В книге сделана попытка собрать опыт сновидческой практики в виде системы практических упражнений, с примерами из жизни сновидцев. Представленная практика позволяет закрепить свое осознание в сновидениях и расширить границы познаваемого за счет новых открывающихся возможностей в осознанном сновидении и в обычной жизни. Самая, пожалуй, главная задача, которую ставит книга, это показать существование возможности реализации себя за той гранью, где начинается сновидение. Как далеко позволит себе зайти практик – зависит только от него. В первой части книги описываются практики по контролю над осознанием в исключительно в классических снах. Во второй части представлена практика по сновидениям "наяву". Упражнения охватывают широкий диапазон: от методов Карлоса Кастанеды до буддистских медитаций. Такой подход позволяет не зажимать себя в тиски только одной концепции и работать с осознанными сновидениями более интенсивно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика сновидений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тренировка перепросмотра.
Перепросмотр, как психотехника, как инструмент работы с психикой и энергетикой чрезвычайно важен не только в сновидении, но и в обычной жизни. И если с медитативными техниками все более-менее понятно, есть много литературы, которая описывает работу с медитациями, то о перепросмотре информации достаточно мало. Как я уже писал выше, термин «перепросмотр» ввел Кастанеда, хотя подобная техника существовала и до него. Не должно быть никаких сомнений относительно того, что подобная революционная методика работы с сознанием и подсознанием существовала и ранее, была известна врачам и использовалась в психоанализе.
В частности, интрапсихическая терапия основана на том подходе, что аномальное поведение человека является следствием его неадекватной интерпретации чувств, потребностей и побуждений, поэтому необходимо выявить бессознательные побуждения человека, лежащие в основе его поведения, помочь понять причины его плохого приспособления» к реальности, воздействовать на восприятие, мысли, чувства.
Фрейд, в свою очередь, не сам придумал интрапсихическую терапию, а «взял на вооружение» существующие методы в психиатрии, создавая свою теорию. Чаще всего упоминают в этой связи метод венского врача Йозефа Брейера и метод психиатра Ипполита Бернхейма. С первым, Фрейду довелось некоторое время вместе работать, а метод доктора Бернхейма Зигмунд Фрейд наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов.
Йозеф Брейер, австрийский психиатр, в 1880–1882 годы разработал метод, получивший название метод катарсиса. Его пациентка, девушка 21-года, имела паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, отвращение к приёму пищи и ряд других телесных и душевных расстройств. Симптомы болезни появились после смерти её любимого отца, ухаживать за которым она прекратила вследствие собственного заболевания. Брейер вводил её в состояние гипноза, доводил её до ситуации, когда её травмирующие переживания появились впервые, добивался эмоционального состояния, владевшего ею в тот момент, и устранял эти «застрявшие» симптомы болезни [37].
Переживания, в результате которых появлялись симптомы болезни, стали называть позже психическими травмами. Были определены направление движения «перепросмотра»: от последней травмы к первоначальной, и необходимость выражения аффекта в процессе воспоминания для освобождения от «застрявших» травматических переживаний.
Ипполит Бернхейм, психиатр, в свою очередь применял для лечения невротиков гипнотическое внушение. В 1889 году Фрейд присутствовал во время одного из обучающих занятий Бернхейма. Во время этого сеанса воспоминания больного из самбулического состояния под гипнозом, преодолев сознательное сопротивление, были с успехом восстановлены в бодрствующем состоянии.
Психика человека устроена специфическим образом: отрицательные воспоминания вытесняются и «забываются», однако по сути остаются с человеком надолго. Для описания таких аспектов Фрейдом были введены понятия сопротивления и вытеснения, как защитного механизма психики. Для возможности работы с сопротивлением и вытеснением пациента вместо гипноза был выбран метод свободных ассоциаций. Было введено понятие сознательного заместителя для вытесненного бессознательного.
Психоанализ (по Фрейду) должен воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (термин этому — сублимация), придать этой энергии новое направление. Например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления — превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности.
Цель психоаналитической терапии, по словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности» [18]. Психоанализ созданный им включал поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний. В него входят:
— поиск очага (воспоминания);
— вскрытие такового (перевод информации в словесную форму);
— переоценка (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью;
— ликвидация очага возбуждения;
— нормализация психического состояния человека.
