Писатель и блогер Андрей Толкачев, автор книги "Ищи! Лови! Твори! Калейдоскоп источников вдохновения" создал уникальное руководство по генерации решений. Креативные инструменты, такие как лайфхак, метафора, фьюжн, инверсия, ассоциация, аналогия, для тех, кто работает головой, кто генерирует новые решения в своей области деятельности. В материале предлагается 100 способов нахождения решений. На реальных примерах своих клиентов и участников курсов автор показывает, как придумать идею, как быстро решить проблему, как быть нестандартным, как находить целевую аудиторию и увлекать ее своим проектом. Время, потраченное на 1 инструмент – максимум 10 минут, а извлечение возможностей на годы вперед! И главное – получение удовольствия от процесса работы. Это нельзя пропустить, поэтому, для знакомства с книгой, не забудьте захватить блокнот и карандаш. Книга для представителей творческих профессий, связанных с писательством, искусством, журналистикой, копирайтингом, блоггингом, дизайном, рекламой и хенд-мейд мастерством.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд успеха. 100 способов генерации решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вопросотерапия
Задавание вопросов, игра вопросов, как выясняется, это эффективный мотиватор. Назовем его «Вопросотерапия».
Выжимание «5 почему»
Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему.
Решая свои проблемы мы никогда не задумываемся, что решаем их под копирку
Инерция?
Боязнь рисковать?
Страх не решить?
Гордыня, что так лучше получится?
Конечно надо пробовать иначе!!!!
Возьмите блокнотик. И для интереса забросьте туда свою проблему.
И далее по примеру ниже.
Пример проблемы: автомобиль не заводится.
Почему? — Батарея разряжена. (Сначала почему)
Почему? — Генератор не работает. (Во-вторых, почему)
Почему? — Обрыв ремня генератора. (В-третьих, почему)
Почему? — Ремень генератора истек срок службы и не заменялся. (В-четвертых, почему)
Почему? — Автомобиль не обслуживался в соответствии с рекомендованным графиком обслуживания. (В-пятых, почему, основная причина)
Метод был первоначально разработан Сакичи Тойода и использовался вToyota Motor Corporation во время эволюции ее производственных методик.
Удачи!
Не мной замечено, как дети прекрасно справляются со словом «Почему?», конечно родителям придется превратиться в шапку, с которой играет шалун Тузик, но что не сделаешь ради своего чада. А если серьезно… Зададим себе пять разных вопросов, которые начинаются со слова «Почему?» и попробуем найти 5 разных ответов. Может быть иногда нужно превратиться в ребенка, «достающего» своих родителей (в нашем случае родителем выступит наш же мозг). Прием четко углубляет тему, помогает избежать поверхностных вопросов, а главное, выискивает неожиданные версии ответов. Если ты устраняешь лишь симптомы проблем — ты борешься с её внешними проявлениями, и ситуация глобально не изменится, вслед за одними симптомами появятся другие. Это всё равно, что ретиво обрывать листья сорняка, оставляя в земле корень.
Прием «5 Почему» хорош тем, что помогает найти корень проблемы.
Способ.
Представьте, что у вас сорвалась деловая встреча. Каждый вопрос «Почему?» работает в паре с ответом. 4 пары уже поработали — бери пару № 5 (сформулируй свои вопрос и ответ).
— Почему сделка сорвалась?
— Потому что партнер не приехал.
— Почему он не приехал?
— Ему это не нужно.
— Почему он не был мотивирован?
— Мы не нашли чем его мотивировать
— Почему вы не нашли для него мотиватор?
— Надеялись, что наше предложение вызовет его интерес.
— Почему….?
–…
C помощью Рис. «5 Почему» нужно задать вопросы и начать последовательно отвечать на них по вашему товару, чтобы вывести его скрытые от глаз преимущества на чистую воду.
