NFT, блокчейн, метаверсы, Web3 – новые и непонятные термины, которым пророчат успешное будущее в креативной среде. Так ли это на самом деле?В сборнике «Nовый Fормат Tворчества» эксперты из индустрии подробно объясняют, что такое NFT, как он устроен и почему сфера его применения гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Это не инструкция по инвестированию: мы рассматриваем данный феномен как новую технологию, позволяющую создавать творчество нового формата в культурной и креативной среде.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Nовый Fормат Tворчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Составитель Анна Асатурова
Составитель Анастасия Полева
Составитель Екатерина Белкина
Составитель Валерия Чистякова
Составитель Елизавета Никишина
Дизайнер обложки Анастасия Полева
© Анастасия Полева, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0059-3020-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Слово составителей
Прогресс не стоит на месте, и прогресс в сфере креативных индустрий не исключение. С каждым днем появляется все больше новых технологических инноваций, которым пророчат успешное будущее и невероятный уровень востребованности среди специалистов. Но так ли это на самом деле?
NFT, DAO, блокчейн, метавселенные и другие термины, обозначающие прорывы в области технологий, уже стали частью нашей как повседневной, так и профессиональной жизни. Однако многие из этих терминов еще остаются не полностью изученными, и поэтому могут возникать сложности в их восприятии и некоторая доля предубеждений к ним, особенно среди специалистов из областей креативных индустрий.
Фокус данной книги — технология NFT. Мы, группа студентов магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ — Анна Асатурова, Анастасия Полева, Екатерина Белкина, Валерия Чистякова и Елизавета Никишина, создали сборник, в котором постарались разобраться во многих вопросах, связанных с феноменом NFT, и опровергнуть многие стереотипные суждения, связанные с ним. Сразу оговоримся, что мы рассматриваем NFT не с точки среди инструмента для инвестиций, а с точки зрения новой технологии, способной повлиять на развитие культурной и креативной среды и позволяющей создавать творчество нового формата. Мы хотим показать, что сфера применения NFT гораздо шире, чем кажется на первый взгляд, и что, возможно, многим культурным и арт-институциям стоит присмотреться к данной технологии.
Сборник «Nовый Fормат Tворчества» создан на основе материала, собранного во время интервью со специалистами из индустрии — Гербертом Шопником, Антоном Нечаевым, Александром Карлявиным, Анастасией Мишиной, Натальей Гудович, Анастасией Хохловой, Александрой Адаскиной, материала из научного исследования Алины Андреевны Махоткиной и материала, предоставленного Telegram-каналом «NFT на доступном» и независимым сетевым изданием The Blueprint.
Зная, что в NFT могут быть преобразованы различные по формату вещи: произведения цифрового искусства, оцифрованные произведения аналогового искусства, медиаресурсы, игры, брендовые предметы и даже твиты и комментарии, — мы хотим предложить читателю во время изучения нашего сборника представить, что он путешествует по NFT-маркетплейсу, где токенами являются главы, каждая из которых стремится отразить свой взгляд на технологию и ее место в креативных индустриях.
Мы надеемся, что наш маркетплейс ресурсов об NFT сможет побороть скептицизм деятелей культурной и медиаиндустрии и раскрыть перед ними, как и зачем использовать NFT, чтобы это приносило пользу.
Состав экспертов:
• эксперты, приглашенные на интервью: Герберт Шопник, Антон Нечаев, Александр Карлявин, Анастасия Мишина, Наталья Гудович, Анастасия Хохлова, Александра Адаскина
• автор научного исследования «NFT: функционирование нового рынка digital art-объектов и мотивации его ключевых акторов» Алина Андреевна Махоткина
• эксперты эфиров #CommunityThursday Telegram-канала «NFT на доступном»: Даниил Зуев, Алексей Победкин, Александр Ждамиров
• автор независимого сетевого издания The Blueprint Полина Садовникова
Составители сборника: Анна Асатурова, Анастасия Полева, Екатерина Белкина, Валерия Чистякова и Елизавета Никишина.
Все вокруг говорят про NFT, метавселенные, крипту и блокчейн. Бренды выпускают коллекции одежды и нанимают специалистов по метавселенной, музеи создают произведения искусства NFT, а мемы уходят с NFT-аукциона за миллион долларов. Разобраться в новой реальности проще, чем выговорить «невзаимозаменяемый токен». Перед вами — толковый словарь, который специально для The Blueprint составили основатели одного из самых крупных телеграм-каналов по теме — «NFT на доступном»
Текст: Полина Садовникова
1/Airdrop
Это бесплатная раздача криптовалют, токенов или NFT. Участник эирдропа выполняет определенные условия раздачи, и после этого на его кошелек высылается дроп. Является способом популяризации проектов в криптосфере.
В дверь постучали три раза, попросив подписаться на их твиттер, пригласить двух друзей в проект и дать адрес своего кошелька.
— Опять эирдроп, — подумал Штирлиц.
2/Asset
Имущество, актив, средства. То, что покупают, продают и держат в своих кошельках, является финансовым криптоактивом. В это понятие входят как токены, так и NFT с криптовалютой.
Для хорошего самочувствия необходимо каждый день проводить в движении. Именно поэтому начинающий криптомагнат Сергей проводил каждый день в движении своих активов с одной криптобиржи на другую.
3/Blockchain
Система, на которой существует весь мир крипты. Это способ надежно хранить и передавать информацию. Заключается он в том, что каждый криптоактив имеет свой уникальный код. Все эти активы выстраиваются в цепь, информация о которой хранится у каждого пользователя в этой сети. Это позволяет избежать внешнего вмешательства в цепь и создает высокий уровень безопасности.
Небезызвестный биткоин работает при помощи блокчейна. Каждая монета (и даже криптоцент) имеет свой уникальный код, который переписывается при смене владельца.
4/Crypto Art
Произведения всех форм искусства в цифровом формате. Главная особенность — право собственности. Оно закрепляется уникальным токеном на базе блокчейна — NFT. Он незаменяем и подтверждает подлинность произведения искусства.
Где-то в мире крипто-арта:
— Это правда мой NFT, я его нарисовал!
— Ну конечно, рассказывай. На воре и токен горит. Я с райткликерами не разговариваю.
