Весьма часто в исторических исследованиях и произведениях художественной литературы при описании событий 1917 года адмирал русского флота Александр Васильевич Колчак предстаёт перед нами как свидетель и даже порой – жертва обстоятельств, а его роль в истории этого периода выглядит совсем незначительной: конфликт с матросами, выбрасывание именного кортика за борт, что, впрочем, является реальным событием. Ссора с Керенским, отъезд из России и появление в канун 1919 года в Западной Сибири… Однако настоящие факты говорят совсем об обратном. Адмирал Колчак был одной из ключевых фигур российской истории 1916–1919 годов. От его поступков и решений во многом зависели исторические пути не только Российской империи, но и путь новой России, возникшей после 1917 года. Именно эти факты и освещаются в книге, которую вы держите в руках.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Степной адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Императрица Мария»
Утро 7 октября 1916 года в Севастополе было обычным. В гавани у причалов и на якорных бочках внутренних рейдов стояли боевые корабли разных классов и вспомогательные суда, оглашавшие окрестности многоголосым оркестром корабельных сигналов, сообщавших экипажам о побудке. Моряки начали очередной день флотской службы: связали и уложили в кубриках подвесные парусиновые койки, умылись, оделись. Выстроились на шканцах для утренней поверки и молитвы. Потом экипажи завтракали, прибирали палубы и помещения, чтобы к восьми часам выйти наверх для подъёма флага.
Лишь на линкоре «Императрица Мария», накануне возвратившемся с моря, в обычное время не раздались сигналы побудки: командир линкора капитан I ранга Кузнецов распорядился перенести её на час позже, чтобы дать экипажу возможность отдохнуть после продолжавшихся весь день и законченных далеко за полночь авральных работ по перегрузке на корабль угля с двух барж.
В Севастополе базировались главные силы Черноморского флота, состоявшие из устаревших тихоходных линкоров и ещё более старых броненосцев, крейсеров, четырёх миноносцев и четырнадцати эсминцев. С конца 1915 года к ним добавились два новейших линейных корабля: «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». С их появлением Россия стала главенствовать в Чёрном море, противопоставив новые линкоры Турецкому флоту, получившему в самом начале войны от Германии вместе с экипажами два крупных и быстроходных корабля: тяжёлый крейсер «Гебен»[3] и крейсер «Бреслау».
Эти корабли, ставшие основой турецкой эскадры, не раз вступали в перестрелку с превосходившими их по численности русскими кораблями, получали повреждения, но, пользуясь своим преимуществом в скорости, всегда уходили от преследования. Но главное их назначение — охрана пролива Босфор — стратегического пути, по которому Германия получала продовольствие и сырьё. Теперь же, с появлением новых русских линкоров[4], ни «Гебен» ни «Бреслау» не могли больше безнаказанно вторгаться в территориальные воды России, совершая артиллерийские обстрелы российского побережья, и тем более — защитить Босфор. Теперь можно было осуществить операцию по высадке десанта и захвату пролива. Её подготовку вёл лично Николай II.
Николай II на палубе линкора «Императрица Мария»
Для победного парада в Константинополе были созданы образцы новой формы. Её разработчиками стали русские художники В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев и другие. Головные уборы напоминали шлемы древнерусских воинов, а шинели сшиты по образцу стрелецких кафтанов[5].
Командовать операцией был назначен командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак.
Образцы военной формы для парада Победы в Константинополе
Я не оговорился — операция действительно явилась победной. Взятие Босфора означало конец войне. Россия становилась ведущей европейской державой, получала выход в океан через Босфор — Дарданеллы — Гибралтар, теснила Англию и, при условии сохранения темпов развития, опережала ведущую экономику Соединённых Штатов. Понятно, особенно сегодня, что такое положение не устраивало не только наших противников, Германию и её союзников, но и союзников Российской империи, в первую очередь Англию и, конечно, США. Именно это недовольство повлекло следующие события.
Спустя примерно четверть часа после побудки, когда экипаж собрался на корме корабля для молитвы, матросы, находившиеся возле носовой башни главного калибра, услышали внутри неё какое-то шипение, а затем увидели клубы дыма с языками пламени, которые вырывались из амбразур, горловин люков и вентиляционных головок, расположенных около башни. Об этом они немедленно доложили по команде. На линкоре объявили пожарную тревогу, и моряки, протянув пожарные рукава к башне, стали заливать водой подбашенное отделение. В это время корпус корабля задрожал, в его носовой части раздался страшный взрыв.
В начале седьмого часа утра жители прибрежной части Севастополя и экипажи стоявших в Северной и Южной бухтах кораблей услышали грохот мощного взрыва. Над носовой частью линкора «Императрица Мария» высоко взметнулся столб чёрного дыма.
— Смотри! — кричали моряки со стоявших поблизости линкоров «Императрица Екатерина Великая» и «Евстафий», указывая в то место, где у горящего линкора находились фок-мачта[6] с боевой рубкой и передняя дымовая труба.
