Фундаментальная философия за чашкой чая: Встреча Канта. В помощь студентам и преподавателям

Андрей Захаров

Философия никогда не будет интересна массовому сознанию, но без знаний основ философии вряд ли можно представить современного и деятельного человека, свободного в своих предпочтениях от догм и иллюзий такой противоречивой действительности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальная философия за чашкой чая: Встреча Канта. В помощь студентам и преподавателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Философия даёт возможность свободно мыслить.

NN

© Андрей Захаров, 2018

ISBN 978-5-4493-3122-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. Философия: круг проблем и роль в жизни общества

1.1. Исторические типы мировоззрения и философия

Понятие «философия» тесно сопряжено с понятием мировоззрения. Мировоззрение предполагает собой основу всякой философской системы. Общее, что присуще философии на протяжении её двух с половиной тысячелетнего развития, является то, что любая философия представляет собой систему определённых взглядов на мир изнутри человеческой культуры, попытка осмысления как внешней по отношению к человеку действительности, так и внутреннего мира самого познающего субъекта.

Без наличия мировоззрения вряд ли возможно представить себе существование человеческого общества. Сам по себе феномен мировоззрения (буквально: воззрение на мир) уходит своими корнями в глубокую древность, к тому моменту, когда человек попытался объяснить мир.

Человеческое мировоззрение представляет собой достаточно сложное образование.

Следует выделять:

— познавательную,

— ценностную,

— поведенческую подсистемы мировоззрения.

Основными составляющими мировоззрения являются мироощущение и миропонимание, которые составляют его основные компоненты:

— познавательную,

— ценностно-нормативную,

— морально-волевую,

— практическую.

Среди уровней мировоззрения обычно выделяют жизненно-практический и теоретический.

Необходимо подчёркивать общественный характер мировоззрения, хотя влияние общества на мировоззрение отдельного его представителя нельзя абсолютизировать. Но, тем не менее, необходимо выделение, наряду с мировоззрением индивида, мировоззрение отдельных социальных групп, сообществ и мировоззрение той или иной эпохи в целом.

Мировоззрение всегда выступало смысловой основой человеческой жизни, всегда связывалось с культурой человека и социальным действием. Поэтому тема мировоззрения и его исторических форм является важным для изучения философии.

Мировоззрение как культурный и социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и философии. Кроме того, на всех этапах развития мировоззрения выделяют и обыденно-практическое мировоззрение.

Миф — особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Источником любого типа мировоззрения являются материальные, социальные и гносеологические предпосылки, обусловленные уровнем развития общества. Миф (повествование, сказание) — был первой попыткой обобщить и объяснить мир. Миф — это чувственно-наглядные поэтические образы «бессознательной» художественной переработки природы коллективным сознанием.

В мифологии отсутствуют разграничения мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. В мифе отсутствует понятие «Я» и отделённого его от «Мы», а «Мы» от природы. В мифологии всё слитно и не расчленено, — синкретично.

Основные типы мифов:

— космологические,

— антропологические,

— астральные,

— солярные,

— тотемические,

— героические,

— эсхатологические.

К основным функциям мифа следует отнести:

— выработка коллективного (индивидуального в коллективных формах) представления о мире,

— связь поколений, закреплённой единой системой ценностей,

— поиск единства мира и человека.

Религия — форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование трансцендентных сил, и признающая за ним главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер.

Религия — сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.

Философия возникает на рубеже седьмого-шестого веков до нашей эры на основе потребности в целостном понимании мира, как связанного и единого в своей основе.

Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в отношении к миру в целом, а не к его отдельным областям или свойствам. Человек противостоит миру универсально.

Философия — как особый способ духовного освоения мира — теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Она даёт теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных наук о мире и человеке.

1.2. Философия: её предмет и функции

Философия, выступающая одной из форм духовного освоения мира, не оставалась неизменной за время своего существования. Философия, как и человеческая жизнь, претерпевала изменения. Это уже явственно видно из того, как определяли философию сами философы разных эпох и направлений.

