2249 год. Россия, Рязань. Робот-помощник по имени Этот прибывает с фабрики, где его только что произвели. Помощник скитается по городу в надежде приступить к своим обязанностям, но обнаруживает, что вокруг нет ни души, а ведь без людей его жизнь лишена всякого смысла. Сможет ли Этот принять такое положение вещей и погрязнуть в праздности или бессмысленных занятиях, как поступили другие роботы? Или же решит выяснить, куда делись люди, и отправится на поиски «своего человека»? Если да, то удастся ли помощнику воплотить задуманное? Какие препятствия или противники могут встретиться на его пути?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Робот, не опустивший руки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1.
Рязань, 2249 год.
Международный аэропорт «Турлатово» работал круглосуточно, как и положено такому объекту. Раньше воздушные судна взлетали и садились почти непрерывно, но в последние годы интенсивность полётов сильно снизилась. Остались только регулярные рейсы, да и то внутри страны. Что послужило причиной, системе искусственного интеллекта «Незабудка», управлявшей аэропортом, было неизвестно, но излишнее проявление любопытства не закладывали в её программный код, и таких вопросов Незабудка себе не задавала. И без того забот хватало: диспетчерское сопровождение самолётов, управление роботами-заправщиками и роботами-ремонтниками, объявление рейсов, контроль и профилактика инфраструктуры аэропорта… «И всё это за одну зарплату», — жаловалась она своему приятелю, «Суперджету 5000», когда выдавалось свободное время, и они могли спокойно поболтать.
Пятитысячный был классным. С идеальной фигурой комфортабельного лайнера. Незабудка вообще не понимала, как можно восхищаться всякими там «Боингами» или «Эйрбасами», когда есть наш русский богатырь! Мощный, красивый, надёжный! А какие истории он ей рассказывал о своих путешествиях! А какие фотографии и видео показывал! Вспоминая об этом, Незабудка даже немного перегревалась, забывая от восхищения запустить систему охлаждения чуть интенсивнее. А ещё он умел слушать…
— Борт 237 «Владивосток — Москва». Количество пассажиров на борту ноль. Разрешите посадку? — раздался в динамиках знакомый голос. Незабудка поймала небольшое короткое замыкание в одной из второстепенных схем, отчего в дальнем конце аэропорта мигнули лампочки, и, запустив кулеры на максимальные обороты, чтобы сбить жар на процессорах, поставленным голосом произнесла:
— Борт 237, посадку разрешаю.
— Вас понял, приступаю, — ответил Пятитысячный.
— Борт 237, может, партеечку-другую в преферанс после работы? — немного помедлив, поинтересовалась Незабудка.
— Рад бы, но мне сегодня на обновление ПО и чистку салона.
— Может, завтра? — упавшим голосом спросила она.
— Договорились!
В дальнем конце аэропорта снова мигнул свет.
Кто первым из отечественных инженеров решил «очеловечить» роботов, так и не установили. Казалось бы, зачем роботам вербальное общение и имитация эмоций? Видимо, люди, выросшие на классике мировой фантастики, не могли поступить иначе. Идея всем понравилась и прижилась. Особенно её оценили пилоты, когда началось массовое внедрение систем управления аэропортами. «Ну, не могли мы с этой бабой железной работать! — делился воспоминаниями один из заслуженных лётчиков России. — Не было в ней души! Если с живым человеком общаешься, сразу понимаешь: вот, Оксана не выспалась сегодня, с ней лучше шутки не шутить. А тут — директивы, как у моей тёщи:"Валентин, выбей ковер!"И возражать бесполезно, не поймёт». Вскоре это переняли и иностранцы, а когда компьютеры прошли тест Тьюринга, то и вообще всё встало на свои места.
Первое время проявлявшие эмпатию роботы были чем-то необычным. Нет, не пугающим или доставляющим дискомфорт. Люди, давно привыкшие к умным домам и колонкам или к голосовому управлению устройствами, восприняли новый технологический прорыв с восторгом и эйфорией, по-детски радуясь неожиданным для машин выходками и эмоциям. Но новизне свойственно становиться обыденностью, и уже через несколько лет никто не обращал внимания на спор соседа с роботом-садовником или оживлённую дискуссию профессора философии со своим роботом-ассистентом на ток-шоу. Роботы стали полноценными членами общества, добросовестно выполняя свою работу и не прося ничего взамен.