Как видно описания метода, перепросмотр — далеко не новая практика. В психоанализе используются методы перепросмотра, такие как анализ, в том числе и сновидений, перенос и контрперенос, анализ сопротивления. Психоанализ включает: установление глубоких эмоциональных отношений терапевта и пациента, чтобы стал возможен перенос положительных или отрицательных переживаний пациента на терапевта — как своеобразная проекция отношения пациента к своему отцу или матери.
Применяются также методы интерпретации снов, свободных ассоциаций, поиска колебаний и сопротивлений пациента, чтобы выявить его главные проблемы. Объяснения терапевта побуждают человека вновь эмоционально пережить события детства и соотнести их с симптомами, которые проявляются в данное время. Этот катарсис приводит к исчезновению симптомов, комплексов, отклонений. Отличие перпросмотра от психоанализа заключается в ключевой роли психотерапевта, а также в роли «пациента».
Именно поэтому на современном этапе важен синтез классической психологии, классического психоанализа и современных практик. Полагаю, что многие способны самостоятельно заниматься проработкой негативных моментов жизни, которые продолжают тяготить по прошествии многих лет.
Для реализации классического психоанализа нужно пройти основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.
Продуцирование материала
Основными его способами являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.
Свободная ассоциация — главный метод продуцирования материала. Вот как его описывал сам 3игмунд Фрейд.
«Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, насколько это возможно…». [18]
Случается, пациент говорит, что ему ничего не приходит в голову. Но, как показывал Фрейд, все это объясняется только тем, что пациент удерживает или устраняет пришедшую ему в голову мысль под влиянием сопротивления. Последнее — это возникающее во время психоаналитического лечения противодействие превращению бессознательных процессов в сознательные. Сопротивление — внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме оно представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотя некоторые его аспекты могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.
Задача психоаналитика — раскрыть то, как, чему и почему пациент сопротивляется. Непосредственная причина подобного сопротивления — неосознанное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п.
Эффективность свободных ассоциаций в значительной мере зависит от особых отношений, устанавливающихся между пациентом и психоаналитиком. В основе этих отношений лежит феномен переноса (трансфера). Это, согласно психоанализу, процесс проявления к терапевту чувств, которые являются в действительности концентрацией прошлых чувств к другим людям — прежде всего к ближайшему окружению пациента в детстве. «Перенос, — писал Фрейд, — есть повторение, новое «издание» старых, объективных отношений». Механизм его состоит в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечений. Другими словами, «переносит» на него свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда последствиями. Перенос состоит в переживании эмоций, побуждений, отношений, фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, неадекватных по отношению к ней, так как они являются повторением, перемещением реакций, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте.
Перенос вызывает ответные чувства и реакции у психоаналитика, которые Фрейд назвал контрпереносом. Известный психолог подразделял перенос на позитивный и негативный. В случае с первым пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т. п. Негативный перенос проявляется в ненависти, гневе, враждебности, недоверии, антипатии, негодовании, горечи, неприязни, презрении, раздражении и т. д. Он вызывает более сильное сопротивление, чем позитивный. Однако, когда рабочий альянс установлен, негативный перенос может дать даже более благоприятный клинический материал для анализа, чем позитивный.
Фрейд подчеркивал, что если психоаналитик сталкивается с реакцией переноса, то ему необходимо, во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих, попытаться проследить его происхождение. Интерпретируя перенос, психоаналитик анализирует «прошлое в настоящем», пытаясь выявить их бессознательные источники, при этом он стремится сохранять нейтральность, не критикуя пациента, не вступая с ним в личные взаимоотношения, но помогая ему осознать его вытесненные импульсы. [18]
Анализ
Главной целью всех аналитически ориентированных методик является понимание самого себя, а основной технической процедурой — интерпретация. Техника анализа включает 4 процедуры: прояснение, конфронтацию, интерпретацию, тщательную проработку.
Анализируемое явление должно стать очевидным, это называется конфронтацией. Конфронтация подводит к осознанию противоречивых и несогласованных друг с другом элементов поведения, привлекает внимание к тем фактам, которые раньше не осознавались или считались самоочевидными, но при этом противоречат идеям, взглядам, поступкам. Например, прежде чем анализировать сопротивление, нужно осознать, что оно есть. Если человек понимает это, можно переходить к прояснению. Цель его — сфокусировать внимание на анализируемом феномене, тщательно отделить его от других, четко обозначить его границы.
Следующий, основной этап анализа — интерпретация. Для этого задействуются не только свои знания, но и свое бессознательное, интуиция.