5/DAO
Децентрализованная автономная организация. Проект или компания, где не существует руководства. Все решения принимаются сообществом, а функционирование автономно и поддерживается программами.
Программист Петр работал в АО, а программист Павел — в DAO. Так что Петра уволил совет директоров, а Павла — искусственный интеллект.
6/DYOR
Do Your Own Research — «Проведите свое собственное исследование». Аббревиатура, которая призывает пользователя самостоятельно оценивать риски и анализировать проекты, прежде чем в них инвестировать.
Никогда не понимал, как люди в 90-х могли попасться на удочку МММ. Хорошо, что я не такой и вложил все деньги в одну монету по совету арабского трейдера из телеграм-канала! И никакой DYOR не нужен.
7/DeFi +
Decentralized finance — «Децентрализованные финансы».
Альтернативная финансовая система, призванная заменить традиционную. Базируется на блокчейне и смарт-контрактах — программах, которые закрепляют обязательства сторон и сами могут выполнить простые действия вроде возврата средств и прочая. Смарт-контракты нельзя изменить и взломать, они вшиты в блокчейн.
Новость в газете 2039 года: «Гражданину Н. криптоколлекторы выломали дверь в метавселенной. Причиной стала невыплата процентов по кредиту в биткоинах. Деньги были взяты при помощи смарт-контракта в DeFi. У Н. конфисковали его NFT-единорога».
8/Diamond hand
Люди, которые держат актив, несмотря на его обесценивание. «Играть вдолгую» — про инвестора — diamond hand.
— Да, я слышал про diamond hand. Не смотрел, но мне очень нравятся фильмы с Никулиным!
— Почитай-ка еще раз про инвестиции лучше…
9/Digital Art
Это направление в искусстве, основанное на использовании компьютерных технологий.
— Почему ты перестал вешать картины Моне?
— Я уже не восхищаюсь импрессионизмом! Теперь я вдохновляюсь диджитал-артом.
— И поэтому поставил на рабочий стол пиксельную обезьяну в кепке?
10/Digital collectibles
Проекты, которые выпускают коллекционные активы. Это могут быть аватарки, фигурки или любой другой цифровой элемент. Они используются от предоставления членства в сообществах до видеоигр.
— Сын, я слышал, тебе нужно хранилище для твоей многомиллионной коллекции, так что я купил тебе выставочное помещение в центре.
— Спасибо, пап… Но мне нужна была простая флешка для диджитал-коллекции криптопанков!
11/Drop
Процесс, когда NFT появляется на рынке и становится доступным для свободной покупки.
Где-то возле коливинга в Кремниевой долине:
— А Энтони выйдет?
— Нет, он наказан!
— А NFT дропнете хотя бы?
12/ETH
Эфир, популярная криптовалюта, вторая по стоимости после биткоина. Он является не только платежным средством, но и базой, на которой функционируют смарт-контракты и другие токены.
Чтобы отдохнуть от смарт-контрактов на эфире, криптоэксперт едет в деревню за смарт-настойкой на морошке.
13/Fiat
Фиат — это форма денег, которая выпускается правительством и не поддерживается драгметаллами. Является законным платежным средством.
Главный редактор долго не мог понять, в какой раздел крепить заголовок «На итальянском фиате далеко не уедешь»: то ли в экономику, то ли в автомобили…
14/Floor price +
Floor price — самая низкая зафиксированная цена на предметы в коллекции.
— Привет, спишь? Не дает покоя одна мысль: если сделать NFT-паркет, то что будет его floor price? Он же и так пол, то есть floor…
— Три часа ночи, ты в своем уме?
15/fomo
Fear of Missing Out — «Страх упущенной выгоды и возможностей». Может стать причиной необдуманных действий.
— Борис, дорогой, тебе не стоит все время следить за стоимостью биткоина и нервничать. Ты ведь не тварь дрожащая, а Homo sapiens.
— Я Fomo sapiens.
16/Gas +
Сбор за операции в сети Ethereum. Эта комиссия достается майнерам в награду за предоставление вычислительных мощностей для работы сети, потому и зовется газом или топливом.
— Мама, сегодня на классном часу просили сдать по 0,001 ETH на газ для школьных NFT!
— Школьные NFT? Звучит как скам, ты смотрела, кто авторы?
17/Gasless minting
Опция, позволяющая чеканить NFT без платы за газ.
NFT без газа — майнер без хлеба!
Грустно, конечно, но кто из нас не хочет минимизировать издержки?
18/Gems
Малоизвестный криптоактив с большим, если не гигантским потенциалом. Вкладываясь в него, трейдеры ожидают кратного увеличения его стоимости, или, как они говорят, «больших иксов».
Дядя Федор из крипто-Простоквашино пошел искать не клад, а гемы, чтобы потом поймать большие иксы и уехать на ретрит на Бали.
19/GIF
Растровый, независимый от аппаратного обеспечения, формат анимированных графических изображений. GIF-файл также может быть криптоактивом — в формате NFT.
— Профессор Дамблдор, это что, живые фотографии и картины в Хогвартсе?
— Это? Нет, что ты, Гарри. Это просто моя коллекция криптогифок!
20/HODL
Долгосрочное хранение активов в надежде получить прибыль в будущем.
— Ты решил деньги со счета не снимать?
— Получается, ходл…
— Получается, я опять плачу.
21/KYC
Know Your Customer или Know Your Client, «Знай своего клиента» — принцип работы финансовых институтов, который обязывает их идентифицировать личность человека перед тем, как тот сможет проводить операции.
— Дорогой, если ты держишь криптофирму, почему тебя все время видят с дамами в кафе?
— Я просто следую принципу «Знай своего клиента», не более!
22/Listing
Выставление NFT на продажу на маркетплейсе.
Учитель информатики понял, что безнадежно отстал от нового поколения, увидев листинг ответов на его контрольную на OpenSea.
23/Metadata
Метадата (или метаданные) включает в себя описание любого интересующего нас файла (дата создания файла, имя автора или редактора, версия, а также технические характеристики).
Потомственная прорицательница Галина не то чтобы умела узнавать о людях по фотографии… Но по файлу jpeg она могла восстановить метаданные и сказать, где и во сколько фотография была сделана.