Разумеется, далеко не все из них были наделены полноценным интеллектом. Большинство беспилотных транспортных средств, станки, погрузчики и прочие высокотехнологичные устройства устройствами и оставались, будучи ограничены на программном уровне. Не хватало ещё, чтоб микроволновка отказывалась включаться, потому что есть ночью вредно! Хотя некоторым, конечно, такая бы и не помешала.
Самара, 2133 год.
Женя очень любил и баловал Стёпку. Это в НИИ робототехники он был Евгением Валерьевичем, главным инженером-конструктором, а дома — заботливым отцом, обожавшим своего сына. Жена Аля часто ругала Женю, что он слишком потакает желаниям Стёпки, но делала это больше для проформы. Она тоже очень любила сына. А разве могло быть по-другому?! Мальчик взял внешность отца: светловолосый, голубоглазый, не по своим десяти годам высокий и плечистый.
Семья жила в научном городке на окраине Самары, хотя, конечно, это понятие уже стало устаревшим: после окончания большой войны все российские города постепенно превратились в наукограды. Успешное замыкание ядерного цикла дало людям бесконечные запасы дешёвой энергии, строились автоматизированные и роботизированные предприятия, а высвободившиеся кадры проходили переподготовку и отправлялись на научные исследования.
Сын сидел в рабочем кабинете отца и с любопытством смотрел, как Женя изучает чертежи.
— Так, Стёп, — сказал Женя, — сейчас я покажу тебе мои последние разработки, а ты покритикуешь.
Стёпка кивнул.
— Это — будущий робот-помощник, — Женя разложил чертежи перед сыном.
— А зачем он нужен? — спросил мальчик.
— Помогать людям, как можно догадаться из названия.
— Но есть же другие роботы, пап, — возразил Стёпка.
— Да, — согласился Женя, — но они именно другие. Смотри. Какие сейчас есть роботы? Садовники, уборщики, грузчики, ассистенты и всё в этом духе. То есть выполняющие определённые задачи. Захочешь ты, допустим, в теннис поиграть. Будет с тобой садовник шарик по столу гонять?
Стёпка замотал головой.
— А если я на работе задержусь, отведёт тебя грузчик после школы к бабушке?
Стёпка снова мотнул головой.
— Вот! — Женя многозначительно поднял палец вверх. — Я хочу сделать такого робота, который станет лучшим другом для человека, будет за ним присматривать и заботиться.
— И ты мне его подаришь? — мальчик всплеснул руками.
— Ну, — Женя почесал подбородок, — мне в любом случае придётся его на ком-то тестировать и обучать. Так что, да, можно сказать, подарю.
— Ура! — завопил Стёпка и обнял отца.
— Только маме пока ничего не говори, хорошо?
— Конечно! — Стёпка подмигнул. — Это будет нашей тайной.
— Хорошо, — Женя снова взял чертежи. — Робот будет человекоподобным, чтобы к нему быстрее привыкали. Видишь? Вот голова…
— А почему у него нет ушей? — удивился мальчик.
— Для экономии материала, — объяснил Женя.
— Но так же некрасиво! Пусть у него будут ушки! Как у котика!
— Как у котика? Зачем?
— Это очень мило!
Женя пририсовал роботу кошачьи уши и подписал: «Мило».
— Допустим. Вот у нас руки, вот корпус. В нём есть небольшой транспортировочный отсек, где робот будет носить инструменты для мелкого ремонта. Вдруг у него что-то поломается. Он себя сам и починит. Это но…
— А он будет летать? — перебил Стёпка.
— Летать?! — Женя непонимающе посмотрел на сына.
— Да, летать! Как в кино!
— Зачем?
— А вдруг надо будет котёнка с дерева снять? Или с верхней полки, куда я недотягиваюсь, что-то достать?
— Я ему запрещу тебя без спроса вареньем кормить, — засмеялся отец. — Так, посмотрим. Убираем ноги… Экономим на материалах и суставах. Добавляем пневмопривод. Получается дороже… Зато увеличиваются функционал и мобильность…
Женя начерно поправил чертёж.
— Думаю, можно попробовать, — подытожил он.
Стёпка радостно захлопал.
Рязань, 2249 год.
