Сам себе коуч, или Как найти свое предназначение за 14 дней

Ангелина Крымская, 2020

5 ГЛАВНЫХ СТОПОВ Не хватает времени (нет времени на себя) Нет мотивации (нет ответа на вопрос «Зачем?») Страх неудачи (нет уверенности в успехе) Нет цели (не знаю, чего хочу) Нет плана (не знаю, как) Эта книга – ответ на вопрос, почему полезные и эффективные приемы и методы управления собой не работают у большинства людей, узнавших их в надежде изменить свою жизнь к лучшему. Она для тех, кто ищет свой путь. Ее задача – помочь заглянуть внутрь себя, увидеть деструктивные механизмы, сдерживающие успех, отнимающие энергию и подавляющие активность. Она про то, как обрести осознанность и смысл. История показывает, что только осознанное отношение к себе, своим истинным желаниям и потребностям открывает невероятные возможности для самореализации и личностного роста. Эта книга о том, как стать себе другом, наставником и проводником. Принять свои личные, индивидуальные особенности, разглядеть таланты и начать действовать таким образом, чтобы максимально полно реализовать сокрытые сокровища. Стать тем, кем можешь стать, чтобы не умереть неузнанным гением. Не узнанным другими и, самое печальное, – не узнанным собой. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Выбор цели

Когда вы абсолютно ясно представите себе результат, который вам нужен, все возможные способы его достижения начнут проявляться перед вами.

Марк Твен

Напомню, что характерной приметой нашего времени стало желание хоть чего-то хотеть. Хочется быть человеком, увлеченным реализацией своей цели, находиться в состоянии «потока». Одна проблема: нужно всего лишь выбрать цель. Под целью я сейчас подразумеваю большую стратегическую задачу, требующую солидного временного ресурса. Чего, казалось бы, проще? А нет, к своей цели, как к возлюбленному, мы предъявляем определенные требования. Часто совершенно нереалистичные.

Например:

• Цель должна меня зажигать, вести, вдохновлять.

• Я должен быть абсолютно уверен в том, что сделал самый лучший выбор из всех возможных, ведь стратегическая цель — дело серьезное, тут нет права на ошибку. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

• Если цель выбрана правильно, то есть это моя судьба, я не должен встречать серьезных препятствий на пути к ее достижению.

• Я не должен отчаиваться и сомневаться.

• У меня с самого начала должен быть ясный план, гарантирующий успех.

• Ваше требование к цели:___________________________________________

И вот начинаются бесконечные поиски себя, своего предназначения, высшего смысла своей жизни. Попытки пробовать все подряд по чуть-чуть и с минимальными усилиями. Чем он занимается? Пока не решил. Почему? Ищет себя, пытается постичь свое предназначение. А оно, как назло, никак не открывается. А… ну ладно… глядишь, к пенсии, наконец, определится, чего хочет. А пока он не живет, он в поиске. Ждет, когда обнаружится мечта и наполнит его паруса энергией желания. Потому что те цели, которые есть, — не влекут, не вдохновляют, мертвые какие-то. А других пока нет. «Чего знаю — не хочу. Чего хочу — не знаю». Какую поставить цель, чтобы она меня мотивировала, — ума не приложу. Пока ищу, жду ясности, может, шанса какого-нибудь волшебного или подсказки свыше. Еще бывает, что мечта кажется настолько нереалистичной, что очень страшно двигаться в этом направлении. Из соображений: все равно не получится, какой смысл стараться.

И все же существует несколько способов, позволяющих даже среди полной растерянности сформулировать для себя актуальную цель. Первый способ очень простой и на 100 % действенный. Сформулируйте две свои наиболее значимые проблемы.

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

Решение этих проблем и будет тем, на что у вас сейчас есть энергия. Это то, чего вы действительно хотите. Остается только записать полученный ответ в виде конкретной задачи и поставить срок исполнения.

Второй способ позволяет достать информацию из вашего подсознания. Представьте, что вы проснулись утром в мире, где одна ваша проблема решена. Вы пока не знаете, какая именно. Что вы будете делать для того, чтобы узнать?

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

Третий способ заключается в том, чтобы почувствовать: где сейчас сосредоточена ваша энергия? ___________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

В какой области жизни? ___________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Каких действий требует от вас сложившаяся в этой области ситуация? ___________________________________________

Если ни один из этих способов не дал ответа, подумайте о том, что уклоняться от выбора цели тоже может быть целью. Возможно, сейчас для вас желаемой целью является отдых. Ну так и отдыхайте на здоровье.

