Традиционный китайский календарь и его применение в метафизических искусствах

Андрей Костенко, 2016

В этой книге содержится самое полное русское издание традиционного китайского календаря, необходимого для успешной практики восточных метафизических искусств – фэншуй, астрологии, выбора удачных дат, гадания по «Книге Перемен», а также цигун, боевых искусств, акупунктуры и т. п. В календарных таблицах на 1955–2030 годы нет ни одного иероглифа, все полностью русифицировано. Структура календаря объясняется очень подробно начиная с «нулевого» уровня и с раскрытием нюансов, которые обычно не обсуждаются в литературе. Показано, как используются календарные данные в наиболее популярных китайских прорицательных системах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиционный китайский календарь и его применение в метафизических искусствах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Как устроен календарь

Глава 1. Первое знакомство

В первой части книги мы начнем с некоторых азбучных истин, а потом перейдем к более сложным вещам.

Что такое календарь

Под календарем я понимаю систему организации и учета единиц времени. Основные единицы времени, организуемые и учитываемые при помощи календаря, — это сутки (день[1]), месяц и год. Это естественные единицы. Это значит, что они основаны на природных явлениях, а именно связаны с движением трех астрономических объектов — нашей планеты Земля, ее спутника Луны и Солнца.

Сутки — это период, за который наша планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.

Месяц — это период, за который Луна совершает один полный оборот вокруг Земли.

Год — это период, за который Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца.

Итак, эти три естественные единицы времени древним людям надо было как-то организовать. Китайцы утверждают, что именно с этого — с установления календаря — началась их великая культура. И, скорее всего, так оно и было. Даже если оставить в стороне китайскую метафизику, без нормального рабочего календаря невозможно заниматься сельским хозяйством (особенно земледелием). Если метафизика — духовная основа высокой культуры, то земледелие — ее материальная основа. И обе эти основы требуют календаря. Требуют организации трех единиц — суток, месяца и года.

А такая организация требует, в свою очередь, решения важной проблемы, которая заключается в том, что ни год, ни месяц не содержит кратное число суток (или хотя бы целое число суток).

Продолжительность астрономических суток, месяцев и лет, выраженная в абсолютных единицах времени (например, в секундах СИ), не постоянна. Организовать (то есть взаимно привязать и упорядочить) природные циклы суток, месяцев и лет, очень трудно, но люди пытаются сделать это на всем протяжении своей земной истории.

Вот почему в мире было и есть так много различных календарных систем. Календари в зависимости от того, как в них соотносятся годы и месяцы, могут быть солнечные, лунные и солнечно-лунные. Как правило, создатели календарных систем стремились к тому, чтобы годы и месяцы состояли из целого числа суток. Желательно было также, чтобы в годах было равное количество месяцев. (В этом, собственно, и заключается смысл календарного упорядочивания единиц измерения времени: человеку должно быть удобно учитывать время.) Естественно, что при этом календарные годы и месяцы не совпадали с астрономическими. Нужно было что-то делать с остающимися сутками, часами, минутами и секундами. Из них люди после многочисленных календарных реформ научились составлять дополнительные, или вставные, сутки и месяцы. Но тем не менее простого, симметричного, логичного и практичного календаря, который бы удовлетворял всех, пока так и не существует в широком обиходе. Хотя проекты выдвигались.

Что такое «традиционный китайский календарь» (ТКК)

За тысячелетия истории Китая в этой стране было много календарей, описание которых потребовало бы отдельной книги. В настоящей работе я под ТКК подразумеваю один конкретный календарь — тот, который современные китайцы публикуют под названием вань нянь ли (萬年曆). Первое слово означает «десять тысяч», «тьма» (как число) или просто «очень-очень много». Второе слово — «год», третье — «календарь». Иногда на западные языки всё это переводят дословно — как «календарь на десять тысяч лет», чаще — как «тысячелетний календарь», но понятно, что календарь ни на 10 000, ни на 1000 лет издавать в виде книги не имеет особого смысла. Обычно календарные таблицы охватывают период 100–200 лет. В настоящем издании я решил ограничиться годами 1950–2030. И буду называть этот календарь либо ТКК, либо по-китайски — вань нянь ли.

