В учебнике даётся краткое описание 17 мыслительных практик в версии 2021 года: труд (инженера, менеджера, предпринимателя), системное мышление, экономика, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, объяснения, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, теория информации, семантика, собранность, понятизация. Учебник учит планированию усиления интеллекта людей с высшим образованием. Предназначен как составителям вузовских учебных программ, так и занимающимся саморазвитием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование для образованных. 2021 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Анатолий Левенчук, 2021
ISBN 978-5-0051-2538-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие. Прошивка для мозга, версия 2021 года
Вы читаете уже вторую версию книги1/курса2 «Образование для образованных 2021», практически полностью переписанную по сравнению с версией 2020 года. Основная идея книги в том, что жизнь абсолютно непредсказуема в плане самых разных проектов, в которых ты себя обнаруживаешь, и даже образованные люди должны обновить своё образование, чтобы оставаться современным и быстро разбираться с каждым новым проектом.
Проверьте: есть ли у вас какая-то устаревшая уже мечта? Не пора ли её обновить, заменить на более современную? Зацикливание на достижении стратегической мечты становится в 21 веке признаком не упорства, а меднолобости и нездорового фанатизма. Будьте современным: регулярно меняйте стратегию, не цепляйтесь за прошлые мечты, смелее идите в будущее. Что будет в этом будущем, какое и в чём потребуется мастерство — непонятно. Поэтому будьте готовы к чему угодно, прежде всего к постоянной смене собственных проектных ролей. Личное стратегирование придётся делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Кто не меняет регулярно жизненные планы — меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, подстраиваются под перемены. Одна мечта на длинную жизнь бессмысленна.
Эволюция бесконечна, ваше развитие не должно сводиться к достижению единственной выбранной в молодости цели, ибо это путь не к успеху, а к вечному чувству вины от романтических и утопических идей «верности цели». Меняющие жизнь и работу изобретения (disruption technologies) ворвутся в ваши мечты сбоку и неожиданно, жить и работать каждый раз при этом придётся по-новому, и вряд ли ваша долгосрочная цель вам в этих обстоятельствах поможет. Применяйте методы стратегирования, которые разработаны транснациональными корпорациями для себя, для стратегирования собственной судьбы. В корпоративном мире стратегии тоже не пишутся одна навсегда, но постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, сильные стороны компаний так же приходят и уходят, как и сильные стороны людей. И каждое из этих приходящих новых умений что-то сделать будет сложнее предыдущих, это усложнение и есть развитие. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.
Биологический мозг у гениев оказывается примерно таким же, как и у всех остальных людей (не удаётся найти каких-то особых «структур гениальности»), так что разница в интеллекте, дающая разницу в скорости освоения новых видов мастерства, определяется главным образом версией «прошивки» интеллекта, удачно полученным образованием. Интеллект ведь только отчасти врождённый. Интеллект, он же «мыслительное мастерство», можно усилить. Если нужно непрерывно адаптироваться к новым обстоятельствам, то усиление интеллекта сделает эту адаптацию легче и быстрее. Книга/курс не только объясняет, почему нельзя придумать себе островок стабильности в океане перемен (это утопия!), но и объясняет, как стать умнее, чтобы чувствовать себя уверенней при стремительных переменах.
В книге/курсе предлагается уже образованным людям пройти дополнительное обучение упорядоченному ряду фундаментальных мыслительных практик, поддерживающих друг друга (поэтому мы назвали этот ряд дисциплин интеллект-стеком, технари этот термин понимают сразу, а нетехнарям можно представить стопку/стек учебников по каждой дисциплине, причём учебники вверху стопки требуют понимания учебников внизу стопки). Вот они: труд, системное мышление, экономика, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, объяснения, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, теория информации, семантика, собранность, понятизация. В книге/курсе будет краткая характеристика текущего состояния этих дисциплин, ибо практически во всех из них уже в 21 веке произошли серьёзные изменения.
Для усиления интеллекта нужно не только получить фундаментальное образование по мыслительным практикам интеллект-стека, но и «отрастить» себе экзокортекс в виде компьютеризированного ведения заметок. У человека по факту животный мозг, которому трудно удерживать внимание и трудно вспоминать. Конечно, нужно тренировать память и внимание — но у мозга есть биологический предел, выше которого не прыгнешь. Мы предлагаем другой ход: всё писать, и дальше ничего не помнить, ибо помнить будет компьютер (бумагу оставим в прошлом веке). Человек не должен бояться быть киборгом, не-киборги сейчас только дикари из джунглей. Дикарь усиливает возможности своих рук палкой-копалкой, цивилизованный человек усиливает возможности своего мозга компьютером. Не пишешь, не используешь компьютер — не думаешь!
