Темы очередного эссе: рынки и склады; как торговали, форс мажор в древности; литература и переводчики; музыка, изменение частоты опорной ноты ля и 25-й кадр в музыке; убийственная косметика и уход от славянского имянаречения, стирка одежды, чистота посуды и личная гигиена; обрезание и запрет на поедание свинины; пента– и тетраграмматон; иерархия личностей; дела запредельные, госстрах в древности, коррупция и борьба с лихоимством; формула стабильности мира. Серия эссе предназначена для увлекательного чтения любителями истории. Наряду с этим каждый выпуск может оказаться полезным студентам как для формирования собственного мнения о той или другой стороне жизни людей в давние времена, так и при подготовке рефератов. Содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и баланс событий. Вып. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Где торговали: рынки, торговые лавки, магазины
Теперь неплохо разобраться с вопросом «Где торговали?» При этом из описания рынков, лавок и магазинов и тех товаров, что на прилавках лежали, много чего можно узнать и домыслить логикой.
Краткая история государства Вьет
[Год] и-хай, 2-й год Тун-жуй (11/II 1035 — 30/I 1036 г.).
[Король] построил Западный базар [в столице] и длинные навесы, соорудил мост Тай-хэ через р. Сули.
Конрад Кибург, 1397
Великое княжество Литовское (ВКЛ)
Живность продаётся прекрасно и не дорого; приготовлением хлеба и других печеньев занимаются женщины, мясной ряд в порядке, свиное мясо и разные из него изделия продаются в особом ряду, купцы которого составляют отдельную корпорацию и называются Szarcutii.
Зверины всякой в изобилии, рыбы множество и притом хорошей; из домашней птицы только куры и гуси продаются на рынке…
Соль доходит до неимоверной цены, когда прекращается подвоз из-за границы, но теперь великий князь устроил огромные её склады, разместив их в городах над Неманом, чтобы, в случае недостатка, снабжать ею народ по умеренной цене; это, разумеется, лишило купцов выгодной спекуляции.
Арабески
Сообщение Кибурга о том, как литовско-белорусский «великий князь устроил огромные склады соли» и тем свёл на нет спекулятивные амбиции купцов весьма примечательно. В XXI в. вся Россия вошла в ступор от цехового сговора производителей гречки, владельцев складов её хранения и ритейла: цена на крупу взлетела почти с первой космической скоростью в момент и, как и всегда, «вдруг». «Кто-то» немало нагрел руки, а миллионы людей обнищали ещё больше. Не ответил за эту аферу никто. — Ну нет сегодня на Руси Великого князя Витовта, строящего амбары для оперативного выброса из них запасов-унималок для отечественных торговцев и посредников! Или я ошибаюсь? Или проще их отстреливать? Не так ли? Но где охотники?
Эрколе Зани, 1678
Площадь перед замком (Кремлём — А.Г.) очень обширна. Каждый день полна она народу; здесь производится торговля — вся она застроена лавками; все улицы выходят на площадь; они очень широки и прямы; на каждой стороне — лавки.
Замечательно, что для каждой специальности назначен свой ряд: торговцы шёлком отделены от суконщиков и холщёвников; всякое ремесло и производство имеет отдельное место. Один ряд, протянувшийся на добрую милю, занят живописцами, торгующими только образами; в других находятся рисовальщики цветов, плодов, видов; ремесленники, делающие только церковное облачение, имеют свой ряд; золотых дел мастера, работающее кубки, чаши и крышки отделены от других — серебреников и ювелиров; костоправы, отдельно от цирюльников, занимают другой ряд; сапожники и портные и шорники — тоже; так же и другие ремесленники…
Есть особый ряд, где торгуют только шерстью; там её столько накидано, что идешь точно по матрасу, а другого производства или торговли в ней нет.
А. Е. Мерцалов
Вологда, по Писцовой книге 1627 г.
Местный торговый класс составляли преимущественно посадские; из них лучший человек Е. Лазарев и средние: Б. Самойлов, Е. Акишов и Игн. Белавинский в писцовой книге прямо называются торговыми людьми. Но без сомнения и «молодшие люди» также промышляли торговлею; на это указывает то обстоятельство, что большинство лавок в городе и на посаде, — именно 194, — принадлежали посадским; за ними-же состояли 39-ть торговых амбаров, 6 ларей, 16 мест лавочных, 4 амбарных, одно место под ларь и 8 «порозжих» лавочных мест…
После лавки наиболее употребительным торговым помещением был амбар. Под амбаром надобно понимать не только складочное место товаров, но именно помещение, откуда производилась розничная торговля: так, например, рыбою торговали исключительно из амбаров. Разница между лавкою и амбаром, без сомнения, состояла в том, что последний не имел прилавка (или стойки), и полок для раскладки товара, который по этому и помещался здесь в кадках, мешках, коробах и проч. Величина амбаров была далеко, но одинакова; вообще же можно принять, что они имели не более 6-ти и не менее одной сажени по лицевой стороне, т. е. по той, где находилась входная дверь. Можно предполагать, что большие амбары служили преимущественно для складки товаров, а в средних и меньших производилась обычная торговля.
Третий вид торговаго помещения представляет лавочное место. В писцовой книге нет прямаго указания на отличие лавочнаго места от лавки; видно только, что помещения этого рода находились в линии рядов, обыкновенно в конце их, и принадлежали небогатым торговцам. Наибольшая величина лавочнаго места — 4 сажени, наименьшая — 1 сажень. По всей вероятности, лавочныя места были не что иное, как деревянные балаганы, или просто досчатые навесы над прилавками, в которых днем шла торговля, к ночи-же товар выбирался.
Восемь ларей и один прилавок, находившиеся в ветошном ряду, составляют низший разряд торговых мест. Лари были просто ящики, размерами от одной до полуторы сажени длины, задния стенки которых устраивались выше передних, а поперечныя скашивались, так что крышки на них лежали наклонно и представляли довольно удобную защиту от дождя. Единственный во всем городе прилавок помещался на углу Проезжей улицы и серебрянаго ряда, имея протяжением по боковой стороне сажень без четверти, а по лицевой 1 ½ аршина, и представлял собою просто скамью, приспособленную для раскладки товара.
Все перечисленныя выше торговыя помещения были обложены оброком, платившимся собственниками их в государеву казну. Размерь оброка обусловливался во 1-х, свойством самаго помещения, так напр. лавки вообще были обложены выше амбаров и т. д.; во 2-х, величиною помещений и местом, где оне находились, так что лавки и амбары, помещавшиеся вблизи гостиннаго ряда, т. е. в центре торговой деятельности, ценились несравненно дороже, чем стоящие где-нибудь в заречье — на Мироносицком берегу.
Де ла Невилль, 1698
Москва
Для иностранца в этом городе особенно любопытно то что в декабре на льду реки возводят две тысячи деревянных домишек для торговцев с Востока и из Европы.
М. П. Щепкин, 1878
Москва. Количество торговых заведений
Разсмотрев в подробности акты генеральной поверки торговых прав за 1874 год и сличив их с результатами произведённой в том же году общей переоценки недвижимых имуществ, мы пришли к следующим приблизительным результатам:
Число всех торговых заведений определилось в 17150, которых по указанному при исчислении налога порядку, распределяются на 49 разрядов: низший — до 50 р. наёмной платы, высший — до 46.000 р.
Общая стоимость занимаемых сими заведениями помещений определилась в 11.637.300 р.
