Книга пророка Амоса – научный комментарий текста

Андрей Тихомиров, 2023

Книга Амоса – самая ранняя из пророческих книг Ветхого завета. Амос – один из меньших пророков, живший в царствование Озии, иудейского царя, почти за 800 лет до н. э., современник пророка Исаии. Книга пророка Амоса состоит из 9 глав. Отличительной чертой ее служит обилие сравнений, аллегорий, взятых из земледельческой и сельской жизни. Амос предсказывает грозный суд Божий на соседние с Иудеей земли и на сам Израиль, предостерегает, увещевает его, грозит ему, убеждает покаяться. Он видит в кажущемся благополучии предвестие грядущего упадка. Поэтический стиль этого древнего поэта-пророка полон жизненности и живого воображения, его образы естественны и разнообразны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга пророка Амоса – научный комментарий текста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

1 Слушайте слово сие, которое Господь изрёк на вас, сыны Израилевы, на всё племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: (Постоянные ссылки на египетский плен, из которого якобы вывел данный бог).

2 только вас признал Я из всех племён земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. (Избранность не дает привилегий, а является обязанностью по отношению к Яхве. И если обязанность не выполняется, то именно избранных ждет особое наказание. Яхве карает зло во всем мире, даже когда зло совершает один языческий народ по отношению к другому, потому что он прежде всего бог правосудия. Это и определяет его отношение к Израилю. Израиль действительно"избранный народ"Яхве, но в это понятие Амос вкладывает новый смысл Ранее израильтяне верили, что если Яхве покровительствует своему народу, то это объясняется очень просто: Израиль — это народ Яхве, а Яхве — бог Израиля, так же как Хамос — бог Моава и т п. Бог связан со своим народом узами родства, узами крови — представление, свойственное всем религиям в эпоху родового строя и сохранившееся у древних евреев в пережиточных формах и в более поздние времена, о чем свидетельствуют, в частности, столь обычные у них теофорные имена (например, Ахияху (Яхве — мой брат), Авияху (Яхве — мой отец) и др.), — пишет Рижский М.И. в книге"Библейские пророки и библейские пророчества", с. 101-102, — В силу этой связи народ обязан быть верным своему богу-родичу: не поклоняться чужим богам, не приносить им жертв и т. д. Но и от бога ожидается такое же преданное отношение к своему народу. Вопросы этики и справедливости к этому никакого отношения не имели. У Амоса мы улавливаем нечто иное. Оказывается, тот факт, что Яхве считает Израиль своим народом, во-первых, вовсе не дает последнему оснований ожидать от бога каких-то особых преимуществ и снисходительности. Напротив, устами пророка Яхве заявляет, то есть"вещает"заинтересованные в этом жрецы иудаизма).

3 Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? (Пример из жизни).

4 Ревёт ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подаёт ли свой голос львёнок из логовища своего, когда он ничего не поймал? (Аналогия с жизнью животных).

5 Попадёт ли птица в петлю на земле, когда силка нет для неё? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в неё? (Аналогия с жизнью животных).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга пророка Амоса – научный комментарий текста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я