В предлагаемой книге автор вспоминает основные этапы своего жизненного пути,связанного с Прибайкальем. С любовьюон рассказывает о своей малой родине,об истории ленского флота. Описание детства, проведенного без компьютерови интернета, никого не оставляетравнодушным. Школа, армия, институт —незабываемое время, об этом и о трудовойдеятельности автор повествуетувлекательно. Интересна читателям всехвозрастов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая паутинка памяти. Годы 1957 – 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Андрей Лыхин, 2022
ISBN 978-5-0056-3012-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящаю маме с любовью и нежностью
Камень-оберег на автодороге Таксимо-Бодайбо, 135 км
Мои благодарности: Лыхину Юрию Петровичу, Пономаревой Наталии Сергеевне, Болотникову Алексею Константиновичу — за мотивацию, моральную поддержку, сотрудничество и техническую помощь
ГЛАВА 1. АЛЕКСЕЕВСК
МАЛАЯ РОДИНА
Моя малая родина, поселок Алексеевск, находится в Киренском районе Иркутской области на правом берегу реки Лена. Поселок молодой, год его образования — 1904. Лена — река в Восточной Сибири, впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Длина вместе с дельтой — 4400 км, площадь бассейна — 2, 49 млн. кв. км. Протекает по территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия). Некоторые из её притоков относятся к Забайкальскому, Красноярскому, Хабаровскому краям, Республики Бурятия и Амурской области.
На всём своём протяжении Лена радует нас многими природными памятниками. Остановимся на наиболее известных.
Ленские столбы — главная достопримечательность реки Лена — это величественные скалы, которые сплошной стеной тянутся по правому берегу красавицы Лены на протяжении 40 км, расположены они в 200 км выше города Якутска. Ленские столбы вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ленские щеки — одно из наиболее красивых и известных мест в среднем течении реки. Находятся они в 172 км выше устья Витима. Эти три покрытые лесом причудливые остроконечные скалЫ возвышаются над рекой и представляют собой узкий каньон с крутыми поворотами. Данный участок судоходной Лены — самый узкий, ширина реки здесь при низкой воде может доходить до 200 м. Протяженность этого интересного участка — около 4 км. В Ленских Щеках много утесов, хранящих память о временах сплава. Утёс БаснИнские тёлки появился после аварии карбазов купца Баснина, который не довёз коров до бодайбинских приисков. Имеются утёсы Филипушкин бык, Похмельный бык.
В конце ущелья на левом берегу, в 3 километрах ниже устья речки Карпачихи, опускается в воду внушительная скала Пьяный Бык. В 1890 году о неё разбилась большая связка карбазов со спиртом, который в большом количестве выловили жители нижележащей деревни, тогда ещё не Пьянобыковской, а просто Быковской.
Шишкинские писаницы — это наскальные рисунки эпохи палеолита, протянувшиеся по отвесным скалам в верховьях реки Лены почти на 2 километра. Они расположены примерно в 20 километрах ниже по течению от поселка Качуг. Памятник древнего наскального искусства Шишкинская писаница был открыт для науки в начале XVIII века одним из руководителей Великих Северных экспедиций Герардом Фридрихом Миллером (1705—1783). По его приказу некоторые рисунки скопировал художник Люрсениус. Однако, мировую известность петроглифы приобрели в середине XX века после публикации академиком Алексеем Павловичем Окладниковым (1908—1981) большей части материалов. Древние художники изображали животных, людей, занятых коллективной охотой или плывущих в лодках. Шишкинские писаницы признаны памятником мировой культуры. По данным профессора Алексея Окладникова, шишкинским писаницам около 15 тысяч лет. Всего на древних скалах когда-то было 2000 рисунков. Сегодня от них осталась едва ли треть изображений.
Интересен остров Столб, который является величественным стражем дельты реки Лены — здесь могучая река разделяется на множество проток, разбегающихся в разные стороны. Ленская дельта является одной из крупнейших речных дельт в мире — это уникальное место на Земле, в котором сочетаются разнообразные тундровые сообщества, насчитываются десятки видов редких растений, обитает 32 вида млекопитающих. В дельте находятся места массового гнездования водоплавающих птиц. В 1986 году дельта Лены и прилегающие к ней возвышенности правого берега стали заповедником. Усть-Ленский заповедник — крупнейший в нашей стране. Площадь дельты Лены составляет 30.000 квадратных километров, общее количество рукавов и проток — более 150-ти, а крупнейшими протоками являются Трофимовская (по этой, уходящей на северо-восток протоке сбрасывается в море около 70% речной воды), Оленёкская (уходит на запад) и Быковская. Судоходство осуществляется по ведущей на юго-восток к Тикси Быковской протоке.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИРЕНСКОГО РАЙОНА, РАНЕЕ УЕЗД, ОКРУГ
20 июня 1926 г. постановлением ВЦИК Иркутская губерния была упразднена, ее территория включена в состав Сибирского края. Киренский уезд при этом преобразован в Киренский округ с входящими в него пятью районами: Казачинским, Макаровским, Преображенским, Усть-Кутским и Чечуйским. Тремя годами позже, 17 июня 1929 г., Киренский округ превращен в Киренский район, каковым и остается по настоящее время. Иркутская область была образована 26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области РСФСР на Иркутскую и Читинскую области.
Район находится в северо-восточной части области, граничит на юге с Казачинско-Ленским, на западе с Усть-Кутским, на северо-западе с Катангским районами, на севере — с республикой Саха (Якутия), на северо-востоке и востоке с Мамско-Чуйским районом, на юго-востоке с Республикой Бурятия.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Рассмотрим, как происходило освоение этих мест, Началось оно в царствование Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых (1613—1645). В 1619 году на левом берегу реки Енисей, ниже устья реки Ангара, был основан город Енисейск, ставший форпостом для дальнейшего продвижения русских на восток.
Открытие «великой реки Лены» связывается с именем промышленного человека по прозвищу Пянда (Пенда), в 1619 году прибывшего из Енисейска в Мангазею, а затем отправившегося на Нижнюю Тунгуску, правый приток Енисея, для соболиного промысла. Весной 1623 года он «с товарищи» перевалил через водораздельный хребет и вышел на Лену в районе, где позднее был основан Чечуйск. Потом, сплавившись вниз по Лене до центральной Якутии, землепроходцы повернули назад к верховьям реки, из района будущего Верхоленска бурятскими степями вышли на Ангару и по ней спустились к Енисейску, где и завершили свой героический поход.
В 1629 году отряд казаков во главе с Василием Бугром, отправленный из Енисейска в Приангарье для сбора ясака с тунгусов, вышел на Лену другим путем: по Ангаре и Илиму, затем по небольшим речкам через Илимский хребет, далее по рекам Муке, Купе и Куте. В том же году при впадении р. Куты в Лену, на конце волока, ставшего называться Ленским, бугровцами было поставлено зимовье — начало современного г. Усть-Кута. В последующие годы Ленский волок и стал основным путем проникновения русских людей на Лену. В 1627—1628 годах через Нижнюю Тунгуску, Чону, Вилюй на Лену вышел отряд Мартына Васильева.
Несколько слов об истории ленского флота. В 1861 году на Лене был собран пароход «Святой Тихон Задонский». Согласно паспорту его длина составляла 58,1, ширина корпуса — 5,343 осадка — 0,96 метра, мощность — 320 лошадиных сил. Построен он был в 1858 году в Бельгии известной фирмой «Коккериль и К» по заказу компании золотопромышленника иркутского купца Ивана Степановича Хаминова. Это был первый пароход на Лене.
Вторым был «Гонец», вступивший в строй в 1866 году, также построенный в Бельгии. Через два года на Лене появился третий отечественный пароход, построенный русскими судостроителями на заводе Гуллета в Тюмени — «Святой Иннокентий». В 1872 году на Лене появился второй отечественный пароход «Генерал Синельников».
«Константин» братьев Трапезниковых, Александра Константиновича и Иннокентия Никаноровича — первый пароход, корпус и частично машина которого были построены на Лене, в затоне Виска около Витима, и только котел для давления в 8 атмосфер привезен из Тюмени. Длина судна — 27,1 метра, ширина корпуса — 4,97 метра, ширина с колесами — 8,6 метров, мощность — 110 л.с.
Таким образом, в навигацию 1875 года по Лене и Витиму курсировало пять пароходов: «Святой Иннокентий», «Тихон Задонский» и ««Генерал Синельников» Ленско-Витимской компании Сибирякова и Базанова, а также «Гонец» и «Константин» братьев Трапезниковых,
Все пароходы были объединены «Товариществом Ленско-Витимского пароходства компании Сибирякова и Базанова», образованном в марте 1864 года и просуществовавшем до августа 1910 года. Пароходы были маломощными и несовершенными по конструкции. Работали они исключительно на дровах. На многих из них не было даже пароэлектрических установок, а для освещения судна применялись керосиновые лампы и свечи.
