Не человек для государства, а государство для человека – таков основной принцип современного демократического государства. Никто не имеет права монополизировать государственную или политическую власть. Все граждане независимо от общественного или имущественного положения равны перед законом, который обязателен для всех в одинаковой степени. С этими положениями коммунисты полностью солидарны. Коммунистическая доктрина исходит из приоритета общегосударственного (общенародного).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демократия и коммунизм. Эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Андрей Тихомиров, 2022
ISBN 978-5-0056-5821-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Реестр рекордов России Рекордсмен Наибольшее количество тематических книг, изданных одним автором:
https://reestrrekordov.ru/naibolshee-kolichestvo-tematicheskih-knig-izdannyh-odnim-avtorom/
Сайт автора:
http://gazetavseti.narod.ru/
Демократия и коммунизм
Фото с сайта: http://gazetavseti.narod.ru/Discussions.htm
Некоторые политические аналитики считают, что демократия и коммунистическая доктрина — несовместимые понятия. Однако это не так.
Хотя понятия и демократии, и коммунизма менялись, тем не менее, в них существует некая константа. Термин «демократия» в переводе с греческого языка означает власть народа, но как реально это должно осуществляться — предмет длительных дискуссий. Коммунизм тоже предполагает, что любая власть должна быть народной, поэтому и выдвигает на первое место народное самоуправление.
В современных условиях принято считать, что подлинно демократический режим должен основываться на принципах народовластия, гуманизма, открытости общества, защите и гарантиях прав и свобод человека. Не человек для государства, а государство для человека — таков основной принцип современного демократического государства. Никто не имеет права монополизировать государственную или политическую власть. Все граждане независимо от общественного или имущественного положения равны перед законом, который обязателен для всех в одинаковой степени.
С этими положениями коммунисты полностью солидарны. Коммунистическая доктрина исходит из приоритета общегосударственного (общенародного). Существовал Союз коммунистов (1847—1852 гг.), Маркс и Энгельс в 1848 г. написали «Манифест Коммунистической партии», официально коммунистической партией становится Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) в 1918 г., после прихода к власти в результате Октябрьской революции (переворота, кому как нравится), а затем и другие партии левого направления принимают схожие наименования.
Главный лозунг коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». В советские времена государственная идеология подчеркивала принципиальную осуществимость идеалов коммунизма. Сегодня, после крушения Советского Союза и ликвидации большинства стран социализма, число скептиков резко возросло. Многие исследователи и публицисты высказывают мысль, что коммунистическое общество вряд ли способно развиваться. В то же время выдвигаются и такие суждения: коммунистическая идея возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему; на протяжении нескольких эпох она находила отклик в сознании людей, подтверждая свою притягательную силу.
Коммунистическая идея относится к сверхдальнему прогнозу, а он неизбежно включает в себя элементы утопии. Еще большей критике подвергаются сегодня марксистские представления о путях и способах переустройства общественной жизни, о роли революционного насилия в общественно-историческом развитии. Говоря о коммунизме как обществе социальной справедливости, исключающем любые проявления насилия, Маркс и Энгельс, тем не менее, считали, что путь к этому обществу пролегает только через социалистическую революцию, то есть через период острого классового противоборства. И хотя они резко выступали против его крайностей, «бесполезных жестокостей», предупреждали, что «восстание было бы безумием там, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем», однако вывод их был однозначен: поскольку буржуазия добровольно власть не отдаст, постольку пролетариат (трудящиеся) должен завоевать ее. При этом насилие, как считали Маркс и Энгельс, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, веками совершаемое насилие над трудящимися.
Правы ли, однако, были Маркс и Энгельс, отводя насильственным действиям, пусть даже во имя благородной цели, столь значительную роль? Можно ли построить светлый справедливый мир, начиная преобразования с использования принуждения, репрессий, всевозможных ограничений в масштабах государства? Не происходит ли при использовании таких средств подмена цели?
Драматические события истории XX в., особенно в нашей стране, заставляют вновь и вновь возвращаться к этим мучительным вопросам.
Возникшие в конце XIX — начале XX веков различные общественно-политические направления и идейные течения, пытавшиеся применить марксизм в новых исторических условиях, резко разошлись, прежде всего, в вопросе о допустимости и целесообразности революционного насилия.
В начале XXI века из-за постоянных мировых кризисов вновь марксизм стал актуален, сегодня труда Маркса и Энгельса изучают во многих странах.
Можно выделить основные признаки демократического режима, которые полностью признаются коммунистами:
Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народу должна принадлежать учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей во власть, имеет право участвовать непосредственно в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
Участие граждан в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Однако реализация на практике идеалов прямой демократии оказывается невозможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Граждане избирают своих представителей в структуры власти и делегируют им на определенный срок свои полномочия. Носителями представительной власти являются парламенты, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. На основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируются структуры исполнительной власти.
Приоритеты прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Государственная власть должна защищать естественные права и свободы рядовых граждан: право на жизнь, достоинство, здоровье, образование, работу, социальное обеспечение и т. д., а также политические свободы, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь.
Политическое равенство всех граждан. Каждый гражданин может избирать и быть избранным в органы власти. Никто не должен иметь политических преимуществ.
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Существование гражданского общества и правового государства. Законам принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко определены формы и механизмы деятельности государства, а также пределы свободы граждан, гарантируемые Конституцией.
Практическое проведение в жизнь принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна и независима, исполняет свои определенные функции. Судебная власть полномочна отменить решения исполнительной и законодательной власти.
Политический плюрализм, многопартийность. Политические партии должны быть поставлены в одинаковые правовые условия. Партия, получившая большинство голосов избирателей на выборах, получает право на формирование органов власти и становится правящей партией. Партии, проигравшие выборы, становятся оппозиционными.
В силу исторических событий, когда против большевиков выступили все остальные партии, в стране сформировалась однопартийная система, но в народном Китае существуют наряду с Компартией и другие партии.
Идеологический плюрализм. В обществе отсутствует одна официальная идеология. Ряд идеологических течений могут противостоять друг другу, но не в ущерб национальным интересам общества. В статье 6 Конституции СССР 1977 г. говорилось: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». В ходе исторического развития СССР перманентно (постоянно) находился в состоянии или «холодной» или «горячей» войны, поэтому формировался и «культ личности», и вождизм, когда лидер нации наделялся функциями главнокомандующего. Если бы социализм (как первая стадия коммунизма) победил первоначально в развитых странах, как и писал Маркс, то он и был бы мирным и спокойным. Но пролетарская революция произошла в слабом звене империализма — России.
Гласность и свобода средств массовой информации, которые могут выражать мнение, отличающиеся от официальных установок. Допускается существование альтернативных источников информации. В деятельности властных структур преобладают методы убеждения, компромисса, учитывается мнение меньшинства, оппозиция не преследуется. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению.
Армия, полиция, органы безопасности находятся под постоянным демократическим контролем. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено, — разрешено». Таким образом, демократия и коммунизм — это вполне совместимые понятия. (Андрей ТИХОМИРОВ июль 2011, «Демократия и коммунисты»).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демократия и коммунизм. Эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других