24/Metaverse
Метавселенная — это концепция постоянного онлайн-3D-мира, которая объединяет множество различных виртуальных пространств. Метавселенная позволяет пользователям работать, встречаться, играть и общаться вместе в этих 3D-пространствах.
Конечно, метавселенная — продукт будущего. Все сегодняшние достижения в метаверс пока что похожи на совместный труд Нико Пиросмани и Пикассо. Но не теряем оптимизма и вооружаемся VR-шлемами. Первому игроку приготовиться!
25/Mining
Добыча криптовалюты. Совершается при помощи компьютеров и специальных майнинг-ферм.
Интересно, что считает майнер-криптофермер перед тем, как уснуть? Криптоовечек?
26/Mint
Выставить ваш NFT на продажу, создать уникальный объект в блокчейне, который можно хранить/продавать/покупать.
Дилемма: не ясно, кто первый завладел Северным полюсом. Роберт Пири или человек, заминтивший картинку полюса за 300ETH.
27/NFT
Невзаимозаменяемый токен. Суть обычной криптовалюты в том, что каждая «монетка» в сети идентична другой и никак не отличается: если заменить один биткоин другим, это все еще будет биткоин. Но у NFT прописан уникальный код, и если один токен заменить другим, это будет совершенно другой предмет. Используется для фиксации предметов в мире блокчейна: ссылка на актив закрепляется в информации к NFT. Владелец обладает уникальной единицей информации, его права закреплены в цифровом формате.
Водитель Сидоров почти убедил инспекторов ДПС, что у него есть права в NFT. Проблема была в том, что оба сотрудника были сторонниками традиционных финансовых систем и поэтому задержали криптогонщика за езду без документов.
28/Whale
(Кит) трейдер, пользователь платформы или коллекционер, который совершает крупные сделки. Киты способны манипулировать рынком NFT.
Киты на рынке NFT не боятся ничего, кроме картинок с гарпуном.
29/Whitelist
Это список людей, допущенных к продаже (покупке) монет на ранней стадии развития того или иного проекта. В этот список попадают случайные люди, выполнившие задания.
Сергей ждал официального дропа, чтобы зайти на биржу через парадный подъезд. Его друг-трудоголик Иван решил, что через черный ход быстрее, и пахал как проклятый, чтоб попасть в вайтлист.
30/White Paper
Технический документ, в котором авторы криптовалюты излагают цели проекта и способы их достижения, а также механику работы их проекта. Выпускается, чтобы люди понимали, во что они инвестируют и есть ли у крипты перспективы.
В семье криптотрейдеров сын перед тем, как просить карманные деньги на месяц, должен предоставить white paper, чтобы родители оценили перспективность проекта.
31/Play-to-Earn (P2E)
Концепция видеоигр, в которых игроки получают криптоактивы за достижения в игре. После эти активы можно продать или обменять.
Если отец Миши от видеоигр заработал только близорукость, то его сын смог заработать еще и немного монет. Торжество P2E-концепции!
Материал выпускной квалификационной работы студентки НИУ ВШЭ Махоткиной А. А.
Автор: Алина Андреевна Махоткина
Блокчейн и арт: возможность функционирования рынка NFT
NFT расшифровывается как non-fungible token, что означает невзаимозаменяемый токен. Однако NFT — не только токен, это в том числе и система, среда, которая выстраивается вокруг использования данной технологии. Данный раздел является скорее обзорным и рассказывает об особенностях сферы и рынка NFT, а также различных противоречиях, явлениях, влиянии NFT на общественное устройство.
Non-fungible token называют цифровой валютой, хотя в прямом смысле криптовалютой NFT не является, ведь токен невзаимозаменяем, его нельзя обменять на «аналогичный» токен, как, к примеру, криптовалюту биткоин, именно благодаря невзаимозаменяемости токен должным образом подходит для распознавания человека или вещи1. Применение NFT в том формате, в котором мы знаем его сейчас, произошло в 2017 году, когда был представлен стандарт смарт-контракта ERC-721, который позволил создавать новый тип токенов на Ethereum — невзаимозаменяемых по своему типу2. NFT стал популярным в криптокомьюнити благодаря криптоигре CryptoKitties, всемирно известным же стал благодаря использованию технологии в арт-индустрии.
Игра CryptoKitties, Axiom Zen
Использование NFT возможно благодаря использованию технологии блокчейн, которая в свою очередь призвана устанавливать четкое и неоспоримое цифровое владение. Блокчейн обеспечивает достоверность транзакций, предотвращая любое изменение и модификацию записанных в цепочку данных. Таким образом, блокчейн создает искусственный дефицит и формирует базу для онлайн-экономики.
Создание криптовалюты было бы невозможно без технологии блокчейн (blockchain) — технологии распределенного реестра, цифровой записи, которая позволяет без посредников и доверия какому-либо третьему лицу (агенту) проводить различные транзакции, записывать данные. Техническая инновация блокчейна состоит в том, что она ориентирована на распределенную и децентрализованную структуру данных. Блокчейн полезен тем, что защищает транзакции от несанкционированного доступа к их записи; транзакции хранятся в распределенной форме и не могут быть подконтрольны одному человеку. Это возможно благодаря смарт-контрактам — термин, введеный Ником Сабо в 1994 году. Смарт-контракты позволяют безопасно выполнять транзакции сторонам, которые друг друга не знают и друг другу не доверяют3.
Технология блокчейн и ее распространение обозначают несколько проблем для общества: трансформация традиционных социальных связей и институтов. Особое внимание важно обратить на социальный контроль, доверие, управляемость в контексте использования технологии. Если популярность блокчейна увеличивается, значит, эта технология удовлетворяет определенные потребности общества. Возможно, это связано с переосмыслением роли и функции государства в такого рода экономическом обмене, а точнее — отсутствие этой роли как таковой; также востребованность блокчейна может быть объяснена возможностью обмена символическими и информационными ресурсами4.
Стоит отметить, что такое рассуждение о криптовалютах и блокчейне непосредственным образом связано с рынком NFT по причине того, что, во-первых, невзаимозаменяемые токены продаются за криптовалюту и зависят от криптовалютного рынка, а во-вторых, NFT существует и функционирует также благодаря технологии блокчейн. Рынок NFT также напрямую связан с рынком криптовалюты, что говорит об особом устройстве социально-экономических отношений внутри него, о своих законах и целях.
