1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Андрей Гоголев

Атлас ненормальной педагогики. Опыт преподавания в частной школе и опыт обучения в самой обыкновенной. Том 1

Андрей Гоголев (2024)
Обложка книги

Сборник занимательных рассказов о частной школе от практикующего преподавателя литературы. Книга вошла в лонг-лист премии «Лицей» в 2024 году.В сборнике разбираются сложнейшие этические ситуации и педагогические вызовы, с которыми сталкиваются учителя частных школ, ученики и их родители.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Атлас ненормальной педагогики. Опыт преподавания в частной школе и опыт обучения в самой обыкновенной. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Эпиграфы

Эти занятия наукой питают юношей, приносят усладу старикам, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.

Цицерон

Ибо вследствие удивления люди и теперь, и прежде начинали философствовать, сперва почувствовав удивление к тем из вызывающих недоумение предметов, которые были под руками, а потом мало-помалу идя таким образом далее и встретив затруднение в более важном, что, например, касается ущербов луны или движений солнца и звезд или происхождения вселенной. А кто недоумевает и удивляется, тот думает, что он не знает. Поэтому и любитель мифов есть в некотором смысле философ, так как миф слагается из чудесного. Таким образом, если философствовать начали, избегая незнания, то ясно, что стали преследовать знание из жажды разумения, а не ради какой-нибудь нужды.

Аристотель

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное

благодати и истины…

Евангелие от Иоанна

Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдает должное тем, кто обладает знаниями.

Пророк Мухаммед

Посылал он [Владимир] собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Повесть временных лет

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Г.Р. Державин

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И в гроб сходя, благословил.

А.С. Пушкин

Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе.

Л.Н. Толстой

Дни бегут в занятиях, время летит так, что не знаешь, откуда взять лишний час. Учусь, как школьник, всему тому, чему пренебрег выучиться в школе. Но что рассказывать об этом! Хотелось бы поговорить о том, о чем с одним тобой могу говорить: о нашем милом искусстве, для которого живу и для которого учусь теперь, как школьник.

Н.В. Гоголь

Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!» Если же, несмотря на такую экзекуцию, оный младенец станет проявлять писательские наклонности, то следует попробовать ласку. Если же и ласка не поможет, то махните на младенца рукой и пишите «пропало». Писательский зуд неизлечим.

А.П. Чехов

…среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться…

В.И. Ленин

На третьем фронте

вставая горою,

на фронте учебы,

на фронте книг, —

учитель

равен

солдату-герою —

тот же буденновец

и фронтовик.

Он так же

мёрз

в окопах школы;

с книгой,

будто с винтовкой,

пешком

шел разутый,

чуть не голый,

верст за сорок

в город

с мешком.

С краюхой черствой,

с мерзлой луковкой,

Он,

слушая

вьюги шрапнельный рой,

сражался,

бился

с каждой буковкой,

идя

в атаки

со всей детворой.

В.В. Маяковский

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей — сто людей, которые не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Я. Корчак

«Решился я испытать разумом все, что делается под солнцем; но это тяжелое занятие дал бог сынам человеческим, чтобы они мучили себя… Бог сотворил людей разумно, но, увы, люди пустились в большую затейливость». И Екклезиаст отечески советует: «Не будь слишком правдив и не умствуй слишком». Но я все «умствую». Я «слишком правдив».

И.А. Бунин

Между прочим, книжки в то время нашими кругами читались по-иному: до износа книги, — и этот запой на книгу не мешал получать от каждого прочтения ее новый и новый интерес; так по данной романтической схеме ткали мы свою романтику. Я помню, например, рассказ Толстого о Жилине и Костылине я прочел дворне почти в одном и том же составе слушателей около двадцати раз, и в каждое новое чтение они отмечали репликами, но по-новому, особо захватывающие места.

Вообще интерес и почтение к печатному слову были сильны, — народ наивно верил, что пустым и ненужным бумагу портить не будут, а редкость явления в быту умеющего читать делала грамотея особенно ценным и эксплуатируемым вовсю.

К.С. Петров-Водкин

…для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как ви́дение, а не как узнавание…

В.Б. Шкловский

Дело не в том, сколь велик тот груз знаний, который человек выносит со школьных занятий, а в том, удалось ли школе отрешить юного человека от бессознательного тождества со своей семьей и сделать его самосознательной личностью. Без этого самосознания он никогда не узнает, чего действительно хочет, но навсегда останется в зависимости и будет только подражать, чувствуя себя непризнанным и подавленным.

К. Юнг

Вот, к примеру, космический полет. Разве один человек сумел бы его подготовить? Конечно, нет. Дружный коллектив конструкторов, рабочих, биологов немало потрудился, прежде чем космический корабль был готов к полету. Конструкторы рассчитали корабль, рабочие построили его, ученые-биологи придумали, как защитить летчика от вредных космических лучей. В коллективе все болеют за общее дело, заботятся друг о друге. «Один за всех, все за одного» — есть такое хорошее правило у советских людей.

Двенадцатого апреля в кабине корабля «Восток» я был один. Но я был за всех…

Ю.А. Гагарин

Мне кажется, что своим способом жизни в искусстве я и учу. Принимать все языковые и поведенческие модели как языковые, а не как метафизические. Я являю то, что искусство и должно являть, — свободу. Причем не «свободу от», а абсолютно анархическую, опасную свободу. Я думаю, что человек должен видеть ее перед собой и реализовывать в своей частной жизни.

Д.А. Пригов

Самое главное — это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают. И по учителям, и по преподавателям — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю…

Д.А. Медведев

Кто ты, человек города в тумане?

Кто ты? Раскрой свои мозговые грани!

Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?

Кто ты, кто ты? Кто ты?

Децл

До сих пор помню, как мне в школе подарили ботиночки. Так и сказали: «Вова, ты у нас самый бедный, вот тебе ботиночки!» Кто вам дал право называть меня бедным? Это самое страшное, что может услышать ребенок. Нельзя объявлять его бедным. Нельзя подчеркивать. Подарите к Новому году, например. Ну надо же знать психологию ребенка. Над этим надо думать, а не только над новыми стандартами.

В.В. Жириновский

Я не видел <здесь неприличное двухкорневое существительное во множественном числе — прим. А.Г. > хуже, чем мои учителя…

Некто «Лицо», признанный иностранным агентом на территории Российской Федерации

В этой жизни не стремись ни к чему,

Все равно вставят палки в колеса!

А я… не стремлюсь ни к чему-у-у-у!

Не нужна работа, не нужна семья

Только радость внутри, только радость внутри-и-и-и!

Святослав Куликов

(текст песни группы “Апельсиновая капуста”)

Происходит от др.-греч.παιδαγωγός «воспитатель, наставник; букв. (раб) ведущий мальчиков», далее из др.-греч. παῖς (παιδίον) «дитя, мальчик» (откуда παιδεία «воспитание, обучение») + ἀγωγός«ведущий, тот, кто ведет», далее из ἄγω«вести; гнать, управлять», далее из праиндоевр. *ag' — «гнать».

Этимология слова «педагог»

Происходит от лат. schola, от др.-греч. σχολή «досуг; задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа», из праиндоевр. *segh — «держать, обладать, иметь». Исходным значением было «досуг», позже «непринужденная беседа», а затем уже «место для беседы».

Этимология слова «школа»

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Атлас ненормальной педагогики. Опыт преподавания в частной школе и опыт обучения в самой обыкновенной. Том 1» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я