Вопросы к учителю
Из короткого фрагмента сообщения от Эрколе Зани от 1678 года следует, что не прошло и нескольких сотен лет, как главным противопожарным мероприятием в столице стало увеличение ширины улиц. Но «почему-то» прошло ещё почти пятьдесят лет как в 1724 г. И.Т. Посошков опять вернулся к теме планировок поселений, предложив разделять постройки широкими просветами: «менши дватцати сажен улиц не делать». Похоже, что широкие улицы были нужны в столице только для размещения там торговых рядов, не более.
Что же касается Ивана Тихоновича Посошкова, то разве не он является первым на Руси автором Строительных Норм и Правил — СНиПов? Но где ему, замученному в Петропавловской крепости памятник на родине, в селе Покровское, что близ Москвы? У Минстроя нет денег? Или тут имеется иная причина национального беспамятства и неблагодарности предкам?
И ещё.
Из сообщения де ла Невилля следует, что «торговцы с Востока и из Европы» очевидно не могли зимой везти сезонный товар по воде. Значит, они везли относительно мелкие его партии на телегах и санях, — на транспортных средствах много меньшей вместимости, чем речные суда, — отыгрывая свою прибыль на скорости оборота и, надо полагать, на взвинчивании цен. Соответственно можно сделать заключение о высокой загрузке дорог в конце XVII в., большой нагрузке на работников отдельных таможенных постов и кремлёвских чиновников и сделать вывод о диком разгуле коррупции и на таможнях, и в Кремле. Жирующий во все времена коррумпированный класс начал жировать ещё стремительнее. В XVII в. наступила его золотая эра, Эпоха Моли.
Или зимой вся транспортная инфраструктура на Руси замирала?
Подсчитанные две тысячи торговых павильонов столицы могли существовать только при самоокупаемости. Не трудно подсчитать их товарооборот через натуральные показатели. Откуда ещё проще вычислить реальную численность городских жителей, уровень их немалой платёжеспособности, валютные резервы Московии… и чему ещё учат экономистов? Давайте посчитаем!
Торговые риски и форс-мажор
Вчера стояли ларьки перед Кремлём, сегодня царь приказал снести их все…; в порту под видом таможни на борт судна поднялись бандиты…; князь «забыл» об уже полученном откате от купца за право монопольной торговли и решил экспроприировать его бизнес целиком…; хлипкое судёнышко пошло в шторм ко дну…; поп, которому поручено было сохранить товар в подклетях церкви, сгноил его…; должник разорился… Жизнь купеческая всегда полнилась трагедиями.
Русская Правда Ярослава
Того купца, что шёл с чужими кунами, и которые либо утонули, либо их бандиты отняли, либо в огне сгинули, не убивать и не продавать в рабство, и пусть расплачивается как может, так как не виноват он, что нашла на него божья погибель. Однако если сопьётся он, или в драках искалечится, или же в безумстве товар чужой испортит, то пусть судят его владельцы товара, и полная им воля, продать ли этого купца в рабство.
Вопросы к учителю
Можно заметить, что довольно часто вопросы прямо вроде бы не касаются заявленной темы. Вот и здесь я сгенерирую за школьников занимательные вопросы по тексту нормативного акта XI века авторства сына князя Владимира.
Оказывается, что в Древней Руси, доверившись какому-либо купцу и отдав ему свой товар на продажу с рассрочкой платежа (предоставив товарный кредит) в случае, если купец гробил это имущество, владелец товара однозначно либо убивал несчастного, либо продавал его в рабство. И это, получается, было нормой киевского общества до времён князя Ярослава! То есть в начале XI столетия от РХ, или спустя аж полсотни лет от даты бодрой христианизации страны кн. Владимиром (отцом Ярослава) евангельский императив «возлюби ближнего своего!» ещё не достучался до ново-христиан? Однако же и нравы были в Киеве, да и в Новгороде! А в чём разница нравов соответствующих чиностояний России X и XXI веков? Я не вижу! А вы?
А если никакими стараниями идеологического блока власти (ранее — это Церковь, хотя и сегодня опять вернулись к церковной десятине[5]) эти жуткие нравы никак не удалось изменить за одну тысячу лет, то каков же к.п.д. этого блока? Не ноль ли?
Хорошо, взглянем иначе. Сниспустимся из келий спецов по «вакуумной акустике» таки на землю, разыграв драматический сценарий в жёсткой, как и сама жизнь, форме.
Пусть я — купец, и пусть я взял товар на реализацию, но и товар, и судно утонули на Ладоге в жуткий шторм; погибли мои люди, я лишился почти всего.
Приходит ремесленник — производитель и владелец товара, — гнусавит: мол, отдай пять гривен за мои изделия! Он в своём уме? Ну ладно — говорю ему, не ругаясь, — давай поделим риск хотя бы пополам, ведь и я потерял много: главное, и в отличие от тебя, у меня люди погибли! Про неполученную прибыль на Готланде и мои неустойки перед скандинавами уже и речи нет! Тот — вот же нелюдь! — упирается. И что? Мои нервы беспредельны? Ясно, что я спущу его с лестницы, сыновья на крыльце добавят, а челядь донесёт остатки костей супостата до его берлоги, да и дело с концом! А если паче чаяния несусветец вдруг в разборки пойдёт да подельников по цеху зазвать решится в помощь, то ведь купцов в городе поди больше будет, чем ремесленников! — Какое моё убийство его руками? Какое моё рабство? О чём речь? Это ему меня бояться нужно!
Купцы Древней Руси — это матёрые мужики. Им каждодневно приходилось работать в режиме стресса и отбоя от бандитских, гео — и климатических угроз; и в этом постоянном противостоянии с напастями эти ребята, как я понимаю, уже к 20 годам успевали люто заматереть! И что мог сделать средневековый «ботаник», рукастый умняшка против такого двуногого хитрющего «зверя»? А ничего!
Но, согласно якобы древнему документу купцы горькой судьбине не сопротивляясь, как бараны шли на заклание, быв евангельски невинными по сути; корпоративные союзы их не защищали, а личная и цеховая охрана их не отбивала!
Абсолютно не верится, что и казнить купца, и отдать его в рабство (с конфискацией имущества? Или как?) можно было автономными силами какого-либо городского ремесленника! — Это бред! Тут если как бы правосудие и вершилось, то без административного ресурса не обходилось: бандиты киевского князя, дружинники, т. е. до зубов вооружённые рецидивисты, на этих делах имели очевидный гешефт (часть личного имущества несчастного купца), лишь под поручение истца (получив «судебную пошлину») они только и могли обеспечивать силовое решение вопроса. — «Утром деньги — вечером стулья!»
Как это по-христиански!
Как это по-евангельски!
И как эта жёсткая картинка соотносится с реальными (но не школьными) представлениями об истории нашей страны? А вполне себе соотносится, если князь Ярослав был вынужден законодательно прекратить беспредел народных нравов.
Но и ещё: «Не продавать в рабство…» — это что же, людей на Руси за провинность, которую они не совершали (форс-мажор), могли превратить в раба? Продать кому? куда? за сколько?
Как эти правила повседневной жизни ложатся на острое национальное чувство справедливости славян, а также на фон сегодняшней официальной пропаганды отсутствия работорговли в самом правильно славящем Христа государстве планеты?
Насколько была распространена работорговля на территории Киевско—Новгородской Руси реально? Сколь долго она продолжалась? Кем была прекращена? На всех ли территориях племён Великой Скифии это безобразие творилось?
«Однако если сопьётся он…» — Стоп! Это от приёма внутрь какого напитка в макро-дозах можно было спиться во времена правления князя Ярослава? От медовухи? От кваса? От пива? — Водку ведь ещё гнать не умели! А про вино никто и не ведал!