Кроме сборки судов на Лене, в ограниченных количествах поступали суда и Северным морским путем. В 1879 году прибыл из Швеции одновинтовой пароход «Лена», который сопровождал экспедицию Адольфа Эрика Норденшелда до устья Лены. В 1896 году, этим же путем, прибыл пароход «Север».
Развитие добычи золота на реках Ленского бассейна обусловило усиление поставок парового флота с заводов Урала, Поволжья и частично из Тюмени, сборка которых производилась на судосборочных площадках в Жигалово, Качуге и Усть-Куте. Усилился приток рабочей силы как на золотых приисках, так и на обслуживающих прииски предприятиях. Местное население старалось активно участвовать в обеспечении приисков необходимыми продуктами питания и в первую очередь — зерном и фуражом
.В навигацию 1894 г., к началу открытия срочного пароходства, по Лене и Витиму работали 15 пароходов: «Гонец», «Св. Иннокентий», «Тихон Задонский», «Генерал Синельников» — Ленско-Витимского пароходства Сибирякова и Базанова, «Якут», «Пермяк», «Витим», «Опыт» — частного пароходства Н. Е. Глотова, «Быстрый», «Борец», «Михаил» — частного пароходства И. И. Минеева, «Константин» — владельцев Тетерина и Кузнецова, «Николай» братьев Дмитриевых, и «Лена» с «Громовым» фирмы А. И. Громовой.
19 мая 1909 года появилось ещё одно срочное почтово-пассажирское пароходство — был подписан договор с А. И. Громовой, на рейсы судов к устью Лены и от Якутска до Булуна на р. Алдан.
С 1909 года на Лене образовалось и вскоре становится наиболее мощным пароходство «Ленского золотопромышленного товарищества». За границей заказываются крупные пароходы: «Барон Гораций Гинцбург», «Карл Винберг», «Альфред», металлические баржи большой грузоподъемности. Ко времени революционных событий на р. Лена работало 40 судов, наиболее крупная компания Глотова на р. Лена имела 11 пароходов. Расписанием предусматривалось два рейса в неделю от Усть-Кута до Якутска, 17 тарифных пунктов, а продолжительность рейсов вниз по течению от Усть-Кута до Якутска равнялась 11 суток, в обратном направлении — 16 суток.
ДЕРЕВНЯ АЛЕКСЕЕВСКАЯ И ПРИСТАНЬ ФРИЗЕРА
Вспомним деревню Алексеевскую и обратимся к документальному повествованию Георгия Борисовича Красноштанова «На ленских пашнях в XVII веке. Часть вторая». В окладной крестьянской книге 1656 года воеводы Б. Д. Оладьина записано: «На левой же стороне на низ по Лене реке, пониже Шероголева камени, на лугу пашенный крестьянин Ивашко Яковлев Москвитин пашет на государя десятину ржи да полдесятины яри». Ивашка Яковлев Москвитин, он же Скобеник, пахал на заимке Алексеевской, в 27 километрах ниже устья Киренги (Стр. 297). Заимка была названа по имени Ивашки Алексеева.1
Всякий пашенный крестьянин того времени обязан был пахать землю «на государя», к примеру, десятину ржи. Семена на эту десятину выдавались из государевых запасов и урожай с нее крестьянин сдавал в казну. На каждую государеву (окладную) десятину разрешалось пахать на себя в четыре раза больше — четыре десятины, называвшиеся «собинными», или «свободными». Семена для них были свои, и весь урожай шел себе. Можно было пахать на себя и больше, но в этом случае с урожая, полученного на «залишечных» десятинах, взимался в казну каждый десятый сноп.
В деревне Алексеевской находилась первая после Киренска почтовая станция Приленского тракта. Александр Васильевич Колчак (1874—1920), будучи лейтенантом и принимая участие в полярных экспедициях, трижды проездом побывал на почтовой станции Алексеевская: в конце ноября 1902 г., следуя из Якутска в Иркутск, в январе 1903 г., направляясь из Иркутска в Якутск, в феврале 1904 г., возвращаясь после второй экспедиции в Иркутск, где 5 марта 1904 года в Харлампиевской церкви он обвенчался с Софьей Федоровной Омировой (1876—1956).
По сведениям на 1890 год в деревне Алексеевской насчитывалось 214 жителей, составляющих 38 хозяйств. В их владениях было 103,42 десятин (112,7 га) земли, в том числе 4,62 десятин (5,04 га) усадебной и 98,8 десятин (107,7 га) пахотной земли. К началу же ХХ века численность жителей деревни возросла до 270 человек, в деревне было также приписано 28 ссыльных, из них на месте проживало только 13.
Население деревни Алексеевской неизменно росло и в 1906 году уже составляло 305 душ обоего пола. В этот период деревня административно входила в Подкаменую волость Киренского уезда.
Развитие частного судоходства в бассейне рек Лены, Витима, Алдана и снабжение золотых промыслов послужило возникновению и развитию поселка на правом берегу реки напротив деревни Алексеевской.
Один из золотопромышленников — баргузинский 1-й гильдии купец Яков Давидович Фризер, весной 1903 года получил часть отводов земли под прииски на реке Витим и ее притоках. До этого напринадлежащих ему приисках по реке Каролонец, наиболее крупных в Забайальской области, с 1899 по 1904 годы было добыто более 178 пудов (2848кг) драгоценного металла. Обслуживание приисков заставило Фризера уже в 1903 году приобрести одноколесный пароход «Каролонец», построенный по заказу «Российского золотопромышленного общества» в Англии в 1895 году. Также он приобрел железные и деревянные баржи, грузовую лодку и сплавные суда — карбазы.
По рассказам местных жителей предприимчивый купец Фризер выменял у крестьян деревни Алексеевской правобережные земли за два ведра водки в 1904 году. Уже в этом же году Яков Давыдович соорудил на берегу ряд построек — кузницу, конюшню, склад для угля и даже небольшую механическую мастерскую.
В 1905 году на берегу был сооружен бревенчатый дом с пристройкой и кладовой. И наконец, осенью1906 года здесь впервые встал на зимовку буксирно-пассажирский пароход «Каролонец».
Определяющим фактором в размещении затона на правом берегу Лены в районе деревни Алексеевской было наличие защищенной от ледохода акватории для зимовки судов.
На сборной карте к планшетам реки Лена рекогносцировки 1911 года у правого берега уже отмечена «пристань Фризера».
Создание ремонтной базы в Алексеевском затоне послужило основой для формирования небольшого населенного пункта — еще в 1904 году здесь было построено три жилых дома и казарма для проживания занятых на производстве рабочих и служащих. В 1914 году к навигации готовилось уже «Грузовое пассажирское пароходство Я. Д. Фризер по рр. Лене и Витиму». Алексеевский затон предоставлялся для отстоя общего пользования, здесь на зимовку ставили свои суда как пароходные компании Лензото, Глотова, Громовой, так и Путей сообщения и частных лиц.
После революции 1917 года происходит уменьшение числа судовладельцев, концентрация плавсредств и материально-технических ценностей в руках отдельных организаций, таких как Ленсоюз и немногочисленных частных владельцев, представленных на местах их доверенными лицами. Начавшаяся гражданская война разделила страну на два противоборствующих лагеря. Пароходы на Лене переходили из рук в руки. Грузовые перевозки практически были парализованы. Вся борьба за власть сконцентрировалась в городах, и жителям таких мелких населенных пунктов, как деревня Алексеевская и пристань Фризера, оставалось только ждать лучших времен.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФЛОТА
С приходом Советской власти на территории Приленского края согласно Директивам Иркутского губревкома и районного управления «Водтранспорта» №16 от 27 февраля 1920 года в феврале — марте был реализован Декрет Совнаркома от 23 января 1918 года о национализации торгового флота. Одновременно претворялось в жизнь и постановление Верховной коллегии Главвода от 3 сентября 1918 года о переименовании и замене устаревших названий судов. Вместе с плавсредствами, находящимися в Алексеевском затоне, в ведение Иркутского РУПВода перешли и все строения, как промышленного значения, так и жилые. Пристань Фризера более не значилась на картах реки Лена.
Летом 1920 года во всем Ленском районе работали только Тихоплеснинские и Чупановские мастерские в Жигаловском подрайоне, бывшие мастерские Глотова в Киренске и мастерские в Воронцовском затоне на реке Витим. Алексеевский затон в 1920 году использовался для отстоя судов несамоходного флота, к 1924 году здесь были построены столярные мастерские, склад-магазин, несколько складских помещений для судового имущества и пиломатериалов, а также один жилой дом. Это были первые постройки, возведенные после построек Я. Д. Фризера.