Впервые календарь вань нянь ли был составлен в 1741 году. Расчеты делались для 116°23' восточной долготы. Григорианские даты стали добавлять в вань нянь ли лишь после провозглашения Китайской Республики.

Что входит в состав ТКК

Современный календарь вань нянь ли фактически представляет собой сочетание трех календарей: григорианского (солнечного), китайского лунно-солнечного и китайского солнечного. Возьмем для примера сутки, в которые я пишу эти строки. В ТКК они представлены тремя способами (см. табл. 1).

Таблица 1. Три способа представления даты в ТКК

Об Огне, Металле, Дереве и др. мы будем говорить позже. Пока что нам важно понять, что ТКК — это сочетание двух подходов к учету времени — «лунного» и «солнечного». Выше мы давали определение месяцу и году. Это было предварительное, самое общее определение. Давайте обратимся к нему еще раз:

Месяц — это период, за который Луна совершает один полный оборот вокруг Земли.

Год — это период, за который Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца.

Казалось бы, все просто, да? Теперь начнем понемногу усложнять.

Месяц, о котором идет речь в этом определении, — лунный.

Год, о котором идет речь в этом определении, — солнечный.

Но месяцы в календарях бывают не только лунные, но и солнечные. А годы бывают не только солнечные, но и лунные. Сейчас мы все это обсудим.

Что такое лунный месяц

Строго говоря, «лунный месяц» — это тавтология. Месяц — это естественная единица времени, связанная с движением Луны вокруг Земли. Но поскольку мы будем говорить и о «солнечном месяце», то имеет смысл употреблять и прилагательное «лунный».

Как понять, что Луна совершила полный оборот вокруг Земли? В астрономии к этому есть два основных подхода. Соответственно, есть два вида лунного месяца:

1. Сидерический месяц — это период в 27,32 средних солнечных суток, спустя который Луна вновь занимает такое же положение относительно неподвижных звезд.

2. Синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одноименными фазами Луны. Он равен 29,53 средних солнечных суток.

Средние солнечные сутки — это промежуток времени между двумя одновременными (верхними или нижними) кульминациями среднего Солнца (подробнее см. во Введении 2»).

В ТКК лунный месяц — это промежуток от новолуния до новолуния. Таким образом, китайцы используют синодический лунный месяц. Под новолунием понимается астрономическое соединение Луны с Солнцем, а не появление «молодого» серпа Луны, как в мусульманском религиозном календаре. Иначе говоря, новолуние по-китайски — это когда Луна находится между Землей и Солнцем. Естественно, при этом ее не видно ни днем, ни ночью.

Если говорить точнее, то соединение Луны с Солнцем означает, что плоскость, определяемая центрами Солнца, Земли и Луны, перпендикулярна к плоскости орбиты земли. А когда Луна при этом еще и попадает точно между Землей и Солнцем, случается солнечное затмение.

Что такое солнечный год

Как понять, что Земля совершила полный оборот вокруг Солнца? В астрономии к этому есть два основных подхода. Соответственно, есть два вида солнечного года:

1. Тропический год — это период между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Он равен 365, 2422 средних солнечных суток.

2. Сидерический год — это период видимого обращения Солнца по эклиптике, т. е. промежуток времени, спустя который Солнце вновь занимает такое же положение относительно неподвижных звезд. Он равен 365, 2564 средних солнечных суток.

В ТКК солнечный год привязан к равноденствиям и солнцестояниям (каким образом — об этом позже). Таким образом, китайцы используют тропический солнечный год.

Что такое лунный год

В чисто лунных календарях (например, в уже упомянутом мусульманском религиозном) год — это двенадцать синодических лунных месяцев.

Легко подсчитать, что в таком лунном году 354,36 суток (точнее, средних солнечных суток): 29,53 × 12 = 354,36. Он никак не согласуется с солнечным годом и постоянно «дрейфует» относительно него. А следовательно, он не согласуется и с временами года, или погодными сезонами, потому что последние определяются движением Земли вокруг Солнца, то есть относятся к солнечному году.