О применении блокчейна в сфере искусства заговорили задолго до «бума» рынка NFT-искусства в 2021 году. Говорили и о транзакциях: материальных и нематериальных объектов, о появлении так называемой смешанной реальности (mixed reality. — Прим. ред.), в которой виртуальный и реальный миры тесно соединены и связаны5.
С появлением и развитием цифрового контента вопрос нелегального копирования становится ключевым для производителей такого контента. Авторы статьи о видимости, прозрачности в цифровом искусстве (digital art) поднимают проблему недостатка сведений о цифровом искусстве в интернете, таких как происхождение арт-объекта, его создателя, его оригинальности. Основное положение состоит в следующем: люди платили бы за цифровой контент, если бы процесс был достаточно прост и отсутствовала бы асимметрия информации; чаще всего пользователям интернета не достает информации о создателе определенного объекта цифрового искусства, о том, какие права установлены на использование, к примеру, картинки. Материальное искусство, кинофильмы, литература, музыка защищены авторскими правами, как и цифровое искусство, однако в цифровом мире эффективность законов об авторском праве значительно ниже и является ограниченной. Во-первых, в силу среды, в которой располагаются данные цифровые объекты искусства: ограниченная видимость и недостаточное понимание работы законов об авторском праве в новом поле, где культурные и социальные нормы еще не установлены6.
Владение цифровым искусством создает определенные проблемы, касающиеся вопросов хранения, владения, оригинальности. Для нового мира цифрового искусства необходимы новые решения, технологии. Но, конечно, насущной и большой проблемой для цифрового рынка искусства является беспрепятственное копирование и пиратство контента.
Основной вопрос — установление оригинальности и происхождения digital art’а — бросает еще несколько вызовов для индустрии цифрового искусства: как коллекционерами должен коллекционироваться digital art для возможности его дальнейшей продажи? Как устанавливается происхождение цифрового искусства, если точнейшая копия может быть сделана по одному клику мыши? Еще до появления NFT исследователи видели в использовании блокчейна потенциал не только для криптовалют, но и перспективную технологию для установления правообладания, увеличения «видимости» цифрового искусства и большой потенциал для трансформации бизнеса.
Рынок NFT digital-искусства не появился внезапно, еще в 2016 году исследователями цифрового искусства и применения технологии блокчейна была предпринята попытка создания платформы Monegraph, целью которой является использование технологии блокчейн для верификации определенного цифрового объекта искусства, записи его происхождения, цены, истории; иными словами, для создания такой базы данных о цифровых артефактах, которую будет максимально трудно подделать7.
Digital art — это цифровое искусство, которое «рождено» в диджитале, создано, хранится и распределяется с помощью цифровых технологий и использует эти технологии в качестве своей среды8. Однако даже при использовании технологий цифровое искусство не всегда вписывается в привычный рынок искусства, построенный на владении уникальными объектами искусства.
С другой стороны, наше представление о подлинности цифрового арт-объекта благодаря блокчейну и верификации оригинального цифрового артефакта больше не будет сведено к одной конкретной картинке, оно будет сведено к записям в блокчейне, которые подтверждают оригинальность, владение, историю и другое. Иными словами, подлинность цифрового объекта искусства более не рассматривается в концепте дефицита и имения одной-единственной копии, теперь подлинность цифрового объекта заключается в его отличительности, подтвержденной хешем (хеш — каждая новая цепочка в блоке; «цифровой отпечаток» транзакции. — Прим. ред.) блокчейна9.
Если говорить еще проще, исключительность, оригинальность, подлинность какого-либо объекта цифрового искусства заключается не в том, что именно этот артефакт является первым, не копированным, а в том, что этот цифровой объект имеет определенную метку, подтверждающую его оригинальность. Таким образом, ценность смещается с объекта на наличие записей об этом объекте в блокчейне.
С точки зрения простого читателя, никак не связанного с миром цифрового искусства, миром NFT и криптовалют, трудно представить, почему запись в блокчейне об истории и происхождении какой-либо картинки или гифки может иметь особую ценность, если эту же картинку или гифку можно «приобрести» абсолютно бесплатно, путем нажатия правой кнопки мыши. Вероятно, чтобы получить ответ на вопрос, необходимо вспомнить о том, что деньги работают лишь в том случае, если все верят в их ценность. Скорее всего, цифровые художники и коллекционеры digital арта приобретают NFT, потому что также верят в ценность этого сертификата.
Необходимо еще раз отметить, что технология блокчейн создает особое поле социально-экономических отношений, новую формацию экономического обмена. Блокчейн может быть привлекателен для пользователей из-за отсутствия полагания на третью контролирующую сторону в процессе транзакций, иными словами, на такие институциональные структуры, как банки. Также привлекательность и популярность такого инструмента, как блокчейн, может детерминироваться невозможностью (большой трудностью) подделки записей в цепочках блокчейна. Технология блокчейн полезна не только в поле криптовалют, но и в установлении авторских прав и верификации подлинности цифровых объектов (не только искусства).
Взгляд на мотивации: социологический подход
Рынок искусства — специфический вид рынка, в котором участники имеют определенные правила, установки и не всегда эксплицитные мотивации покупки и продажи предметов искусства.
Рынок NFT осложняет ситуацию определения мотивации ввиду уже обозначенных противоречий и парадоксов. И все же NFT вызвал большой ажиотаж в обществе и даже некоторый сдвиг в сознании: теперь за бесплатные картинки нужно платить огромные суммы.
На чем держится и существует этот рынок, если смотреть через призму мотивации людей, которые являются его ключевыми игроками: производителей контента (художников, селебрити, дизайнеров и др.), а также покупателей (коллекционеров); очевидно, рынок не может существовать без людей, которые будут производить и приобретать определенный товар.