Фрейд писал: «Цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы мы смогли лучше понять значение данной части поведения. Интерпретация обычно ограничивается отдельным элементом, отдельным аспектом. Тщательно проработав данную интерпретацию элемента, попытавшись воссоздать историю и последовательность событий, в которую входит данный элемент, мы должны сделать нечто большее, чем интерпретация. Мы должны реконструировать ту часть жизни пациента, которая шла своим чередом, окружая пациента, которая предопределяла появление этого элемента. Процедуры прояснения и интерпретации тесно переплетаются. Очень часто первое влечет за собой вторую, а та, в свою очередь, приводит к дальнейшему прояснению. Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тщательной проработки. Это путь от инсайта, от возможности аналитика проникать во внутреннюю жизнь пациента к пониманию пациентом самого себя. Из всех процедур анализа тщательная проработка — самая длительная по времени. Иногда она затягивается на полгода и более». [18]
Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать психику, или привести к внутреннему интеллектуальному спору. В любом случае это усилит сопротивление. Нужно дать возможность прочувствовать свое сопротивление, а уже потом перейти к его интерпретации.
Человеку необходимо понять, что сопротивление является его собственной деятельностью, что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что оно не является виной или слабостью, и что его анализ — важная часть психоаналитического анализа. Только когда человек сам определит, что он сопротивляется, и ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно установить контакт с собой. Только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.
Рабочий альянс
В классическом варианте альянс проявляется в готовности пациента следовать правилам психоаналитической процедуры и сотрудничать с аналитиком, предполагает рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые позволяют первому целеустремленно работать в рамках аналитической ситуации, а аналитику добиваться терапевтического успеха. В нашем случае, это скорее происходит, когда человек готов иметь дело даже с теми инсайтами, которые неприметны, но причиняют боль. Для продуктивной психоаналитической работы требуются искреннее очевидное желание провести анализ, определенные способности и особенности личности. Только тот, у кого установки на психоанализ глубоко мотивированы, сможет пройти это, ведь потребуется много времени, терпения, а главное, вещи, тесно связанные с раскрытием интимных переживаний.
Техника анализа переноса та же, что и анализа сопротивления. Можно попытаться идентифицировать эту реакцию, задавая себе вопросы на тему, которой человек сознательно (или бессознательно) старается избежать. В самоанализе важно перенести себя, отстраненного от обьекта анализа в цепь анализируемых событий. Неминуемо возникнет реакция переноса, которой надо позволить развиваться, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Не следует спешить с интерпретацией. Важно, чтобы конфронтация смогла оказать воздействие, и реакция переноса была убедительна для конечного результата.
Первый этап анализа переноса — идентификация. Сначала она может стимулироваться искусственно. Когда человек анализирует материал, он может просто понаблюдать за тем, что он сам когда-то переживал. Другими словами, аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним. Сначала это состояние приходится осуществлять с усилием, однако позже при собственной попытке сопротивления наблюдатель автоматически начинает задавать вопрос, почему он чему-то сопротивляется и спрашивает себя: «Чему и почему?». Это и есть показатель частичной и временной самоидентификации, которая способствует рабочему альянсу.
Следующим этапом анализа реакции является ее прояснение. Это поиски бессознательных источников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фантазии, сновидения, символизм ассоциаций и т. п. В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов. Наиболее распространенными являются три:
–отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;
–отслеживание объектов (фигур), предшествующих переносу;
–исследование фантазий переноса.
Наиболее эффективен первый прием. Обычно он работает через вопрос: «Когда и в связи с чем было это чувство или побуждение?». При поступлении ответов, надо постепенно пытаться нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждений. Затем вопрос меняется на следующий: «По отношению к кому испытывались такие чувства в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника.
Интерпретацию можно давать только в том случае, когда уже есть возможность четко сформулировать предположение о том, что стоит за пришедшими ответами. Если же интерпретация окажется неверной, она все же послужит прояснению ситуации, но ощущение, что ситуация до конца не разрешилась все равно останется.
Клинический опыт психоанализа, когда эти занимается профессиональный психоаналитик показывает, что никакая интерпретация, пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки. Последняя требуется, чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении.
Фрейд считал, что ошибки человека не являются случайными, а представляют собой психические акты, в которых можно усмотреть смысл и намерение. К ним можно отнести забывание намерений, имен, названий, переживаний, потеря и запрятывание вещей, заблуждения, действия «по ошибке» и т. д.
Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны; они способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения являются хорошим материалом для психоанализа. Ученый выделял явное и скрытое содержание сна. Явное — то, что фактически «галлюцинируется» во сне; скрытое — то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании.