Способ
Закрываем глаза — на 1 минуту представляем продукт/проблему
Задаем первый, приходящий в голову вопрос, например: «Почему он такого цвета?».
Даем ответ.
По той же схеме подводим следующий вопрос и так далее.
Выбираем Решение — победитель конкуренции между 5 ответами.
Соединим свой продукт с победившим решением.
Рис. «5 Почему»
Способ 3. Бизнес-модель для ритейл-бизнеса
В миссии 3 есть один нюанс — нам хватило «4 Почему». Итак, поищем новую бизнес-модель для ритейл-бизнеса:
1. Почему магазин?
Может центр, клуб, кафетерий, фудкорт, зона отдыха.
2. Почему продажи?
Может что-то показывать, дегустировать, консультировать, ремонтировать, проверять.
3. Почему товары?
Может продавать услуги, пакеты услуг, решения, помощь, делать ремонт часов, очков, принимать бытовую технику, изготавливать — открыть мини-пекарню, миникафе.
4. Почему только мы этим занимаемся?
Может провести семинар для дилеров.
Тренировка 1. Почему я должен искать новую работу?
Мои 5 ответов на 5 “Почему”. Ваши 5 ответов на 5 “Почему”
1. Начать новое дело на стороне параллельно с основной работой
2. Выступить с инициативой нового направления или проекта на старой работе
3. Обсудить перевод на другую должность
4. Переквалифицироваться
5. Расширить/сузить свои полномочия на основной работе
Битье орехов «Как еще?»/«Что еще?»
Обычаи Японии настолько просты и наполнены смыслом, что хочется привнести их в свою жизнь. Например, всю осень японцы любуются сменой времен года. У этого занятия даже есть название: момидзигари — «охота на осенние краски». Люди выходят на природу, чтобы полюбоваться, как меняют цвет листья на деревьях.
Простейшая схема. Связать два ответа на «Как?» и «Что?»
Мы задаем разные параметры «как-то и что-то» — происходит динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, вызывающее новый эффект. Например, скорлупы и ядра расколотого ореха. Ты будто разбиваешь крепкий орех и тем самым отвечаешь всего на два вопроса: «как разбить» и «что там внутри». На удачу. Мы не знаем, что там внутри какого-нибудь грецкого ореха, может плод уже испорчен, а может он вкусен и полезен. Есть такая история. Фермеру запретили строительство навеса для лошадей на собственном поле по какой–то формальной причине. «Как еще?» — наверняка сказал себе фермер, задумывая что-то другое в замену навеса. Он не растерялся и построил («Что еще?») деревянные стол и стулья, для которых разрешения не надо… просто настолько большие, что лошади могут под ними находиться.
Кейс. Проблема развития «O.M. SCOTT AND COMPANY» (фирма по распространению продукции для садоводов, продает семена, удобрения, пестициды)
• Cитуация.
В свое время эта фирма была микро-магазином с обычной продукцией для садоводов — ничем не лучше, чем у конкурентов.
• Задача
Завоевывать нишу рынка с помощью стратегии партизанского маркетинга!
• Проблема.
Все товары для сада практически одинаковы, да и аргумент в пользу товара для покупателей одинаков: типа «разработки на научной основе». Как следствие, люди не обращают внимания на название фирмы-изготовителя.
• 2 Инсайта
Как еще? Продавцы фирмы Скотта провели опрос среди покупателей: «Как еще мы можем помочь садоводам?». Покупатели пожаловались на то, что им не удается правильно засеивать и обрабатывать газоны.
Что еще? Скотт организовал курсы садоводов, а позднее ввел в продажи простое механическое устройство, получившее название «сеялка Скотта» — маленькая тачка с отверстиями, размер которых можно изменять для корректировки потоков семян или удобрений для внесения в почву.
• Результат. Скромный магазин по продаже семян превратился в лидера на рынке товаров для садоводов.
Тренировка 1. Спецзадание. Возьмите самый заурядный продуктовый минимаркет на вашей улице и «разогрейте» его!!!