А кто продавал то, от чего человек таки мог в XI превратиться в алкоголика? И почему власть смотрела на эту предпринимательскую деятельность сквозь пальцы? Хотелось бы уточнить.
Кстати: а на какие деньги спивался неудачливый купец, потеряв все свои капиталы и имущество? — То есть опять видим выдумки.
Но продолжим, обратившись к Титмару, который, кстати, оставил очень необычные свидетельства о князе Владимире, о которых речь пойдёт в следующем эссе.
Титмар из Мерзебурга
4 венецианских корабля, нагруженные различными пряностями, потерпели кораблекрушение в этом году (ок. 1017 г. — А.Г.).
Вопросы к учителю
Откуда венецианцы в XI веке (sic!) свозили в Европу пряности? Суэцкого канала ещё не было, и до Индии им было не доплыть. Откуда? На чём возили? (морских каравелл Колумба ещё не было). Как венецианцы ориентировались на море, если им был ещё неизвестен даже компас? А у русских корабелов в то время не было даже пилы (как говорят). Далее — «бежим» по Матрице продуктивных сравнений (см. далее)! Удачи!
Для сопоставления. Афанасий Никитин в конце XV точно знал путь в «Ындею», по крайней мере знал точно первый этап пути: Волга — по берегам Каспия через ныне Дагестан, Грузию до Персии… он и на языке тамошнем говорил, прозываясь у зарубежных коллег Юсуфом Хорасани. Выходит, персидские пряности «знали» путь в Московию и до того, задолго до XV в. Но почему южные пряности появляются на Руси значительно позже, чем в Европе? Почему о них ни звука в летописях и в древних хозяйственных актах? Почему многочисленные описания иностранцами дипломатических приёмов в Кремле пестрят сообщениями об отсутствии специй в русских блюдах, соответственно, с оценкой «безвкусно»?
Бьёркёарэттен (Городское право), 1345
Швеция
Если люди попадут в кораблекрушение, будут застигнуты волнением на море и ненастьем, и они должны бросить [товары] за борт, тогда те товары, которые выброшены за борт оплачиваются согласно маркталь (по денежной оценке. — А.Г.) и после его (капитана) клятвы. Если они будут расходиться во мнениях о том, что выброшено, тогда мореходы должны совещаться и решать по большинству голосов.
Если моряки выпустили канат из рук, они возвращают капитану ущерб за канат. Если лопнет канат или якорь, шкипер (здесь — судовладелец. — А.Г.) сам восполняет убыток. Если канат обрублен без позволения капитана, тогда он сам возмещает весь ущерб.
Если корабль выброшен на берег и не погиб (т. е. можно восстановить), но пришлось бросить [товары] за борт, тогда возмещаются и те товары, которые там были брошены, и корабль, согласно маркталь.
Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга)
6983 (1483)
В том же году татары казанские побили устюжан на Каме 40 человек, шедших к Тюмени торгом…
В том же году турки взяли Кафу и купцов московских многих побили, а иных захватили, а иных, пограбив, на выкуп отдали.
Афанасий Никитин, 1471–1474
(Исламский форс-мажор)
И привёз я грешный жеребца в Индийскую землю… где лошади не водятся; ездят же и товар возят там на волах и буйволах.
Дошёл я до Чюнеря, где хан отнял у меня коня на том основании, что я не мусульманин, а русин, говоря: «Если примешь ислам, дам тебе за жеребца тысячу золотых, если же откажешься, то не только коня не увидишь, но и наживусь я на твоей продаже на тысячу золотых»
(Но пришло избавление — помощь знакомого, и супостат коня вернул).
Пётр Петрей, 1601–1605.. 1613
В двух милях от Астрахани, невдалеке от Волги, находятся две прекрасные соляные горы, не так чтобы очень высокие: татары зовут их Бузан, в них совсем нет песка и никакой нечистоты, так что не найдешь ни одной песчинки. Если бы всему христианству и всей татарин привелось брать там соль, её стало бы вдоволь. Потому что когда каждый день 10 или 30 тысяч человек из всей силы рубят и ломают соль в этой горе…
Русские купцы, настолько зажиточные, чтобы держать суда и лодки, и имеющие возможность ездить два раза в год, наживают большое богатство, потому что им дана свобода рубить соль: они не делают на это никаких расходов, кроме того, что нужно на топоры, крючья, железные шесты для ломки соли, на необходимое содержание рабочих и на жалованье им. Поскольку эти купцы приходят издалека, работа их самая трудная: им надобно плавать против воды, прогонять и тащить большие лодки.
Они вынуждены также подвергаться большим опасностям от крымских татар, так как у этих обыкновенная привычка нападать нечаянно и врасплох; когда пловцы идут берегом и тащат суда против воды, татары приходят и берут их в полон, сжигают суда и уводят к себе русских, если те не примут никаких предосторожностей…
Фёдор Афанасьевич Котов, 1623
А между Тарками и Дербентом живут лезгины, у них свой князь, которого называют Усминским. У них есть каменная крепость, а сами они живут далеко в горах, никому не подчиняясь. Они разбойничают на дороге, грабят и захватывают купцов и продают их в рабство; а если и не грабят, то взимают дань с купцов, по три куска ткани с вьюка.
Эти места проходят с провожатыми. Грабежом занимаются усминский и кайдатский князья со своими людьми…
Купцы из Низовой до Шабрана ходят вьючным путём. Путь на малых судах опасен тем, что если струг прибьёт непогодою к берегу в Дербенте и в Тарках, то с находящихся на нем купцов взимают большие пошлины, а если струг прибьёт к пустому месту, то люди усминского и кайдатского князей нападают на купцов, убивают их и товары отнимают. На берегу постоянно идут грабежи…
Путь от Шабрана на Шемаху. Приходится идти высоко в горах, путь очень опасен и безводен, идти три дня вьючной дорогой на верблюдах и на конях. По дороге от Шабрана до Шемахи стоят три караван-сарая, а по-русски гостиные дворы, каменные, крепкие и хорошие, с амбарами, конюшнями и воротами. Построены караван-сараи давно для проезжающих, чтобы укрываться в них от разбоя.
Вопросы к учителю
В XV Афанасий Никитин был ограблен дагами (или чеченцами? Или грузинами?) на берегах Каспия по дороге в Персию, и вряд ли этот криминальный бизнес возник на Северном Кавказе и в Грузии только в XV в. Поскольку пешие тропы были перекрыты грабителями, бизнесмены и Персии, и России профинансировали строительство торгового флота… но уже очень скоро, в XVI в. бандитизм, учуяв стелющийся по воде запах денег, плавно сполз с гор в воды Каспия, образовав целые пиратские кланы, к которым скоро присоединились казаки.
Как именно они делили с местными мафиози сферы влияния — это очень длинная кровавая история передела зон крышевания торгашей и контроля торговых путей в духе ураганных лет Московского «Чикаго» 90-х годов XX в.; историки о событиях на южных торговых путях в Средние века предпочитают молчать из соображений политкорректности, наверное. По крайней мере только один Степан Разин немало покуролесил и в персидском Баку, и в Реште. Но факт: терпению царей России рано или поздно должен был прийти конец, и о печальной судьбе первого русского трёхмачтового фрегата, отстроенного во времена Алексея Романова для охранения на Каспии торговых караванов, можно почитать в предыдущем выпуске.
Вопрос. С разгромом «незаконного вооружённого формирования» Разина и гибелью фрегата «Орёл» безопасность торговых путей на Каспии была ли обеспечена? А если нет, то какие меры предпринимал Кремль для охранения своих торговцев после казни Разина в 1671 г.? Насколько успешно? — Информацию об успехах Кремля в этой области (до времён Петра) я не нашёл.