Он также прибегал к таким понятиям, как работа сновидений и толкование сновидений. Первое — это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, наоборот, — попытка добраться до скрытого смысла сновидений. По Фрейду, существует несколько закономерностей сновидений, но главные из них три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы. Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего.
Смещение — это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла намеками, символами. Главным методом исследования сновидений служит метод свободных ассоциаций. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым не обращать внимания на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснить» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать. Благодаря этому с каждым отдельным элементом сновидения вызывается ряд других — «заменяющих» — представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений.
При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное» не возникнет само.
Анализируя картины, которые видит во сне человек, психоаналитики часто наталкивались на сопротивление, особенно когда речь шла о феноменах, с точки зрения пациентов, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить. Фрейд считал, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, решающими для вскрытия бессознательного.
Техника психоанализа является сплавом теории и опыта и у каждого она сугубо индивидуальна. Чем сложнее устроена психика, тем более сильное эмоциональное влияние она продуцирует через сны. В результате, наблюдая за своими чувствами, возникающими во время анализов сновидений, человек может непосредственно ощутить, какие аспекты своего внутреннего мира пытается спроецировать на него подсознание, какие защиты он актуализирует в тот или иной момент и в какие отношения бессознательное пытается его вовлечь.
Роль «наблюдателя» не сводится только к роли экрана или зеркала для бессознательных проекций или «своеобразного контейнера», который вмещает и удерживает в себе те переживания, которые сознание выплеснуло наружу и дало возможность анализировать. С возможностями, присущими человеку на этапе анализа, это еще и роль своеобразного «учителя», который доброжелательно, терпеливо помогает себе осознать проблемы и их источники и найти пути их преодоления. Чтобы овладеть методом перепросмотра с помощью психоанализа, требуется длительная и кропотливая работа, для обретения опыта. В конце концов, современная медицина дает возможность пройти подобный опыт без специального обучения, в виде прохождения психоанализа в качестве клиента.
Недостатком фрейдизма признано преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Он понимается главным образом как биологическое сексуальное существо, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, которое заставляет подавлять сексуальные влечения. Даже неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, ограничивают роль сексуальных влечений в объяснении человеческой психики. Бессознательное наполнилось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти из-за чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.
Очевидно, что метод «перепросмотра» серьезно закрепился в психоанализе и отличается, за исключением нюансов, фокусом перепросмотра (лечение психозов и связанных с ними физических заболеваний) и интерпретацией — ее помогает делать психотерапевт. В Советском Союзе практика психоанализа (за счет ее сексуальной основы) не приживалась долгое время и не развивалась. А на Западе сформировалась целая индустрия психоанализа. По этой причине, многие аспекты психоанализа до сих пор не изучены в русскоязычном сообществе, и ситуация меняется достаточно медленно даже в медицинской сфере. Еще медленнее ситуация меняется с самостоятельным психоанализом, ведь перепросмотр, исходя из выше написанного — является его разновидностью.
Лишь недавно различные духовные школы стали активно использовать перепросмотр, развивать его как метод, и по-своему интерпретировать наработки психоанализа и творчество Карлоса Кастанеды.
Один из интересных и творческих подходов к перепросмотру, описан в книгах «симоронистов» В. Долохова и В. Гурангова. В книге, написанной живым, народным и не академическим языком, сразу даются ключи психоанализа для личной работы. Кроме того, книга активно использует приемы «бытовой магии», что близко многим читателей, а значит очень действенно.
В книге используется работа с определением объектов воспоминания, производится идентификация объекта, его отождествление с идентификацией и далее — изменение событий воспоминания, через изменение идентификации. Процитирую.
«Для наших практических целей будут нужны специфические имена — формулы переименования [..]. При этом в формулу вкладывается конкретное содержание созидательной акции, трансляции блага. Приведем примеры имен: Я тот, кто ремонтирует стул; Я тот, кто сажает дерево; Я тот, кто причесывает собаке загривок; Я та, кто угощает Васю сметаной. Обратим внимание, что все действия в этих именах совершаются в настоящем времени, они как бы продлеваются «здесь-и-сейчас».» [19]
С симоронской точки зрения в имени «Я тот, кто ест ягоду земляники» не только нет трансляции на второй экран, а налицо попытка забрать, «перетащить одеяло» со второго экрана на первый. Такого же типа и формулы: «Я та, кто радуется цветам» или «Я та, кто любуется закатом». Более точно построены имена: «Я тот, кто выращивает ягодку земляники на краю обрыва», «Я тот, кто наливает спелостью ягодку земляники». В этих именах человек подчеркивает свое новое определение и статус — именно он спроецировал ягодку, впрочем, как и всё остальное.