Задача тоже заурядная — повышение прибыли.
Способ.
1. Напишите 5–6 ответов на вопрос «Как еще?» и напротив на вопрос «Что еще?»
2. Из всех ответов найдем те, которые хорошо очищаются от скорлупы и из них можно создать деловое предложение.
Тренировка 2. Спецзадание. Однажды снежный ураган блокировал работу аэропорта в Детройте…
Авиакомпании Northwest Airlines не удалось подвести свои самолеты к выходам, чтобы высадить пассажиров. В результате 4 тыс. человек в 30 самолетах сидели 8 часов. Правила и процедуры не позволили принять креативное решение. Высадить пассажиров на взлетно-посадочных полосах и доставить в аэропорт
Способ.
1. Напишите 5–6 ответов на вопрос «Как еще?» и напротив на вопрос «Что еще?»
2. Из всех ответов найдем те, которые хорошо очищаются от скорлупы и из них можно создать деловое предложение.
.
Способ 1. Продукт на новом рынке
Ситуация. Как-то одна известная фирма-продавец цветов по почте решила выйти на американский рынок, чтобы продавать лаванду, которой местные жители не знали.
Цель. Вывод продукта на новый рынок
Способ
1. Как-то. По Маккензи мы установили что старый продукт нужно внедрить на новый рынок: аромат лаванды на рынок, где ее не используют.
2. Что-то. Что для нас является препятствием, а что — способствует? Используем «образ жизни» как проводник внедрения
3. Зачем-то.… Дебрифинг! Как включить лаванду в образ жизни? — Какие элементы образа жизни внесут лаванду каждому американцу?
Ваше решение складывается из трех частей.
Шесть вопросов
Как ни крути, есть шесть важных вопросов.
Возьмите новый лист бумаги или создайте новый текстовой документ. Напишите вверху основную тему рассказа, а затем задайте 6 основных вопросов: «кто?», «что?», «когда?», «где?», «зачем?», «как?»
Ответьте на каждый из этих вопросов, пользуясь предложениями из написанного вами текста. Например, если вы взяли тему «Весна», на вопрос «кто?» вы можете ответить «мы с мамой». «Когда?» — «в один теплый майский день, когда мне было шесть лет». «Где?» — «в саду за нашим старым домом». «Почему?» — «потому что это был один из самых счастливых моментов в моей жизни». «Как?» — «в саду были только мы с мамой, сестры еще не пришли из школы».
Теперь перечитайте свои ответы. Возможно, на какой-то вопрос вы ответили несколькими предложениями, а какой-то оставили без ответа. Если вы больше всего написали о «где?» и «почему?», возможно, на этом и стоит основывать ваше сочинение.
Фристайл вопросов
Акт познания состоит не в том, чтобы изобрести новую мысль, чего нельзя сделать хотя бы в силу дискретности времени, а нужно организовать то, что породит саму эту мысль.…Не прямое порождение мысли, а создание неких напряжений и сцеплений или возможностей, которые породят мысль…
«Шоссе в никуда» — название нашумевшего фильма или метафора для человека, потерявшего свою дорогу…, человека, опустившего от бессилия руки… Но «Ее Величество Жизнь» cостоит из вопросов, задает нам вопросы, и иногда, за нас на них отвечает… А попробуем задать себе вопрос (это иногда лучше, чем задаст его жизнь). Последствия незаданных вовремя вопросов чудовищно смехотворны. Мой коллега Майкл Микалко предложил обратиться к записям в книгах Патентного бюро США. В них-то мы и обнаружм «шоссе в никуда»: пеленки для попугаев (или попугайчят–прим. автора), будильник, пускающий струйку воды в лицо спящего (радость спящего будет непомерна-прим. автора) и леску для выуживания глистов из желудка (чем не хобби?-прим. автора).