Отписка воеводы о вывозе соли за границу, 1623
(Гнусный архимандрит Корнилий настучал на контрабандистов, и началось…)
Сказка:
[7]131 года, апреля в 8 день, приехал в Севеск в съезжую избу Спасскаго монастыря архимандрит Корнилий, воеводе Григорию Ивановичу Горихвостову да подъячему Михаилу Бороздинцову сказал: приходили де к нему, архимандриту, в монастырь Севский стрелец Федька… да гулящий человек Андрюшка Безчастнаго, а сказывали: возили де из Севска за рубеж соль при воеводе при Борисе Кокореве кабацкой откупщик Ивашка Павлов, отпущал с севском казаком с Ивашкою Сусловым тридцать пуд соли; да казачья пятидесятника Тимофея Чепищова сын Ивашка возил полтретьядцать пуд соли; да затинщиков Никифоров сын Церкин Ивашка возил соли ж за рубеж, а того не ведаю, сколько пуд; да казачий десятник Иван Русинов посылал с казаком с Ивашкою Сусловым за рубеж соли, а того не ведает, сколько пуд; да пушкарь Игнат Титов возил соль за рубеж, а того не ведает, сколько пуд. А про всю де тое соль, кто возил и поскольку пудов, ведает Комарицкия волости села Орлея крестьянок Ларя Офонасов. К сей сказке Спасский архимарит Корнилей сказал и руку приложил.
Помета на отписке:
«Указал государь: послати свою государеву грамоту к воеводе, а велел про техъ людей, которые соль продавали, а они запираются, сыскати всякими людьми накрепко; да будет в сыску объявится, кто соль продавал за рубеж, а государевы грамоты о том не послушал, а те люди учнут запираться, и по сыску тех людей велеть пытать, чтоб… про то подлинно…»
Вопросы к учителю
Город Севск (юг Брянской области) граничил с Жечью Посполитой (Rzeczpospolita, от Res Publica — «общественная собственность», лат. Термина «федерация» тогда не было). Понятно, что на бытовом уровне прото-белорусы (их тогда называли в Москве «литвинами» или «литовцами»), входившие под названием Великого княжества Литовского (ВКЛ) в указанную федерацию западных славян, жили рука об руку с русскими. Но вот первый Романов на десятом году своего правления был иного мнения о «литовцах», и, видимо, из вредности перекрыл экспортные каналы как в ВКЛ в целом, так и запретив приграничную торговлю.
Но всякий спрос рождает предложение, и практически повально все русские пограничники Севска начали заниматься контрабандой соли — единственного пищевого консерванта тех времён, так необходимого белорусским крестьянам. Очевидно, что своим бизнесом погранцы существенно демпинговали «экспортные» цены на товар близлежащих монастырей, занимавшихся тем же самым бизнесом (в чём нет ни толики сомнений у меня). Монахи начали своё следствие, наняли осведомителей и руками главного моралиста и «божьего человечка» (делом которого, на самом деле, было лишь тихо богу молиться, а не наушничать) результат своих трудов выдали царскому воеводе, сдав ему всю торговую сеть конкурентов с потрохами и, скорее всего, также и «занесли» мало-мало. Для верности.
Причём Главный-в-овчарне (букв. от архи + мандра = архимандрит, греч.) настолько торопился «утопить» конкурентов, что по ряду эпизодов даже не стал утруждать себя какими-либо доказательствами, лишь причитал и осенял себя крестным знамением: мол, «Ивашка возил соли ж за рубеж, а того не ведаю, сколько пуд». То есть «Возил точно! Но когда, сколько, как часто, на чём именно возил, кому именно продавал, за сколько продавал и вот он перечень свидетелей и свидетельств — про то не ведаю». Всё точь-в-точь, как и в странах Внеморальной Оси сейчас: мол, за руку на применении допинга никого из спортсменов России мы не ловили, но на Олимпиаду-2016 мы решили не пущать всех.
Заповедь Христа «Не судите да не судимы будете» [Матф. 7:1] — это не про гнусного попа Корнилия и его бизнес-братию в сутанах, и не про страны Внеморальной Оси. Не так ли? Или они разным мирром мазаны?
Арабески
Сообщение Афанасия Никитина весьма и весьма примечательно; оно — более чем примечательно! Местный индийский смотрящий стращал его: мол, откажешься от своей веры — коня так и так не верну, но хоть деньги не потеряешь; иначе — выброшу на улицу голым. Это типичный ход ислама в период его основных завоеваний, когда воины Аллаха никого из захватываемых туземцев в свою религию силой, как правило, не обращали, но на всех захваченных территориях аборигенов-немусульман обкладывали неподъёмной данью (налогами), а со всех купцов, следовавших через контролируемые ими территории транзитом и не являющихся правоверными, сдирали десятерные пошлины против минимальной планки поборов с братьев-единоверцев.
Кроме этих методов активнейшим образом внедрялся невиданный по своей силе механизм коррупции и подкупа местных элит. Видимо поэтому Афанасий Никитин имел и ещё одно имя — Юсуф Хорасани, — под которым он был известен на Востоке и с которым его перемещения по странам ислама сильно упрощались. Не так ли?
Но как же нас занесло на тему становления ислама, если речь исходно велась о форс-мажорных обстоятельствах при торговле? — Да, мы просто пропутешествовали по Матрице продуктивных сравнений.
Ну наконец-то добрались:
ТЗ № 5. Матрица продуктивных сравнений, паспорта артефактов и баланс событий
Пусть нам рассказывают о китайском тяжёлом стальном мече шоудао, утверждая, что таковые мечи изготавливались аж с XI века. Этот факт, как описание собственно меча логично отнести к теме «Вооружение и обмундирование». Чтобы поверить в истинность этого факта — в якобы факт оснащения этим оружием многосоттысячной армии Китая и аж в XI веке — сконструируем функцию мощности железорудной промышленности с учётом численности населения Китая, системно оценив суммарный вес потребного железа (W) при численности этноса N:
вес металла в вооружении и экипировке одного воина (i),
приведённый к одному воину вес предметов коллективного пользования (котелки на 5–7 человек для варки пищи, ободы колёс, элементы осадных машин и т. д. — j),
вес домашнего скарба одной семьи (серпы, заслонки печей, подковы, ножи, топоры, вилы… — k),
строительные потребности, а также инструменты и оснастка горнодобывающей отрасли, «доменного» производства и кузнецов (гвозди, дверные петли, строительные механизмы и инструменты, наковальни, изложницы, молоты, кирки… — l).
С учётом времени полезного использования каждого из вышеприведённых предметов (t) получим функцию нескольких переменных W = W (N, i, j, k, l, t).
Ну а далее исходными параметрами возьмём сведения от очередного историка-сказочника [Джастин Уинтл. История Китая]: мол к XI веку население Поднебесной перевалило через отметку в 100 млн человек при годовой мощности выплавки железа в 115 000 тонн.
Не буду утруждать читателя хоть и простыми, но достаточно нудными расчётами, но лишь замечу: вся потребность страны в орудиях из металла покрывалась за один год работы шахт, доменного производства и мастеров кузнечного дела. — А куда девалась тогда продукция, изготавливаемая на протяжении веков, и каждый год?
Пример приведён комментарием идеи: нельзя в истории какой-либо факт (событие ли, артефакт ли) воспринимать в отрыве от смежных, взаимосвязанных фактов и событий, без проведения системного анализа.