Искусство может быть полезно потребителю, потому что имеет эстетическую ценность, социальную ценность, инвестиционную ценность10. Что касается эстетической ценности искусства, у покупателей NFT-искусства может присутствовать мотивация получения эстетического наслаждения, восхищения произведениями искусства. Также одной из мотиваций вхождения на рынок NFT и функционирования в нем может быть мотивация заработка, как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Продажи на рынке NFT в начале 2021 года, согласно проведенному исследованию рынка, достигли $2 миллиардов. По итогам всего 2021 года продажи достигли $17,6 миллиарда, что в 215 раз больше показателя 2020 года ($82 миллиона)11.
Производитель контента «заходит» на рынок, чтобы продать произведение искусства и получить прибыль за товар. Что касается покупателей контента, для них может быть характерен мотив инвестирования.
Инвестиции в NFT возможны в нескольких направлениях:
1) на аукционе любого маркетплейса происходит покупка невзаимозаменяемого токена с целью последующей его продажи по более выгодной цене;
2) кредитование NFT-пользователей, когда инвестор предоставляет заем создателю NFT под определенный процент. Здесь нужно упомянуть, что создатель контента в процессе выставления своего произведения на продажу должен заплатить платформе своеобразный налог — gas (gas fee), который может составлять внушительную сумму, зависящую от ситуации на рынке, курса криптовалюты и другого;
3) можно инвестировать в индекс NFT посредством специализированной платформы NFTX, индекс отслеживает стоимость сразу нескольких невзаимозаменяемых токенов12.
Продажи на рынке NFT и цены на различные арт-объекты определенно приковывают внимание общественности к данному феномену. Цены выражают идентичности художников, коллекционеров, арт-дилеров, а также формируют статусные иерархии; цены соотносятся не только с предметами искусства, но и с участниками рынка.
Сам концепт новизны NFT-рынка и недоступности его для многих в обществе конструирует определенный социальный статус людей, которые решили стать участниками этой игры: особенность, эксклюзивность, отличительность. Невероятно высокие цены рынка, недоступные для большинства населения, также являются статусными символами. Идея заключается в том, что потребление праздного класса является не рациональным, а скорее расточительным. Полезность товаров для потребителя, относящегося к праздному классу, в большей степени связана с репутацией в обществе, которой можно обладать путем демонстративного потребления13.
⠀
Коллекционер
Мотивы коллекционеров, исходя из теории праздного класса, заключаются в том, чтобы продемонстрировать свой социальный статус и материальное положение, к примеру выложив картинку, будучи обладателем NFT, в социальные сети и рассказав об этом. Потребитель желает обладать товаром, который не может приобрести большинство из-за высокой цены14. Товары приобретают знаковую стоимость, связываются, ассоциируются со сложившимися символическими образами и стилями потребления15.
Для коллекционеров также важна не только первоначальная цена, но и разница между первоначальной и текущей стоимостью на рынке, это также выступает в роли особого статусного символа, ведь повышение цены на рынке демонстрирует дальновидность коллекционера, арт-дилера и их способность предугадывать качество, потенциал работ художников16.
Исследование, посвященное непосредственно мотивациям коллекционирования, выделяет следующие мотивы, которые также могут быть переложены на покупателей (коллекционеров) рынка NFT: стремление представителей определенного класса выразить определенные изменения в жизни индивида, добавление социальной и культурной респектабельности; коллекционирование может являться стимулом любознательности и исследования коллекционера; коллекционирование как самовыражение определенной личности; как хобби17.
Продавец
Основная задача невзаимозаменяемого токена — защита и определение прав на интеллектуальную собственность, и, разумеется, мотивацией для акторов — продавцов может быть мотивация установления права на интеллектуальную собственность. Однако вопрос NFT и защиты интеллектуальных прав является двойственным. NFT на блокчейне не содержит сам цифровой артефакт; NFT представляет собой контракт, в котором прописывается, что определенный юзер (пользователь. — Прим. ред.) владеет определенным файлом18. На данный момент мы будем исходить из предпосылки, что NFT действительно в какой-то степени защищает права производителей контента на интеллектуальную собственность.
Интересным подспорьем для понимания того, как функционирует NFT-рынок, является исследование о привязанности к виртуальной собственности в видеоиграх19. Результаты исследования показывают, что потребители скрыто стремятся к обладанию и формированию привязанности как к материальным, так и нематериальным вещам, однако практика потребления материальных и практика потребления нематериальных объектов (digital virtual possession) различаются, и различие заключается не только лишь в нематериальности объектов. Человек выстраивает значимые (meaningful) отношения с объектами, и таким образом формируется привязанность. Владельцы NFT могут формировать привязанность к объектам NFT, строить особый смысл для связи с этими цифровыми артефактами. Желание обладать цифровой собственностью также может являться мотивацией для вхождения на рынок цифрового искусства.
В ходе приведенных рассуждений и теорий конкретизированы некоторые виды мотиваций к вхождению и функционированию рынка NFT, которые гипотетически могут быть присущи участникам рынка: мотивация эстетического наслаждения, мотивация заработка, статусная мотивация, мотивация установления права на интеллектуальную собственность, мотивация к обладанию нематериальными объектами.
Конец искусства
Для того чтобы глобально понять, почему цифровые «картинки» могут представлять собой какую-либо ценность и почему теперь любой цифровой предмет может считаться искусством на рынке NFT, необходимо обратиться к оптике постмодернизма. Все-таки, если мы придерживаемся позиции, что какая-то часть NFT-объектов — искусство, важно понять, как это искусство концептуально вписывается в контекст.
Одной из самых ярких фигур постмодернизма является французский социолог, культуролог и философ Жан Бодрийяр. Бодрийяр использовал понятие «симулякр», обозначающее подобие, копию, замещение реальности; это то, что не имеет оригинала в реальности или со временем утрачивает его. Теоретик также вводит термин «гиперреальность» — реальность, которая надстроена над подлинной. Для Борийяра то, что мы имеем сейчас, — лишь симуляция реальности, которая замещена символами и знаками; симуляция стирает границу между действительностью и знаками20.
NFT — не что иное, как симулякр, а весь арт-рынок представляет из себя гиперреальность. NFT является замещением реальности, не существующим в реальной жизни. Одним из самых ярких примеров, доказывающим данный тезис, является прецедент продажи NFT-картины художника Бэнкси, которую сожгли в реальной жизни и превратили в невзаимозаменяемый токен. В реальности ее более не существует. Постмодернисты, и в частности Бодрийяр, большое внимание в своих рассуждениях уделяли искусству, совсем не зная, что в будущем появится такой феномен, как NFT, который, пожалуй, становится апогеем рассуждений о симуляции и симулякрах в искусстве.