Опросник — для меня это подобие игры в шахматы, где белые фигуры задают вопросы, а черные — должны ответить. Вопросы. Самые разные… В «Опроснике» ты задаешь вопросы, и ты же на них отвечаешь. Между «Тобой и Тобой» будто зеркало Гезелла (стекло, зеркальное с одной стороны и затемненное с другой). Это для того, чтобы ты по-разному взглянул на ситуацию при составлении вопросов и ответов.
Если продолжить аналогию с шахматами, «Опросник» в каком-то случае — это спокойная испанская партия, а иногда и агрессивный ферзевый гамбит. Все в определенных алгоритмах, они заложены в каждом инструменте и представлены в схемах. Поэтому идея опросника — это задать вопрос — мобилизатор, чтобы зацепиться за невидимые на первый взгляд крючки решений. Затем войти в группировки вопросов, которые связаны «одной целью», «скованы одной цепью», чтобы между ними происходила интерференция (взаимное влияние). Комбинации вопросов рождают уникальные инсайты, в чем ты убедишься, как только приступишь к одному из инструментов.
Так для меня вопросы…
…Это сети, которые хочется порвать, чтобы распутать крупную рыбу верных ответов.
…Это виноградники, где нам предстоит вырастить урожай вкусных решений.
…Это поединки внутри тебя — победишь и сам повесишь себе пояс Лонсдейла (награда в профессиональном боксе).
…Это задаваемые в определенной последовательности вопросы, чтобы лучше понять проблему и направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям.
Итак, продемонстрируем искусство спуска с горы. Мы «тестируем» склон. Вопросы — это его холмы, бугры и впадины (после впадины Бентли нам и «море по колено»), поэтому вопросы — прямые и задиристые — цепляем к ним ответы-способы спуска, помогающие нам успешно преодолеть трассу — вопросы и ответы взаимосвязаны. По окончании включаем импровизированное видео своего спуска и нажимаем на паузу нужного ответа, который принесет желаемый результат. Вопросы как бы попадают в разные отрезки горной трассы. Только не падать! Для этого попутно оцениваем ситуацию и принимаем решение, как пройти участок пути.
Способ.
Представлю себе пакетик отечественных чипсов, невзрачный и неаппетитный, в закрытой упаковке, с шуршащими россыпями продукта внутри.
В таблице 1. заполню 7 пунктов по трем столбцам. 5 остальных пунктов оставлю для вашего продукта незаполненными. Познакомившись с примерами 7 решений нужно добавить свой вариант по чипсам в 5 пустых строк.
Столбцы определим следующим образом:
• Первый столбец «Ключевой вопрос». Какие вопросы пришли бы мне в голову, глядя на продукт? Заполняю первый столбец, где вопросы последовательно пролагают путь друг для друга.
• Второй столбец «Критическая оценка» — это по сути диссиметрия. Во втором столбце рассматриваю ситуацию в существующем объекте или системе — ищу противоречие и наношу удар, как в джиу-джитсу, в наиболее уязвимое место — даю критическую оценку.
• Третий столбец «Новое Решение». Нахожу новые решения для своего концепта.
4. Решение. У меня проявило себя новое направление потребления чипсов. Передаю эстафету вам!
Таблица 1. От ключевого вопроса к новому решению.
Способ.
• Главная проблема в продажах продукта — сезонность в употреблении: летом — пьют, зимой — нет.
• В этой миссии, на каждом этапе трассы (Рис. 1) применим сокращенный вариант, состоящий из двух элементов: «Ключевой вопрос», например, «Чего не хватает квасу?» и «Инсайт-ответ» например, «Традиция».
• Пройдите трассу — для этого рядом с каждым этапом впишите свой вопрос и ответ по продукту, который вас интересует. Мои ответы лучше прикройте листком бумаги, а потом откройте — сравните варианты: свой и мой.