В нашем примере имело смысл сразу же поинтересоваться: «Насколько в XI в. были развиты горное дело и металлургическая промышленность в Китае?», «Какова была численность его армии?», которая, по версии историков, была поголовно вооружена стальными мечами и численность которой обычно принимается как 10 % численности этноса; «Насколько оправданна датировка артефакта?», т. е. имеются ли, и насколько достоверны физико-химические методы анализа состава артефактов и определения степени их древности?
Где найти информацию и в каких областях людских знаний и навыков искать данные для сравнительного анализа и составления баланса событий? Очевидно, надо было обратиться к темам «Руда для чёрной металлургии», «Металлургия чёрных металлов», «Город, посад, селение: общее описание, планировка, оценка численности жителей, кто и где селился» etc. Как обязательная составляющая, которая утвердит в уверенности наши представления об экипировке воина XI в., перед глазами должен оказаться и только что упомянутый отчёт о проведении соответствующих физико-химических исследований, но в той степени полноты описания этих исследований, которая позволила бы их повторить кому угодно. Информацию для сопоставления придётся искать как можно в большем массиве тестовых источников, так и среди добычи археологов. И по всему миру.
Но для чего столько трудов? Встречно: вы по-прежнему верите всему тому, что говорят учёные, часть из которых уже не раз была поймана за руку на подлогах и ангажированности?
Поэтому хотелось бы получить ответы на элементарные вопросы: «А, собственно, как именно производили китайцы тысячи стальных мечей, если никто сегодня не знает, как, по каким признакам они искали железную руду в XI, а раскопы на территории страны «почему-то» до сих пор не привели к нахождению сотен рудников, синхронных по времени создания и эксплуатации обсуждаемому периоду и отвечающих расчётным мощностям добычи руды? Иначе говоря, сегодня, как минимум, на стол каждого школяра должна быть положена иллюстрированная технология поиска руд китайским рудознатцем при геологоразведке чёрных, цветных и редких (для легирования стали) металлических руд, в которой в колонке «Оборудование» значилось бы то, которое было в XI, в колонке «Образование» — описание его уровня именно XI века и т. д.
Такая же технологическая карта должна быть создана для металлурга Древности с обязательным описанием того, как в Китае-XI выгоняли лишний углерод из железа так, чтобы его концентрация не превышала 2,14 % (выше — это уже чугун), но и не была бы ниже 0,1 %, а также чем измеряли эту долю углерода. Как получали из низкокачественного железа оружейную сталь и, тем более, производили оружие путём многослойной ковки стальных полос разного качества (меч катана и подобные)? Откуда металлурги брали в XI в. легирующие добавки? Из чего и как кузнецы делали свои инструменты, чьи качества должны были быть на порядок лучше их поделок? Где образцы этих инструментов и оснастки? Что представляли собой в XI высокотемпературные печи, жар в которых до полутора тысяч градусов (температура плавления железа) без поддува кислородом не нагнать никакими дровами? Где остатки тех печей? Где бракованные отливки? Где цеховые захоронения древних металлургов и кузнецов с явными признаками в их останках отравлений, накопленных в костях за долгие годы работы на крайне вредном производстве? Где наконец оценка и расчёты степени экологической катастрофы в Китае поначалу от циклопического объёма потребного для производства изделий из железа деревьев и/или угля (?), так, потом, от ещё более грандиозного объёма срубленных деревьев для отстройки флота адмирала Чжэн Хэ (см. Корабль флотилии Чжэн Хэ (†1435) в сравнении с каравеллой Колумба (†1506)? Не говоря уже об отсутствии расчётов потребностей населения в топливе, как и потребности дерева для мощностей Китая по производству бумаги и эмиссии бумажных денег чуть ли не со времён Иисуса Христа.
А если китайцы использовали уголь, то где рудники и каков баланс мощностей добычи этого угля был для соответствующего потребления в металлургии, для производства пороха и проч. нужд. И где, кстати, китайцы добывали селитру и серу для производства того же, и якобы ими изобретённого пороха?
Ещё раз подчеркну: ответы на эти и подобные вопросы должны быть до такой степени детально обоснованы и описаны, чтобы любой грамотный человек мог любой из описанных процессов (или экспертиз артефактов) воспроизвести самостоятельно и лично убедиться в объективности описания исторической ситуации и уровня цивилизационного развития того или иного этноса в тот или иной период. Кроме всего прочего имена авторов экспертиз должны стать публичными!
Реализация этого алгоритма практического изучения истории, на мой взгляд, неминуемо рано или поздно приведёт к созданию школьных исторических технопарков, в которых можно было бы моделировать техпроцессы древности с тем, чтобы уже к 16 годам люди могли набраться самоуважения и никому и никогда в своей взрослой жизни не позволяли бы дурить себя. Первые ростки таких парков появились в позднем СССР. Например, в журнале «Наука и жизнь» была помещена статья сельских умельцев (отца и сына), которые, предварительно изучив литературу, построили торсионную баллисту. Перекрутив канаты (ни пружин, ни резины тогда ведь не было!), они нажали «пуск»… и камушек лениво упал где-то в пяти метрах от «мощного осадного орудия Древнего мира». Ещё одни умельцы с помощью зеркал попытались поджечь лодку по методике Архимеда. — Хохотала дружно потом вся страна. Однако затем в России наступила очередная Эпоха Моли, упрятав под своё покрывало дурь целых когорт историков и сетевых диванных спецов.
Однако каким образом все действия исследователя можно было бы стандартизовать, исключив тем саму возможность появления впредь исторических фантазий и бредовых опусов? Представляется, что цель достижима созданием типового регламента действий при встрече исследователя с артефактом или историческим свидетельством, следование которому обеспечивало бы проведение комплексного анализа свидетельства, без наличия которого оно маркировалось бы как «крайне сомнительное».
Думаю, применим метод с использованием Матрицы продуктивных сравнений (далее — Матрица).
В общем случае матрица — это математический объект в виде таблицы, который представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся элементы. Записью обозначается элемент матрицы, который находится на её i-й строке на пересечении с j-м столбцом.
Создадим рабочую Матрицу с равенством количества строк и столбцов; а в качестве заголовков и строк и столбцов выберем темы — стороны жизни людей и всей земной живности, в том числе и стороны «жизни» природного окоёма, Космоса, как, возможно, и областей жизни в иных измерениях пространства-времени. — Ведь в этом многослойном мире всё взаимосвязано и многослойно. Или мы забыли теорию струн?
Должна ли итоговая матрица быть лишь двумерной? — Разумеется, нет. Однако здесь для простоты используем именно этот её размер.
Теперь «встанем» на какую-либо строку упрощённой модели Матрицы и начнём движение вправо:
Рисунок 2. Номера разделов и тем здесь — по стандарту сайта «Встарь, или Как жили люди», http://www.lifeofpeople.info/themes/ (Составлено автором)
Пересекая столбцы, будем проставлять признак обязательности сопоставления свидетельства по выбранной теме со связанными свидетельствами той темы, которая находится в заголовке столбца. При этом сопоставление содержания статей в одной теме, одного периода, одного региона при равенстве шифра строки и столбца не будет бессмысленным — аналогии со спортом тут нет."Шахматки"-блокировки (красный цвет ячейки на рис. 2) проставлены только для визуального удобства. Некая информация из одного источника в ячейке-ij вполне может не коррелировать с другим источником, который размещён в той же теме-ij, или в другой Матрице, если мы привяжем каждую из них к конкретной этнической системе.