Еще одним теоретиком-постмодернистом, Артуром Данто был введен термин «конец искусства», который означает утрату ценностей и общего канона искусства, а также стирание границ между искусством и остальными сферами жизни, отсутствие каких-либо критериев для искусства.
Жан Бодрийяр подробно говорит об искусстве и его как таковом отсутствии в работе, рассказывающей про «заговор искусства». Искусство становится современным, когда утрачивает желание иллюзии. В современном искусстве не существует тайн, все они заранее разоблачены. Искусство также является гиперреальностью, его устройство и формы заранее известны, транспарентны. Понимая свою симулятивность, искусство обращается к иронии и пытается высмеивать классические подходы и ценности, тем самым пытаясь обернуть ситуацию в свою сторону. Получается довольно запутанный механизм: уже заведомо несуществующее и обесцененное искусство разоблачает свою обесцененность и даже исчезновение. Современное искусство также занимается лишь вторичной переработкой, апроприацией; за всеми формами современного искусства не стоит ничего, кроме как консолидация реалий и всех предшествующих форм из истории искусств.
Что можно сказать о рынке NFT через призму постмодернизма? Концепт NFT, кажется, максимизирует представление о гиперреальности и симулякрах, потому что объектов, привязанных к NFT, не только не существует в реальности, но они ко всему прочему могут быть легко скопированы и растиражированы в бесчисленном количестве экземпляров. По-видимому, искусству сейчас действительно остается только иронизировать над своим крахом, но тем самым это и является средством существования и воспроизводства. Концепция «конца искусства» также вписывается в рынок NFT digital art-объектов, ведь искусством в NFT теперь может считаться что угодно, не существует канонов и преград; изображение пикселя, мема, скриншот твита — все это провозглашает себя искусством, или по крайней мере провозглашается создателями и коллекционерами данных артефактов. Кажется, это высшая степень иронии над миром искусства: теперь, чтобы считать объект искусством, не нужно делать по факту вообще ничего в плане создания. Безусловно, это касается не всего цифрового искусства, продаваемого в виде NFT.
Постмодернистская оптика и «конец искусства» приводят к большему пониманию ценности арт-объектов на рынке NFT и возможному объяснению, почему одни коллекции или отдельные артефакты продаются по большим ценам.
Материал интервью Анны Асатуровой
Эксперт: Герберт Шопник, основатель NFT-агентства Digital Art EXPO; ex-CEO S7 TechLab; ex-Microsoft, VMware, Bitfury; лектор ВШЭ, МГИМО, РЭУ Плеханова, MDS
Влияние санкций и ограничений на NFT-сферу сегодня
Санкциями и ограничениями были задеты и культурная, и технологическая сферы.
Ограничения повлияли на взаимодействие людей, на связи, на участие российских креаторов в международных проектах. Американские и европейские покупатели NFT начали совершать покупки, следуя определенным политическим тенденциям. Интерес к российским художникам на какое-то время угас. Если бы не политические события, скорее всего средства коллекционеров распределялись равномерно, а в нашей современной ситуации получился перекос. Российские художники оказались отрезанными от европейского сообщества, от мирового контекста. Со многими либо заморозили работу зарубежные проекты, либо в явном виде разорвали отношения и перестали сотрудничать.
Проблемы инфраструктуры и технологий проявились не сразу. Вначале казалось, что санкции сильно ни на что не повлияли. Блокчейн — это децентрализованная, никому не принадлежащая сеть, и поэтому стороннего влияния там быть не должно. А вот NFT-маркетплейсы — это частный бизнес, который ведется в различных юрисдикциях и управляется людьми. Поэтому решения могут приниматься в соответствии с требованием санкций, социально-политической повестки, мнением сообщества и личных предпочтений фаундеров.
На некоторых биржах начали ограничивать продажу и покупку криптовалюты, что косвенно влияет и на сферу NFT. Прямое же влияние оказало регулирование некоторых NFT-площадок. Например, крупнейший маркетплейс и агрегатор OpenSea перестал работать с российскими IP-адресами, поэтому стало невозможно зайти на ОpenSea без VPN. И еще ряд других топовых площадок начали ограничивать подключение из России, но это далеко не конец света, и тот, кто хочет, сможет найти решение.
Это очень похоже на блокировку Instagram21. Блогеры, которые активно работали и зарабатывали на рекламе, имея большую аудиторию, вдруг оказались без нее. Многие люди постепенно перестали туда заходить, и посещаемость упала. Но упала некритично, и возможность работать через соцсеть все-таки есть.
Есть NFT-площадки, которые не блокируются. Есть и другие рынки, помимо Европы и Америки. Например, Арабские Эмираты или Азия. Поэтому можно продолжать работать!
Бытует мнение, что NFT — это сфера децентрализации, ровно как и блокчейн: не так важно, из какой ты страны, на комьюнити это не влияет. Но на практике влияет. Потому что децентрализация проявляется в другом, в сути технологии. Сам блокчейн, действительно, никем не управляется. Любой креатор может создать NFT, и этот токен будет храниться в блокчейне. Но вот инфраструктура вокруг блокчейна, к примеру NFT-маркетплейс и криптобиржи, она централизована, она кому-то принадлежит. И если за этим стоит компания, она может попадать под влияние санкций, и тогда это уже будет распространяться на клиентов этой конкретной компании. Также нельзя сказать, что все коллекционеры и художники анонимные. Коллекционер, который приобретает цифровое произведение какого-то художника, перед тем как его купить, изучает художника: кто он, откуда он, историю продаж. И это рождает уже человеческие отношения.
То есть децентрализация заложена только в самой технологии, в самом блокчейне. Все остальное — это уже человеческий фактор, бизнес и инфраструктура поверх блокчейна.