Сплавные суда строились двух основных типов, наиболее приспособленных к условиям Лены: паузки и карбаза. Паузки по типу постройки разделялись на проходные, хлебные, кладовые и торговые. «Проходные паузки имеют длину от носа до кормы 8 сажен (17,28м), длина их боков равняется 6 саженям (12,96м), высотой они бывают 13 — 14 четвертей аршина (2,34—2,52м) и шириною в 10 аршин (7,2м)» — так описаны ленские суда в „Памятной книжке Иркутской губернии за 1914 год“. Карбаза имеют длину и ширину такие же, как и проходные паузки, или несколько меньше, высота же их не превышает двух аршин. Крыши они не имеют и товар, нагружаемый в карбаза, покрывается при сплаве брезентами. Карбаза и паузки имеют в общем форму пятиугольников.» С появлением пароходов сплав значительно ускорился — карбаза и паузки, скрепленные кормами, образовывали связку, связки крепились бортами, образовывая целые деревни на воде. Ленский карбаз — это чисто наше изобретение, нигде таких судов больше не строили и ни с чем другим его не спутаешь. С приходом Советской власти на территории Приленского края согласно Директивам Иркутского губревкома и районного управления «Водтранспорта» №16 от 27 февраля 1920 года в феврале — марте был реализован Декрет Совнаркома от 23 января 1918 года о национализации торгового флота. Одновременно претворялось в жизнь и постановление Верховной коллегии Главвода от 3 сентября 1918 года о переименовании и замене устаревших названий судов. Вместе с плавсредствами, находящимися в Алексеевском затоне, в ведение Иркутского РУПВода перешли и все строения, как промышленного значения, так и жилые. Пристань Фризера более не значилась на картах реки Лена.
СТАНОВЛЕНИЕ ПОСЕЛКА
История поселка Алексеевск — до 1939 года Алексеевский затон — достаточно насыщена событиями.
Поселок начал образовываться, одновременно с Алексеевским затоном, с улицы Набережной — нижний конец реки Лены. Здесь поселились первые жители — Никитины, Бобошины, Индриковы. Потом на берегу появились дома Кузаковых и Сукневых. Выше этих домов, где сейчас улица Чапаева, поселились жители из ленских деревень: Черных, Зверьковы, Лыхины, Арбатские, Егоровы, Чудиновы, Бухаровы, Поповы, Раздьяконовы. Поселились до ручья, где была построена первая баня. Дальше жили Чупровы, Тарасовы, Москвитины — это первые жители поселка Алексеевск. Затем появилась ул. Пушкина, где раньше было кладбище. Больница построена на улице Чапаева, сохранились до сих пор два дома — в одном находилась амбулатория в другом стационар. Дом привезен из Алымовки.
В Алексеевском затоне построили мастерские, механический и литейный цеха. Крыша у литейного была деревянная, и когда начиналось литье, рабочие поднимались на крышу и лили воду, чтобы не загорелась.
Магазин, пекарня и столовая оборудованы в одном здании. Рядом стоял дом для директора и барак для жителей. Там, где сейчас находится рынок, был кожевенный завод, выделывали кожу и продавали населению.
На улице Кирпичной, где сейчас находится дом Докучаевых, поставили кирпичный завод. Здесь изготавливали кирпич, который использовали для строительства печей и различных производств, и даже вывозили в Киренск. На месте кожзавода затем построили промартель (КБО), где занимались выделкой кожи, выжигали известь, подшивали обувь. Там, где сейчас находится магазин «Родник», располагалась контора промартели. Ранее, в здании действующей сегодня парикмахерской, жила семья Горбуновых. В промартели работали Бжевский Ф., Степаненко Д.
По улице Седова было построено пожарное депо, которое функционирует до сих пор, только в новом здании. За магазином «Рубин» стоял сельмаг, находилась школа, во второй половине располагался детский сад. На месте электростанции на улице Чапаева, стоял дом Аксаментовых, находилась начальная школа 1—3-х классов, где работала Карелина А. А. Затем построили типовое здание школы-семилетки на улице Школьной. В 1941 году намечено было открыть 8-й класс, но началась война и вопрос остался открытым.
С улицы Кирпичной до улицы Нагорной домов не было, здесь находилось поле, которое засевалось рожью. Верхний конец улицы Чапаева назывался «хутор», там жили Таракановы и Анкудиновы. Изначально были огороды, где сажали картофель. Потом началось строительство домов.
Интересное название местности — «Няша»! Рассказывает Анатолий Касаткин: «А, вообще, няша — это густой серый ил на высыхающих озерах заливных лугов. В Алексеевске встречался на первом, втором и третьем островах и озере между ЦТЭ и улицей XIX партсъезда. В 50-е годы прошлого столетия озеро было достаточно широким и глубоким, в нем били ключи ледяной воды… Для малышей строили „лягушатник“. Сейчас озеро превратили в помойку и свалку».
По улице Профсоюзная у ручья стоял «продснаб», и находился конный двор. На улице Чапаева, где сегодня стоят 2-х этажные дома, находился конный двор РЭБ флота, где держали 20 лошадей для нужд производства и жителей поселка. А дальше стояла лесопилка.
Первый клуб, где показывали кино, стоял на нижнем конце улицы Чапаева, на высоком холме. В помещении кинозала стояли лавки, обогревалось здание клуба печами-«буржуйками». Художественная самодеятельность развивалась бурно: работали драмкружок, танцевальный кружок. Первым заведующим клубом был Алимов. В 1953 году возведен методом народной стройки Дом культуры.
В поселке проживал народ, прибывший сюда со всех концов нашей необъятной страны. Жизнь ленского речника сплотила алексеевцев, научила с достоинством и оптимизмом преодолевать жизненные неурядицы.
Сергей Карелин, ровестник и земляк в переписке из «Одноклассников», рассказал: «Дядя Миша Пласкеев рассказывал, какие у него были качественные часы марки „Слава“. Будучи в лесу на заготовке дров, он их оставил на пеньке. Искал и не нашел. На следующий год заготавливал дрова и случайно нашел их на том же самом месте, где оставил. Послушал, тикают! Отстали только на две минуты!» Вот еще байка про семафорщика в Щёках. «Дружил с медведем, жившим неподалеку. Друг друга не трогали. Бывало семафорщик выпьет бражки, сядет на утес, свесит ноги и играет на гармошке, а медведь лежит на краю соседнего утеса… слушает. Однажды, зашедший в Щёки пароход „гуднул“, медведь от неожиданности подскочил и упал прямо в трубу парохода. А в это время кочегар пошёл посмотреть уровень воды в котле, подошёл, а медведь смотрит на него через мерное стекло и улыбается!»
Сергей Емельянов, тоже уроженец поселка, добавляет: «Вот именно такими и были истории от дяди Миши! Байку про часы весь поселок пересказывал, я тоже добавлю. Когда в Алексеевск пригласили строителей с юга для возведения каменных зданий (детский комбинат, баня), а потом еще и бетонирование тротуаров, то местные жители, переняв технологию, тоже стали применять бетон в своем личном хозяйстве. Дядя Миша, предварительно решив вопрос с «греками», так называли южных товарищей, взялся за дело. Пока выполнялись работы во дворе, вопросов у соседей не возникало, но когда дело дошло до тротуаров, тут началось: «А игде стоко цаменту-то бярёшь?», на что дядя Миша отвечал: «Тут вот какое дело, стал я подвал копать — бетон пошел, я у себя всё забетонировал, а бетон-то прёт оттудова. Чё делать? Забил туды чурку, остановил, думаю геологов ли чё ли пригласить, пушшай разбираются!»…
Такие весёлые люди, с доброй душой, делают нашу жизнь более весёлой и разнообразной.
АЛЕКСЕЕВСКИЙ ЗАТОН
Восстановление хозяйства в период Новой Экономической Политики (НЭПа) допускало привлечения иностранного капитала на условиях концессий, поэтому немногочисленный флот Ленского бассейна был передан в концессию английскому акционерному обществу «Лена-Гольдфилдс-Лимитед», занимавшемуся разработкой Бодайбинских золотых приисков. Вопрос о полной передаче Алексеевского затона концессии был решен в 1927 году. Передача его была связана с ликвидацией ремонтных мастерских в Воронцовке и подготовкой Алзатона к ремонту и зимовке судов в 1927—1928 гг.
До войны здесь производился межнавигационный судоремонт, с 1932 года началось строительство деревянных барж. В 1938 году был построен на базе корпуса баржи пассажирский пароход «Лермонтов». Начали строиться буксиры проекта 911 — БМ.
В 1935 году в состав «Лензолотофлота» вошел самый мощный буксирный пароход «Красноалданец» мощностью 440 л.с., который был первым на Лене судном, построенным по советскому проекту и из отечественных материалов.