Признаком обязательности сравнения может служить двоичный код: 1 — «Да» (закрашено зелёным), 0 — «Нет». Например, двигаясь по строке с разделом «Природный окоём» (шифр «1») темы «Погода, гео — и природные катаклизмы» (итоговый шифр «1.8») логично искать продуктивные корреляции среди тем разделов «Обустройство» («2»), «Питание» («5»), «Одежда, обувь» («6»), «Животноводство…» («13») и т. д., например, среди перечня здесь >>
На строке же с темой «Вооружение и обмундирование» (у меня 24 раздел, тема 4, то есть сборный шифр темы «24.4») код обязательности сопоставления стоило бы поставить на пересечении с колонками тем «Руда для чёрной металлургии», «Металлургия чёрных металлов» etc. Итогом сопоставления анализируемого свидетельства с событиями разных ячеек и сечений Матрицы будет являться либо полное вписывание этого свидетельства в баланс событий эпохи, либо фиксация его разбаланса. В последнем случае анализируемое свидетельство должно отправляться «на передержку», тут же изыматься из научного оборота и из пакета образовательных подспорий.
Каково предельное количество тем, то есть каков предельный уровень детализации человеческой жизни, или размер Матрицы? — Не знаю. Но так как любое большое Дело начинается хоть с какого маленького, но Дела, с опытного образца (см. стадии НИР-ОКР), то я предложил на своём сайте для начала 155 тем, набиваемых информацией исключительно из первоисточников. Разумеется, что кросс-анализ, как и любая система дифференциальных уравнений, может привести к результату только при наличии начальных условий, исходных параметров, среди которых в нашем случае всегда присутствуют: регион, этническая система и исторический период, то есть время, которое могло бы стать третьей координатой Матрицы, сделав её трёхмерной.
Первоначально созданную Матрицу-черновик для несколько большего числа тем, чем актуально на сайте сегодня, можно в. xlsx-формате посмотреть здесь.
Матриц может быть создано по числу этнических систем, как действующих, так и погибших в истории, а действия над матрицами вряд ли будут сильно отличаться от принятых в математике.
Полагаю, что все свидетельства истории необходимо снабдить едиными по содержанию и форме паспортами, в которые стоит ввести среди прочих свойств признаки уровня достоверности артефакта или текста в целом, или фрагмента какого-либо текста. — По итогам анализа с помощью Матрицы. Не устану повторять: обязательным реквизитом артефакта должны быть данные физико-химических исследований с указанием авторов, их проводивших, и с уровнем подробности описания заключения, который был бы достаточен для проверки их исследования (оборудование, методики, режимы экспериментов, прочие параметры, промежуточные данные etc).
Такую градацию (понятно, что вне связи с Матрицей) уже очень давно частично сделали арабы, внедрив понятие «степень хадисов» (степень достоверности преданий о словах и действиях пророка): есть хадисы достоверные, хорошие, слабые, сочинённые и проч. Система их кодификации, на мой взгляд, несколько запутана (http://www.sunnahouse.com/razyasnenie-stepenejj-khadisov/), но за основу может быть взята.
Артефакт без паспорта не может являться «гражданином Истории». Но кто займётся инвентаризацией её свидетелей? Быв заранее готовым к огромной затратности реализации проекта.
Примером можно привести современные истории с судьбой некоторых идей математиков. Для их проверки в ряде случаев существует только один метод — расчётный, требующий аж чуть ли не на сутки аренды суперкомпьютера уровня германского SuperMac (155 тыс. ядер, 18432 процессора), который «пожирает» 2,2 МВт электроэнергии в час.
Остаётся завершить это ТЗ рядом дополнительных очевидностей.
Никто и никогда не пытается складывать пять огурцов и двенадцать табуреток — это разноразмерные величины! При этом наш кросс-анализ с использованием Матрицы есть не что иное как именно пакет аддитивных операций: ведь мы же сравниваем не «во сколько раз», а «на сколько» одна сторона деятельности людей соответствовала в заданный момент истории другому виду деятельности. Однако это «на сколько» вполне себе может оказаться почти бесконечностью, и, соответственно, межэтнические сопоставления оказываются бессмысленными.
Имеются в виду учёт значения параметров «этническая система», «сила» и «фаза» её пассионарного напряжения. И, как мне представляется очевидным, при идентификации свидетельств на предмет проверки их подлога стоит значения этих параметров брать в расчёт с учётом несколько изменённых мною понятий в теории Льва Н. Гумилёва:
Рисунок 3. Составлено автором, http://www.lifeofpeople.info/applications/?app=theorydrive
Бессмысленны сравнения человека, который со своим этносом находится уже как тысячелетие в фазе гомеостаза (см. племена Амазонии, Австралии, Африки), с сообществом людей, которые купаются в бурях фазы надлома. Бессмысленно, твёрдо стоя на реальном фундаменте Древнейшей истории Руси, возмущаться закидонами и агрессивностью заокеанского недоросля, который находится сейчас в сложном переходном возрасте, периодически демонстрируя всему миру свои подростковые выверты и внезапные истерики, продиктованные «гормональной» перестройкой. — Это несолидно для России! Разве умудрённый жизненным опытом учитель будет топать ногами на нашкодившего школяра, каждый день с пеной у рта шипя с экранов ТВ: «мол, какие ж они бяки, эти американцы»? Но уже через час, и на том же ТВ-канале устраивая шабаш комедиантов с исполнением песенок исключительно от творчества этого «подростка», и отсматривая этот шабаш на экране своего ноутбука, изготовленного им же. — Вот и я о том.
Есть и несравненно более сложные составляющие описываемого ТЗ, требующие фантастической мощности вычислительных устройств, снабжённых к тому же незаурядным искусственным интеллектом.
Речь идёт о понятии «роль», которое активно используется в психологии, и которое в несколько более широком смысле должно, на мой взгляд, применяться при сведении баланса событий и их прогнозировании (предсказательная сила истории). Речь идёт об анализе отношений людей и их коллективов, в частности, — о существовании в сознании каждого человека «лакмусовой бумажки», с помощью которой он автоматически отслеживает всех своих визави на предмет «свой—чужой».
Иначе говоря, анализируя исторические свидетельства, специалисты могли бы составить психологические портреты пар действующих лиц, составив дополнительную матрицу их взаимоотношений, выраженных, например, через местоимения:
«Я — некомплиментарный мне Он»,
«Я — комплиментарный мне другой Я»,
«Я — некомплиментарные мне Они»,
«Я — комплиментарные мне Мы»,
«Они — некомплиментарные им Мы»…
Количество всех комбинаций очевидно; дополнительные пояснения здесь >> Но «беда» в том, что человек чуть ли не ежечасно меняет свои роли, то играя, например, в доброго попутчика, то набрасываясь с чайником на храпящего соседа… Поэтому одна и та же комбинация «Я — Он» может менять свои психологические описания в функции огромного числа обстоятельств. Но которые можно просчитать, это сегодня реально. И именно в этом сечении ролей, или как мне ближе аватар, лежит ещё один пласт сопоставлений текстов исторических памятников.
Однако катастрофа с невозможностью привлечения современных методов анализа текстов в том состоит, что на современный русский переложена лишь мизерная доля исторических документов планеты, ещё меньшее их количество оцифровано. Например, в хранилищах того же МИДа РФ хранятся сотни километров русских свитков, хотя энтузиасты Сайта «Восточная литература» и прилагают неимоверные усилия по поднятию из небытия документов истории, ранее неизвестных в России никому. — Ну и где же поддержка РАН и государства в этом действительно святом деле?