Проблема в том, что этим дисциплинам и их повседневному применению в мышлении с использованием компьютера не учат в школе, не учат в вузе, не учат почти нигде. Образованным людям, желающим обновить прошивку интеллекта в своём мозгу до версии 2021 года, нужно хотя бы узнать об этих дисциплинах интеллект-стека и сегодняшнем прогрессе в этих дисциплинах. И ещё нужно понять, как задействовать компьютер для того, чтобы усилить свой интеллект. Вот наша книга/курс выполняет ровно эту задачу.
Каждый человек — предприниматель по отношению к себе самому. Приходится выбирать, во что инвестировать своё время, чтобы через некоторое время получить свободного времени больше, чем было инвестировано. Мы предлагаем начать инвестировать время в обучение, но не прикладным практикам, а фундаментальным. По затратам времени обучение дисциплинам интеллект-стека на каком-то кругозорном уровне будет примерно эквивалентно затратам времени на обучение бакалавра. И учиться нужно не столько на учебных проектах, сколько на рабочих. И ещё нужно много писать и моделировать в ходе то ли учёбы (нужно как-то попрактиковаться в применении материала учебных курсов), то ли работы, задачи для практики берём сразу рабочие! Никаких «учебных проектов»! Надежда в этой учебной инвестиции в будущее только на себя, остальным или всё равно, или они ничего не знают про системность развития и существование современной «прошивки» усиления интеллекта.
Ну, а дальше просто продолжать бесконечное развитие и себя, и тем самым человечества. Единственный способ спасения человечества от всех напастей (смерть, болезни, бедность, голод, холод и жара, и так далее по длинному списку) — это усилить людской и машинный интеллекты, и поумневшие люди и машины смогут решить те проблемы, которые сегодня считают неразрешимыми.
Решения большинства проблем приходят «сбоку», а не из тех отраслей, откуда сами инновации — микроволновки изобрели те, кто занимались радарами, роботами-юристами занимаются телекоммуникационные компании, такси занимаются поисковые компании, и так везде. Вы должны быть достаточно умны, чтобы и самим находить такие решения «сбоку», и понимать, что делать, когда такие решения других людей приводят к очередной нестабильности в бизнесах, с которыми вы связаны.
Если вы уже проходили какие-то курсы в Школе системного менеджмента, наша книга/курс помогут разложить всё изученное по полочкам и определиться с дальнейшими шагами по вашему образованию. Если не проходили никаких курсов, то вам будет любопытно узнать о том, чему же именно нужно учиться, и в каком порядке.
Материалы книги/курса неоднократно разбирались на методологических семинарах Школы системного менеджмента и Русского отделения INCOSE, автор несколько лет вёл одноимённый лекционный курс в Школе системного менеджмента, значительная часть материалов была предварительно опубликована в блоге автора. Многочисленные комментарии, полученные за несколько лет, позволили существенно улучшить изложение. Огромное спасибо за эти комментарии! Отдельно нужно упомянуть советы по улучшению текста от Церена Церенова, Прапион Медведевой, Ильшата Габдуллина, Анны Лубенченко, Виктора Агроскина, Георгия Башилова, Антона Климата, Ирины Парамоновой.
В книге/курсе даже в этой второй версии не решены вопросы терминологии. Так, в книге два «предпринимателя» (роль агента, занимающегося трансдисциплиной «экономика», и трудовая роль, наряду с ролями инженера и менеджера), в методологии роль «практик», но в экономике и философии для обсуждения вопросов практики говорят просто «агент» (и в тексте тоже отражена эта двойственность — агент как играющий все роли, и агент как практик в методологии). Есть большое подозрение, что методологию в интеллект-стеке нужно будет разделить на несколько поддисциплин, недостаточно внимания уделено прикладным практикам и их дисциплинам, коллективным феноменам (культура и контркультура предприятий, сообществ, цивилизации), мало внимания уделено личности в целом (ибо интеллект-стек всё-таки показан в версии, поддерживающей участие личности в разделении труда, но не в версии, в которой он помогает обустраивать личную жизнь). Часть этих вопросов будет уточнена в следующих версиях книги (равно как и исправление огромного числа опечаток, выделение всех, а не только некоторых терминов жирным шрифтом, добавка упражнений в курс для более полной проработки материала), часть будет подробней освещена в других книгах/курсах.
Решение о выпуске версии книги/курса в таком виде принималось на основании принципа release early, release often («публикуй рано, публикуй часто»), автор считает, что польза от выпуска в текущем виде существенно превышает вред от недостаточной проработки материала. А замечания и комментарии будут с благодарностью приняты и учтены в следующей версии.
Новости по поводу книги/текста появляются в чате поддержки книги/курса https://t.me/odo_course, онлайн-курс с текстом книги, упражнениями и задачами — https://system-school.ru/uptodate
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Образование для образованных. 2021 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других