1. Книги
  2. Современная русская литература
  3. Андрей Пюккенен

35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы истории отечественной авиации

Андрей Пюккенен
Обложка книги

Книга, написанная на основе ранее не публиковавшихся архивных данных, рассказывает о боевом пути одной из авиационных частей Первой Мировой войны, ставшей первым экзаменом для Российского Императорского воздушного флота, о мужестве русских военных авиаторов. В книги приведены многочисленные описания боевых вылетов, биографии авиаторов, редкие фотографии и архивные документы. Адресована всем интересующимся военной историей, историей отечественной авиации.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы истории отечественной авиации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Большое наступление

1 апреля 1916 года во время совещания, прошедшего в ставке Верховного главнокомандующего под председательством императора Николая II, было принято решение о новом наступлении в Галиции, которое началось 2 мая и вошло в историю как Брусиловский прорыв, ставший последней крупной успешной операцией Русской армии в Первой Мировой войне. Целью его было возвращение территорий с городами Львов и Перемышль, занятых Русской армией летом-осенью 1914 года и утраченных летом 1915 года во время контрнаступления германско-австрийских войск, получившего название Горлицкий прорыв.

Новому наступлению предшествовала огромная работа авиационной разведки. Экипажами авиаотрядов, входивших в состав четырех армий, были выполнены 798 разведывательных самолето-вылетов. В наступлении и подготовке к нему приняли участие около 100 русских самолетов.

Офицеры авиаотряда. Остановка во время перевозки по железной дороге

Конечно же, активная работа по разведке, бомбардировке и корректировке огня велась и во время наступления.

12 июня 1916 года лётчик прапорщик Н. О. Волк с наблюдателем поручиком А. А. Санковским вылетели из Луцка на «Вуазене» на разведку, и в районе линии фронта был атакован двумя неприятельскими самолётами. Получивший повреждения «Вуазен» перестал слушаться управления, завалился на левое крыло и самопроизвольно совершил две мёртвые петли. Авиаторы сумели вернуть контроль над аппаратом и совершили вынужденную посадку у местечка Торчин.

Увы, были и тяжелые потери. Так, 17 августа при возвращении из разведки «Вуазен» 35-го корпусного авиационного отряда с летчиком-наблюдателем поручиком Стефаном Греймом и лётчиком рядовым Г. Ф. Охрименко был атакован четырьмя самолетами противника, которые преследовали уже загоревшийся русский самолёт до аэродрома в Торчине.

При падении «Вуазен» взорвался, оба авиатора погибли. Поручик Стефан Грейм был посмертно награждён орденом Св. Георгия 4-й степени, а рядовой Охрименко — Георгиевским крестом 4-й степени.

Вдова поручика Грейма перевезла тело мужа с Западной Украины в Кузнецк Нижегородской губернии, где он был с воинскими почестями похоронен на Ильинском Стародворянском кладбище. В начале 1917 года Стефан Грейм был посмертно удостоен чина штабс-капитана.

О том, с каким риском было связано выполнение боевых заданий на устаревших к тому времени самолетах «Вуазен» свидетельствуют сухие строки двух документов.

Телеграмма от 7 августа 1916 года из штаба 7-й армии начальникам штабов корпусов:

«Ввиду случаев назначения для преследования самолетов противника наших аппаратов типа „Вуазен“ прошу распорядиться не делать таких назначений ввиду того, что „Вуазен“ берет слишком медленно боевую высоту, имеет в сравнении с аппаратами противника небольшой ход и таким образом задачу не может выполнить, только напрасно изнашивается мотор».14

Телеграмма начальнику штаба Юго-Западного фронта от 17 сентября 1916 года из штаба 7-й армии:

«Ввиду обилия на фронте армии у противника истребителей и быстроходных аппаратов, вооруженных пулеметами, глубокая разведка стала весьма трудной, наши аппараты, зашедшие далеко в тыл противника, сбиваются им и гибнут. Единственным способом для ведения глубокой разведки является сопровождение разведчиков истребителями или высылка последних непосредственно для разведки. В настоящее время в армии остался один истребитель. Второй потерпел сильную аварию и надолго выбыл из строя и два командированы в восьмую армию. Прошу усиления воздушных средств армии придачей нескольких аппаратов истребителей или хотя бы возвращением двух аппаратов из восьмой армии».15

Командиру XXXV авиационного отряда

ноября 19 дня 1916 года

Свидетельствую об отличной и высокополезной работе вверенного Вам XXXV авиационного отряда летчика-наблюдателя корнета Соболевского у деревни Шельвов, в период боев с 25 августа по 5 сентября с.г., как в деле разведки, так и корректировке стрельбы тяжелых батарей. По батареям противника. Что же касается факта подбития 3-й батареей II тяжелого дивизиона, то таковой подтверждения не получил.

Вр. Командующий бригадой полковник Шкадышев

Бригадный адъютант поручик Берлинский16

Лето 1916 года, награждение нижних чинов Георгиевскими крестами

Солдаты и унтер-офицеры, награжденные Гергиевскими крестами

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «35-й корпусной в небе Великой войны. Страницы истории отечественной авиации» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

14

РГВИА фонд 2129 опись 1, дело 216

15

РГВИА фонд 2129 опись 1, дело 216

16

РГВИА Ф. 2003, оп.2, дело 650

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я