Если человек скажет: «Я тот, кто любит людей» или «Я тот, кто дарит всем радость», то эти имена могут работать слабо. Кого и как конкретно человек любит? Кому и как человек дарит радость? Слишком общая идентификация (как и в случае с психоанализом Фрейда) может быть следствием вытеснения и сопротивления. Если человек пользуется такой формулой, «я всех люблю», но при этом не замечает страдания самых близких людей или просто прохожих, то это скорее выраженная степень самообмана с которой надо бороться более конкретной идентификацией.
Например, можно переименовать не свою личность, а сигнализатора, ведь и то и другое — упаковки истинного «Я» человека. Например, у человека конфликты с тещей. Ее диагностическое имя: «Я та, кто закатывает скандалы», а новое имя: «Я та, кто нежно гладит котенка». В этих именах подчеркнуто, что теща — это тоже «Я». Можно переименовать не тещу, а свою личность: «Я тот, кто мастерит полочку для тещи». В конечном счете, все равно, кого переименовывать — сигнализатора или личность, так как в обоих случаях человек работает со своими различными проявлениями. Ведь теща именно в такой интерпретации существует только для практика и ни для кого больше.
Если сигнал вошел в личностное окружение (третья стадия), например, теща выгоняет человека из дома, очевидно, что длинная цепочка предыдущих сигналов осталась без внимания. Препятствие, возникшее перед человеком (теща), является последним звеном в этой цепочке.
Чтобы разрешить проблему, не обязательно переименовывать всех, кто произвел на человека негативное впечатление. И необязательно переименовывать всех по цепочке — ведь кого-то можно и забыть. И на это могут уйти годы. Можно применить симоронскую технику поиска корня — найти самого первого сигнализатора и ретранслировать ему новое определение. Если человек сделает это качественно, то он передаст по всей цепи сигналы этого нового определения. И тогда все сигнализаторы, которые усердно работают в этом лабиринте сознания, пропустят сигнал с новым определением. Если сразу не удается отыскать корень, необходимо исследовать цепочку сигналов, начиная с последнего. И постепенно, развязывая узелок за узелком, прийти к первому подобному событию в своей жизни. Далее можно поступить двумя способами.
Первый способ. Задача — найти благодарственный поступок (то есть действие, выражающее трансляцию нового определения сигнализатору) по отношению к сигнализатору, относящийся к тому же времени, что и корневой эпизод. [..] «Так как папа сильно напугал Варю, то он нуждался в спокойствии и переопределении. Например, Варя могла вспомнить, что на папин день рождения нарисовала для него картинку. На ней мама, бабушка и папины друзья вручали ему цветы, воздушные шарики и другие подарки. Папа был очень растроган подарком и хранит рисунок до сих пор. Благодарственный поступок Вари включается в формулу переименования: «Я та, которая рисует день рождения папы».» [19]
Второй способ. Можно мысленно вернуться в преддверие корневого эпизода, когда еще все безоблачно, когда ничего не предвещало драмы. Нужно разыграть события по новому сценарию, выдать сигнализатору спокойствие. В новом сценарии человек не ждет, пока кто-то другой изменит ситуацию, а сам предпринимает активные действия. Второй способ переименования (не всегда в симоронском варианте) часто использовали герои фильма «Назад в будущее». Оба метода равноценны. Если кому-то трудно вспомнить благодарственный поступок, то применяется метод «назад в будущее».
Человечество поддерживает очень сильную веру в причинно-следственную связь событий. Поэтому техника переименования с поиском корня (причины) весьма эффективна. Если отбросить условность термина «симорон», то факт работы с объектом управления в виде собственной личности или «сигнализатора» — налицо.
Работая с методом перепросмотра можно выделить несколько необходимых для успешной практики аспектов.
Первое. Фокус внимания. Что именно мы хотим совершить (увеличение личной энергии, проработка импринтов и т. д.).
Второе. Объекты управления вниманием. Какие персоналии задействованы? Только сны, сны с ориентацией на работу подсознания, события в реальности, люди, которые нас окружали.
Третье. Метод воздействия. Классический психоанализ, детали которого были описаны выше, приемы нагуализма, вкупе с дыхательными практиками, метод визуально-символичного отождествления, описанный в симоронских практиках или что — то другое.