По состоянию на 1 января 1938 года в Алексеевском затоне было 370 рабочих и служащих. Из этого числа 29 человек было из деревни Алексеевской — 13 Анкудиновых, 11 Унжаковых, 2 — Горбуновых и по одному Кузаков, Фабриканов и Бутакова. В июле 1939 года Алексеевску был присвоен статус рабочего поселка, население которого достигло четырех тысяч человек. Из всех проблем предприятия наиболее существенной была текучесть кадров. Недостаток финансирования усугублялся и недостаточно продуманной финансово-хозяйственной деятельностью и контролем за использованием денежных средств. Но ничто не отразилось так губительно на производство, на жизнь и труд жителей маленького поселка, как запущенная по всей стране машина репрессий.
30 января 1930 года Политбюро утвердило постановление ЦК ВКП (б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», К таким районам относилась и Сибирь.
В постановлении указывались цифры «Ограничительных контингентов, подлежащих высылке». Часть крестьянских хозяйств под угрозой раскулачивания успела «самораскулачиться», то есть распродать или бросить свое имущество и бежать в города, рабочие поселки, на стройки — одним словом — подальше от земли. Специальные компании выселения проводились в 1930/1931 годах, частично в 1932 г.
Многие из раскулаченных устраивались на работу в Алексеевский затон, привозили с собой семьи — заселялись на постоянное место жительства. Так в 1932 году прибыл раскулаченный житель деревни Банщиково В. В. Зверьков, имеющий шестерых детей. Устроился столяром в затон. Из Березовского сельсовета прибыл П. А. Сукнев, имеющий на руках восьмерых детей, работал на пароходах, впоследствии стал лоцманом. Несколько позже, перенеся гонения и голод, прибыла семья Федота Степановича Оболкина, давшая впоследствии затону трех известных капитанов — Константина, Николая и Максима Оболкиных. Расправившись с крестьянством, проведя сплошную коллективизацию, начался новый период в «стране победившего социализма» — период уничтожения «врагов народа».
26 мая 1991 года в 12 часов над городом Киренском, над ленскими берегами тревожно зазвучали сирены и гудки теплоходов — от дома №46 по улице Советской в сторону Хабаровского кладбища двинулась похоронная процессия. Свыше двадцати машин перевозили от бывшего здания НКВД обнаруженные в подвале этого дома останки людей, ставших жертвами репрессий 1937—1938 годов. Среди 83 жертв были и алексеевские речники: Сукнев Павел Анисимович, лоцман «Лензолотофлота», Зверьков Василий Васильевич, столяр Алексеевского затона, Курбатов Павел Иванович, диспетчер конторы «Лензолотофлота», Марков Андрей Яковлевич, рабочий по ремонту судов Алзатона, Марков Степан Владимирович, лоцман «Лензолотофлота», Черных Илья Флегонтович, плотник Алзатона.
Здесь уместно напомнить, что с начала февраля 1934 года и до 1937 года поселок носил название Серебровский затон (Серебровский Александр Павлович был начальником «Главзолота» и заместителем Наркома тяжелой промышленности. Незаконно репрессирован).
Упомяну Лыхина Степана Васильевича, родившегося в 1880 году в деревне Лыхинская. В 1931 году собрание бедноты деревни признало его хозяйство явно кулацким и просило налоговую комиссию утвердить и выселить семью из района. С 10 июня 1932 г. стал работать «на производстве» — плотником в Алексеевском, на тот момент Серебровском, затоне. В 1938 году был арестован, получил 10 лет по 58-й статье УК РСФСР и сгинул на просторах ГУЛАГа.
ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТИЕ
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Руководство и коллектив затона смогли быстро адаптироваться в условиях военного времени. С первых дней в затоне было развернуто соревнование под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Увеличилось число стахановцев, передовиков производства.
Согласно предписанию Алексеевского поссовета и приказу Киренского райвоенкома с 28 июля освобождались с производства работники Алексеевского затона рождения с 1905 по 1917 годы, в количестве 33-х человек. 31 января 1942 года из затона были мобилизованы в ряды РККА еще 11 человек, в том числе двоюродный брат отца, Николай Михайлович Лыхин (27.12.1925 Алексеевский затон — 21.03.1976 п. Сибирский, 18 км от Читы) убыл в войска 6 июня 1943 года.
17 июля 1942 года в армию была призвана родная сестра отца, Нина Матвеевна Лыхина (01.02.1920 д. Лыхина — 14.05.1999 п. Алексеевск).
9-го мая 1945 года поступило долгожданное известие — Великая Отечественная война закончилась. Советский народ приступил к мирному труду, но никогда уже не выйдут к родному ленскому берегу 49 жителей Алексеевска, отдавшие за честь и славу Родины свои жизни, их имена выбиты на мраморных плитах мемориального комплекса.
Мой отец, Лыхин Павел Матвеевич, 1928 г.р., как и его брат Виталий Матвеевич 1926 г.р. не были участниками Великой Отечественной войны в силу непризывного возраста, а их старший брат Гермоген Матвеевич, 1921 г.р. не был призван, так как имел бронь. О нём, как о фрезеровщике-рационализаторе пишет на стр. 74 В. А. Вдовин в своей книге «Киренск». Иркутск, 1959 г. Неоднократно о братьях Лыхиных писала районная газета «Ленская правда». Во время войны они работали в механическом цехе Алексеевского затона и 23 февраля 1946 года все трое были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (ГАИО, ф. р-1933, оп.7, д.403, лл. 57—59).
Отслужив в армии, мой отец две навигации 1952 и 1953 гг. работал на упомянутом выше пароходе «Красноалданец», экипаж которого был зачинателем стахановского движения в Ленском бассейне и долгое время числился в передовых. Капитаном парохода в то время был Бойко Илья Харитонович.
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
5 марта 1953 года умер Председатель Совета Министров СССР, Секретарь Коммунистической партии Советского Союза, Иосиф Виссарионович Сталин. Началась новая эпоха в жизни нашего государства. 27 марта был опубликован Указ Президиума ВС СССР об амнистии и 29 человек были уволены из затона, как освободившиеся по амнистии. Но еще до конца 1957 года в поселке находился на отработке спецконтингент из Усть-Кутского лагерного подразделения под наблюдением представителя лагерной администрации старшего лейтенанта Белякова.
В конце уходящего 1953 года был сдан в эксплуатацию клуб, в строительстве которого методом народной стройки в воскресные дни принимали участие многие работники затона.
Работала на строительстве и моя мама, тогда еще Голышева Августа Ивановна. При благоустройстве и озеленении территории клуба она, вместе с подругой Анкудиновой Зинаидой посадила тополь с раздвоенным стволом, Дерево живет и ныне. В 1962 году в состав флота Алескеевской РЭБ стали поступать мелкосидящие танкера грузоподъемностью 1000 тонн проекта 1754. Головной танкер получил название «Герой Гагарин» в честь первого космонавта в мире Юрия Алексеевича Гагарина, совершившего свой бессмертный полет 12 апреля 1961 года.
В 70 — х годах капитаном танкера «Герой Гагарин» был Юрий Иванович Иванов, (род. 18 февраля 1948 — 30.06.2009 Иркутск). В 1969—1978 гг. он работал в Алексеевской РЭБ флота сначала штурманом, затем капитаном. Его жена, Лидия Ивановна, урожденная Лыхина, род. 16 июня 1946 г. в с. Воронцовка Бодайбинского р-на, проживает в городе Усть-Илимске Иркутской области.
В навигацию 1967 года впервые по реке Киренге буксирами проекта 732 Алексеевской РЭБ флота были доставлены грузы до села Казачинское. По реке Мархе, левый приток р. Вилюй, до Малыкая совершил грузовой рейс теплоход СТ-623. 25 октября 1979 года началась Афганская эпопея. Всеобщее уважение заслужили воины-интернационалисты из Алексеевска: Гинтуялэ Иван Николаевич, Ермолычев Дмитрий Юрьевич, Шабалин Иван Михайлович. В навигацию 1983 года по реке Киренга до нефтебазы Казачинск доставили последний раз груз танкера проекта 1754, была построена Байкало-Амурская ж. д. магистраль и необходимость доставки грузов в этот регион судами отпала. Начало 1990 года принесло перемены в руководстве страны — в феврале был учрежден пост Президента СССР, на который был избран Михаил Сергеевич Горбачев.
Этот год принес для Алексеевской РЭБ значительные потери. В день празднования Международного дня солидарности трудящихся 1-го Мая на территории предприятия произошел пожар, в результате которого сгорели складские помещения, в которых хранились технические материалы для обеспечения судов в навигацию. Так неблагополучно началась навигация, но её окончание было более трагичным. 20 октября на отстой в Алексеевский затон прибыл танкер ТР-1021 с грузом бензина в количестве 44 тонн для нужд РЭБ.