Все личные цели можно условно поделить на два вида:

• цели, наполненные энергией желания;

• пустые цели.

Цели, наполненные энергией, всегда связаны с реализацией актуальных потребностей. «Потребность, служащая исходным побуждением к действию, — это испытываемая или осознаваемая нужда в чем-нибудь, то есть нужда, отраженная в психике — в ощущениях, в эмоциях и так далее»[1]. Пустые — все остальные. Осуществление наполненных целей — дает энергию. Реализация пустых — энергию отнимает.

Практически любую цель можно «наполнить» энергией, связав ее с какой-либо своей актуальной потребностью. Главное, чтобы данная потребность осознавалась именно как требующая решения, задача-заноза. То, что действительно зажигает к действию или доставляет дискомфорт, приближающийся к уровню непереносимости. Острое чувство голода, жажды, влечения. Цель станет тем, что способно утолить эту жажду. А поскольку жажда есть и осознается, она дает толчок к направленным действиям. Которые, в свою очередь, служат средством для развития личности, выхода на новые уровни возможностей.

Именно поэтому лучше неидеальная цель, чем ее полное отсутствие. Движение к цели дает опыт, навык, развивает способности. Петух, бегущий за курицей с мыслью «не догоню, так хоть согреюсь», находится в более выигрышном положении по сравнению со своим статичным коллегой, испытывающим туже потребность. У первого в любом случае будет результат — либо курица, либо размятые мышцы и приятное ощущение тепла. Его соплеменник, выбравший стратегию снижения потребностей и рисков, оказывается на менее завидной позиции. Он точно не получит курицу, а приобретет удар по самооценке, привычку оставаться в стороне и чувство зависти к более успешным соперникам.

Но это только в том случае, если он предпочел не рисковать, имея потребность в курице. Если же в данный момент он больше желал клевать зерно и не помчался через курятник, потому что был занят поиском и поглощением вкусной еды, чужой успех не повлияет на степень его удовлетворенности жизнью. Острая зависть к чужому успеху — первый признак наличия актуальных потребностей, а следовательно, энергии для их удовлетворения. Если цель не опирается на потребность, она повисает в голове бесплодной и бесполезной обузой. Как писал Фредерик Перлз: «Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели. Последнее в лучшем случае ведет к удовлетворению тщеславия»[2]. Откуда берутся пустые цели и есть ли у них шанс быть достигнутыми? Пустые цели появляются из привычки экономить умственную энергию и недоверия к себе.

В детстве большинство стратегических задач спускалось к нам «сверху», от взрослых, «знающих» людей. С нашим мнением мало кто считался, поэтому думать приходилось в основном о том, как избежать наказаний и наименьшими усилиями достичь приемлемого для других результата. То есть навыки достижения целей у нас сформировались, а способность постановки долгосрочных задач — нет. Когда же все «обязательные» высоты взяты (образование, квартира, семья и работа), человек часто ощущает растерянность, не понимая, куда двигаться дальше. И все из-за того, что привычка доверять кому-то авторитетному больше, чем себе, плыть по течению, быть «как все» и пользоваться готовыми рецептами (вместо того чтобы изобретать свои) так глубоко укоренилась, что мы перестали ее замечать.

У пустой цели есть шанс быть достигнутой, но само движение к ней вряд ли принесет радость и удовлетворение. Скорее, ощущение несвободы, долга, жертвы и скуки. Это движение с большим количеством внутреннего сопротивления, без интереса и энтузиазма. Цели, не наполненные энергией подлинного желания, мозг не считает значимыми. Он не настроен на поиск возможностей решения этих задач, так как они не рождают настоящий внутренний отклик. Энергия не идет. Мотивация слабая. Нет ответа на вопрос «Зачем?». Вернее, ответ есть, но он стандартный, логичный, инородный, не ваш. Кто-то другой, для себя лично, наполнил эту цель энергией своего желания. Но его потребности и мотивы необязательно совпадают с вашими. Даже если он кажется очень счастливым, это совершенно не значит, что его средство достижения подобного состояния подойдет и вам тоже. Кто-то готов заплатить миллион долларов за возможность побывать в космосе, а кто-то и за сто миллионов не захочет рисковать собой ради этого сомнительного, с его точки зрения, удовольствия.