Рис 1. Трасса для фристайла
Серпантин поиска
Серпантин (от лат. serpent — «змея») — извилистая горная дорога и её участки, образующие крутые повороты, витки, петли. Поэтому, если во фристайле, как инструменте, все предопределено, то в серпантине — путь должен нас удивлять. А путь — это наши вопросы и ответы. Значит, нужен «серпантиНнНнНннный» образ мыслей. Для этого вопросы должны быть крутыми и извилистыми как эта горная дорога. Но выход из виража преподнесет новый сюрприз — возможно более крутой вираж, что аж захватит дыхание. Поэтому на пути немало дедлайнов. Может быть именно так изобретенные в начале 19 века механизмы для наказания заключенных и измельчения зерна со временем превратились в беговые дорожки для тренировок.
Способ:
Шаг 1. Тестирование Идеи на серпантине 4-х поворотов (Рис 1. Приключения контейнера), чтобы «сжать» задачу до оптимального решения. Главное — вписаться в каждый поворот.
Шаг 2. Результат. Эти вопросы вдохновили одну компанию на создание новаторского изделия: складного мусорного ведра. Оно изготовлено из пластика, хранится как плоский лист в сложенном виде, простые крепежные лапки и система быстрой сборки и разборки. Оно смотрится лучше, чем прочие контейнеры для мусора, и «пожирает» не так много ресурсов матушки-Земли.
Рис 1. Приключения контейнера
Кейс. Вопросы выводящие из благодушного состояния к критическим и конструктивным идеям
1. Как вы себя чувствуете?
Эмоциональная разрядка клиента и ориентация его в нужном направлении.
Выясняем ценности: движение-компания-общение
2. Что c вами происходит?
Участники группы вспоминают и сообщают о пережитом опыте и о своей потребности.
3. Согласны ли вы с тем, что?
Чему научил клиента опыт?) Согласны ли вы, что забота для вас самое главное?
4. Что если..?
Экстраполировать опыт на то, что бы произошло, если бы изменились условия.
5. Что бы вы сделали по-другому?
Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.
6. Как бы вы реализовали это в реальной жизни?
Эффект сравнений: соотнести разный опыт. Как вам удается реализовать вашу заботу?
Способ.
Возьмите 1 любимую идею из серии: попасть…, добиться…, поехать…, попробовать… получить….
Задайте по избранной идее 4 наводящих вопроса в рис. «Серпантин вопросов».
Экспромтом дайте 4 ответа в рис. «Серпантин ответов».
Сделайте выбор самого удачного ответа.
Рис. 1. «Серпантин вопросов»
Рисунок «Серпантин ответов»
Способ.
1. Сформулируем свое новое направление работы.
2. Зададим 4 наводящих и удивляющих вопроса в схеме «Серпантин вопросов».
3. Экспромтом дадим 4 удивляющих ответа в схеме «Серпантин ответов».
Схема «Серпантин вопросов»
Схема «Серпантин ответов»
Способ «12 друзей оушена»
Умение слушать, задавать самые простые вопросы и любопытство — важнейшие условия успеха в бизнесе… Ричард Брэнсон
Мы постоянно получаем сигналы(вызовы) от новых проблем. Не успевая ими заняться во время — мы ощущаем что они уже собрались в стаю и готовы растерзать нас за бездействие. Как превратить, например, 12 вызовов в 12 друзей[3]? Когда ко мне пришла такая мысль — я загорелся, тут же произнес первое пришедшее в голову название этой операции Мозговой штурм «Сhallenge-12». Интересно, когда художник Роберт Эрнест Милтон Раушенберг в качестве материала для своих произведений стал использовать колеса, лопаты, шестеренки и разный мусор, может в них он сначала обнаружил своих друзей?
Здесь тестируется дружба со своими идеями и принципами — все они должны стать компанией закадычных друзей, объединиться вместе (конечно, после проверки «на вшивость»). Здесь и сейчас.
Способ.
• Рисуем круговую диаграмму (круг занимает весь лист и разбит на 12 долек).