Даже великая Царь-книга Ивана IV и та полностью не переведена, не говоря уже о сотнях тысячах древних документов России, включая древние (или якобы древние) списки Национальной летописи, которые предлагается читать любителям истории и её исследователям, но предварительно отправив их изучать правила письма века XIX-го, а в большинстве случаев и аж скорописи XVI века (см. шикарную по качеству электронную библиотеку Сергиевой Лавры >>).
Итог?
Первый, ужасающий, но исправимый. Изучать историю России нам предлагается по совокупности мнений некиих лиц, которые (в лучшем случае) получили доступ к прочтению первоисточников и оказались в состоянии это сделать, затем предлагая свои мнения, основанные на весьма ограниченном количестве документов, принять на веру. При этом подозрительно часто эти лица имеют «почему-то» не русское происхождение (например, Миллер, Карамзин, Мансикки…)! Знакомство с документами, которые бы подтверждали мнения этих глашатаев версий истории страны от Готторпов-Романовых не предусматривается, как и не требуется от внимающих их речам попутешествовать по Матрице продуктивных сравнений.
Второй итог, крайне пессимистичный.
Уже сегодня математики наплодили программы сопоставительного анализа текстов; ныне не проблема по двум-трём предложениям вычислить в Сети очередного неадеквата, специальные программы легко отлавливают в научных диссертациях все уворованные авторами заимствования без указания исходного авторства, а ещё более специальные программы способны проводить не только глубокий анализ смыслов и характеристик текста, но и генерировать сами тексты.
Как пример. Только-только Библия стала доступна в электронном текстовом формате, как тут же математики камня на камне не оставили от её содержания, выявив десятки фантомных записей и подлогов (см., например, Анатолий Фоменко. Методы статистического анализа исторических текстов и последующий анализ Библии с помощью этой методики). Разумеется, финансирование оцифровок и переводов древних текстов тут же было клерикальной частью власти России по сути блокировано. Не в пример Германии, где все тексты глубиной более четырёх столетий, недоступные для понимания людьми XXI века, давно переведены на современный немецкий и свободно доступны для скачивания любым желающим. Трудолюбивые аккуратисты немцы свою историю любят и уважают.
Если же представить себе гипотетическую ситуацию, при которой все, абсолютно все Документы Истории стали вдруг доступны для текстового анализа вычислительными монстрами, то исполнение сопоставительных процедур в рамках Матрицы продуктивных сравнений может быть тут же автоматизировано в объёме некоей глобальной Базы данных. На мой взгляд, это пространство хранения и динамического пополнения информации и будет называться ноосферой, на данных которой новые лидеры человечества смогут разрабатывать планы Сэлдона, заглядывая по наитиям Айзека Азимова в далёкое будущее. Тогда-то История из области знаний и превратится не просто в науку, а в Царицу наук.
Стоит ли ради этого реализовать ТЗ № 5? — Судить вам, читатель.
А напоследок приведу в теме о торговле описание практики её ведения китайцами на таможенном коридоре Маймачен—Кяхта в начале XIX. Указом императора в Маймачене могли проживать только купцы-мужчины, которые работали вахтовым методом, примерно раз в год возвращаясь на побывку к семьям. Цинское правительство издало для них руководство по торговле с русскими: инструкцию дзаргучею — чиновнику, совмещавшего функции администратора и судьи в приграничном городе.
Рисунок 4. Основные путевые узлы транспортировки товаров из Китая, http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=22.1.19.s#article2 (Составлено автором)
Инструкция Циньского правительства дзаргучею Маймачена, 1823
2) Общую привозную наших товаров в Кяхту пропорцию не только иметь всегда в одинаковом виде, но и стараться время от времени оную умаливать, понижая с тем вместе на всякие из русских товаров цены, дабы наши товары всегда были у них в уважении, через что самый торг наш для них будет необходимо нужен, и государственные связи постановятся на лучшую степень…
6) Торговых дел, во внутренности нашего государства имеющихся, наипаче сию инструкцию, да и самые малые предметы, подлежащие сокровению, отнюдь россиянам не объявлять, ибо сии известия есть самые зловредные, которые могут способствовать к повышению цен на русские товары и к понижению на наши, через что коммерция и государство терпеть должны вред.
А чтобы любопытство русских купцов удовлетворить, дабы откровенностью взаимно от них пользоваться, то говорить им, будто бы предостерегая по дружественным связям, что в государстве нашем существует неурожай шелку, чаю, иногда бумаги или есть привоз пушных товаров от других иностранцев в Кантоне, и тому подобное, смотря по надобностям и обстоятельствам торговли, разумно выдуманное. Для чего компаньоны с дзрагучеем придумать должны нужные на любопытство русских ответы, о которых дзаргучей через билеты сообщить должен не только каждому из торгующих, но и их служителям имеющих вход к русским.
7) Жадности к покупке русских товаров не только не делать, но и вида к тому не показывать, хотя бы кому настояла и крайняя в чем нужда или бы предвидеть доводилось большие себе выгоды, ибо частная всякого польза не должна меняться на общую, которая непременно награждает всех и каждого, основательно торг свой ведущих, а первая приносит вред общей пользе, между тем как и порядок торговли с иностранцами разрушает то, что из многих опытов, перед сим случившихся, видно было.
8) Кто утаит в общем купцов собрании при совете слышанное от русских, а после о том откроется, того садить под стражу на три дня…
12) Кто откроет секрет торговых дел наших русским, как-то: о состоянии цен внутри нашего государства на их товары или требование оных, количество своих собственных или другого чего, идущего к Кяхте, того садить под стражу:
— за первый раз — на шесть дней и запретить торговать после того месяц,
— за второй — на двенадцать дней и запретить торговать два месяца,
— а за третий раз — как вредного для общества члена лишить пребывания у Кяхты, поруча дела его избранным компаньонам, покуда оные не поставят на место его другого правителя.
17) Вновь приезжающему в Кяхту для производства коммерции запрещается своим лицом (т. е. лично) торговать с русскими один год, хотя бы он умел их языком говорить, дабы ошибкой не сделал он расстройства общей связи.
Полный текст Инструкции дзаргучею — здесь.
Арабески
К этой картинке можно добавить и ещё несколько мазков, и не только по Китаю.
По данным Г.М. Осокина (1895 г.) китайцы старались препятствовать русским в изучении китайского языка:
«Кяхта — Маймачен
Можно сказать с уверенностью, что среди русского населения Троицкосавска и Кяхты едва ли найдется десяток лиц, умеющих говорить по-китайски, и совершенно никого знакомых с их письменами…
Если сказать, что те же местные русские особенно легко и в совершенстве научаются говорить по-монгольски и по-бурятски, то незнание китайского разговорного языка является достойным удивления.
Объясняется это следующим.
При возникновении первых торговых сношений Китая с Россией китайское правительство по каким-то своим соображениям поставило непременным обязательством для своих подданных, переселившихся в Маймачен, сноситься с русскими только на их языке, стараясь мешать русским изучению китайского. Предписание это, конечно, первое время являлось для русского населения большим облегчением при сношениях, а впоследствии совершенно игнорировало желание и потребность изучения китайского языка»
«Китайское правительство по каким-то своим соображениям…» — это совсем не «какие-то», а вполне понятные соображения, точно такие же, какие были шестью столетиями ранее у ганзейских, а затем и у остальных западноевропейских купцов: исключить возможность контроля русскими своей корпоративной и маркетинговой информации, в том числе исключить возможность черпать её из разговоров (во-первых); создать максимальные трудности русским купцам в случае самостоятельной торговли ими на территории стран-получателей экспортной продукции России — будь то Первый Рейх, Готланд, Голландия или же Англия (во-вторых).