Неудовлетворенность своей жизнью проистекает из использования ее для реализации ЧУЖИХ потребностей, чужих целей, а не ваших собственных. Как известно, общество потребления приветствует любую жажду, подкрепленную покупательской способностью, в том числе жажду получить готовый рецепт достойной цели, гарантирующей удовлетворение. И раз уж мы что-то ищем и можем за это заплатить, найдутся люди, готовые прийти нам на помощь.

Одним из универсальных рецептов счастья в современном обществе стало стремление к бесконечному потреблению и удовольствию. Наша новая церковь теперь располагается в торговых центрах (по крайней мере, именно там в выходные больше всего народа). Она нуждается в адептах и манит к себе, обещая неограниченное удовольствие в обмен на денежные знаки. Маркетологи используют новейшие достижения науки о человеческом поведении, чтобы пробудить в нас энергию желания. И мы благодарны им за то, что они хоть как-то стимулируют эту нашу потенцию, соблазняя очередной порцией удовольствия. Специальная чашка с кнопкой, которая сама размешает сахар в чае, электронный дартс, подсчитывающий очки за вас, подставка, сохраняющая ваш кофе горячим, машинка, надевающая бахилы на ноги, робот-пылесос и, наконец, Siri — ваш электронный секретарь, с которым можно поговорить о чем угодно. Белоснежные виллы, частные самолеты, арабские скакуны, стометровые яхты, автомобили, собранные для вас вручную, — о чем еще может мечтать адепт церкви потребления?

Поймите правильно, я совершенно не против всех этих благ цивилизации. Они приносят удовольствие и радость своим владельцам. Но эта радость недолговечна, а вместе с удовольствием приходят страх потери, разочарование и голод до новых, более дорогих игрушек.

Основатель позитивной психологии Мартин Селигман утверждает: путаница возникает из-за того, что мы не привыкли разделять два принципиально разных рода удовольствий. Те, которые непосредственно связаны с нашими физическими ощущениями, — еда, секс, массаж, простые развлечения, алкоголь, химические стимуляторы. Радость от них быстротечна, так как наступает пресыщение и новые порции уже не дают эффекта. Кроме того, простота и доступность этого вида удовольствий часто приводит к зависимости. Вторую группу составляют так называемые сложные удовольствия. Они требуют подготовки и определенного уровня развития, так как получение сложных удовольствий связано с нашим активным участием в этом процессе. Источниками такого рода удовольствий являются все виды искусства, творчество, наука, общение, обучение и прочие занятия, где мы оказываемся активными участниками процесса. Эти занятия позволяют нам проявить наши лучшие качества и находиться в состоянии потока.

Кажется, какое отношение к выбору цели имеет тема удовольствий? Прямое. Ведь занимаясь целеполаганием, имеет смысл размышлять не только о конечной точке, но и о самом пути. Это принципиально важно. Ведь жизнь — это процесс.

Результатом она становится уже после нашей смерти. И когда мы находимся в эпицентре этого процесса, хочется, чтобы он приносил радость не только в финальных точках, но и между ними. Поэтому будет нелишним оценить не только привлекательность конечной цели, но и самого пути к ней.

А теперь важное открытие. Результатом крупномасштабных исследований Мартина Селигмана стал вывод о том, что наибольшее удовлетворение нам приносит деятельность, связанная с реализацией имеющихся у нас положительных качеств: «Истинное счастье приносят положительные чувства, возникающие в результате проявления лучших черт нашего характера, а не при помощи искусственных уловок»[3]. Поскольку у каждого из нас свой неповторимый набор достоинств, деятельность, приводящая к духовному удовольствию, для каждого — своя. Кроме того, благодаря трудам Майка Чиксентмихали мы теперь знакомы с таким феноменом, как «состояние потока». Как вы помните, оно характеризуется такой высокой степенью увлеченности, при которой человек забывает обо всем на свете. Майк изучил, какие люди чаще испытывают это состояние, и выяснил, при каких условиях человек погружается в «поток». Поскольку в первую очередь «состояние потока» связано с удовлетворением от работы, погружение в него происходит тогда, когда задача вполне соответствует нашим возможностям — талантам и достоинствам. На всякий случай я напомню признаки «поточного» состояния:

• совершенная ясность цели;

• вызов ситуации — задача должна быть достаточно трудна и требовать мастерства;

• сосредоточенность;

• немедленное ощущение отдачи;

• полное, не требующее усилий погружение в работу;

• самозабвение, исчезновение восприятия себя;

• потеря ощущения времени.