• Проводим индивидуальный или коллективный мозговой штурм по наполнен ию долек формулировками 12 ключевых вопросов по одной теме. Каждый вопрос — это вызов, это мотиватор выуживания проблемы (вносится независимо от реализуемости и жизнеспособности). Как в Таблице 1. «Пример 12 сформулированных вопросов по одной теме».
• Если у вас есть проект — заполняем 12 стикеров-ответов. На 1 стикере пишется 1 ответ и клеится в 1 ячейку. Каждый ответ на вопрос — это инсайт, он извлекается из каждой проблемы. Оценка и критика запрещены.
• Все ответы интегрированы в логическую цепочку из 12 стикеров, построились в кружок и готовы запуститься. Чем не “Колесо Фортуны”? Закрутим в нужном направлении — каждое звено определит инерцию движения для последующего звена.
Таблица 1. Пример 12 сформулированных вопросов по одной теме
Кейс: Ваше турагентство находится в бизнес центре, где помимо него ещё 200 компаний. Задача — превратить 200 компаний в своих клиентов. Бюджет ограничен (примерно 50 000 рублей).
На рисунке видно центральное звено (ствол) — туристическое агентство «Happy travel». От центрального звена отходят линии (корни) к другим звеньям — это задачи.
Задача 1. Создать и изготовить рекламную раздаточную продукцию: визитки, брошюры. — 10 000 руб. на печать рекламной продукции: 1000 шт. визитки, 500 шт — брошюры.
Задача 2. Выяснить основной маршрут посетителей бизнес-центра и поставить промоутера(ов) на вход в бизнес-центр и на основные проходные места для раздачи рекламного материала. — 10 000 руб. на работу двух промоутеров в течении одной рабочей недели (2 промоутера, 5 дней, 5 часов в день, со ставкой 200 руб./час).
Задача 3. Создать рекламную акцию"Приведи друга"для сотрудников компаний, обитающих в данном бизнес-центре. Суть акции: получение скидки клиентом на туристические путевки при приведении клиента в компанию. — 5000 руб. на печать рекламных брошюр.
Задача 4. Необходимо"рассказать"об открытии. Устроить открытие турагентства — создать праздничное оформление офиса — арка из воздушных шаров на вход, раздача бесплатной сувенирной продукции — ручки, флешки, брендированные сладости, брелоки, календари и пр. — 15 000 р.
Задача 5. Договориться с местной точкой питания об акции."Покушай вкусно — получи вкусную скидку". При покупке десерта"Чизкейк"(или любого другого), клиент получает карточку со стирающимся полем, в котором будет указан выигрыш — размер скидки, или фраза"Попробуй еще". — 12 000 руб. — изготовление 1000 скретч-карт (скретч-карта — это карта с нанесенным на нее стираемым слоем, под которым размещают пин-коды (цифровые, буквенно-цифровые, буквенные, в сочетании различных регистров).
Задача 6. Познакомиться с соседями. Необходимо, чтобы один или несколько сотрудников турагентства обошли компании-соседей и рассказали вкратце об открытии и предложили свои услуги и партнерские предложения о корпоративных выездах для компаний. — бесплатно, задача входит в должностные обязанности сотрудников.
Задача 7. Предновогодняя лотерея. Собрать заявки с сотрудников компаний-соседей. В качестве участия, необходимо предоставить визитку и дать согласие на участие в розыгрыше. И в преддверии Нового года разыграть скидку в 10 % на любой оформленный тур. — 2000 руб. — стоимость лототрона (лотерейный барабан).
Задача 8. После заполнения клиентской базы (при помощи визиток, полученных с лотереи и иных контактов) делать постоянную рассылку на горячие туры и иные предложения по путевкам. — бесплатно, задача входит в должностные обязанности сотрудников.
Итого затрат: 54 000 тысячи рублей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гайд успеха. 100 способов генерации решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других