Будущее NFT-проекта в арт-сфере
NFT — это, в первую очередь, очень крутой инструмент для позиционирования, продвижения, купли-продажи, провенанса, отчислений роялти и др. И он стремительно ворвался в арт-сферу, буквально за год. Сейчас произошло принятие этого инструмента. Это видно, потому что и на крупных выставках, и в крупных музеях про NFT говорят, спорят, дискутируют, ищут пути интеграции этой технологии в жизнь.
Но все равно, наши деятели искусства, даже самые топовые, еще не до конца понимают, что это такое. Поэтому в арт-сфере существует множество терминов, которые трактуются по-разному. Например, NFT-искусство или NFT-арт. Некоторые считают, что все, что «запихнули» в NFT, — это NFT-искусство. Но это не верно.
Представьте область в виде круга — это, условно, все современное искусство. Современное искусство включает в себя много всего, в том числе искусство новых медиа. То есть внутри большого круга есть окружность поменьше под категорией «цифровое искусство», «диджитал-арт». Оно возникло в 60-х годах прошлого века с появлением первых компьютеров и технологий. В цифровом искусстве есть разные направления, и можно выделить кружочки поменьше: видео, компьютерная графика, нарисованная «рукой» художника, или генеративная графика, созданная при помощи алгоритмов или нейросетей. Среди этих кружочков появляется и понятие «крипто-арт». Для меня крипто-арт это визуалы в определенной стилистике. Например, криптопанки или обезьяны из коллекции Bored Apes Yacht Club — это именно по стилистике крипто-арт, а не потому что это NFT.
У NFT есть разные позитивные свойства, которые эта сфера вобрала из блокчейна. У технологии блокчейн есть уникальные преимущества, такие как: неизменность информации, прозрачность аудита и смарт-контракты.
Коллекция CryptoPunks и Bored Ape Yacht Club, Yuga Lab
Что такое «неизменность информации» и что это дает нам в NFT? Блокчейн хранит информацию таким образом, что ее невозможно изменить, удалить или добавить задним числом. Это дает возможность подтверждать и отслеживать, когда и кем была создана работа, за сколько она была продана, кому сейчас она принадлежит. То есть появляется абсолютная прозрачность провенанса. Также смарт-контракт позволяет осуществлять куплю-продажу, передачу цифрового актива от одного владельца к другому, автоматически отчислять роялти. Эти возможности очень понравились художникам.
А вот теперь самое важное. NFT-искусство для меня — это то, где креатор сам или с кем-то в коллаборации может при помощи смарт-контракта создать такое произведение, которое невозможно создать просто на холсте при помощи кисти и красок. То есть тут блокчейн дополнительно используется для раскрытия и выражения замысла креатора при помощи новой технологии. Вот что я бы назвал NFT-искусством.
Таких проектов пока очень мало, но их должно появляться больше и больше. Отличным примером может служить проект OG: Crystals на площадке Snark.art. В команде этого проекта и художники, и блокчейн-разработчики. С помощью смарт-контракта с каждым фактом купли-продажи NFT появляется финальный образ кристалла, который подчиняется определенным правилам, завораживающее зрелище. NFT-искусство — это то, где удалось использовать возможность блокчейна для раскрытия потенциала и идеи креатора, то, чего он не может создать при помощи физических инструментов.
И музеи, и галереи, и арт-дилеры будут так или иначе обращать внимание на такие NFT. Просто в разных случаях форма взаимодействия с подобными объектами будет разной. Иногда это может быть ради подтверждения продаж, иногда с целью прозрачности провенанса, иногда это будет просто часть музейной коллекции.
Коллекционеры традиционного искусства и NFT
Что касается деления на коллекционеров традиционного искусства и NFT, то ответ довольно прост: «Если я являюсь коллекционером современного искусства, ежегодно посещаю ярмарки современного искусства, покупаю что-то, у меня разнообразная коллекция, где есть разные художники, и я не ограничиваюсь только одним направлением, одним художником, то моя коллекция не полная, если у меня нет NFT. Потому что NFT — это явление современного искусства, которое уже нельзя игнорировать».
Все люди, кто-то быстрее, кто-то медленнее, пытаются осознать и принять ценность владения виртуальным объектом. Стадию принятия разные люди проходят по-разному. Мне самому, возможно, потребовалось несколько месяцев, чтобы прийти к этому. Наверное, молодым людям, которые родились уже в цифровом мире, легче и быстрее дается это осознание, чем людям постарше. Но на самом деле уже 10—15 лет назад люди играли в компьютерные игры, где требовалось оплачивать виртуальные объекты реальными деньгами. Уже тогда формировалось определенное отношение к ценности виртуальных предметов.
Еще есть частичные скептики. Это когда человек пытается принять виртуальное, но хочет все-таки ухватиться за физическое. Из этого выросла практика сканирования физического предмета, картины или скульптуры и создание NFT из оцифрованного объекта. Такие «сдвоенные» произведения — оригинал плюс цифровая копия — воспринимаются легче. Я называю это переходным периодом. Когда можно пощупать — это легче понять и принять, потому что это более привычная субстанция для человека. В этом случае NFT выступает как инструмент купли-продажи или как инструмент демонстрации, продвижения физического произведения.
Но чаще всего коллекционеры из NFT-мира не хотят ничего отсканированного. Для них это ненастоящее, им интересно то, что сразу создается в цифре, что рождается в цифровом мире. Сканирование — это вторичная переработанная история, и в этом они правы. Хотя определенные преимущества в таком подходе тоже есть.
Если мы говорим об NFT без существования физического объекта, то NFT как раз и является первично созданным объектом, имеющим свою первоначальную ценность, — так же как и любой предмет в физическом мире, созданный человеком. И к этому пониманию надо прийти.
Материал интервью Анны Асатуровой
Эксперт: Антон Нечаев, сооснователь платформы Bizar
Бэкграунд команды / история создания проекта Bizar
Сооснователи платформы Bizar — Антон и Илья — пришли из маркетинговой сферы. В их сферу деятельности входило все от продуктовой разработки, в том числе цифровой, до продвижения. Однако хотелось создать свой e-commerce-проект. Нужно было определиться со сферой.
«Современное искусство я люблю уже достаточно давно. И мы как-то быстро пришли к тому, что можно попробовать сделать e-commerce в этом сегменте», — говорит Антон Нечаев.