21 октября на танкере произошел взрыв с последующим пожаром. Погиб капитан Н. В. Руднев, 14 человек получили травмы. Танкер ТР-1021 восстановлению не подлежал и был списан, а стоящий рядом танкер ТР-88, потерявший в огне все надстройки, был переоборудован под вспомогательное судно.
9 июля 1993 года Киренской районной администрацией предприятие было зарегистрировано как Акционерное общество открытого типа «Алексеевская РЭБ флота»
В 1993 году произошло открытие Черноморского, а в 1994 году Дальневосточного представительства Алексеевской РЭБ, это были первые шаги в процессе выхода на мировой рынок.
1997 г. — открыт музей трудовой славы АООТ «Алексеевская РЭБ флота».
Вот, что пишет «Областная» газета от 07.08.2013 года:
В начале 2000-х в Алексеевской РЭБ трудилось 1200 человек. В 2013 году числилось 380, на зиму оставалось 178 человек. За 10 лет из 120 судов в РЭБ осталось 19. Глава Алексеевского муниципального образования Игорь Кравченко рассказывает, что лесоперерабатывающий комплекс с распиловкой 300 тыс. кубометров леса в год, построенный до времен банкротства, сегодня работает четыре месяца в году. Даже заготовку леса там не ведут. Бюджет поселка — 12 млн рублей. Из них 2,4 млн — собственные доходы, остальное — дотации.
ШКОЛА
Первая школа в п. Алексеевск была начальная, основана Киренским торговым объединением Ленсоюз в 1931году. Это было одноэтажное деревянное здание, одна половина которого служила клубом, а в другой был класс. Школа занимала всего одну комнату, и обучалось тогда 17 человек. Первыми учителями были Рапатская Марина Николаевна и Анкудинова Татьяна Константиновна.
Спустя четыре года, в 1935 году, была открыта семилетняя школа. Это было типовое здание с тремя классными комнатами, располагалось оно на улице с одноименным названием Школьная. В 5-ом классе обучалось 30 человек, в 6-ом — 18. Первый выпуск семилетней школы состоялся в 1938году. Выпускников было 22 человека.
Окончив в посёлке семь классов, учащиеся продолжали учёбу в г. Киренске.
Первым директором школы был назначен Киселёв Илья Григорьевич. Одним из первых учителей Иркутской области был награжден «Орденом Ленина», о чем писала газета ВСП 1939/101.
В 1939 году в семилетней школе обучалось 160 детей, к 1946—47 году в школе уже насчитывалось 288 учеников. Их обучали 13 учителей.
В 1932 году при школе был сформирован первый пионерский отряд, в количестве 12 человек. Никто не знал, что это такое. Многим не разрешали вступать в пионеры родители. Первых ребят принимали в пионеры торжественно. Они старались учиться хорошо. Вечерами собирались все вместе: играли, пели революционные песни, агитировали взрослых учиться грамоте.
В военные годы в школе обучалось много учащихся. Среди них были будущие учителя: Арбатская Полина Вениаминовна, Сафьянникова Валентина Ильинична, Красноштанова Людмила Михайловна, Бобошина Галина Михайловна, Ковадло Нина Ивановна.
Средняя школа в посёлке была открыта в 1952 году. Директором был назначен Оболкин Аркадий Федотович. В то время в школе было 11 классов и 415 учеников. Работать и учиться было трудно, так как в течение 15 лет школа работала в 2 — 3 смены в приспособленных помещениях, бараках, даже в профилактории. Проще стало лишь после строительства в 1954 — 1955 годах основного здания школы. Оно сгорело 5 декабря 2018 года. Сейчас учатся в здании начальной школы, вопрос о строительстве новой школы решается туго.
Известные выпускники школы:
Бойко Владимир Ильич, (06.10.1943 п. Алексеевск — 28.11.2021) профессор, известный в России и за рубежом специалист в области ядерной энергетики, ведущий представитель томских физиков. В 1962 году окончил школу и поступил в Томский политехнический институт на физико-технический факультет. В 1967 году окончил институт, затем окончил аспирантуру. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1993 году — докторскую.
В 1957 году выпускается первый золотой медалист Мишин Вадим. В 1962 году с отличием окончил Томский политехнический институт электромеханический факультет. В 1966 году защитил диссертацию. Работал в Вычислительном центре Сибирского отделения АН России в г. Красноярске в лаборатории технической кибернетики.
В 1980-х годах в Институте Солнечно-Земной Физики в Иркутске работали несколько человек, учившихся в школе п. Алексеевск: Ковадло Павел Гаврилович, 1946 г.р., д.ф.-м.н., Оболкина (Пирог) Ольга,1941—2010, кандидат физико-математических наук, Жарникова (Котович) ГалинаВасильевна, 1944 г.р., к.ф.-м.н., Трифонов ВикторДмитриевич, 1945 г.р., к.ф.-м.н.,, Марков Владимир Севостьянович 1947 г.р., к.ф.-м.н., Зубков Николай Иванович 1947 г.р.»
Мартышевский Юрий Васильевич, в 1967 году поступил в Томский институт радиоэлектроники и электронной техники. в 1984 защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Радиотехнические комплексы и системы». в 1986 — присвоено ученое звание доцент. в 2002 — профессор.
Знаменитый хирург Федор Григорьевич Углов (22.09.1904 д. Чугуево — 22.06.2008 СПб) в начальных классах учился в Алексеевске. В школьном музее хранилось его письмо, которое было уничтожено пожаром, сохранился скан фотографии, о его посещении поселка.
Поэт Анатолий Константинович Горбунов, (16.03.1942 д. Мутино — 26.11.2016 Иркутск). Рос в большой семье, рано пошел работать: пастушил, пилил лес, плавал на пароходе кочегаром, после окончания авиационного училища летал бортрадистом на самолетах Ан-12, Ил-14. В Восточно-Сибирском издательстве вышли его книги «Звоница», «Чудница», «Осенцы», «Тайга и люди», «Перекаты», «Журчинки», «Любовь земная», «Ты дроби, дроби, подруга…», «Сторона речная». Мастер детской литературы. Из-под его пера вышла книга сказок, рассказы «Лебяжье перышко», «К родному берегу», «Динькины шивера». Лауреат многих премий и конкурсов.
Два выпускника школы стали мастерами спорта по лыжным гонкам:
Тирский Валентин, после окончания Киренского педучилища в 50-е годы успешно выступал на лыжне. Лучшие его выступления — на спартакиаде народов СССР в г Свердловске, где он был в десятке сильнейших и стал кандидатом в сборную команду СССР.
Коновалов Анатолий добрался до первенства СССР — гонка на 70 км в 1964 году в г. Апатиты, результат — финиш в середине протокола, участвовал на 3-х спартакиадах СССР в составе сборной команды Иркутской области в 1958, 1963, 1966 годах.
ЛЫХИНЫ В АЛЕКСЕЕВСКОМ ЗАТОНЕ (АЛЕКСЕЕВСКЕ)
Представители нашей ветки ленского рода Лыхиных, получивших уличную фамилию «Егоровых», в деревенском произношении «Егоровух», появились в Алексеевском затоне в 20-х годах прошлого века. Первым был мой прадед, Андрей Алексеев (Алексиев) Лыхин (Егоровух). Род. 27 сентября 1856 г. в д. Лыхинской. Еще до коллективизации и раскулачивания (по крайней мере, до января 1926) переехал в Алексеевский затон, где и умер ок. 1932/1933 г.
Четверо его детей были жителями Алексеевского затона:
Анастасия Андреева Лыхина (Егоровух). Род. ок. 1874 г.
Матвей (Матфей) Андреевич (Андреев) Лыхин (Егоровух). Род. ок. 1890 г. в д. Лыхинской. Ум. 22 ноября 1933 г. в Алексеевском затоне.
Михаил Андреевич Лыхин (Егоровух). Род. 27 октября 1892 г. в д. Лыхинской. Ум. 6 февраля 1941 г. в пос. Алексеевске.
Степан Андреевич Лыхин (Егоровух). Род. в 1899 г. в д. Лыхинской.
Общее количество представителей только двух поколений (моего и отцовского), родившихся, учившихся, либо работающих в Алексеевском затоне, с 1939 года поселок Алексеевск, составило 23 человека:
Нина Матвеевна Лыхина. Род. 1 февраля 1920 г. в д. Лыхиной. Ум. 14 мая 1999 г. в Алексеевске.
Сын — Евгений Михайлович Лыхин. Род. 21 августа 1950 г. в пос. Алексеевске. Ум. 5 июля 1983 г. от сердечного приступа.