Там образовалась огромная дымящаяся пробоина. Её края почти доходили до поверхности воды и были охвачены пламенем. Вскоре огонь перекинулся на краску надстроек и парусиновые покрытия шкафута[7] и юта[8], а по ним — в казематы орудий противоминного калибра. От сильнейшей встряски даже люди, находившиеся в кормовой части, попадали на палубу. А те, кто выбежал на верхнюю, увидели в носовой части линкора столб пламени и чёрный дым. Последовала серия взрывов, поднявшая в воздух множество пылающих лент зарядного пороха. Сигнальщики соседних кораблей кричали, сообщая, что по верхней палубе горевшего линкора мечутся обожжённые и охваченные огнём люди, а по всей палубе лежат тела погибших и шевелятся раненые. У борта линкора плавали сброшенные в воду взрывной волной.
Когда дым, освещённый вспышками горевших пороховых лент, чуть рассеяло ветром, стало видно, что взрывом вырвало участок верхней палубы позади первой башни главного калибра вместе с фок-мачтой, боевой рубкой и носовой трубой, на месте которых образовался огромный провал. Из него выбивалось пламя и валил чёрный дым. Вокруг, на палубе, лежали изуродованные взрывом и опалённые огнём тела. Стонали раненые и обожжённые, раздавались крики о помощи оказавшихся за бортом. Во всех внутренних помещениях корабля погас свет, остановились работавшие механизмы, перестали подавать воду пожарные насосы.
Выскочившие из своих кают, расположенных в основном в корме, полураздетые офицеры линкора вместе с командиром и старпомом, капитаном II ранга Городынским, приказали открыть кингстоны и затопить артиллерийские погреба башен главного калибра. Они пытались организовать тушение многочисленных очагов пожара с помощью подручных средств, сбивая огонь чехлами из брезента, кусками парусины, шинелями и бушлатами. Потом — противопожарными средствами подошедших портовых буксиров и катеров. Но это не помогало. Горящие ленты зарядного пороха разносились по кораблю взрывами и ветром, вызывая всё новые и новые пожары. Падая в воду, они поджигали вытекшую из разрушенных отсеков линкора нефть. Чтобы хоть как-то сбить пламя, бушевавшее в разных точках, корабль развернули подошедшим буксиром к ветру.
О случившемся доложили командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Колчаку, летом принявшему эту должность от адмирала Эбергарда, который стал членом Государственного Совета. Командующий флотом Колчак приказал базовым судам и соседним кораблям оказать помощь терпящему бедствие флагману и отбуксировать подальше находившийся в опасной близости линкор «Императрица Екатерина Великая». К «Императрице Марии» были посланы пожарные катера. С «Евстафия», «Екатерины» и других кораблей, стоявших поблизости, направились моторные и гребные баркасы и шлюпки для спасения тех, кто оказался за бортом, в воде, местами охваченной пламенем из-за разлившейся по поверхности нефти.
Вскоре на линкор, на котором продолжались взрывы меньшей силы, прибыл на катере сам командующий флотом. Но его присутствие ничем не могло помочь горевшему обесточенному и кренившемуся на правый борт кораблю. Колчак приказал поместить раненых (сколько войдёт) на свой катер и с ними покинул линкор.
К семи часам пожары стали немного стихать, появилась надежда, что судно уцелеет, теперь оно имело лишь небольшой дифферент на нос. Но тут раздался ещё один, более мощный взрыв — и носовая часть линкора стала быстро оседать в воду, одновременно кренясь на правый борт. Находившиеся на палубах моряки прыгали в воду и плыли к окружившим линкор плавсредствам, а некоторые — к берегу бухты, к Госпитальной пристани. Когда носовые, а потом и бортовые портики плутонгов[9] 130-миллиметровых орудий ушли под воду, она хлынула внутрь корабля. И тогда, потеряв, как говорят моряки, остойчивость, корабль лёг на правый борт.
Тысячетонные артиллерийские башни главного калибра сорвались с барбетов[10] и ушли в воду. Пробыв в таком положении несколько мгновений, линкор опрокинулся, резко перевернувшись вверх килем, и затонул. Всё случилось менее чем за час.
От командующего флотом вице-адмирала Колчака в Петербург был послан рапорт: «Как командующему мне выгоднее предпочесть версию о самовозгорании пороха. Как честный человек, я убеждён: здесь диверсия».
То же подтвердила и прибывшая из столицы комиссия: «Во время загрузки судна в порту доступ гражданских лиц был практически не ограничен…».
Серия взрывов подтверждала, что в снарядные и пороховые отсеки судна были вложены детонаторы, произведшие подрыв боезапаса.
Морской министр Григорович отдал приказ судить адмирала Колчака и капитана корабля. Но Николай II приказ отменил, отложив суд до окончания войны, для осуществления Босфорской операции, отчасти возложив вину на себя и посетовав на молодость Колчака, которому необычно рано присвоил звание вице-адмирала.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Степной адмирал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Тяжёлый крейсер «Гебен»: водоизмещение 4564 т, скорость 27 узлов, вооружение 12 орудий калибром 105 мм.
4
Новейший способ бронирования корпуса. Водоизмещение — 23 413 тонн; скорость хода — 21,5 узла; вооружение: 12 орудий калибра 305 мм; 20 орудий калибра 130 мм.