Первые шаги
Пару месяцев были потрачены на изучение рынка, опрос. Исследование показало, что арт-рынок находится в классической ситуации готовности, когда много продавцов и при этом отсутствует единая площадка для продажи. Характерно, что кроме галеристов, которые активно работают с несколькими авторами, активно появляются на рынке персональные продавцы-художники, которые начали заниматься своим брендом.
Почему готовность к тому, что появится единая интернет-площадка, была? Потому что каждому игроку рынка по отдельности почти нереально было выстроить какую-то цифровую витрину, которая смогла бы приводить трафик, давала бы хороший клиентский опыт, имела бы какой-то технологический стек. Для каждого в отдельности это дорого и не очень эффективно, а единичные продажи не смогли бы конкурировать с классической схемой офлайн-продаж, к которым арт-мир особенно привык.
Создатели платформы Bizar решили заполнить данную нишу и стали «сервисным агрегатором», который дает возможность галереям и отдельным художникам кратно увеличить свою онлайн-представленность в интернете, а также помогает выходить на новых клиентов и менять привычные схемы взаимодействия в мире искусства.
Еще одна важная миссия, которой занимаются представители Bizar, — это цифровизация каталогов галерей. Почему цифровизация важна? Потому что представленность в интернете сейчас — это не дополнительная функция, а скорее необходимость. И важно это, в первую очередь, для продажи. В каталоге Bizar сейчас больше 10 000 наименований. Статистика показывает, что и половины каталога вообще не было в цифре. То есть работы можно было увидеть только вживую, в интернете этого не существовало.
Платформа Bizar
Road map проекта показывает, что для того, чтобы сделать хороший, полноценный, работающий проект, не нужно много времени.
— Разработка концепции проекта началась в конце 2020-го.
— С января 2021-го начался физический девелопмент онлайн-площадки.
— В тестовом варианте проект вышел в конце июня 2021 года.
— Онлайн-продвижение началось с сентября 2021 года.
Конечно, если говорить про особенности присутствия искусства в сфере e-commerce, то больше общего, чем отличий. Но отличия есть, и на них стоит сделать отдельный акцент.
Особенности взаимодействия арт-сферы и e-commerce
Особенность номер 1
Есть необходимость гораздо большего объема поддержки продавцов, чем у классического маркетплейса. Обычный маркетплейс, конечно, заинтересован в продавцах, но оставляет все, что происходит, на их совести. Условно, если продавец не смог два раза отправить товар, у него просто приостанавливают действие аккаунта. Проекту Bizar приходится гораздо бережнее взаимодействовать с продавцами. Им необходимо привыкнуть к новой схеме, когда все процессы менеджерятся дистанционно: от выбора товара до упаковки и логистики.
Особенность номер 2
Несмотря на то что на маркетплейсе представлены достаточно дорогие работы, на платформе Bizar много серийных покупателей. Люди возвращаются за второй, третьей покупкой, причем даже если первая покупка на платформе — это первая в жизни покупка искусства. И не всегда это те, кого мы привыкли считать коллекционерами. Просто когда дома висел какой-то постер, а потом появляется первая работа, то все остальное начинает выглядеть не так, хочется постепенно все заменить.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Nовый Fормат Tворчества предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Thilagaraj A. Davis, J. Non-Fungible Token (NFT) — The Game Changer in The Digital Art World. Ciencia Y Sociedad. 2021. Vol. 51. P. 190—194.
2
Valeonti F, Bikakis A, Terras M, Speed C, Hudson-Smith A, Chalkias K. Crypto Collectibles, Museum Funding and OpenGLAM: Challenges, Opportunities and the Potential of Non-Fungible Tokens (NFTs). Appl. Sci. 2021, 11, 9931.
3
Regner F, Schweizer A, Urbach N. NFTs in Practice — Non-Fungible Tokens as Core Component of a Blockchain-based Event Ticketing Application // Conference: 40th International Conference on Information Systems (ICIS 2019). At: Munich.
4
Миронов Д. В. Технология блокчейн и трансформация социального пространства: проблемы социологического анализа / Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения // Сборник материалов Международной научной конференции. 2018. С. 179—181.
5
Adams R, Parry G, Godsiff P, Ward, P. The future of money and further applications of the blockchain // Strategic Change. 2017. Vol. 26. No. 5. P. 417—422.
6
McConaghy M, McMullen G, Parry G, McConaghy T, Holtzman D. Visibility and digital art: Blockchain as an ownership layer on the Internet // Strategic change. 2017. Vol. 26. Issue 5. (September). P. 467.
7
Zeilinger M. Digital Art as «Monetised Graphics»: Enforcing Intellectual Property on the Blockchain // Philosophy & Technology. 2018. Vol. 31. P. 15—41.
9
Zeilinger M. Digital Art as «Monetised Graphics’: Enforcing Intellectual Property on the Blockchain // Philosophy & Technology. 2018. Vol. 31. P. 15.
11
Продажи NFT в 2021 году взлетели в 215 раз и достигли $17,6 млрд // Интерфакс [сайт] URL: https://www.interfax.ru/digital/827452 (Дата обращения: 01.03.2022)
12
NFT, можно ли на этом заработать // Fin-plan [сайт] URL: https://fin-plan.org/blog/investitsii/nft-mozhno-li-na-etom-zarabotat/ (Дата обращения: 03.03.2022)
14
Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993.
15
Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. №1. С. 5—18.
16
Вельтус О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка / перевод Е. С. Бердышевой // Экономическая социология. 2008. Т. 9. №3. С. 33—59.
17
Макарова Е. А. Коллекционирование в системе социокультурных практик // Культура и искусство. №5. С. 94—105; Spaid B, Matthes J. Consumer collecting identity and behaviors: underlying motivations and impact on life satisfaction // Journal of Consumer Marketing. 2021. Vol. 38. No. 5. P. 552—564.
18
Okonkwo I. E. NFT, Copyright; and Intellectual Property Commercialisation // International Journal of Law and Information Technology. Vol. 21. Issue 4. 2021. P. 296—304.
19
Watkins R, Molesworth M. Attachment to digital virtual possessions in videogames. In Research in consumer behavior. Emerald Group Publishing Limited. Vol. 14. 2012. P. 153—171.