1. книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Андрей Тихомиров

Книга Товита – научный комментарий текста

Андрей Тихомиров (2023)
Обложка книги

Книга Товита у православных христиан неканоническая, у католиков каноническая. Эта книга не фигурирует в иудейском Танахе, её нет в протестантских изданиях, она написана около 200 г. до н. э. Книга сохранилась в вариантах на греческом и латинском языках, хотя первоначальный текст её был записан на семитском языке, среди свитков Мертвого моря находились фрагменты книги на еврейском и арамейском языках. Греческий текст в Септуагинте и латинский текст в Вульгате имеют разночтения. Содержание книги имеет религиозную и нравственную направленность: она призывает подавать милостыню, хоронить умерших и вести нравственную семейную жизнь.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга Товита – научный комментарий текста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

1 Когда я возвратился в дом свой, и отданы мне были Анна, жена моя, и Товия, сын мой, в праздник пятидесятницы, в святую седмицу седмиц, приготовлен у меня был хороший обед, и я возлёг есть. (Каждый седьмой год, по закону Моисея, назывался субботним, после семи субботних лет следующий, пятидесятый, год назывался юбилейным."Священная"7).

2 Увидев много снедей, я сказал сыну моему: пойди и приведи, кого найдёшь, бедного из братьев наших, который помнит Господа, а я подожду тебя. (Приглашение к столу бедняков из"избранного народа", которые помнят Яхве).

3 И пришёл он и сказал: отец [мой], один из племени нашего, удавленный, брошен на площади. (Товий сообщает, что удавленный израильтянин лежит на площади).

4 Тогда я, прежде нежели стал есть, поспешно выйдя, убрал его в одно жильё до захождения солнца. (Товит спрятал тело).

5 Возвратившись, совершил омовение и ел хлеб мой в скорби. (После омовения Товит ел в печали).

6 И вспомнил я пророчество Амоса, как он сказал: праздники ваши обратятся в скорбь, и все увеселения ваши — в плач. (Амос — иудейский пророк).

7 И я плакал. Когда же зашло солнце, я пошёл и, выкопав [могилу], похоронил его. (Труп захоронен).

8 Соседи насмехались [надо мною] и говорили: ещё не боится он быть убитым за это дело; бегал уже, и вот опять погребает мёртвых. (Погребать убитых в Ниневии запрещалось, так же и в зороастризме, хоронить умерших должны были только особо уполномоченные люди. Первая книга Авесты, Вендидад, — одно из наиболее поздних сочинений (I в. до н. э. — I в. н. э.). Вендидад начинается с описания сотворения мира Ахура-Маздой (Благим господом). Далее следует поэтическое описание 16 стран, населенных почитателями этого божества. Вторая и третья главы рассказывают об истории человечества и об основателе цивилизации — Иаме. Остальные части первой книги Авесты посвящены моральным, гражданским и религиозным предписаниям, выраженным в форме законов поведения человека, главное место среди которых занимают рассуждения о нечистоте, возникающей в результате прикосновения к трупу, и изложение способов освобождения от этой нечистоты. Вторая книга называется Ясна. Это более древняя книга. Она излагает богослужебный культ зороастризма, приводит молитвы и магические формулы, сопровождающие жертвоприношение. Среди других молитв — обращения к огню и воде. Культ огня имел особое значение. В зороастрийских храмах (в том числе и в храмах современных парсов Бомбея) нет никаких изображений божеств. Верующие поклоняются горящему на алтаре огню. Вход в храм для иноверцев воспрещен. Так как труп считается нечистым, то осквернять огонь прикосновением к трупу запрещено. Нельзя оскорблять этим прикосновением также священные стихии — землю, воздух и воду. Поэтому зороастрийцы отдают тело покойника на растерзание хищным зверям и птицам. Обычно это делается в специально отведенном месте („дакмы", или „башни молчания"). Обглоданные кости собирались и складывались в особые хранилища — оссуарии. Висперед, третья книга Авесты, — это собрание литургических молитв к божествам.).

9 В эту самую ночь, возвратившись после погребения и будучи нечистым, я лёг спать за стеною двора, и лице моё не было покрыто. (Товит спит под открытым небом).

10 И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили тёплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду. (В глаза, по-видимому, попали экскременты воробьёв).

11 А потом жена моя Анна в женских отделениях пряла шерсть (Жена Анна была пряха).

12 и посылала богатым людям, которые давали ей плату и однажды в придачу дали козлёнка. (Оплата козлёнком).

13 Когда принесли его ко мне, он начал блеять; и я спросил [жену]: откуда этот козлёнок? не краденый ли? отдай его, кому он принадлежит! ибо непозволительно есть краденое. (Товит подумал, что козлёнок краденный).

14 Она отвечала: это подарили мне сверх платы. Но я не верил ей и настаивал, чтобы отдала его, кому он принадлежит, и разгневался на неё. А она в ответ сказала мне: где же милостыни твои и праведные дела? вот как все они обнаружились на тебе! (Ссора супругов).

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Книга Товита – научный комментарий текста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я