Находясь в «потоке», человек движется к своим целям, наслаждаясь процессом труда не меньше, чем его результатом. Если вы сможете увязать свою цель с достоинствами, которые вам присущи, это не только ускорит достижение, но и позволит вам реализовать свои лучшие качества, а следовательно, самому стать лучше.

Итак, подумайте и напишите в левом столбце таблицы, какие достоинства в вашем характере выражены наиболее ярко. В правом столбце (для полноты картины) укажите, какие достоинства находят в вас ваши друзья, коллеги и близкие. Чтобы облегчить задачу, я приведу список из 24 достоинств, объединенных в шесть групп наиболее универсальных добродетелей, признаваемых большинством мировых религий. Вы можете оценить каждое из этих качеств по 10-балльной шкале, в зависимости от того, насколько, как вы считаете, оно вам присуще.

1. Мудрость и знание.

Любознательность.

Любовь к знаниям.

Способность к суждению.

Изобретательность и творческий подход.

Умение общаться.

Умение видеть перспективу.

2. Мужество.

Храбрость.

Упорство.

Цельность характера.

3. Гуманизм и любовь.

Доброта.

Способность любить и быть любимым.

4. Справедливость.

Коллективизм.

Справедливость.

Лидерские качества.

5. Умеренность.

Самоконтроль.

Благоразумие.

Смирение.

6. Трансцендентность (духовность).

Чувство прекрасного.

Благодарность.

Надежда.

Вера.

Прощение.

Юмор и веселость.

Увлеченность.

В каких видах деятельности ваши достоинства могут проявиться полнее всего? Если этот вопрос вызывает затруднения, подумайте о том, какие из ваших добродетелей сейчас «пылятся на полке» и не находят выхода. Придумайте занятие и для них.

1. ___________________________________________

2. ___________________________________________

3. ___________________________________________

Посмотрите на этот треугольник:

Ваши достоинства — Та деятельность, которая основана на этих достоинствах — Польза, которую может принести эта деятельность.

Чему большему служит эта польза? Как можно сформулировать вашу миссию? ___________________________________________

Теперь очень простая проверка на истинность найденной миссии. Чувствуете ли вы воодушевление, энергию и душевный подъем, когда читаете то, что получилось? Если «ДА», я поздравляю вас от всей души. Вы нашли то, что искали. То, что будет питать ваш энтузиазм и не даст ему замерзнуть даже посреди лютой зимы возможных трудностей. Если «НЕТ» или просто поленились подумать, не расстраивайтесь. Мы продолжим поиски в следующей главе. Возможно, вам просто нужно больше времени на размышления. У подавляющего большинства людей нет ясно сформулированной миссии. Может, она им и не нужна.

К сожалению или к счастью, миссию нельзя купить. Ее можно выбрать, обнаружить в себе или принять. Как и ваши достоинства, она находится где-то внутри. Там, откуда никто, кроме вас самих, не может ее достать. Можно, конечно, передать ответственность (а значит, и свободу) за свой выбор какому-нибудь гуру, астрологу или просто случаю. Так многие поступают, потому что так легче, не надо думать самому, в момент исчезают все сомнения — удобно.

Путь мыслящего человека — идти, несмотря на сомнения. Верить, не становясь фанатиком. Двигаться, оставаясь открытым, прислушивающимся к своему внутреннему голосу, к своей сути. Там, в глубине, неиссякаемый источник атомной энергии, там потенциал, там мощь, там вдохновение и творчество, новаторские идеи и гениальные изобретения. Это путь героя, а не фанатика, он сложен и тернист, потому что нужно принять неопределенность и бессмысленность там, где отчаянно хочется абсолютной уверенности, понятного смысла и твердой почвы под ногами. Но зато на этом пути нет необходимости убегать от своих сомнений, стесняться их и прятать от себя. Наоборот, здесь мы учимся слушать свой внутренний голос и следовать ему. Сегодня вы сделали большой шаг в этом направлении.

Примечания

1

Рубинштейн С. Основы общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. — СПб.: Питер, 2006. С. 175.

2

Ф. Перлз. Гештальт-подход: Свидетель терапии. — М.: Психотерапия, 2007. — С. 63.

3

Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. — СПб.: София, 2006. С. 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я