Этимология слова «философия» означает «любовь к мудрости».

Познакомимся с наиболее интересными трактовками философии:

— философия есть знание первых причин и начал (Аристотель);

— познание посредством всеобщих понятий (Г. Гегель);

— наука о всеобщих законах природы, общества и мышления (Ф. Энгельс);

— духовная квинтэссенция своего времени (К. Маркс);

— ничья земля, заключённая между наукой и теологией (Б. Рассел);

— сознание вслух (М. Мамардашвили);

— вопрошание сущего (М. Хайдеггер).

Чтобы проанализировать данные высказывания о сущности философии, необходимо обратить внимание на то, что философия выступает естественной склонностью души, осознанием индивида всего того, что он есть и чего он хочет, поэтому, между содержанием философствования и характером человека существует взаимосвязь.

Говоря о философии, следует сказать о научно-теоретических и духовно-практических компонентах философского знания.

Философия выступает в разных ликах, но самые главные из них:: учение об истине, учение о добре и учение о красоте.

Среди источников философского знания следует выделить так называемые «вечные» философские вопросы, которые аккумулируются в словах немецкого философа И. Канта: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; и… что такое человек?

Философия выступает как проблема соотношения духа и тела, идеала и действительности, как размышления об устойчивости и изменчивости бытия.

Проблему предмета философии целесообразно рассматривать в ходе её исторического развития. Для этого необходимо обращение к основным вехам философии: натурфилософии, античной классики (Сократ, Платон, Аристотель), средневековой философии и философии Нового времени, основным направлениям современности (марксизм, экзистенциализм, позитивизм, структурализм, философская герменевтика, неотомизм). При этом необходима взаимосвязь предмета философии и её определения.

Первые древнегреческие философы предметом изучения делали природу, рассматривая проблемы возникновения и строения мира. Они искали первооснову всего сущего, из которой всё возникает, и в которую всё превращается.

Поворот от космоса к человеку совершил Сократ, который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти.

С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу — исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии — создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе категорий и законов.

В чём состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная черта философии — наличие в ней ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, который призван утверждать гуманистические идеалы, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная особенность философии заключается в её особой рефлексивности (обратном отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являются результатом самосознания всей науки, предельным основанием культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

1. Проблема объекта и предмета философии.

Объектом философии является мир как единое целое, что даёт общий взгляд на мир. Предметом философии являются свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первооснов мира. Эта проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.

Эта проблема (мировоззренческая в своей основе) модифицируется в основном вопросе философии — вопросе о соотношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Но само это отношение конкретно исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личностных интересов. Только человек способен к различению и осознанию субъективного мира от объективного.

Философский анализ направлен и во вне человека — на всё мироздание, и внутрь самого человека. Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, их взаимосвязи друг с другом.

Основной вопрос философии имеет две стороны — что является первичным, материя или дух и вопрос о познаваемости мира.

В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления — материалистов и идеалистов.

Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что материя — первична, а сознание — вторично.

Идеалисты же считают, что первично сознание, дух, — либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека, как мыслящего существа (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения — от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.

3. Проблема развития мира.

Это проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.

4. Проблема познаваемости мира.

Это проблема определения объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

5. Проблема человека и его места в мире.

Это изучения человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстаёт как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм.

Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.

Функции философии.

Среди функций философии, прежде всего, выделяют мировоззренческую. Она состоит в том, что, давая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить своё место и роль в этом мире.

Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры — наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая принципы и основы существования мира, создаёт и формирует общий метод познания и, следовательно, выступает стратегией процесса познания в каждой отдельной области знания.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она ориентирует познавательные отношения человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, вооружает людей знанием о мире, о человеке, с одной стороны. А с другой стороны — оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, осознавая действительность через призму отношения «человек-мир», а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

Итак, философия — это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его месте и роли в этом мире.