ТКК создавался именно в расчете на то, чтобы согласовать лунные месяцы с временами года. Поэтому та часть ТКК, которая основывается на «лунном подходе», является не лунным календарем (как ошибочно считают многие), а лунно-солнечным. Для согласования лунного года с солнечным годом время от времени в лунный год вставляется дополнительный тринадцатый месяц. (К этому вопросу мы еще вернемся.)

Что такое солнечный месяц

Строго говоря, «солнечный месяц» — это оксюморон. Месяц — это единица измерения времени, связанная с движением Луны, и «солнечным» в этом смысле быть не может. Но если подходить к месяцу просто как к одной двенадцатой части года, то можно говорить о солнечном месяце. Например, месяцы нашего григорианского (солнечного) календаря никак не связаны с движением Луны. Вот и в ТКК есть система единиц времени, которые иногда называют «солнечными месяцами». Пусть это не очень корректно, но зато удобно. Будем брать этот термин в кавычки и пользоваться им. Китайский «солнечный месяц» — это 1/12 тропического года. Иначе говоря, это время, за которое Солнце в своем видимом движении по эклиптике проходит 1/12 часть круга, то есть 30 угловых градусов.

* * *

Итак, мы установили, что в ТКК есть три естественные единицы измерения времени: сутки, лунный месяц и солнечный год. И есть две производные, искусственные единицы: лунный год (12 лунных месяцев) и «солнечный месяц» (1/12 солнечного года).

Теперь настало время поговорить о том, как эти единицы упорядочиваются при помощи календарных маркеров.

Календарные маркеры

В любом календаре, не только в китайском, единицы измерения времени — сутки, месяцы, годы — упорядочиваются (то есть приводятся в некую систему) при помощи календарных маркеров. Этот термин я придумал специально для этой книги и сейчас постараюсь объяснить его.

Календарные маркеры — это своего рода ярлыки [2], которыми мы снабжаем календарные единицы измерения времени, чтобы 1) согласовывать эти единицы и 2) вести их учет.

Давайте для простоты начнем с привычного для нас григорианского календаря. Например, 29 и пятница — это календарные маркеры, относящиеся к суткам. Апрель — это календарный маркер, относящийся к месяцу. 2016 — маркер, относящийся к году. Нашей эры — маркер, относящийся к эпохе. Я пишу эти строки в пятницу, 29 апреля 2016 года нашей эры. Так благодаря календарным маркерам я согласовываю сутки с месяцем, годом и эпохой и могу выделить все эти конкретные, уникальные периоды времени из миллиардов других, которые были до них и будут после них (то есть вести учет).

Надеюсь смысл термина «календарный маркер» понятен. Давайте теперь посмотрим, какие бывают маркеры.

1. Линейные и циклические

Линейными я бы назвал маркеры, которые представляют собой условно бесконечный ряд чисел. Номера годов «от сотворения мира», «от Рождества Христова», «от Французской революции» — все это линейные календарные маркеры. Эти ряды чисел бесконечны лишь условно и когда-нибудь прервутся. Важно то, что в данном случае годы не нумеруются, скажем, от 1 до 100, а потом счет не начинается снова с единицы. Потому что в таком случае мы бы уже имели дело с циклическими календарными маркерами.

Названия месяцев (январь, февраль, март…) — это циклические маркеры. После декабря всегда опять наступает январь, начинается новый цикл. Дни недели — тоже циклические маркеры. После воскресенья всегда опять наступает «понедельник, день тяжелый». Номера дней в месяце — тоже циклические маркеры, только, в отличие от дней недели, их число может варьировать от 28 до 31. Но потом все равно неизбежно наступает новый цикл, новый месяц, и он начинается с первого числа.

2. Учетные и организационные

Это разделение несколько сложнее предыдущего, но нам необходимо с ним разобраться, иначе просто нет смысла читать книгу дальше. Возможно, внимательный читатель уже заметил, что для целей упорядочивания (то есть согласования и учета) основных календарных единиц измерения времени — суток, месяцев и лет — дни недели не очень-то и нужны. Даже вовсе не нужны. 29.04.2017 есть и всегда, во все века, будет 29.04.2017, и какая разница, среда это или суббота?

