1. Книги
  2. Общая история
  3. Анатолий Смирнов

Британские мореплаватели. Часть вторая 1577 – 1594 годы

Анатолий Смирнов
Обложка книги

Во второй части книги описываются второе и третье кругосветные плавания в истории человечества. Также входят главы, повествующие о попытках найти «Северо-Западный проход» из Атлантического океана в Тихий, а также фактически пиратские рейды англичан к испанским и португальским колониям в Южной Америке.

Автор: Анатолий Смирнов

Жанры и теги: Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Британские мореплаватели. Часть вторая 1577 – 1594 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Плавание Эдварда Фентона

Весной 1582 года из Англии к Магелланову проливу отправились четыре корабля под командованием Эдварда Фентона. Во флотилию входили корабль «Лестер» водоизмещением 400 тонн, «Эдвард Бонавентура» — 300 тонн и два барка «Фрэнсис» — 40 тонн и «Элизабет» — 40 тонн. Целью экспедиции было достичь Китай «юго-западным путем».

Эдвард Фентон участвовал во втором и третьем плавании Мартина Фробишера, командуя кораблями «Джудит» и «Габриэль». В третьем плавании Фентону предписывалось стать начальником колонии из 100 человек, которых должны были оставить в Северной Америке зимовать и охранять шахты с «золотой рудой». Однако потеря продовольствия для зимовщиков и большей части каркаса для построенного в Англии и привезенного на корабле сборного дома (см. первую часть книги) сорвали план зимовки.

С появлением проекта плавания в Китай и на Молуккские острова, Фробишер был назначен начальником предполагаемой экспедиции, но узнав, что целью плавания являются не географические открытия, а торговля (причем, с повторением грабежей «в духе Фрэнсиса Дрейка»), он отказался от участия, рекомендовав Фентона вместо себя.

«Лестером» командовал Фентон; его заместителем был его шурин Уильям Хоукинс (младший); «Эдвардом Бонавентурой» (кораблем королевы) командовал Люк Уорд; барком «Фрэнсис» командовал Джон Дрейк (возможно сын или родственник Фрэнсиса Дрейка); * барком «Элизабет» командовал Джон Скевингтон. Экипаж «Лестера» состоял из 120 человек, включая двух купцов; экипаж «Эдварда Бонавентуры» — из 80 человек, также включая двух купцов.

* Джон Дрейк, младший брат Фрэнсиса Дрейка погиб 9 октября 1572 года у побережья современной Колумбии — А.С.

Первая попытка выйти в море окончилась неудачей из-за сильных штормов. В ожидании благоприятных и попутных ветров флотилия простояла в Саутгемптоне до начала мая.

Сразу же на борту «Лестера» начались конфликты между Фентоном и Хоукинсом. Более того, участники экспедиции разделились на две партии: одна намеревалась грабить испанские суда и колонии; другая призывала только к торговле с территориями, которые посетил и описал Дрейк после того, как покинул побережье Америки. Фентон разрывался между этими партиями, постепенно теряя авторитет и рассудок (возможно, от чрезмерного употребления алкоголя). Когда корабли подошли к побережью Западной Африки, намереваясь затем плыть на Запад, в Бразилию, он начал настаивать на том, чтобы плыть на юг к острову Святой Елены, который собирался захватить и «там сделать себя королем». Фентон вел себя все более высокомерно и раздражительно, однако офицерам удалось отговорить его от завоевания Святой Елены (хотя завоевывать там было некого — остров в то время был необитаем).

«Купеческая партия» настаивала на том, чтобы плыть «в Китай» вокруг мыса Доброй Надежды, «партия каперов», которая, в конце концов, одержала верх, направила корабли к Магелланову проливу. Барк «Фрэнсис» вскоре дезертировал.

Далее записи некоего португальца Лопеса Васа, каким-то образом владевшего некоторой информацией о событиях:

«В связи с сообщением Педро Сармьенто о проливах Магеллана, что их надо укрепить, и о том, что король услышал, что в Англии есть корабли, готовящиеся плыть к тем же проливам, он приказал Диего Флоресу де Вальдесу, знатному человеку из Испании, пройти туда с 23 кораблями и 3500 людьми, чтобы остановить проход англичан.