Подытожим. Перепросмотр, это один из величайших инструментов работы с сознанием, который (если отбросить мифы, ритуалы и региональные определения) работал с древних времен. Его использовали буддисты (практики перепросмотра используются в дзогчене), его используют психоаналитики, его используют современные шаманы, маги и эзотерики и в конце концов его очень литературно описал Кастанеда. Один из мексиканских современных нагуалистов Марко Антонио Карам (он же представитель буддистских общин в Мексике) так описывает свой взгляд на работу с перепросмотром:
«Если вы вспоминаете, как ваши родители побили вас в детстве, в первый раз вы ничего не увидите, поскольку вы заблокировали все свои воспоминания. Во второй раз четкости будет больше. В третий раз вы увидите это — и это шокирует вас. Возможно, вы заплачете или сделаете что-то подобное. Это будет повторяться снова и снова, но на шестой — седьмой раз вы это увидите, и вас это уже не тронет. Вы увидите невежество, которое было основной характеристикой родителей в тот момент, и почувствуете сострадание не как нечто искусственное. И вы освободитесь, потому что вы больше ничего не будете чувствовать. Пока вы чувствуете — там есть энергия, которая ежедневно высасывается из вас прошлым, даже если вы думаете, что не помните случившегося.
Поэтому не делайте того, что сделал мой друг — она сказала, что полностью подвела итог своему бывшему мужу, но однажды, когда мы шли по улице, и она увидела его на другой стороне, она спряталась, чтобы он ее не заметил. Она ничего не сделала — вся ее энергия все еще была в их отношениях. Так что начните с этого, и, закончив с одним разделом, переходите к следующему. Это экстраординарный способ перепросмотра. Кстати, в Буддизме такая практика называется"узнавание прошлого". Кроме этого, делайте ежедневный перепросмотр. Это для людей, которые немного ленивы — но лучше быть ленивым, чем абсолютно никаким. Делайте то же самое, но только в отношении того, что вы сделали за день. Вы приходите домой вечером и вспоминаете все, что делали в течение дня. Это — первое, что я посоветовал бы вам сделать.
Мы говорим, что мы теряем энергию многими путями, и я начал с нашего прошлого. Почему? Мы все, как правило, большие коллекционеры прошлого, и мы обычно гордимся большим количеством воспоминаний из прошлого. Но зачем вам копить воспоминания и трать на них свою энергию, вместо того, чтобы просто практиковать? Второе, на чем мы теряем максимальное количество энергии — это эго, наше представление о себе. Я бы сказал, что около 80 % энергии теряется на этом ежедневно. Для того чтобы устранить эти пути потери энергии, нам придется вырваться за пределы наших представлений о себе. Но достаточно начать с перепросмотра, потому что это позволит вам увидеть маски, которые вы надеваете ежедневно.
Третье, на чем мы теряем энергию — это половая жизнь.
Итак, три вещи, на которых мы теряем наибольшее количество энергии, это — наше прошлое, наше эго, сознание собственной важности, и наша половая жизнь. Если вы начнете перепросмотр — вы будете работать со всеми тремя одновременно. Вы также можете делать Нендро (четыре так называемых предварительных практики, общие для всех школ нынешней Ваджраяны — Простирания, Дордже Семпа, Подношение Мандалы и Гуру-Йога), что поможет вам добиться того же. Но я думаю, что перепросмотр — это лучшая практика, которую вы можете делать, потому что она даст мотивацию делать Нендро, которой у нас обычно нет. Мы говорим, что сделаем что-то — и потом не делаем ничего. Потому что мы забываем себя, свое прошлое, поверхностность своей жизни и великую повторяемость нашей глупости. Поэтому — займитесь и перепросмотрите свою жизнь.» [34]
Практикуя перепросмотр, многие отметят медитативное состояние, близкое к дремоте, которое возникает при длительной практике. Однако не стоит обманываться — это не дремота, а активная работа осознания, что при правильной практике приводит к временному истощению сил, как в физическом (мозг потребляет много кислорода), так и в моральном (интенсивная работа внимания) плане. После перепросмотра хорошо уйти в глубокий, без зрительных образов сон — он отлично восстанавливает силы и закрепляет материал перепросмотра. Эффект от подобной практики наступает буквально на следующий день: взрывным приливом сил и желанием свернуть горы. Самое время, для того чтобы продолжить практику сновидений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика сновидений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других