Гермоген (Герман) Матвеевич Лыхин. Род. 1 марта 1921 г. в д. Лыхиной. Ум. 14 апреля 1966 г. в пос. Заря.
Дочь — Галина Гермогеновна Лыхина. Род. 22 ноября 1943 г. в пос. Алексеевске. 11 сентября 1961 г. была убита в пос. Заря.
Сын — Борис Гермогенович Лыхин. Род. 21 января 1948 г. в д. Беренгиловой. 12 августа 1996 г., напившись, повесился.
Дочь — Елена Гермогеновна Лыхина, в замужестве Бутакова. Род. 28 сентября 1953 г. в пос. Алексеевске. Живет в Алексеевске.
Виталий Матвеевич Лыхин. Род. 15 января 1926 г. в Ал. затоне. Ум. 27 августа 2010 г. в Тайшете.
Сын — Павел Витальевич Лыхин. Род. 10 апреля 1952 г. в пос. Алексеевске. Живет в Тайшете.
Дочь — Мария (Маруся) Витальевна Лыхина, в замужестве Панасенко. Род. 10 апреля 1956 г. в пос. Алексеевске. Ум. от рака 5 мая 2013 г. в Тайшете.
Павел Матвеевич Лыхин. Род. 23 сентября 1928 г. в с. Воронцовка Ум. 5 июня 1967 г. в Горно-Чуйском,
Сын — Александр Павлович Лыхин. Род. в декабре 1954 г. в пос. Алексеевск Киренского р-на. Ум. через 18 дней после родов.
Сын — Андрей Павлович Лыхин. Род. 12 января 1957 г. в пос. Алексеевск Елена Матвеевна Лыхина, в замужестве Мя́делец. Род. 7 апреля 1931 г. в Ал. затоне
Нина Михайловна Лыхина. Род. 27 ноября 1920 г. в д. Лыхиной. Училась в Алексеевской семилетней школе. Ум. 16 марта 1999 г. в Киренске.
Татьяна Михайловна Лыхина. Род. 15 декабря 1923 г. в с. Витим (отстой Виска) Ленского р-на Якутской АССР. Училась в Алексеевской семилетней школе. Ум. 28 мая 2013 г. в Усть-Илимске.
Дочь — Лидия Ивановна Лыхина, в замужестве Иванова. Род. 16 июня 1946 г. в с. Воронцовка Бодайбинского р-на. Школу окончила в пос. Алексеевске. Живет в Усть-Илимске.
Николай Михайлович Лыхин. Род. 27 декабря 1925 г. в Алексеевском затоне. Ум. 21 марта 1976 г. в пос. Сибирский
Маргарита (Рита) Михайловна Лыхина, в замужестве Севернёва. Род. 26 декабря 1927 г. в Алексеевском затоне. Ум. 15 октября 2006 г. в Могилеве.
Сын — Сергей Петрович Лыхин. Род. вне брака 11 сентября 1951 г. в пос. Алексеевске.
Валентин Михайлович Лыхин. Род. 5 декабря 1936 г. в Алексеевском затоне Киренского р-на. Ум. в возрасте до года.
Валентин Михайлович Лыхин. Род. в Алексеевском затоне 26 декабря 1937 г. Ум. 30 ноября 2001 г. в Киренске.
Альберт Михайлович Лыхин. Род. 27 марта 1939 г. в Алексеевском затоне. Ум. 15 августа 1983 г. в Киренске.
Дочь — Наталья Альбертовна Лыхина, в замужестве Жжёных. Род. 9 сентября 1960 г. в пос. Алексеевске. Живет в Алексеевске.
В настоящее время (2022 г.) в поселке проживают четыре семьи потомков
РОДИТЕЛИ
Трудовую деятельность мой отец начал в годы Великой Отечественной войны слесарем в Алексеевском затоне. В 1949 году был призван в армию, с 15 февраля по 3 сентября 1949 года обучался в школе авиационных мотористов при войсковой части 62546 в г. Спасске-Дальнем Приморского края. Закончил школу круглым отличником, приказом по войсковой части 40893 номер 0397 от 16 сентября 1949 года удостоен звания «моторист авиационный», этим же приказом ему присвоено воинское звание «младший сержант технической службы».
Далее был направлен в Порт-Артур, где прошла дальнейшая служба в войсковой части полевая почта 06871. После демобилизации в 1952 году, отец ушел в навигацию на пароходе «Красноалданец». Каким образом он попал в экипаж, я ранее не интересовался, а сейчас мне приятно об этом говорить, поэтому немного поясню.
Неудачной поначалу была попытка треста «Востокзолото» построить большой пароход «Красноалданец» на деревянном корпусе: «Стройка была сделана с большими техническими погрешностями — бой костылей неправильный, плахи имеют трещины, конопатка гнилая…» — говорилось в отчете. Расходы на строительство в два раза превысили плановые. Кроме того, когда в корпус попытались поставить паровую машину, оказалось, что нужно резать палубу — высота борта не соответствовала проектной… Навигации 1933—1934 годов отец всё же проработал, однако каждый рейс его сопровождался авариями, ослабленный корпус начал провисать. Массивный же деревянный корпус в дальнейшем использовали на береговые нужды в Алексеевске, уложив его в тело дамбы, а взамен изготовили металлический. 19 мая 1936 года, обновленный пароход начал работу, которая продолжалась до 1965 года.
«Красноалданец» повидал всё: и аварии, и модернизации, и даже укорочение корпуса, однако же был списан в числе последних пароходов 30-х годов постройки. Внешне буксир походил на классические суда этого класса: высокая дымовая труба, бортовые гребные колеса, буксирные дуги в корме. «Красноалданцу» доводилось ходить с караванами в верховья Витима, почти до Парамских порогов — самых знаменитых и опасных. Официально в состав «Лензолотофлота» буксирный пароход «Красноалданец» вошел в 1935 году. Это было первое на Лене судно, построенное по советскому проекту и из отечественных материалов. Зачинатель стахановского движения в Ленском бассейне, «Красноалданец» из навигации в навигацию числился в передовиках. По итогам навигации 1945 года капитан И. Г. Дружинин и механик Н. Н. Рудых были премированы денежными премиями2.
Общественный директор Музея истории Ленского флота в г. Якутске Александр Павлов посвятил прославленному судну статью, которая вместе со схемой и техническими характеристиками была опубликована в журнале «Техника молодежи» №7 за 1982 год.
И вот на этом незаурядном пароходе трудился мой отец. Видимо, сыграло свою роль то обстоятельство, что у него за плечами был, хоть и небольшой, армейский опыт авиационного моториста и была правительственная награда. И пусть паровая машина парохода и керосиновый мотор самолета не одно и то же, тем не менее в состав команды отец вошел. Что запомнилось из его рассказов? Паровой котел парохода топили дровами. В Алексеевском затоне существовал отдел, который занимался лесодровозаготовками — поленницы дров располагались вдоль всей реки. Во время одной из погрузок дров на судно, команда парохода поймала медвежонка, который некоторое время жил с командой, как её законный член, забавляя и потешая всех. Его судьба мне неизвестна, но в семейном архиве хранится фотография с Топтыгиным на палубе. Большое впечатление на речников производили «Ленские столбы», «Ленские щеки», скала «Пьяный бык» — поистине природные шедевры.
Отработав две навигации, отец устроился электромонтером в Алексеевский затон. В 1959 году наша семья переехала в пос. Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, где отец стал трудится электромонтером в механическом цехе Чуйского рудоуправления. В 1961 году поступил на электромеханическое отделение Бодайбинского горного техникума на заочное отделение, но в 1963 году учебу оставил, так как семья ждала третьего ребенка. Умер отец 5 июня 1967 года в пос. Горно-Чуйский, там же похоронен. Таковы сухие слова-фразы отцовской биографии…
О своей маме я расскажу чуть позже, а пока попробуем вспомнить те моменты и детали отцовской жизни, черты его характера, которые отложились в моей памяти и останутся там до тех пор, пока мой разум живет и здравствует. Из рассказов про армейскую жизнь отца помню следующее. В китайском Порт-Артуре, который в то время был нашим, ему запомнились еда, одежда китайцев и чистота в городе. Про еду говорил, что много пробовал острых блюд, соусов, но про червячков, жучков и личинок не упоминал. Немного удивляло отсутствие хлеба. По улицам передвигались экипажи, запряженные осликами, у которых сзади был привязан кожаный мешочек для органических отходов. Из армии отец привез красивую скатерть с цветами, драконами и большой термос, которые мама берегла долгие годы. Скатерть хорошо стиралась, краски не выгорали, оставаясь яркими, а вот термос я разбил нечаянно, не рассчитал длину холщовой сумки и свой рост, когда с двоюродной сестрой Марией мы несли паёк дядьке — родному отцовскому брату, работающему токарем во вторую смену. Булыжник на дороге «доказал», что у меня в руке негабаритный и хрупкий груз!