Пять кораблей этого флота были отброшены к берегам Испании. На этом флоте плыл губернатор Чили с 500 старыми солдатами, пришедшими из Фландрии; но это был самый несчастный флот, который когда-либо выходил из Испании: ибо прежде чем они отошли от берегов Испании, их захватил шторм и отбросил к берегу пять кораблей, на которых было более 800 человек, а остальные пришли в Кадис. Но король послал им известие, что они должны продолжить путь, и так в путь отправились 16 кораблей, так как еще два корабля из их флота были сильно испорчены штормом.

Педро Сармьенто был назначен губернатором в проливах и на этих шестнадцати кораблях послан туда с 500 человек, чтобы они оставались там с ним, и он взял с собой всевозможных ремесленников, чтобы построить форты, и взял другое необходимое имущество с большим запасом, а также боеприпасы.

Этот флот, поскольку было поздно, перезимовал на побережье Бразилии, в бухте Иенеро (сейчас Рио-де-Жанейро); и оттуда они отправились, когда зима прошла, затем на них напал внезапный шторм, длившийся 22 дня и уничтоживший один из лучших кораблей флота, на котором было 360 мужчин и 20 женщин, отправившихся заселять проливы. На этом корабле также находилась большая часть боеприпасов, которые должны были оставить в проливах. Шторм стал настолько сильным, что корабли не смогли его больше терпеть и были отброшены к острову, называемому Санта-Катарина и там Диего Флорес нашел барк, моряки которого рассказали ему о двух великих английских кораблях и барке, которые их захватили, но англичане у них ничего не отобрали и не причинили им никакого вреда, но только спросили у них, нет ли поблизости кораблей короля Испанского.

Остров Санта-Катарина (красная стрелка), Сан-Винсенти (белая стрелка)

Вслед за этим Диего Флорес, зная, что эти английские корабли пойдут к проливам, решил пойти туда, хотя это было в феврале, и выбрав 10 кораблей из 15 оставшихся, он оставил два корабля, которым не следовало идти. Он посадил на другие три корабля всех женщин и больных мужчин во всем флоте и отправил их в Иенеро, а сам с остальными десятью снова вернулся к проливам.

Три корабля, на которых находились больные мужчины и женщины, отправились в Бразилию и там нашли в порту Сан-Винсенти три вышеупомянутых английских корабля.

Им пришлось заставить английских людей выйти из гавани, и после этого они начали бой; но поскольку эти три испанских корабля были ослаблены штормом, и люди на них были больными и худшими во всем испанском флоте, англичане легко поставили их в худшее положение и потопили один из кораблей, и могли бы потопить другой, если бы англичане захотели. Но они не стали делать этого, ибо это величайшая добродетель, какая заключается в том, что, никогда не стоит причинять вред, если есть возможность не причинять».

Эспириту-Санту (белая стрелка)

Вероятно, английские капитаны получили от побежденных информацию, что за тремя английскими кораблями охотятся 10 испанских кораблей, и они находятся недалеко. Капитан Люк Уорд не стал дожидаться развития событий и тут же дезертировал на своем «Эдварде Бонавентуре».

«Лестер» и «Элизабет» направились на север в Эспириту-Санту (Бразилия), где не смогли наладить торговлю с португальцами и обнаружив возрастающую враждебность со стороны местных жителей, поспешили покинуть побережье, однако сумев запастись продовольствием на обратный путь в Англию.

Фентон, не добившись никаких результатов в своем плавании, был на родине встречен холодно и не принимался на флотскую службу до 1588 года, когда ему поручили командовать кораблем «Мэри Роуз» в кампании против испанской Армады. В 1589 году его зять Джон Хоукинс добился для него поста заместителя казначея военно-морского флота, который Фентон занимал без особой пользы и для государства, и для себя; поэтому вскоре был уволен. Остаток жизни провел в Депфорде, где умер в 1606 году.

***

Теперь несколько слов о Джоне Дрейке, который дезертировал на барке «Фрэнсис». Отделившись от флотилии, он перешел в залив Ла-Плата.

Летописец пишет:

«Там от корабля отошла лодка, на которой находился капитан Джон Дрейк; причину, по которой они расстались, я не знаю. Лодка вошла в залив Плата и прошла пять лиг к острову Сил, где она натолкнулась на скалу под водой; но люди были спасены, которых было 18 человек. Они сошли на берег и целый день шли внутрь этой земли, а потом встретились с дикими людьми, которые не являются людоедами, но берут в плен всех христиан, которых могут, и делают их рабами».

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Анатолий Смирнов

Жанры и теги: Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Британские мореплаватели. Часть вторая 1577 – 1594 годы» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я