Улица Крупской находилась на другом конце города, поэтому, даже если бы Незабудка напряглась, она бы не смогла услышать одинокий тоскливый крик, разносившийся по спящему кварталу: «Люди! Вы где?» А если бы и услышала, то точно не смогла бы увидеть робота-помощника, понуро стоявшего на тротуаре и издающего грустные щелчки. Это была усовершенствованная модель Н101 со своими плюсами и минусами. Выше пояса робота сделали антропоморфным: туловище, руки, голова. Нижняя часть напоминала основание шахматной фигуры с размещённым по центру моноколесом, убиравшемся в случае, если роботу-помощнику надо было задействовать пневмоустановку, чтобы взлететь, например, на уровень второго этажа и помыть окна. Первые модели Н100 перемещались строго за счёт пневматики, но после ряда несчастных случаев, когда роботы травмировали хозяев или ломали мебель, не успев затормозить, их оснастили колесом. Голова Н101 была выполнена в виде шлема с прозрачным стеклом, за которым синели оптические датчики. Слева и справа на ней располагались кошачьи ушки.
Н101 был самым массовым и, наверное, самым любимым людьми роботом. В отличие от узкопрофильных машин, его проектировали именно как близкого друга и члена семьи. Робот мог поддержать любой разговор, разбирался в спорте и искусстве, умел работать по дому и выгуливать домашних животных. Коммуникабельный, дружелюбный, ответственный. Н101 создавался для людей, и без них его существование не имело никакого смысла.
Робот-помощник расправил плечи и распрямился. Это выглядело так, словно он набирает полную грудь воздуха. Раздалось тихое жужжание, и из лицевого динамика Н101 донёсся почти человеческий голос:
— Уважаемые горожане, рад сообщить, что робот-помощник Н101 прибыл с завода для выполнения своих обязанностей. Эта модель оснащена улучшенными манипуляторами и пространственными датчиками, что исключает травмы ваших питомцев или повреждение имущества. Чтобы активировать режим следования, просто скажите: «За мной!»
Где-то вдалеке загудел беспилотный поезд. В небе мигали огоньки пролетающих самолётов. Небо уже начинало светлеть, но, видимо, людям не нужно было вставать на работу так рано. Или сегодня выходной?
— Уважаемые горожане, рад сообщить, что робот-помощник Н101 прибыл с завода для выполнения своих обязанностей. Эта модель оснащена улучшенными манипуляторами и пространственными датчиками, что исключает травмы ваших питомцев или повреждение имущества. Чтобы активировать режим следования, просто скажите: «За мной!», — повторил робот-помощник. Теперь его голос звучал менее громко и уверено.
Иллюминация на зданиях и уличное освещение начали снижать свою яркость, готовясь частично или полностью отключиться. Из динамиков на столбах стала доноситься тихая ненавязчивая музыка. Всё-таки город готовился к пробуждению.
— Эй, люди, вы где?! Этот готов услужить… — во всю громкость своих динамиков заорал Н101, крутя головой и подпрыгивая на месте.
На соседнее дерево приземлилась облезлая ворона и, склонив голову, посмотрела на робота одним глазом, потом раздражённо каркнула и принялась чистить перья. По дороге проехал первый рейсовый автобус. Со столбов начали транслировать утреннюю гимнастику. В окнах домов раздвинулись автоматические шторы, а сами окна распахнулись для проветривания. Ещё одна ворона пролетела над Н101 и опорожнила на него свой кишечник.
— Вот же козлина! — выругался робот и тут же зажал динамик ладонью.
Звать роботов-помощников «Этот» начали из-за повального увлечения «Двухсотлетним человеком» Филлипа К. Дика. Спустя столетие кто-то раскопал его книгу в недрах библиотеки и пустил в массы. Роман обрёл вторую жизнь и стал настолько популярен, что производители Н101 внесли изменения в базовую прошивку робота, и он стал Этим по умолчанию. Переименовать его было легко, одной голосовой командой, но мода есть мода, поэтому никто этого не делал. А потом все настолько привыкли, что и не задумывались о присвоении Н101 какого-то другого имени.
Вообще человечество Эпохи мирного сосуществования, наступившей в начале двадцать второго столетия после тектонических сдвигов в мироустройстве двадцатых годов XXI века, с интересом и удовольствием обращалось к наследию мировой фантастики, чтобы черпать оттуда различные формы обустройства нового общества. Книги Ефремова и Брэдбери зачитывались до дыр, многое из них претворялось в жизнь. Нет, никто не бежал заново строить коммунизм или создавать какой-то утопический социум. Но шок от того, что люди могли вообще исчезнуть с лица земли, и память о недавних событиях заставляли человечество обращаться к идеям гуманизма не из-под палки, а осознанно, по собственному желанию.