В наследие от отца мне достались документы и фотографии. Одна из самых ценных — фотография отца в звании сержанта, у развернутого Знамени части, с надписью на обороте: «Отличнику Лыхину Павлу Матвеевичу. За отличные успехи в боевой и политической подготовке награждается личной фотокарточкой у развернутого Знамени части. Приказ в/ч 06871 №084 от 17.05.51г. Командир в/ч 06871 подполковник п/п Екимов». На гербовой печати имеются слова «полевая почта», это говорит о том, что часть дислоцировалась за пределами СССР.
Замечательна фотография, где на крыльце клуба Алексеевского затона стоят два друга: Лыхин Павел и Попов Вениамин. Стоят в кирзовых сапогах, голенища которых сжаты в гармошку, в широких шароварах черного цвета, в фуфайках, сработанных в ГУЛаге и для подопечных ГУЛага — без откидного воротника, с боковыми накладными карманами. На головах — шапки из той же конторы, но рубашки у ребят белые, а посему у них праздник. Именно в таком виде отец начинал ухаживать за мамой. Упомянутая выше фуфайка, она же стёганка, она же стежОнка, это символ не одного поколения советских людей. Теплая, удобная, не сковывающая движения, она боялась влаги. Но это детали, поскольку сибирские зимы достаточно длинные и фуфайка оправдывала своё предназначение в полной мере.
Павел Лыхин (слева) и Вениамин Попов. Поселок Алексеевск. 1953 г.
На фотографиях моих родителей популярность фуфайки безусловна, хотя у многих попросту не было возможности приобрести что-то другое, более цивильное. Свое первое пальто мама сшила сама, и так поступали многие девчата. Мужчины же мечтали о «москвичках» (укороченное пальто с большими отворотами и большими пуговицами), а пределом их мечтаний были кожаные куртки с крупной металлической молнией, служившие не одно поколение. Так в 1979 году, у своего дяди в гараже, я увидел кожаную куртку, которая досталась ему после смерти моего отца, и которая имела весьма приличный, винтажный вид, хотя ей было не менее 15-ти годов. Самой крутой фуфайкой считалась та, у которой был воротник и боковые, вшитые во внутрь, карманы. А если у тебя имелись варежки-шубенки, ты вставлял их в потайные боковые карманы и считался весьма крутым пацаном. На выход была одна фуфайка, парадная, на работу и для игрищ на улице была другая, уже видавшая виды. В зимнем одеянии отец использовал медную проволоку для крепления пуговиц и на шапке-ушанке вместо шнурков-вязок делал медные крючки, что было весьма удобно, так как не морозишь пальцы и застегиваешь быстро, но отрывалось все, привязанное таким образом, естественно с корнем!
Помимо фотографий в семейном архиве хранятся грамоты родителей. Здесь отец — несомненный лидер. Получал грамоты от Алексеевского затона Лензолотофлота, от Алексеевского затона Ленского речного пароходства, от Чуйского рудоуправления, от Иркутского областного совета народного хозяйства. Не смогли мы сохранить удостоверение к медали, о которой я упоминал выше, но я его хорошо помню, медаль там была изображена цветной, с профилем Сталина и со словами «Наше дело правое, мы победили».
Моя мама, Голышева Августа Ивановна, в 1951 году переехала в поселок Алексеевск, где находился Алексеевский затон с судостроительноремонтным заводом, и куда перебрались её старшие сестры. Здесь она встретила свою судьбу, моего отца, Лыхина Павла Матвеевича, который отходил мотористом две навигации на «Красноалданце» и устроился в электроцех Алексеевского затона электрослесарем.
Осенью 1953 года стали жить вместе, в доме моей бабушки, Лыхиной Агафьи Ивановны, которую все звали, почему-то Галей. Планировка бабушкиного дома была следующей. По коридору-прихожей налево — кухня, направо — комната, прямо — зала и комната бабушки. Небольшая деталь: при строительстве в 1953 году Дома культуры, мама посадила, вместе с подругой Анкудиновой Люсей, два тополя, причем мамин тополь, крайний слева, был с раздвоенным стволом. В декабре 1954 года у молодых родился первый сын, Александр, но прожил он только 18 дней, сказалась травма, полученная при рождении. 22 марта 1955 года мои родители официально оформили свои отношения, а 12 января 1957 года родился я, сын Андрей.
Андрюша Лыхин. Поселок Алексеевск. 1959 г.
Трудовой путь мамы в Алексеевском затоне. 01.11.1951 г. — принята рабочей в наружный цех. 06.05.1953 г. — переведена на электростанцию в качестве щитовой. 06.11.1953 г. — переведена на должность курьера-рассыльной. 20.04.1954 г. — назначена телефонистом телефонной станции. 23.07.1956 г. — уволена по собственному желанию.
ВОРОНЦОВКА
Отец мой, Павел Матвеевич Лыхин, родился 23 сентября 1928 года в селе Воронцовка Бодайбинского района Иркутской области.
Здесь, в 100 км от устья на реке Витим, находился единственный Воронцовский затон, расположенный в естественной курье, защищенной от ледохода сверху старой каменной дамбой, а снизу — воротами. Затон имел небольшие механические мастерские, приспособленные лишь для текущего ремонта судов, остающихся в небольшом количестве на зимовку после осенних поздних рейсов.
30 марта 1864 года М. А. Сибиряков и И. И. Базанов учредили «Ленско-Витимское пароходство» для перевозки грузов по рекам Лена и Витим. Контора пароходства была открыта в местности Воронцовка, в 180 км от Бодайбинской резиденции. В селе находилась Николае-Иннокентьевская церковь, построенная в 1880 году. Церковь была деревянной, оштукатуренной, окрашенная краской, покрытая тесом. Имела богослужебные предметы, но не имела своего постоянного священика. Священник Христорождественской церкви обслуживал Николае-Иннокентьевскую церковь, при которой была церковно-приходская трехклассная школа, где обучали письму, чтению, арифметике, закону Божьему. В 1932 году церковь закрыли и передали Райпо под магазин.
Воронцовский затон закрыли в 1962 году. Вспоминает Нина Горбунова, 1947 г.р.: «Я жила в Воронцовке с 1954 по 1957 год. Хорошо помню совхоз, хотя была ребенком. Жили там два хохла: Глухенько и Дакура. Как они пели украинские песни! Это было что-то! Помню, что за черникой ходили по два раза в день, сушили ягоду на крышах. В поселке жил мужчина по фамилии Краснов, он плел корзины и ходил по домам, продавая их. После реализации своей продукции принимал „на грудь“, говорил, что он пролетарский писатель и пел свои страдания: „От любови нет лекарки, окромя дубовой палки!“. Чудесный был поселок, замечательные люди и красивейшая природа в любое время года».
ХАНДА
Моя мама, Августа Ивановна Лыхина, в девичестве Голышева, родилась 4 августа 1934 года в деревне Ханда Казачинско-Ленского района Иркутской области. В то далекое время деревня состояла из четырех «микрорайонов»: Старая Ханда, Заброды, Черемшанка, Заречье. Располагалась деревня в месте впадения реки Ханда в реку Киренгу. Вот какие сведения мне удалось найти в документальной литературе о верховьях Киренги и о Ханде.
«В 1652 году появились первые заимки на реке Киренге» (стр.111). «Обратимся для начала к челобитной Петра Бекетова, написанной в 1638 году, в которой он рассказывает о своих службах на Лене. «И с Ленсково волоку посылал я, холоп твой, от себя для твоего государева ясачного збору по сторонним речкам, по Илиму и по Киренге, служилых людей и собрал твоего государева ясаку перед прошлыми годы с прибавкою» (стр. 282—283)3
В книге В. Н. Шерстобоева «Илимская пашня»4 находим: В сводке сбора соболиного ясака (табл. 96 на стр. 545) указано одно из мест сбора — «С верх Лены, Киренги, Куленги, Хамды и с Ламского хрепта», где планировалось собрать в 1649 году 1055 соболей. В табл. 97 на стр. 547 указано место сбора ясака — «Верх Лены, Куленги, Киренги и Хамды и Ланского хребта и озера Очеуль», где планировалось собрать в 1679 году 1117 соболей. В сводке сбора ясака за 1693 год (табл.98 на стр.548) указаны Киренская и Хандинская волости. На стр. 551 читаем, что в 1726 году ясак в Киренской и Хандинской волостях собирал Михаил Наумов — ясачный сборщик.