«Это вам нет разницы, — воскликнет в этом месте мой уважаемый читатель, правоверный иудей. — А для нас таки очень даже есть разница, среда это или суббота!»

Понимаете, к чему я клоню? Некоторые календарные маркеры (циклические) нужны не для учета времени, а для его организации — например, для выбора деятельности, уместной в ту или иную единицу времени. Дни недели — это организационные циклические маркеры. Они помогают планировать деятельность. Взглянешь на календарь, и сразу видно, какие даты — рабочие дни, а какие — выходные. Кроме того, если пятница приходится на 13-е число, этот день считается несчастливым. Это пример метафизического использования сочетаний календарных маркеров. Только в нашей культуре «пятница, тринадцатое» все-таки понимается как суеверие, а в китайской культуре метафизические значения календарных маркеров и их сочетаний очень важны.

Тут уместно вспомнить о том, что дни недели имеют метафизическое происхождение. Во всех культурах они связаны с семью астрологическими планетами — Солнцем (воскресенье), Луной (понедельник), Марсом (вторник), Меркурием (среда), Юпитером (четверг), Венерой (пятница) и Сатурном (суббота). В этой книге мы будем много говорить о китайских календарных маркерах, которые тоже связаны с метафизическими, астрологическими категориями — стихиями, звездами и созвездиями.

Хочу привести один исторический пример организационных циклических календарных маркеров. В Советском Союзе, как мои ровесники еще помнят, существовала практика измерения времени пятилетками, причем каждый год в пятилетнем цикле имел свое название: первый год — «начинающий», второй — «продолжающий», третий — «решающий», четвертый — «определяющий», пятый — «завершающий».

Согласно анекдоту советской эпохи, дорогому Леониду Ильичу Брежневу эти календарные маркеры так понравились, что он предложил по годам пятилетки переименовать и дни недели: понедельник — в «начинальник», вторник — в «продолжальник», среду — в «решальник», четверг — в «определяльник», пятницу — в «завершальник». А потом наступал черед «субботника» и «воскресника».

Но давайте вернемся к традиционному китайскому календарю (ТКК). Какие в нем используются календарные маркеры? Линейный маркер только один — непрерывная нумерация годов «по китайскому стилю», от не то рождения, не то воцарения полумифического императора Хуан-ди. Об этом маркере я буду говорить в главах 5 и 11. Он не является ни официальным, ни даже общепризнанным. Это скорее подражание западному летосчислению «от сотворения мира» или «от Рождества Христова», и родилась эта система под сильным влиянием миссионеров из Европы в XVII веке.

Все аутентичные маркеры в ТКК — циклические. Цикличность времени — одно из важнейших понятий китайской метафизики.

Я решил для наглядности представить основные китайские календарные маркеры в виде таблицы (см. табл. 2). Поскольку мы выяснили, что все они циклические, нас теперь интересует только деление маркеров на учетные и организационные.

Таблица 2. Основные циклические маркеры ТКК

* В ТКК час-ши (1/12 суток) тоже считается календарной единицей.

В разных изданиях ТКК теми или иными из этих маркеров пренебрегают. В том же варианте ТКК, который приведен в части III настоящей книги, даются все они (кроме гексаграмм, соответствие которых 60 столпам-цзяцзы представлено в отдельной таблице). Так что уважаемый читатель имеет возможность работать с самым полным изданием ТКК.

Мы еще поговорим об этих циклах подробнее. Но сначала — небольшое отступление для тех, кто не очень хорошо знаком с терминами китайской метафизики. Я рекомендую уважаемому читателю перед прочтением следующей главы вернуться к введению 1.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиционный китайский календарь и его применение в метафизических искусствах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Вообще-то я стараюсь не употреблять слово «день», когда имеются в виду именно сутки, а не их светлая часть. Но в дальнейшем, когда речь пойдет о применении ТКК в конкретных метафизических системах, мне придется вернуться к «дню», дабы не нарушать уже сложившихся терминологических традиций. — Здесь и далее прим. автора.

2

Я понимаю, что «маркер» и «ярлык» — в сущности, одно и то же, просто первое слово мне больше нравится в качестве рабочего термина.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я