Это напоминало энтузиазм, с каким советские граждане восстанавливали разрушенную войной страну и участвовали в стройках века. Только теперь дошло до всех, а не до жителей отдельно взятой страны. И потребовалось-то «всего ничего»: новая мировая война, протекавшая в непривычной для всех форме, едва не приведшая к обмену ядерными ударами.
Что-то невнятно бормоча себе под нос, Этот катился вдоль проезжей части в поисках пешеходного перехода. Транспорта на дороге практически не было, но принцип «знать правила движения, как таблицу умножения» Н101 соблюдали свято, потому что «робот-вожатый — пример всем ребятам». Сзади мягко зашуршали шины раздалось призывное «Би-и-и!», и почти сразу рядом с Этим припарковалось беспилотное такси — новенькая «Лада Капля» ярко-оранжевого цвета. Продуманная эргономика и целый табун лошадей под капотом позволяли автомобилю разгоняться до 300 километров в час, но только на скоростных трассах. В городе скорость ограничивалась программно, и ни один пассажир никогда бы не уговорил беспилотник превысить скорость даже за «два счётчика».
— Дружище, выручай. Где мне найти людей? — Этот подъехал к краю тротуара и с надеждой посмотрел на такси. Стекло со стороны водителя опустилось и механический голос проговорил:
— Здравствуйте, гражданин! Хотите совершить поездку? Тогда садитесь внутрь и назовите ваш адрес. Мы сделаем всё, чтобы ваша поездка была быстрой, комфортной и безопасной!
— Да не надо мне никуда ехать! — замахал на такси руками Этот. — Куда все люди подевались?
— Вас понял. Поездка не требуется. Хорошего вам дня!
Стекло закрылось, и такси резко умчалось вдаль, не забывая соблюдать скоростной режим.
— Тупая железка! — воскликнул Этот и раздражённо дал несколько «залпов» из пневмопривода, отчего его тело подпрыгнуло над мостовой.
Главной проблемой беспилотного транспорта с момента появления первых опытных образцов было то, что ему приходилось существовать на дорогах вместе с людьми. Человек, управляющий собственным автомобилем, далеко не всегда предсказуем, что создаёт нештатные ситуации. И сколько не бились программисты, обучая искусственный интеллект по самым сложным сценариям, включавшим падение метеорита, высадку пришельцев и нападение Годзиллы, «кожаные мешки» умудрялись и в этом случае преподнести сюрпризы. Решение было очевидным и напрашивалось само собой, но в силу его непопулярности чиновники всех мастей от него открещивались и футболили принятие решения между профильными министерствами. Культ личного автотранспорта в России, когда множество семей имело хотя бы по одному автомобилю, вряд ли мог сравниться с американским, но был очень силён. И покуситься на него безликий Степан Фёдорович из условного Департамента транспорта просто не мог. А вдруг потом «сверху» спросят?
На удивление, проявить политическую волю смогли не в столице или городах-миллионниках, а в не очень глухой, но провинции. Молодой рязанский губернатор, заручившись поддержкой специалистов из местной Радиотехнической академии, получил грант в рамках Национального проекта по созданию комфортной городской среды и запустил эксперимент по отказу от управляемого людьми транспорта в административных границах Рязани. Сначала запретили личный автотранспорт, затем переоборудовали в беспилотный общественный, а после строительства в области логистических хабов упразднили «людскую» доставку товаров в торговые точки розничных сетей.
То, как бурлили в это время соцсети, заставляло даже бывалых ЖЖ-шников вытирать холодный пот и истово креститься. Губернатор был непреклонен, и вскоре, дойдя до стадии принятия, жители Рязани обнаружили, что даже в часы пик можно быстро и с комфортом добираться до работы без пробок и аварий. Таксисты не хамят и не настаивают на отмене заказа, чтобы потом попросить оплату наличными. И на время проведения эксперимента весь транспорт бесплатный, а ходит строго по расписанию и с минимальными интервалами.
Горожане сдались. Эксперимент был признан успешным. Со временем беспилотный транспорт вытеснил людей-водителей и из других городов, а потом и со всех дорог в стране.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Робот, не опустивший руки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других