Из отчета землеустроителя В. А. Некипелова5: «Село Ханда входила в состав Киренского округа (1927 г.) и состояла из четырех поселков, из которых три расположены при впадении в Киренгу реки Ханда, четвертый на полтора километра ниже по левому берегу Киренги. В 1909 году население Ханды состояло из 20 дворов и около 100 едоков. В 1927 г. в Ханде было уже 37 дворов и 218 едоков, т.е. население увеличилось в два раза. Скота в Ханде имелось 389 голов, из них лошадей 103, коров 130, овец 148, свиней 8. Средний укос травы на паберегах составляет 120 — 180 пудов с десятины». Из воспоминаний бухгалтера эвенкийского колхоза И. И. Бурлаева: «Это было в 1922 году летом. Бывший кадровый офицер царской армии, получивший кличку Сенька-бандит, занимавшийся убийствами и грабежами, появился в деревне Усть-Ханда. Местный житель, Иванов Семен Власович, пригласил бандита и его ординарца эвенка по прозвищу Афонька-дурачок к себе и стал угощать их самогоном. Выбрав момент, он обоих насмерть заколол ножом, один… Четвертый поселок (упомянутый выше В. А. Некипеловым, Л.А.) назывался Черемшанка. В 1943 году на этом месте стояли столбы и частично разобранные изгороди, одна старая, почти развалившаяся поветь, а на противоположном берегу плотили лес для дальнейшей отправки в Карам. Вспоминал Георгий Зеленых, колхозник эвенкийского колхоза стойбища Нюруткан: „Здесь жили четыре семьи еще до образования колхозов, и они… выкорчевали лес и всякую чащобу до хребтов и превратили в луга зеленые… а когда эта проклятая война началась, жители этой Черемшанки решили, пока молодые мужики дома, переехать в деревню Усть-Ханда, а деревня рядом. В ноябре 1941 года, когда Киренга встала, они почти за месяц все постройки перевезли и поставили там“. Бывшему колхознику, уроженцу этой деревни Иванову Роману за успешные бои с фашистами присвоили звание Героя Советского Союза».
Около устья Ханды, на левом берегу Киренги расположена тунгусская деревенька у подошвы горы.6 Здесь в первый раз Крыжин (Иван Степанович Крыжин — член Императорского Русского географического общества, в 1857 году занимался исследованиями истоков рек Лены, Киренга) встретил поля, засеянные хлебом (стр. 219). В 1901 году Хандинский выселок входил в состав Карамского сельского общества Качугской волости Верхоленского уезда Иркутской губернии и насчитывал 22 мужчины и 20 женщин. (стр.227). В 1930 году в деревне Ханда, в специально приспособленном помещении в 36 кв. м, располагалась 1 классная комната школы 3-летки, где обучались 35 учащихся в возрасте от 7 до 13 лет (стр.245). В 1932 году в Ханде было организовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ) «Красный колхозник» (стр.256). В Хандинский сельский совет, председатель Голышев, на рубеже 20-30-х гг. входили выселок Увагэ, выс. Чука, выс. Бабинча, выс. Заброда, выс. МНС, деревня Старая Ханда, дер. Закурня, дер. Сокча (стр. 257). В протоколе №2 от 18.02.1931 г. общего собрания граждан Хандинского сельского совета, где присутствовали 12 женщин и 15 мужчин, упоминаются Саженов Василий Филимонович, Иванов Макар Васильевич, Налунина Елена Ивановна, Семенов Александр Павлович, Налунин Петр Иванович, Егоров, Зеленых Анна, Саженов Егор Алексеевич, Бутаков П. К., Саженова В. Ф., Бутакова Екатерина Алексеевна, Иванова Дарья Алексеевна, Пащенко Иван Евстафьвич. Одним из постановлений собрания стало принятие на сдачу государству в среднем по два фунта масла с коровы. Председатель: Бутаков Роман Алексеевич. Секретарь: т. Пащенко и учитель Егорова В. И. Протокол №2 от 14.02.1931 г. общего собрания выселка Чука Хандинского сельского совета «О лесозаготовках», присутствовали 10 мужчин и 8 женщин. Обязались заготовить лес на прируб школы и пожарный сарай в 1932 году. Председатель: Саженов Т. В. Секретарь: Гаянтуллина (стр.258).
Список жителей Казачинско-Ленского района Иркутской области, расстрелянных в городе Киренске по решению тройки УНКВД Иркутской области от 15 мая 1938 года:
6. Бутаков Роман Гаврилович, 1868 года рождения, уроженец села Ханды, Казачинско-Ленского района, русский. Единоличник, проживал в селе Ханда. Арестован 22.02.1938.
8. Налунин Василий Афанасьевич, 1890 года рождения, уроженец села Ханды Казачинско-Ленского района, русский. Единоличник, проживал в селе Караме Казачинско-Ленского района. Арестован 23.02.1938.
9. Налунин Степан Афанасьевич, 1884 года рождения, уроженец села Ханды Казачинско-Ленского района, русский. Единоличник села Карама Казачинско-Ленского района. Арестован 23.02.1938 (стр. 266).
Самый известный житель, Роман Гаврилович Иванов, родился в 1922 году в деревне Ханда Казачинско-Ленского района в семье крестьянина. Член КПСС с 1942 года, русский. Окончил трехлетнюю школу в родном селе, а затем учился и работал завхозом в Карамской семилетней школе. Перед войной был выдвинут на должность секретаря редакции районной газеты «Путь Октября». В сентябре 1941 года был призван в армию, окончил Черниговское военно-инженерное училище, находившееся тогда в Иркутске. С октября 1942 года командовал взводом саперов на Сталинградском, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Отвагу и мужество проявил при форсировании Днепра. 26 октября 1943 года Иванову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды. Умер от ран в госпитале города Баку в 1944 году (стр. 278).
В 1951 году было произведено укрупнение колхозов, деревень и сел: Карам, Ханда образовали один колхоз «Искра» (стр. 287). Васса Семёновна Зуева, 1933 г.р., д. Ханда: «Я сама завозчиком была, мужикох в тайгу на охоту завозила, хоть и с животом каким была. Завозила в лес верхом на коне» (стр. 293). Октябрина Иннокентьевна Сафонова, 1936 г.р., с. Карам: «А какие названия местностей вот от Ханды до Карама? — Сразу Заброда, там покосы. Теперь Большой остров, покосы это уже. Осиновка речка. Чука речка. Черемша, там покос, раньше люди жили на ём. Потом тут Тюменцева покос. Раньше было жилище, люди жили. Черемша — тоже жилище. И на Заброде люди жили. Ну хоть не деревня, два-три дома. Места же раньше занимали, и селились везде. Заимки» (стр.294). На стр. 229 приведен фрагмент карты Иркутской губернии в 1914 году с границей между Киренским и Верхоленским уездами. Указаны Ханда и Забродская на левом берегу Киренги и Заречная — на правом берегу Киренги. А в окрестностях Ханды местные жители — по рассказам хандинки Зои Васильевны Городиловой — находили обломки керамической посуды и металлические наконечники стрел (стр. 422).
«После быстрого перехода, длившегося целые сутки, русские очутились снова на реке Лене в той местности, где в нее с восточной стороны впадает река Тутура (1631 г., А.Л.)7. Там жило в то время много тунгусов, которые прежде платили ясак бурятам, теперь же стали давать его русским. <…> Здесь Бекетов узнал о дороге, ведущей на верховья реки Киренги, и что по этой реке находится еще больше тунгусов. Эти вести заставили Бекетова, чтобы удобнее собирать ясак с тунгусов и оберегать их от притеснений со стороны бурят, построить в устье реки Тутура острог и притом найти средства, которые позволили бы легко подчинить тунгусов, живущих на Киренге».
«Ещё в начале января месяца в Жигаловской волости организовалась артель из 12 человек.8 Решили искать золото. Ушли в глухую тайгу. Долго путешествовали по речке Келоре, впадающей в Тутуру. Провели здесь 55 поденщин, выбили 9 шурфов, но золота не нашли. Старатели не разочаровались и двинулись в другое место. Прошли тайгой ещё 20 верст. Идти было трудно: всё время через снежные сугробы. Наконец остановились. Затратили 60 поденщин, выбили три шурфа, но золота и признаков нет. Долго думали, гадали и пошли на третье место. На это раз двинулись в местность Ханду. Тоже прошли глухой тайгой по снегу. На этом месте затратили 155 поденщин, выбили 6 шурфов и только в последнем шурфе обнаружили золото. Старатели в один голос закричали: — Есть золото. Мы обогатимся! Но продукты исчезли. Грезила голодовка, и артель вынуждена была вернуться домой. Долго грезятся артели золотые миражи Ханды. Артель просит теперь золотопромышленников исследовать Ханду. Золото в Ханде наверняка есть». Рудых.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотая паутинка памяти. Годы 1957 – 2012 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других