Одновременно, и в духе указаний династии Цин обязательным условием приёма купца в ряды ганзейских импортёров товаров из России было знание им русского языка; при этом немцы вплоть до физического насилия над конкурентами-голландцами пресекали все их попытки по овладению разговорным языком новгородцев!
Но не только этими методами иностранные купцы и спонсируемые ими пираты Балтики блокировали попытки русских торговцев проникнуть на территории их государств: они активно использовали инструмент таможенного регулирования, чем отчаянно старались перехватить в свои карманы потоки прибыли первого плеча посредника.
Тому, что эта прибыль была астрономической, можно привести пример: в XV в. стоимость только одной шкурки соболя доходила в Италии до 100 рублей! Это треть годового оклада российского губернатора тогда; в Москве три пары соболей можно было купить за 10 рублей, за 5 рублей — сторговать коня. А главной экспортной позицией Руси (пенькой), как и строевым лесом по сути был оснащён не только флот Западной Европы (канаты, такелаж, паруса, мачты), но также и голландские мастера кисти — холсты для художников делались именно из русской пеньки. Можно смело говорить о прибыли западных коммерсантов при торговле с Россией на уровне 1000 % и более. Ради получения такой прибыли, как известно, капитал не останавливается ни перед чем, ни перед какой кровью!
По всей видимости, для наших купцов были установлены непропорционально большие ввозные пошлины, а также высокие тарифы на портовые услуги; а разного рода проездные и местные сборы на проблеме появления русских на западных рынках ставили жирную точку.
Эта политика активно продолжалась вплоть до XIX века, в конце которого Д.И. Менделеев пытался своими публичными экономическими выкладками подвигнуть царя Николая II повысить ввозные таможенные пошлины на товары стран Внеморальной Оси, одновременно понизив вывозные пошлины и тем защитить отечественного производителя — да куда там! Против Дома Готторпов-Романовых и ставленника Ротшильдов при этом Доме (т. е. графа Витте) даже у гения нации была не та весовая категория!
Но и это были не все методы ведения торговой войны Запада. Для того, чтобы построить торговые суда, то есть суда со значительным дедвейтом, была, прежде всего, необходима развитая промышленность по деревообработке. С чем в России проблем вроде бы не было: окружённые лесами, русичи издавна умели обращаться с деревом, в том числе умели строить огромные речные суда одноразового применения: в верховьях Сев. Двины мастера сколачивали баржи длиной до 40 м, законопачивали доски бортов мхом, набивали трюмы товаром, ставили парус и сплавляли эти суда почти самоходом к Архангельску, где их разбирали на доски, которые использовали для строительства домов и портовых сооружений. — Гениально! Но технологией постройки торговых судов морского класса и военных кораблей их охранения на Руси не владел никто (за ненадобностью!), а западноевропейцы передавать нам свои технологии не спешили, одновременно заламывая цены на свои качественные плотницкие инструменты, особенно на пилы, напильники и станочное оборудование.
Да и правители России не спешили помогать своим купцам и фабрикантам. Как Рюриковичи, так и Романовы блокировали выезд кого бы то ни было за границу без специального своего разрешения. Спросим себя: царь Пётр I какие суда строил? Разве торговый флот страны прирос хотя бы одним кораблём его стараниями? Вот и я о том. — Спроста ли? Что или кого именно должен был тогда охранять созданный Петром ВМФ? И не потому ли он уже через десяток лет весь сгнил? За ненадобностью.
Мне представляется, что наши купцы до поры до времени вполне могли постоять за себя сами. Так в начале второго тысячелетия от РХ и было: они самостоятельно торговали и с Готландом, и с Любеком, а новгородские ушкуйники ещё в XIV проложили водный путь аж до Оби, к землям тогда ещё чужим. Но Эпоха Моли брала своё, идеология Третьего Рима, сгенерированная в 1524 году попами, делала своё чёрное дело: мол, раз мы — пуп земли, самые правильные из христиан, прямые наследники Второго Рима (Византии), то не мы чего-то должны кому-то, а нам должны, и должны все. А посему пусть супостаты и напрягаются в предложениях нам своих достижений (Знакомо по событиям XX–XXI вв.?). Страна по сути перешла в режим автаркии, и, естественно, началась регрессия, объективно предъявившая свои итоги к XVI веку, в частности, в области металлообработки. О чём объективно повествует академическая работа Б.А. Колчина:
«О том, что в Новгороде не было железоделательного производства, убедительно говорят писцовые книги 80-х годов XVI в. по Новгороду: из 5465 ремесленников и торговцев, живших в Новгороде и распределявшихся по 237 профессиям, на долю железообрабатывающего ремесла приходились 235 ремесленников (кузнецы, ножовники, гвоздочники, замочники, стрельники, игольники, булавочники, секирники, скобочники, лемешники, бронники, сабельники, подковщики, точильщики и укладники) и, кроме того, 31 торговец железом. Среди них нет ни одного домника и только 4 укладника, ремесленника по производству стали. Вся железообрабатывающая промышленность Новгорода работала на привозном железе…
Если качество стали сравнить хронологически, по векам, то можно заметить, что сталь лучшего качества изготовлялась в XI в. и частично в XII в. В конце XII в. и в XIII в. (особенно во второй его половине) качество стали несколько упало: в ней встречается больше шлаковых включений, иногда отмечается неоднородность по углероду. Не улучшилось качество стали и в последующие века, а в XV в. оно даже ещё несколько ухудшилось» [Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого, 1959]
К началу XX в. ситуация с внешней торговлей доплелась вообще до катастрофической стадии: за шесть лет перед Первой мировой войной объём экспорта в рублях на душу населения был в России в 28 раз меньше, чем в Нидерландах, в 11 раз меньше, чем в Великобритании и в 4 раза меньше, чем в США! Не более радостной была картина и с импортом.
Именно так, в полном соответствии с традициями Генриха Льва и Фридриха Барбароссы Запад удавливал Россию. Что пытается делать и ныне. Не пора ли Европе и США начать отдавать долги, хотя бы часть из награбленного за десять веков вернуть? Арабы этот процесс уже запустили, миллионными толпами оседлав бюджеты стран ЕС. Остальные бывшие колонии также не дремлют. Только Россия пребывает в спячке. Видимо потому, что не считала себя никогда ничьей колонией? Но почему тогда уровень жизни в стране как в бывших колониях стран Внеморальной Оси? Кто бенефициар этого положения вещей в нашей стране?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и баланс событий. Вып. 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Вот говорят, что очередной храм восстановили под Истрой на миллиарды денег, что Газпром, Сбербанк, Энергосети, Железные дороги РФ и иные госмонополисты спонсировали по личному указанию В.В. Путина. Но разве бывают чудеса? Коль деньги ушли из этих контор, но прибыль их не только прежней осталась, но даже возросла, то не понятно ли, что исключительно за счёт увеличения тарифов на услуги тех контор… Короче: вы, лично вы, дорогой читатель, давали каким-то задокументированным образом согласие на добровольное пожертвование ваших денег на отстройку того храма с финансированием стройки государственными учреждениями через спонсирование вами тех учреждений? Когда, где и кем именно обсуждалось решение? А что на этот вопрос ответят люди, что верующими иных Церквей являются? А те, что атеистами прозываются? И что на этот вопрос ответят те верующие, что не могут свести концы с концами вообще, но подталкиваются возросшими коммунальными тарифами и кредитными ставками идти в те возрождённые храмы… дабы жилось попам «лучше и веселее» за счёт раздачи обещаний тем нищим светлого счастья на небесах под аккомпанемент свечного угара?
Как это — по-евангельски!
Как это — по-Кремлёвски!