Философия как форма самосознания и способ духовно-практического освоения мира является основой творческого потенциала личности.

1.3. Соотношение философии и других форм духовной жизни

Философия сопряжена с другими областями культуры. Для того, чтобы более точно определить, что такое философия, надо сопоставить её с наукой, искусством, религией и идеологией.

Соотношение форм философского и научного познания предполагает определить сходство и различие таких понятий как «физика» и «метафизика». Ещё Аристотель поставил задачу формирования философии как науки. Данную задачу ставил себе и Г. Гегель. Позитивизм, философское направление XIX — XX веков, также пытался построить философию по образцу науки. Неопозитивизм редуцирует многогранность философствования к обслуживанию языка науки.

Функции философии в науке действительно огромны: интеллектуальная разведка, обобщения, интеграция знаний, теоретичность, эвристичность, прогноз, вклад в правильную постановку проблемы, уяснение общих оснований культуры и науки. Однако философию нельзя полностью свести к научному знанию. Философское познание имеет мировоззренческую окраску, в то время как науке безразличны многие аксиологические моменты её деятельности.

Хотя философия и наука — разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь — как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя, в отношении не всех философских систем.

Как специализированное теоретическое мировоззрение философия обладает рядом несомненных признаков научного знания:

1. Системностью;

2. Фиксированием в логических категориях и законах;

3. Доказательностью.

Философия всегда обращалась к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В. И. Вернадский заметил: «Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая сущность философского мышления. Эта та сила — анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку».

Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и многообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщённое отражение действительности.

Соотношение философии и искусства. Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме; философия — в обобщённой форме истину индивидуальную, то искусство — область культуры, в которой индивидуальная истина предстаёт в форме события.

Искусство — это творение нового духовного мира, а философия — определение и творение его смысла. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Но полностью отождествлять философию и искусство мы не вправе. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.

Хотя всякая философская система включает в себя элемент веры, но в отличие от религии, философия всегда стремилась рационально обосновать свою веру. Философии характерна критичность: каждая философская система, каждый философ критически относится к своим предшественникам. Каждая философская система глубоко личностна. Каждый философ вносит в копилку философских знаний и представлений свой вклад. Каждая философия дышит своим временем.

Сколько философов — столько и философских позиций. У каждого из них своя вера: один верит в существование Абсолютного Духа (Г. Гегель); другой — в мировую волю (А. Шопенгауэр); третий — в чисто чувственное данное (Н. Гартман).

Главное достижение философии — развитие представлений об идее как таковой. Но, когда от идеи как таковой переходят к конкретной идее, которую пытаются внушить всем, то это уже идеология. В своей навязчивости и безапелляционности идеология — «ложное сознание», в своей проблематичности — социально-политическая конкретизация философии.

Философия обращается ко всем и несёт общечеловеческие ценности вне различий классов и наций. Идеология обращается к определённым слоям населения и защищает их. Поскольку философия даёт истину в обобщённой форме, её легче использовать для идеологического подавления.

Несводимость философии к науке и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как единое целое, а наука и религия представляют собой определённые проекции на этот мир.

Всепричастность философии причиняло ей много неприятностей. В средние века она была служанкой богословия и занималась оправданием теологии. В Новое время — философия преимущественно была служанкой науки и служила делу рационалистического познания.

Мифологию, философию и науку в качестве трёх ступеней познания, последовательно сменяющих друг друга, впервые представил О. Конт; как три различных направления мысли, существующие вместе, рассматривал К. Ясперс.

Литература:

1. Воронина Н. Ю., Лишаева С. А. Введение в философию. — Самара, 1999.

2. Глядков В. А. Философский практикум. — М., 1994.

3. Горелов А. А. Древо духовной жизни. — М., 1994.

4. Канке В. А. Философия. — М., 1996.

5. Мартынов М. И. и др. Философия: задачи и упражнения. — Минск, 2000.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальная философия за чашкой чая: Встреча Канта. В помощь студентам и преподавателям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я