% за срочный вызов.
Воробей: Ну, получается тысяч 20—30. Неплохо.
Никодим: Ты меня недооцениваешь. Рассчитывай на 50 тысяч. Установка какого-нибудь «Коммандера» — ещё 700 рублей, его настройка — 300 рублей, установка и настройка какой-нибудь утилиты — от 500 до 2000 рублей (мы же скажем, что всё лицензионное), тестирование компьютера на вирусы — 1000 рублей (за каждый диск), разборка системного блока — 400 рублей, продувка кулера (одного) — 300 рублей, установка платы — 700 рублей, сборка системного блока — 600 рублей. И всё это без учёта стоимости комплектующих. И налог на добавленную стоимость 18%, не забывай. Естественно, этот НДС мы будем оставлять себе.
Воробей: Убедил. Но всё-таки, если у клиента таких денег не найдётся?
Никодим: (резко) Значит, мастер оказался лохом. Не смог по квартире определить платежеспособность клиента. Придётся нашей службе безопасности работать с этим клиентом. Пусть подписывает кредитный договор. Или отдаёт свой компьютер, ноутбук. Нам комплектующие всегда пригодятся.
Воробей: Гарантию будем давать?
Никодим: Конечно, будем. Жалко, что ли, на утилиты и разные биосы гарантию дать. Всё равно когда мастер приедет, неисправность он найдёт в том, чего мы вообще не касались. И вообще, компьютер — дело тёмное, состоит из тысяч частей, мы не можем гарантировать, что отремонтировав одну часть, другая не сломается. Если что, всё можно свалить на вирус, который клиент в интернете якобы подцепил. Или с диска занёс. Ведь практически у любого клиента есть пиратский софт.
Воробей: А как же законы о защите прав потребителя?
Никодим: Не боись, я уже проконсультировался с юристами. Если мастер действует строго по инструкции, закон будет на нашей стороне.
Воробей: Кстати, насчёт мастеров…
Никодим: Да, я знаю, отсеиваться будут многие по моральным соображениям. Но деньги всем нужны. Особенно студентам. Прогоним их через тренинги, пусть наш психолог научит грамотно лохов разводить. Ещё несколько деньков поездит по вызовам с более опытными товарищами, и конвейер по выкачиванию денег готов.
Воробей: (задумчиво) Слушай, а может, и мастеров будем разводить. Ну, там, удерживать процент от зарплаты, которая будет выплачиваться нерегулярно, плюс штрафы за выставленные клиентам счета меньше определённой суммы, плюс ещё много чего можно придумать…
Никодим: Запросто. Компьютерщиков в Москве завались, тем более сейчас кризис, многих увольняют. А получать по 50—100 тысяч привыкли.
Воробей: Ну, всё, я тогда уже сегодня запускаю сайт в интернете и арендую колл-центр. На тебе набор мастеров и организация их обучения.
Никодим: Только нужно торопиться. Пока ещё кому-нибудь эта идея в голову не пришла.
Через два месяца.
Никодим: Ну, что я тебе говорил? Не перевелись ещё лохи на Руси.
Воробей: Да, на наш век их хватит. Только вот интернет нам не только помогает, но и мешает. Посмотри, наши счета уже в интернете выкладывают. Договор №83334 по ремонту ноутбука Toshiba на 24 469 рублей.
Никодим: Да пусть выкладывают, лишь бы деньги не перестали выкладывать.
Воробей: А если в полицию начнут обращаться?
Никодим: В одном интервью начальник отдела МВД по Гагаринскому району г. Москвы сказал, что когда договор или акт об оказании услуг подписан обеими сторонами, их отношения перетекают в гражданско-правовую плоскость, что значительно затрудняет привлечение наших мастеров к уголовной ответственности. Полиции придется принимать решение об отказе в возбуждении уголовных дел, так как формально ситуация уже не подпадает под статью о мошенничестве. Единственное, чего нам можно опасаться — обращения граждан в суд в гражданском порядке. Но это не проблема, мы нигде не будет указывать свой юридический адрес.
Скан договора 2007 года.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Свежий пример на эту тему из поста2 в социальной сети Facebook3.
Скриншот поста в группе Facebook4 «Красный уголок бухгалтера».
Из квитанции на скриншоте.
Обнаруженная неисправность:
• неисправна ОС.
Наименование услуги и установленных деталей:
• сброс (полный) — 20890,
• настройка ОС — 15800,
• установка приложений — 14900,
• исправление лог. ошиб. — 49570.
Итого получилось 101160. С предоставленной скидкой 160 рублей — 101 тысяча.
В комментарии пользователь, представившийся директором другого сервисного центра, оставил такой комментарий (см. скриншот далее)..
Скриншот комментария в Facebook5.
Там же комментарий автора поста написала о том, как разрешилась ситуация (см. скриншот далее).
Ниже привожу скан рекламы, обнаруженной мною в почтовом ящике в 2022 году.
Объявление, наклеенное на дверь подъезда многоквартирного дома. Из личного архива автора.
Предлагаю ознакомиться с рассказом вызвавшей компьютерного мастера по объявлению в интернете и попавшей в подобную ситуацию женщины, которая любезно согласилась дать автору этой книги интервью:
«Анатолий, никогда не забуду, как вызванный мною мастер продувал вентилятор так, что прям закашлялся весь. Это был уровень если не столичного, то провинциального театра. И будучи зрительницей этого театра одного актёра, я стала понимать, что меня сейчас обманут, но я также понимала, что ничего не смогу с этим сделать. Потому что для меня всё было в новинку, это сейчас я знаю, что такое термопаста, а тогда я в компьютер никогда не залезала.
Стоимость билета в отличие от обычного театра, я узнала только в конце представления.
Если бы сумма в выписанной мне квитанции была хотя бы в два раза больше, я бы не заплатила. Да у меня и наличных денег с собой столько не было, а оплата по банковским картам тогда не была так распространена.
Для меня это был очередной опыт на будущее. По крайней мере, именно так мне тогда хотелось это воспринимать.
Тогда мне было 23 года, я недавно съехала от родителей, писала диплом, и моя самостоятельная жизнь только начиналась.
За прошедшие с того случая годы было несколько попыток превратить меня в жертву очередной мошеннической схемы или использовать в отношении меня множество «сравнительно честных способов отъема денег у населения», но на такой откровенный «развод» на деньги я больше не попадалась».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чём думают мошенники, прежде чем обмануть нас предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
BIOS (англ. basic input/output system — «базовая система ввода-вывода») — набор микропрограмм для работы с компьютером и подключёнными к нему устройствами.
3
Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в Российской Федерации.